На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Предмет экономики общественного сектора

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО  СЕКТОРА
       Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики  –на производство, обмен и потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую  систему, состоящую из двух важнейших секторов - частного и общественного.
       Как правило, под общественным сектором экономики понимают государственный сектор. Вместе с тем в принципе понятие общественного сектора несколько шире, в него входят также бесприбыльные предприятия общественных организаций, коллективные предприятия, общественные и религиозные организации, представляющие различного рода услуги, связанные главным образом с социальным обеспечением населения.
       Государственный сектор экономики представляет собой  систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых). Во многих странах государственный сектор экономики принято называть общественным. Государство в принципе представляет интересы граждан – членов общества. Поэтому государственный сектор экономики и называют общественным сектором.
       Определяя предмет экономики общественного  сектора. Необходимо выделить несколько  аспектов этой проблемы. Экономика  общественного сектора рассматривает экономическое поведение государства как одного из субъектов рыночной экономики. Анализ этого поведения осуществляется с позиции микроэкономической теории. Можно сказать, что экономика общественного сектора – это микроэкономическая теория государства как субъекта рыночной экономики, рассматривающая в том числе и макроэкономическое взаимодействие государства и рынка.
       Экономическая деятельность государства включает в себя такие важнейшие элементы, как:
    административно-правовое регулирование, например принятие и контроль за действием законов по защите прав собственности;
    установление и контроль за ценами на некоторые товары и услуги – как напрямую, так и чрез механизм налогов и субсидий, в частности контроль над тарифами на продукцию и услуги естественных монополий;
    образования и обороны.
       Все эти виды экономической деятельности государства ведут к двум основным последствиям:
    во-первых, они изменяют наши доходы;
    во-вторых, воздействуют на экономические стимулы.
       Действия  правительства влияют на распределение  ресурсов в экономике. И экономика общественного сектора рассматривает теоретические основы этих действий государства.
       Экономика общественного сектора предполагает разные подходы в анализе экономического поведения государства.
       Во-первых, это описание того, что конкретно делает государство, как аккумулирует и расходует средства, каким образом определяет направления размещения своих ресурсов.
       Во-вторых, экономика общественного сектора  предполагает теоретический анализ различных аспектов экономической деятельности государства, в частности того, какое влияние оказывают те или иные действия правительства на экономику страны и внешнего мира, почему государство предпринимает именно эти меры, а не другие и т.д.
       В-третьих, экономика общественного сектора  на основе экономической теории разрабатывает практические рекомендации для действий государства в экономике, для выработки социально-экономической политики.
       Таким образом, экономика общественного  сектора включает в себя как нормативную, так и позитивную экономическую  теорию поведения государства.
       Сущность  государства в  экономической теории
       Прежде  чем перейти к более подробной  характеристике экономической роли государства, необходимо определить, что такое государство, и выделить самые общие черты демократического государства, являющиеся важными в рамках экономики общественного сектора.
       В философии и политологии государство  в самом общем виде определяется как основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Выделяют несколько важнейших функций государства:
      организационная, управляющая, преследующая общие цели сохранения и жизнедеятельности, достижения общего блага, единства, установления порядка;
      специфическая функция господства и подавления, когда государство выступает не только как средство борьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях между классами;
      функция «юридического государства» - создание правовой системы и управление ею, регулирование работы государственного аппарата.
       В экономической теории акцент делается на особенностях государства как механизма общественной координации, отличающегося от рыночного механизма координации экономической деятельности. Про рыноч экономику
       Важнейшими чертами демократического государства являются:
      принуждение;
      ответственность и подотчётность;
      особая мотивация работающих в государственных органах и вообще работающих на государство.
       Принуждение. Государство – это мощный общественный институт, обладающий монополией на многие виды деятельности, например на разработку и принятие законов, обеспечение национальной безопасности. Принуждение является жизненно важной особенностью государства, обеспечивающей, в частности, общественный выбор и производство общественных благ. Это одно из важнейших отличий государства как субъекта рыночной экономики от других субъектов, действующих на основе добровольного характера рыночных сделок.
       Принуждение с экономической точки зрения – это осуществляемое государством ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способным приносить выгоды тем или иным индивидам.
       Использование принуждения оправдано только тогда, когда отказ от одних возможностей открывает доступ к другим, более  значимым с точки зрения общественного благосостояния. В принципе принуждение противоречит таким общечеловеческим ценностям, как свобода личности и демократический выбор. Общество поэтому стремится минимизировать принуждение, обеспечивая его недоступность для всех, кроме законных представителей государственной власти, и ограничивая лишь те возможности, которые признаются неприемлемыми.
       Подотчётность. Государство обладает монополией на политическую власть, но вместе с тем эта монополия не является абсолютной, она существенно ограничена. Эти ограничения связаны прежде всего с действием конституции и ранее принятых законов. Все ветви государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, все органы этих ветвей власти ограничены в своих действиях. Подотчётность проявляется также в том, что многие государственные органы и представители государственной власти периодически проходят испытание и проверку со стороны членов общества через механизм выборов. Государство ограничено в своих действиях и в тех сферах, где его присутствие несомненно, например в сфере здравоохранения и образования. Кроме того существуют ограничения, налагаемые действиями других государств.
       Подотчетность – ограничения в деятельности демократического государства, его политической власти со стороны членов общества, связанные с действием конституции и ранее принятых законов, действием механизма выборов на всех уровнях государственной власти.
       Особая  мотивация. Это особые мотивы и стимулы тех людей, которые работают на государство, являются его представителями. Предполагается, что государственные служащие и все те, кто так или иначе связан с государственной деятельностью, служат интересам общества, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересам страны и её граждан. Эта мотивация в корне отличается от мотивов деятельности занятых в частных организациях и предприятиях, где главным мотивом деятельности является личный интерес, стремление максимизировать прибыль.
       Особая  мотивация – мотивы и стимулы  тех людей, которые работают на государство, являются его представителями; предполагается, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересам страны и её граждан.
Проблема  особой мотивации является достаточно дискуссионной. Многие придерживаются другой точки зрения, в частности  нобелевский лауреат по экономике  Дж. Бьюкенен считает, что, в сущности, с точки зрения психологии и нравственности человек не меняется, - работает он в государственном или в частном секторе, он остаётся тем же, руководствуется своими личными интересами.
 

