На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Агропромышленный Комплекс России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования РФ
Средняя общеобразовательная школа №55 
 
 
 
 

Экзаменационный реферат по географии на тему:
"Агропромышленный Комплекс России" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу выполнила
ученица 9"А" класса СОШ №55
Шелепова Ирина Евгеньевна
Руководитель
учитель географии
Хромова Н.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

СТ. Старонижестеблиевская
2006 год

Содержание

 
 
 
    Введение…………………………………………………………….…………......3
1. История АПК…………………………………………………………………….…6
2. Современное состояние АПК  России…..…………………………………....10
    2.1 Реформирование агропромышленной отрасли хозяйства РФ………10
    2.2 Возможные пути усовершенствования механизма                  реформирования агропромышленного комплекса РФ………………………..11
3.АПК Краснодарского края………………………………………………………..17
3.1 Растениеводство………………………………………………………………..17
3.2 Животноводство…………………………………………………………………20
4. Заключение.                                                                                                    Перспективы агропромышленного реформирования в РФ…………………..25
     4.1 Меры по финансовому оздоровлению сельхоз предприятий………..25
     4.2 Налоговое реформирование в сфере АПК………………………….…..27
     4.3 Перспективные изменения в таможенной политике государств…....28
     4.4 Развитие земельной реформы в XXI веке……………………………...30
     4.5 Российское аграрное движение - перспективы развития и       сотрудничества…………………………………………………………………..…..32
     4.6 Перспективы инвестиций в АПК. Направления инвестиций……..…..34
5. Список используемой литературы………………………………………..…...36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

      Развитие агропромышленной интеграции в России началось в конце 1920-х годов с формирования агроиндустриальных комбинатов, производящих, перерабатывающих и реализующих сельскохозяйственную продукцию. Однако слабая материально-экономическая база, неблагоприятная экологическая ситуация не способствовали дальнейшему развитию интеграции, которая лишь в начале 70-х годов получила новый импульс.
      В АПК входят региональные комплексы (республиканские, краевые, областные и д.р.) и микрокомплексы, агропромышленные формирования (агрохолдинги, агрофирмы, агропромышленные предприятия и т. д.). Производственно-экономическая система АПК подразделяется на три основных сфер: 

    Первая сфера включает отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средствами производства: тракторное и  сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение  для пищевой и легкой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, ремонт оборудования и техники, сельскохозяйственное строительство. Эта сфера, по существу, определяет индустриализацию и интенсификацию производство, как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях АПК. На её долю приходится около 15% основных производственных фондов, 20%численности работников.
    Вторая сфера представлена сельским хозяйством и является центральным звеном АПК. Сельское хозяйство  получает производственные ресурсы от 80 отраслей и поставляет продукцию в 60 отраслей. Каждый работник сельскохозяйственного производства обеспечивает  за его пределами занятость ещё пяти человек. В данной сфере производится почти 50% конечного продукта, сосредоточенно около 65% основных производственных фондов и 60% численности работников АПК.
    Третья сфера включает совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение, переработку  сельскохозяйственного сырья, а также реализацию конечной продукции. Она охватывает пищевую (пищевкусовую, молочную и мясную) и комбикормовую промышленности. На долю этой сферы приходится 40% общего объема конечной продукции, 20% всех основных производственных и численности работников АПК.
      Одного из главных условий динамичного развития АПК - пропорциональность, сбалансированность всех трех сфер. По вкладу в стоимость конечного продукта создается в третьей сфере (например, в США она дает до 80% различной стоимости продукции).
      Наибольшая доля конечной продукции создается в продовольственном комплексе АПК, состоящем из 8 подкомплексов: зернопродуктовый, картофельнопродуктовый, свеклосахарный, мясной, молочный, масложировой. Ведущие - зернопродуктовый, мясной и молочный, на их долю приходится более 75% производства всей продукции сельского хозяйства, около 85% основных производственных работников.
Сельское хозяйство.
      Сельское хозяйство призвано удовлетворять потребности населения в продовольствии, а промышленности - в сырье. Его важнейшая особенность в том, что ведение сельскохозяйственного производства связано с использованием земли и природной сферы; земля - главное средство производства.  Сельское хозяйство основано на использовании биологических факторов - растений и животных. Ритм производства во многом регулируетсяестественно-биологическими законами. Природно-экономические условия по зонам страны имеют значительные различия, велика территориальная рассредоточенность производства. В сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях, фонды воспроизводства формируются за счет собственной продукции (семена, корма).
      В качестве сырья: легкая, пищевая, комбикормовая и другие отрасли используют более 50% производимых  сельским хозяйством продукций. В свою очередь доля потребления промышленной продукции в структуре затрат сельского хозяйства достигает 40%. Удельный вес этой отрасли в российской экономике см. в табл. 1 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Удельный вес сельского хозяйства, % 

