На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Индивидуальное (онтогенетическое) развитие организма. Возрастная периодизация

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема  Индивидуальное (онтогенетическое) развитие организма  

Задания:  

    Выписать  понятие «онтогенез»
   
      Онтогенез – это индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни. У животных и растений, размножающихся половым путём, зарождение нового организма осуществляется в процессе оплодотворения, и онтогенез начинается с оплодотворённой яйцеклетки, или зиготы. У организмов, которым свойственно бесполое (вегетативное) размножение, онтогенез начинается с образования нового организма путём деления материнского тела или специализированной клетки, путём почкования, а также из корневища, клубня, луковицы. В ходе онтогенеза каждый организм закономерно проходит последовательные фазы, стадии или периоды развития, из которых основными у организмов, размножающихся половым путём, являются:
    зародышевый (эмбриональный, или пренатальный);
    послезародышевый (постэмбриональный, или постнатальный);
    период развития взрослого организма.
      В основе онтогенеза лежит сложный процесс реализации на разных стадиях развития организма наследственной информации, заложенной в каждой из его клеток. Обусловленная наследственностью программа онтогенеза осуществляется под влиянием многих факторов (условия внешней среды, межклеточные и межтканевые взаимодействия, гуморально-гормональные и нервные регуляции и т.д.) и выражается во взаимосвязанных процессах размножения клеток, их роста и дифференцировки.  
 

    Перечислить особенности внутриутробного развития.
 
      Внутриутробный  период – от момента зачатия до рождения – продолжается 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины.
      Первые 7-9 дней – период имплантации яйцеклетки, 3-12 недели – органогенез. Различают подпериоды:
    ранний фетальный (9-28 недели) – интенсивный рост и тканевая дифференцировка органов плода;
    поздний фетальный (после 28 недели и до начала родов) – происходит бурный рост и накопление клеточной массы органов и систем. В этот период обеспечиваются процессы депонирования многих компонентов питания, формируется депо солей кальция, фтора, железа, меди, витаминов D и В12; происходит созревание ферментных систем, сурфактанта, иммунитета.
      Главными факторами, определяющими и регулирующими рост плода, являются маточный кровоток и плацентарная перфузия, гормоны гипофиза, инсулин. Средняя масса тела при рождении для девочек 3200-3350 г, для мальчиков 3400-3500 г; длина тела 50-51 см.
      Темп  роста мозга до 33-й недели превышает темпы роста остальных систем и органов. Быстро возрастает масса мозга в последние недели перед рождением. Развитие нейробластов происходит на 6-11 неделе, образование нейронов на 10-18 неделе. Созревание коры головного мозга на 12-16 неделе гестации.
      Время появления электрических импульсов  и ответов на внешние раздражители:
    12 неделя: время проявления электрических импульсов и ответов на внешние раздражители, в дыхательные центры;
    13-14 недели: происходят плавные грациозные движения плода в ответ на стимуляцию всех зон (за исключением областей спины, затылка, темени);
    17 неделя: у плода формируются и хорошо развиты хватательные рефлексы рук;
    27 неделя влияние двигательной активности и эмоций матери на плод;
    28 неделя: у плода созревает моторно-кардиальный рефлекс;
    32 неделя: наблюдается реакция плода на звук, передающийся через брюшную стенку (изменение частоты пульса).
      Критический период созревания головного мозга, время появления критических  сдвигов в коре больших полушарий и ее ответов на внешние раздражители: 12-16 недели гестации.
      Слуховая  и вестибулярная система у  плодов структурно созревает к 6 месяцам беременности. Показано, что плод способен воспринимать интонации звуков, особенно при более частых повторениях фонетических раздражений. На голос матери, музыкальные тоны фиксируют учащение сердцебиений плода, характерное для моторно-кардиального рефлекса. Наблюдается позитивная или негативная реакция на тоны.
      Особенности эндокринной системы плода. Характерно преобладание функции надпочечников. Они массивны, корковая зона надпочечников очень широкая, пучковая зона выражена неотчетливо, мозговое вещество не выявляют так называемый эмбриональный тип надпочечников.
      С 25 недели плод образует кортикостероиды из собственных субстратов.
      К 12-й неделе в клетках поджелудочной железы плода содержится инсулин, синтез которого нарастает быстро к середине беременности. Концентрация инсулина в крови плода не отличается от таковой в крови матери. Инсулины и соматомедины под влиянием соматотропного гормона гипофиза определяют рост плода.
      Гипофиз закладывается у эмбриона на 4-й  неделе.
      С 9-10-й недели гестации определяют следы  адренокортикотропного гормона (АКТГ). Соматотропный гормон через инсулиноподобные факторы роста влияет на метаболизм плода и рост его.
      К 4-му месяцу внутриутробного периода  сформирована структурно и функционально  активная щитовидная железа.
      С 27 нед гестации формируется функциональная система гипоталамус–гипофиз–кора надпочечников.
      Особенности иммунитета плода. Иммунитет специфический – пассивный, обеспечивается поступающим с 26 недели трансплацентарно от матери иммуноглобулина G. Синтез иммуноглобулинов плода ограничен, усиливается при антигенной стимуляции. Основные элементы иммунной системы плода закладываются к 15-й неделе внутриутробного развития. На 14-й неделе число Э-клеток в крови достигает уровня взрослого, Т-лимфоциты образуются на 10–11-й неделе. К моменту рождения их число выше, чем у взрослого.  
 

