На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Гражданство Российской Федерации в юридическом значении

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.4.2014. Сдан: 2010. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ

Введение              ........................................ 2

1. Понятие  гражданства ....................................... 4

2. Основания  и порядок приобретения российского  гражданства ..14

3. Изменение  и прекращение российского гражданства .......... 23

Заключение           ........................................ 28

Литература           ........................................ 31

Приложение           ........................................ 32

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


      ВВЕДЕНИЕ

 
      Гражданин, гражданственность — это слова одного корня. В понятии "гражданин" различаются два аспекта: морально-политический и юридический. Гражданство как морально-политическая категория тождественно понятию патриот. Гражданственность и патриотизм выступают как равнозначные явления. Не случайно в период иностранной интервенции после Октября 1917 года на улицах Москвы можно было прочесть лозунг: "Тогда лишь гражданин чего-нибудь достоин, когда он гражданин и воин".
      Чувство патриотизма, высокой гражданственности присуще прогрессивным представителям всех поколений нашей страны. Поэт-декабрист К.Ф. Рылеев незадолго до казни писал: "Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан". Таков морально-политический смысл гражданства, отождествляемого с патриотизмом, беззаветном служением Родине, народу.
      Гражданство — это и правовая категория, связанная  с населением государства. Следует  различать фактическое население  и население в государственно-правовом смысле. Фактическое население государства состоит из всех лиц, проживающих на его территории. К ним относятся граждане этого государства, иностранцы, лица без гражданства. Население же в государственно-правовом смысле — это лишь граждане данного государства, притом не только те, которые находятся на его территории, но и проживающие за границей.
      Без всякого преувеличения можно  сказать, что принятие Закона о гражданстве  Российской Федерации имеет очень  большое значение, поскольку его  действие распространяется практически на всех лиц, проживающих в нашей стране, и на значительное число лиц, находящихся за ее пределами.
      Проблемы  гражданства для новой России очень остры. Региональные конфликты, межнациональные противоречия вызвали  потоки беженцев, вынужденных переселенцев. К примеру, органами внутренних дел  с 1992 года рассмотрено более 800 тысяч заявлений о приобретении российского гражданства.
        Как известно, в современном мировом  сообществе общими усилиями созданы  и общепризнанны нормы международного  права,  установившие основные  права и свободы, которыми обладают все жители нашей планеты, независимо от того, где они проживают. Основные международно-правовые нормы содержатся в таких документах, как Всеобщая декларация прав человека  (1948 г.), Международный пакт об экономических,  социальных и культурных правах (1966 г.),  Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), а также в целом ряде деклараций и конвенций, принятых международными организациями по широкому кругу важных проблем, затрагивающих права и интересы значительной части населения,  проживающего в разных регионах мира.
        Российский Закон о гражданстве  уже в самом начале подчеркивает, что он обеспечивает осуществление  норм и принципов международного  права, устанавливающих права  и основные свободы человека. Кроме того, Закон призван обеспечивать  наиболее благоприятные условия для каждого  гражданина Российского государства, защиту и покровительство своим гражданам, где бы они ни находились - в своей стране или за ее пределами.
      Из  сказанного следует, что действие Закона о гражданстве нашей страны, как  и подавляющего большинства законов о гражданстве других стран,  охватывает различные группы людей, в своей совокупности образующих население страны.
      Надо  отметить, что принадлежность лица к  гражданству того или иного  государства имеет существенное для него значение, поскольку государство, как правило, имеет свои особенности,  вытекающие из его исторического прошлого,  социального, политического, экономического и культурного развития. Можно утверждать, что   развитие международного сотрудничества в области прав человека и безопасности приводит к постепенному сближению законодательства различных стран в сфере, относящейся к  гражданству.
      Особое  правовое положение гражданства  основывается прежде всего на том, что  именно граждане, и только граждане, составляют ту часть населения государства, которая имеет с ним устойчивую правовую связь, практически никогда не прерываемую в течение всей жизни человека. Таким образом, именно граждане обеспечивают преемственность государства и государственной власти от поколения к поколению. Исходя из этого под гражданством понимается устойчивая,  закрепленная в праве связь человека с государством.
        Эта связь характеризуется тем,  что человек - гражданин - обладает  в отношении государства правами  и обязанностями, а государство  защищает своего гражданина, где бы он ни находился.
      Но  различия в правовом положении лиц, являющихся гражданами разных стран, еще остаются, причем весьма существенные.  Далеко не одинаково правовое положение отдельных групп граждан и в пределах одного государства. Особенно, как правило, велики различия между гражданами государства и остальными лицами, находящимися в его пределах, т. е.  иностранными гражданами и апатридами.
      Российский  закон о гражданстве в первых же строках дает определение гражданства  как устойчивой правовой связи человека с государством,  выражающейся в совокупности их взаимных прав,  обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
      Цель  данной работы состоит в том, чтобы  определить, что понимается под гражданством Российской Федерации в юридическом значении.
      Для этого нам необходимо решить ряд  задач: рассмотреть правовые аспекты  регулирования института гражданства  и проанализировать, насколько российское законодательство в этой области соответствует международным стандартам, проанализировать особенности правового регулирования приобретения и прекращения гражданства, статуса двойного гражданства, а также исследовать проблему гражданства субъектов РФ.
      Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.  