  1990 1995 2000 2002
В валовом внутреннем продукте 16,4 7,0 6,5 6,0
В численности занятого населения 12,9 14,7 13,0 11,7
В инвестициях в основной капитал 15,9 3,5 2,7 2,7
В основных фондах 11,4 13,9 7,1 6,0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. История АПК 

     Отмена в 1861 году крепостного права повлияла на рост производства сельхоз продукции. К 1990-м годам  Россия стала крупным экс-портнером зерна на мировом рынке. За 50 лет после отмены крепостного права объем экспорта зерна вырос в 7 раз. С началом 20 века до 1913 года производство зерна увеличилось почти на 1/3, а экспорт - на 48%. Сельское хозяйство в 1913году давало больше половины национального дохода (51.4%).
      Однако из-за отсталой технологии, преобладание трехпольной системы земледелия, неупорядоченного землеустройства и фактической обезлички при  общей собственности на землю урожаи были низкими. В среднем за 1909-1913г.г. зерновых собрано по 45 пудов с десятины (около 7 ц./га), тогда как во Франции - 90, в Германии - 152, в Дании - 195 пудов с десятины.
      В 1907 году начата аграрная реформа П.А. Столыпина. Итог реформы - создание слоя предприимчивых самостоятельных крестьян. Стали интенсивнее развиваться сельская кооперация и банковская система, возросли объемы производства и экспорта сельхоз продукции, строились перерабатывающие предприятия, расширялся внутренний рынок.
      Чрезвычайные меры после Октябрьской революции1917 года способствовали перемещению из  сельского хозяйства в промышленность средств, необходимых для проведения ускоренной индустриализации страны. У крестьян изымали не только излишки, но и часть необходимого продовольствия, зачастую - и семена. Земледельца отягощали налоги, высокие цены на продукцию промышленности. Тупиковость политики военного коммунизма (1918 - 1921) вынудило руководство страны перейти к введению продналога (1921 - 1923) и к НЭПу (до конца 1929). В годы НЭПа среднегодовые темпы роста производства сельхоз продукции превышали 10%, что было весьма высоким показателем. Кустарное и мелкое производство развивалось в форме, как частных, так и кооперативных предприятий. К концу 1929года в сельхоз кооперацию было вовлечено 26.8% взрослого населения и 68.4 крестьянских хозяйств.
          НЭП оздоровил сельское хозяйство, но простейшая политическая борьба привела в начале1930 года к его свертыванию. В 1930 и 1931 было принято два постановления ЦКВКП(б) об усилении коллективизации в стране. Темпы коллективизации  характеризовались вовлечением крестьян в колхозы: 0,8% в 1927 году; 1,7% в 1928 году, 3,9% в 1929 году; 23,6% в 1930 году;  52,7% в 1931 году; 61,5% в 1932 году; 71,4% в 1934 году; 83,2% в 1935 году;  90,5% в 1936 году; 93,6% в 1937 году; 96,8 % в 1940 году.
      В ходе Великой Отечественной войны  тяговые ресурсы в колхозах и машинно-тракторных станциях сократились на 32%, численность автомашин - на 89%,  трудовые ресурсы колхозов тыловых районов - на 30%.  Произошло значительное падение производства.
      За 1946-1952 село вышло из военной разрухи. Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1953 г.)  наметил пути повышения материальной заинтересованности работников  в развитии производства,  укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, закрепления кадров на селе, упорядочения управления производством.
      В результате освоения целинных земель с   1954 года  была создана зерновая база на востоке страны, в короткие сроки полена существенная прибавка в сборе зерна. На территории РФ  было освоено 19,6 млн. га целинных земель.
      За 1960-1980-е годы  материально-техническая база сельского хозяйства получила значительное развитие. В мае 1982 года была принята Продовольственная программа СССР до 1990 года. С 1985 года  началась перестройка народного хозяйства, была сделана попытка ускорить научно-технический прогресс,  в аграрном секторе производился поиск новых форм организации производства и оплаты труда  в колхозах и совхозах. Однако в аграрном секторе  начали развиваться кризисные процессы. Динами производства продукции сельского хозяйства до распада СССР представлена в таблице 2-4. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2. Валовое производство продукции сельского хозяйства в селе категориями хозяйства за 1913-1990г.г. (в сопоставимых ценах 1983года, млрд. руб.) 
 

