На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Поведение мужчин и женщин

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………………………………………. ....2
  1.Поведенческие стратегии мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях………3
2.Женщина и Мужчина: два пути к одной цели………………………………………………….7
3. Эмоции в воспитании детей………………………………………………………………………7
4. Психофизиологические особенности мужчин и
Жещин…………………………………………………………………………………………………9
5 Взгляды на эмоциональность как особенность………………………………………………10
человека  с позиции психологии
6. Психология "женщина+мужчина"……………………………………………………………12 

Заключение…………………………………………………………………………………………20
Список  Литературы……………………………………………………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Особенности мужчин и женщин это- Эмоции - довольно кривое зеркало, отражающее не столько свойства объективного мира как он есть, сколько пристрастность отношения к миру для меня. В этой пристрастности реализуется функция регуляции, побуждения и смыслообразования, происходит презентация эмоциями мотивов и потребностей Человека. Подобная связь позволяет сформировать репертуар способов овладения, ведь если эмоциями невозможно управлять прямо, то это можно делать опосредствованно - через объект, потребность, знак и пр. Первично субъект неотделим от переживаемого аффекта (Чувство), однако в ходе онтогенетической социализации происходит последовательная транспозиция аффективной составляющей: сначала "обособление", "отчуждение" самой эмоциональности посредством ее выделения в качестве объекта (Я испытываю чувство), затем, через формирование орудий управления эмоцией, - в качестве субъекта переживания (Я владею чувствами) и, наконец, на этапе постпроизвольности - новое слияние с чувством, но уже на уровне автоматизированной регуляции (Я чувствую). Расщепление монолитного недифференцированного аффекта (Я-чувство) на субъекта и его чувство, точнее говоря, вычленение чувства в качестве отдельного объекта, а не свойства внешнего мира "Я испытываю страх, удовольствие...", а не "Мир страшен, приятен...") - начальный момент управления этим чувством.
У женщин в разных обстоятельствах, например при конфликтах и фрустрирующих ситуациях, о том, какова у мужчин и женщин стратегия преодоления трудных жизненных ситуаций, какие способы психологической защиты используют те и другие, каковы установки мужчин и женщин на взаимоотношения с внешним миром, как мужчины и женщины распределяют свой бюджет времени, какую роль играет мода в жизни мужчин и женщин, какие пагубные пристрастия типичны для представителей того и другого пола, кто из них чаще проявляет отклоняющееся и преступное поведение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Поведенческие стратегии мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях.
Поведение мужчин и женщин в  конфликтных и  фрустрирующих ситуациях. Женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты (Р. А. Березовская, 2001; И. В. Грошев, 1996).
С. Нолен-Хоксма (S. Noelen-Hoeksema, 1990) показано, что женщины, испытывая подавленность, стремятся  думать о возможных причинах своего состояния. Эта реакция "тщательно  обдумать" приводит к навязчивому  фокусированию на проблеме и увеличивает  уязвимость женщины по отношению  к стресс-фактору. Мужчины, наоборот, пытаются отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-то другом, например осуществляя физическую активность, чтобы таким способом разрядить  возникшее негативное напряжение.
И. В. Грошев (1996) тоже выявил, что мужчины и женщины  по-разному разрешают конфликтные  ситуации, возникающие в семейном и домашнем кругу. Женщины проявляют  больше терпимости и стремления к  компромиссному примирению интересов. Мужчины в этой ситуации чаще прибегают  к "крепким" выражениям и ругательствам, а женщины скорее готовы заплакать.
М. А. Круглова (1999), изучая стратегии поведения при  психологической защите, выявила, что  у женщин разрыв между тремя видами стратегии (избегание, агрессия и миролюбие) минимален, в то время как у  мужчин наблюдается либо избегание (стремление уйти от конфликта), либо агрессия. Миролюбие у них выражено значительно  меньше, чем у женщин.
