На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема недобросовестной конкуренции в торговле и методы борьбы с ней

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Пермский  институт (филиал)
государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования
Российский  государственный торгово-экономический  университет 
 

Кафедра  

Курсовая  работа
по дисциплине «Экономика отрасли» на тему:
«Проблема недобросовестной конкуренции в торговле
и методы борьбы с ней» 
 
 
 
 
 

      Выполнила студентка 2 курса очной формы
      обучения учетно-финансового  факультета, группы ЭП-22
      Снигирёва Екатерина Ивановна
      Руководитель  – Пфлюг Вера Павловна
      Оценка___________________________________________
      Дата_____________________________________________
      Подпись__________________________________________ 
       
       

Пермь 2010
Содержание 

Введение….………………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЁ виды
1.1. Понятие недобросовестной конкуренции…………………………………5
1.2. Формы недобросовестной конкуренции в торговле……………………..8
1.3. Правовые основы  борьбы с недобросовестной конкуренцией……….11            
2. борьба с недобросовестной конкуренцией в современной россии
2.1. Анализ      применения     методов       недобросовестной    конкуренции
в России…………………………………………………………………………..14
2.2. Пресечение недобросовестной конкуренции федеральными органами власти…………………………………………………………………………….19
3. ОСНОВНЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ развития политики государства в области борьбы с недобросовестной конкуренцией………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
Список  литературы…… ……………………………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение
     Актуальность  темы: в современной экономике конкуренция носит противоречивый характер. Наряду с прогрессивным влиянием, стали развиваться её негативные проявления, выражающиеся в нецивилизованных и недобросовестных методах ведения соперничества, наносящих вред предпринимателям, потребителям и всему обществу в целом. Поэтому очень важна борьба с недобросовестной конкуренцией, которая приобрела разнообразные формы из-за отсутствия законов, требующихся для регулирования конкуренции. Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами не рыночных методов борьбы.
     Определяющая  роль в установлении рамок дозволенной  и добросовестной конкуренции отводится  деятельности государства, направленной на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Осуществление государственной политики в этом направлении может быть эффективным лишь при наличии комплексного, всеобъемлющего подхода к данной проблеме.
     Следовательно, эффективная защита от недобросовестной конкуренции — основа для работы рыночной экономики, что одновременно требует обобщения опыта борьбы с недобросовестной конкуренцией и навыков применения такой борьбы.
     Цель  данной работы: изучить сущность недобросовестной конкуренции в торговле и проанализировать систему мер по её пресечению.
     Задачи  данной работы:
    раскрыть понятие недобросовестной конкуренции;
    рассмотреть формы недобросовестной конкуренции;
    проанализировать структуру недобросовестной конкуренции в современной России;
    изучить правовые основы борьбы с недобросовестной конкуренцией;
    дать характеристику способам пресечения недобросовестных конкурентных действий;
    выявить основные направления государственной политики в области борьбы с недобросовестной конкуренцией.
     В отечественной литературе проблеме недобросовестной конкуренции уделяется особое внимание. Этой теме посвящены исследования представителей экономической науки и науки предпринимательского права В.И.Еременко, Л.Гальперина и Л. Михайловой, М.В.Залесской, В.Н.Галкина и т.д., опубликованные в различных экономических и юридических периодических изданиях, таких как «Вопросы экономики», «Право и экономика», «Экономика и законодательство». На основании трудов этих авторов и написана данная курсовая работа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЁ виды.
1.1. Понятие недобросовестной конкуренции.
     Важнейшим элементом, составляющим основу функционирования современной экономики и обеспечивающим поступательное развитие рыночных отношений, является конкуренция. Сам указанный процесс - явление, безусловно, прогрессивное, поскольку наличие соперничества участников рыночных отношений свидетельствует о развитии производства и стремлении производителей разного рода товаров, работ и услуг повышать качественные и иные параметры своей продукции. Однако соперничество или борьба, которую ведут между собой участники рынка в его однородных сегментах, могут приобретать не только дозволенные, но и недозволенные формы. Одной из недозволенных форм соперничества хозяйствующих субъектов на рынке является недобросовестная конкуренция.
     Для того чтобы более полно раскрыть содержание понятия «недобросовестная  конкуренция» необходимо дать определение  самой конкуренции, т.к. конкуренция  и недобросовестная конкуренция являются антитезными понятиями.
     Термин  “конкуренция” вошел в экономическую  теорию из разговорного языка от латинского слова “concurrentia”, означающего “столкновение”, “состязание”.
     Толкование  понятия конкуренции в экономической  науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.
     Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.
     Наряду  с поведенческой трактовкой начиная  с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
     В современной экономике конкуренция определяется следующим образом: «Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».
     Устанавливая правила, обеспечивающие благоприятные условия для развития конкурентной среды, государство одновременно стремится свести к минимуму отрицательные последствия проявления недобросовестных конкурентных действий, вводя для этих целей в действующее законодательство признаки недобросовестной конкуренции и очерчивая круг запрещенных при занятии предпринимательством действий, подлежащих пресечению.
     В соответствии с современным российским законодательством под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
     Характеристиками  недобросовестной конкуренции, вытекающими  из приведенного определения, выступают:
    наличие действия хозяйствующего субъекта или группы лиц;
    направленность действия на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
    противоречие действия законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
    наличие действительных или потенциальных убытков у хозяйствующего субъекта - конкурента, возникших вследствие осуществленных действий;
    наличие действительного или потенциального вреда, причиненного деловой репутации хозяйствующего субъекта - конкурента вследствие осуществленных действий.
     В соответствии с парижской конвенцией по охране промышленной собственности  под недобросовестной конкуренцией понимается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям  в промышленных и торговых делах, действия или утверждения, способные дискредитировать предприятие (конкурента) или ввести в заблуждение общественность.
     В более универсальном виде, недобросовестная конкуренция – это действия хозяйствующих субъектов, нарушающие общепринятые правила и нормы конкуренции. Это определение мне нравится более всего.
     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что недобросовестная конкуренция  вобрала в себя все негативные черты конкурентной борьбы, становясь  не эффективным методом развития рыночных отношений, а наоборот их тормозом, и даже разрушителем таких отношений. 

