На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Вертикальная интеграция: оценка эффективности и воздействия на структуру отраслевого рынка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и управления
Кафедра экономики и организации производства 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
Вертикальная  интеграция: оценка эффективности и  воздействия на структуру отраслевого  рынка 

ГОУ ОГУ 010503 
 
 
 

                Руководитель:
                __________________ Иневатова О.А. 
                  «___»___________________2010г.
                Исполнитель:
                Студент  группы 07Эк(б)
                ___________________  Карасёва Е.А.
                  «___»___________________2010г. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Оренбург 2010 г.
 

 

Содержание 

 Приложение  А…………………………………………………………………...36
Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Складывающиеся  рыночные отношения в отечественном экономическом пространстве стимулируют возможности отхода от традиционного управления предприятием, обусловливают неизбежность и экономическую целесообразность перехода от управления как такового к менеджменту и маркетингу, требуют создания системы эффективных алгоритмов принятия управленческих решений с учетом изменения рыночной конъюнктуры.
     Особую  актуальность в настоящее время  приобрела проблема вертикальной интеграции и совершенствования структуры  нефтяных компаний путем образования  вертикально-интегрированных структур, объединяющих в единое целое всю технологическую цепочку.
     Для эффективного функционирования российского  нефтяного комплекса крайне важным является создание заинтересованности в соединении усилий предприятий по добыче нефти, ее переработке и сбыту в целях экономии на издержках производства и на базе внедрения новых технологий. Одной из форм обеспечения такой взаимной заинтересованности является образование вертикально интегрированных компаний в форме акционерных обществ или товариществ с подключением предприятий транспорта и нефтепродуктообеспечения.
     Интеграция  позволяет закрепить хозяйственные  связи, усилить стимулы для получения  наиболее эффективного конечного результата, сконцентрировать ресурсы по наиболее эффективным направлениям технической политики, использовать наиболее эффективно систему взаиморасчетов, в том числе за счет применения расчетных цен, повысить конкурентоспособность российских производителей на внешнем рынке, а также наиболее экономно решать отдельные задачи использования производственной и социальной инфраструктуры.
     Объект  работы ОАО «Лукойл» является одним из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. На предприятии за период работы сформировалась своеобразная система управления организацией и организационная культура.
     Предмет исследования - внешнее и внутреннее окружение ООО «Лукойл» непосредственно или косвенно влияющее на его существование и дальнейшее развитие.
      Цель  написания курсовой работы – изучить  процесс вертикальной интеграции и оценить эффективность воздействия на структуру отраслевого рынка, в связи с чем можно сформулировать следующие задачи:
    Рассмотреть понятие вертикальной интеграции отраслевых рынков;
    Осуществить организационно-экономическую характеристику и анализ;
    Оценить эффективность деятельности предприятия .
      При написании курсовой работы использовалась документация ОАО «Лукойл», также применялся монографический и расчетно-конструктивный методы исследования.
 