По данным И. М. Никольской (2001), сравнивавшей копинг-стратегии  мальчиков и девочек 1-5-х классов  в трудных и неприятных для  них ситуациях, мальчики в 2 раза чаще, чем девочки, обращаются к стратегии "борюсь, дерусь" и в 1,5 раза чаще - к стратегии "дразню кого-нибудь". Таким образом, и эти данные подтверждают, что мальчики чаще склонны прибегать  к стратегии, связанной с проявлением  агрессии. Девочки достоверно чаще мальчиков используют стратегии "обнимаю, прижимаю, глажу", "плачу, грущу". Это указывает на их большую потребность в тесной привязанности, в эмоциональной разрядке через слезы и жалость к себе и другим, на трудности самораскрытия.
Несколько иные данные получены Ю. М. Чуйковой (2001): при  преодолении конфликтов у мужчин больше выражены, чем у женщин, соперничество  и особенно компромиссы, а у женщин - приспособление и сотрудничество. Стратегия избегания, по ее данным, была выражена у мужчин и женщин одинаково.
Во время ссоры, как отмечает И. В. Грошев, женщины  чаще вспоминают старые грехи и ошибки, допущенные супругом в прошлом. Мужчины  же больше придерживаются проблемы, из-за которой возникла ссора.
Женщины при  разрешении конфликтов больше ориентируются  на чужое мнение, что объясняется, по мнению И. В. Грошева, их большей конформностью. Отсюда при разрешении конфликта  с участием женщин велика роль посредника. Поэтому, пишет Р. А. Березовская, женщины  чаще обращаются за помощью к другим людям, психологам, врачам, психотерапевтам, пытаясь снять психическое напряжение путем разговора. При этом, как  показано И. В. Грошевым, мужчины выбирают посредника по его деловым и статусным  параметрам, а женщины придают  значение и его внешности. И. М. Никольская (2001) отмечает, что женщины в трудную  минуту больше нуждаются не только в какой-то реальной значимой фигуре, но и в "воображаемой" (в том числе и Бога), чтобы опереться на ее силу и мощь и вступить с ней в разные формы вербального и невербального взаимодействия. Например, девочки, как отмечает И. М. Никольская, часто используют такие приемы, как "говорю сама с собой", "молюсь". Это объясняет, как мне кажется, большую религиозность женщин, а также мужчин с выраженным фемининным личностным профилем. Л. Френсис и П. Пирсонс (L. Francis, P. Pearsons, 1993) выявили, например, что у регулярно посещающих церковь мужчин "фемининный" личностный профиль обнаруживается значительно чаще, чем у других мужчин, и пришли к выводу, что религиозность мужчин более гармонично сочетается с "фемининным мировоззрением".
<Мужчины всегда  правы, а женщины никогда не  ошибаются. Эльзасская пословица>
Половые различия в производственных конфликтах, по данным И. В. Грошева, выражаются в следующем. Мужчины больше предрасположены  к конфликтам, связанным непосредственно  с трудовой деятельностью. Для женщин характерна тенденция к большей  частоте конфликтов в связи с  их личными потребностями. По данным Р. А. Березовской (2001), мужчины значимо  чаще используют такие стратегии, как  анализ ситуации и систематизация рабочего времени.
Изучение типов  и направленности фрустрации в группах  мужчин и женщин И. А. Юровым (1981) показало, что в частоте проявления типов  реакций (O-D - с фиксацией на препятствии, N-P - с фиксацией на удовлетворении потребностей, E-D - с фиксацией на самозащите) особых различий нет, а по направленности реакций у мужчин несколько чаще встречается вариант E (внешнеобвинительные реакции), а у женщин - вариант M (безобвинительные реакции - табл..1).
Таблица1. Средние значения типов и направленности фрустрированности мужчин и женщин, процент случаев
Испытуемые Тип реакции Направленность  реакции
O-D E-D N-P E I M
Мужчины 33,7 47,5 18,7 44,2 22,0 33,7
Женщины 34,0 48,5 17,5 38,5 23,0 38,5
В социально-фрустрирующей  ситуации женщинам более присуща  интрапунитивная направленность реакции, связанная с самообвинением (А. И. Винокуров, 1996).
Половые различия в выраженности видов психологической  защиты. По данным Е. Ф. Рыбалко и Т. В. Тулупьевой (1999), имеются достоверные различия между юношами и девушками по выраженности некоторых видов психологической защиты (табл. 2).