Экономическая роль государства
       Главный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов в рыночной экономике – механизм рынка, где центральное место занимают конкуренция и цены. Вместе с тем, во всех странах с рыночной экономикой значительную роль в экономике играет государство. Государство не только перераспределяет  ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Всё это означает, что современная рыночная экономика – это смешанная экономика.
       В широком смысле слова государственный  сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли, запасы полезных ископаемых.
        Схематически, в общем виде экономическую роль государства можно представить с помощью модели экономического кругооборота, которая дополняется третьим экономическим агентом – государством.
        
         
 
 
 

       Рис.1.1 Экономический кругооборот с  участием государства
       Модель  кругооборота показывает, как государство вмешивается в экономику и перераспределяет ресурсы и продукты через систему государственных финансов, т.е. через государственные доходы и расходы.
       Интересно посмотреть, как изменялась экономическая  роль государства в экономической истории и как эти изменения отражались в истории экономической мысли.
       
       Рис.1.2. Государство и экономика в  экономической истории и истории экономической мысли
       Этапы в развитии государственного сектора  в развитых странах (с середины XX до начала XXI в.):
      После Второй мировой войны («максималистское государство», пик развития государственного сектора).
      Середина 1970-х – конец 1990-х годов («минималистское государство», наименьший уровень развития).
      Начало нынешнего столетия («эффективное государство», стабилизация роли государственного сектора, рост производства социальных и общеэкономических услуг).
       Концепция «эффективного государства» включает в себя следующие важнейшие идеи:
      Государство находится в центре экономического развития, но не как непосредственный источник роста, а как партнёр, катализатор и помощник.
      В деятельности государства акцент смещается с количественного аспекта экономической деятельности к качественному аспекту.
       Двуступенчатая  стратегия «эффективного государства» предполагает:
    Соизмерение и приведение функций государства в соответствие с его потенциалом, концентрацию усилий на основной деятельности, обеспечивающей развитие.
      Утверждение основ законности.
      Поддержание сбалансированной экономической обстановки.
      Поддержание макроэкономической стабильности.
      Финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры.
      Поддержка незащищенных групп населения.
      Защита окружающей среды.
    Укрепление потенциала государства путём активизации государственных институтов, создания эффективных институтов
      Эффективные нормы и ограничения.
      Усиление конкуренции в деятельности государства.
      Приближение государства к людям, учёт мнений граждан и взаимодействие граждан и государства.
 

