На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История развития торгово-экономических отношений РФ со странами Балтии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    История развития торгово-экономических отношений  РФ со странами Балтии.
      Политический уровень договорных отношений накануне установления торгово-экономических связей Балтии и РФ.
    Тяжелое историческое наследие сделало процесс  развода России со странами Балтии еще более сложным, чем с другими постсоветскими государствами, до предела сузило площадку для диалога, обусловило резкую, априори негативную официальную позицию балтийских государств в отношении Москвы.
    Тем не менее, накопленный в течение 90-х годов опыт небезынтересен. Как и в отношениях со странами СНГ, но еще больше со странами Центральной Восточной Европы - бывшими членами Организации Варшавского Договора и СЭВ, Россия в Балтии столкнулась с проблемой отсутствия политики. Ее нужно было формировать почти с нуля, причем в условиях продолжавшихся стремительных изменений в Европе после окончания холодной войны и начавшейся в 1993-94 гг. дискуссии, а затем самого процесса расширения НАТО.
    Динамика  российской политики позволяет условно  разделить предшествующий период на три этапа. Первый - уход из Балтии, когда Россия вывела войска и ликвидировала военные объекты, когда были заключены договоры о межгосударственных отношениях. В частности, с Эстонией Договор об основах межгосударственных отношений был заключен в 1991 году и ратифицирован обеими сторонами, в 1994 году был подписан пакет военных соглашений, определивший порядок вывода российских войск, пенсионное и медицинское обеспечение российских военных пенсионеров, постоянно проживающих на ее территории.
    На  втором этапе (начиная с 1995 г.) были предприняты  попытки сформулировать политическую стратегию. Россия как наиболее мощная держава должна /была/ инициировать сближение со странами Балтии, движение в пользу создания с ними добрососедских отношений по мере успешного решения в этих государствах проблем национальных меньшинств и в случае их не вхождения в военно-политические блоки. Вместе с тем, заинтересованная в процветании Балтийских государств, в их сближении с Европой Москва должна поддержать их скорейшее вхождение в ЕС. (Рекомендации СВОП от 1995 г.)
    В феврале 1996 была принята Долговременная линия России в отношении стран  Балтии МИД РФ. Основой стратегии  стал дифференцированный подход к трем странам, увязывающий развитие экономических  и добрососедских отношений, включая заключение договоров о границе, с выполнением двух условий: обеспечением прав русскоязычных и отказом от вступления в НАТО. Чтобы избежать второго, Россия пошла навстречу балтийским странам.
    Осенью 1997 г. во время встречи с А.Бразаускасом Б.Ельцин положил на стол предложения по Пакту региональной стабильности и безопасности в регионе Балтийского моря (Proposals for a Pact of Regional Stability and Security for the Baltic Sea Region)1. Предложения содержали гарантии безопасности: не использовать силу; признавать суверенитет и существующие границы, мирное урегулирование споров в соответствие с финальным актом ОБСЕ. Военно-политические меры: специальный режим доверия по общим границам и пр. Экономические: создание общего рынка услуг связи и деловой информации, общего энергетического рынка, региональной инфраструктуры транспорта, коммуникаций и экологии, введение режима наибольшего благоприятствования (РНБ) на субрегиональном уровне, в том числе визового.
    Независимые западные эксперты отмечали, что балтийская политика Москвы в 1997 г. претерпела изменения и стала более кооперативной, в том числе в сфере безопасности. Россия отошла от мышления игры с нулевой суммой, стала думать не в парадигме угроз, но взаимодействия и получения выгоды.
    Не случайно после рижских событий в марте 1998 г., когда в России произошел всплеск антибалтийских настроений, в Латвию полетел глава ЛУКОЙЛа В.Алекперов и вел переговоры об инвестициях и добрососедских отношениях, а политик от бизнеса премьер-министр В.Черномырдин жестко отказывался говорить об экономических санкциях в отношении Риги.
    Однако  протянутая рука Москвы не была принята. Что не удивительно, так как:
    во-первых, прошло слишком мало времени, и демоны прошлого еще вовсю бушевали;
    во-вторых, предложения Кремля противоречили основной цели политики балтийских стран, сформулированной как вхождение в западные институты безопасности, и к тому же были выдвинуты в ситуации, когда отношения России с Западом ухудшались;
    в третьих, в то время мышление в  новой парадигме взаимной выгоды в Москве было скорее исключением, чем правилом, риторикой, чем реальной политикой.