    Выписать основные периоды онтогенеза.
 
      Антенатальный онтогенез:
    Герминальный или зародышевый период (первая неделя после зачатия);
    Эмбриональный период (вторая – пятая неделя беременности);.
    Фетальный период (32 недели).
 
      Постнатальный онтогенез:
    Неонатальный или период новорожденности (1-28 дни);
    Грудной возраст (28 дней – 1 год);
    Раннее детство (1-3 года);
    Первое детство (4-7 лет);
    Второе детство (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет девочек);
    Подростковый возраст (13-16 лет для мальчиков, 12-15 лет девочек);
    Юношеский возраст (17-21 год для юношей, 16-20 лет девушек);
    Зрелый возраст:
            I период: 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины.
                II период: 36-60 лет  мужчины, 36-55 лет женщины.
    Пожилой возраст (мужчины 61-74 года, женщины 56-74 года);
    Старческий возраст (75-90 лет);
    Период долгожительства (свыше 90 лет).
 
 
    Дать характеристику периодам онтогенеза.
 
      Герминальный  или зародышевый  период: начинается от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается имплантацией образовавшегося бластоцита в слизистую оболочку матки. Его продолжительность – 1 неделя. 

      Эмбриональный период: длится по 75 день внутриутробного развития. Питание зародыша происходит из зародышевого мешка (амниотрофный тип питания). Главная особенность – закладка и органогенез почти всех внутренних органов будущего ребенка. Воздействие тератогенных факторов (эндогенных и экзогенных) вызывают эмбриопатии, которые представляют - грубые анатомические и диспластические пороки развития. Срок беременности от 3 до 7 недель – критический период развития эмбриона. 

      Фетальный период: с 76-го дня внутриутробного развития и до рождения ребенка. Развитие плода обеспечивается гемотрофным питанием. Выделяют 2 подпериода – ранний и поздний. Ранний фетальный подпериод – продолжается до конца 28 недели беременности. Происходит интенсивный рост и тканевая дифференцировка органов плода, а воздействие неблагоприятных факторов могут проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазией) органов или нарушением дифференцировки тканей (дисплазией). Из–за несформированного иммунитета, ответ на инфекцию выражается соединительнотканными пролиферативными реакциями, которые приводят к циррозам и фиброзам. Но возможно и рождение незрелого недоношенного ребенка. Совокупность изменений плода, возникающих в этом периоде называется общим термином – «ранние фетопатии». Поздний фетальный подпериод – после 28 недель беременности до начала родов. В этот период происходит депонирование многих компонентов питания: соли кальция, железа, меди, витамина В12, которые в течение нескольких месяцев будут поддерживать баланс питания грудного ребенка (т.к. в материнском молоке их недостаточно для быстро растущего ребенка после рождения). 

