На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Национальная экономика, её цели и виды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение……………………………………………………….…………………3
1. Возникновение  и основные направления экономической теории….….......5
1.1. Экономические учения эпохи до рыночной экономики………………….5
1.2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики….6
1.3. Экономические  учения эпохи регулируемой (социально  ориентированной) рыночной экономики……………………………………....8
1.4. Экономические  учения Древнего мира и средневековья………..……….9
2. Методология  экономики…………………………………………...….….….13
2.1. Микро- и  макроэкономика…………………………………..………..……13
2.2. Методология  экономических исследований…………………….………..23
Заключение…………………………………………………………....…………28
Список  использованной литературы………………………...……....………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Введение 

    Основы  экономической теории представляют собой одну из частей более общей и всеобъемлющей экономической науки, какой является политическая экономия.
    Актуальность  данной темы состоит в том, что  сегодня потребность в экономических  знаниях весьма велика на всех уровнях  – от государства до различных рыночных институтов, от законодательных до исполнительных органов управления, от специалистов до учащихся. В силу обстоятельств все мы становимся немножко экономистами, ибо, как остроумно заметил Бернард Шоу, экономика – это умением пользоваться жизнью наилучшим образом.
    Основы  экономической науки в интерпретации  современных западных авторитетов  определяются как экономика, наука, исследующая проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими, с целью  достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Приблизительно такой же взгляд проводится и в определении экономической науки в целом, т.е. политической экономии. «Экономическая наука - это наука об управлении редкими ресурсами».
    Она изучает формы, которые принимает человеческое поведение при использовании этих ресурсов; она изучает и объясняет, каким образом индивидуум или общество направляет ограниченные средства на удовлетворение своих многочисленных и неограниченных потребностей".
    Главной задачей экономического образования состоит в формировании современного типа экономического мышления и поведения на основе выработки представления о структуре и функциях основных звеньев рыночной экономики, о логики и эффективности главных экономических процессов, принципах принятия оптимальных экономических решений, правовых и этических основах функционирования и взаимодействия субъектов экономики. И чем глубже экономические знания, тем выше рейтинг специалиста любого профиля.
    Цель  работы рассмотреть историю и направления развития экономической теории, а также изучить её методологию.
    Задачи  работы рассмотреть:
- экономические учения эпохи до рыночной экономики;
- экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики;
- экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики;
- экономические учения Древнего мира и средневековья;
- микро- и макроэкономику;
- методологию экономических исследований.
    В процессе написания курсовой работы использовались научные труды таких  авторов как: Блауг А.М. Бартенев С.А. В.Н. Черковец А.Г. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Гальперин В.М., Гребенников П.И.
    Структура данной работы:
    Данная  работа из двух глав, первая глава состоит  из четырёх подпунктов, вторая глава состоит из двух подразделов. А также работа  состоит из введения, заключения и списка использованной литературы.
 

         1. Возникновение и основные направления экономической теории
    1.1 Экономические учения эпохи до рыночной экономики 

    Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели (1, С. 353).
    Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики.
    Данную  эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассоформационной позиции - это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко; в марксистском варианте — как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассоформационному варианту — как период первой теоретической концепции рыночной экономики.
    Зародившийся  в недрах натурального хозяйства  меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли и осмысления развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу.
    В частности на заре своего исторического  восхождения экономическая наука, базировавшаяся на меркантилистских постулатах, пропагандировала целесообразность государственного регулирующего воздействия посредством экономических мотивов и сделок с тем, чтобы «новые» отношения, получавшие впоследствии наименование то «рыночных», то «капиталистических», распространились на все аспекты общественных отношений государства (2, С. 463).
     
