На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Опредмечивание и распредмечивание

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Опредмечивание и Распредмечивание
Понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке немецкой трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея Опредмечивания и Распредмечивания получила прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия. Окончательный категориальный статус и терминологическое закрепление понятия Опредмечивание и Распредмечивание получили в марксизме. Будучи введены в теоретическую схему в контексте критики гегелевского наследия и переформулировки задач философии, понятия Опредмечивание и Распредмечивание употреблялись Марксом как фундирующие его идеи развития «родовой сущности» человека (деятельностной, практической самореализации и саморазвития индивида); отчуждения (превращения деятельности и ее результатов в противостоящие ее субъектам, господствующие над ними, враждебные ему); фетишизма (деперсонализации человека и персонализации вещей); господства овеществленного труда над живым трудом (превращения субъекта в объект манипулирования через лишение его контроля над условиями, средствами и продуктами труда); превращенных (иллюзорных) форм сознания. Позднее этот круг идей переосмысливается Марксом в концепции овеществления (приобретения отношениями между людьми видимости отношений между вещами). Этот круг идей был вновь актуализирован в различных версиях неомарксизма с упором на анализ процессов и результатов отчуждения, а также на рассмотрение овеществления как базового явления по отношению к отчуждению и фетишизации и как феномена, противоречащего человеческой природе. Марксистская концепция Опредмечивания  и Распредмечивания оказалась интересной и востребованной прежде всего в качестве диалектики «деятельностных способностей» субъектов, актуализированной и разработанной в продвинутых теориях советской философии. Здесь стало классическим понимание: 1) Опредмечивания как перехода в предмет и воплощения в нем человеческой способности (что, собственно, и делает предмет социокультурным феноменом через снятие схемы с деятельности и воплощение ее в культурной – знаково оформляемой и ценностно нагружаемой – форме, что сдвигает анализ с процессов овеществления на схватывание ценностно-смысловых характеристик объекта); 2) Распредмечивания как делания «сущности» (социокультурной его компоненты) предмета достоянием человека, в результате чего происходит развитие человеческой способности (через усвоение и критическое переосмысление социокультурного опыта). В неклассической философии использование фигур Опредмечивания  и Распредмечивания встречается достаточно редко, они существенно переосмыслены и нетрадиционно ангажированы в феноменологии Гуссерля (установка на экспликацию сознания через механизм феноменологической редукции, обернутый не на предмет, а на мышление и действие, с целью выявления смысловых горизонтов, эйдосов, способов конституирования значений, процедур типизации и т.д.), феноменологической социологии, этнометодологии, феноменологической версии социологии знания. Переосмысление проблематики Опредмечивания и Распредмечивания и самой терминологии во многом произошло в результате «эпистемологического поворота» в философии и социогуманитарном знании. Так, в генетической эпистемологии Пиаже оформилась концепция интериоризации как формирования внутреннего плана сознания (аналогичные идеи высказал в концепции работы со знаками Выготский; первоначальная же трактовка интериоризации как механизма усвоения коллективных представлений в индивидуальном сознании была предложена Дюркгеймом). В целом же эпистемология переориентировала (как и с других позиций – феноменология) идею Опредмечивания  и Распредмечивания с рассмотрения отношения человек – предмет (вещь) на отношение человек – знание (предметно, дисциплинарно организованное). В этом контексте Распредмечивание начинает пониматься как критически-аналитическая процедура Р. понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д., а Опредмечивание – как построение новых предметных понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д. (т.е. как проективно-конструктивная процедура). Близкое этому, но вполне самостоятельное и оригинальное понимание Опредмечивания  и Распредмечивания  предложено в системно-мыследеятельностной (Смд) методологии. Здесь они понимаются как технологии Распредмечивания знания (снятия содержания и выхода в «чистую» рамку) посредством «выталкивания» его носителей (в коммуникации и/или организационно-деятельностной игре) в рефлексивную позицию и освоение в проектном режиме новых способов работы со знанием с последующим новым заполнением «чистой» рамки, т.е. переходом к  технологиям Опредмечивания. В целом работа в режиме Опредмечивания  и Распредмечивания трактуется как способ преодоления предметной точки зрения и предметных способов мышления. Определенным типологическим аналогом идее Опредмечивания  и Распредмечивания выступают идеи чтения – письма, деконструкции и т.д., сформулированные в рамках разных версий постструктурализма. 

Опредмечивание-распредмечивание как механизм деятельности
Безусловная заслуга Гегеля в изучении природы  человека заключается в открытии механизма опредмечивания. Именно за счёт опредмечивания осуществляется единство деятельности и бытия: « ... истинное произведение есть лишь указанное выше единство действования и бытия, хотения и осуществления ... » [14, с.218].
Продуктом опредмечивания является «произведение» (по терминологии Гегеля), в котором сознание впервые становится перед собой и открывает свою собственную сущность: « ... в произведении сознание открывается себе так, как оно поистине есть, и его пустое понятие о себе самом исчезает ... » [14, с.217].