      Неонатальный  или период новорожденности: начинается с момента рождения ребёнка и продолжается 4 недели. Ранний неонатальный период – основной период в процессе адаптации ребёнка к новым условиям жизни – продолжается от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни. С первым вдохом новорождённого начинают функционировать органы дыхания. Уравновешивание давления в аорте и лёгочной артерии приводит к прекращению тока крови через артериальный проток и поступления крови из правого предсердия через овальное окно в левое. Происходит полное «включение» малого круга кровообращения; устанавливается адекватное дыхание с эффективным газообменом. Пупочные сосуды запустевают, а питание ребёнка становится энтеральным (его наиболее предпочтительный вариант – грудное вскармливание). В течение первых нескольких дней жизни отмечают уменьшение первоначальной массы тела на 5-6% за счёт потери жидкости, что считают физиологическим явлением. Сразу после рождения почки берут на себя гомеостатические функции, кровоток в них резко увеличивается за счёт снижения сопротивления в почечных сосудах.
      В связи с преобладанием в центральной  нервной системе процессов торможения новорождённый большую часть суток спит. На звуковые и слуховые раздражители ребёнок реагирует установочной реакцией. С момента открывания глаз, т.е. с первых часов жизни ребёнка, начинает функционировать зрительный канал передачи информации. Показателем восприятия объекта новорождённым служат движения глазных яблок – слежение инфиксация взора, устанавливающиеся к месяцу жизни.
      Дыхание, кровообращение, пищеварение и выделение  совершаются с максимальной интенсивностью: частота дыхательных движений 40 в минуту, частота сердечных сокращенийасов 140-160 в минуту, количество мочеиспусканий 20-25 раз в сутки. Первый акт дефекации происходит в течение 24 ч после рождения. Стул у новорождённого меняет цвет от чёрно-зелёного (меконий) до жёлто-коричневатого. Частота дефекаций в периоде новорождённости соответствует частоте кормлений и количеству полученной пищи и в среднем составляет 3-5 раз в сутки.
      К 3-4-й неделе жизни ребёнка кожа очищается и становится розовой. Малыш вступает в грудничковый период. 

      Грудной возраст: исчисляется от периода новорожденности до 12 месяцев. Для детей этого возраста особенно характерны быстрые темпы увеличения роста, массы тела, интенсивный обмен веществ. Так, к концу первого года жизни масса тела ребенка утрачивается по сравнению с первоначальной при рождении и рост увеличивается на 25 см. В этот период совершенствуется центральная нервная система, появляются двигательные умения в виде координированной реакции рук, сидения, ползания, стояния, а у некоторых детей даже хождения, появляются также зачатки речи.
      Характерна  для этого периода относительно большая потребность в пище. Учитывая незаконченное развитие пищеварительных  органов и несколько ограниченную функцию их, особое внимание следует  уделять грудному вскармливанию.
      В этом возрасте у детей нередко могут наблюдаться заболевания желудочно-кишечного тракта (диспепсия, дизентерия, колиэнтериты), рахит, спазмофилия, различные диатезы, хронические расстройства питания и пищеварения, заболевания органов дыхания, особенно пневмонии, респираторные заболевания. Острые детские инфекционные болезни (корь, коклюш и др.) сравнительно редко наблюдаются у детей грудного возраста. Но при заражении инфекционными болезнями дети грудного возраста переносят их тяжело, отличительной особенностью течения этих болезней является преобладание общих признаков и малая выраженность местных симптомов. 

      Раннее  детство: это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Для физического  и нервно-психического развития детей  первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма – низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии – они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются. В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления – важные задачи педагогики раннего детства. 

      Первое  детство: Это один из важнейших периодов в жизни человека: именно тогда  ребенок начинает  осознавать  себя,  свои  действия,  у  него  развиваются   память, внимание, мышление, восприятие;  закладывается личность.  В этом  возрасте ребенок учится общаться, усваивает основные моральные и нравственные  нормы, у него впервые появляются  волевые формы поведения,  необходимые как во взрослой жизни, так и при поступлении в школу. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти. Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела: вторичные  половые  признаки  мало  выражены, преобладает  «тип  малого  ребенка»  с  относительно   крупной   головой   и туловищем, сравнительно  короткими  конечностями,  слабой  мускулатурой,  не способной к сильным и длительным  сокращениям,  хорошо  развитым  подкожным жироотложением, отсутствием отчетливого подразделения туловища на грудной и брюшной   отделы,   еще   не   сформировавшимися    окончательно    изгибами
позвоночника,  большой  подвижностью  суставов,  слабо  развитым   челюстным аппаратом, округлым лицом и т. д.  

      Второе  детство: в этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом – в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем - полового члена. 

      Подростковый возраст: называется периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела между 14 и 15 годами. Особенно велика скорость роста длины тела у мальчиков, в результате чего в 13,5-14 лет они обгоняют девочек по длине тела. В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.
      В подростковый период происходит интенсивное  половое созревание мальчиков. К 13 годам  у них происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет появляются волосы в  подмышечных впадинах. В 14-15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы). У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста. 

