На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Военный коммунизм начальный этап становления командно-административной системы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
 высшего  профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Институт  налогов и налогообложения
Кафедра государственного регулирования  национальной экономики 
 

Курсовая  работа
По учебной  дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ» на тему
«Военный  коммунизм  – начальный этап становления  командно-административной системы» 
 

Выполнил студент  Бочковский Л.В.
Очной формы  обучения
Специальности налоги и налогообложение
Первого курса первой группы 
 

Руководитель  курсовой работы
Кандидат экономических  наук, доцент     ________     Барсукова Г.С. 
 
 
 
 

Москва 2010
Оглавление 
 

Введение.
Гл.1. Сущность командно-административной системы.
Гл.2. Содержание политики военного коммунизма.
     2.1. Проведение национализации экономики.
     2.2. Введение ресурсно-распределительного  подхода к управлению хозяйством.
     2.3. Введение продразверстки.
     2.4. Ликвидация рынка.
Результат и  последствия политики «военного  коммунизма».
Заключение.
Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В последние годы роль «военного коммунизма», которую он сыграл в  нашей экономике, вызывает особый интерес. И видимо, это не случайно. Сначала публицисты, а за ними и историки обратили внимание на то, что ряд элементов командно-административной системы управления народным хозяйством восходит к эпохе «военного коммунизма». За этим открытием последовали и «оргвыводы», и «военный коммунизм» был объявлен источником практически всего зла, которого немало было в нашей истории последних десятилетий.
     Нередко приводят цифры падения промышленного производства в нашей стране к 1921 г., а затем добавляют: вот до чего довела страну политика «военного коммунизма»! При этом зачастую обходят целый ряд обстоятельств. И то, что падение производства началось после вступления России в первую мировую войну, и уже накануне Октября страна оказалась на грани хозяйственной катастрофы. И то, что по территории России прокатилась разрушительная гражданская война, причинившая колоссальный ущерб народному хозяйству. И то, что интервенты нещадно грабили страну. И, наконец, то, что среди советских республик к началу 1921 г. не было ни Финляндии, ни Польши, ни Прибалтики, ни Грузии, ни Дальнего Востока, а ведь на этих территориях перед первой мировой войной находилась значительная часть промышленности России.
     Обычно обходят и то, что само применение В. И. Лениным термина «военный коммунизм» было лишено какого-либо пиетета, что в нем самом (кстати, впервые  употребленном А.А. Богдановым в 1916 г. применительно к экономике европейских держав, втянутых в мировую войну) первоначально содержался сугубо критический подтекст, который лишь с течением времени
                                                                                                                                1
стал постепенно утрачиваться. И только потом термин «военный коммунизм» стал официальным обозначением определенной эпохи нашего хозяйственного развития.
     Важнейшей  чертой «военного коммунизма», сохранившаяся впоследствии, явилась идеологизация экономической политики, связанный с этим примат теологического подхода к хозяйственной сфере. Иначе говоря, решения принимались не только (а часто и не столько) на основе анализа объективной реальности, сколько в соответствии с представлениями о том, какой должна быть экономическая политика партии большевиков. Этим объясняется и антирыночный ригоризм 1918-1920 гг., и уравнительность в системе распределения, и попытки ускоренного обобществления сельского хозяйства в начале 1919 г. Все это делалось «в целях наискорейшего переустройства всего народного хозяйства на коммунистических началах». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                   2 
 
 

Гл.1. Сущность командно-административной системы.      

  Существенной характеристикой командно-административной системы (далее КАС)  является всеобщее огосударствление экономической жизни общества. Оно проявилось, прежде всего, в огосударствлении собственности. Общенародная, по конституциям социалистических стран, собственность фактически превратилась в государственную, удельный вес которой в СССР, например, составлял 90%. В результате произошла как деформация процесса присвоения объектов собственности, так и результатов ее функционирования. Декларированные субъекты собственности – трудовые коллективы и отдельные трудящиеся – были отчуждены от собственности, т.к. фактически утратили важнейшие функции присвоения: владения и распоряжения. Они перешли к органам государственного управления и представлявшему их слою распорядителей, в результате чего государственная собственность утратила общественный характер и стала персонифицированной. Реальным собственником стала административно-бюрократическая верхушка государственной власти. Огосударствлению подверглись также и остальные формы собственности – кооперативная и личная. Так, непременным атрибутом кооперативной собственности в СССР были: система государственных закупок, безвозмездное изъятие доходов колхозов в пользу государства; регламентация государством процесса воспроизводства на кооперативных предприятиях. В отношениях личной собственности этот процесс был связан с ограничениями со стороны государства верхнего потолка личных доходов и проведением курса на их уравнительность, что подрывало стимулы к труду наиболее инициативных и квалифицированных работников.
                                                                                                                                   3
 