1.2. Формы недобросовестной конкуренции в торговле.
     Методы недобросовестной конкуренции чрезвычайно разнородны и многолики в своих проявлениях, они применяются везде, где имеется возможность каким-либо образом прямо или косвенно воздействовать на конкурента, поставит последнего в тяжелое положение путем дезорганизации его производства или лишения клиентуры.
     Классификация форм недобросовестной конкуренции осуществляется как на международном, так и на национальных уровнях. На международном уровне такая классификация приведена в п. 3 ст. 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности. В соответствии с указанным пунктом подлежат запрету следующие акты недобросовестной конкуренции:
      все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
      ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
      использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.
     В России же к основным формам недобросовестной конкуренции в торговле относят  следующие действия:
    распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
    введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
    некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
    продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и
    приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации работ, услуг;
    незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
     Более развернутый перечень форм недобросовестной конкуренции представлен в Типовом законе по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам конкуренции для развивающихся стран, где в качестве таковой названы 12 видов деятельности:
     1) подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;
     2) выяснение производственных или  коммерческих тайн конкурента  путем шпионажа или подкупа  его служащих;
     3) неправомочное использование или  раскрытие ноу-хау конкурента;
     4) побуждение служащих конкурента  к нарушению или разрыву их  контрактов с нанимателем;
     5) угроза конкурентам исками о  нарушении патентов или товарных  знаков, если это делается недобросовестно  и с целью противодействия  конкуренции в сфере торговли;
     6) бойкотирование торговли другой  фирмы для противодействия или  недопущения конкуренции;
     7) демпинг, т.е. продажа своих  товаров ниже стоимости с намерением  противодействовать конкуренции  или подавить ее;
     8) создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;
     9) намеренное копирование товаров,  услуг, рекламы или других аспектов  коммерческой деятельности конкурента;
     10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
     11) выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;
     12) нарушение правовых положений,  не имеющих прямого отношения  к конкуренции, когда такое  нарушение позволяет добиться  неоправданного преимущества перед  конкурентами.
       Но  современный бизнес гораздо сложнее, и современные формы недобросовестной конкуренции гораздо разнообразнее  предусмотренных законодателем  форм. Поэтому законодатель, предвидя это, оставил перечень форм недобросовестной конкуренции открытым. Следовательно, перечень форм недобросовестной конкуренции момент может быть расширен. Иными словами, действия конкурента можно признать недобросовестными, даже если эти действия не подпадают под предусмотренные в законе формы.
       Все недобросовестные действия, безусловно, не совершаются случайно и носят умышленный характер. Если умысел хозяйствующего субъекта через структуру суда бывает доказать очень сложно, для чего требуется оценивать его деятельность исходя из всей совокупности признаков, составляющих понятие недобросовестной конкуренции, то теоретически логика вывода такого поведения достаточно проста.
       Иные  действия хозяйствующих субъектов  могут быть квалифицированы как  недобросовестная конкуренция при  условии, что они отвечают общему понятию недобросовестной конкуренции.
       В современных условиях важна борьба с недобросовестной конкуренцией, которая  приобрела разнообразные формы  из-за отсутствия законов, требующихся  для регулирования конкуренции, обобщенного опыта и навыков  их применения. Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами нерыночных методов борьбы. Следовательно, эффективная защита от недобросовестной конкуренции – основа для работы рыночной экономики. 