 
    1 Вертикальная интеграция отраслевых рынков
        
    1.1 Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения
      Рыночная  власть проявляется вследствие образования  монополии на отраслевом рынке, и  тогда механизм рынка вытесняется  внутрифирменными властными взаимоотношениями. Это одна из форм рыночной власти. Но вследствие упрочения позиций определенной активной фирмы на отраслевом рынке она устанавливает как внерыночный контроль над поведением фирм, так и полный или частный контроль над собственностью предприятий. Остановимся преимущественно на второй форме воздействия активных фирм на отраслевой рыночный механизм , которая представляет собой консолидацию активов по инициативе одной из активных фирм, что означает, по сути, процесс их интеграции. Термин «интеграция», пожалуй, более распространен в межгосударственных отношениях, поэтому его не следует смешивать с интеграционными процессами, протекающими внутри одной или нескольких фирм.
      В пределах фирмы интеграционный процесс  может осуществляться двумя путями. Суть первого состоит в том, что консолидация активов идет путем внутренних источников компании. Расширение производства путем включения в него новых стадий в изготовление изделия получило название естественной интеграции. Здесь сохраняется в известной мере прежняя организация производства, прежний контроль над собственностью и поведением исполнителей, а так же медленно расширяется сфера внутрифирменных властных отношений в зоне разрастания производства.
      Второй  путь предполагает приобретение необходимого бизнеса в виде компании на рынке фирм. С расширением числа стадий производства, происходящим за счет присоединения других фирм, компания – покупатель вольно или невольно приобретает и сопутствующий бизнес , который имел место в прежней, некогда самостоятельной фирме. Поэтому проблема рационального использования активов не исчезнет, а напротив, становится еще более актуальной, поскольку приходится решать судьбу сопутствующих активов. Кроме того, фирме-покупателю предстоит работа по адаптации менеджмента приобретенного предприятия. Следовательно, в этом случае меняется и организация, и контроль над собственностью, и контроль за поведением ранее независимого исполнителя, а так же расширяется сфера внутрифирменных властных отношений. Но в первом случае, когда речь идет об использовании внутренних источников трансформации фирмы, это происходит за счет  укрупнения фирмы пи сохранении всех участников отраслевого рынка, а сфера властных отношений как бы расширяется вследствие увеличения бизнеса. Во втором случае усиление концентрации происходит на фоне сокращения числа участников отраслевого рынка, выхода одних властных отношений за пределы активной фирмы и исчезновения их в пределах приобретенной фирмы. Поэтому при слиянии или поглощении  интеграционные процессы существенно отличаются от естественной интеграции. Именно второе направление в интеграционном процессе преимущественно является предметом нашего рассмотрения. Объектом анализа станет вертикальный контроль, включающий в себя как разновидности вертикальную интеграцию и вертикальные ограничения.
      Вертикально интегрированной называется фирма, включающая более одной стадии производства конечной продукции, в противоположность  неинтегрированной фирме, приобретающей  сырье и материалы для производства товара. Однако и неинтегрированная  фирма может заключать долгосрочные контракты со своими поставщиками и покупателями, в которых помимо цен оговариваются вопросы особых условий поставки, особых условий реализации произведенной продукции, нормативов запасов, минимальной или максимальной цены перепродажи и т. д.
      До  сих пор, говоря о вертикально  интегрированной фирме, мы подразумевали  комбинацию контроля над собственностью предприятий, принадлежащих к разным стадиям технологической цепочки, с контролем над их поведением. Крупные компании в своей практике используют самые разнообразные способы установления контроля в вертикально интегрированных структурах. Так, компания Генри Форда в 1920-е гг. включала в структуру операций предприятия не только собственно сборку автомобилей, но и выработку энергии, литейное производство, выпуск резины. Сейчас таких громоздких производственных комплексов почти не осталось, поскольку это требует крупных инвестиций с длительным периодом окупаемости, а возможность извлечения стабильной прибыли становится неопределенной. В этом случае компании используют другие инструменты обеспечения совместной деятельности, чаще различного рода ограничения совместной деятельности других компаний. Формы вертикального контроля весьма разнообразны. Они в значительной степени зависят от информационной среды, в которой находится производитель. Например назначая разные цены для потребителей  с разной эластичностью , производитель должен быть уверен в том, что между потребителями не происходит арбитража, т.е. он должен иметь информацию о продвижении товара на рынке. Если таких данных у компании нет, то ей приходится искать другие методы установления контроля в виде вертикальных ограничений.
      Вертикальные  ограничения представляют собой  некие обязательства, которые фирма, действующая на одной из стадий технологической цепочки сделок между компаниями (как правило, это – продавец), налагает на поведение фирмы, оперирующей на другой стадии (как правило, это – клиенты продавца). Хотя практика таких ограничений весьма разнообразна, выделим некоторые, наиболее часто встречающиеся. К ним прежде всего относятся:
- поддержание  цен при перепродаже товаров  или поддержание розничных цен;
- договор  франчайзинга;
- условие  продажи продукции только при  покупке других товаров производителя,  или связанные продажи;
- исключительные территории, под которыми понимается  как пространственная дифференциация рынка, так и его «сегментация».
      Большое многообразие вертикальных ограничений  связано, в частности, с тем, что  компания, обладающая рыночной властью, стремится получить максимально возможную часть потребительского излишка. Рассмотрим некоторые способы установления вертикального контроля.
      Поддержание цены при перепродаже товаров  или поддержание розничных цен  (RPM) – практика, посредством которой производители стремятся контролировать цены, по которым их продукция перепродается дилерами и дистрибьюторами рассмотрим два варианта: когда розничная торговля представлена монополией и когда – совершенно конкурентным рынком.
      В первом случае результативность RPM связана с эффектом «двойной маржинализации». Производитель может установить цену перепродажи товара для розничного торговца на уровне цены вертикально интегрированной структуры из двух компаний (где цена выведена с учетом устранения двойной надбавки). В итоге прибыль такой структуры возрастет. Кроме того, одной из целей RPM является стремление производителя поощрять предоставление розничным торговцем большего количества услуг. При этом результаты вертикальной интеграции усиливаются по сравнению с тем, когда услуги не оказываются, поскольку они увеличивают спрос, но розничный торговец несет издержки по оказанию услуг. При отсутствии RPM розничный торговец не учитывает дополнительную прибыль производителя, связанную с ростом предоставления услуг. Наценка производителя сокращает маржинальную прибыль розничного торговца, и последний при каждой розничной цене оказывает меньший объем услуг, в итоге снижается спрос. Однако в результате устранения «двойной маржинализации» происходит одновременный рост прибыли и сокращение цены продукта вертикально интегрированной структуры.
      Целью использования активной фирмой RPM для розничной торговли во втором случае - на совершенно конкурентном рынке - является стимулирование сбыта. Розничные торговцы продают продукцию по ценам, равным предельным издержкам реализации, и у них существует слабый стимул к увеличению расходов на оказание услуг. Но рост услуг увеличивает спрос, в чем заинтересован производитель. Тогда производитель может установить такую цену, которая превышает существовавшую цену. Однако теперь установленный минимум продажной цены выше, чем был раньше. Часть потребителей, вынуждены покинуть рынок. Но при этом появятся новые потребители, которые смогут приобрести товар по более высоким ценам, поскольку они заинтересованы в получении услуг. Если спрос увеличится в такой степени, что выигрыш новых потребителей покроет потери покинувших рынок покупателей, то воздействие на благосостояние признается позитивным, если меньше — негативным.
Особой  формой стимулирования объема продаж дистрибьютора служит система франчайзинга. Контракт франчайзинга предусматривает приобретение франчайзи (как правило, относительно мелкой фирмой), права действовать, используя торговую марку крупной авторитетной фирмы - франчайзера. В США активный рост числа франчайзинговых соглашений пришелся за десятилетие с 1975 до 1985 год. К началу 90-х годов на основе франчайзинговых соглашений действовали 100% фирм-дилеров автомобилей, 85% бензоколонок, 60% закусочных («предприятий быстрого питания») и 40% магазинов самообслуживания. Заинтересованность мелких фирм в использовании системы франчайзинга очевидна: он позволяет им снизить риск деятельности и преодолеть барьеры входа на рынок, связанные с необходимостью инвестировать в репутацию. В то же время франчайзеры получают возможность осуществлять вертикальный контроль за деятельностью франчайзи, не прибегая к методам, запрещенным антимонопольным законодательством.
Вертикальный  контроль со стороны франчайзера  может быть различным в зависимости  от типа заключенного соглашения. Обязанности, которые принимает на себя фирма-франчайзи, могут сводиться к реализации продукции франчайзера и поддержании его торговой марки. Именно такой тип контрактов характерен для дилеров автомобильных компаний. Франчайзер может устанавливать план продаж, стандарты производства и качества, форму оперативной отчетности. Такими контрактами пользуется фирма МакДональд, на их основе действуют компании по прокату автомобилей. Наконец, контракт франчайзинга может предусматривать полную регламентацию деятельности. На основе таких контрактов работают бензоколонки, мастерские по ремонту автомобилей.
Плата за пользование франчайзингом складывается из двух частей -фиксированной суммы (franchise fee, или франшизы) и отчислений от выручки франчайзи, называемой роялти. Для разных компаний соотношение франшизы и роялти различно. Манипулируя величиной этих сумм, франчайзер может существенно влиять на конкуренцию между франчайзи и их ценовую политику. Чем ниже роялти и выше франшиза, тем в большей степени заинтересованы франчайзи в увеличении объема продаж. Если рассматривать контракт между производителем и дистрибьютором, величина франшизы ограничивает возможности дистрибьютора повышать цену - так как он должен продать достаточное количество товара для того, чтобы покрыть расходы не только на товар, но и на право продажи товара. В то же время высокий процент роялти приведет к снижению объема продаж дистрибьютора и повышению цены.
      Одним из вертикальных ограничений являются связанные продажи. В этом случае на покупателя накладывается обязательство при покупке одного товара данной фирмы купить и другой товар. Часто такое бывает при продаже технически сложной продукции: автомобилей, компьютерной техники и др., когда при покупке основного товара требуют приобретения комплектующих, запасных деталей. Практика вертикальных ограничений в виде взаимосвязанных продаж также представляет собой проявление рыночной власти активной фирмы. Подобными приемами пользовалась компания IBM до 1936 г., когда при реализации табулирующих машин она требовала от покупателей использования ее перфокарт. Связанные продажи используются также с целью избежать государственного контроля цен, поскольку контролируемый товар продается вместе с тем, цены на который не регулируются.
      Другой  формой вертикального контроля могут быть исключительные территории, т.е. определенные сегменты рынка (общественные или частные), географические территории, на которые делится рынок между розничными торговцами. Это обычно делается для снижения плотности розничных торговцев на определенной территории. Для предотвращения арбитража в этом случае необходимы высокие требования к информации, поскольку производитель должен иметь информацию о ценовой политике потребителей. Поэтому такое ограничение чаще используется для оптовых торговцев.
      Итак, вертикальные ограничения представляют собой многообразие форм воздействия активной фирмы на функционирование рыночного механизма и проявление рыночной власти активной фирмы на данном отраслевом рынке. Поскольку объект исследования отраслевой организации рынков - не столько внутрифирменные взаимоотношения, сколько механизм связи производства и потребления, сосредоточим внимание на том, как и почему активная фирма может вопреки рыночному механизму прямо или косвенно воздействовать на поведение иных субъектов рынка и почему фирмы этому консолидировано не противятся. 