       Закономерным результатом огосударствления основы экономической системы –  собственности, стало огосударствление всех структур этой системы. Только государство  стало собственником производственных ресурсов и только оно принимало  экономические решения. Возник и укрепился монополизм государства в экономике, политике, социальной сфере, идеологии, средствах массовой информации. 
       Следует отметить, что в КАС экономическая власть государства не имела развитой правовой базы и поэтому не являлась правовой властью. Она опиралась на власть госаппарата, имеющего свои особые интересы, отличающиеся от интересов народа и заключавшиеся в сохранении устраивающей их системы управления и укреплении государственной мощи. Интересы человека-работника признавались лишь в той степени, в какой они могли служить реализации интересов власти. Поэтому характерной чертой такого общества является ограничение свобод, в том числе экономической свободы. 
       Результатом КАС является тоталитарное государство. Тоталитаризм – это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества власти господствующей элиты. Можно выделить следующие характерные черты тоталитаризма: 
       1. Единая идеология, мобилизующая население; 
       2. Единая партия – монополист, возглавляемая одним лидером; 
       3. Государственная монополия на средства массовой информации; 
       4. Репрессивная политическая система; 
       5. Всеобщее доминирование государственной собственности на все средства производства. 
       Предпосылкой возникновения тоталитаризма явилось положение классиков марксизма о необходимости введения на переходный период от капитализма к социализму, для подавления сопротивления буржуазии,

                                                                                                                                   4
 диктатуры  пролетариата. Но, как показал исторический  опыт, в течение короткого времени  диктатура пролетариата может  превратиться в диктатуру правящей  партии, затем в диктатуру узкого круга партийных лидеров, наконец, в диктатуру одного человека. 
 

     Существенной  чертой КАС является деформация  всех отношений общественного  воспроизводства: производства, распределения,  обмена и потребления. 
      В производстве деформация начинается с подмены его цели: вместо удовлетворения потребностей общества ею фактически стало накопление ради накопления. В основе управления производственным процессом лежало директивное планирование. Система централизованного планирования была создана в 20-30-е годы и не претерпела затем никаких принципиальных изменений. Она была разработана, чтобы обеспечить стратегию ускоренной индустриализации, базирующуюся главным образом на быстрой мобилизации капитальных, трудовых и материальных ресурсов и отодвигавшую на второй план вопрос об их эффективном использовании. В основе планирования лежали такие принципы, как: 
       1. Директивность – обязательность для исполнения; 
       2. Адресность  – доведение заданий до конкретного исполнителя; 
       3. Централизованность – распределение плановых заданий из единого центра. 
       Централизованное плановое задание включает директивы по регионам, отраслям, отдельным предприятиям. После принятия план принимает форму закона и его неисполнение ведет к административной, уголовной и партийной ответственности. Социалистическому планированию теоретиками приписывалось такое существенное свойство, как научность. Но на практике через планирование реализовывались политические и экономические