      Юношеский возраст: в этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины. В юношеском возрасте завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщины, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчины. 

      Зрелый  возраст: наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности. Понятие зрелости связано с исследованием отношения человека к собственной жизни среди людей; не только к себе самому, к своему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его.
      I период зрелости: расцвет всех функций организма и относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.
      II период зрелости: этом периоде происходит существенная нейроэндокринная перестройка ряда систем организма. Психические процессы и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью. На выраженность различных показателей морфофункционального развития большое влияние оказывают конституционные особенности организма. В значительной степени от них зависят внешние проявления возраста, а его морфофункциональные признаки получают окончательную завершенность. На границе зрелого и пожилого возрастов выделяют климактерический период, характеризующийся бурными сдвигами в нейрогуморальной регуляции. Особенно активно он проявляется у женщин. В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. 

      Пожилой возраст: в этом возрасте особенно часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы — гипертоническая болезнь, атеросклероз и др. В пожилом и старческом возрасте происходят постепенные инволютивные изменения организма. 

      Старческий  возраст: завершающий этап онтогенеза, происходит общая инволюция организма, снижается надежность адаптации. Способность организма к продолжению рода утрачивается. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.  

      Период долгожительства: по данным статистики, к долгожителям относят людей, перешагнувших рубеж 90-летия. Долгожительство – проявление обычной изменчивости, в данном случае изменчивости продолжительности жизни. Максимальная продолжительность жизни является признаком определенного биологического вида: от нескольких сот лет (дуб) до нескольких часов (у некоторых насекомых). Это обусловлено различием в механизмах онтогенеза. Среди млекопитающих наблюдается большое разнообразие видовой продолжительности жизни: от 70-80 лет у слона до 1 -2 лет у мыши.
      Видовой потенциальный предел продолжительности  жизни человека генетически запрограммирован как фундаментальное биологическое качество вида и составляет около 95-100 лет. Продолжительность жизни – биологический феномен, зависящий от социальных факторов. Индивидуальная продолжительность жизни может колебаться от возраста новорожденности до 100 и более лет. Массовый выход за пределы этого рубежа был и остается редким событием. Многие ученые считают, что именно активный трудовой и двигательный режим способствует замедлению старения.
      Тема  Возрастная периодизация  

Задания:  

    Выписать основные периоды жизни человека.
 
      Всю жизнь человека после его рождения делят на определенные возрастные периоды:
    Период детства
    Период зрелости
    Пожилой возраст
 
2)   Выделить особенность каждого периода. 

      1. Период детства
      Для всего периода детства характерны постоянное развитие и рост. На ход развития ребенка оказывают влияние разнообразные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы. Под эндогенными факторами понимают особенности организма и его функциональных систем, сформировавшиеся у предков под влиянием среды и унаследованные ребенком, а также образующиеся у самого ребенка под воздействием экзогенных факторов. Остаточные изменения после перенесенных инфекционных заболеваний, травм нервной системы и тому подобные последствия, будучи экзогенного происхождения, становятся после своего образования эндогенными по действию факторами. Доминирующее значение приобретает среда, в которой растет ребенок.
      Громадную роль играет питание. Правильная организация  режима и ухода, профилактика заболеваний – все это может предотвратить нарушения развития детей во всех возрастах. 

      Период  новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов младенца, который мало приспособлен к факторам окружающей его среды. Длительность этого периода определяется временем адаптации организма новорожденного к новым условиям существования и составляет примерно 28 дней. 

      Период  грудного возраста определяется сроком грудного вскармливания. Условно его продолжительность считается равной 1 году (1-й год жизни). Ребенок в этот период, как и в предыдущий, крайне беспомощен, он требует постоянного и бережного ухода. Недостаточное развитие пищеварительного аппарата при относительно высокой потребности в пище в силу интенсивного роста требует правильной организации питания. Ошибки в определении качества и количества пищи могут способствовать быстрому развитию расстройств пищеварительной системы.
У детей  первых 2-3 месяцев жизни слабо развита система терморегуляции. Тонкая и легкоранимая кожа, слабость большинства барьерных функций делают детей первых месяцев жизни более подверженными различным инфекциям. Отмечается недостаточность иммунитета. В возрасте 5-10 месяцев ребенок наиболее беззащитен относительно инфекций. Это обстоятельство связано со снижением пассивного иммунитета (обусловленного ослаблением действия материнских антител, поступающих в организм ребенка через плаценту или с материнским молоком) и недостаточностью собственного активного иммунитета из-за несовершенства развития иммунной системы детского организма первого года жизни. Особенно опасно проявление слабости иммунной системы для детей, живущих в крупных городах с развитой промышленностью, а также в крупных промышленных центрах, где в последние годы наблюдаются массовые заболевания детей различного рода аллергическими заболеваниями.  