      ГЛАВА ПЕРВАЯ

      ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВА

 
      Гражданство известно человечеству с древнейших времен. Оно появляется с возникновением античных Греческого и Римского рабовладельческих  государств. Гражданство давало право  на участие в государственных делах, им наделялись имущие слои населения древнего Рима. Рабы, женщины, свободные, но неимущие исключались из их числа. Вместе с тем время от времени происходило включение в состав латинян жителей новых областей, что оформлялось дарованием римского гражданства. При этом проводилось различие между союзниками римского народа и самими римскими гражданами. Император Клавдий, согласно историку Тациту, в своей речи в сенате напоминал: «Мы достигли прочного спокойствия внутри нашего государства и блистательного положения во внешних делах лишь после того, как предоставили наше гражданство народностям, обитающим за рекой По... Разве мы раскаиваемся, что к нам переселились из Испании бальбы?.. Что же погубило лакедемонян и афинян, как не то, что они отгораживались от побежденных, так как те чужестранцы? А основатель нашего государства Ромул отличался столь выдающейся мудростью, что видел во многих на протяжении одного и того же дня сначала врагов, потом — граждан»1.
      Феодальное  общество, пришедшее на смену рабовладельческому, не знало института гражданства. Вместо него в средние века появляется термин «подданство», характеризующий личную зависимость крепостного от феодала. Подданство означало платить дань, находиться под властью феодала и монарха. В «Своде основных государственных законов Российской империи» говорилось, что российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности, согласно постановлениям закона. Повинности и налоги составляли существо феодального подданства. И это бремя лежало на трудящихся, поскольку феодальное общество делилось на сословия, низшими из которых были крестьяне и ремесленники.
      С возникновением в Европе в средние  века городов и по мере их экономического укрепления, они начинают вступать в борьбу с феодалами, добиваясь освобождения от их власти и приобретая нередко право самоуправления. В этих условиях горожане обретали определенную сумму прав, их правовое положение становится отличным от феодального подданства. Постепенно слово «горожанин» преобразуется в понятие «гражданин», противостоящее подданству и символизирующее лично свободного человека, как некий идеал, который в условиях феодального общества не мог быть осуществим для неимущих. В это время формируется муниципальное гражданство, сочетающее в себе, с одной стороны, прямое подчинение индивида власти, основанной не на договоре и не на землевладении, что было характерно сеньорату и сюзеренитету, а на статуте, с другой стороны, участие населения в городском самоуправлении, следовательно, в той же муниципальной власти. Говоря о городской автономии, Ж. Боден разграничивает понятия «гражданин» и «горожанин», ставя горожанина выше гражданина2. Следует отметить, что Законом об автономии Аланских островов в составе Финляндии, принятом в 1951 году, предусмотрено местное (региональное) гражданство3.
      С приходом к власти буржуазии, на смену  феодальному подданству приходит институт гражданства. Появление этой категории  было объективно предопределено.
      В буржуазном обществе принцип формального равенства перед законом обусловлен и вызван к жизни экономическими потребностями. Переход от ремесла к мануфактуре требовал существования рабочих не связанных феодальными путами, свободных и равных в выборе работодателя, которому они продают свою рабочую силу. Гражданство, пришедшее на смену феодальному подданству с его многочисленными сословиями, и есть политико-правовое закрепление формального равенства, как равенства всех перед законом, которое не привело и не могло привести к фактическому уравнению всех в пользовании экономическими благами и участию во власти.
      Есть  слова, которые олицетворяют появление  новых эпох, их гордое звучание воскресает в памяти славные и грозные  страницы истории. Равенство, демократия, гражданин — эти слова возродились  в период буржуазных революций, их пафос придавал романтическую окраску тем бурным событиям. Во времена Великой Французской революции слово гражданин звучало как символ новой эпохи. На одном из плакатов Французской революции 1789 года было начертано: «Здесь в почете звание гражданин». Герои и жертвы этой революции обращались друг к другу — гражданин Робеспьер, гражданин Марат, гражданин Дантон... «Пять миллионов французов отдали свои жизни за то, чтобы не считаться поданными», — писал Б. Констан4.
      В настоящее время утрачивается различие между категориями гражданство и подданство и последнее означает правовую связь с государством, имевшим монархическую форму правления, например Великобритания. В других монархиях, например в Дании, отказываются от термина подданство и используют в законодательстве категорию гражданство, что свидетельствует об их идентичности применительно к современному политико-правовому лексикону.
      Гражданство обладает политическим, классовым характером. Об этом свидетельствует история его возникновения, об этом говорят примеры как давно прошедших времен, так и наших дней.
      В процессе разработки Гражданского кодекса  Франции 1804 года возникли разногласия  о приобретении французского гражданства. Наполеон Бонапарт по этому поводу заявил: «Чем больше граждан, тем больше солдат», пытаясь приспособить гражданство к целям своей завоевательной политики.
      Когда в состав Парижской Коммуны был  избран венгр Франкел комиссия по проверке выборов на вопрос о том, могут ли иностранцы быть членами  Коммуны, дала следующий ответ: «Принимая во внимание что знамя Коммуны есть знамя Всемирной республики; что каждый город имеет право предоставлять гражданство иностранцам, которые ему служат, ... комиссия считает, что иностранцы могут быть допущены в Коммуну, и предлагает допустить в ее состав гражданина Франкеля»5.
      Есть  и другие примеры использования  категории гражданства в политических целях. Так, немецкие власти в начале мая 1918 года провели так называемую перерегистрацию русских военнопленных с целью выявления лиц, родившихся на оккупированных ими территориях. Таким пленным были выданы эрзац-паспорта, в которых, в которых они уже значились как лица без гражданства. Проведя эту операцию, немецкие военные власти начали их мобилизацию в армию. Действия германской администрации опирались на директиву германского генерального штаба, которая предписывала всеми силами препятствовать возвращению на родину лиц, пригодных для несения военной службы, боясь усиления формирующейся Красной Армии6.
      Власти  Израиля также пытались использовать гражданство, исходя из своих внешнеполитических целей, объявляя, что где бы гражданин еврейской нации ни проживал, он является гражданином Израиля и несет перед ним обязанности, в первую очередь воинские. Политика Израиля находила поддержку со стороны США. Она проявилась и в вопросах гражданства. В соответствии с законами США, американец, служащий в вооруженных силах иностранного государства, теряет свое гражданство. Согласно же решения Верховного суда США, американцы могли служить в Израиле без потери такового.
      Итак, гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иногда гражданство называют принадлежностью  лица к государству. Гражданство  – устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается.
      В законодательстве некоторых государств существуют различные термины для  обозначения принадлежности физических лиц к государству. В странах с республиканской формой правления обычно употребляется термин «гражданство», в странах  с монархической  формой правления все еще встречается термин ««подданство». В американском, британском, а также в законодательстве некоторых других государств существует множественность терминов, обозначающих принадлежность лица к государству.
      Например, наряду с терминами «citizen» (гражданин) и «subject» (подданный) в англо-американской теории и практике широко также распространен  термин «National », который буквально может быть переведен как «лицо, обладающее определенной национальной принадлежностью» (в юридическом смысле). Эта множественность терминов, означающих в настоящее время по существу одно и то же, порождена в прошлом колониализмом. В практике колониальных государств термин “гражданство” первоначально применялся лишь в отношении лиц, обладающих политическими и гражданскими правами в полном объеме. Коренное население колоний обычно относили к лицам, обладающим юридической принадлежностью к данному государству (Nationals, ressortissants и т. д.).  Крах колониализма привел к изменению первоначального смысла упомянутых терминов. Некоторые из них вообще вышли из употребления, но их множественность сохранилась до сих пор.
      Как юридическая категория гражданство  рассматривается в единстве трех его сторон:
      1) гражданство как субъективное  право;
      2) гражданство как правоотношение;
      3) гражданство как правовой институт.
      Гражданство представляет собой своеобразное субъективное право. Его особенность состоит  в том, что оно является необходимой предпосылкой для наделения лица всеми правами, свободами и обязанностями, закрепленными Конституцией Российской Федерации.
      Гражданство как субъективное право включает в себя ряд правомочий, наиболее характерные из которых следующие: правомочие гражданина проживать на территории государства; обладать всем комплексом прав, свобод и обязанностей, предусмотренных основным Законом; замещать любые государственные должности; пользоваться защитой прав и законных интересов со стороны государства как на его территории, так и вне ее; свободно покидать и возвращаться на территорию своего государства.

