На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическое досье Монголии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Волгоградский Государственный  Технический Университет 

     К 
 
 
 
 
 
 

     ЭКОНОМИЧЕСКОЕ   ДОСЬЕ   МОНГОЛИИ 
 
 
 
 
 
 
 

     Двоечницы группы АТ-314
     Сияфетдиновой Румии Джафаро 
 
 
 
 
 
 
 

     Волгоград, 2010 
СОДЕРЖАНИЕ
 

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………... 
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
 

     Экономическая деятельность Монголии традиционно  основывалась на сельском хозяйстве  и животноводстве. В Монголии также  имеются обширные месторождения минерального сырья - добыча меди, каменного угля, молибдена, олова, вольфрама и золота составляет значительную часть промышленного производства. Советская помощь, ранее составлявшая до трети ВВП, прекратилась после распада СССР. В монгольской экономике наступил длительный спад, усугубляемый нежеланием Монгольской народно-революционной партии (МНРП) проводить кардинальные экономические реформы. Правительство Демократической коалиции встало на путь рыночной экономики, ослабило контроль над ценами, осуществило либерализации внутренней и внешней торговли и предприняло попытки перестройки банковской системы в энергетического сектора. Были предпринято крупные программы приватизации, реализованы меры стимулирования иностранных инвестиций (международные тендеры на продажу компании по торговле нефтепродуктами, крупнейшей компании по производству кашемира и банков). Ход реформ был замедлен в результате сопротивления бывшей коммунистической МНРП и политически нестабильности, порожденной частой сменой правительств Демократической коалиции (сменилось четыре правительства). За кризисом в 1996 г., вызванным рядом природных бедствий и снижением мировых цен на медь и кашемир, в 1997-99 гг. последовал экономический рост. В августе и сентябре 1999 г. экономика Монголии пострадала от временного запрета России на экспорт нефти и нефтепродуктов. В 1997 г. Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). На последней встрече Консультативной группы в Улан-Баторе в июне 1999 г. зарубежные доноры приняли решение выделять Монголии $300 млн в год. Правительство МНРП, пришедшее к власти в июле 2000 г., стремится к улучшению инвестиционного климата, оно также должно заняться проблемой обременительного внешнего долга.
           Тем временем эксперты Renaissance Capital назвали экономику Монголии самой быстрорастущей в мире. Благодаря огромным запасам минерального сырья, разработка которых только начинается, и развитию банковской системы. ВВП Монголии в долларовом выражении удвоится к 2014 году, полагают аналитики . Они отметили, что Монголия готовится к тому, чтобы стать новым азиатским тигром, а не очередным источником сырья в Центральной Азии" об этом пишет Информационное агентство СА NEWS. (22.12.2009)
     Экономическая система Монголии накануне начала рыночных реформ. Выбор «шоковой» модели реформирования. Основные направления экономических преобразований. Либерализация хозяйственной деятельности, освобождение цен. Институциональные преобразования; приватизация государственной и кооперативной собственности. Финансовая стабилизация. Роль государства в экономике современной Монголии. Первые результаты реформ, их воздействие на экономику и социальную сферу. Перспективы углубления рыночных реформ. 

     2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 

     В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Табан-Толгой обнаружен каменный уголь, геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт.
     Нефть в Монголии была обнаружена в 1951, после  чего в Сайн-Шанда – городе к юго-востоку от Улан-Батора, недалеко от границы с Китаем, был построен нефтеперерабатывающий завод (в 1970-е годы добыча нефти прекратилась). Возле озера Хубсугул обнаружены гигантские залежи фосфоритов и даже началась их добыча, однако вскоре, из-за соображения экологии все работы были сведены к минимуму. Еще до начала реформ в Монголии с помощью СССР небезуспешно велись поиски цеолитов – минералов алюмосиликатной группы, которые находят применение в животноводстве и земледелии в качестве адсорбентов и биостимуляторов.
     На  основании принятого в 1990 году закона об иностранных инвестициях граждане других государств получили возможность  владеть акциями различного типа предприятий — от фирм со 100-процентным иностранным капиталом до совместных компаний. Были приняты новые законы, касающиеся налогообложения и банковских операций, кредита и долговых обязательств. В мае 1991 года вступил в действие закон о приватизации, по которому государственная собственность могла переходить в руки «законопослушных» граждан (то есть тех, кто ранее не совершал серьёзных преступлений), постоянно проживающих в стране. Каждому гражданину был выдан особый инвестиционный купон, который можно было купить, продать или вручить любому другому лицу. Держатели подобных купонов становились активными участниками специальных аукционов, с помощью которых приватизировалась государственная собственность. Позднее были ликвидированы «госхозы» и кооперативные животноводческие объединения, началась передача в частную собственность земли и скота.
     В феврале 2003 года независимая оценка, проведенная крупной американской кампанией, подтвердила открытие в  Монголии одного из крупнейших в мире золотосодержащего медно-порфирового  месторождения Oyu Tolgoi (Бирюзовая Гора).
     Этот  проект имеет очень выгодное экономико-географическое положение – до границы с Китаем всего 80 км. Это создает не только превосходную возможность поставлять золото- и медьсодержащую руду мировому импортеру цветных металлов. Кроме всего прочего это позволяет рассчитывать на довольно низкие издержки строительства и разработки рудника.  