        Масштабы государственного сектора экономики  и тенденции его развития
       В истории рыночной экономики XIX-XX вв. в целом наблюдается усиление экономической роли государства. О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода. В частности, в среднем доля совокупных государственных расходов в валовом внутреннем продукте экономически наиболее развитых стран в XX в. Выросла с 10% в 1913 г. до 49% в 80-90-е гг. XX в., когда в этих странах интенсивно развивался процесс разгосударствления и приватизации. В 2000 г. Государственные расходы в России составляли 28% ВВП.В 2008
       По  сравнению с ростом доли государственных  расходов в ВВП несколько иначе выглядит тенденция развития государственного сектора в сфере производства товаров и услуг. Государственный сектор в этой сфере – одно из направлений вмешательства в экономику. Государственный сектор в сфере производства представлен государственными предприятиями.
       Если  взять группу экономически развитых стран, то в отношении государственных расходов можно выделить несколько тенденций, наблюдаемых в XX в.
      На протяжении большей части столетия наблюдалось увеличение доли расходов в ВВП этих стран.
      Наряду с общим увеличением доли государственных расходов в ВВП имели место циклические колебания этой доли, её увеличение во время экономических спадов и сокращение в периоды экономических подъёмов.
      Существуют значительные различия по уровню государственных расходов среди развитых стран, но эти различия не исчезают.
      Расходы на социальное обеспечение в настоящее время составляют наибольшую долю государственных расходов, а их рост значительно опережает рост всех остальных направлений расходов даже в таких странах, как США и Япония, где государственные социальные расходы традиционно составляют незначительную долю ВВП.
       Некоторые исследователи в качестве важнейших  причин роста государственных расходов указывают на развитие урбанизации и экономический рост. И урбанизация, и экономическое развитие вызывают рост спроса на общественные блага, загрязнение окружающей среды, что сопровождается ростом государственных расходов.
       Экономическая роль государства значительно различается  по группам стран в зависимости от уровня экономического развития. Об этом свидетельствуют данные о доле государственных расходов в ВВП в конце XX в.
      В группе наиболее развитых стран (страны ОЭСР) эта доля наиболее высокая, в среднем она составляла 49% ВВП. В настоящее время эта доля медленно, но растет.
      Более быстрый рост государственных расходов наблюдается в группе развивающихся стран, но сам по себе уровень государственных расходов в этих странах является наиболее низким и составляет 25% ВВП.
      Промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами занимает группа стран с переходной экономикой. Доля государственных расходов в ВВП этих стран составляет около 30%, но эта доля стабильно снижалась на протяжении 1990-х годов.
Про масштаб  гос. Сектора в России в 2008-09
       Рыночный  механизм во всех странах регулируется государством. Это регулирование  происходит на уровне компаний, на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Главные проблемы смешанной экономики как экономической системы состоят в том, чтобы:
      во-первых, найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частным и государственным секторами экономики;
      во-вторых, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.
       Экономическая роль государства в самом общем  виде проявляется в том, что оно  выполняет определённые экономические функции. Необходимо обратить внимание на следующие важнейшие направления экономической деятельности государства:
      во-первых, обеспечение правовой основы хозяйственной деятельности экономических агентов, потребителей и производителей;
      во-вторых, устранение и компенсация недостатков (сбоев, изъянов, провалов) рыночного хозяйственного механизма;
      в-третьих, осуществление государственной экономической политики.
       Обеспечение правовой основы деятельности экономических  агентов предполагает разработку и внедрение в практику различных законов, создающих одинаковые условия для принятия решений как производителями, так и потребителями. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками и работодателями, определяющие правила и нормы поведения продавцов и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической деятельности. Государство предоставляет также многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создаёт различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действия рынка. К этим услугам относятся полицейская защита, судебная система, денежная система, система стандартов для измерения качества, массы и объёмов.
       Осуществляя свою экономическую деятельность, государство  выполняет следующие важнейшие функции:
      стабилизация экономического развития;
      распределение ресурсов;
      распределение доходов;
      повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.
       Изъяны  рынка и необходимость  государственного вмешательства в экономику
       Устранение  и компенсация недостатков рыночного  хозяйственного механизма являются важнейшей функцией государства  в рыночной экономике.
       К основным недостаткам (сбоям) рыночного экономического механизма относятся:
      возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;
      проблема производства общественных благ;
      наличие внешних, или побочных, эффектов;
      проблема ассиметричной информации;
      неполные рынки;
      макроэкономическая нестабильность – колебания экономической активности, появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса;
      неравенство в распределении ресурсов и доходов.
       В микроэкономической теории к сбоям рынка относятся экономические ситуации, когда рациональное поведение людей в условиях рыночной экономики не обеспечивает достижения эффективного использования ресурсов. К сбоям такого рода относятся проблема монополии, проблема общественных благ, внешние эффекты, ассиметричная информация, так называемые неполные рынки.
         