      Гражданство регулируется в принципе внутренним законодательством государства. Возможно отсутствие закона о гражданстве  в каком-либо государстве. Но дело не в формальном законодательном регулировании гражданства. Гражданство – понятие, неразрывно связанное с государственностью. Отсутствие закона о гражданстве не означает отсутствия самого гражданства,  хотя и может осложнить ведение внешних сношений. Так или иначе, регламентация гражданства – внутренний вопрос, сфера внутренней компетенции государства. Условия приобретения и утраты гражданства устанавливаются внутренним законодательством государства. Поскольку каждое государство в данной области действует самостоятельно, неизбежны столкновения (коллизии) законов о гражданстве различных государств. Такие коллизии могут быть источником трений и конфликтов международного характера. Для их ликвидации или предотвращения государства часто прибегают к заключению международных договоров, то есть вырабатывают соответствующие нормы международного права.

      До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин  России. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько  разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало: 1. природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное),духовенство ( делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей, 2. инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.
      Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал  и не основывалось на юридическом  равенстве граждан,  как уже  было в значительном количестве развитых европейских стран.
      Крушение  царской России повлекло за собой  крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства.
      Первые  акты, заложившие фундамент советского законодательства о гражданстве, были приняты вскоре после октябрьского переворота. Они устанавливали совершенно иные взаимоотношения человека с государством, формулировали основные принципы регулирования гражданства. Эти акты предусматривали репрессии против прежних правящих классов.
      Декретом "Об уничтожении сословий и гражданских чинов"7, утвержденным ВЦИК 23 (10) ноября 1917 г., советская власть аннулировала ранее действовавшие в России юридические нормы, закреплявшие политическое и правовое неравенство людей. Этим декретом были отменены все существовавшие прежде сословия и связанные с ними привилегии, преимущества и ограничения, все сословные организации и учреждения, а равно все гражданские чины. Устанавливалось одно общее для всего населения России наименование — гражданин Российской Республики (ст. 2 декрета "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 23 (10) ноября 1917 г.).
      В течение первых пяти лет после  революции вплоть до образования Союза ССР гражданство регулировалось законодательством советских республик. В РСФСР в этот период действовали: декрет ВЦИК от 1 апреля 1918г. "О приобретении прав Российского гражданства"8; Конституция РСФСР 1918 г. (ст. 20); декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. "О принятии иностранцев в российское гражданство"9; декрет СНК РСФСР от 28 октября 1921 г. "О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей"10; декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 15 декабря 1921 г. "О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей"11.
      Для приобретения гражданства Советского государства от иностранцев не требовалось наличия каких-либо условий. Более того, исходя из принципа классовой солидарности, законодательство того времени устанавливало упрощенный порядок приобретения советского гражданства иностранцами из среды трудящихся.
      Одним из главных оснований лишения советского гражданства подданных Российской Империи, проживающих за границей, по законодательству того периода были их контрреволюционная деятельность или враждебное отношение к установившемуся в Советской России общественному строю.
      Начало  законодательству СССР о советском  гражданстве положили Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Конституция СССР 1924 г. Они отнесли к компетенции Союза право установления единых общих основ законодательства о союзном гражданстве и правах иностранцев, проживающих на территории СССР. Статья 7 этой Конституции установила для граждан всех советских республик единое союзное гражданство. На основе Конституции и в развитие содержавшихся в ней положений были приняты три акта СССР о гражданстве: Положение о союзном гражданстве, утвержденное ВЦИК СССР 29 октября 1924 г.12; Положение о гражданстве Союза ССР, принятое ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г.13; Положение о гражданстве Союза ССР, принятое ЦИК и СНК СССР 22 апреля 1931 г14. Общим для этих актов было то, что в них определялся круг лиц, признаваемых советскими гражданами, устанавливался порядок приобретения советского гражданства иностранцами, регулировались вопросы гражданства лиц, вступивших в брак с иностранцами, а также гражданство детей в связи с изменением гражданства родителей.
      В основе Закона о гражданстве СССР 1938 г. лежали положения Конституции  СССР 1936 г. После его издания ранее  действовавшие законодательные акты полностью или частично утратили свою силу.
      Закон 1938 г. не содержит норм, регламентирующих правовой статус советских граждан, находящихся за границей. В этой части его дополняли такие акты, как: постановление ЦИК и СНК СССР "О порядке применения консулами СССР законов союзных республик о браке, разводе и актах гражданского состояния в отношении граждан СССР, находящихся за границей" от 4 января 1928 г. и заключенные СССР с иностранными государствами консульские договоры и конвенции.
