На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Маркетинговое исследование потребительских предпочтений в сфере туризма с целью открытия филиала турфирмы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 
«Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет

  «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)»
(СПбГЭТУ)
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра инновационного менеджмента
КУРСОВАЯ  РАБОТА  (ПРОЕКТ)
 
По  дисциплине:  маркетинг 

На тему: Маркетинговое исследование потребительских предпочтений в сфере туризма с целью открытия филиала турфирмы «...» 
 
 
 

Выполнили        Оценка___________________
студентки гр.7603                 Проверила
Белянина  Е.М. ,
Тараскова М.С.                                                               Виноградова Н.Ю.                                                            
                                                                             Дата____________________ 

                                                                                          Нормо-контроль____________
                     Дата______________________ 
                 

Санкт-Петербург
2010 г.

Содержание

Введение............................................................................................................3

Глава 1. Сущность маркетинговых  исследований...................................5 
      1.1. Понятия, цели и задачи маркетинговых исследований..............6 
      1.2. Процедура маркетингового исследования.....................................8 
      1.3. Выбор метода сбора информации...................................................10

    1.4. Разработка выборочного плана.......................................................15

    1.5.Анализ данных.....................................................................................18

Глава 2. Составление и разработка плана маркетинговых исследований....................................................................................................20 
      2.1. Разработка концепции исследования.............................................20 
      2.1.1 Определение целей исследования и постановка проблемы.....20 
      2.1.2 Формирование рабочей гипотезы и определение состава

    собираемой  информации..........................................................................25 
    2.2. Разработка плана исследования......................................................26 
    2.2.1. Определение состава наблюдаемых переменных......................26 
    2.2.2 Выбор источников получения информации................................27 
    2.2.3. Выбор метода сбора информации.................................................29 
    2.2.4. Выбор методов записи и хранения информации........................30

Глава 4. Процесс записи, обработки и представления данных...............33 
      4.1. Процесс технической обработки данных........................................33 
      4.2. Анализ данных (информации)..........................................................36 
      4.3. Разработка выводов и рекомендаций..............................................42

Список  источников информации...................................................................44

Приложение  А....................................................................................................45 
                                                           Введение

 
    Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение  и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования — это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его внешней среды по тем се компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке.
    С точки зрения объекта изучения маркетинговые исследования представляют собой комплексное исследование. Так, очень сложно отделить друг от друга такие направления исследований как рынок, потребитель, конкурент. Рынок немыслим без конкурентной борьбы, потребители формируют свое поведение в определенной рыночной среде.
    Все маркетинговые исследования осуществляются в двух разрезах: оценка тех или  иных маркетинговых параметров для  данного момента времени и  получение их прогнозных значений. Как правило, прогнозные оценки используются при разработке как целей и стратегии развития организаций в целом, так и ее маркетинговой деятельности.
    Что дают маркетинговые исследования?
    Они позволяют фирмам увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах  маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений. Очень часто основной целью маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позицию и возможности фирмы на рынке. Обычно маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, среда маркетинга, цена товаров, продвижение товаров. Результатом маркетингового исследования являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинга.
    В данной курсовой работе проводится  маркетинговое исследование потребительских  предпочтений в сфере туризма  с целью открытия филиала турфирмы «МариоРосе» в городе Приморск .  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1.Сущность маркетинговых исследований 

    Маркетинговые исследования – это любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга.
    Как правило, потребность в проведении маркетингового исследования возникает  в
    случаях, когда:
    1) фирма не достигла поставленных  маркетинговых целей;
     2)фирма уступает позиции конкуренту;
    3) фирма собирается диверсифицировать  свою деятельность;
    4) фирма готовит новый бизнес-план;
    5) любые другие случаи, когда менеджеры затрудняются в выборе действий или предполагают значительные инвестиции.
    Что дают маркетинговые исследования?
    Они позволяют фирмам увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений. Очень часто основной целью маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позицию и возможности фирмы на рынке. Обычно маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, среда маркетинга, цена товаров, продвижение товаров. Результатом маркетингового исследования являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинга.[1]
        
 
 
 
 