      год млрд. руб.
      1913 54,9
      1917 41,0
      1919 35,7
      1920 36,8
      1925 61,5
      1930 64,2
      1935 65,3
      1940 76,7
      1945 47,2
      1950 75,6
      1955 92,2
      1960 122,1
      1965 136,8
      1970 167,9
      1975 174,3
      1980 187,8
      1985 208,6
      1990 218,7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 3. Производство продукции сельского хозяйства всеми категориями хозяйства за 1913-1990г.г. 

Объем производства, млн. т.
  1913 1940 1961-1965 1966-1970 1971-1975 1976-1980 1981-1985 1986-1990 1986-1990 к 1913%
    Зерно
50,5 55,6 73,2 95,1 96,7 106,0 92,0 104,3 206,5
    Сахарная свёкла
2,0 3,2 18,5 25,5 20,8 25,4 25, 33,2 в16,6р
    Подсолнечник (семена)
0,7 1,4 2,37 3,09 2,81 2,49 2,32 3,12 445,7
    Картофель
16,1 36,4 45,2 51,5 47,1 40,9 38,4 35,9 222,9
    Овощи
- 6,4 8,3 9,1 10,1 10,4 12,1 11,2 -
    Мясо (в убойной массе)
2,4 2,4 4,8 9,89 7,1 7,36 8,1 9,7 404,2
    Молоко
                 
    Яйца, млрд.шт.
7,1 6,6 16,45 20,75 29,93 36,68 43,05 47,8 673,2
    Шерсть, тыс. т.
94,0 98,0 177,1 194,8 218,6 221,5 220,9 225,3 239,7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 4. Динамика производства сельского хозяйства к уровню 1913 года.  
 

Производство продукции, %
год посевные площади, млн.га. в том числе
всего растениеводство животноводство
1913 69,8 100 100 100
1917 - 88 81 100
1921 51,8 60 55 67
1930 - 117 126 100
1940 92,1 141 155 114
1945 69,0 86 93 72
1950 113,0 140 151 118
1960 120,7 224 226 219
1970 121,9 309 313 302
1980 124,9 342 371 346
1991 121,8 401 418 367
 
 
2. Современное состояние АПК России. 
      Агропромышленный комплекс является самым крупным и включает в себя 3 сферы, связанных между собой отраслей: само сельское хозяйство, технические средства сельского хозяйства и перерабатывающую промышленность. Помимо этого в АПК нашей страны также входят рыбное (с недавнего времени переданное в ведение Министерства) и лесное хозяйство, добыча минеральных вод и др.                
    На долю АПК приходится 30% работников отраслей материального производства и около 25% основных фондов.
    От того, насколько развито сельское хозяйство, зависит уровень жизни.
Однако, аграрное производство не в полной мере вписывается в современную рыночную экономику, что связано, с одной стороны, с уникальностью аграрного труда и его продукта, а с другой, с тем, что наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом, и это ведёт к снижению мотивации предпринимательской деятельности в этой сфере.  