     3. ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТРАНЫ  В МИРОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ  ПРОЦЕССЫ 

     Организацией, регулирующей экономическую деятельность социалистических стран, стал созданный в 1949 Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) Это был первым послевоенным интеграционным блоком. Первоначально он создавался как организация социалистических стран только Восточной Европы, но позже в 1962 году в него вошла Монголия. Если сравнивать СЭВ с другими интеграционными блоками по доле мирового экспорта, то он находился в 1980-е на втором месте, далеко отставая от ЕЭС, но опережая следующий за ним ЕАСТ, не говоря уже о блоках развивающихся стран. Однако за этими внешне привлекательными данными скрывались серьезные пороки «социалистической» интеграции.
     Национальные  хозяйства должны были выступать  в СЭВ как составные части  единого мирового социалистического  хозяйства. Но рыночный механизм интеграции оказался заблокирован. Основы государственно-монополистической  системы хозяйства социалистических стран, не допускали возможности развития самостоятельных связей предприятий по горизонтали даже в рамках одной страны и это препятствовало свободному движению финансовых ресурсов, рабочей силы, товаров и услуг. Поэтому уже в 1960–1970-е позитивный потенциал развития СЭВ оказался исчерпан. В дальнейшем товарооборот стран Восточной Европы с СССР и друг с другом начал постепенно снижаться, а с Западом, наоборот, расти.
     Распад  СЭВ в 1991 показал, что тезис советской  пропаганды об интегрированности национальных социалистических экономик в единую целостность не выдержал испытания временем. Помимо чисто политических факторов, главной причиной распада СЭВ стали то, что времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Социалистические страны Восточной Европы свое участие в СЭВ использовали для стимулирования своего экономического развития в основном за счет материальной помощи СССР – в частности, через поставки дешевого (в сравнении с мировыми ценами) сырья. Когда же правительство СССР попыталось ввести в СЭВ оплату товаров не по условным, а по реальным мировым ценам, то в условиях ослабевшего политического диктата бывшие советские сателлиты предпочли отказаться от участия в СЭВ. Они создали в 1992 собственный экономический союз, Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (CEFTA), и начали переговоры о вступлении в ЕС
       Сегодня Монголия только встала на путь интеграции в своем регионе. Она не входит в какие-либо значимые соглашения в сфере экономических отношений. Однако проводит активную политику на то, чтобы в будущем стать участником основных интеграционных объединений. Наиболее перспективными секторами Монгольской экономики, в которых сотрудничество, торговля и даже кооперация могут эффективно развиваться, являются: 
    средства коммуникации, транспорт и связь,
    добывающая промышленность,
    туризм.
     В регионе создана классическая ситуация неравномерной населенности факторами производства, что означает наличие объективных условий для развития многосторонних связей в форме товарной торговли и обмена факторами производства. Участие Монголии в интеграционных объединениях обусловлено наличием у нее значительных природных ресурсов.
     4. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ВНП, ВВП, ИНФЛЯЦИЯ, ЗАНЯТОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ) ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5-6 ЛЕТ 