    1.1. Понятие, цели и задачи маркетинговых исследований
         Маркетинговое исследование – это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию. Маркетинговое исследование можно также определить как систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде. Имеется целый ряд аналогичных и иных определений маркетинговых исследований.
    Основные  цели маркетингового исследования:
    Уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе
    принятия  управленческих решений;
    Следить за процессом реализации маркетинговых задач.
    Глобальные  цели маркетингового исследования –  это информационное обеспечение маркетинга, то есть сбор необходимой информации и аналитическое обеспечение, заключающееся в использовании математических моделей для анализа данных и получения с их помощью прогнозов и возможности принятия оптимальных решений.
    На  макроуровне маркетинговое исследование должно выявить и смоделировать закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса.
    На  микроуровне даются оценки, осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей фирмы (ее потенциала и конкурентоспособности), состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта фирма действует.
    Маркетинговые исследования осуществляются либо собственными маркетинговыми службами фирм, либо на коммерческой основе специализированными маркетинговыми фирмами.
    Задачи  маркетинговых исследований могут  быть самыми разнообразными и диктоваться потребностями разработки стратегии маркетинга, формирование ценовой, товарной, коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектами управления маркетингом на предприятии. Наиболее типичные решаемые задачи маркетинговых исследований:
    Изучение характеристик рынка;
    Замеры потенциальных возможностей рынка;
    Анализ распределения долей рынка между фирмами;
    Анализ сбыта;
    Изучение тенденций деловой активности;
    Изучение товаров конкурентов;
    Краткосрочное прогнозирование;
    Изучение реакции на новый товар и его потенциала;
    Долгосрочное прогнозирование;
    Изучение политики цен.
    Проведение  маркетингового исследования целесообразно  в следующих случаях:
    Недостаточный объем информации для принятия решения;
    Наличие внутренних противоречий относительно стратегии, целей,
    механизмов  их реализации;
    Ухудшение ситуации (потеря рынка, замедление товарооборота и т.д.);
    Изучение причин неожиданного успеха;
    Формирование новых стратегических или тактических замыслов.
    Маркетинговые исследования осуществляются либо собственными маркетинговыми службами фирм, либо на коммерческой основе специализированными маркетинговыми фирмами. [1] 
 
 
 
 

    1.2. Процедура маркетингового исследования
    Процедуру маркетингового исследования можно разделить на следующие блоки:
    1.       Разработка концепции исследования.
    1.1.    Определение целей исследования и постановка проблемы.
    1.2.    Формирование рабочей гипотезы и определение состава собираемой информации.
    2.       Разработка плана исследования.
    2.1.     Определение потребности в информации и состава наблюдаемых переменных.
    2.2.     Выбор методов исследования и рабочего инструментария.
    2.3.      Формирование выборки.
      3.      Процесс получения данных.
    3.1.       Техническая организация сбора данных(информации).
    3.2.       Сбор данных.
      4.      Процесс записи, обработки и представления данных.
    4.1.      Процесс технической обработки данных.
    4.2.     Анализ данных (информации).
    4.3.       Разработка выводов и рекомендаций. 

    Рассмотрим  более подробно процесс организации  проведения маркетинговы исследований. Любое исследование начинается с определения целей. Цели могут быть как стратегическими, так и тактическими, и от их вида зависит глубина предполагаемого исследования. В зависимости от поставленных целей, исследования могут носить описательный характер, могут быть нацелены на выявление причинно-следственных связей (казуальные) или на разработку прогнозов. В результате этого появляется гипотеза.
    Рабочая гипотеза – это вероятностное предположение относительно сущности и путей решения рассматриваемых явлений. Она позволяет установить рамки и основные направления всей разработки. Рабочая гипотеза должна обеспечивать: достоверность научного предположения; предсказуемость; проверяемость; возможность формализации, т.е. возможность выразить главные предположения не только логически, но и с помощью
экономико-математических построений. Программа исследования – это план, которому необходимо следовать для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы, увязывающий временные, материальные и другие ресурсы, выделяемые на проведение исследования. Она устанавливает систему показателей, определяет потребности в информации и предполагаемый набор инструментов для ее получения. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