2.1 Реформирование агропромышленной отрасли хозяйства в РФ 
      Начиная с 1992 г., в АПК нашей страны осуществляется реформирование сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных отношений, активизация межфермерских коопераций и появление агрофирм.
    Аграрное преобразование в стране проходило по следующим направлениям и дало следующие результаты:
    1.  Реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителей его продукцию.
    В результате в стране формируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение.
    2.    Разгосударствление системы закупок и реализации продукции.
    В результате резко сократились закупки сельхоз продукции государственными заготовительными предприятиями, стали появляться новые каналы реализации, в том числе биржи и оптовые рынки.
    3. Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях, лизинг на поставку техники и оборудования,  добровольное страхование сельскохозяйственной деятельности, предоставляются льготы по налогообложению.
    4. Попытка освободить сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать систему защиты безработных и стимулирование занятости в сельском хозяйстве.
    Вообще аграрное производство не в полной мере вписывается в современную рыночную экономику. Это связано, с одной стороны, с уникальностью аграрного труда (его сезонностью), а с другой - наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом (причем эта ситуация складывается практически во всех странах с рыночной экономикой). Всё это ведёт к снижению предпринимательской деятельности в этой сфере.  
     
         2.2 Возможные пути усовершенствования механизма реформирования агропромышленного комплекса РФ. 
    Стабилизация и дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления роли государства и поддержки этой отрасли.
    Создаваемая в стране система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для российского сельского хозяйства и будет сориентирована на решение следующих первоочередных задач:
    - ускорение социального развития села;
    -  стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции в интересах самообеспечения страны продуктами питания;
    - стимулирование развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке;
    -  создание специальных фондов поддержки и развития сельскохозяйственных производств;
    - усиление государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве;
    -  создание единой информационной и консультационной системы в АПК, позволяющей иметь оперативные сведения о состоянии аграрного сектора, проведения сельскохозяйственных выставок, развитие рекламной деятельности, освещающей передовой опыт в АПК;
    - содействие развитию агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта продукции;
    -  расширение научных исследований проблем рынка, создание рыночных моделей эффективного правления в рыночных условиях, маркетинга.
    Особое внимание должно уделяться государством развитию и регулированию внешнеэкономической деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции и одновременно создание благо приятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.                          
    В процессе вступления России во Всемирную Торговую Организацию необходимо обеспечить экономические интересы отечественного агропромышленного комплекса, особенно в части привлечения иностранных инвестиций в развитие аграрного сектора.
    Таким образом, присоединение России к ВТО, которая регулирует 96% мирового рынка, это шаг вперед по интеграции России в мировую экономику должно сыграть прогрессивную роль в создании емкого внутреннего аграрного рынка и повышения конкурентоспособности всего отечественного агропромышленного комплекса.
    Стратегический план интеграции России в мировое хозяйство должен включать федеральную программу поддержки российского экспорта, систему подготовки кадров специалистов по внешнеэкономической деятельности, создание особых (свободных) экономических зон, организация совместных предприятий с участием иностранных инвесторов.
    Необходимость создания в России эффективного экономического механизма и государственного регулирования аграрного производства, включающего в себя комплекс мер государства в области финансово-кредитных отношений, сегодня подчеркивается неоднократно и вытекает из места сельского хозяйства в рыночной экономике  и особенностей перехода к рынку в России.
    Основными задачи российской системы государственной поддержки аграрного производителя должны стать: помощь в адаптации к новым условиям рынка, предотвращение нежелательных миграционных процессов, поддержка и защита внутреннего рынка продовольствия и сырья, обеспечение и поддержание продовольственной безопасности на должном уровне. Последнее всё больше и больше волнует мировое сообщество и Россию в том числе. Необходима разработка программы продовольственной безопасности, но в условиях, в которых сейчас находится наше сельское хозяйство, это не будет иметь большого практического смысла.
    Необходимо учитывать также и бюджетные проблемы и создавать более гибкие механизмы, чем, например, во многих зарубежных странах, однако, несомненно, использовать их опыт в усилении роли государства в регулировании отношений в АПК страны.
    -  поддержание общего уровня доходности в отрасли через оказание бюджетной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;
    -  антимонопольное регулирование пропорций внутри - и межотраслевого обмена, повышение конкурентного потенциала отрасли;
    -  содействие развитию рыночной инфраструктуры;
    - поддержание стабильной благоприятной конъюнктуры на рынке агропродовольственной продукции;
    -  регулирование в связи с действием естественных рентообразующих факторов;
    -  проведение политики разумного протекционизма и обеспечение отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с внешним рынком.