Таблица2. Средняя выраженность различных видов психологической защиты в юношеском возрасте (в процентном отношении от максимально возможной)
Вид защиты Юноши Девушки p
Проекция 58,5 62,2  
Рационализация 53,7 53,2  
Отрицание 50,2 47,5  
Компенсация 45,6 50,9 0,01
Вытеснение 36,5 21,8 0,001
Регрессия 36,2 38,9  
Реактивное  образование 32,1 51,5 0,01
Замещение 30,9 30,5  
Общий уровень 42,4 45,1  
У девушек больше выражен защитный механизм по типу компенсация, реактивное образование, регрессия и проекция, у юношей - вытеснение и отрицание. Поскольку  реактивное образование подразумевает  подмену негативного импульса или  чувства на социально одобряемый, то можно полагать, что девушки  чаще скрывают от самих себя мотив  собственного поведения. У юношей этот вид защиты имеет наименьшее значение, в то время как у девушек  на последнем месте в качестве способа защиты стоит вытеснение.
М. Д. Петраш (2001) на взрослых (работники "скорой помощи") выявила во многом сходные факты. Женщины чаще, чем мужчины, предпочитают такие защитные механизмы, как проекция, регрессия, реактивное образование, а  мужчины чаще, чем женщины - вытеснение и интеллектуализацию
"Когда марсианин  расстроен, он никогда не скажет, что его беспокоит. Он ни  за что не станет обременять  другого марсианина своими проблемами, кроме тех случаев, когда дружеская  помощь необходима. Вместо этого  он становится очень тихим  и замыкается в себе, чтобы  обдумать свою проблему и найти  решение. 
Если он не может  найти решение, то пытается забыть о  проблеме, читая газету или играя  в какую-нибудь игру. Перестав думать о проблеме, он может постепенно расслабиться. А если стресс очень  тяжелый, то марсианину необходимо заняться чем-то серьезным. Например, покататься на машине, принять участие в состязании или заняться альпинизмом.
Расстроенная  или подавленная обитательница  Венеры, чтобы почувствовать облегчение, находит кого-то, кому доверяет и  рассказывает о своей проблеме в  мельчайших подробностях. Когда женщина  делится переполняющими ее чувствами, ей становится легче .Чем дольше и эмоциональнее они (женщины) говорят, тем лучше им становится. Так действуют женщины, и ожидать от них другого, значит просто не признавать то, что они - женщины... Тогда как мужчина в стрессовой ситуации сосредоточивается на одной проблеме и забывает обо всем остальном, женщина склонна перегружать себя всеми проблемами разом... Обсудив одну проблему, она остановится на минутку и затем перейдет к следующей. Таким способом женщина продлевает разговор о проблемах, тревогах, разочарованиях и трудностях.
Причем все  это логически не связано и  рассказывается абсолютно беспорядочно. Если женщина чувствует, что ее не понимают, она расстраивается еще  больше - ведь к ее проблемам добавилась еще одна .
...Мужчины сразу  начинают предлагать решения,  когда женщины говорят о своих  делах. Когда женщина простодушно  делится с мужчиной своими  горестями или бурно рассказывает  о проблемах дня, мужчина ошибочно  воспринимает это за потребность  в совете компетентного человека. Он надевает шляпу Мистера  Всезнайки и принимается давать  советы, причем это является способом... искреннего желания помочь.
...Однако та  все равно расстроена - и мужчине  очень трудно слушать ее, потому  что предложенное им решение  отвергнуто и он чувствует  себя бесполезным. Он даже не  представляет, что может оказать  поддержку просто интересом и  сочувствием. Он не знает о  том, что на Венере разговоры  о проблемах не являются просьбой  дать совет" (Дж. Грей, 2001, с. 480).
Стратегии достижения цели. А. Монтуори (A. Montuori, 1989) отмечает, что мужское отношение к окружающему миру характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на самоконтроль. Для того чтобы отделиться от мира, необходимо манипулировать кем-то из окружения, убеждаясь, таким образом, в своей независимости. Мужчины в большей степени сосредоточены на задаче, поэтому мужской стиль описывается как аналитический и манипулятивный. Мужская психология сконцентрирована вокруг доминантных, подчиняющих ритуалов и иерархий, где всегда есть победитель и проигравший. Мужчина убежден, что стоять на вершине ситуации - необходимое условие для выживания. Эта установка не признает альтернативы партнерского стиля, свойственного женской психологии.