      Дошкольный  возраст представляет собой достаточно продолжительный период жизни человека. Обычно его делят на две возрастные группы: ясельный возраст (1-3 года) и собственно дошкольный возраст, или возраст детского сада (3-6 лет). Период дошкольного возраста называют еще «периодом молочных зубов». В этом названии подчеркнута биологическая особенность возрастного периода. Действительно, именно в этом возрастном интервале жизни ребенка появляются и вырастают так называемые молочные зубы, что сопровождается развитием и совершенствованием пищеварительной системы. Ребенок постепенно приобретает способность употреблять и усваивать практически любую пищу, что дает возможность увеличиваться росту и массе тела, совершенствоваться двигательным навыкам и т. п. 

      Дошкольный  возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, повышенной любознательностью и активностью, стремлением к инициативе и действию. Высокая подвижность и любознательность ребенка в то же время сопровождаются быстрой утомляемостью, поскольку адаптационные возможности органов дыхания и сердечно-сосудистой системы значительно ниже, чем у взрослых. Игры в этом возрасте следует рассматривать как трудовую нагрузку. 

      Школьный  возраст условно делят на младший, средний и старший. Общим свойством младшего школьного возраста является интенсивное течение процессов роста и развития организма. Годовые прибавки в длине составляют от 2,5 до 7 см, а в массе тела – от 1 до 4-5 кг. Следует заметить, что в этой возрастной группе мальчики развиваются значительно быстрее, чем девочки. Продолжаются окостенение и рост скелета, но поскольку не завершено окостенение позвоночника, он остается гибким и податливым. При длительном неправильном положении тела возможно развитие искривления позвоночника. Происходит нарастание мышечной ткани, заканчивается формирование нервного аппарата мышц, увеличивается их сила. Растет легочная ткань, увеличиваются жизненная емкость легких и их минутный объем. Наблюдается повышенная возбудимость дыхательного центра, в связи с чем даже небольшая физическая нагрузка вызывает учащение дыхания. В возрасте 7-8 лет происходит интенсивное функциональное развитие головного мозга при относительно небольшом увеличении его массы.
      Одновременно  у детей наблюдается преобладание процессов возбуждения над тормозными процессами, в связи с чем отмечаются быстрая истощаемость нервных клеток головного мозга, общая утомляемость, неустойчивость внимания. Недостаточность развития второй сигнальной системы (речевой) обусловливает конкретность, образность мышления и неспособность к абстрактному, отвлеченному. Тем не менее уже к 8-9 годам жизни можно достаточно твердо установить тип высшей нервной деятельности, обусловленный соотношением между процессами возбуждения и торможения. 

      Средний школьный возраст (12-14 лет) с точки зрения оценки процессов роста и развития организма ребенка является переломным. Этот возрастной период иногда называют периодом полового созревания, или пубертатным. Для него характерны резкие сдвиги в деятельности эндокринной системы, изменения функционального состояния большинства органов, высокая интенсивность роста (в среднем за год на 4-8 см) и увеличение массы тела (в среднем на 3-6 кг). В физиологическом отношении этот возрастной период характеризуется усилением выработки целого ряда гормонов, взаимодействие которых обеспечивает своевременное и правильное развитие организма ребенка, становление его психосоциальной сферы. Именно в этот период происходят становление и развитие репродуктивной функции, что сопровождается появлением вторичных половых признаков, развитием наружных и внутренних половых органов, т.е. происходит половое созревание ребенка.
      В обычных условиях половое созревание и физическое развитие организма  протекают одновременно и взаимосвязанно. Максимум темпов роста приходится на 12 лет. К 16 годам у девочек и к 18 годам у мальчиков темпы роста замедляются и не превышают 1,0-1,5 см в год. При этом на темпы роста и полового созревания влияют наследственные, социальные и климатогеографические факторы.
      Появление вторичных половых признаков – у девочек в период от 8 до 10 лет, а у мальчиков с 10 до 12 лет – относят к раннему половому созреванию. Эти признаки, как правило, конституционально обусловлены. Более раннее появление вторичных половых признаков считается преждевременным. Оно может быть связано, например, с заболеваниями органов эндокринной системы. Преждевременное половое созревание требует консультации со специалистами-эндокринологами. С другой стороны, запоздалое появление вторичных половых признаков (у девочек старше 13, а у мальчиков старше 14 лет) может быть обусловлено конституциональными факторами, определенными заболеваниями или неблагоприятной обстановкой в семье, неполноценным питанием. В таких случаях также необходимо проконсультироваться с эндокринологом. 