                                                                                                                                  5
установки правящей партии и, как правило, не учитывались  объективные экономические пропорции. С помощью пятилетних и годовых  планов Госкомитет по планированию, отраслевые министерства, другие ведомства пытались управлять темпами экономического роста, структурными преобразованиями в экономике, распределением материальных ресурсов. Но, как показал опыт, директивное централизованное планирование подавляет хозяйственную инициативу. 
       В нормальной рыночной экономике стимулом, побуждающим к производству того или другого продукта, являются спрос и рыночная цена. В КАС таким стимулом является приказ (или план). Из центра устанавливаются цены, нормы оплаты труда, прибыли предприятия. Для выполнения планового задания выделяются бесплатные для предприятия ресурсы, централизованно устанавливаются фонд заработной платы и перечень выпускаемых товаров. Имея номенклатуру в миллионы наименований товаров, понятно, что точно определить их перечень из единого центра физически невозможно. Директивное планирование как метод управления народным хозяйством эффективно в чрезвычайных условиях: войны, стихийные бедствия и другие подобные случаи, когда нужно быстро сосредоточить силы и средства на приоритетных направлениях. Но в обычных условиях работы народного хозяйства сложность и многообразие экономических процессов не вмещаются в рамки централизованного планирования. Поэтому оно постепенно превратилось в тормоз экономического развития. 
       В производстве господствуют предприятия-монополисты. Слабо работающим предприятиям не дают разориться, а поддерживают их «на плаву», путем перераспределения прибыли от хорошо работающих предприятий. Поэтому отсутствуют стимулы для эффективной работы и у отстающих, и у рентабельных предприятий. Первые знают, что им все равно помогут, а вторые – что у них все равно отберут часть прибыли для помощи

                                                                                                                                   5
 отстающим  предприятиям. Следовательно, характерной  чертой КАС является система экономического иждивенчества.  
       Каждый потребитель жестко прикреплен к «своему» поставщику, у него нет возможности выбора товаров и услуг, поэтому отсутствует конкуренция и возможность выбора товара и цены. Повсеместно господствует диктат производителя над потребителем. 
       В условиях централизованного распределения ресурсов существовали постоянные завышенные требования предприятий на ресурсы. Экономика, как гигантский насос, перекачивала их из одной отрасли в другую. 
       В производстве, как и в экономике в целом, развивались отношения патернализма: государство как собственник брало на себя ответственность за экономическое положение предприятий, отраслей, регионов, отдельных трудящихся. В таких условиях деформируется природа экономических стимулов. Ими фактически выступают государственные дотации, субсидии и тому подобные льготы, которых производитель стремится добиться любой ценой. Экономическое положение предприятия не связано с его рентабельностью. Государство безвозмездно компенсирует предприятию его потери и избавляет от необходимости бороться за свое существование. 
       Производитель всегда уверен в сбыте своей продукции, поэтому у него нет экономической заинтересованности в техническом переоснащении производства и в повышении качества товаров. Это объективно тормозило внедрение НТР. 
       При внешнем отсутствии безработицы была скрытая безработица, завышенные штаты работников практически на всех предприятиях, и как следствие, низкая повсеместная производительность труда. 
       Финансовая политика играла пассивную роль: она замыкалась на задаче обеспечения государственных предприятий финансовыми средствами, необходимыми для выполнения плановых заданий, которые устанавливались

                                                                                                                                   6
в натуральных  показателях. Кредитно-денежная политика также не играла активной, независимой роли. Монолитная государственная банковская система кредитовала предприятия для выполнения плана, принимала вклады от предприятий и населения и занималась эмиссией денег. Средства на счетах предприятий контролировались отраслевыми министерствами и потому не могли использоваться свободно. Процентные ставки поддерживались на очень низком уровне и не играли практически никакой роли в распределении финансовых ресурсов. Бюджетная политика была подчинена плану, бюджетные средства расходовались на поддержку госпредприятий без ограничений. 
       Чтобы повысить экономическую самостоятельность предприятий и обеспечить положительную динамику экономического роста, были попытки введения хозрасчета: предприятия должны были сами окупать свои расходы за счет собственных доходов. Но хозрасчет носил формальный характер, так как все нормативы (по размеру прибыли, оставляемой предприятию, величине фонда зарплаты и др.) устанавливались из центра. Отсутствовало свободное ценообразование. Предприятия получили только небольшую экономическую свободу. Желаемый результат не был достигнут. 
       В сельском хозяйстве произошла административная коллективизация как результат экспроприации частной собственности, зачастую насильственное объединение крестьян в колхозы и совхозы, контролируемые государством. Средства из сельского хозяйства в огромных количествах выкачивались для проведения индустриализации. Колхозники длительное время работали за трудодни и были лишены права покинуть свои хозяйства, т.к. им не выдавались паспорта. 
        В отношениях распределения основной недостаток КАС заключается в том, что государство является монопольным распределителем основных ресурсов: материальных, финансовых, природных, трудовых. Деньги объективно не могли выполнять те же функции, что и в рыночной экономике.