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. Сбои рыночного экономического механизма
       Конкуренция – важнейшее условие существования  рыночной экономики. Государство в целях поддержки конкуренции проводит антимонопольную политику. Во многих странах действует антимонопольное законодательство, существуют государственные органы по его исполнению. В соответствии с этим законодательством государство ограничивает слияния крупных производителей, отслеживает долю рынка, контролируемую крупной фирмой.
       Проблема  общественных благ заключается в  том, что существует потребность  у потребителей  в них, но платёжеспособный спрос и предложение они не формируют. Это так называемая проблема «фрирайдера». Решая эту проблему, государство может принять решение о производстве общественных благ на государственных предприятиях иди привлечь частных производителей через систему государственных закупок. Таким образом, проблема производства общественных благ в рыночной экономике ведёт к возникновению государственного предпринимательства.
       Наличие внешних, или побочных, эффектов, т.е. издержек, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке, также ведёт к рыночному  сбою, который общество нейтрализует с помощью государственного регулирования.
       Неполнота информации, её неравномерное распределение  между покупателями и продавцами ведёт к тому, что покупатели и производители могут принимать неверные решения, неэффективно использовать ресурсы. В этом заключается проблема ассиметричности информации. В таких условиях на рынке возникает диктат производителя. Кроме законов о защите прав потребителей ассиметричная информация корректируется законами о рекламе, об охране труда, о санитарии и гигиене в производстве продуктов питания, о мошенничестве, о страховании банковских депозитов и др.
       Другим  важным несовершенством рыночного  экономического механизма является проблема неполных рынков, т.е. когда рынок не в состоянии обеспечить какое-то частное благо. К неполным рынкам относят некоторые сегменты страхового рынка, рынка капиталов и так называемы дополняющие рынки. Возникает необходимость в государственном вмешательстве в деятельность таких рынков.
       Общие причины существования проблемы неполноты рынков могут быть следующие:
      во-первых, это большие трансакционные издержки, прежде всего связанные с инновациями, с производством новых благ;
      во-вторых, ассиметричная информация также формирует неполноту рынков. Отсутствие информации в случае со страхованием может потребовать высоких цен на услуги страхования, что, в первую очередь, делает эти услуги недоступными для  потребителей, и рынок услуг не формируется.
       Неполнота рынков тесно связана с проблемой  дополняющих рынков, например, рынков взаимодополняющих товаров. Здесь также требуется государственная координация в распределении ресурсов в форме планирования.
       Макроэкономическая  нестабильность характерна для рыночной экономики. Это колебания экономической  активности, проявляющиеся в изменениях уровня безработицы, недогрузке производственных мощностей, инфляции, дефиците государственного бюджета, дефиците внешнеторгового баланса в условиях рыночной экономики.
       В рыночной экономике экономическое  развитие происходит неравномерно, период быстрого экономического роста и инфляции сменяется экономическим спадом с высоким уровнем безработицы. Государство предпринимает усилия по стабилизации экономики, направленные на достижение полной занятости, стабильности цен, поддержание стабильных темпов роста экономики. Это достигается с помощью макроэкономической политики правительства, которая включает в себя бюджетно-финансовую, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политику.
 


       Понятие финансового контроля
       Движение  финансовых потоков, будь то финансы  государственные, либо финансы экономических субъектов, имеет определённые общественные последствия. Наличие последствий предполагает ответственность собственников доходов – государства, корпораций, частных граждан – перед обществом и друг другом. Здесь и возникают экономические причины и правовые основы финансового контроля. Он помогает формировать полную и объективную картину финансовых потоков и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Результаты контроля позволяют более реально оценивать экономическую ситуацию в стране, способствуют обеспечению экономического роста и решению социальных проблем.
       Контроль  – непременная составляющая управленческого  процесса, без которой управление невозможно. Обеспечивая обратную связь  в процессе, контроль даёт информацию о результатах и состоянии управления, позволяет устранять и предупреждать нарушения. Поэтому никакой контроль, в том числе и финансовый, не является самоцелью, не существует сам по себе, не может осуществляться хаотично и произвольно.
       На  практике финансовый контроль – это  проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.
       Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется органами, уполномоченными на то государством или местным самоуправлением.
       Задача  государственного и муниципального контроля – защита законных финансовых интересов общества, государства, каждого гражданина. В этих целях все государственные и муниципальные средства должны подвергаться ревизиям и проверкам в полном объёме с установленной периодичностью в зависимости от важности, направления и объёма расходования средств. Путём ревизии или проверки выясняют законность использования средств и соответствие произведённых расходов их целевому назначению.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.