      Старший школьный возраст является периодом завершения полового созревания. Если в предыдущем возрастном периоде темпы развития девочек были выше, то в старшем школьном возрасте мальчики догоняют и обгоняют девочек по показателям физического развития. 

      Подростковый  возраст. Иногда средний и старший школьные возрастные периоды объединяют в один так называемый подростковый период, или период отрочества. Выделение среднего и старшего школьного возраста обусловлено дифференцированным подходом к детям этих возрастных групп, учетом особенностей их психологии и физического развития. В период отрочества ребенок начинает не только испытывать дифференцированное удовольствие от красивого, чувство радости от совершения благородного поступка или удовлетворения от правильно организованной трудовой деятельности, но и сознательно разграничивать красивое от безвкусного, благородное от безнравственного, радость труда от лености. Именно в подростковом возрасте происходит формирование так называемого разумного эгоизма. Определение эгоизма как дефекта личности, вытекающее якобы из противопоставления личности, личных интересов интересам общества, общественным интересам, вряд ли можно признать верным. На самом деле развитие эгоизма (естественно, разумного), происходящее в ходе формирования личности, есть явление необходимое и закономерное.
      Гигиена подросткового возраста имеет свои особенности, обусловленные характером и темпами развития организма, и  охватывает несколько взаимосвязанных  сторон. На первом месте (не по важности, но по необходимости) следует поставить правильную организацию режима труда и отдыха, ибо при отсутствии определенной системы в организации режима дня и ночи или даже в случаях ее неоптимальности могут возникать перенапряжение и переутомление нервной системы, отклонения в деятельности эндокринной, пищеварительной и других систем организма. День подростка должен быть достаточно сильно загружен, чтобы он мог излить почти всю свою энергию. Ночной сон должен длиться не менее 8-9 часов, что достаточно для восстановления сил. При правильном распределении времени его должно хватить и на игры, и на спорт, и на школьные занятия, и на подготовку школьных заданий, и на отдых, включая сон.
      Потребностью  организма подростка должны стать активные занятия физической культурой и спортом. Физические упражнения различных видов при регулярном их выполнении не только способствуют общему укреплению организма, развитию у ребенка координированных движений, быстрой реакции, но и исправляют его осанку, какие-либо дефекты фигуры, способствуют более гармоничному развитию личности, поскольку игры, в том числе спортивные, участие в соревнованиях обеспечивают большие возможности к общению подростков друг с другом, уменьшают свойственную многим детям застенчивость. Занятия физической культурой и спортом должны проводиться в присутствии и под контролем взрослых. Обязателен медицинский контроль.
      Нельзя  пренебрегать укреплением навыков  самообслуживания, поддержания чистоты, опрятности, культуры внешнего вида, т.е. личной гигиеной.
      Благодаря высоким темпам роста подростков и их большой подвижности, требующим  своего возмещения в энергетических и пластических материалах, важное значение приобретает питание. В  основе гигиены питания подростков лежит соблюдение достаточной калорийности, разнообразия и качества пищевых продуктов, режима питания.
      При оценке таких параметров, как масса и длина тела, необходимо иметь в виду, что отклонения от табличных норм еще не означают какой-либо патологии и могут быть обусловлены особенностями телосложения (конституция), степенью развития мускулатуры, плотностью костной ткани и т.д. В периоды активного роста (7-8 и 12-14 лет) отклонения от нормы могут быть выражены наиболее резко. На практике разработаны приблизительные оценки патологических отклонений в массе тела от нормальных колебаний этого параметра. Так, превышение нормы на 15-20% - признак начинающегося ожирения (ожирение 1 степени). Превышение нормы на 20-50 % говорит об ожирении II степени, а увеличение массы на 50-100 % свидетельствует об ожирении III-IV степени.
      То  же относится и к длине тела, которая, как один из показателей  физического развития организма, способна сигнализировать о наличии каких-либо отклонений в состоянии организма  ребенка. Практически все эндокринные заболевания в детском возрасте сопровождаются нарушениями роста. Среди них наиболее часто встречаются гигантизм, акромегалия, нанизм (карликовость) и др. Гигантизм чаще отмечается среди мальчиков-подростков. Его возникновение обычно связывают с чрезмерной чувствительностью костной ткани в зоне ее активного роста к действию соматотропного гормона (гормона роста) или с повышенной продукцией этого гормона передней долей гипофиза. Эффект этого гормона в тех случаях, когда рост скелета уже закончен, может выразиться в проявлениях акромегалии, что выражается в увеличении концевых частей тела – конечностей, носа, челюстей. В тех случаях, когда наблюдается уменьшение секреции соматотропного гормона, может наблюдаться задержка роста, или карликовость, при которой рост ребенка значительно меньше роста его сверстников.
      Следовательно, необходимо внимательно следить  за динамикой физического развития ребенка – массой и длиной тела. 