      1.3. Выбор метода сбора информации

            Осуществление выбора метода  сбора информации в пользу  одного из них зависит от  той информации, которую необходимо  собрать, от характера анкетных  вопросов, от возможного объёма  затрат на проведение сбора информации.
    Этот  этап имеет место, когда вторичной  информации оказывается недостаточно. Получение первичной информации – своего рода высший пилотаж маркетинга. Особенно это относится к условиям в нашей стране, где чрезвычайно  трудно получить доступ к фирменной и отраслевой информации, отсутствует развитая инфраструктура маркетинга, не привита культура маркетинга и не накоплен опыт использования маркетинга подавляющим числом производственных и коммерческих предприятий.
    Можно назвать три метода получения первичной информации: наблюдение, эксперимент и опрос.
    1. Метод наблюдения. Один из наиболее простых и дешевых методов исследования, осуществляемого в реальных условиях. Этот метод используется в случае, когда наблюдатель хочет минимизировать свое влияние на респондента. Под наблюдением понимается такое описательное исследование, при котором действия респондента отслеживаются без прямого контакта с ним. В таком исследовании могут быть задействованы механические или электронные средства типа сканера и датчиков. Снятие информации идет в естественных условиях, и не возникает ее субъективного искажения (это касается потребителя).
    2. Метод эксперимента. Это метод исследования, применяемый для количественной оценки причинно-следственных связей. При проведении эксперимента исследователь изменяет один или несколько переменных параметров и одновременно наблюдает за тем, как это изменение влияет на другой зависимый параметр. Позволяет выявить реальную реакцию потенциальных потребителей или иных групп людей на определенные факторы или их изменения. Существует два вида экспериментов:
    Искусственное моделирование ситуации  лабораторный эксперимент;
    Эксперимент в реальных рыночных условиях в рамках полевого исследования.
    Тематика  лабораторных экспериментов может  бать самой разнообразной. Это и сравнительное тестирование качества товара, и исследования влияния марки и марочных названий на потребительский выбор, ценовые тесты, тестирование рекламы и т.д. Лабораторный эксперимент проводится обычно в специальных лабораториях, которые оснащены необходимым оборудованием. Например, для определения потребительской реакции используется видеоаппаратура. Известны примеры создания специальных устройств, соединенных с компьютерными системами и обеспечивающих отслеживание направления взгляда покупателя при рассматривании объекта (упаковки, магазинной витрины и т.д.).
    Полевые эксперименты проводятся непосредственно  в условиях рынка. К такого рода исследованиям  можно отнести:
    Пробные продажи товара различным целевым группам потребителей с целью выявления степени восприятия качества, цены, упаковки;
    Оценка эффективности рекламы в различных регионах;
    Оценка эффективности представления товара рынку (размещение по торговым площадям, презентации и т.д.).
    Несомненным достоинством этого метода является возможность минимизации ошибок при широкомасштабных действиях на рынке. К недостаткам можно отнести высокую стоимость исследования и обозначение направления своих действий перед конкурентами.
    3. Опрос. Наиболее универсальный, эффективный и распространенный метод исследования. При проведении опроса интервьюер обращается к репондентам для того, чтобы узнать факты, мнения и настроения путем непосредственного или телефонного общения, либо с помощью анкет. 
    3.1. Анкетный опрос. Это не просто перечень вопросов, а весьма тонкий и гибкий инструмент, требующий тщательной проработки. Процедура такого опроса предусматривает следующие этапы:
    Определение цели опроса;
    Согласование цели с заказчиком и решение вопросов финансирования;
    Разработка рабочих гипотез;
    Разработка бланка (типа) анкеты и метода действия;
    Определение численности респондентов и способа их отбора;
    Подбор и подготовка персонала для проведения опроса;
    Проведение опроса;
    Обработка результатов опроса и его анализ;
    Составление отчета и его представление заказчику.
    Обычно  для составления анкеты требуется  достаточно высокая квалификация. Самые  распространенные ошибки, встречающиеся  в анкетах – это формулирование вопросов, на которые трудно ответить. Очень важно правильно устанавливать  последовательность вопросов.
    3.2. Интервью. Обычно интервью проводят на этапе поисковых исследований. Дело в том, что исследователь не всегда в полной мере представляет себе особенности той проблемы, которую исследует. Поэтому, прежде чем переходить к сбору статистических данных о рынке, необходимо очертить круг наиболее значимых вопросов. С этой задачей можно справиться с помощью проведения индивидуального или группового интервью (фокус – группы).
    Индивидуальное  интервью – это опрос экспертов в той или иной области, который в основном имеет неструктурированный характер (в форме открытых вопросов). Если проблема достаточно формализована, то опрос может проходить по закрытым вопросам для экспертной оценки проблем.
    Простые интервью – это опрос респондентов по заранее составленному сценарию. Такие интервью не предусматривают каких-либо аналитических выводов непосредственно в ходе беседы и корректировки плана интервью. Главная задача интервьюера – установление и поддержание коммуникативного контакта с респондентом.
    Глубинные интервью – более сложный метод проведения интервью, который предусматривает более активное участие интервьюера в беседе. Сценарии глубинных интервью должны базироваться на разветвленных маркетинговых моделях, а в качестве интервьюера должен выступать квалифицированный специалист.
    Фокус – группа – это группа, состоящая из 6 – 15 человек с определенными характеристиками, обеспечивающими репрезентативность, осуществляющая качественный анализ предмета обсуждения под руководством специально подготовленного ведущего. Как правило, проведение фокус – группы требует достаточно длительного времени (1 – 3 часа). В ходе направленной дискуссии раскрывается качественное содержание поставленной проблемы. Основные задачи использования фокус – групп:
    Генерирование проверяемых гипотез;
    Генерирование информации для опросных листов;
    Предоставление предварительной информации;
    Получение представления о новых концепциях в сфере выпуска продукции;
    Стимулирование новых идей для новых товарных концепций;
    Интерпретация ранее полученных количественных результатов.
    3.3. Телефонный опрос. Наиболее простое средство скорейшего сбора информации. Он дешев и удобен, в ходе опроса по телефону интервьюер имеет возможность разъяснить непонятные вопросы. К недостаткам следует отнести невозможность соблюдения анонимности, ограниченное число достаточно простых вопросов, требующих однозначных ответов.
    3.4. Почтовый опрос. Простое средство достижения контакта с лицами, которые либо не соглашаются на личную встречу, либо не хотят, чтобы на их ответах невольно сказывалось влияние интервьюера. Анкета, посланная по почте, может содержать большое количество вопросов. К недостаткам можно отнести ненадежность почтовых отправлений, нарушение анонимности и низкий процент получения заполненных анкет. [3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1.4. Разработка выборочного плана