       1.3. Правовые основы  борьбы с недобросовестной конкуренцией.            
       В разных странах экономическое развитие имеет свою специфику, поэтому принимаемые  в них законы о недобросовестной конкуренции базируются на общеконституционных  принципах и принципах гражданского кодекса, прецедентного права и специальных законах. Закон о недобросовестной конкуренции может касаться классических случаев незаконного использования знаков и фирменных наименований. Он служит дополнением к другим специальным законам, защищающим промышленную собственность, когда может обеспечить средство защиты в случаях, не предусмотренных этими законами (например, незарегистрированный товарный знак в стране, где регистрация является единственным основанием для его охраны по закону о товарных знаках, может быть защищен от незаконного использования законом о недобросовестной конкуренции).
       Во  всяком случае, запрещая нечестную  практику в торговле, закон о недобросовестной конкуренции может обеспечить защиту даже тогда, когда другие разделы  закона о промышленной собственности ее не обеспечивают. Что считать нечестным или недобросовестным, в большой степени зависит от экономических и социальных реалий в данное время и в данном месте. Поэтому необходимо, чтобы закон о недобросовестной конкуренции был приспособлен к меняющимся обстоятельствам. Этот закон должен устанавливать твердые правовые рамки и вместе с тем быть достаточно гибким в плане выработки и применения мер, которые, будучи адекватными конкретным и постоянно меняющимся социальным и экономическим условиям в данной стране, смогут служить эффективным средством борьбы с теми или иными видами нечестной торговой практики.
       Для России правовое регулирование недобросовестной конкуренции является достаточно новым. Поскольку проблема полностью и  окончательно не была разработана, каждый понимал под понятием недобросовестной конкуренции что-то индивидуальное и своё.
       Первые  законодательные определения недобросовестной конкуренции в России содержались в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" (п. 9 ст. 2) и в действовавших на территории Российской Федерации Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (п. 3 ст. 5).
       Понятие недобросовестной конкуренции появилось  в законодательстве Российской Федерации  после принятия Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. В статье 10 этого Закона устанавливался запрет на недобросовестную конкуренцию, содержание которой раскрывалось через примерный перечень форм недобросовестной конкуренции (глава 1 §2).
       С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 г. запрещение недобросовестной конкуренции получило закрепление на конституционном уровне. Статья 8 Конституции Российской Федерации закрепляет свободу экономической деятельности, а в силу п. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
     В то же время не следует забывать о том, что защита экономических  отношений от недобросовестной конкуренцией связана и с реализацией иных законов, прежде всего о рекламе  и т.д.
     В Законе «О рекламе» имеются следующие значительные новации, связанные: 1) с конкретизацией перечня недозволенных способов поведения, нарушающих правила добросовестной конкуренции; 2) введением правил добросовестной конкуренции не только в отношении содержания рекламы, но и в отношении способов, места и времени размещения рекламы; 3) введением общего понятия ненадлежащей рекламы, включающего различные виды: недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую и другую рекламу, не допускаемую законом; 4) разработкой механизма государственного контроля за рекламной деятельностью; 5) установлением конкретных способов пресечения ненадлежащей рекламы путем введения административной ответственности в виде штрафов для юридических лиц, а также административной и уголовной ответственности руководителей юридических лиц; 6) определением конкретного механизма устранения последствий ненадлежащей рекламы.
       Итак, сфера общественных отношений, складывающихся в связи с пресечением недобросовестной конкуренции считается одной из наиболее сложных как с точки зрения ее правового опосредования, так и с позиций правоприменения. Правовая проблематика пресечения недобросовестной конкуренции занимала и продолжает занимать внимание исследователей, ибо потенциал различного рода концепций и теоретических конструкций в указанной сфере далеко не исчерпан, чему в том числе немало способствуют усилия,  как законодателя, так и правоприменительных органов. 
 