      Юношеский возраст. У юношей показатели физического развития достигают окончательных значений, свойственных уже взрослому зрелому человеку. Правда, имеются определенные различия: тело еще не достигает той мышечной крепости и силы, которые свойственны зрелому мужчине, сохраняет гибкость и стройность, сближающие его с подростком. У девушки фигура также отличается от фигуры женщины, уже обретшей материнство. Юношеский возраст – период жадного и активного накопления знаний. Именно в этом возрасте молодые люди, как правило, получают специальность или активно стремятся к этому, обучаясь в различного рода учебных заведениях или на производстве. Происходит окончательное становление характера, закладывается стереотип жизненных установок, избирательно возникают интересы, ценности, социальные навыки. 
 

2. Период зрелости
      Понятие «зрелый возраст» применяется для характеристики жизни людей в возрасте от 21 года до 59-60 лет у мужчин и от 20 до 54-55 лет у женщин. В свою очередь, он подразделяется на два периода: 1-й период от 21 года до 35 лет у мужчин и от 20 до 35 лет у женщин. Этот период коротко можно охарактеризовать как период относительного постоянства и устойчивости функций организма на максимально высоком уровне его развития. Второй период от 36 до 59-60 лет у мужчин и от 36 до 54-55 лет у женщин. У людей в этом возрасте отмечаются явления нейроэндокринной перестройки, постепенное, но прогрессирующее снижение основных физиологических показателей, появление первых клинических признаков заболеваний, свойственных более старшему возрасту, что в значительной степени обусловлено снижением адаптивных изменений, происходящих в организме (мелкие травмы, остаточные явления после перенесенных заболеваний, интоксикации разного происхождения, малые и большие стрессы и т.д.).
      Основанием  для объединения этих двух достаточно различных возрастных групп в  одну («зрелый возраст») послужило то обстоятельство, что именно в этом возрастном диапазоне человек занимается общественно полезным трудом и на него рассчитаны различные виды законодательства – трудового, уголовного и т.д. Кроме того, в усредненном виде можно говорить о том, что именно в этот период наблюдается максимум соответствия между календарным (паспортным) и биологическим возрастом.
      Несмотря  на то что в «зрелом возрасте»  выделены два возрастных периода, между  ними практически нет строго очерченной границы, или она зыбка и строго индивидуальна. Однако не без основания часто выделяют особый, рубежный возраст. У мужчин – это условно 40 лет, у женщин на несколько лет меньше, почти совпадающий с границей между первым и вторым периодами зрелого возраста. Этот рубеж – 40 лет – отличается рядом особенностей. С одной стороны, в возрасте 40 лет человек (в данном случае мужчина) достигает максимума (потолка) своих потенциальных возможностей. Интенсивность и производительность его труда, особенно умственного, очень высока. Накоплен большой жизненный и трудовой опыт. У большинства людей их знания, опыт приносят максимальную отдачу или только начинают ее приносить. Человек в свои 40 лет становится максимально полезным членом общества, его ценят и на работе и дома.
      Однако  именно в этом возрасте закладывается и начинает разыгрываться своеобразная трагедия – определяется несоответствие между физическим состоянием тела и умственным потенциалом «хозяина» этого тела, наблюдается разрыв между желаниями и возможностями их воплощения. В условиях, когда мозг работает с высокой интенсивностью и отдачей, а главное – еще способен работать в таком режиме достаточно долго, в организме начинаются деструктивные процессы и неблагоприятные перемены – он начинает стареть. И хотя до старости еще далеко, процесс накопления нежелательных отрицательных изменений необратим и неумолимо нарастает.
      В норме зрелый возраст характерен наличием прямой зависимости между  физическим развитием человека и  его календарным возрастом. Показателями физического развития организма человека можно считать массу и форму тела, состояние нервной, эндокринной, кровеносной и мышечной систем. Оценивается также состояние опорно-двигательного аппарата, форма позвоночника, осанка и другие морфологические и функциональные признаки.