1.2 Стимулы и формы  вертикальной интеграции 

      Вертикальную  интеграцию можно анализировать  как в статике, так и в динамике. Сложившаяся структура вертикальных отношений в виде полного цикла производства продукта и распределения представляет собой статичную модель интеграции. Поэтому в данном случае можно говорить о степени проникновения процессов вертикальной интеграции на данный отраслевой рынок. Динамическое развитие фирм связано с двумя типами вертикальной интеграции: интеграции «вперед», или «восходящей», и интеграции «назад», или «нисходящей». Когда компания стремится объединиться или установить вертикальный контроль над фирмами на последующих стадиях технологической цепочки, то осуществляется восходящая интеграция. Напротив, интеграция «назад» имеет место там, где расширение компании направлено в сторону источников сырья. Следовательно, тип вертикальной интеграции зависит от того, в какой точке производственного процесса находится фирма, которая выступает инициатором процесса.
      Рассмотрим  основные мотивы, побуждающие активные фирмы, обладающие рыночной властью, к установлению вертикального контроля над поведением и собственностью других фирм вопреки действующему рыночному механизму перераспределения ресурсов.  

Таблица №1 – Стимулы вертикальной интеграции 

Стимулы вертикальной интеграции
1 Экономия на трансакционных издержках
2 Улучшение информационного  обмена между сторонами
3 Устранение  неопределенности у поставщика
4 Возможность компаний, работающих на рынке несовершенной  конкуренции, реализовать всю рыночную власть вертикально интегрированной  структуры
5 Организация эффективной  ценовой дискриминации
6 Возможность диверсификации компании
7 Компания производитель может способствовать преодолению морального ущерба предприятия
8 Стремление  к экономии финансовых ресурсов активной фирмой
 