     Трудовые  ресурсы Монголии. Трудоспособного населения в 2003 году —1,488 млн человек. Структура занятости: сельское хозяйство/животноводство - 42 %, горно-добывающая - 4 %, производство - 6 %, торговля - 14 %, услуги - 29 %, частный сектор - 5 %, иное -3,7 %.
     На  ноябрь 2009 года в Монголии зарегистрировано около 40 тысяч безработных. Это на 10 тысяч больше, чем в прошлом  году. И рекордная цифра для последних 5-ти лет. Эти данные озвучили сотрудники Управления трудоустройства и социальных услуг Монголии. По данным Управления, на биржу труда работодателями было выставлено более 50-ти тысяч рабочих мест, из них — 57 процентов, вакансии, не требующие специализации, в основном вспомогательного рода.
     По  паритету покупательной способности $5,781 млрд в 2009 году. Прирост ВВП 7,5 %.
     Сельское  хозяйство — 20,6 %.
     Промышленность  — 21,4 %.
     Услуги  — 58 %.
     Инфляция  — 9,5 % (2005).
     ВНП в 2009 г. составил $ 4,4 млрд. (ВНП на душу населения - $ 1 800).
     «Валовой  внутренний продукт Монголии может  вырасти в несколько раз в  достаточно короткие сроки благодаря  повышению доходов от добычи полезных ископаемых» – об этом заявил премьер-министр Монголии Сухбаатар Батболда.
     Для разработки запасов металла и  угля Монголии необходимо привлечь $25 млрд иностранных инвестиций в ближайшие 5 лет, передает "Интерфакс".
     Как прогнозирует Renaissance Capital, Монголия в  этом десятилетии может стать  самой быстроразвивающейся экономикой мира благодаря огромным запасам минерального сырья, разработка которых только начинается, и развитию банковской системы. ВВП Монголии в долларовом выражении удвоится к 2014 году, полагают аналитики RenCap.
     Согласно  более умеренным оценкам Международного валютного фонда, монгольская экономика вырастет за этот период на 80%.
     С учетом неразрабатываемых месторождений  Монголия занимает 2-е место в  мире по запасам меди и урана, 11-е - по запасам угля.
     По  оценкам правительства Монголии, производство угля в ближайшие 5 лет вырастет в 2 раза, золота - в 3 раза, меди - в 4 раза.
     Бюджет  Монголии на 2010-й год принят. Доходы бюджета составят 2 триллиона 426,8 миллиарда  тугриков. Расходы — 2 триллиона 785,4 миллиарда тугриков. Дефицит главного финансового документа страны — более 385-ти миллиардов тугриков. Убытков не удалось избежать, несмотря на сокращение социальных затрат. (27.11.2009)
     В прошлом 2009 году валовой национальный продукт Монголии сократился на 1,6%
     Официальный индекс потребительских товаров  и услуг в конце 2009 увеличился по сравнению с концом 2008 годом - на 4,2%.
     В 2009 году в ходе 255 торговых сессий на фондовой бирже Монголии оборот торговли ценными бумагами составил 23,2 млрд. тугриков. По сравнению с предыдущим 2008 годом объём торговли уменьшился на 62,8% или на 39.2 млрд. тугриков, отмечается в сообщении.
     Национальный  статистический комитет Монголии представил прессе предварительную сводку социально-экономического положения республики в 2008 году. Информирует  ЗабИнфо со ссылкой на монгольское  информагентство Montsame. Об этом говорит «Фергана.ру».Окончательная статистическая сводка будет подготовлена в мае-июне данного года.По предварительным данным, прирост ВВП в Монголии в 2008 году составит 8.9%. Поголовье скота составило 43.3 млн. голов. Уровень инфляции ориентировочно вырос до 28%, чего не наблюдалось в Монголии в течение последних 10 лет. Обязательная сумма валютных резервов Монголии составляет 600 млн. $ США. Дефицит внешней торговли в 2008 году составил один миллиард $ США. Это отрицательное сальдо серьезно повлияло на итоги экономического развития страны в прошлом году. Монгольские статистики считают, что дефицит внешней торговли зависел от 2-х факторов — снижения цен экспортную продукцию на мировом рынке и ослабления притока валюты из-за границы. Исследование Национального статистического комитета Монголии показало, что граждане предпочитают делать не «тугриковые», а валютные сбережения. Так, сбережения в тугриках сократились на 170 млрд. тугриков, а в валюте — выросли почти на 76 млрд. тугриков. 

     5. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ. 