Эти различия в  мужской и женской психологии отметил еще Мак-Клеланд (1975), обнаруживший, что для девочек взаимодействие и взаимозависимость с окружением более значимы, чем для мальчиков, которые предпочитают продвигаться вперед самоуверенно, не отвлекаясь на то, что происходит вокруг них.
Не случайно поэтому сложилось мнение, что  мужчины более самолюбивы, чем женщины. Вот какие занятные размышления по этому поводу имеются в книге Д. В. Колесова и Н. Б. Сельверовой (1978): "Женщина может быть умнее и способнее многих мужчин и прекрасно это сознавать, но ей хочется (это психологическая потребность), чтобы конкретный ее избранник был все же по этим признакам выше ее, хотя бы немного. Во всяком случае, никакая женщина ничего против этого не имеет, в отличие от мужчины. И если какая-либо женщина умнее своего мужа, то скорее ей приходится быть умнее, чем она специально стремится к этому.
...Если для  мужчины достижение или успех  другого человека обычно является  как бы посторонним, не его  личным успехом (при самой положительной  оценке этого успеха), то женщина  может испытывать от успеха  любимого человека не меньшее  удовлетворение, как если бы это  был ее личный успех...
В результате этого, при прочих равных условиях, женщина  уступает или склонна уступать мужчине  пальму первенства, и может создаться  впечатление, что у мужчины есть для этого реальные основания. Поэтому  необходимо различать ситуацию, когда  женщина должна решить какой-то вопрос в присутствии мужчины или  надеясь на его содействие и когда  она вынуждена действовать совершенно самостоятельно. Результат действия мужчины и женщины в аналогичной  ситуации в подавляющем большинстве  случаев будет одинаковым, но поведение  женщины в обоих случаях - различно. Отдельные же мужчины сознательно  используют это для того, чтобы  утвердиться в мысли о собственном  умственном превосходстве" .
Не правда ли, женщина выступает в представлении  этих авторов (а может быть, только одного?) как мать, которая имеет  дело с неразумным, но самолюбивым  дитем, подыгрывая ему и действуя по принципу: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало? Откровенно такую  позицию обозначила Г. Майзель-Гесс: "...это последнее убежище бедняги, на которого другие мужчины смотрят  сверху вниз, ибо если не женщина, то кто же тогда будет глупее, чем  он?" (Ф. Пробст, Г. Майзель-Гесс, 1909, с. 126).
Возрастные  изменения стратегий  поведения. Начиная с К. Юнга, некоторые ученые высказывают предположение, что стили совладающего поведения у мужчин и женщин с возрастом изменяются по-разному. Мужчины в старости переходят от активного стиля к пассивному. После того как они почти всю жизнь несли ответственность за других, содержали семью и принимали решения, они, вероятно, чувствуют себя вправе выразить всю сложность своей личности, включая и те ее черты, которые принято считать женскими. Чем старее они становятся, тем больше продвигаются от активного к пассивному стилю, названному Д. Гутманном (D. Gutmann, 1975) "магическая власть"; при этом стиле они отбивают атаки реальности с помощью множества приемов, таких как проекция и искажение. Женщины с возрастом начинают в большей мере проявлять "мужские" черты: властность, агрессивность и практичность.
По данным А. К. Канатова (2000), мужчины обладают более  гибким поведением, чем женщины (табл. 3). Правда, с возрастом это различие уменьшается.
Таблица3. Гибкость поведения  мужчин и женщин, баллы
Пол До 25 лет 26-40 лет 41-55 лет Старше 55 лет
Мужчины 5,5 5,1 4,3 3,7
Женщины 5,0 4,4 4,0 3,5
Стратегии поведения мужчин и женщин в роли покупателей. Как отмечают И. А. Дуберштейн и Э. Э. Линчевский (1980), для большинства покупателей-мужчин характерно стремление не показаться мелочными, побыстрее принять решение, они придают большое значение приветливости продавца и чувствуют себя обязанными, если им была оказана помощь при выборе товара. Женщины дольше выбирают, чаще возражают, лучше, чем мужчины, разбираются в моде, поэтому их обслуживать труднее.