    1.2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики
     
    Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XII в. до 30-х гг. XX в., в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал девиз полного «laissez faire» — словосочетание, означающее абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь, или, что одно и то же, принцип экономического либерализма. В данную эпоху экономика благодаря промышленному перевороту совершила переход от стадии мануфактурной к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX в., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства.
    Но  именно обозначенные типы хозяйства, обусловленные, преобладанием идеи саморегулируемости экономики свободной конкуренции, предопределили своеобразие постулатов и исторически сложившуюся последовательность господства в экономической науке данной эпохи вначале классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теории.
    Классическая  политическая экономия занимала «командные высоты» в экономической теории практически около 200 лет — с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки. Ее лидеры, во многом правомерно осудив протекционизм меркантилистов, основательно противостояли антирыночным реформаторским концепциям первой половины XIX в. в трудах своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливости на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического социализма, призывавших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочего зла капиталистического настоящего (2, С. 352).
    Вместе  с тем «классики» совершенно неоправданно упускали из поля зрения значимость поиска взаимосвязи и взаимообусловленности факторов экономической среды с факторами национально-исторического и социального свойства, настаивая на незыблемости принципов «чистой» экономической теории и не принимая всерьез достаточно успешные наработки в данном направлении в трудах авторов так называемой немецкой исторической школы во второй половине XIX в.
    Сменившая в конце XIX в. классическую политическую экономию неоклассическая экономическая теория стала ее преемницей прежде всего благодаря сохранению «верности» идеалам «чистой» экономической науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах. Главным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий экономического анализа базирующихся на математическом «языке» маржинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклассической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела — микроэкономики.
    1.3 Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики 

    Данная  эпоха — эпоха новейшей истории  экономических учений — берет свое начало с 20—30-х гг. XX в., т.е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа laissez faire и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупности факторов общественных отношений экономических теориях.
    В этой связи имеются в виду, во-первых, новое, служившееся к 30-м гг. XIX в. социально-институциональное направление экономической мысли, которое в обозначившихся трех его научных течениях часто просто называют американским институционализмом, во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретические обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления (кейнсианское и неолиберальное) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории — макроэкономике.
    В результате на протяжении последних семи-восьми десятилетий завершающегося XX в. экономическая теория смогла вынести на суд общественности ряд принципиально новых и неординарных сценариев возможных вариантов (моделей) роста национальной экономики государств в условиях переживаемых ими небывалых прежде проблем, вызванных последствиями современной научно-технической революции. Экономическая наука наших дней как никогда близка к выработке наиболее достоверных «рецептов» на пути к стиранию социальных контрастов в цивилизованном обществе и формированию в нем действительно нового образа жизни и мышления.
    К примеру, теперь ученые-экономисты многих стран в обозначении прошлого и будущего состояния общества не прибегают более к противопоставлению друг другу (во всяком случае, явному) бывших антиподов экономической теории — «капитализма» и «социализма» и соответственно «капиталистической» и «социалистической теории». Вместо них всеобщее распространение в экономической литературе получают теоретические изыскания о «рыночной экономике» или «рыночных экономических отношениях».
    В завершение следует отметить, что  посредством предложенной в настоящем  учебнике неклассовой структуры курса истории экономических учений преследуется решение двуединой задачи, а именно — обосновать, что необходимы деидеологизированные принципы периодизации направлений и этапов эволюции экономической мысли как времен предыстории рыночной экономики и рыночной экономической теории, так и сегодняшних реалий в теории и практике регулируемого (социально ориентированного) рынка и что критерием прогресса науки и истины никогда не должны быть ни «всеобщее согласие», ни «согласие большинства». 

    1.4 Экономические учения Древнего мира и средневековья 

    С появлением первых государственных  образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В смысле наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.
    1) Выразители экономической мысли Древнего мира — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств — стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка»;
    2) доказательства идеологов Древнего  мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупныхторгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости (3, С. 352).
    Однако  для более обстоятельной и  полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.
    Главная особенность восточного рабства  заключается, как известно, в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер. Однако чрезмерная государственная опека (регулирование) натурального по сути хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства.
    Остановимся на наиболее популярных источниках — памятниках экономической мысли цивилизаций Древнего Востока.
    Древний Египет. На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение Ипусера», а главная его идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.                                                                           
    Вавилония. Это древневосточное государство  Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи (1792—1750 до н.э.), часто именуемое кодексом законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н.э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть  до смертной казни. Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:
    посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;              
    за  несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане-вавилоняне более не лишаются своих земельных наделов; срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, сына, дочери либо отца семейства) не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;
    предел  денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной — 33% от ее первоначальной суммы.
    Древний Китай. Своеобразие древнекитайской  экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун  Фуцзы (551-479 до н.э.) и его сборником «Лунь юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV—III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Методология экономики 