    Следующим этапом следует выбор целевой  аудитории потребителей, которые  могут предоставить интересующую фирму  информацию. Это необходимо для того, чтобы впоследствии определиться с  количеством опрашиваемых.
    Генеральная совокупность – это полный набор  исследуемых единиц (элементов), которые  удовлетворяют определенным спецификациям.
    Под выборкой понимается некое подмножество, принадлежащее более крупной (генеральной) совокупности. То есть это часть совокупности, сформированная из отобранных элементов. Проблематика формирования выборки связана с необходимостью получения требуемой маркетинговой информации наиболее экономичным способом. Соответственно, в зависимости от степени охвата источников информации различают сплошное и выборочное исследование.
    Сплошное  исследование предполагает, что все представители генеральной совокупности войдут в число исследуемых. Выборочное исследование - это то, при котором сведения получают только от части генеральной совокупности. Сплошные исследования применяются достаточно редко, они громоздки и дороги. Примером сплошного опроса может служить перепись населения. Для большинства маркетинговых задач применяется выборочный метод. Во-первых, сбор данных осуществляется гораздо быстрее. Во-вторых, можно получить более полную информацию, т.к. есть возможность углубляться в детали. В-третьих, очень часто изучаемые проблемы касаются только определенных групп участников рынка и опрашивать всех не имеет никакого смысла.
    Репрецентативная  выборка - мини-модель генеральной совокупности, т.е. группа лиц или объектов, которые представляют в исследовании все существующее множество лиц или объектов.
    Целевая выборка - мини-модель целевой группы, т.е. лица или объекты, которые представляют в исследовании группу лиц и объектов, на которые ориентированы маркетинговые мероприятия фирмы.
    Параметр- определенная характеристика или показатель генеральной или изучаемой совокупности; определенный количественный показатель, отличающий одну совокупность от другой.
    Производная совокупность состоит из всех возможных  выборок, которые могут быть выделены из генеральной совокупности по заданному  плану выборочного контроля.
    Разделение  генеральной совокупности по некоторому признаку на группы называется стратификацией.
    При этом выделяют следующие типы выборок:
    Вероятностная(случайная) выборка:
    Простая случайная выборка (любой человек может быть в нее включен);
    Расслоенная случайная выборка (население разделено на взаимоисключающие группы; в каждой группе проводится простая случайная выборка);
    Гнездовая выборка (население разделяется на несколько взаимоисключающих групп по территориальному признаку).
    Неслучайная выборка:
    Доверительная выборка (для сбора информации исследователь выбирает членов общества, от которых легче всего получить информацию);
    Условно случайная выборка (исследователь, полагаясь на свои суждения, выбирает людей, которые , по его мнению, обеспечат наиболее достоверные результаты);
    Стратифицированная выборка (исследователь находит и опрашивает определенное количество людей из каждой группы, при этом задается определяющая характеристики населения квота, с которым он или она должны контактировать);
    Пропорционально стратифицированная выборка ( наблюдение распределены между слоями населения пропорционально относительной доле элементов в каждой страте генеральной совокупности);
    Непропорционально стратифицированная выборка (одновременно учитываются 2ва критерия : объем слоя и его изменчивость).
    Факторы, обеспечивающие достоверность  исследования. Размер выборки.
    Достоверность данных исследования- степень уверенности  в том, что оценка близка к истинному  значению. Она зависит от следующих  характеристик:
    Ошибка исследования абсолютная, относительная;
    Надежность исследования;
    Репрезентативность(качество выборки);
    Размер выборки n=t2 pq/    2 t2 p(1-p)/     2  , где t – специальный коэффициент, который зависит от надежности исследования и может быть определен по специальным статистическим таблицам;p- вероятное число опрашиваемых с ответом «да»; q- вероятное число опрашиваемых с ответом «нет», q=1-p;      - максимально допустимая погрешность, которая задается исследователем, исходя из требуемой точности результатов проектируемой выборки.
    Надежность  означает, что при повторе исследования будет получен тот же результат.
    Качественная  репрезентативность – обеспечение  в выборке присутствие представителей тех групп, которые имеются в  генеральной совокупности, может  быть обеспечена как при случайном, так и при неслучайном методе отбора. [2]
    1.5. Анализ данных
        При накоплении объема информации, достаточного для решения проблемы, поставленной перед маркетинговыми исследованиями, проводится анализ данных.
        Анализ  данных включает этапы преобразования данных (обработка, осмысление, проверка на предмет ошибок, кодирование, представление в матричной форме) и статистического анализа. Одной из процедур анализа данных является табуляция.
        Табуляция. При анализе недостаточно только получить ответы на вопрос. Очень часто исследователю необходимо определить зависимость одной переменной от другой. Проще всего это можно сделать  с помощью процесса, который получил название табуляция.
        Табуляцией  называется подсчет количества случаев, относящихся к различным категориям. При простой табуляции исследуется  одна переменная, при кросс-табуляции – две или более одновременно.
        Простая табуляция. С ее помощью выполняется целый ряд действий:
    Обобщение результатов исследования. Результаты представляются в удобной и компактной форме.
    Выявление ошибок. Они могут возникнуть при редактировании, кодировании, вводе данных в компьютер.
    Определение выбросов (посторонних значений). Выброс – не обязательно ошибка. Это просто измерение, сильно отличающихся от других. Обычно его убирают из общего анализа и исследуют отдельно.
    Определение эмпирического распределения переменной. Строится гистограмма, частотный полигон или функция распределения.
    Получение суммарной статистики.
        Кросстабуляция (перекрестная табуляция). В данном методе выборка делится на подгруппы и исследуется, как изменяются зависимые переменные по подгруппам. Это дает более полезные результаты для принятия решений, чем простая табуляция.
        Результаты  перекрестно табуляции заключаются  в гипотезах о наличии или  отсутствии  связей между двумя  переменными, чаще всего – причиной и следствием. [2]
      