Возможно, большая покладистость мужчин в роли покупателей вызывает ответный отклик у продавцов и делает их тоже более покладистыми в торгах с мужчинами, а не с женщинами. Например, Дж. Айрз (J. Ayres, 1991) установил, что машины были проданы 90 дилерами дешевле мужчинам, чем женщинам.
Женщина обычно заведует семейным бюджетом и значительно  свободнее, чем мужчина, расходует  деньги не только на то, что ею намечено заранее, но и на товары, покупка  которых не входила в ее непосредственные планы.
По данным английских психологов, необходимость стоять в  очереди приводит большинство мужчин в ярость. При покупке вещи мужчины  в основном обращают внимание на ее практичность, удобство, а женщины - на стиль, модность
2. Женщина и Мужчина: два пути к одной цели
Женщины и мужчины - существа разные. И эта разница  настолько существенна, что в  отличие от любых других особенностей, по которым общество классифицируют отдельных своих членов - национальность, религия, политические убеждения, социальное положение, видна невооруженным  глазом. Тем не менее, для подавляющего большинства и женщин и мужчин смысл и цель жизни сводятся к простым, но не всегда достижимым понятиям: безопасность, достаток, гармония в семье, - то, что обычно называется нормальной (счастливой) жизнью. Возможно, что когда-то мужчины и женщины шли к достижению этой цели одним путем, но вот уже несколько тысячелетий пути эти - разные.
Трудно определить, как и когда их дороги разошлись, почему половина человечества, определившая себя “сильной”, избирала и продолжает избирать в ряде случаев путь экспансии, направленной на “слабую” половину. Этому  также способствовал расцвет  новых религий, в которых женщинам отводится подчиненное место. 
3. Эмоции в воспитании детей.
поговорить о 6-7-летних детях не как об учениках, а как о людях, вступающих в  сложную пору своей жизни. Когда  всех окружающих (и родителей, и учителей, и многих психологов) больше всего  интересуют проблемы, связанные с  твоим обучением, школьными нагрузками, и они не замечают главной сложности  твоего возраста - а ты тем временем взрослеешь и незаметно уходишь  из-под маминого крыла.Иногда мамы так  говорят про детей этого возраста: "Он был таким милым, открытым, нежным... А теперь все делает как  большой - просто так не приласкается, ждет, что за это ему будет, какая  реакция у мамы".
Конечно, сын  или дочь не стали меньше любить маму. Просто у детей в этом возрасте развивается та составляющая психики, которая отвечает за соблюдение общественных норм, принятие социальных ролей - за то, что психологи называют социализацией. Ребенок усваивает, что есть он сам  по себе - настоящий, но в обществе он может быть совсем другим, и в  разных условиях вести себя можно (и  нужно!) по-разному. Еще - что мир не черно-белый и не постоянный, он все  время меняется: люди все разные, у них меняется настроение, они  могут быть хорошими или плохими, и иногда это зависит от его  поведения, а иногда - нет. В общем, прежде стабильный мир распадается, отношения усложняются. Для ребенка  это источник стресса. Важно, чтобы  мама понимала: этот стресс нормален, он обязательно должен сопровождать развитие, но от родителей зависит, пойдет ли он ребенку на пользу или приведет к трудностям школьной адаптации. Итак, на что же надо обратить внимание?
Уже начиная  с 5-6 лет мы часто наблюдаем у  детей регресс к эмоциональности  и поведению маленького ребенка (а мамы воспринимает это как капризы, упрямство), попытки вранья и притворства (ничего удивительного: ребенок учится адаптироваться, примеряет на себя новые умения и роли). Он естественно  становится менее непосредственным, бывает, что у него назойливость перемежается с замкнутостью. Трудно общаться с таким "непонятным" малышом, и мама часто просто "оставляет  ребенка в покое" - положа руку на сердце, ее устраивает, что он требует  меньше внимания, способен сам занять себя. Но как следствие - малыш еще  больше отдаляется от родителей.