      Вхождение в состав СССР новых советских  республик, воссоединение территорий, населенных единокровными с народами страны национальностями, многочисленные просьбы о восстановлении в правах советского гражданства бывших подданных Российской Империи, проживающих за границей и по разным причинам утратившим советское гражданство, — все это поставило перед законодательством новые вопросы, которые не предусматривал Закон о гражданстве СССР 1938 г. В связи с этим Президиум Верховного Совета СССР в разное время издал ряд указов, которые в дополнение к Закону устанавливали особый, более облегченный порядок предоставления, восстановления советского гражданства, а также выхода из него.
      Нормы советского законодательства, регулирующие условия приобретения, выхода, утрату гражданства, могли не совпадать  с правилами, установленными другими  государствами по данному вопросу. В результате возникало состояние двойного гражданства, спорного (неустановленного) гражданства и состояние без гражданства. Для предотвращения таких случаев СССР заключил с рядом государств Восточной и Центральной Европы конвенции об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством. СССР присоединился также к некоторым многосторонним международным соглашениям15, имеющим целью уменьшить коллизии в законодательстве о гражданстве и сократить число лиц с двойным спорным гражданством, а равно и лиц без гражданства.
      Советское законодательство о гражданстве  развивалось по двум основным направлениям. Во-первых, постепенно изымались статьи, предусматривающие дискриминационные  требования при принятии в советское  гражданство (классовая принадлежность, социальное положение и некоторые другие признаки). Так, ст. 5 Закона о гражданстве СССР 1938 г. предусматривала запреты браков с иностранцами. Она была отменена лишь 4 февраля 1948 г. Во-вторых, развитие законодательства шло от децентрализации к централизации. По существу, важнейшие полномочия, связанные с выходом лица из советского гражданства, были отнесены к компетенции союзных органов.
      После принятия Конституции СССР 1977 г. и  республиканских конституций 1978 г. наметилась противоположная тенденция — от централизации к децентрализации. Это можно видеть из содержания Закона СССР о гражданстве СССР от 1 декабря 1978 г., а также от 23 мая 1990 г. Указанная тенденция хотя и медленно, но постепенно ослабевает. В постсоветской России, думается, идет процесс дальнейшей децентрализации этого института.
      Согласно  ст. 61 Конституции РФ и ч. 2 ст. 5 Закона о гражданстве РФ 1991 года, а также  в соответствии с близкими по содержанию статьями республиканских законов (например, ст. 7 Закона о гражданстве Кабардино-Балкарской Республики), российские граждане за пределами РФ пользуются защитой и покровительством Российской Федерации.
     В настоящее время правовое  регулирование вопросов гражданства  осуществляется на основе Конституции РФ, международных договоров РФ, Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»16, сменившего Закон РФ от 28 ноября 1991 г. с аналогичным названием, который действовал десять лет с многочисленными изменениями и дополнениями. В их развитие принят целый ряд подзаконных нормативных правовых актов.
     Каждый гражданин РФ является  одновременно гражданином Союза  Беларуси и России.
     Признаки гражданства:
    Гражданство является правовым состоянием, то есть длящимся двухсторонним отношением (в науке и законодательстве оно именуется связью) между личностью и государством, не имеющим четко определенного, конкретного объекта и содержания.
    Гражданство - устойчивая правовая связь между человеком и государством. Оно существует постоянно, не подвержено автоматическому воздействию различных внешних факторов. На этот счет даже существуют особые законодательные гарантии:
    постоянное или длительное проживание гражданина РФ за границей не прекращает его гражданства РФ;
    заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменения гражданства.
    Гражданство - правовая связь. Гражданство не приобретается, изменяется или прекращается произвольно, например, в силу соглашения, «договоренности» между гражданином и органом власти. Все вопросы, связанные с гражданством, решаются в строгом соответствии с действующим законодательством. Более того, прием в российское гражданство и выход из него по ходатайству гражданина осуществляется исключительно Указом Президента РФ.
    Наличие гражданства обуславливает признание за личностью особой совокупности прав, свобод и обязанностей. В частности, в отличие от иностранцев и лиц без гражданства российские граждане вправе избирать и быть избранными, могут участвовать в отправлении правосудия, обязаны нести военную службу и т.п.
     Законодательство РФ о гражданстве  основано на целом ряде важнейших  правовых идей, руководящих установок,  именуемых принципами гражданства в Российской Федерации.17
     Принципы гражданства в Российской Федерации:
1. Право  каждого на гражданство.
     Закрепляя указанный принцип,  Федеральный закон о гражданстве  РФ точно следует требованию  ст.15 Всеобщей декларации прав  человека. Тем самым подчеркивается, что Россия не является неким  «закрытым» государством, что возможность приобретения российского гражданства при соблюдении установленных законодательством правил и процедур дана любому человеку. Причем эти правила и процедуры не очень сложны для выполнения.
     Кроме того, Российская Федерация осуществляет политику сокращения безгражданства: поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.