    Основной  задачей внешней политики РФ в  отношении стран Балтии является усиление влияния России в регионе  с целью укрепления собственной  безопасности, защиты своих экономических интересов и обеспечения прав национальных меньшинств через сотрудничество с этими государствами. Основной вектор неконфронтационного решения проблем в регионе… верный… Серьезнейшая проблема после агрессии НАТО в Югославии - возможность вхождения Латвии, Литвы и Эстонии в НАТО (Рекомендации СВОП от 1999 г.).
    Реально дифференцированный подход, по мнению российского эксперта А.Мошеса, возобладал после российско-латвийского кризиса 1998 г. Наиболее явно он сказался в отношениях с Литвой, решившей по нулевому варианту вопрос соблюдения прав русскоязычных граждан и проявившей добрую политическую волю по вопросу Калининграда. Поэтому Москва не предприняла политических демаршей в ответ на принятие Литвой в 2000 г. закона, требующего компенсации за урон, нанесенный стране в годы советской власти, или экономически не обоснованное решение в пользу американской компании Williams при приватизации Мажейкяйского НПЗ. В случае, если бы на подобные шаги пошла Латвия или Эстония, российская реакция, предполагает А.Мошес, была бы значительно более острой.
    Дифференцированный  подход в отношении балтийских стран  в конце 90-х гг. приняли также  США и ЕС, что было негативно  воспринято балтийскими странами, продолжавшими  настаивать на самостоятельном, негрупповом пути развития, что отмечало подавляющее большинство аналитиков. Так, по оценкам независимых польских экспертов, Эстония продолжала изолироваться от других балтийских стран, ссылаясь на свою принадлежность к группе скандинавских государств, подчеркивая, что концепция региона из трех прибалтийских стран - искусственная. Страны выказывали в отношении друг друга недружелюбные жесты.
    Объективно, однако, в конкуренции за членство в НАТО и ЕС Латвия, Литва и  Эстония реализовали групповую  политику - принимать или всех, или никого. В ноябре 2000 в Берлине во время парламентской ассамблеи НАТО Эстония и Латвия предложили не принимать проекта резолюции, рекомендующей пригласить Литву в НАТО в 2002 г., если в тексте не будет рекомендации для трех стран. В декабре на сессии Балтийской ассамблеи не согласились на текст документа, подтверждающего, что вступление хотя бы одного из государств в НАТО, выгодно для всех. Для литовцев это было сигналом, что Эстония может протестовать или даже блокировать процесс в таком варианте. В то же время приглашение Эстонии в ЕС вызвало недовольство в Латвии и Литве.
    Роль  США в динамике региона в этот период была очень значима. Для балтийских стран США, по крайней мере, до недавнего  времени, оставались истиной в последней  инстанции западного мира. Это, очевидно, обусловлено и непризнанием США статуса Латвии, Литвы и Эстонии как советских республик, и поддержкой их в 90-е годы, и сильными лобби трех стран в Америке. В январе 1998 г. состоялся совместный визит трех президентов в Вашингтон, где была подписана Хартия балтийского партнерства. В 1997 году Соединенными Штатами была сформулирована Североевропейская инициатива. Чтобы ослабить опасения России, инициатива была выдвинута в Бергене (Норвегия), а проводить ее планировалось через Финляндию и Швецию. СЕИ, помимо балтийских стран, включала также российские регионы - Санкт-Петербург, Новгород, северные порты, Мурманск и Никель, Калининградскую область.
    Целью инициативы провозглашалось создание единого в экономическом и  социальном плане региона с прочными связями через границы, а также вовлечение Северо-западного региона России в более тесные отношений с Западом. Специально оговаривалось, что инициатива не ставит целью расколоть Россию или создать западные плацдармы, не контролируемые правительством, а направлена на привлечение западных инвестиций, укрепление сотрудничества для решения общих с соседями проблем, например, экологических. Тем не менее, в условиях ухудшения отношений России с Западом, обострения противоречий из-за первого раунда расширения НАТО, а с другой стороны, из-за напряженных отношений между Кремлем и регионами в период позднего Ельцина, непропорционального усиления региональных властей, СЕИ однозначно воспринималось в Москве как политика, направленная на раскол России.
    По  мере концентрации усилий на достижении общей цели - переходном периоде  сближения с ЕС и НАТО, антироссийские настроения, равно как и преимущественная опора на Вашингтон, уступают место  более прагматичной политике.
    Финляндией  в 1997 г. была выдвинута инициатива Северного измерения, ставшая стержнем политики ЕС в отношении Балтии и Северо-запада России с 1999 года.