Прежде  всего, в продукте (произведении) человеческий индивид раскрывает свою сущность, которая (по Гегелю) есть всеобщее: « ...  Произведение есть реальность, которую сознание сообщает себе; оно есть то, в чем индивид оказывается для сознания тем, что он есть в себе и, при том так, что сознание, для которого индивид открывается в произведении, есть не особенное, а всеобщее сознание ... » [14, с.215].
В продукте различаются действительность деятельности и действительность бытия. Эта противоположность, которая в непредметной форме  сознания является началом деятельности, в опредмеченном сознании является результатом деятельности: « ...  для сознания в его произведении возникает противоположность действования и бытия, которая в прежних формообразованиях сознания была вместе с тем началом действования, тогда как здесь она - только результат ... » [14, с.216].
Уникальная  особенность продукта («произведения») заключается в том, что именно в нём индивид выражает свою внутреннюю рефлектированность (рефлексивность) как собственную сущность: « ... Индивидуальность отказывается от той рефлектированности в себя, которая выражена в чертах лица, и вкладывает свою сущность в произведение ... » [14, с.170].
Такое чудесное свойство произведения (продукта) даёт основание Гегелю сделать вывод  о том, что внешнее (произведение) есть выражение внутреннего (цели): « ... Таким образом, мы видим, что  под внутренним приблизительно подразумевается  понятие цели, а под внешним - действительность; и их соотношением порождается закон,  гласящий, что внешнее есть выражение внутреннего ... » [14, с.142].
Гегель  отмечает внутреннюю противоречивость продукта деятельности, которая заключается  в единстве противоположности внутренней индивидуальности и внешней действительности:
« ... действование как выполненное произведение имеет двойное противоположное  значение: - или оно есть внутренняя индивидуальность, а не её выражение, или, будучи внешним, оно есть свободная от внутреннего действительность, которая есть нечто совершенно другое, чем внутреннее ... » [14, с.167].
К.Маркс  продолжил разработку идеи Гегеля об опредмечивании, но поскольку исходные методологические основания у него существенно отличались от гегелевских, то одного опредмечивания оказалось недостаточно для описания целостной предметной деятельности. Как известно, у Гегеля деятельность всё-таки является внутренне детерминированной спонтанной активностью сознания, механизмы детерминации которой сам Гегель не описал. В этом смысле природа марксистской категории предметной деятельности совсем иная и характер детерминации самой деятельности совершенно другой.
Введение  дополнительного механизма распредмечивания и переосмысление внутреннего содержания этих обоих механизмов («опредмечивания-распредмечивания»), привело К.Маркса к созданию категории, совершенно не связанной по своей природе с гегелевской спонтанной активностью сознания. После К.Маркса предметная деятельность стала пониматься как единство опредмечивания и распредмечивания, и, тем самым, исключительно внутренний характер детерминации гегелевской категории спонтанной активности был преобразован в единую внешне-внутреннюю детерминацию предметной деятельности. Стало принято считать, что: « ... деятельность есть единство противоположностей - опредмечивания и распредмечивания ... » [60, с.145].
При такой метаморфозе активности сознания в предметную деятельность человека изменился и сам характер базовых  процессов опредмечивания-распредмечивания: « ... Опредмечивание - это переход совершаемого субъектом процесса в объект, превращение действующей способности в форму предмета.
Распредмечивание - это обратный переход предметности в живой процесс, в действующую способность: оно есть творческое начало освоения субъектом предметных форм культуры, а посредством их - также и природы ... » [61, с.154].
Как и у Гегеля, предметом деятельности является человек, опредмечиваясь в «прочных» или «непрочных» формах, объективируясь, он порождает (создаёт) своей деятельностью свой человеческий мир. Таким образом, человек живёт в предметной среде, которую порождает собственной деятельностью. В этом смысле, поскольку он опредмечивает себя, собственную сущность, человек удваивает себя, удваивает реально, а не только идеально: « ... именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. ... Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире ... » [40, с.566].
Благодаря предметным формам объективации человека, возникает возможность аккумулировать свои сущностные силы во внешней предметной среде. Это позволяет порождать  собственной деятельностью новую  предметную среду, творить свою вторую природу, превращать в предмет деятельности весь объективный мир: « ... человек, придавая объекту желаемую целесообразную форму, превращает его наличную форму  в субстрат, на котором и опредмечивает себя и свои сущностные силы.  Поэтому именно этот процесс и называется опредмечиванием, объективированием человеческой сущностной силы.
Человеческая  деятельность не исчерпывается опредмечиванием, это лишь одна сторона деятельности. Другой же стороной является распредмечивание, т.е. вовлечение предмета снова в деятельность, в результате которой возникает новый предмет, новая вещь. По этой именно причине распредмечивание не есть уничтожение вещи, превращение бытия вещи в ничто, а только снятие самостоятельности данной формы, поскольку она превращается в средство, в субстрат другой вещи, другого предмета ... » [20, с.92].