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Составление и  разработка плана  маркетинговых исследований
    2.1. Разработка концепции исследования
    2.1.1 Определение целей исследования и постановка проблемы
      Туризм – временные выезды (путешествие) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания (Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ).
    Это определение основывается на терминах Международной конференции туризма (МКТ) и Организации объединенных наций (ООН).
    Термин  МКТ: «турист – человек, прибывший в страну, в которой он постоянно не живет и не занимается оплачиваемой деятельностью с целью проведения свободного времени ради лечения, развлечения, отдыха, образования, религии, спорта, по семейным и деловым обстоятельствам».
    ООН определила термин туризма как миграции, которые не связаны с переменой  постоянного места жительства, т.е. туризм – это поездки, которые заканчиваются возвращением к месту начала путешествия.
    К функциям туризма относятся:  
- оздоровительная;  
- познавательная;  
- просветительная;  
- коммуникабельная;  
- удовлетворение потребностей в смене впечатлений;  
- удовлетворение потребностей в смене места пребывания;  
- предоставление экономических благ и услуг в соответствии с требованиями туриста и др.

    Функции туризма порождают некоторые  его виды. К ним следует отнести:  
1. Рекреационный туризм, включающий: зрелищно-развлекательные программы, туристическо-оздоровительные программы, занятия по интересам.  
2. Спортивный туризм, включающий водный, лыжный, горный.  
3. Лечебно-оздоровительный туризм, к которому следует отнести не просто потребность в лечении, но и сочетание ее с некоторыми другими функциями туризма.  
4. Культурно-познавательный туризм, основанный на потребности в расширении знаний по различным направлениям.  
5. Ностальгический туризм, в основе которого лежит потребность в посещении мест, связанных с событиями индивидуальной биографии человека и его семьи.  
6. Приключенческий (экстремальный) туризм, предполагающий удовлетворение потребностей человека в испытании своих возможностей в различных острых ситуациях.  
7. Религиозный туризм (включающий паломничество), основанный на религиозных потребностях людей самых различных конфессий.  
8. Миссионерский туризм, вызванный потребностью человека наиболее полно реализовать свое духовное назначение распространением тех или иных духовных ценностей. По нашему мнению, такая деятельность может быть названа туристической только в том случае, если она не связана с получением определенного вознаграждения.  
9. Событийный туризм предполагает удовлетворение потребности человека в посещении какого-либо конкретного мероприятия.  
10. Коммуникационный туризм, удовлетворяющий потребности человека в межличностных контактах (поиски спутника жизни, партнера по коллекционированию и т.д.).  
11. Экологический туризм – основан на посещении заповедных территорий, участии в природоохранной деятельности.

    В перечне видов не назван деловой  туризм (рекламный, образовательный). Поездки  только с целью установления или  поддержания деловых конкурентов  обычно осуществляются как оплачиваемая деятельность, что противоречит Закону о туризме.
    Можно выделить и такие виды туризма:  
а) активный и пассивный;  
б) внутренний, въездной, выездной;  
в) индивидуальный и групповой;  
г) деловой, детский, зрелый;  
д) кратковременный, постоянный, продолжительный, сезонный;  
е) культурный, международный, молодежный, познавательный, научный, рекреационный;  
ж) неорганизованный, организованный, самодеятельный;  
з) передвижной и стационарный;  
и) по безвалютному и валютному обмену;  
к) с использованием личного или общественного транспорта;  
л) социальный.