     Сегодня экономика Монголии находится в  процессе перехода к рынку. В результате проводимых в стране рыночных реформ за последние 10 лет были созданы  экономические, политические и правовые основы функционирования рыночных институтов. Была проведена значительная работа в области разработки законодательства, соответствующего мировым стандартам. Большую роль в этом процессе принадлежит государству. Правительство нацелено на дальнейшее углубление экономических и социальных реформ, чтобы обеспечить гладкий переход к рынку. Основной целью Правительства является обеспечение стабильного и высокого темпа роста экономики и повышения благосостояния населения. Основная задача - повышение конкурентоспособности отечественного производства и наиболее полное использование внутренних ресурсов. Причем приоритетное значение придается таким мерам, как восстановление национальной промышленности, диверсификации экономики, расширение производства экспортной продукции, поощрения и привлечения прямых иностранных инвестиций, более эффективного использования иностранной помощи и кредитов, борьба с безработицей и бедностью, укрепление структуры социального страхования и обеспечения, поддержка наименее развитых регионов. Г осударство для управления экономикой использует только монетарную и фискальную политику, разрабатывает законодательство с целью создания свободной конкуренции и поддержки частного бизнеса и следит за его соблюдением. Сегодня до 80% ВВП обеспечивается частным бизнесом.
     Рассмотрим  структуру экономики Монголии. Монголия – аграрно-индустриальная страна. Основу экономики составляет сельское хозяйство  и добывающая промышленность. При  этом структура ВВП в 2004г. следующая: 21,3% общего выпуска приходится на долю сельского хозяйства, 28,2% - на долю промышленности, 50,5 % - сфера услуг.
     В сельском хозяйстве приоритетное внимание уделяется животноводству. В стране традиционно разводят «пять видов  скота» - овец, коз, лошадей, верблюдов, крупный рогатый скот (коровы, яки, сарлаки). В пригородах разводят свиней, птицу, в горах – яков. Мясное и молочное животноводство базируется на естественных пастбищах, занимающих около 80% территории. Таблица 3 наглядно показывает приоритетное значение животноводства по сравнению с земледелием, так как большая часть земли используется под пастбища. Домашний скот помимо мяса, молока, шерсти дает кожевне сырье, пух, конский волос.
     Промышленность  была создана за годы народной власти. Основные отрасли промышленности: горнодобывающая  промышленность (уголь, медь и золото), на которую приходится до 49% промышленного выпуска, легкая промышленность, пищевая промышленность, производство строительных материалов.
     Монголия  обладает большими минеральными запасами, на базе которых с помощью СССР были созданы и продолжают работать совместные предприятия. В 1980-е гг. были пущены мощный медно-молибденовый горнообогатителный комбинат «Эрдэнэт», комбинат по производству плавиково-шпатового концентрата «Хэрэлен». Легкая промышленность базируется на переработке животноводческого сырья – шерсти, шкур, и кож. Развито производство кашемира, а также шерстяное, кожевно-обувное, овчино-шубное, ковровое производство. В городах и аймачных центрах имеется пищевая промышленность. В Улан-Баторе, Дархане, Чойбалсане развивается промышленность строительных материалов. Есть предприятия по производству медикаментов и биопрепаратов. Деревообрабатывающая промышленность выпускает пиломатериалы, мебель, каркасы для юрт, сборные дома.
     Транспорт и связь. Для огромной территории Монголии дороги и транспортные средства развиты недостаточно. С севера на юг страну пересекает Трансмонгольская железная дорога протяженностью 1100 км, важный транзитный путь из России в Китай. Общая протяженность железных дорог – 1815 км. Автодороги (более 50 000 км) связывают города и центры аймаков. Подавляющая часть дорог – улучшенные грунтовые, есть также дороги с твердым покрытием. Разрабатывается проект «Дороги тысячелетия», рассчитанный на 12 лет – строительство автомобильной магистрали через всю Монголию от монголо-китайской границы до границы РФ. По степным равнинам автомобиль может передвигаться и по бездорожью. Важными видами транспорта в Гоби остаются лошади и верблюды. Действуют регулярное авиасообщение с центрами всех аймаков. Близ Улан-Батора расположен международный аэропорт Богдо-Ула. Монгольское правительство обеспечило все аймаки страны связью, они также подключены к сети Интернет. В каждом аймаке теперь можно пользоваться мобильным телефоном. Радиорелейные линии переводятся на цифровую систему.