Необходимо подчеркнуть, что до сих пор в России применяли лишь отдельные элементы целостной системы такой поддержки. Крупным шагом в этом направлении было принятие закона РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», который законодательно закреплял взаимоотношения государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе формирования государственных продовольственных фондов. Однако, закон не охватывает всего комплекса проблем и выполняется неудовлетворительно. Так, введенные в соответствии с ним гарантированные закупочные цены при отсутствии государственного финансирования являются скорее индикативными, а обязательная скупка излишков продукции (то есть интервенция) по той же причине не осуществляется.
Общий вывод сводится к тому, что неэффективными оказываются не сами формы поддержки, а их применение в условиях нерешенности многих других проблем. Существующая система государственной поддержки не носит системного характера. Многочисленные ее элементы законодательно не оформлены, а поэтому не могут служить товаропроизводителям четкими ориентирами на будущее. Споры на данный момент идут не только об объемах финансирования по статьям, но и о существовании самих статей. К тому же меры бюджетной поддержки применяются в отрыве от иных форм государственного регулирования (антимонопольных, например), и основной эффект от их применения достается часто не селу, а смежным с ним монополизированным отраслям (дотации на минеральные удобрения, товарные кредиты и т.д.). Недостатки бюджетного финансирования сельского хозяйства дополняются недостатками его кредитования.
    Сельскохозяйственные организации уже много лет функционируют в условиях финансового кризиса. По-видимому, он достиг высшей точки. Почти 85% сельскохозяйственных предприятий имеют просроченные долги перед кредиторами, а их сумма превышает денежную выручку от продажи продукции и услуг. Половина сельскохозяйственных предприятий убыточна. Для преодоления кризиса такого масштаба требуются чрезвычайные меры в сочетании с благоприятными для села природными факторами. Первый фактор: нужно продолжить реструктуризацию накопленных долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами, отложив их выплату хотя бы на 4 - 5 лет. Процесс этот идет. На начало 2002 г. в налоговые органы подали заявление о предоставлении им права на реструктуризацию просроченной кредиторской задолженности почти 13 тыс. хозяйств, то есть 60% от общего числа имеющих задолженность в бюджет или во внебюджетные фонды хозяйств. В ходе кампании по финансовому оздоровлению многие предприятия меняли собственника, разделялись, а часть из них подверглась банкротству или готовится к нему. Все это, к сожалению, сопровождалось расхищением уцелевшего имущества, падением производства и другими отрицательными явлениями.
Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» № 83-ФЗ от 9 июля 2002 г. дает возможность продолжить начатую процедуру по финансовому оздоровлению, исправив, с одной стороны, допущенные ошибки, и, применив более эффективные механизмы и средства, с другой стороны. Закон не предусматривает массовой реорганизации предприятий. В нем содержатся давно ожидаемые положения о списании пени и штрафов с участников программы. Многое теперь зависит от содержания нормативных актов, которые будут приняты с целью реализации задач, поставленных в федеральном законе.
Процесс реструктуризации долгов оправдан со всех точек зрения. По существу он является формой частичной компенсации потерь, понесенных сельским хозяйством в результате проводимой государством экономической политики.
    Второй фактор: инфляционный. Реструктуризация долгов дает сельскохозяйственному товаропроизводителю перспективу облегчения долгового бремени в связи с инфляцией. Предположим, ежегодный темп инфляции составит 10 или 15%. Это значит, что за 5 лет инфляция обесценит долги соответственно в 1,6 и в 2 раза.
    Третий фактор: ценовой. Положительные для сельского хозяйства изменения в соотношениях цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию и на приобретаемые сельским хозяйством промышленные средства производства и услуги после финансового кризиса августа 1998 г. -- это несомненный факт. Если принять за базу цены августа 1998 г., то к июлю 2002 г. на реализуемую сельскохозяйственную продукцию они выросли в 4,5 раза, а на приобретаемые промышленные продукты и услуги -- в 3,9 раза. Соотношение индексов составило 1,17 в пользу сельского хозяйства.
    В дальнейшем такая тенденция может сохраниться. За 7 месяцев текущего года цены товаропроизводителей на реализуемую сельскохозяйственную продукцию по сравнению с соответствующим периодом 2001 г. выросли на 8%, а цены на промышленную продукцию -- на 2,1%. Укрепление экономики России приведет к росту платежеспособного спроса населения. Последнее обстоятельство станет фактором роста цен на продовольствие, сельскохозяйственное сырье и продукцию сельского хозяйства.
Приближенные расчеты показывают, что если паритетное соотношение (отношение индекса цен на сельскохозяйственную продукцию к индексу цен на приобретаемые селом промышленные продукты и услуги) изменяется на 1 пункт в пользу сельского хозяйства, то это приносит ему 1 млрд. прибыли.
    Четвертый фактор: агропродовольственная политика государства. Она корректируется. В ней делается акцент на развитие рынка при активной защите государством отечественных товаропроизводителей от демпингового импорта, на развитие интервенционного механизма, действие которого должно распространиться на товаропроизводителей, на поддержку кредитования коммерческими банками, развитие лизинга.
    Пятый фактор: растущий интерес у товаропроизводителей к развитию конкурентоспособного производства. Они больше не надеются на помощь государства и многому научились за прошедшие годы: продавать или обменивать продукцию, рациональнее использовать ресурсы и т. п. Каждая сельскохозяйственная организация вынуждена искать резервы, разрабатывать стратегию и тактику поведения на местном рынке.
Созрели предпосылки для изменений в управлении экономикой. Ожидается рост интереса к финансовому менеджменту. Пока что в сельскохозяйственных предприятиях эта работа практически отсутствует. Если все приведенные факторы будут иметь место, отрасль может выйти из финансового тупика.  
 