    Третий  этап балтийской политики России, начавшийся с приходом в Кремль В.Путина, характеризуется, прежде всего, изменением внешней политики в сторону большего прагматизма, усилением ее экономической составляющей, а также сознательным выводом уже в 2000 г. из поля публичной дискуссии проблемы расширения НАТО, как бесполезного и бесперспективного внутри- и внешнеполитического раздражителя. Главное же отличие третьего этапа - перелом в отношениях России с Западом после 11 сентября 2001 г. После трагических событий в Москве в октябре 2002 г., когда существенно изменилось отношение США к войне в Чечне, ослабла также роль чеченского фактора, бывшего сильным раздражителем в российско-балтийских отношениях.
    Тем временем, несмотря на неблагоприятный  политический климат, торгово-экономические  отношения России с балтийскими  странами в 90-х гг. развивались весьма активно, почти по принципу. Негативное воздействие на них, как впрочем, на всех внешнеторговых партнеров России, оказал финансовый кризис 1998 г. В 1998 и 1999 гг. товарооборот снизился, причем особо пострадали страны-экспортеры (в Эстонии экспорт пищевых продуктов в 1998 г. уменьшился на 21 %, а в 1999 г. - на 34 %). Так как объемы российского импорта остались в целом на прежнем уровне, состояние общего торгового баланса для партнеров России ухудшилось.2
    В то же время, согласно расчетам экспертной группы Эстонского института прогностики, статистика общей торговли показывает, что хотя объем общей торговли значительно не снизился (а по сравнению с 1995 и 1996 гг. существенно вырос), доля России в товарообмене Эстонии значительно уменьшилась. Произошел спад экспорта Эстонии в Россию. До экономического кризиса Россия входила в большую тройку экспортных рынков Эстонии (наряду с Финляндией и Швецией, а в 1997 г. российский рынок занял даже первое место). По оценкам скандинавских экспертов высокий (10 %) экономический рост в Эстонии в 1997 г. был во многом обусловлен экспортом в РФ. Во второй половине 1998 г. и в 1999 - экономический рост снизился практически до нулевой отметки, промышленное производство сократилось. В 2000 г. рост ВВП составил уже 5 %. При этом 40 % экспорта шло в северные страны, экспорт в Россию сократился с 15 до 10 %.3Процесс установления торгово-экономических связей стран Балтии и РФ невозможно рассматривать вне того политического контекста и экономических предпосылок, которые сложились к моменту распада СССР.
    Прежде  всего, следует обратить внимание на тот исторический факт, что феномен европейской интеграции поначалу не оказывал ярко выраженного воздействия на коммерческие связи между СССР и западноевропейскими странами. После того, как в 1973 г. началось заключение торговых договоров между ЕС и третьими странами, были установлены технические контакты между ЕС и СЭВ. В ходе переговоров обозначилась разница подходов сторон - советские эксперты настаивали на налаживании связей между двумя блоками, западные представители выступали за торговые договоренности ЕС с каждым членом СЭВ в отдельности.
    К середине 70-х годов вся полнота  полномочий в области внешней  торговли перешла от национальных правительств к Европейской Комиссии, а предшествующие правовые акты, регулирующие торговлю отдельных стран с СССР, утратили силу. В этот период, который также совпал с процессом разрядки, СССР и Европейские Сообщества предприняли некоторые попытки нормализации отношений, однако безрезультатно.
    Москва  поддерживала только двусторонние отношения  с государствами-членами ЕС вплоть до середины 1988 года, когда была подписана Совместная декларация о взаимном признании между Советом Экономической Взаимопомощи и Европейскими сообществами.  Первое соглашение между ЕС и СССР (Соглашение о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве) было подписано лишь год спустя, а новое - уже между ЕС и Россией - через три года после распада СССР (и еще три года прошло, прежде чем оно вступило в силу).  Что касается Москвы, то она сформулировала свое отношение к сотрудничеству с Евросоюзом только к 1999-му в Стратегии развития отношений РФ и ЕС на среднесрочную перспективу.
    Давая оценку периоду развития отношений  ЕС сначала с СССР, а затем с  Россией, многие европейские авторы справедливо, на мой взгляд, указывают  на то, в этот период наша страна не выработала единую и скоординированную политику по отношению к ЕС. Она всегда поддерживала отношения по отдельности с Великобританией, Германией, Францией, Италией и другими странами Европы, но у Москвы никогда не было отношений с Европейским союзом, как таковым.4
    В 1988-1989 гг. были подписаны первые соглашения о торговле и сотрудничестве между  Европейскими Сообществами и рядом  восточноевропейских стран (Венгрия, Польша), которые ставили задачу нормализации торговых отношений путем предоставления этим странам режима наибольшего благоприятствования в торговле с ЕС.