      Возрастные  изменения после 40 лет жизни постепенно охватывают весь организм человека, все  его органы и системы. Выше мы частично охарактеризовали часть изменений  в мышечной системе. Помимо общего уменьшения собственно мышечной массы наблюдается  снижение эластичности мышц и связочного аппарата, уменьшаются сила мышц и соответственно физическая сила человека, возрастает скорость развития физического утомления и общее время, необходимое для восстановления затраченных усилий.
      В костной ткани меняется соотношение органических и минеральных составляющих. Если в юношеском возрасте минеральные вещества составляют не более 50%, то в среднем возрасте их концентрация достигает 65%, а у стариков - 80%. Следствием этого становится возрастание хрупкости костей, большая вероятность их излома при одновременно снижающейся способности к срастанию вследствие частичной потери способности к регенерации костной ткани. Аналогичная тенденция проявляется и в отношении суставов. С одной стороны, из-за уменьшения эластичности и гибкости связок и суставных сумок, а с другой – из-за постепенного «истирания» суставных поверхностей происходят заметное затруднение и ограничение движений. В наибольшей степени подобным изменениям подвержены коленные, тазобедренные суставы и суставы позвоночника, которые испытывают на протяжении жизни человека постоянные и наибольшие нагрузки. Эти изменения могут обусловливать или усиливать специфические заболевания опорно-двигательного аппарата: артриты, полиартриты, остеохондрозы и другие болезни, хорошо знакомые людям зрелого и пожилого возраста. Изменяется и осанка человека. В возрасте после 40 лет имеются уже заметные отличия во всем облике, особенно если сравнивать фигуру молодого человека с фигурой зрелого или пожилого. В последнем можно видеть большую грузность, движения более замедленны и экономичны, а в более старшем возрасте – уже просто осторожны. Отмечается разная степень сгорбленности.
      Естественные  возрастные нарушения отмечаются и  в деятельности сердечно-сосудистой системы. Ряд показателей, характеризующих уровень активности сердца, кровеносных сосудов, а также систем их регуляции в центральной нервной системе претерпевает определенные изменения. Если в возрасте 25-40 лет большинство этих показателей у здоровых людей находится в норме, то после 40 лет и в сердечной мышце, и в мышечной оболочке кровеносных сосудов происходит увеличение относительной доли соединительной ткани. Это приводит к сужению просвета сосудов, а мышечная ткань сердца ослабевает. В результате количество крови, протекающей по сосудам, уменьшается. Поскольку аналогичные изменения касаются и артериальных сосудов, питающих сердечную мышцу, то сердечная мышца «чувствует» последствия таких изменений еще сильнее. 

      Второй  период зрелого возраста требует как минимум постоянного слежения за самочувствием, регулярного измерения уровня давления крови, самоограничения в «удовольствиях» и своевременного консультирования у врача при всех случаях повышения давления, при наличии головных болей, особенно в затылочной части головы.
В обществе на людей зрелого возраста лежала и лежит основная производственная нагрузка. Этим и объясняется многообразие форм патологии, присущей человеку зрелого  возраста. Основную долю такой патологии  составляют травматизм (производственный и бытовой), болезни сердечно-сосудистой системы, опухолевые заболевания.
      Одна  из особенностей зрелого возраста состоит  в том, что человек по мере увеличения возраста утрачивает критическое отношение  к собственным возможностям: ему  кажется, что он еще молод, силен и ловок, что он успеет отреагировать, отвернуться, увернуться. Однако на деле оказывается, что хотя человек еще не стар, но скорость его реакции, сила и ловкость уже далеко не те. Подобные ситуации также чреваты риском травматизма.
      Серьезной проблемой, особенно затрагивающей лиц зрелого, творчески активного возраста, стал рост числа сердечно-сосудистых заболеваний (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, сосудистые поражения центральной нервной системы и др.). Факторы, реально увеличивающие риск их возникновения, постоянно сопровождают жизнь современного делового человека: нервное напряжение, недостаточная физическая нагрузка, нерациональное и избыточное питание, злоупотребление алкоголем и курением.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.