    Российский  рынок выездного туризма в 2009 году сократился на 29-30% в денежном эквиваленте, что более значительно, чем по количеству туристов: из-за кризиса более 50% всего спроса сосредоточилось в сегментах среднего и дешёвого туризма. Тем не менее, бренд-фактор при выборе тура стал играть более важную роль, чем конечная стоимость продукта. Основным трендом отечественного туристического рынка в прошедший период стало резкое сокращение расходов на отдых, в итоге многие туроператоры не успевали оперативно реагировать на снижение спроса, что приводило к снижению выручки и рентабельности бизнеса.
    В следующем году, по мнению экспертов, будет наблюдаться постепенное  восстановление платёжеспособного  спроса в стране. Поэтому на массовых направлениях будет происходить  рост количества туристов, а в стоимостном выражении туристический рынок вырастет в пределах 4%. Основной тенденцией отечественного туристического рынка будет консолидация активов, в результате которой крупные туристические фирмы продолжат расти. [6]
    Туристическая компания "МариаРосе" существует с 2002 года и занимается международным въездным и выездным туризмом. Фирма оказывает профессиональные туристские услуги в тесном контакте с зарубежными партнерами, с которыми сотрудничество ведётся много лет. 
Основополагающая идея компании - взять лучшие, самые передовые технологии туризма и передать их клиентам. 
 
Фирма «МариаРосе»:

    - предлагает низкие цены;
    - отличается оперативным оформлением  путёвок в любые страны и  города мира;
    - предлагает оформление виз и  загранпаспортов;
    - отличается работой 24 часа\7 дней в неделю; 
    - гарантирует отличный отдых и быстрый сервис в связи с многолетним партнёрством с известными зарубежными компаниями.
     

    Позиционирование  на рынке: «По Вашему желанию мы забронируем любой отель из нескольких тысяч лучших отелей мира, самый удобный авиа перелет, спланируем для Вас путешествие в несколько стран и городов в одну поездку, арендуем автомобиль или яхту, организуем зарубежный круиз.» [5] 

    Приморск город в России, в Выборгском районе Ленинградской области. Город расположен на берегу Финского залива, в 137 км от Санкт-Петербурга, около 30 км от Выборга.
    Население города на 1 января 2009 года составляло 5262 жителя. [7]
    Среди населения города преобладает молодой  население (молодые семьи). Связано это в основном с тем, что жилплощади в Приморске стоят гораздо дешевле, чем в районном центре – городе Выборге. Именно поэтому возникает тенденция к переезду молодых семей из Выборга в Приморск.
    Приморск  – город маленький со слаборазвитой  инфраструктурой, потому и туристические агентства в городе отсутствуют. Для того, чтобы обеспечить себе достойный отпуск, горожанам приходится ехать в Выборг и заказыать путёвку там. Это крайне неудобно.
    Проведя исследование, мы планируем выяснить, нуждаются ли жители города в таком агентстве и если да, то что они ожидают от него?
    Почему  открытие филиала в Приморске  станет выгодным проектом для нашей  компании с маркетинговой точки  зрения? Самым главным плюсом является полное отсутствие конкурентной среды. Нам не придётся опасаться кокуренции, мы сможем диктовать свои условия, весь потенциальный рынок будет нашим.
        Таким образом, для открытия  нового филиала туристической  фирмы условия вполне благоприятные.  Но необходимо так же учитывать  предпочтения и возможности потребителей того региона и города, где такая организация открывается.
    Предмет исследования – туристические услуги и их продвижение на рынке города Приморск.
    Проблема  данного исследования – открытие филиала туристической фирмы  «МариоРосе» в городе Приморск.
    Цель  проведения исследования – определить предпочтения потребителей в сфере  туризма, выявить нишу фирмы на рынке  города Приморск.
 

2.1.2. Формирование рабочей гипотезы и определение состава собираемой информации

 
    Итак, мы предполагаем провести маркетинговое  исследование с целью определить возможность и выгодность открытия филиала в городе Приморск. С помощью  опроса жителей планируется определить наиболее подходящие перспективы развития филиала и степень актуалльности его открытия в Приморске. Полученная информация поможет нам определить, выгодно ли открытие филиала в данном городе и задать рамки деятельности такого филиала.
    Для успешного проведения исследования определим, какая информация необходима для раскрытия проблемы и достижения цели исследования. Для этого сначала составляются поисковые вопросы (см. табл.1) 

                                                                                           Таблица 1
     Поисковые вопросы и их параметры
Поисковые вопросы Параметры
Каково  отношение потребителей к путешествиям? Приверженность Частота поездок
Каковы  необходимые для клиентов параметры  поездки? Транспорт Потребность в удобстве
Каковы  основные направления поездок? Отдых в России или за границей Страны, в которых побывали
Страны, которые планируется посетить
Как туристы  предпочитают осуществлять поездки? При помощи турфирм  или самостоятельно
Каковы  основные характеристики потребителей Возраст Доход
    Мы  предполагаем провести маркетинговое  исследование с целью определить возможность и выгодность открытия филиала в городе Приморск. С помощью опроса жителей планируется определить наиболее подходящие перспективы развития филиала и степень актуальности его открытия в Приморске. Полученная информация поможет нам определить, выгодно ли открытие филиала в данном городе и задать рамки деятельности такого филиала.
 