Одним из важнейших стимулов к вертикальной интеграции является экономия на трансакционных издержках, связанных с подготовкой и заключением контракта. Это прямая экономия, поскольку в вертикально интегрированной структуре снижаются затраты, связанные с ведением переговоров и подготовкой контрактов. В отсутствие вертикальной интеграции неизбежны торги относительно цены и объемов продаж полуфабрикатов или сырья. Это особенно характерно для ситуаций, когда на предшествующей и последующей стадиях производства функционируют компании, каждая из которых осознает, что от результатов торгов зависят ее частные доходы. Вертикальная интеграция способствует преодолению такого рода конфликтов, что на практике сводит к минимуму эту разновидность трансакционных издержек.
      Вертикальная  интеграция способствует улучшению информационного обмена между сторонами. Это связано прежде всего с тем, что вертикально интегрированные фирмы могут получить выигрыш от объединения за счет совместного поиска необходимой информации о ценах и качестве изделий. Кроме того, вертикальная интеграция способствует преодолению так называемой неполноты контрактов. Действительно, при заключении контракта представители компаний стремятся оговорить все аспекты сотрудничества и найти такие формулировки, чтобы впоследствии принятые условия не изменялись. Но условия продажи продукта и спрос могут изменяться под действием рыночного механизма. Следовательно, долгосрочный контракт не может предусмотреть все возможные альтернативы, даже если он был полным. В вертикально интегрированной структуре сторонам нет нужды детально оговаривать статьи контракта.
      С ростом объема выпуска поставщики не всегда выполняют условия контрактов одинаково прилежно. В условиях конкурентной борьбы фирмы-поставщики в погоне за лучшей альтернативой нарушают условия уже заключенного контракта и стремятся к оппортунистическому поведению. Поэтому побудительным мотивом, подталкивающим фирму к вертикальной интеграции, является ее стремление снизить трансакционные издержки, связанные с подготовкой контракта и его исполнением. Экономия на транс- акционных издержках этого вида, хотя и значительна, но не представляет главного стимула к объединению. Говоря о сокращении расходов на обеспечение заключенных сделок, можно подчеркнуть, что налицо очевидный выигрыш, но не очень значительный.
      Гигантский  выигрыш от вертикальной интеграции возникает в связи с устранением неопределенности у поставщика. Поскольку поставщик промежуточного продукта не уверен в том, что за заключенным контрактом последуют другие, то он ожидает отказа от заключения следующих договоров. Поэтому поставщик промежуточного продукта, оценивая «риск безответственного поведения» другой стороны, не стремится к осуществлению интенсивных инвестиций, позволяющих снижать издержки собственного производства. Следовательно, он перекладывает свои риски на фирму- изготовителя конечной продукции, сдерживая процессы сокращения собственных затрат, поставляя полуфабрикаты с издержками выше ему доступных при некотором инвестировании в собственное производство. В целом это приводит к неэффективному использованию ресурсов, а вертикальная интеграция способна решить данную проблему.
      В этой сфере выигрыш от вертикальной интеграции более значительный, чем в первом случае, поскольку:
- уменьшается неопределенность спроса на промежуточную продукцию и создаются стимулы для снижения затрат на сырье и полуфабрикаты;
- производство надежно обеспечивается сырьем и полуфабрикатами, с тем чтобы не возникал дефицит активов в виде нехватки какой-либо комплектующей или запчасти;
- снижается степень асимметричности информации о качестве полуфабриката;
- активизируется использование специализированных активов. Выгоды, которые сулит вертикальная интеграция, состоят в том,
что независимые  фирмы часто не очень активно  стремятся инвестировать средства в высокоспециализированные активы. Неопределенность, неполнота контрактов, колебания числа заказов - все это вряд ли способствует повышению активности инвесторов. Если компании использовали высокоспециализированные активы, которые могут быть задействованы только при производстве данного продукта, то их вертикальная интеграция способствует более равномерной загрузке, нежели это могло бы осуществляться в обособленных производствах. Но самая значительная экономия состоит в том, что руководство объединенного производства снижает степень рыночной неопределенности в деятельности своих структурных подразделений и способствует инвестированию в новые технологии, приобретению современных высокоспециализированных активов. Таким образом, главное в экономии на трансакционных издержках этого рода связано с решимостью руководства фирм обновлять активы.
      Стимулом  к вертикальной интеграции является возможность компаний, работающих на рынке несовершенной конкуренции, реализовать всю рыночную власть вертикально интегрированной структуры. Это возможно за счет устранения так  называемого эффекта «двойной маржинализации», или «двойной надбавки», в результате которой вертикально интегрированная пирамида производителей может снизить промежуточные затраты и увеличить прибыль.
      На  несовершенных рынках олигополии устанавливают  цену выше своих предельных издержек. Если производство какого-либо товара проходит через ряд стадий рынка несовершенной конкуренции, на каждой из которых действует независимая монополия или олигополия, то издержки для каждой последующей фирмы будут включать монопольную надбавку предшествующей. Однако если все компании объединяются, то надбавки исчезают, что и дает эффект снижения издержек.
      В результате вертикальной интеграции в  рамках единого технологического комплекса можно наладить эффективный информационный обмен между производственными звеньями компании, что позволяет эффективно управлять производством продукта на всех стадиях его создания. В свою очередь, это ведет к улучшению движения материальных потоков на разных этапах технологической цепочки, способствует организации ритмичного производства, что дает возможность устранять нежелательные простои, минимизировать издержки на закупку и хранение промежуточных запасов.
      Действительно, при закупке сырья и материалов у сторонних поставщиков компания несет издержки управления запасами. Последние состоят из двух слагаемых: издержек по закупкам (расходы по оформлению заказа, на переговоры с поставщиками и заключение контракта, транспортные расходы, издержки по складированию и получению товара) и издержек по хранению (затраты на хранение продукции на складе, рентные платежи за использование складских помещений, страховые и налоговые платежи). Величина издержек по закупкам снижается по мере роста размера заказываемых партий, и напротив, издержки по хранению имеют тенденцию возрастать при увеличении размера поставляемых партий. Это требует расчета оптимальной партии заказа, при которой суммарные издержки управления запасами будут минимальными.
      Принципиально новое решение данной проблемы возможно в рамках вертикальной интеграции производственных процессов. Показательным примером является система движения материальных потоков по принципу «точно в срок». В таком случае в основу работы положен принцип изготовления деталей и комплектующих на одной стадии в том количестве и к тому времени, когда это требуется для продолжения производства на следующем этапе. Управлять подобным процессом из единого центра достаточно сложно. В качестве средства используются карточки «канбан», на которых фиксируется, сколько изделий было передано на предыдущей стадии и сколько теперь их должно быть произведено вновь для пополнения объема. В результате снижается уровень промежуточных запасов деталей и комплектующих, что приводит к сокращению затрат на управление запасами. За счет того, что на каждом этапе осуществляется автономный контроль качества, исключается вероятность появления брака, а также уменьшается продолжительность каждой операции. Снижение издержек обеспечивает компании конкурентное преимущество на рынке, что заставляет конкурентов также инвестировать в создание единой технологической цепочки.
      Одним из важнейших стимулов к вертикальной интеграции выступает возможность  крупной компании организовать эффективную ценовую дискриминацию. На практике достижение слагаемых успеха ценовой дискриминации требует от компании разработки определенных способов формирования взаимоотношений со своими потребителями, одним из которых является вертикальная интеграция или вертикальный контроль.
      Существенным  мотивом к вертикальной интеграции может служить возможность диверсификации компании, поскольку создаваемые на промежуточных стадиях производства комплектующие и детали могут использоваться в других изделиях. Одна из последних тенденций в сфере производства состоит в стремлении к выпуску разнообразных товаров на базе использования однотипных комплектующих. Диверсификация как инвестиционная стратегия направлена на уменьшение риска и рост фирмы, поскольку:
- вертикально интегрированные компании в условиях постоянно трансформирующейся структуры рынка и частого появления новых прибыльных сфер приложения капитала получают возможность переключиться на более рентабельные направления;
- позволяет быстрее и эффективнее внедрять технические достижения: улучшив один комплектующий элемент, можно использовать его в нескольких изделиях сразу (это характерно для практики южно-корейских «чеболи», аналога наших ФПГ);
- вертикальная интеграция способствует разработкам новых материалов, технологий, обеспечивающих обновление ассортимента. Поскольку диверсификация позволяет снизить риск хозяйствования, то это особенно важно в условиях расширения деятельности.
      В рамках вертикальной интеграции или  контроля компания- производитель может  способствовать преодолению морального ущерба потребителя. Дело в том, что  часто крупная компания- монополист реализует свою продукцию при помощи розничных торговцев, которые являются совершенными конкурентами. Последние устанавливают цены на уровне своих предельных издержек по реализации продукта и не склонны предоставлять дополнительные услуги по реализации (информирование потребителя о качестве, доставка, реклама, сервис). В этом случае производитель может установить для продавца цену, превышающую предельные издержки последнего, чтобы стимулировать розничного торговца расходовать средства на рекламу, улучшать обслуживание и информирование потребителя о качественной стороне товара.
      Стремление  к экономии финансовых ресурсов активной фирмой также может быть мотивом для вертикальной интеграции, поскольку появляется возможность эффективного финансового управления. Во-первых, это позволит снизить некоторые налоговые отчисления, что может быть достигнуто, например, за счет того, что исчезает налогооблагаемая база для налога с оборота. Поскольку этот налог взимается при каждой сделке, то на конечной стадии производства база налога содержит уже уплаченные налоги на предыдущих стадиях. При вертикальной интеграции сокращается число сделок и снижаются расходы на этот налог. Во- вторых, в результате перераспределения прибыли между структурными подразделениями вертикально интегрированной структуры появляется возможность снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В-третьих, в рамках технологической цепочки у компании не возникают дебиторская и кредиторская задолженности между предприятиями на разных стадиях производства; следовательно, нет необходимости инвестирования финансовых ресурсов в закупки дополнительных ресурсов и средства находятся в «связанном» состоянии менее продолжительное время. 