3.АПК Краснодарского края 

   Основными предпосылками развития сельского хозяйства в крае являются его агроклиматические ресурсы, разнообразие почвенного покрова, преимущественно равнинный характер территории, наличие трудовых ресурсов, возможности технического оснащения сельского хозяйства. Научная база, созданная за последние десятилетия, позволила поднять сельское хозяйство на достаточно высокий уровень. Ученые вывели много новых высокоурожайных сортов растений. В настоящее время край занимает ведущее место по производству многих видов сельскохозяйственной продукции. Так, 75%  всего выращиваемого в России риса приходится на долю нашего края. По винограду, фабричной сахарной свекле доля Кубани составляет 55% и 23% соответственно. В2001 году наивысшие показатели в краевом объеме сельскохозяйственной продукции имели Каневский район (5,5%), Тимашевский (4,4%), Новокубанский (4,3%), а также Выселковский, Красноармейский и Павловский. А по объему продукции сельского хозяйства на душу населения лидировали Щербиновский, Выселковский, Ейский районы. Для современного этапа развития сельского хозяйства характерно существование предприятий различных форм собственности: государственных предприятий, товариществ, кооперативов, акционерных обществ. Значительное место в агропромышленном комплексе края занимают крестьянские (фермерские) хозяйства (более23 тысяч). Разработана и осуществляется программа их развития, помощь в обустройстве фермерских усадеб дорогами, в обеспечении их электроэнергией, водоснабжением и связью. 