     Следует также учитывать, что  право на гражданство - это  не обязанность в течение всей  жизни быть российским гражданином: никто в Российской Федерации не может быть лишен права изменить свое гражданство.
2. Недопустимость  произвольного лишения гражданства. 
     Акты РСФСР о гражданстве 1918-1921 гг., положения о гражданстве СССР 1924, 1930, 1931 гг., законы СССР о гражданстве 1938, 1978, 1990 гг. предоставляли государству возможность лишать человека своего гражданства без его согласия. Причем соответствующие правовые нормы были сформулированы так, что давали простор для произвола компетентных государственных органов и должностных лиц. Лишь Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» закрепил предельно демократичное положение о том, что в Российской Федерации никто не может быть лишен своего гражданства. Оно закреплено и Федеральным законом от 31 мая 2002 г.
3. Равное  гражданство.
     Гражданство Российской Федерации  является равным независимо от  оснований его приобретения. Российское  законодательство не признает  различий в статусе своих граждан  в зависимости от оснований приобретения гражданства: по признанию, рождению, регистрации и т.п. Все они обладают равными правами и несут равные обязанности.
4. Единое  гражданство.
     Принцип единства гражданства  обусловлен федеративным устройством  Российского государства, в состав которого входит в числе других субъектов Федерации 21 республика. А каждая республика, в соответствии с Конституцией РФ (ч.2 ст.5), является государством, имеющим собственное гражданство.
     В науке это явление воспринимается  неоднозначно. В частности, В.Н. Лысенко полагает, что наличие у республик собственного гражданства противоречит Конституции РФ. В самом деле, прямого упоминания о республиканском гражданстве в Конституции России нет.18 Однако, согласно п. «в» ст.71 Основного закона страны, в ведении Российской Федерации находится «гражданство в Российской Федерации». Предлог в данном словосочетании имеет вполне определенный смысл: Россия, во-первых, регулирует свое, т.е. федеративное гражданство; во-вторых, устанавливает общие правила относительно гражданства, обязательные для субъектов РФ.
     В соответствии с указанной  конституционной нормой, Федеральный  закон о гражданстве РФ предусматривает,  что граждане Российской Федерации,  постоянно проживающие на территории  республики в составе Российской  Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.
     Таким образом, в республиках  гражданство не может устанавливаться  произвольно. Чтобы стать гражданином,  к примеру, Татарстана или Удмуртии, требуются всего два условия:  российское гражданство и постоянное проживание на территории Татарстана или Удмуртии.
     Невозможно, быть гражданином республики  в составе РФ, не являясь гражданином  РФ. Прекращение российского гражданства  автоматически означает прекращение республиканского гражданства.
     Длительное время в советском и российском законодательстве отрицалась сама идея двойного гражданства. Однако Конституция РФ (ч.1 ст.62) и Федеральный закон о гражданстве РФ предоставляют каждому российскому гражданину право иметь одновременно гражданство другого государства. Причем за лицом с двойным гражданством сохраняются все права, свободы и обязанности гражданина России, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным законом. В настоящее время действует ряд исключений из этого общего правила: в частности, для лиц с двойным гражданством установлен более сложный порядок допуска их к государственной тайне.
     Российскому гражданину может  быть разрешено иметь одновременно  гражданство только того государства,  с которым имеется соответствующий международный договор РФ. В противном случае второе гражданство за лицом не признается, на территории России оно ничтожно. Разрешение на двойное гражданство по ходатайству заинтересованного лица дает Президент РФ.
     Граждане Российской Федерации  за ее пределами пользуются защитой и покровительством Российской Федерации.
      Однако  в ходе принятия закона в 2002 году Государственная  Дума явно увлеклась борьбой с  незаконной миграцией в страну и  криминальными людскими потоками. В  итоге многие соотечественники, бывшие советские граждане, оказались в очень сложном положении с 1 июля 2002 года, когда закон вступил в силу. К примеру, многие люди, уже давно живущие в стране, не могут обменять советские паспорта на российские, поскольку у них стоит штамп с названием какой-нибудь бывшей советской республики. Чтобы стать россиянами, они должны пройти мучительную процедуру: сначала получить вид на жительство после того, как докажут, что прожили в России три года. Затем им еще пять лет постоянно нужно находиться в стране. И вот только потом начинается уже процесс получения гражданства. Это все по старым нормам. Теперь по инициативе президента вводится максимально упрощенный порядок для бывших граждан СССР, прежде всего, без обязательных сроков проживания в стране, но до 2006 года, а потом будут действовать прежние нормы. 19
      Льготы  получают согласно принятому закону ветераны войны и труда и граждане, получившие образование в России после 1 июля 2002 года. Это, кстати, касается и военнослужащих, не менее трех лет отслуживших по контракту в Российской армии. Всем им не нужно 5 лет проживать в стране. И еще. Право на упрощенный порядок получают согласно закону, в частности, лица, рожденные на территории РСФСР, состоящие в браке с гражданами РФ не менее трех лет, а также нетрудоспособные лица, имеющие детей старше 18 лет, которые являются гражданами России.
 