В этом возрасте у мамы еще есть шанс "разговорить" ребенка - самой проговаривать все  переживания, проблемы и ситуации и  его тоже научить этому. А если она по дороге домой ограничивается вопросами: "Как дела, что было в саду?", что ребенок может  ей ответить? Для него - все было. Да для него один день - как для  нас год. Он говорит: "Все нормально" (или что-то в том же духе). И  мама вполне удовлетворенная дальше идет молча (а дома три часа говорит  по телефону).
В результате такого поведения родителей дети теряют ключ к своей эмоциональности - они не могут ни выразить переживание, ни контролировать и осознавать его. Потому что не умеют использовать речь для выражения своих чувств, всерьез полагают, что слова нужны лишь для манипулирования другими людьми - дай, принеси, отстань.
Дети, не умеющие  выражать свои переживания и делиться ими с близкими, чаще болеют, хуже себя ведут: и болезни, и капризы  становятся способами показать окружающим, что ребенку плохо. А проходит несколько лет, и к психологу  приходит мама подростка: "Он со мной не разговаривает, на все отвечает "нормально". Я не знаю, что его тревожит, о  чем он думает".
Когда ребенок  выходит во внешний мир (конечно, выход в мир начинается раньше 6 лет, но в этом возрасте социализация делается главной темой развития ребенка), своеобразные эмоциональные "якоря", которые удерживают его в жизни, меняются. До сих пор такими опорами были физическая забота и уход матери, а для ощущения собственной ценности было довольно чувствовать, что "меня любят и мне комфортно".
Теперь опорой, якорем для ребенка постепенно становятся любовь и дружба. Ему важно разделять  свои тревоги, страхи, неуверенность, надежды  с другими людьми, а ощущение собственной  ценности складывается теперь из следующего: "Я кое-что значу в этом мире: я могу быть среди людей и сохранять  свое Я".
В подростковый период происходят изменения в самых  различных сферах психики ребенка. Выдающиеся отечественные психологи  Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович  отмечают, что одним из главных  новообразований данного возраста является развитие самосознания ребенка. В подростковом возрасте учебная  деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Поиски ответа на вопрос "Кто я?" приводят подростка  к ведению дневника, сочинению  стихов, появлению новых, более широких  интересов и личных увлечений, а также к возникновению трудностей в общении со взрослыми. Как подчеркивает Д.Б.Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически, а уже потом оно подкрепляется физическими изменениями. Л.И.Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии ребенка появляется стремление занять более самостоятельную, более взрослую позицию в жизни: "В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру, к самому себе, и развиваются процессы самосознания и самоопределения, в конечном итоге приводящие к той жизненной позиции, с которой школьник начинает сою самостоятельную жизнь". Данное положение перекликается с мыслью Ж.Пиаже о том, что в подростковом возрасте происходит бурное формирование личности ребенка, строится программа жизни. Л.С.Выготский подчеркивал, что развитие самосознания как никакая другая сторона душевной жизни зависит от культурного содержания среды, где живет ребенок. Таким образом, стремление к самопознанию, определению своих жизненных позиций - одна из самых характерных черт подросткового возраста.
4. Психофизиологические особенности мужчин и женщин
Психоаналитическая  теория основную роль в половой дифференциации приписывает биологическим факторам, признавая, что мужская и женская  поведенческие модели существенно  отличаются друг от друга. Мужчинам присущи  активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творчеству, рассудительность, женщинам - пассивность, зависимость, конформность, нерешительность, эмоциональность, уравновешенность. Половые различия возникают и в развитии Суперэго. З.Фрейд полагал, что голос совести является мужским голосом, возникающим из отождествления с отцом. Организация Суперэго женщины ниже, чем у мужчины, из-за различной связи между комплексом кастрации, "Эдиповым комплексом" у мальчиков и девочек. Мальчики отождествляют себя с отцом, девочки это делают в редких случаях. Карен Хорни считает, что "Эдипов комплекс" у женщин вызывает регрессию к зависти пенису. Мальчики из-за страха кастрации отказываются от матери в качестве сексуального объекта, но как реакция на страх кастрации мужская роль в дальнейшем развитии усиливается и закрепляется. Девочки не только отказываются от отца как сексуального объекта, но и от женской роли как таковой. 