   3.1Растениеводство.
   В настоящее время в валовом объеме сельскохозяйственного производства преобладает продукция растениеводства (64%), а на долю животноводства приходится 36%. Растениеводство края специализируется на посевах зерновых культур, среди них пшеница, ячмень, кукуруза, рис, овес, зернобобовые. Из технических культур выращивают свеклу, подсолнечник. Для нужд животноводства высаживают кормовые культуры. Посевы картофеля и овощебахчевых невелики.
   Овощеводство. Благоприятные агроклиматические условия обусловили развитие овощеводства. Основные овощные культуры: томаты, зеленый горошек, капуста, баклажаны, огурцы, кабачки, картофель, перец, тыква и другие. На их возделывании специализируются центральные, западные и южные районы края. Перерабатывают их в Крымске, Абинске, Ейске и других населенных пунктах. Картофель дает хороший урожай преимущественно в предгорной зоне. В последнее время посевные площади под эту культуру стали увеличиваться. Урожайность картофеля в крае не велика (60 - 80 ц/га) по сравнению с урожайностью в  центральных районах России, где более благоприятны для этой культуры климат и почвенные условия.
   Бахчеводство. Бахчевые культуры возделываются преимущественно в западных, а также в Белоглинском, Кущевском и Усть-Лабинском районах. Арбузы и дыни требуют для выращивания большого количества тепла. Они дают хороший урожай на супесчаных и песчаных почвах, а дыни - и на суглинистых почвах. Тыква является наиболее холодостойкой культурой. Для прорастания её семян достаточно среднесуточной температуры + 13° .
   Виноградарство. Развито на большей части территории края. В зависимости от почвенных и климатических условий, количества осадков в разных районах выращивают различные сорта винограда. Наиболее благоприятными условиями отличается черноморская зона.  В северо-западной её части, на Тамани и районе Анапы, выращивают столовые сорта винограда, сорта, идущие на производство марочных , шампанских вин и виноградных соков:  рислинг, алиготе, мускат, пино, траминер, ркацители… В общей сложности  более пятидесяти сортов винограда. Когда-то отсюда поставлялись бочки марочного рислинга к столу английской королевы.
   Многие  сорта вин, изготовленные кубанскими виноделами, удостоены наград различных выставок и пользуются большим успехом на мировом рынке. Далеко за пределами России известен завод шампанских вин в Абрау-Дюрсо.
   Основные предприятия края по переработке винограда находятся в Анапском, Темрюкском, Ейском, Геленджикском, Крымском, Новокубанском, Гулькевичском и других районах. В настоящее время на долю края приходится более 50%  производимого в стране винограда. Урожайность в среднем составляет от 40 до 50 ц/га.
   Садоводство.    Основные районы садоводства расположены в западной и южной части Азово-Кубанской низменности и на Черноморском побережье.  Сады на Кубани  занимают около 90 тыс. га. Валовый сбор урожая -  более 250 тыс. тонн при средней урожайности 40ц/га.  В наших садах выращивают южные теплолюбивые культуры: яблони, груши, сливы, вишню, черешню, айву, персик, алычу, абрикос, - а на Черноморском побережье - и субтропические культуры. Наиболее крупные садоводческие хозяйства края: "Сад-Гигант" в Славянском районе, "Новомихайловское" в Туапсинском районе,  "Предгорья Кавказа" в Северском районе.  В Краснодаре работает Северо-Кавказский НИИ садоводства и виноградарства, где ученые выводят новые  высокоурожайные сорта плодов и ягод, а также занимаются проблемами внедрения интенсивных технологий производства плодов и ягод. На полях НИИ собирают высокий урожай различных плодово-ягодных культур.
   Субтропические культуры. Субтропики края по своему географическому положению являются самыми северными. Они занимают полосу, протянувшуюся более чем на 150 км от окрестностей Туапсе (на севере) до реки Псоу (на юге) между Главным Кавказским хребтом и Черным морем.
   Широкую полосу тропиков и субтропиков между 10° северной широты и 10°южной широты принято называть  "чайным поясом". Однако промышленные плантации чая можно встретить гораздо севернее. Краснодарский край является самым северным "форпостом" мирового возделывания чая.
   В 1895 - 96 г.г в Россию из Китая были завезены семена чая. Родиной русского чая является село Солохаул, расположенное на берегу реки Шахе на высоте 400 м над уровнем моря. В 1901 г. крестьянин И.А. Кошман посадил 800 кустов чая, а в 1905 г. был получен первый русский чай. Чайный куст - вечнозеленое растение. В тропиках он достигает в высоту до 10 - 15 м, у нас не более 3 - 4 м.
   В последнее время площади под чайные плантации в крае уменьшились, резко упала урожайность. В связи с этим на уровне Министерства сельского хозяйства РФ принято решение о возрождении чаеводства (сентябрь 2002г.) 
   Продукция чаеводческих хозяйств перерабатывается на предприятиях, входящих в состав АО  "Краснодарский чай". Основными районами выращивания чая являются Хостинский, Мацестинский , Догомысский, Адлерский.   