1.3 Последствия вертикальной  интеграции 

      Важным  последствием вертикальной интеграции крупных фирм является усиление их рыночной власти. Это происходит благодаря тому, что они получают существенную экономию в издержках, а в итоге могут снижать цены и увеличивать рыночную долю продаж. Однако такой результат нельзя оценивать как отрицательный. Дело в том, что на современных рынках решающим является технологическое лидерство, которое можно получить за счет вложений в инновационное развитие и монопольной прибыли. Усовершенствование технологий позволяет более рационально использовать ресурсы. Кроме того, рыночная власть в таких условиях перестает быть постоянной, а ее усиление можно расценить негативно, если она ведет к сужению рынка, сокращению выпуска и росту цен.
      В отрасли, где осуществляется вертикальная интеграция одних предприятий, возрастают барьеры входа для других. Это может быть вызвано, в частности, тем, что для своих подразделений компания устанавливает более низкую внутреннюю цену, чем для конкурентов на последующих стадиях. В результате цена на конечную продукцию у вертикально интегрированной фирмы ниже, чем у конкурентов. В такой ситуации неинтегрированные фирмы в отрасли должны осуществлять инвестиции в вертикальную интеграцию или искать способы установления вертикального контроля. Следствием для входящих в отрасль фирм станет повышение капитальных затрат, что и является основной причиной повышения барьеров вступления в отрасль.
      Важный  результат вертикальной интеграции для фирмы состоит в снижении затрат. Основная причина такого преимущества — ликвидация эффекта «двойной маржинализации», когда при интеграции предприятий устраняются монопольные надбавки на каждой последовательной стадии производства конечного продукта. Кроме того, в рамках объединения предприятий в единую технологическую цепочку появляется возможность оптимизировать перемещение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, исключив при этом все лишние операции. Благодаря улучшению координации ранее разрозненных стадий производства продукции удается наладить четкую взаимосвязь разных этапов производства, существенно снизить издержки складирования и хранения запасов между последовательными операциями, предотвратить остановки производства. Вследствие полной загрузки мощностей снижаются расходы на необходимое оборудование компании.
      Крупная вертикально интегрированная компания способна проводить эффективную ценовую дискриминацию потребителей, что часто ведет к вытеснению конкуренции на данном рынке товара. Как известно, вертикально интегрированному монополисту выгодно назначать более высокие цены на рынке А с низкой эластичностью и низкие — на эластичном рынке В. Однако он может приобрести одну из фирм в отрасли с низкой эластичностью и только для нее назначить более низкую цену, а для всех остальных компаний на рынках А и В назначить цену, по которой реализовался продукт на рынке А. Теперь на рынке В фирмы не смогут покупать товар по столь высокой цене, поэтому они будут вынуждены покинуть рынок либо стать звеном вертикальной интеграции.
      Вертикальная  интеграция способствует снижению потерь благосостояния, которые связаны с функционированием на рынке компаний с монопольным ценообразованием. Прежде всего при вертикальном объединении устраняются монопольные надбавки, которые устанавливали разрозненные производители на последовательных стадиях производства. В свою очередь, как было показано, это ведет к снижению цен, росту выпуска и одновременно к увеличению прибыли монополии. Кроме того, за счет снижения цен возрастает и потребительский излишек.
      Вертикально интегрированные структуры, вбирают в себя стадии производства, характерные порой для других отраслей. Иными словами, активная фирма становится участником не одного, а нескольких рынков. При вертикальной интеграции усиливается рыночная власть активной фирмы, но она ослабевает на отраслевом рынке. Это проявляется двояко: с одной стороны, увеличивается доля фирмы на отраслевом рынке и сокращается сфера рыночного механизма перераспределения ресурсов, а с другой — вертикально интегрированная фирма с помощью инструмента вертикальных ограничений также вмешивается в функционирование рыночного механизма, оказывая на него влияние своим поведением. Таким образом, рост степени рыночной власти вертикально интегрированных активных фирм осуществляется как за счет сужения сферы функционирования рыночного механизма, так и вследствие ввода вертикальных ограничений. Вместе с тем вертикально интегрированные фирмы, хотя и имеют склонность к монополизации рынка, все же на первых этапах своего развития способствуют увеличению выпуска конечной продукции и снижению различных видов издержек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Оценка экономической  деятельности ОАО  «Лукойл» 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО  «Лукойл» 

      Нефтяная компания ОАО «Лукойл» сформировалась на основе Государственного концерна «Лукойл» («Лангепас-Урай-Когалымнефтегаз»), созданного в соответствии с Постановлением правительства РФ № 18 от 25.11.91. Помимо трех нефтедобывающих предприятий в него вошли в качестве учредителей ПО «Пермьнефтеоргсинтез», Волгоградский и НовоуфимскийНПЗ.  
           В соответствии с Указом Президента РФ № 1403 от 17.11.92 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» постановлением Совета Министров - Правительства РФ № 229 от 05.04.93 было учреждено акционерное общество открытого типа «Нефтяная компания «Лукойл». 
          Уставной капитал НК «Лукойл» сформирован за счет вклада учредителей путем внесения в него акций акционерных обществ, созданных в качестве дочерних предприятий компании в соответствии с Указом Президента РФ № 1403 от 17.11.92 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения»: «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз», «Когалымнефтегаз», Волгоградский НПЗ, 7 предприятий нефтепродуктообеспечения.