                                                                                                                                   7
 Поэтому распределение  осуществляется не в соответствии  со сложившимися спросом и  предложением ресурсов, а по усмотрению государственных органов управления. В таких условиях процветает взяточничество. 
       В рыночной экономике размер заработной платы определяется в процессе конкуренции с учетом соотношения спроса и предложения на рынке труда. В КАС она административно устанавливается и ограничивается государством посредством нормативов, поэтому не является стимулом к высокопроизводительному труду и проявляется одновременно в уравниловке и привилегиях. 
        В отношениях обмена господствовала особая форма рынка: административный рынок с выхолощенными товарно-денежными отношениями. Для него были характерны: централизованное ценообразование, отсутствие многообразия форм собственности, суженный характер обмена, т.к. отсутствовали рынки ценных бумаг, капитала, земли, не было и рынка труда. 
       Были деформированы и отношения потребления. Потребители средств производства и товаров народного потребления – предприятия и население – были фактически лишены права выбора. Предприятия, жестко прикрепленные централизованной системой распределения к «своему» единственному поставщику ресурсов или комплектующих изделий, не могли менять поставщиков и покупателей своей продукции по собственному усмотрению. Господствовал принцип: «бери, что дают», невзирая ни на качество, ни на цену. 
       Для населения особенности потребления характеризовались тем, что жилье, общественный транспорт, основные продукты питания были дешевыми, но все потребительские товары отличались низким качеством. Рост номинальных денежных доходов населения и «замороженные цены» на большинство видов товаров явились причиной того, что совокупное предложение товаров и услуг количественно и качественно отставали от

                                                                                                                                   8
 платежеспособного  спроса населения. Население фактически было лишено права выбора товаров и услуг, обеспечивающих его потребности. В условиях стабильных цен и роста денежных доходов населения расширяется сфера «черного рынка», растут цены на нем. Одновременно, как показывает опыт СССР и других стран с командной экономикой, широкое распространение получает нормированное (карточное, талонное) распределение благ и услуг. Таким образом, отношения потребления в КАС характеризуются скрытым снижением жизненного уровня населения, всеобщим дефицитом. 
       Для КАС также свойственно отсутствие интереса в повышении производительности труда, снижении себестоимости, расширении ассортимента товаров, качественной работе, во внедрении достижений НТР. 
       Внешняя торговля осуществлялась государственными внешнеэкономическими организациями, не конкурирующими друг с другом. Свободный план внешней торговли являлся неотъемлемой частью общегосударственного плана, в котором объем экспорта определялся на базе объема импорта, необходимого для выполнения плановых заданий в приоритетных отраслях экономики. Обособленность структуры внутренних цен от мировых достигалась путем так называемого выравнивания первых за счет системы налогов и субсидий во внешней торговле, которая сводила роль официального курса к чисто учетной функции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                   9
Гл.2. Содержание политики военного коммунизма. 

2.1. Проведение национализации экономики.
     Одна сторона политики «военного коммунизма» заключается в повсеместной национализации экономики, (то есть законодательное оформление перехода предприятий и отраслей в собственность государства, что далеко не означает превращения его в собственность всего общества). Того же требовала и гражданская война. По мнению В. И. Ленина «коммунизм требует и предполагает наибольшую централизацию крупного производства во всей стране». Помимо "коммунизма", того же самого требует и военное положение в стране. И вот, декретом СНК от 28 июня 1918
национализируется горная, металлургическая, текстильная  и другие ведущие отрасли промышленности. К концу 1918 года из 9 тысяч предприятий  европейской России было национализировано 3,5 тысячи, к лету 1919 - 4 тысячи, а еще  через год уже порядка 80 процентов, на которых трудилось 2 миллиона человек - это около 70 процентов занятых. В 1920 государство являлось практически безраздельным собственником промышленных средств производства. На первый взгляд, казалось бы, национализация не несет в себе ничего плохого, но осенью 1920 года А. И. Рыков, являющийся в то время Чрезвычайным уполномоченным по снабжению армии (это довольно значимая должность, если учесть, что в России во всю идёт гражданская война), предлагает провести децентрализацию управления промышленностью, поскольку, по его словам: «вся система строится на недоверии вышестоящих органов к нижестоящим звеньям, что тормозит развитие страны». 
 