К.Хорни полагала, что зависть мужчинам, неудовлетворенность своей ролью проявляется у многих женщин. Это приводит к формированию "комплекса маскулинности", который помогает им справляться с чувством вины и тревоги. В дальнейшем она рассматривала и зависть, и неудовлетворенность как следствие преимущественного положения мужчин в современном обществе и влияние социального окружения.  
Представление о неполноценности женской роли, считал А.Адлер, может вызвать стремление к сверхмужским целям. Это перекликается с точкой зрения Джонса, согласно которой женщины часто развивают идею, что мужчины не одобряют женственность. Поэтому отождествление девочки с отцом при попытках избежать разлуки и отвержения часто приводит к включению мужских и умалению женских идеалов. Желание обесценить женщину, по мнению К.Хорни, возникает у мужчины вследствие того, что он испытывает бессознательную зависть к ней из-за своей относительно малой роли в прокреации. У К.Хорни сложилось впечатление о том, что мужчины имеют сильнейшую зависть к беременности, деторождению и материнству, к женской груди и кормлению грудью. В этом рационализированном виде проявляется бессознательная мужская тенденция к обесцениванию женщины [4]. Но его зависть к женщине - одна из основных движущих сил в формировании культурных ценностей. Невероятную силу импульса мужчины к творчеству в любой области, по мнению К.Хорни, можно объяснить ощущением им относительной незначительности собственной роли в сотворении живого существа. 
В психодинамическом направлении существуют разные точки зрения на начальную стадию половой идентификации. Признается в качестве изначальной как мужская ориентация для детей обоего пола (фаллоцентрическая концепция), так и женская (гиноцентрическая концепция). 
Сторонники "новой психологии" вслед за С.Бем утверждают, что человек, обладающий только традиционно типичными для того или иного пола чертами, обречен на неуспех в реальной жизни. Андрогиния, предполагающая сочетание мужских и женских психологических качеств в одном индивиде, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. Андрогенный тип оказался не только самым успешным, но и самым распространенным. Согласно теории социальных ожиданий, поведение человека определяется не только биологическим (хромосомным, гормональным), врожденным полом, но во многом и полом психологическим, социальным, который усваивается прижизненно под влиянием поло-ролевых и социальных ожиданий. 
Теория социального научения при рассмотрении формирования психического пола и поло-ролевых стереотипов исходит из принципа обусловливания, т.е. подражания ребенка моделям поведения родителей и подкрепления ими его соответствующего поведения. Теория когнитивного развития (Л.Колберг) главным в половой социализации признает познавательную информацию, которую ребенок получает от взрослого, и понимание им своей половой принадлежности. 
Большое влияние на поло-ролевое поведение оказывают и воспитательные цели общества. В США цели воспитания носят явно маскулинный характер, так как поощряется независимость и самостоятельность, что ведет к формированию у женщины таких традиционно мужских качеств, как конкурентность, сверхактивность, доминирование. В СССР поощрялись явно фемининные качества: ориентация на других, аффилиативные и экспрессивные тенденции. На маскулинные и фемининные ориентации оказывает влияние вид профессиональной деятельности. "Мужская работа" (служба в армии, полиции и т.п.) усиливает маскулинную ориентацию женщин, как и работа вообще, "женская работа" способствует фемининной ориентации мужчин. 
Отмеченные ориентации находятся и под воздействием воспитания в семье. На формирование психологического пола ребенка оказывают влияние братья и сестры, порядок его рождения: старшие дети в семье чаще становятся лидерами, и у сверстников, у старших дочерей может проявляться агрессивность, враждебность, стремление к контролю.  
Психологический пол испытывает зависимость и от индивидуальных особенностей личности, характера, темперамента, способностей, развития эмоционально-волевой сферы, функциональной асимметрии мозга, интеллекта. 
Таким образом, содержание мужской и женской парадигмы пола имеет не только биологическую, но и психологическую обусловленность.

5. Взгляды на эмоциональность как особенность человека с позиции психологии.
Эмоциональность, являющаяся одной из важнейших характеристик человека, оказывает влияние практически на все аспекты его деятельности. В связи с этим выявление и анализ особенностей эмоциональности представляется весьма актуальным как для более детального понимания специфики развития человека вообще, так и для эффективности осуществления образовательного процесса в частности. 
Эмоциональность
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.