    2.2. Разработка плана исследования

2.2.1. Определение состава наблюдаемых переменных 

    После определения вопросов, требующих  решения при помощи исследования, необходимо определить, какими будут основные переменные, определяющие состав анкетных вопросов, шкалы их измерения и характер самих вопросов. Для этого составляется таблица 2. 

                                                                                              Таблица 2
     Состав  переменных
Переменная Тип переменной Шкала измерения
Приверженность  к путешествиям Внешне не проявляется Номинальная шкала, закрытый дихотомический вопрос
Частота поездок Внешне не проявляется Порядковая  шкала, закрытый альтернативный вопрос
Предпочитаемый  вид транспорта Внешне не проявляется Номинальная шкала, закрытый альтернативный вопрос
Потребность в удобстве Внешне не проявляется Номинальная шкала, закрытый альтернативный вопрос
Место отдыха Внешне не проявляется Номинальная шкала, закрытый альтернативный вопрос
Страны, посещённые в прошлом году Внешне не проявляется Номинальная шкала, закрытый альтернативный вопрос
Страны, которые планируется посетить в  ближайшее время Внешне не проявляется Номинальная шкала, закрытый альтернативный вопрос
Использование услуг турфирм Внешне не проявляется Номинальная шкала, закрытый альтернативный вопрос
Возраст Непосредственно наблюдается Номинальная шкала, закрытый альтернативный вопрос
Доход Непосредственно наблюдается Пропорциональная шкала, альтернативный вопрос
 
 
 
 
 
    2.2.2. Выбор источников получения информации
    Следующим этапом следует выбор целевой  аудитории потребителей, которые  могут предоставить интересующую фирму  информацию. Это необходимо для того, чтобы впоследствии определиться с количеством опрашиваемых.
    Под выборкой понимается некое подмножество, принадлежащее более крупной (генеральной) совокупности. Проблематика формирования выборки связана с необходимостью получения требуемой маркетинговой информации наиболее экономичным способом. Соответственно, в зависимости от степени охвата источников информации различают сплошное и выборочное исследование.
    Сплошное  исследование предполагает, что все представители генеральной совокупности войдут в число исследуемых. Выборочное исследование - это то, при котором сведения получают только от части генеральной совокупности. Сплошные исследования применяются достаточно редко, они громоздки и дороги. Примером сплошного опроса может служить перепись населения. Для большинства маркетинговых задач применяется выборочный метод. Во-первых, сбор данных осуществляется гораздо быстрее. Во-вторых, можно получить более полную информацию, т.к. есть возможность углубляться в детали. В-третьих, очень часто изучаемые проблемы касаются только определенных групп участников рынка и опрашивать всех не имеет никакого смысла.
    Для данного исследования генеральной  совокупностью будут являться туристы, осуществившие поездки на какие-либо курорты за 2009-2010 гг.
    Количество  опрашиваемых определяется исходя из размеров генеральной совокупности, а также уровня доверительности t (в данном случае – 95%); уровня вариации р и q (принимается равным 50%); и допустимой ошибки     - (здесь будет использовано значение 10%). Таким образом, расчет объёма выборки будет выглядеть так:     

            1,962 * 50 * 50 = 96 чел.         
                   102
 
                                                                                                    