 

                                                                                                                                 10
2.2. Введение  ресурсно-распределительного подхода  к управлению хозяйством.
                                                      
     Уже  на начальном этапе становления  «военного коммунизма» шло ускоренное  формирование централизованной административной системы регулирования экономики. В основе этой системы лежал ресурсно-распределительный принцип, т.е. государственные органы концентрировали в своих руках важнейшие производственные ресурсы – сырье, топливо, продовольствие, впоследствии – рабочую силу – и распределяли их между всеми потребителями в соответствии с некоторыми нерыночными приоритетами.
     Ключевую  роль в хозяйственном руководстве  играли ведомства и учреждения, которые занимались распределением  ресурсов. Важнейшим из них был Наркомат продовольствия, следом за ним шла Комиссия использования, учрежденная декретом СНК РСФСР 21 ноября 1918 г. В 1919 г. она разработала 45 планов распределения различных продуктов, за 10 месяцев 1920 г. – 55.  Общее число распределяемых продуктов достигло 325. Третьим по значению был Главтоп – Главный топливный комитет, подчинявшийся ВСНХ.
     Господство  ресурсно-распределительного подхода  имело своим следствием доминирование  отраслевого принципа управления. Высший Совет Народного Хозяйства постепенно  превратился в Наркомат промышленности, т.е. в отраслевой орган. Оперативное управление отраслями осуществлялось соответствующими главными и центральными управлениями (главками и центрами), подчиненными Президиуму ВСНХ. С конца 1918 г. до середины 1920 г. количество главков выросло с 20 до 52.
     Что  касается губернских совнархозов,  то в соответствии с решениями  2-го Всероссийского съезда совнархозов  !1918 г.) они превратились в исполнительные  органы ВСНХ на местах. Крупные  государственные
                                                                                                                                 11
предприятия из их ведения были изъяты, они руководили только мелкими.
     В  феврале 1920 г. декретом ВЦИК  схема управления промышленностью изменилась. Все государственные предприятия были в зависимости от их экономического значения и размеров производственных фондов разделены на 3 группы. В первую группу, непосредственно управляемую главками, были отнесены предприятия, представляющие особую государственную важность. Предприятия второй группы переходили в управление губернских совнархозов, а третьей в полное подчинение губсовнархозам. К 1 ноября 1920 г. из общего числа 6908 учтенных предприятий приходилось:
      На первую группу 2374 или 35 %
      На вторую группу 3450 или 50%
      На третью группу 1084 или 15%
     Так  как в первую группу входили  все крупные предприятия, а  в третью мелкие и мельчайшие, оказывалось, что по объему  производственных фондов выпускаемой  продукции первая группа доминировала, а доля третьей была ничтожна. 
 

2.3. Введение  продразверстки.
     Продразверсткой, по сути, является система заготовок сельскохозяйственных продуктов в России в 1919-1921 гг., элемент политики военного коммунизма; обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех так называемых излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов. Проводилась органами Наркомпрода, продотрядами совместно с комбедами, местными Советами в принудительном порядке. Нормы сдачи хлеба распределялись (разверстывались) как дань между территориями. Часто нормы сдачи хлеба были больше, чем запасы крестьян. Перед угрозой голодной смерти крестьяне прятали хлеб, но продотряды искали запасы и наказывали
                                                                                                                                 12
«укрывателей».
     За первый год продовольственной диктатуры и начала продразверстки (до июня 1919) было собрано 44,6 млн пудов хлеба, а за второй год (до июня 1920 г. ) -- 113,9 млн пудов. Продразверстка, таким образом, несколько увеличила сборы хлеба, чему способствовало также наступление белых армий -- часть крестьян готова была поддержать коммунистов продовольствием в условиях угрозы победы белых. Для сравнения: только за ноябрь 1917 г. при еще функционировании неразгромленного продовольственного аппарата Временного правительства было собрано 33,7 млн. пудов.
     Значительная часть собранного продотрядами продовольствия просто сгнивала из-за неразберихи, царившей на транспорте, из-за некомпетентности и неповоротливости большевистской бюрократии. Армия потребляла 60% рыбы, мяса, 40% хлеба, 100% табака, собранных по продразверстке. Рабочие и крестьяне голодали. Те продукты, которые доходили до армии и крупных городов, частично разворовывались, а частично распределялись на пайки. Паек обеспечивал полуголодное существование рабочих и служащих. Несколько лучше питались солдаты. Хорошее регулярное питание было обеспечено государственному руководству. При продразверстке у крестьян не было никакого стимула трудиться, поскольку весь урожай отбирался. Это стало одной из причин разорения сельского хозяйства к 1921 г. Крестьянские восстания, развернувшиеся по всей стране, требовали отмены продразверстки. По решению Х съезда РКП(б) продразверстка была заменена продналогом, что стало важнейшей мерой по переходу к нэпу. 
 