     Банки. Среди общего числа банков у государства  в полной собственности находится  головной банк страны – Монголбанк, функционирует еще 14 частных банков, среди которых один частный иностранный  банк. Для улучшения финансового  потенциала правительство Монголии сотрудничает с Всемирным банком и МВФ.
     Туризм. В целом нетронутая природа Монголии, мало измененная человеком, привлекает приверженцев экологического туризма. В Монголии существует более 400 туристических  организаций. Старейшая из них –  организация по обслуживанию иностранных туристов «Жуулчин» (1954). Успешно развиваются такие виды туризма, как групповой и индивидуальный, туры для охоты и рыбной ловли, фото-сафари, горный туризм, автомобильные и конные маршруты, туры по интересам и др.
     Монголия  добилась значительных успехов на пути перехода к рынку, достижения макроэкономической стабилизации. Благодаря успешным действиям Правительства в проведении реформ с 1994г. в Монголии начинается экономический рост. Темпы роста за период 1994-1999гг в среднем составили 3-4% в год. Однако в 2000-2001 гг. темпы роста ВВП несколько снизились, в основном в связи с ухудшением погодных условий и падением мировых цен на товары, представляющие важнейшие статьи монгольского экспорта. Тем не менее, в 2002-2003 гг. темпы роста ВВП вновь стали расти.
     С 2002 г. состояние экономики начало значительно улучшаться, стабилизировалась  макроэкономическая ситуация, экономический  рост достиг 3,9% против 1,1% в 2001г. В 2003 г. рост ВВП составил 5,5 %, а в 2004 г. - достиг рекордного значения за все время переходного периода - 10,6%, это произошло во многом благодаря рациональной макроэкономической политике Правительства, направленной на стимулирование социально-экономического развития страны, развитию частного сектора, росту внутренних и иностранных инвестиций, а также благоприятным климатическим условиям и росту цен на основные товары экспорта. В 2004 году объем ВВП составил 5332 млн. долл., по этому показателю Монголия занимает 152 место в мире, ВВП на душу населения составил 1900 долл.
     В 2000-2002гг. сельское хозяйство переживало кризис. Спад за три года составил 37%. Огромный вред хозяйству был нанесен  в результате изменения погодных условий. В результате бескормицы в  начале 2000 г. погибло около 10 млн. животных. Многие животноводы (араты) лишились основного источника существования. Поголовье скота на 2003 г. составляло 23 млн. голов, сокращение по сравнению с предыдущим годом составило 10-12%. Снизился сбор зерновых. В 2003 г. наметились положительные тенденции: поголовье скота увеличилось до 28 млн. голов, или на 21% по сравнению с предыдущим годом, однако урожайность основных культур продолжила снижаться. Общий объем выпуска продукции сельского хозяйства вырос на 5,8% в 2003 и на 18,9% в 2004г. Таким образом, началось оздоровление сельского хозяйства, которое внесло свой положительный вклад в подъем экономики Монголии.
     В целом Правительство проводило  достаточно успешную политику по борьбе с инфляцией – одной из основных проблем переходного периода. С 1998г  удалось снизить инфляцию до уровня ниже 10%, в 2002г. - 1,6% и 4,7% в 2003г. Однако в 2004г. инфляция достигла 11%, наивысшего с 1998г. показателя, что связано с высокими мировыми ценами на нефть, так как это один из основных импортных товаров Монголии. Монголия относится к странам, интенсивно потребляющим энергию в целях обогрева в холодное зимнее время, при достаточно больших расстояниях транспортировки.
     Таким образом, Монголии в последние годы удалось провести в целом успешный процесс демократизации и либерализации  экономики, добиться положительных показателей роста ВВП. Пережив экономический спад после развала СССР, и начала переходного периода Монголии удалось стабилизировать макроэкономическую ситуацию, которая в дальнейшем сменилась подъемом. Среднегодовые темпы роста после 1994г. составляют 4%, а в 2004 г. этот показатель составил 10,6%. Значительный рост ВВП был обусловлен ростом объемов выпуска сельского хозяйства, добывающей промышленности, в результате сочетания благоприятных погодных условий и высоких мировых цен на медь, золото, кашемир, развития частного бизнеса. Увеличение налоговых поступлений позволило снизить дефицит бюджета до его исторического минимума. Правильная и последовательно осуществляемая политика правительства, реформы, и развитие частного сектора будет в дальнейшем также способствовать экономическому росту и повышению уровня жизни населения. 