    Первоначально Евросоюз, руководствуясь положениями Маастрихтского договора и другими правовыми актами, устанавливал примерно равный торгово-политический режим для всех государств бывшего социалистического блока. Но уже спустя несколько лет проявилась тенденция к четкой дифференциации партнеров на несколько категорий. С центрально- и восточноевропейскими государствами были установлены отношения ассоциации и поэтапно подписаны так называемые Европейские соглашения (Евросоглашения). Первые такие договоры были заключены со странами Вышеградской группы (Польшей, Венгрией, Чехословакией), затем - со странами Южной Европы (Болгарией и Румынией). В эту же категорию попали и государства Балтии, которые по политическим причинам не рассматривались как часть бывшего Советского Союза.
    Таким образом, ЕС весьма скоро четко дифференцировало свои отношения с восточной частью Европы по двум группам. Первую составили  бывшие соцстраны и республики Прибалтики, с которыми ЕС подписал Европейские Соглашения. Вторая - это большинство стран СНГ (в т. ч. Россия), которые связывают с ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. В самом общем виде внешние связи Европейских Сообществ предусматривают своеобразную иерархическую систему: непреференциальные торговые соглашения (например, соглашения о торговле и сотрудничестве), отношения ассоциации, предусматривающие автономные преференции (например, Ломейские соглашения с рядом развивающихся стран Африки и Латинской Америки), соглашения о свободной торговле или таможенном союзе (например, договоры с Израилем или Турцией), наконец, соглашения, ведущие к полной интеграции (Европейские соглашения или Договор о Европейском экономическом пространстве).
    Евросоглашения, устанавливающие отношения ассоциации и предусматривающие возможность вступления в ЕС, занимают самое высокое место в иерархии договорных отношений ЕС с третьими странами. СПС, несмотря на достаточно громкое название, расположены достаточно низко в этой системе, по сути являясь модернизированной формой стандартных непреференциальных соглашений.
    Именно  в этих условиях начался процесс  интеграции стран Балтии в Европейское  Сообщество. Учитывая принципиальную разницу между политическими  и социально-экономическими система СССР и ЕС, не трудно предположить, что развитие торгово-экономических связей стран Балтии испытало на себе воздействие целого ряда разновекторных факторов.  

    1.2. Экономические предпосылки развития  торгово-экономических связей.
    Страны  Балтии, несмотря на значительную национальную специфику, приступили к демократически-рыночным преобразованиям фактически как единый субрегион бывшего СССР. Он существенно отличался от собственно российских регионов наличием развитой транспортно-инженерной инфраструктуры (особенно портовой и автодорожной), более современной структурой (небольшая доля добывающих отраслей и отраслей ВПК при преобладании отраслей, ориентированных на конечного потребителя) и более высоким технико-технологическим уровнем промышленности (в пищевой, деревообрабатывающей, текстильной, химической, радиоэлектронной, частично - в машиностроительной отраслях; даже предприятия ВПК здесь были сосредоточены преимущественно в наукоемком приборостроении в отличие от материалоемкого производства военной техники и других вооружений в России), достаточно эффективным сельским хозяйством и сравнительно развитой сферой услуг.
    Определенное  значение имело использование этих республик как полигона для отработки  экономических методов управления плановой экономикой в СССР (регионального хозрасчета, кооперации, выборности директоров, внутрихозяйственного хозрасчета и других элементов самоуправления на предприятиях), а также социально-психологические особенности основной части титульной и значительной части не титульных наций в них, облегчающие проведение демократически-рыночной трансформации.
    Все это, наряду с массированной политической и финансово-организационной поддержкой стран ЕС и амортизирующей ролью  рынка России и некоторых других стран СНГ, а также формированием странами Балтии общей зоны свободной торговли, предопределило более комплексную и результативную рыночную перестройку национальных экономик этих стран при закреплении и развитии элементов их субрегионального единства.
    Вместе  с тем, разрыв кооперационных связей в сферах промышленности и АПК привел к заметному спаду производства в этих странах. Например, даже в самой благополучной из всех Эстонии уровень промышленного производства сократился за годы реформ на одну треть. Сельскохозяйственное производство, в большей мере ориентированное на восток, пережило еще более глубокий спад.