2.4. Ликвидация  рынка.
     Ещё одна немаловажная сторона политики "военного коммунизма" –
                                                                                                                                 13
уничтожение рынка  и товарно-денежных отношений. Рынок, главный двигатель развития страны, - это экономические связи между  отдельными товаропроизводителями, отраслями  производства, различными районами страны. Во-первых, война нарушила всякие связи, разорвала их. Вместе с бесповоротным падением курса рубля, в 1919 г. году он равнялся 1 копейке довоенного рубля, происходило падение роли денег в целом, неизбежно влекомое войной. Во-вторых, огосударствление экономики, безраздельное господство государственного способа производства, сверхцентрализация хозяйственных органов, общий подход большевиков к новому обществу, как к безденежному привело в итоге к упразднению рынка и товарно-денежных отношений. 22 июля 1918 г. года принят декрет СНК "О спекуляции", запрещавший всякую негосударственную торговлю. К осени в половине губерний, не захваченных белыми, ликвидировалась частная оптовая торговля, а в трети - и розничная. Для обеспечения населения продовольствием, предметами личного потребления СНК декретировал создание сети государственного снабжения.
     Однако, несмотря на подрыв рынка как  регулятора воспроизводственного  процесса, план не занял его  места. Развитие экономики было  анархичным. Во-первых, отсутствовал единый хозяйственный план республики, и попытки его составить даже не предпринимались. Во-вторых, планы отдельных отраслей и предприятий не были взаимосвязаны. В-третьих, практически полностью отсутствовала какая-либо связь между отчетными и плановыми показателями. Были прецеденты, когда планы выполнялись на 2-3%.
     Для  «военно-коммунистической» экономики  характерна следующая особенность:  ликвидация товарно-денежных отношений  de jure при их сохранении de facto.
    Несмотря  на ряд мер, таких как запрет государственным предприятиям покупать необходимые продукты на свободном рынке в 1920 г., как постановление  26 ноября 1918 г. о монополизации государства на торговою
                                                                                                                                 14
практически всеми  товарами широкого потребления, как  переход функции распределения  денежных средств к Президиуму ВСНХ и его отделам, государство оказалось  не способно «отменить» товарно-денежные отношения. Черный рынок процветал. Нелегальный рыночный оборот охватывал более половины оборота материальных ценностей в хозяйстве. Так, в 1918-1919 гг. из полученного потребителями хлеба лишь 40% было доставлено государственными распределительными органами, а остальное – «мешочниками». Услугами черного рынка вынуждены были пользоваться и предприятия.
     Даже  в 1920 г. государственные органы  смогли охватить централизованным  снабжением и сбытом ничтожное  меньшинство предприятий. На 1 июля 1920 г. из 12 тыс. ненационализированных заведений Петрограда в кустарно-кооперативном отделе совнархоза зарегистрировались 851, по которым имелись сведения об источниках приобретения сырья и сбыте. Из них 719 приобретали сырье на вольном рынке и только 175 сдавало продукцию советским учреждениям.
     Существовали  торговые сделки и в отдельных  случаях узаконивались. Например, Центросталь с разрешения ВСНХ  обменял 10 вагонов мануфактуры  на шерсть.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.