Особенность процесса распредмечивания в том, что в результате воспроизводится история происхождения самого предмета, которая в определённом смысле является и его будущим: « ...  любой предмет в процессе деятельности с ним, распредмечивается в том смысле, что его наличное бытие разворачивается в его историю,  в процесс его становления, причем, как это было сказано, не только в ретроспективном, но и в перспективном плане ... » [21, с.168].
Предметный  мир человека представляет собой  некое волшебное пространство, вложенное  одно в другое. Человеческий мир  – это не только мир реальных предметов, но и идеальный мир  человеческих сущностей. Человеческая предметность есть такая чудесная вещь, в которой человек аккумулирует все свои человеческие качества, включая  сознание, мышление и пр. Только благодаря  своей предметности человек способен существовать как род: « ... Сознание, мышление, логические категории и  все сугубо человеческие качества не могут иметь места, если все способы  и схемы деятельности не представлены отдельно от тела человека, не воплощены  во внешних, созданных людьми же предметах. Способы и схемы деятельности человек опредмечивает в вещах, в их формах и отношениях, и в дальнейшем изменяет и совершенствует их, т.е. действует с ними, как с любыми другими, ещё не освоенными природными предметами ... » [20, с.213].
Своей деятельностью, своим трудом человек  преобразует, переделывает объективный  мир. Суть переделки заключается  в том, что человек придаёт  смысл природе, делает её человеческой за счёт передачи предметам природы  своих человеческих свойств: « ... Процесс  угасает в продукте. Продукт процесса труда есть потребительная стоимость, вещество природы, приспособленное  к человеческим потребностям посредством  изменения формы. Труд соединился с  предметом труда. Труд овеществлен  в предмете, а предмет обработан. То, что на стороне рабочего проявлялось  в форме деятельности, теперь на стороне продукта, выступает в  форме покоящегося свойства, в  форме бытия ... » [42, с.172].
В человеческом мире труд зафиксирован как способ деятельности человека. Данный способ существует как функция человеческого  предмета, которая реально осуществляется в процесс последующего общения  людей при помощи предмета-средства. Форму (способ) деятельности, как бы «застывшую» в предмете, и принято  понимать как идеальное, а самоё  натуральную форму предмета принято  рассматривать как натуральное  бытие идеальной формы: « ... в предметах  процесс деятельности угасает. В  измененном облике предмета представлена функция, которую предмет может  выполнять в будущем, в новых  процессах деятельности и человеческих отношениях. Эту именно застывшую  в предмете форму и рассматривает  Маркс как идеальность ... » [30, с.27].
ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ-РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СПОСОБ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специфика человека и его жизнедеятельности, как известно, заключена, в том  числе, и в специфике его отношения  к своему объекту. Точнее говоря, только человек и есть такое существо, которое относится и которым  осознаётся собственное отношение  к объекту, к своей собственной  ситуации, к условиям собственной  жизнедеятельности, к себе самому. Наличие  субъект-объектного отношения характерно только для человека, и именно этим наличием человек и отличается от всего остального живого мира.
Особенность субъект-объектного отношения заключается в том, что объект несет на себе сущностные определения самого субъекта. Т.е. объект задает все содержание субъекта: « ... Мысль о том, что объект несет на себе определения субъекта, известна была давно. Однако подлинная природа этого явления не была раскрыта. Это сделал только Маркс, показав, что в решении данного вопроса надо принимать во внимание общественную деятельность людей ... » [48, с.42].
Природа детерминированности субъекта объектом раскрыта в деятельностных концепциях человека, начиная с Гегеля, Маркса, и включая современные деятельностные концепции человека. Она раскрывается в процессах распредмечивания-опредмечивания, которые являются истинно человеческими способами существования и механизмами его развития: « ... Чтобы изменять себя, свою совокупную жизнедеятельность, индивидам необходимо превратить все существенные моменты этой жизнедеятельности в предмет, работая с которым, развивая и совершенствуя который, они тем самым будут совершенствовать свои сущностные силы. В этом смысле процессы опредмечивания и распредмечивания, объективирования и субъективирования представляют собой специфически человеческий способ жизнедеятельности и развития ... » [30, с.27].
Процессы  распредмечивания-опредмечивания непосредственно связаны с понятием человеческого предмета, его содержанием и формой. Сам человеческий предмет (а это в целом есть пространство человеческой культуры – пространство всего опредмеченного человечества) есть зафиксированные в предметной форме общечеловеческие способности. Следовательно, человеческий предмет (объект) есть очеловеченный предметный (естественно-природный) мир. Субъект- объектное отношение, в том числе и в онтогенезе, есть поэтому отношение распредмечивания-опредмечивания: « ... Объективно противостоящий индивиду мир духовной и материальной культуры, мир понятий науки, техники и нравственности и есть опредмеченное - реализованное в продукте - мышление  человечества ... . ... А индивиду надо его распредметить, воспроизвести и присвоить те способы деятельности, которые там реализованы. В этом и состоит образование ... » [27, с.137].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.