    Экономическая наука призвана определять, как максимально  эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. И в этом узком смысле она не может быть национальной, также как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой. Но у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, но с членом общества, подверженного воздействию традиций, национального менталитета и политических институтов. Инструментарий экономиста имеет, поэтому национальную специфику.
    Наука формируется примерно также, как  растет дерево или строится здание. Великие экономисты прошлого заложили фундамент, создали теорию, называемую микроэкономикой. В качестве исходного  пункта для анализа здесь берется  хозяйство предпринимателя и фермера. Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями (конкуренция), предпринимателями и наемными работниками, продавцами и покупателями. Она формулирует законы: спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, предельной производительности труда или капитала. Микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, является как бы справочником, руководством для бизнеса (1, С. 19-20).
    Экономическую теорию, созданную в 18 - 19 веках, называют классической, она отвечала потребностям развития индустриального общества, основанного на частной собственности и свободе экономического выбора. Творчество гениального Адама Смита для экономики сопоставимо с изобретением колеса.
    Постепенно  национальные хозяйства превращаются в сложные системы взаимозависимых отраслей, формирующих мировое хозяйство. Правилом становится периодически повторяющиеся экономические кризисы, хроническими - безработица и инфляция (2, С. 9-11).
    В деловую практику включаются проблемы, не разрешаемые при помощи традиционных средств. Экономисты начинают интересоваться вопросами общего равновесия, совокупного спроса, денежного обращения.
    20 век явился в истории экономической  мысли этапом макроэкономики. Большая система - это не только множество малых подсистем - фирм и отраслей, но уже и новое качество. Ее действиями управляют иные механизмы. Макросистема не может быть описана категориями микросистемы (ценой, прибылью, конкуренцией и др.). Здесь необходимы новые макропоказатели, новые методики и инструменты.
    Макроэкономический  анализ становится основой государственной  политики, разработки программ, избирательных (“точечных”) методов воздействия. Но макроэкономические знания отнюдь не являются далекими от предпринимательства. Ведь такие формулы, как обратная зависимость между инфляцией и безработицей в масштабе общества, или между банковским процентом и темпами роста валового продукта, между ростом инфляции и понижением обменного курса отечественной валюты необходимо знать, хотя бы для того, чтобы предвидеть изменения конъюнктуры и вероятные контрдействия правительства, направление государственного регулирования экономики.
    “Больше всего законов было создано в  смутные времена республики...”  Из Тацита.
    В экономике — как в науке, так  и в учебном курсе — обязательно присутствует методология. Методология — это наука о методах, учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
    В экономике используются самые различные  методы, формы и способы научного познания.
    Если  мы хотим получить истинные знания, то должны применять диалектический метод, основы которого заложены древними греками и блестяще развиты Гегелем в научную систему. Диалектика — это наука об общих законах развития, как внешнего мира, так и экономического мышления. Согласно диалектике процессы и явления в экономической жизни постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении.
    Дня проникновения в сущность экономических  процессов и явлений используется метод научной абстракции (от лат. abstractio — отвлечение, введенного Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить" то, что в них существенно и постоянно повторяется. В результате возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребление, распределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии и изменении (4, С. 537).
    Логические  понятия, отражающие в обобщенном виде реальные условия экономической жизни общества, называются экономическими категориями.
    Такими  категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многие другие.
    В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и  в природе, сквозь кажущийся хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь необходимость, закономерность развития. Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им законами — законами общественных действий людей, или экономическими законами. В книге «Философия права» Гегель, писая о политэкономии как науке, которая делает «честь мысли», потому что она, имея перед собой массу случайностей, отыскивает их закономерности. Всякий закон выражает собой сущность того или иного явления. Закон и сущность — понятия однородные (однопорядковые), выражающие углубление дознания человеком явлений мира.
    Экономические законы есть экономические явления и выражения внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной этим явлениям.
    Не  следует смешивать экономические  законы с природы или естествознания, так как между ними имеется  существенных и принципиальных различий:
       естественные законы — законы природы, экономические законы — законы развития общественной жизни, ственной деятельности людей;
       естественные законы — вечные, экономические нося исторический характер;
      открытие и применение естественных законов происходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны регрессивных сил общества.
    Экономические законы можно классифицировать следующим  образом (в зависимости от их исторической устойчивости):
       специфические экономические законы;
      особенные экономические законы  (законы для эпох);
      общие экономические законы.
    Специфические экономические законы — это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, в период крепостничества и др.
    Особенные экономические законы — это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности).
    Общие экономические законы — законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства, повышение его эффективности. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон разделения общественного труда.
    В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдение; обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции; системный подход; разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; разработка моделей в логических и математических формах.
    Анализ — это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и исследование каждой части. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую, целостную картину. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.
    Важное  место в исследовании экономических  явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает, в  общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не являются обязательными для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления могут игнорироваться. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их игнорировать. Он должен их описать и изучить.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.