      
ГЛАВА ВТОРАЯ
ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА 

      Способы приобретения гражданства можно  условно разделить на две категории: первая - приобретения гражданства в общем порядке, вторая – в исключительном порядке. Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относится приобретение гражданства: а) в результате рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство). К этим способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование гражданства.
      Приобретение  гражданства в исключительном порядке  охватывает  следующие  способы: а) групповое предоставление гражданства, или коллективная натурализация (частный случай – так называемый трансферт); б) оптация, или выбор гражданства; в) реинтеграция, или восстановление в гражданстве.20
      Приобретение  гражданства в результате рождения – самый обычный способ его  приобретения. Законодательство государств по этому вопросу основывается на одном из двух принципов: праве крови (jus sanguinis) или праве почвы (jus soli). Иногда в доктрине приобретение гражданства по праву крови именуется приобретением гражданства по происхождению, а по праву почвы – по рождению. Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения; право почвы – что лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей. Большинство государств мира придерживается права крови. Российское законодательство также основано преимущественно на праве крови. Как правило, государства, которые в принципе следуют праву крови, в некоторых случаях исходят и из права почвы.
      Право почвы свойственно законодательству США и латиноамериканских государств. Однако оно всегда в какой-то степени дополняется правом крови (обычно в отношении детей граждан соответствующих государств, родившихся за границей).
      Любое государство, как правило, стремится ввести в свое законодательство нормы, ограничивающие возможность приобретения его гражданства лицами, рожденными от смешанных браков. Это диктуется различными соображениями, в частности нежеланием способствовать приобретению своими гражданами еще и иностранного гражданства, то есть двойного гражданства, что может привести к осложнениям в межгосударственных отношениях.
      Государства, придерживающиеся права крови, нередко  также ограничивают возможность  приобретения своего гражданства теми лицами, которые родились за границей от граждан, постоянно там проживающих, особенно если один из родителей является иностранным гражданином. Натурализация (укоренение) – индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица. В отечественном законодательстве этот термин не применяется, но в теории международного права он общепризнан. Натурализация – добровольный акт. Принудительная натурализация противоречит международному праву, и попытки осуществить ее всегда вызывали ноты протеста. Практике известны такие случаи. В частности, некоторые латиноамериканские страны в прошлом веке пытались в принудительном порядке автоматически предоставить иностранцам, проживающим длительное время на их территории, свое гражданство.
      Натурализация осуществляется обычно в большинстве государств с учетом определенных условий, предусмотренных в законе. Важнейшие условия – это, как правило, определенный срок проживания на территории данного государства (5, 7, иногда 10 лет).  Предусматриваются и другие условия натурализации, например имущественные. Возможность натурализации часто облегчается если заинтересованное лицо оказало какие-либо услуги данному государству, служило в его вооруженных силах, находилось на его государственной службе и т. д.
      Процедура приема в гражданство целиком определяется внутренним законодательством государств. Можно выделить по крайней мере четыре вида процедур натурализации: 1) натурализация, осуществляемая высшими органами государственной власти; 2) натурализация, осуществляемая органами государственного управления: правительством либо чаще всего центральными отраслевыми органами государственного управления (обычно ведомствами внутренних дел); 3) натурализация, осуществляемая местными органами государственной власти (встречается крайне редко); 4) судебная натурализация (также встречается редко).21
      Разновидностью  натурализации является предусматриваемый  законодательством некоторых государств упрощенный порядок приобретения гражданства  определенными категориями лиц  путем регистрации (если только речь не идет о подтверждении своего гражданства), усыновления, в результате вступления в брак. Два последних способа называют иногда семейным порядком приобретения гражданства. К нему относится и автоматическая натурализация несовершеннолетних детей в связи с натурализацией родителей.
      Многие  государства считают недопустимым автоматическое приобретение женщиной гражданства мужа в результате ее вступления в брак. Эта позиция  получила отражение в Конвенции  о гражданстве замужней женщины 1957 года.
      Пожалование гражданства, в отличие от натурализации, осуществляется по инициативе компетентных властей государства, а не по просьбе заинтересованного лица. Обычно гражданство в порядке пожалования предоставляют за особые заслуги перед государством.
      Как показывает сам термин, приобретение гражданства в исключительном порядке существует как изъятие, исключение из общего стабильного порядка приобретения гражданства. Такой исключительный порядок предусматривается либо в международных договорах, либо в специальных законах. Он устанавливается на определенный срок и, как правило, касается лишь определенной категории лиц. Анализ практики показывает, что предоставление гражданства в исключительном порядке порождается событиями, ведущими к массовому переселению, а также территориальными изменениями.
      Групповое предоставление гражданства – это  наделение гражданством населения  какой либо территории в упрощенном порядке либо предоставление в упрощенном порядке гражданства переселенцам.
      Частным случаем группового предоставления гражданства является трансферт – переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Автоматический трансферт может вызывать возражения со стороны какой либо части населения передаваемой территории, поэтому обычно он корректируется правом оптации (выбора гражданства), то есть фактически правом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства.
      Оптация (выбор гражданства) не всегда выступает  в качестве способа приобретения гражданства. Например, возможность оптации предусматривается в конвенциях о двойном гражданстве. Если гражданин какого либо государства имеет одновременно и иностранное гражданство, то ему может предоставляться право оптировать одно из них, отказавшись тем самым от другого. Гражданства он в этом случае не приобретает, поскольку оптация влечет здесь за собой лишь утрату одного из гражданств. Однако в некоторых случаях оптация выступает в качестве самостоятельного способа приобретения гражданства. Такую роль она играла, например, в соответствии с советско-польским соглашением о репатриации от 25 марта 1957 г., по условиям которого репатрианты из СССР в ПНР с момента пересечения советско-польской государственной границы утрачивали гражданство СССР и приобретали гражданство ПНР.