   3.2 Животноводство.
   Развитию животноводства на Кубани способствуют следующие факторы: благоприятный климат, естественная кормовая база на степных равнинах и в предгорьях, интенсивное развитие сельского хозяйства с развитым растениеводством, потребность 5-миллионного населения края в продукции животноводства. На долю животноводства в крае приходится около 33% валового объема сельхозпродукции. Рынок Кубани насыщается продуктами местных производителей.
   Основа животноводства - корма, получаемые с естественных кормовых угодий. Северо-восточная часть предгорной зоны, представленная луговой растительностью, используется для выпаса и сбора трав для заготовки сена. Высокогорные пастбища занимают сравнительно небольшую площадь. В настоящее время выпас скота там резко ограничен, так как интенсивное использование их в 70 - 80-х годах прошлого столетия привело к значительным эрозионным процессам, отрицательно сказавшимся на кормовых ресурсах. Основная масса кормов выращивается на пахотных землях. Кормовая база пополняется за счет отходов рыбной, молочной и мясной промышленности, а также минерализованных добавок и др.
   Из отраслей животноводства в нашем крае представлены: скотоводство, птицеводство, овцеводство. Некоторые сельскохозяйственные предприятия занимаются коневодством, пчеловодством, пушным звероводством, рыболовством, кролиководством и даже страусоводством. Доля края в общероссийском объеме мясной продукции невелика. 
   Скотоводство. В стоимостном выражении продукции животноводства ведущее место принадлежит разведению крупнорогатого скота, преимущественно молочно-мясного направления. Широкое распространение получили следующие породы коров: красная степная, швицкая, черно - пестрая. Край является поставщиком племенного скота в страны СНГ.
   Молочное скотоводство - важнейшая отрасль животноводства. До 1990г. в колхозах края на его долю приходилось более 39% всех производственных затрат. Здесь был занят 41% работников отрасли. Наиболее высокие показатели плотности поголовья молочного скота характерны для центральных районов края. В 2001 году надой молока на одну корову составил более 4000кг.
   Благоприятные условия районов южно - предгорной зоны способствуют развитию скотоводства мясного направления.
   Свиноводство. Распространено в районах развитого зернового хозяйства :80% поголовья свиней сосредоточено в центре и на севере края. Наиболее высокий показатель численности поголовья свиней в хозяйствах отмечен в 1980г. - 3078 тыс. голов. В 2002 году он составил 1677 тыс. голов. Основная порода свиней - крупная белая. Её удельный вес составляет 95% в общем поголовье свиней. Самый крупный свинооткормочный комплекс в крае находится в Тимашевском районе. На его долю приходится 10% краевого производства свинины.
     Птицеводство.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.