    Поэтому необходимо опросить 96 человек, но в  учебных целях будет опрошено всего 40. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2.3. Выбор метода сбора  информации
    Данный  этап имеет место, когда вторичной  информации оказывается недостаточно.
    Получение первичной информации – своего рода высший пилотаж маркетинга.
    Можно назвать три метода получения  первичной информации: наблюдение, эксперимент и опрос.
    Осуществление выбора метода сбора информации в  пользу одного из них зависит от той информации, которую необходимо собрать, от характера анкетных вопросов, от возможного объёма затрат на проведение сбора информации. (см. Глава 1 п. 1.3.)
    В связи с этим, для данного исследования наиболее подходящим методом сбора  информации будет опрос - интервью, проводимое в устной форме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2.4. Выбор методов  записи и хранения  информации
    Анкета, при помощи которой проводится опрос – самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. В широком смысле, анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения ошибок до начала ее использования. При разработке анкеты особое внимание нужно обратить на форму вопросов, их последовательность и формулировку. В соответствии с этим, предлагается такой ряд анкетных вопросов, выстроенных в том порядке, в котором они будут заданы:
    1. Любите ли вы путешествие?
    да    нет
    2. Как часто вы путешествуете?
    Ежегодно    Раз в 2 года   Раз в 2—5 лет
    3. На каком транспорте предпочитаете  путешествовать?
    Наземный    Водный    Воздушный
    4. В турпоездке для вас имеет  большое значение
    Отель с полным набором услуг
    Живописная  местность
    И то и другое
    5. Что вам больше нравится?
    отдыхать  у себя на Родине   
    отдыхать  за границей
    5. В какой стране вы побывали  в 2009-2010 году? (отметить галочкой  одну)
    Финляндия Испания
    Германия   Франция
    Швеция   Египет
    Болгария   Таиланд
    Турция   ОАЭ
    Италия   Япония
    6. Какую страну вы планируете  посетить в ближайшее время?(отметить  галочкой одну)
    Финляндия Испания
    Германия   Франция
    Швеция   Египет
    Болгария   Таиланд
    Турция   ОАЭ
    Италия   Япония
    7. Вы пользуетесь услугами турфирм  или предпочли бы отдыхать «дикарём»
    предпочитаю услуги турфирм
    предпочитаю отдыхать «дикарём»
    9. Ваш возраст
    18-25
    26-40
    41-60
    61 и более
    10.  Совокупный ежемесячный доход Вашей семьи (в рублях):
         До 20 000
         От 20 000 до 39 999
         От 40000 и выше 

    Полный  вид анкеты приведен в Приложении А.
    Вопросы должны «пересекаться» с теми гипотезами, которые требуют проверки в ходе исследования. Для проверки этого  полезно использовать таблицу визуального  контроля соответствия вопросов проверяемым  гипотезам, где также указывается метод обработки полученной на данный вопрос информации (таблица 3). 
 

                                                                                                       Таблица 3
       Проверка соответствия вопросов  проверяемым гипотезам
Анкетные  вопросы Поисковые вопросы
Каково  отношение потребителей к путешествиям? Каковы необходимые  для клиентов параметры поездки? Каковы основные направления поездок? Как туристы  предпочитают осуществлять поездки? Каковы  основные  характеристики потребителей
1.Любите  ли вы путешествие? Простое табулирование        
2.Как  часто вы путешествуете? Перекрёстное  табулирование 2х10        
3.На  каком транспорте предпочитаете  путешествовать?   Простое табулирование      
4.В  турпоездке для вас имеет большое  значение   Перекрёстное  табулирование 4х9      
5.Что  вам больше нравится?       Перекрёстное  табулирование 5х8  
6.В  каких странах вы побывали  в 2006 году?     Простое табулирование    
7Какие  страны вы планируете посетить  в ближайшее время?     Простое табулирование    
8.Вы  пользуетесь услугами турфирм или предпочли бы отдыхать «дикарём»?       Перекрёстное  табулирование 5х8  
9.Ваш  возраст   Перекрёстное  табулирование 4х9     Простое табулирование
10.Ваш  уровень доходов Перекрёстное  табулирование 2х10       Простое табулирование

Глава 4. Процесс записи, обработки и представления данных 
4.1. Процесс технической обработки данных

    Проверка  анкеты может быть проведена, прежде чем начинать опрос, когда нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок. Если же анкета готова полностью, то после проведения опроса также необходимо проверить правильность её заполнения, точность и достоверность ответов, наличие ответов на все вопросы, наличие всех частей анкеты.
    Для обработки данных анкетирования  сначала создаётся книга кодов (таблица 4), по которой затем кодируется полученная информация (таблица 5). 

                                                                                                           Таблица 4
     Книга кодов
Наименование  переменной Коды значений
  Номер анкеты (V1)  
1 Приверженность  к путешествиям(V2) 1 – да; 2 –  нет
2 Частота поездок(V3) 1 – Ежегодно; 2 – Раз в 2 года; 3 – Раз в  2—5 лет
3 Предпочитаемый  вид транспорта(V4) 1 – Наземный; 2 – Водный; 3–Воздушный
4 Потребность в  удобстве(V5) 1 – Отель  с полным набором услуг 2 –  Живописная местность
3 –  И то и другое
5 Место отдыха(V6) 1 – отдыхать  у себя на родине; 2 –  отдыхать за границей
6 Страны, посещённые в прошлом году(V7) 1 – Финляндия; 2 – Испания; 3 – Германия; 4 – Франция; 5 – Швеция; 6 – Египет; 7 – Болгария; 8 – Таиланд; 9 – Турция; 10 – ОАЭ; 11 – Италия; 12 – Япония
7 Страны, которые  планируется посетить в ближайшее  время(V8)
8
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.