      И наконец, один из способов приобретения гражданства в исключительном порядке  – реинтеграция, или восстановление в гражданстве. При определенных обстоятельствах принимаются специальные  законодательные акты об особом порядке  восстановления в гражданстве. В некоторых странах возможность восстановления гражданства предусмотрена в общем, а не в специальном законодательстве о гражданстве. В этом случае восстановление в гражданстве не служит самостоятельным способом приобретения гражданства, а является лишь упрощенной натурализацией
      Итак, Федеральным законом о гражданстве РФ 2002 года в ред. от 17.10.2003 г. установлено, что оно приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве РФ; е) путем выбора гражданства (оптации); ж) по иным основаниям, предусмотренным данным Законом. Указанный перечень существенно отличается от предусмотренного прежним союзным законодательством, что обусловлено особыми условиями становления российского гражданства, как бы выделившегося из гражданства Союза ССР. Кратко рассмотрим эти основания.
     Признание гражданства как основание  его приобретения не предусматривалось в предшествующем законодательстве.
     Во всех прежних законах содержалась  общая норма, определяющая принадлежность к гражданству, то есть дающая ответ на вопрос о том, кто является гражданином государства. Обретение такого статуса связывалось с 2 основаниями: 1) признанием гражданства, 2) приобретением гражданства в порядке, устанавливаемом каждым данным законом.
     Второе основание начинало действовать с момента вступления в силу нового закона, то есть было нацелено на будущие отношения гражданства. Но каждый новый закон должен решать и вопрос о тех, кто уже имел гражданство данного государства до его принятия. Введение какого-либо основания для нового оформления приобретения гражданства миллионами людей нереально и нецелесообразно. Вот, собственно, почему применяется форма признания гражданства, означающая законодательное решение вопроса о том, за кем из числа лиц, состоявших в гражданстве данного государства на момент вступления в силу нового закона, сохраняется этот статус. При этом законодатель обычно следует «нулевому варианту», который заключается в том, что по новому закону гражданами государства признаются все лица, которые состояли в его гражданстве на момент вступления в силу данного закона. Именно эта формула была использована в законах о гражданстве СССР 1978 и 1990 годов. Однако по Закону 1938 г. признание гражданства СССР распространялось только на лиц, состоявших к 7 ноября 1917 г. подданными бывшей Российской империи и не утративших советское гражданство. По предшествующим актам о гражданстве гражданами Союза ССР признавались все лица, находящиеся на его территории, если не доказана их принадлежность к гражданству иностранного государства.
     При принятии Закона о гражданстве РФ 1991 г. не имелось возможности выделить признание гражданства из оснований его приобретения. Ст.2 Закона было установлено, что гражданами РФ являются лица, приобретшие гражданство в соответствии с настоящим Законом, а норма о признании включена в статью об основаниях приобретения гражданства. Закон 1991 г. не мог использовать форму признания в качестве граждан РФ всех лиц, которые состояли в ее гражданстве на день вступления в силу Закона. Объясняется это тем, что гражданство РФ (как и других союзных республик) за весь период ее пребывания в составе Союза ССР не имело юридического оформления. Хотя по союзной и республиканской конституциям Россия и обладала собственным гражданством, тем не менее, оно «размывалось» в союзном гражданстве, не фиксировалось ни в каких нормативно-правовых актах и документах. Действовал единый паспорт гражданина СССР, и нельзя было правовыми средствами ни подтвердить, ни опровергнуть факта принадлежности его обладателя к гражданству РФ. Поэтому в Законе 1991 г. признание гражданства получило необычную форму выражения и зафиксировано как основание приобретения гражданства. Для последующего законодательства о гражданстве такая форма уже теряет свое значение, что, собственно, и закреплено в новой редакции Закона о гражданстве, вступившего в силу летом этого года.
     Согласно ст.13 Закона о гражданстве  РФ 1991 г. гражданами РФ признавались  все граждане бывшего Союза  ССР, постоянно проживающие на  территории России на день  вступления в силу настоящего Закона, если в течение 1 года они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РФ. Следовательно, основаниями признания явились такие признаки, как обладание гражданством Союза ССР и постоянное проживание на территории РФ. По сути дела, это «нулевой вариант», так как фактически никому из проживающих в России граждан Союза ССР не пришлось принимать какие-либо меры для подтверждения своего гражданства.
     Нетрадиционна для законодательства о гражданстве и оговорка о возможности в течение 1 года заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ. Наличие ее в Законе обусловлено тем, что среди лиц, отвечающих условиям для признания их гражданами РФ, могли быть такие, которые считали себя гражданами других бывших союзных республик, и Закон этому не препятствовал. Отсутствовали правовые нормы о том, на каких основаниях определяется республиканское гражданство, и какое-либо их документальное оформление. В Положении о гражданстве СССР 1931 г. указывалось на возможность признания гражданина СССР по его желанию гражданином не той республики, где он проживает, а другой. Поэтому отсутствие в Законе оговорки о возможности заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ означало бы нарушение прав, основных свобод человека и гражданина, принудительное зачисление лица в корпус ее граждан вопреки его представлениям о своем гражданстве, не расходящимся с правовыми установлениями по данному вопросу. Заявление о нежелании состоять в гражданстве РФ не означает отказа от ее гражданства, поскольку данное лицо еще не состояло в этом гражданстве.
     Для решения вопросов, связанных с приобретением гражданства в результате признания, регистрации, восстановления в гражданстве, имеет значение порядок определения гражданства лиц, родившихся 30 декабря 1922 г. (дата вхождения России в состав Союза ССР) и позднее и утративших гражданство бывшего Союза ССР. Закон определил, что такие лица считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если родились на ее территории или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином Союза ССР и постоянно проживал на территории России. Под территорией РФ в данном случае понимается ее территория по состоянию на дату их рождения.
     В результате признания, то есть без каких-либо активных действий со своей стороны, приобрели гражданство РФ все лица, отвечающие условиям, предусмотренным ч.1 ст.13 Закона. Заявления о нежелании состоять в гражданстве РФ со стороны лиц, считавших себя гражданами других республик, были де-факто единичными.22