      Компания  ОАО «Лукойл» - одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. ОАО «Лукойл» владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной Европе и странах ближнего зарубежья. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. Компания ОАО «Лукойл» занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США
      ОАО «Лукойл»  быстро развивалась, консолидируя разрозненные активы. Это сопровождалось ростом объемов производства, расширением ресурсной и сбытовой базы, диверсификацией и глобализацией бизнеса, улучшением корпоративных стандартов.
      ОАО «Лукойл» является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля компании в общемировых запасах нефти составляет около 1%, в общемировой добыче нефти - около 2,4%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18,6% общероссийской добычи и 18,9% общероссийской переработки нефти.
      По  состоянию на начало 2010 года доказанные запасы нефти компании составляли 13 696 млн. барр., доказанные запасы газа – 22 850 млрд. фут, что в совокупности составляет 17 504 млн. барр. н.э. 

Таблица № 1 – Показатели финансово- экономической деятельности ОАО «Лукойл» 

Наименование  показателя 2007 год 2008 год 2009 год Темп роста,%
Стоимость чистых активов, млрд. руб. 330,8 389,2 423 ,1 127
Отношение суммы привлеченных средств к  капиталу и резервам, % 130,1 131,25 131,71 101
Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, % 111,8 115,6 118,18 105
Покрытие  платежей по обслуживанию долгов, % 299,78 301,42 314,58 104
Уровень просроченной задолженности, % 0,01 0,01 0,01 100
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз 0,3 0,3 0,3 100
Доля  дивидендов в прибыли, % 95,32 96,54 97,97 102
Производительность  труда, тыс. руб./чел 100 943 98 496 16 151 16
Амортизация к объему выручки, % 0,99 0,99 0.99 100
 
 
      Исходя  из данных таблицы №1 следует что, стоимость чистых активов по состоянию на 2009 г. составила 423,1 млрд. руб., что на 92,3 млрд. руб. больше по сравнению с 2007 годом. Это обусловлено получением компанией чистой прибыли в 2009 г. в размере 136,5 млрд. руб.
      В 2009 г. значения показателей отношений суммы привлеченных средств и суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам составили 131,7% и 118,2% соответственно, по сравнению с 2007 г. 130,1% и 111,8%. Рост этих показателей объясняется тем, что задолженность по краткосрочным займам, полученным от компаний группы, увеличилась, а чистые активы компании практически не изменились.
      Оборачиваемость дебиторской задолженности за 2009 г. не изменилась по сравнению с 2007 г. и составила 0,3 (в годовом выражении).
      Производительность  труда за 2009 г. составила 16 151 тыс. руб./чел. (в годовом выражении), что меньше в 16 раз 2007 г. Резкое снижение этого показателя начиная с первого квартала 2009 г. объясняется уменьшением выручки Компании в результате изменения бизнес-схемы реализации нефти в группе «Лукойл».
      ОАО «Лукойл» крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с выручкой более 80 млрд. долл. и чистой прибылью более 7 млрд. долл. 

Таблица 2 – Анализ эффективности использования основных фондов  ОАО «Лукойл» 

Показатели 2007 год 2008 год 2009 год Темп роста, %
Стоимость основных фондов (тыс.  руб.)
15857074 18521702 26617898  
167
Выручка от реализации (тыс.  руб.)
22172422 41533467 35507098  
160
Прибыль от реализации (тыс.  руб.)
4597930 5896998 4614944  
100
Фондоотдача 1,4 2,24 1,33 95
Фондоемкость 0,75 0,45 0,75 105
Фондовооруженность 12675,5 14149,5 19177,2 151
Фондорентабельность, % 29 32 17 58
 