     6. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ОБОРОТ И СТРУКТУРА  ЭКСПОРТА И ИМПОРТА 

     Вопросами внешней торговли и разработкой  политики в этой сфере в Монголии занимаются Министерство промышленности и торговли, Министерство по таможне и тарифам. Агентство по внешней торговле и инвестициям занимается вопросами развития внешней торговле и привлечения иностранных инвестиций.
     С началом реформ, направленных на переход  к рынку Правительство Монголии проводит политику, направленную на поддержку и развитие внешней торговли. Опираясь на помощь стран-доноров и международных организаций Монголия пытается найти свою нишу на международных рынках. В сравнении с другими странами с переходной экономикой Монголии удалось добиться значительных результатов в либерализации внешней торговли.
     Монголия  находится в процессе переговоров  с Россией и Китаем о подписание соглашения о транспортном транзите, которое позволило бы перевозить товары из Монголии через территорию этих стран в третьи страны. Это соглашение имеет ключевое значения для экономики Монголии, в условиях отсутствия выхода к морю. при положительном решении вопроса о формировании единой энергетической системы, включающей страны Северо-восточной Азии, Монголия сможет получать более дешевую электроэнергию.
     Динамика  внешней торговли. С началом реформ объемы внешней торговли сократились  практически в два раза. С середины 90-х гг. Монголия постепенно расширяла  свое участие в мировой торговле. Экспорт увеличился с 473,3 млн. долл. в 1995г до 853,3 млн. долл. в 2004г. Импорт – со 415,3 млн. долл. до 1011,6 за тот же период. Таким образом, налицо рост показателей товарооборота, но объемы импорта практически на протяжении всего периода превышали объемы экспорта. В 2000-2002 наблюдалось падение темпов роста экспорта и импорта, это связано с падением мировых цен на основные товары монгольского экспорта. В 2001г. показатели прироста экспорта были отрицательными. С 2003г. ситуация начала улучшаться. При этом в 2004г. наблюдались значительные темпы роста внешней торговли: объем внешнеторгового оборота увеличился на 31,6%, экспорт вырос на 38,6%, импорт - на 26,3%. В целом торговый дефицит впервые за последние пять лет снизился (на 14,5%) и составил 158,3 млн. долл.
     Торговля услугами представлена в основном туризмом. В последние годы эта отрасль успешно развивается и с каждым годом приносит все больший доход. В 2004 г. Монголию посетило 305,617 иностранных граждан, из которых 300,537 были туристами, доходы от туризма составили 185,1 млн. долл., что на 42,1 млн. долл. или на 29,4% больше чем в предыдущем году.
     Итак, объемы внешней торговли Монголии за период 1995-2004гг. возросли. Экспорт увеличился с 473,3 млн. долл. до 853,3 млн. долл. Импорт – со 415,3 млн. долл. до 1011,6 млн. долл. При сальдо положение торгового баланса на протяжении всего периода было отрицательным. Около 90% представлено всего тремя основными товарами: медь, золото и кашемир, что свидетельствует о низкой диверсификации экспорта и экономики в целом. Из-за низкого развития внутреннего производства, импортируется широкий круг товаров: от продовольственных до машин и оборудования. Монголии удалось существенно расширить свои внешнеторговые связи, которые охватывают около 80 стран. При этом основными ее партнерами являются Китай, Россия, США, Япония, Корея. Следует отметить, что важнейшим импортером и экспортером является Китай, его доля, как в экспорте, так и в импорте растет и составляет 52% и 31% соответственно в 2004г.
     В 2004г рост мировых цен на нефть  оказал негативное влияние на социально-экономическое развитие страны. В 2004 году импорт нефтепродуктов составил 20,8% всего импорта Монголии, при этом на 89,4% - это импорт из России. Поэтому также сказывается негативное влияние роста налогов на экспорт нефти и минеральных ресурсов в России. В 2004 году цены на бензин достигли пика: цена А-75 увеличилась на 40,9%, цена А-93 на 46,3%, цены дизельного топлива увеличилась на 63,8% по сравнению с предыдущим годом. Рост цен на ресурсы спровоцировал увеличение цен потребительских товаров. Инфляция в 2004г. составила 11%. Стоимость импорта возросла на 26,3%. При этом импорт минеральных продуктов увеличился на 38,9%, импорт бензина на 42,1%.
     Следует отметить следующие достижения и  благоприятные факторы в сфере  международной торговли для Монголии:     
    Значительный рост объемов внешней торговли (на 32% в 2004г.), рост цен на основные товары экспорта, улучшение торговых условий, сокращение дефицита торгового баланса
    Рост доходов от туризма
    Значительные успехи в либерализации внешней торговли, достижении открытости экономики и диверсификация внешних связей, Монголия имеет торговые связи с более чем 80 странами. Основными партнерами остаются Китай и Россия, также развиваются связи с США, ЕС, Японией, Кореей и другими
    Забота правительства о развитии внешней торговли и экспорта
    Современная правовая база в сфере международной торговли
    Членство в ВТО, соглашения о свободной торговле, участие в системе тарифных преференций
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.