 

ГЛАВА 2. борьба с недобросовестной конкуренцией в современной россии.
2.1. Анализ применения методов недобросовестной конкуренции в России.
     Бизнес  развивается в конкурентной среде. Кризис, с одной стороны, помогает рынку очиститься от недобросовестных игроков, но, с другой - расширяет  возможности использования незаконных методов конкуренции. Ведь конкурентная борьба между предприятиями в связи с экономическим кризисом усилилась – каждый пытается выжить. А чем сильнее конкуренция, тем сильнее и соблазн достичь преимущества недобросовестным путем.
     Мониторинг  уровня конкуренции на рынках сбыта российских предприятий, свидетельствует о том, что самую существенную конкуренцию они в целом испытывают со стороны других российских предприятий (рисунок 1.2). Существенно уступает внутрироссийской конкуренции конкуренция с производителями из стран дальнего зарубежья. И на последнем месте находится конкуренция с товарами из ближнего зарубежья. Внутрироссийская конкуренция в целом за пять с половиной лет мониторинга оставалась самой сильной для предприятий всех отраслей.
       
 
 
 

           
     
     
       
 
 
 

     Рис.1.2. Динамика уровня конкуренции за 2005-2010 гг. [;]
      Следовательно и уровень недобросовестной конкуренции наиболее высок на внутрироссийком рынке. Путём регулярного статистического наблюдения были выявлены наиболее часто применяемые формы недобросовестной конкуренции (рис.2.2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.2.2.   Соотношение форм недобросовестной конкуренции на внутрироссийском рынке [;].
     Таким образом, в России наиболее распространёнными формами недобросовестной конкуренции являются методы, связанные с ценовой конкуренцией. Наибольшее распространение форм ценовой конкуренции вполне объяснимо – потребитель при однородном качестве аналогичного товара в большинстве случаев предпочитает приобретать продукцию по более низкой цене.
     Основной  метод ценовой конкуренции –  демпинг. Он основан на парадоксе – свою продукцию товаропроизводитель должен продавать по цене ниже себестоимости. Возьмем ситуацию, типичную для современной России. В небольшом поселке имеется несколько продуктовых киосков. Все киоски принадлежат разным владельцам, которые получают хорошую прибыль. Через некоторое время появляется киоск, цены в котором на продукты в 1,5-2 раза ниже, чем у конкурентов. В результате через несколько месяцев все киоски, торговавшие по нормальным ценам, прекращают свою деятельность вследствие того, что товар перестал пользоваться спросом, они понесли убытки и, в конечном счете, стали банкротами.
     После того, как владелец киоска, проводивший демпинговую политику, остался на рынке в одиночестве, т.е. стал монополистом, он взвинчивает цены на свой товар, компенсирует убытки, понесенные им в период ценовой конкуренции, а затем извлекает монопольные сверхприбыли.
     К методам недобросовестной ценовой  конкуренции относятся также  все методы, основанные на дезинформации  покупателей в связи с обвесом  при покупке (то есть за рыночную цену или с небольшой скидкой продается  и меньшее по весу количество товара), методы, сопряженные с контрабандой или уклонением от уплаты налогов (цена товара у недобросовестных производителей ниже, чем у конкурентов за счет более низких издержек), а также методы, когда покупателю по ценам качественного товара под видом такового продается низкосортный и низкокачественный товар.
     Большое развитие в современной России получила недобросовестная реклама. И это  неудивительно, так как важность информации в настоящее время огромна. Согласно оценкам экспертов, по суммарной величине бюджетов, израсходованных рекламодателями в 2009 году, Российская Федерация занимает 12-е место в мире и 6-е место в Европе.
     Значительное  число недобросовестных конкурентных действий совершается посредством  использования ненадлежащей рекламы.
     Ненадлежащей  является реклама, которая:
    Дискредитирует физических и юридических лиц;
    Содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других физических и юридических лиц;
    Вводит потребителя в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием других ли (мошенничество) или недостатком у них опыта, знаний;
    Содержит не соответствующие действительности сведения в отношении характеристик товара, возможности его приобретения, стоимости, доставки, гарантийных обязательств, получения медалей, наград, результатов исследований и испытаний, сроков службы и т.д.
     Так, согласно данным ФАС, в 2009 – 2010 гг. наблюдалось резкое увеличение в количества нарушений в рекламе финансовых услуг. Значительную долю среди указанных нарушений составили случаи распространения ненадлежащей рекламы кредитов. Кроме того, весьма заметную долю нарушений в сфере рекламы финансовых услуг составляли нарушения в рекламе, связанной с привлечением денежных средств для строительства или приобретения жилых помещений. Серьезной проблемой в процессе осуществления государственного контроля соблюдения законодательства о рекламе в 2009 – 2010 гг. продолжает увеличение количества случаев недобросовестной конкуренции, выразившейся в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб деловой репутации. Доля таких нарушений, от общего числа выявленных, возросла до 21%.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.