     Исходя из расчетных данных таблицы №2, можно сделать вывод, что показатель фондоотдачи на предприятии невысок. Выручка организации от единицы основных фондов составляет в 2007 г. – 1,4 руб., в 2008 г. – 2,24 руб., а в 2009 г. – 1,33 руб. Понижение показателя в 2009 г. в сравнении с 2008 г связано с уменьшением выручки в 2009 г. При расчете показателя учитываются собственные и арендованные основные средства, не учитываются основные средства, находящиеся на консервации и сданные в аренду. Повышение фондоотдачи ведет к снижению суммы амортизационных отчислений, приходящихся на один рубль готовой продукции или амортизационной емкости.
     Наряду  с фондоотдачей применяется фондоемкость – обратный показатель фондоотдачи. Изменение фондоемкости в динамике показывает изменение стоимости основных средств на один рубль продукции и применяется при определении суммы относительного перерасхода или экономии средств в основные фонды. Показатель фондоемкости в 2007 г. составил 71 коп. на 1 руб. выручки, в 2008 г. уменьшился на 26 коп, но в 2009 г. увеличился до 75 коп. Отклонение за 3 года составляет 4 коп. Данные значения показывают о положительном состоянии на предприятии.
     Следующий показатель эффективности использования  основных фондов – фондовооруженность. В 2007 г. фондовооруженность составила 12675500 руб. на одного производственного рабочего, в 2008 г. увеличилась до 14149500 руб. на 1474000 руб. В 2009 г. происходит дальнейшее увеличение данного показателя до 19177200 руб. Такое изменение данного показателя связанно с увеличением численности производственных рабочих.
     Наиболее  обобщающим показателем эффективности  использования основных фондов является фондорентабельность. Рентабельность основных фондов предприятия в 2007 г. составил 29% (показывает что на 1 руб. стоимости основных фондов приходится 29 коп. прибыли). В 2008 г. происходит увеличение рентабельности до 32 коп. В 2009 г происходит резкое сокращение почти в 2 раза, чем в 2008 г. и составляет 17 коп прибыли на 1 руб. стоимости основных фондов.
Компания ОАО «Лукойл» так же является крупнейшим налогоплательщиком в Российской Федерации, общая сумма налогов, выплаченных в 2009 г., - 21,5 млрд. долл.
      В секторе разведки и добычи ОАО «Лукойл» располагает качественным диверсифицированным портфелем активов. Основным регионом нефтедобычи Компании является Западная Сибирь. «Лукойл» также реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа за пределами России: в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Колумбии, Венесуэле, Кот-д’Ивуаре, Гане, Ираке.
      В 2005 году с введением в эксплуатацию Находкинского месторождения Компания начала реализацию газовой программы, в соответствии с которой добыча газа будет расти ускоренными темпами как в России, так и за рубежом, а доля газа будет доведена до трети от суммарной добычи углеводородов. Ресурсной базой для реализации этой программы являются месторождения Большехетской впадины, Каспийского моря и Центрально-Астраханское месторождение в России, а также международные газовые проекты – Кандым – Хаузак – Шады в Узбекистане и Шах-Дениз в Азербайджане.
      Компания  «Лукойл» владеет нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. В России Компании принадлежат четыре крупных НПЗ – в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ. Совокупная мощность российских НПЗ составляет 45,1 млн т/год нефти. За рубежом Компании принадлежат НПЗ в Болгарии, Румынии и Украине, а также 49%-ая доля в нефтеперерабатывающем комплексе ISAB (о. Сицилия, Италия) и 45%-я доля в НПЗ TRN (Нидерланды). Совокупная мощность зарубежных НПЗ Компании составляет 26,4 млн т/год нефти. В 2009 году на НПЗ Компании (с учетом долей в переработке на комплексах ISAB и TRN) было переработано 62,70 млн т нефти, в том числе на российских – 44,46 млн т.
      В 2008 году в рамках реализации Программы  стратегического развития на 2008–2017 годы в ОАО «Лукойл» был создан новый бизнес-сектор – «Электроэнергетика». В него, помимо приобретенного в 2008 году ОАО «ЮГК ТГК-8» и собственных электростанций на месторождениях в России, входят также предприятия, генерирующие электро- и теплоэнергию в Болгарии, Румынии и Украине. Общая выработка электрической энергии организациями сектора в 2009 году составила около 14,7 млрд кВт/ч, выработка тепловой энергии – 16,9 млн Гкал. В долгосрочной перспективе бизнес-сектор «Электроэнергетика» станет важным фактором роста денежных потоков и акционерной стоимости Компании.
      По  состоянию на начало 2010 года сбытовая сеть Компании охватывала 26 стран мира, включая Россию, страны ближнего зарубежья  и государства Европы (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина, Болгария, Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Черногория, Румыния, Македония, Кипр, Турция, Бельгия, Люксембург, Чехия, Словакия, Хорватия, Босния и Герцеговина), а также США, и насчитывала 199 объектов нефтебазового хозяйства с общей резервуарной емкостью 3,13 млн ми 6 620 автозаправочных станций (включая франчайзинговые).
      Как любое сложное образование, организация  состоит из отдельных взаимосвязанных  частей, т.е. имеет определенную структуру. Схема организационной структуры ОАО «Лукойл» представлена в Приложении 1.
Описываемую мной организационную структуру  можно смело назвать   Функционально-линейной структурой (штабное управление).
      Схема организационной структуры нефтяной компании «Лукойл» подтверждает факт тот, что изменения стратегий и организационная структура находятся в тесной взаимосвязи. Стратегия компании является основным фактором, определяющим ее организационную структуру; многоцелевая стратегия усложняет организационную структуру компании, совершенствуя которую компания обеспечивает эффективность решения стратегических задач. Как известно, можно выделить несколько этапов в развитиии фирмы, а именно 6. Нефтяная компания «Лукойл» находится на высшем уровне своего развития, т.е. компания занимает ведущее место среди нефтяных компаний на национальном рынке, и постепенно завоевывает позиции на мировом, расширяя сеть филиалов и представительств 

 Таблица №3 - Производственные показатели нефтяной компании «Лукойл». 

Показатели 2007 год 2008 год 2009 год Темп роста,%
Добыча  нефти и конденсата, тыс. т. 94 979 95 312 97 615 102
Переработка нефти, млн. т.   61,43 64,18 66,48 108
Экспорт нефти, млн. т.   129,95 143,45 155 119
Экспорт нефтепродуктов, млн. Т 12,38 10,36 9,80 79
Добыча  газа, млн. м3 12 465 11 598 10 663 85
 
  По данным таблицы №3 ,добыча нефти группой «Лукойл» (с учетом доли в добыче, осуществляемой зависимыми организациями) в 2009 году составила 97 615 тыс. т (1 972 тыс. барр./сут). Среднесуточная добыча нефти выросла на 2,7% по сравнению с уровнем 2007 года.
      Добыча  газа в России в 2009 году составила 10 663 млн м3, что на 16,9% меньше по сравнению с 2007 годом. Эксплуатационный фонд газовых скважин Компании в России по состоянию на конец 2007 года составил 304 скважины, фонд скважин, дающих продукцию 211.
      Суммарный объем поставок нефти компанией в 2009 году достиг 115 млн т, что превышает уровень 2007 года на 13%. В отчетном году существенно (на 7%) вырос объем экспорта нефти из России благодаря поставкам нефти с Южно-Хыльчуюского месторождения через Варандейский терминал. При этом объем переработки внутри страны остался неизменно высоким.
      Объем оптовых продаж нефтепродуктов в стране в отчетном году составил 9,80 млн т, что на 26,4% ниже уровня 2007 года. Постепенное повышение мировых цен на нефть в 2009 году сказалось и на ценах внутреннего рынка на основные нефтепродукты (они оставались на 10–20% выше экспортных цен с учетом затрат на транспортировку и экспортных пошлин).
Объемы  нефтедобычи ОАО «Лукойл» намного превосходят объемы переработки, в связи с этим компания стремится к приобретению дополнительных мощностей.  