    За  годы реформы экономика Балтийских государств пережила заметные структурные  сдвиги. При этом ход экономических  реформ в странах Балтии отличался  наименьшими издержками во всем постсоветском пространстве. Так, за период 1991-1995 гг. индексы инфляции в Латвии и Эстонии были наименьшими и не превысили двузначных цифр (80-85 раз), тогда как в России рост потребительских цен составил ненамного менее 5 тыс. раз, а в других странах увеличение инфляции достигло пяти- и шестизначных показателей. Низкие темпы инфляции в государствах Балтии были результатом жесткой денежной и валютно-финансовой политики. Дефициты государственного бюджета рассматриваемых стран поддерживались в границах плюс-минус 1-2% к объему ВВП.
    В Приложении 1 представлена динамика основных показателей социально-экономического развития стран Балтии до вступления в ЕС при сопоставлении с российскими  показателями.
    Главной сюжетной линией внешней политики всех стран Балтии на протяжении 90-х годов ХХ века было как можно более быстрое сближение с Западом, вступление во все основные евроатлантические структуры: в Совет Европы, ОБСЕ - на начальном этапе, в ЕС и НАТО, с одновременным дистанцированием от России. При этом западные страны, как считают эксперты,  всячески поддерживали такую политику: по линии МВФ, МБРР и других международных финансовых организаций давались многомиллионные «стабилизационные» кредиты на закупки энергоносителей, покрытие импорта из России и другие цели.
    Благодаря поддержке Запада и собственному стремлению Балтийских стран в ЕС, к 1997 году эти страны напоминали скорее развитые западноевропейские экономики, нежели то, что представляли собой  большинство бывших советских республик. За довольно небольшой промежуток времени они смогли превратиться из полностью закрытых экономик в наиболее яркий пример быстрой дерегуляции экономики и торговой либерализации.
    Также поражала созданная за столь короткий срок и эффективно функционирующая  юридическая система, включая, отвечающее условиям рыночной экономики, право собственности.
    О широком участии ЕС в экономических  процессах стран Балтии говорит  и динамика развития договорных отношений. Так, 29 июля 1991 г. по итогам встречи министров  иностранных дел стран-членов ЕС принимается решение об установлении с Балтийскими государствами дипломатических отношений и выражается готовность Европейских сообществ оказать содействие экономическим преобразованиям в Эстонии, Латвии и Литве.
    В мае 1992 г. были подписаны договоры о торговле и сотрудничестве ЕС с этими странами, аналогичные подписанным ранее между ЕС и СССР.
    В 1992 г. на Балтийские государства было распространено действие экономической  программы ЕС РНАRЕ, а в июне 1993 г. на саммите в Копенгагене было принято решение о принципиальной возможности приема Эстонии, Латвии и Литвы в члены ЕС наряду с Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией, Болгарией и Румынией5.
    Фактически  страны Балтии во взаимоотношениях с  Европейским союзом за два года прошли путь, на который государствам Центральной и Восточной Европы потребовалось около 6 лет. Уже через год после саммита в Копенгагене между Балтийскими странами и ЕС были подписаны соглашения о свободной торговле (июль 1994 г.), которые вступили в силу с 1 января 1995 г. При этом ЕС, учитывая экономическую ситуацию в данных странах, пошел на предоставление отсрочки в отмене импортных пошлин со стороны Литвы (на 6 лет) и Латвии (4 года).
    12 июня 1995 г. в Люксембурге состоялось  подписание договоров об ассоциации  Балтийских государств и Европейского союза («европейские соглашения»). Договоры содержат обязательства по установлению режима свободной торговли между сторонами, снятию ограничений на передвижение капиталов, услуг и рабочей силы, приведению законодательств Эстонии, Латвии и Литвы в соответствие с принятыми в Европейском союзе стандартами. С момента подписания договоров об ассоциации страны Балтии получили в отношениях с ЕС те же права, какие получила Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния. Это означало, в частности, что представители Эстонии, Латвии и Литвы могли участвовать во всех совместных встречах государств-членов ЕС и ассоциированных стран в рамках «стратегии подготовки к вступлению» последних в Европейский союз, принятой на саммите в Эссене в декабре 1994 г.
    В целом можно говорить о том, что после обретения странами Балтии независимости ЕС превратился в один из ведущих политических и экономических партнеров Балтийских государств. На страны Европейского союза приходится от 35 до 50% всего объема внешней торговли Эстонии, Латвии и Литвы.