     Признание гражданства как форма его приобретения - это и процесс, который реализуется одноактно. Между тем, решение вопросов о признании российского гражданства отдельных лиц в индивидуальном порядке не имеет временных ограничений, что подтверждено нынешним Федеральным законом о гражданстве РФ
     Базовым основанием пополнения  корпуса граждан любого государства  является приобретение гражданства  по рождению. Указанное основание исходит из сочетания 2 принципов приобретения гражданства: 1) «права крови», то есть с учетом гражданства родителей, и 2) «права почвы», то есть в зависимости от места рождения.
     Ребенок, родители которого на  момент его рождения состоят  в гражданстве РФ, является ее  гражданином независимо от места рождения.
     Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве РФ, а другой - представляет собой лицо без гражданства, ребенок является гражданином РФ независимо от места рождения.
     При различном гражданстве родителей, если только один из них состоит в гражданстве РФ, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такового ребенок приобретает гражданство РФ, если он родился на ее территории либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.
     Принцип «права почвы» применяется в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны. Согласно Федеральному закону о гражданстве РФ, находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является ее гражданином. Этот же принцип действует и в отношении родившихся на территории РФ детей от лиц без гражданства, а также детей, родившихся на территории РФ от родителей, состоящих в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.
     Действующее законодательство о  гражданстве РФ не отрицает  такое сравнительно новое для  отечественного конституционного  законодательства основание, как  приобретение гражданства РФ  в порядке регистрации. Регистрация - это упрощенный порядок приобретения гражданства. Она не связана со сложными процедурами, сопутствующими решению о приеме в гражданство, которое оформляется указом Президента РФ. Регистрация может осуществляться соответствующими органами внутренних дел.
     Введение такой формы было обусловлено рядом обстоятельств, связанных с новейшей историей нашего государства. Дело в том, что многие лица - граждане Союза ССР, считавшие себя гражданами России или желавшие ими быть, ко времени его распада проживали на территории других союзных республик, превратившихся в независимые государства. Вопрос об их гражданстве должен был быть решен, исходя из их безусловного права на гражданство РФ. Поэтому Закон РФ о гражданстве 1991 г. определял, что лица, проживавшие в бывших союзных республиках, а также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 г. (день вступления Закона о гражданстве РФ в силу) могут приобрести российское гражданство в порядке регистрации, если они до 31 декабря 2000 г. заявят о таком своем желании (п. «г» ст.18).
     Согласно постановлению Конституционного  Суда РФ от 16 мая 1996 г. №12-П  «По делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А.Б.Смирнова» форма регистрации как основание приобретения российского гражданства не может распространяться на лиц, которые согласно ч.2 ст.13 Закона считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению. Пункт «г» ст. 18 Закона о гражданстве в этой части признан Судом противоречащим Конституции РФ. Гражданство таких лиц оформляется в порядке его признания. При этом допустима только уведомительная регистрация.23
     Право приобретения гражданства путем регистрации закреплялось и за лицами без гражданства, постоянно проживавшими на территории России или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего Союза ССР, а также за иностранными гражданами и лицами без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение 1 года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ. Закон РФ о гражданстве РФ исходил также из необходимости восстановления справедливости в отношении лиц, бывших граждан Союза ССР, признанных состоявшими в гражданстве РФ по рождению, неправомерно лишенных гражданства Союза ССР, а также из интересов восстановления семей. В указанных целях и был установлен упрощенный порядок приобретения гражданства РФ путем регистрации для отдельных категорий лиц.
    Среди них - те, у кого супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ, а также те, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное гражданство по рождению. Последние могут воспользоваться правом регистрации российского гражданства в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста. Это право распространяется на тот же срок и на детей бывших граждан РФ, родившихся после прекращения у родителей ее гражданства.
     4. Рассмотренные выше основания  приобретения гражданства РФ  связаны с наличием особых  условий для этого. Они касаются  тех или иных форм причастности в настоящем или прошлом к российскому гражданству. Такое основание, как прием в гражданство, не связано с подобного рода условиями. Этим правом может воспользоваться всякое лицо, отвечающее общепринятым и закрепленным в законодательстве РФ требованиям. Ими являются: дееспособность, достижение 18-летнего возраста, определенный срок постоянного проживания в России.
     Условием постоянного проживания в России для иностранных граждан и лиц без гражданства является срок в общей сложности 5 лет или 3 года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством (с обязательным получением вида на жительство). Для беженцев, признаваемых таковыми законом РФ, международным договором РФ, указанные сроки могут быть сокращены вдвое. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на 3 месяца.
     Решение вопроса о приеме в гражданство РФ исключает дискриминационный подход - в зависимости от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
     Закон о гражданстве РФ содержит перечень обстоятельств, которые облегчают прием в гражданство, посредством сокращения установленных для проживания в России сроков, вплоть до полного снятия указанных требований.
     Вместе с тем предусмотрены и основания, при наличии которых отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ. Это относится к тем лицам, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ; состоят в партиях и организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ (например, экстремистских), осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.
     Основанием приобретения гражданства  является также восстановление в гражданстве РФ. В первые годы после окончания Великой Отечественной войны (1946-1947 гг.) эта форма широко использовалась для восстановления в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории различных стран.
     В действующем Законе о гражданстве РФ предусмотрены различные формы восстановления в гражданстве: 1) в порядке регистрации; 2) признание факта восстановления; 3) по ходатайству лица.24
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.