2.2 Оценка уровня  затрат ОАО «Лукойл» 

      Операционные расходы это затраты и платежи, связанные с проведением за определенный период времени финансовых, производственных, хозяйственных операций. Операционные расходы включают затраты на производство и реализацию продукции, административные и финансовые расходы.
В компании ОАО «Лукойл» операционные расходы включают следующие виды затрат:
- Затраты на добычу углеводородов;
- Затраты  на переработку на собственных  НПЗ;
- Затраты  на переработку на сторонних  и зависимых НПЗ;
- Затраты  предприятий нефтехимии;
- Затраты на транспортировку нефти до НПЗ;
- Затраты  предприятий энергетики;
- Прочие  операционные расходы; 

Таблица №4 – Операционные расходы ОАО «Лукойл» 

Показатели (млн.долл. США)                2007 год
         2008 год
          2009 год   Темп роста, %                
Затраты на добычу углеводородов 1989 2137 2388 120
Затраты на переработку на собственных НПЗ 670 723 778 116
Затраты на переработку на сторонних и  зависимых НПЗ 493 512 534 108
Затраты предприятий нефтехимии 90 114 138 153
Затраты на транспортировку нефти до НПЗ 709 754 802 113
Затраты предприятий энергетики 313 398 452 144
Прочие  операционные расходы 1016 1047 1073 105
Итого операционные расходы 5015 5491 5994  
 
      Изменение операционных расходов в составе  запасов нефти и нефтепродуктов, произведённых внутри группы, включает в себя расходы по добыче и переработке  нефти и нефтепродуктов, которые были произведены предприятиями группы в течение отчётного периода, но не реализованы третьим сторонам.
      Исходя  из данных таблицы №4, по сравнению с 2007 г. операционные расходы увеличились на 979 млн. долл.США, или на 19,5%, что в основном объясняется общим увеличением операционных расходов в России, вызванным реальным укреплением рубля к доллару США на 14,3%, ростом расходов на добычу углеводородов, переработку нефти, а также ростом затрат предприятий энергетики.
      В состав затрат на добычу углеводорода входят затраты на ремонт добывающего оборудования, расходы на оплату труда, затраты на проведение мероприятий по повышению нефтеотдачи пластов, на приобретение ГСМ, на оплату электроэнергии, страхование имущества и иные аналогичные затраты.
      Наши  затраты на добычу в 2009 г. увеличились на 399 млн. долл. США, или на 20,1%, по сравнению с 2007 г. Рост затрат в основном был обусловлен укреплением рубля к доллару США, ростом расходов на энергообеспечение, повышение нефтеотдачи пластов, ростом заработной платы, а также ростом прочих производственных расходов. Средняя величина удельных затрат на добычу углеводородов выросла с 3,39 до 4,04 долл./барр. н. э., или на 19,2%, по сравнению с 2007 г.
      Затраты на переработку на собственных НПЗ выросли за 2009 г. на 108 млн. долл. США, или на 16,1%, по сравнению с 2007 г. Затраты на переработку на собственных заводах в России увеличились на 17,8%, или на 86 млн. долл. США, в результате укрепления рубля к доллару США, увеличения расходов на энергообеспечение и роста потребления присадок. Затраты на переработку на наших заводах за рубежом выросли на 11,8%, или на 22 млн. долл. США, по сравнению с 2007 г. в результате роста расходов на энергообеспечение.
      Наряду  с собственным производством  нефтепродуктов мы имеем возможность  перерабатывать нефть на сторонних и зависимых НПЗ как в России, так и за рубежом. В течение 2009 г. мы не перерабатывали нефть на сторонних НПЗ в России и Белоруссии в отличие от 2007 г. Однако благодаря началу переработки нефти на ТРН мы увеличили объёмы переработки на сторонних и зависимых НПЗ на 6,7% по сравнению с 2007 г. (с учётом объёмов переработки нефтепродуктов). Таким образом, затраты на переработку на сторонних и зависимых НПЗ выросли на 8,3% по сравнению с 2007 г. Стоимость процессинга на наших западноевропейских заводах выше, чем на заводах в России и Республике Беларусь.
      Затраты предприятий нефтехимии увеличились  на 48 млн. долл. США, или на 53,3%, по сравнению с 2007 г. На расходы в России оказали влияние рост производства, рост стоимости сырья и укрепление рубля. Несмотря на закрытие нефтехимических производственных мощностей Группы в Болгарии и на Украине, затраты за рубежом снизились незначительно в виду высокой доли постоянных расходов. В 2009 г. группа возобновила выпуск продукции на заводе «Карпатнефтехим Лтд.» на Украине после реконструкции и строительства линии по производству хлора и каустической соды. Расходы, связанные с подготовительными работами, выполненными перед запуском завода, были частично признаны в третьем квартале 209 г.
      Затраты по транспортировке нефти до НПЗ увеличились на 93 млн. долл. США, или на 13,1%, по сравнению с 2007 г., что связано с ростом транспортных тарифов в России и укреплением рубля. Кроме того, в 2009 г. мы начали поставки нашей нефти на нефтеперерабатывающий завод ТРН.
      Затраты предприятий энергетики увеличились  на 139 млн. долл. США по сравнению с 2007 г., или на 44,4%, в результате развития энергетического бизнеса группы, а также в результате укрепления рубля.
      Прочие  операционные расходы включают в  себя затраты добывающих и перерабатывающих предприятий Группы, не связанные с их основной деятельностью, а именно затраты, связанные с реализацией транспортных услуг, а также стоимость прочих товаров и т.п. Прочие операционные расходы включают в себя также затраты предприятий газопереработки, стоимость прочих товаров и услуг, реализуемых сбытовыми компаниями Группы, а также расходы непрофильных предприятий группы.
По сравнению  с 2007 г. прочие операционные расходы увеличились на 57 млн. долл. США, или на 5,6%. 

2.3 Оценка уровня  реализации продукции  ОАО «Лукойл» 

      Сектор  сбыта представляет особую важность для компании с точки зрения наличия гарантированных каналов реализации готовой продукции. Развивая этот сектор, ОАО «Лукойл» преследует цель создания дополнительной стоимости путем продажи своей продукции конечному потребителю по максимально возможной на рынке цене, а также стабилизации денежных потоков. Компания «Лукойл» занимается оптовой торговлей нефтью, нефтепродуктами, продукцией газо-переработки и нефтехимии, а также розничной торговлей нефтепродуктами и продукцией нефтехимии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.