    Обращает  на себя внимание тот факт, что «ускорение»  темпов сближения Европейского союза  и стран Балтии - придание им статуса  «ассоциированных партнеров» ЗЕС, заключение договоров о свободной торговле, начало выработки «европейских соглашений» - пришлось на период обострения отношений Балтийских государств с Россией (проблемы вывода войск из Латвии и Эстонии, принятие закона о гражданстве в Латвии).
 


    Особенности российско-балтийских торгово-экономических 
связей в контексте  вступления стран Балтии в Европейский Союз.
      Состояние торгово-экономических отношений со странами ЕС.
    В ходе рыночного реформирования и  реструктуризации экономики в странах  Балтии преимущественное развитие получили конкурентоспособные на ставшем  главным для них рынке - рынке ЕС отрасли. Для всех трех стран это - производство текстильных изделий, продукции деревообработки, мебели, некоторых нефтепродуктов, металлов и металлопродукции и другой трудо-интенсивной продукции. Например, на основе повышения качества продукции и удовлетворения требований клиентов по срокам и объемам доставки отношение долей стран Балтии и России в их совокупных поставках пиломатериалов в Англию в 2000 г. составило 75:25 против 10:90 в 1980 г.
    В то же время, производство более технологически сложной продукции - машин и оборудования, транспортных средств, электронного и оптического оборудования, современной химической продукции и пластиков из стран Балтии оказалось в целом неконкурентно на рынке ЕС. Сальдо обмена этой продукцией отрицательно для стран Балтии, так же, как и агропродовольственными товарами. Так, по данным Министерства экономики Литвы, за 2003-2007 гг. в структуре промышленности страны доля отраслей с технологиями высокого уровня снизилась с 4,4% до 4,1%, средневысокого уровня - с 12,8 до 10%, а с технологиями низкого уровня - напротив, повысилась с 73,0% до 76,1%. За 2005 - 2009 гг. конкурентоспособность Эстонии на рынке ЕС снизилась по компьютерам и офисному оборудованию, электромоторам, генераторам и трансформаторам6.
    Определенные  успехи в развитии и экспорте инфо - и биотехнологий не стали прорывом и основой формирования в экономике этих стран вертикально-интегрированных межотраслевых кластеров типа финского инфокоммуникационного кластера (ядро которого образует концерн Nokia).
    Во  многом по этой причине стран Балтии не было среди 24 стран - лидеров по уровню технологических инноваций в отличие от Финляндии, занимавшей в 2001 г. 7 место среди стран - ведущих технологических инноваторов.
    Накануне  вступления в ЕС происходила явная  переориентация внешней торговли стран Балтии на государства ЕС. Одновременно сокращалось значение России как торгового партнера этих государств. Наибольшей степенью завязанности на рынки ЕС отличалась Эстония (51,1% экспорта и 64,8% импорта в 2006 г.). Для Латвии значение ЕС также велико - соответственно 44,7 и 49,3%. Для Литвы значение рынков ЕС примерно такое же, как и рынков СНГ, - соответственно 33,9 и 40,6%; 44,8 и 36,0%. В то же время среди отдельных стран Россия еще остается главным торговым партнером стран Балтии.
    Наряду  с этим, экономика всех Балтийских государств демонстрировала до вступления в ЕС положительные макроэкономические показатели.
    Так, ВВП Латвии увеличился в 2006 г. до 4,333 млрд. лат в текущих ценах по сравнению с 3,897 млрд. лат в 2003 г., или на 6,6% в постоянных ценах. Оборот внешней торговли составил чуть более 3 млрд. лат по сравнению с 2,7 млрд. лат в предыдущем году при отрицательном сальдо в 800 млн. лат. При этом экспорт в страны ЕС вырос за указанный период с 604 млн. лат до 731 млн. лат. Импорт из стран ЕС и СНГ увеличился соответственно с 940 млн. лат до 1014 млн. лат и с 258 млн. лат до 327 млн. лат. Успешно развивался транзитный сектор латвийской экономики. Объем грузов, перевезенных по железной дороге, вырос в 2007-2008 гг. с 33,2 млн. т до 36,4 млн. т, грузооборот - с 12,2 млрд. до 13,3 млрд. т/км. Порты страны в 2008 г. перевалили почти 52 млн. т грузов по сравнению с 49 млн. т в 2007-м. Рост всех этих показателей продолжился в первом квартале 2008 г.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.