На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Морально-психологический климат взаимоотношений в лечебно-профилактическом учреждении

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  здравоохранения и социального  развития
Чувашской Республики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад
по дисциплине «Биомедицинская этика»
на тему:
«Морально-психологический  климат взаимоотношений  в лечебно-профилактическом учреждении» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 5 курса повышенного  
уровня среднего профессионального образования  

Квалификация: медицинская сестра   
с углубленной  подготовкой     
Направление углубленной подготовки:   
«Организация  сестринского дела»    
Руководитель:         
 
 
 
 
 
 
 

г. Чебоксары
Введение
     Решение важнейших задач - повышение качества и культуры медицинской помощи населению  страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких  профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов  медицинской деонтологии. Врач, как личность в социальном и психологическом плане, не ограничивается узкой лечебно-профилактической деятельностью, а участвует в решении сложных проблем воспитания и повышения общего культурного уровня населения.
     Пренебрежение этикетом в ЛПУ свойственно сегодня медицинским работникам во всем мире, и такое пренебрежение вредно отражается на взаимоотношениях больных и врачей, результатом чего являются конфликты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Врачебная этика и медицинская  деонтология
     Термин  «этика» происходит от греческого «ethos», что означает - обычай, нрав. Почти такое же значение имеет латинский термин «moralis» - мораль. Поэтому оба термина этика и мораль обычно применяются вместе.
     Этику определяют как науку о морали и нравственности или науку, определяющую нравственные ценности человеческих стремлений и поступков.
     С этим мы связываем нормы нравственности и морали, такие как, добро, любовь, сострадание, уважение, милосердие, противление злу, насилию.
      Понятие деонтологии насчитывает столько  же веков, сколько и медицина. Медицинская деонтология обоснована уже в трудах Гиппократа. Английский правовед И.Бентам в своей получившей известность книге “Деонтология или наука о морали (начало ХIХ века) впервые ввел термин деонтология — наука о должном поведении или о морали поведения индивида для достижения должной для него цели, своего рода свода правил.
      Медицинская деонтология - это наука о должном поведении медработника.
      Врачебная этика и медицинская деонтология  - это выражение высокого долга, общечеловеческой гуманности в специфических условиях профессиональной деятельности.
      Специфика заключается в том, что в медицине допустим лишь этический максимум, нужно быть и хорошим врачом и хорошим человеком одновременно. У медиков, как ни в какой другой специальности, присутствует готовность к самопожертвованию, установление интересов больного выше интересов собственных. Поэтому медицинскую этику и деонтологию можно рассматривать как единую доктрину и дать им определение:
      Медицинская этика и деонтология, как органически связанные понятия, имеют дело с моральными и нравственными нормами и, основанными на них принципами и правилами поведения медицинских работников выполняющих свой гражданский и профессиональный долг.
      Для избегания равнодушия, пассивности, снижения профессионального уровня, вводятся эти понятия в сознание каждого врача. Сегодня это тем более необходимо из-за изменений, происходящих в обществе. Развивается научно - технический прогресс, изменяется законодательная база. Бурное развитие техники и ее столь же стремительное внедрение в медицину наряду с положительными моментами, раздвинувшими возможности направленного воздействия на здоровье человека, особенно диагностику и лечение, создали проблему посредника между врачом и пациентом. Таким посредником оказались сотни технических средств, приборов, лабораторных и других анализов, все более и более растущее число обследований с применением новейших технических средств. Все это делает современную лечебную помощь все более дорогостоящей. Возникают нравственные и этические проблемы, связанные с возможностью получить эту помощь. Но эта же ситуация связана с явлением, которое называют отчуждением. Это явное проявление дегуманизации в медицине. Ее объясняют тем, что все более ослабляется и сокращается из-за растущей «агрессии» посредника непосредственный контакт между врачом и пациентом. Особенно ослабевает психологический контакт, возможность внимательного персонального наблюдения за больным, установления его индивидуальных особенностей. Нарушается один из главных принципов медицины - индивидуальный подход к больному. Больной уходит из поля зрения и от внимания врача, как неповторимое, психосоматическое целое, как индивидуальность. По этим причинам такой большой интерес сегодня обращен к врачам общей практики, семейным врачам.
      Медицинские учреждения получили легальное право на платные услуги. Более того, они - финансовая основа добровольного медицинского страхования. В результате такой ситуации ушли в небытие постулаты о свободе врача от коммерческих отношений с пациентами, об отсутствии почвы для бизнеса в медицине, о свободных, не связанных коммерческими интересами этических, моральных отношениях с пациентами. Сегодня существуют проблемы этики и деонтологии мирового сообщества. В этих условиях роль изучения врачебной этики и медицинской деонтологии как науки о моральном и нравственном поведении медработника неизмеримо возрастает. Становятся важными такие меры, как государственное регулирование платных услуг, тарифов на медицинскую помощь, создание общественных союзов за права пациентов, врачей, роль страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС по контролю за работой врачей и врачебных учреждений. Особое значение приобретают комиссии и комитеты по этике, которые предусмотрены современным законодательством и которые еще очень медленно развиваются. 

     Профилактика  конфликтных ситуаций
     при оказании медицинских  услуг.
     Проведенные исследования жалоб в многопрофильном стационаре-тысячнике позволили выделить следующие факторы риска, влияющие на возникновение конфликтных ситуаций.
     К ним можно отнести:
    Внешний вид медработника - это элемент установления доверительных отношений между врачом и больным. Наличие неопрятного вида, несвежего халата, отсутствие бейджика с указанием должности фамилии и отчества, непричесанные волосы, грязные ногти на руках не способствуют установлению доверия к медицинскому работнику.
    Стиль речи, которым медработник общается с больным. Он может быть ровным, насмешливым, эмоциональным или, наоборот, академическим или полусленгом - любым, который совместим с характерами конкретного больного и медицинского работника. Но каким разговор никогда не должен быть - так это неуважительным по отношению к больному, каким бы антипатичным этот больной ни казался. Бранный стиль разговора, угрозы, запугивания, повышение тембра голоса не способствуют престижу работника в глазах пациента и слушателей этой беседы.
    Наличие вредных привычек. Стойкий запах дыма от сигареты или накануне употребленной ароматической пищи. Разговор на фоне жвачки или сигареты, не удаленной перед беседой с пациентом, не могут повысить авторитет медработника.
    Морально-психологический климат в ЛПУ. Психология и поведение медицинского работника зависят не только от личных качеств конкретного человека, но и от медицинского социума, который представляет собой сложноорганизованное общество. В медицинском социуме люди объединены друг с другом в разнообразные группы, за счет подчинения по вертикали и горизонтали, в большие и малые. Личность каждого человека зависима от психологии и отношений, существующих в малых и больших группах, где отношения складываются различным образом: и положительно, и отрицательно. В процессе достижения взаимопонимания часто возникают трудности, то есть отношения в группах могут быть конфликтными. Нервозность в коллективе, нездоровая обстановка часто могут переходить и отражаться на взаимоотношениях с пациентами и проявляться психологической непереносимостью или предвзятостью к пациенту.
    Клинический этикет нужен не столько больному, сколько самому медработнику. Если маска этикета на лице только для того, чтобы понравиться больному, - это лицемерие, которое больные легко распознают и которое для медработника тягостная обязанность. Соблюдение традиционных внешних правил поведения медицинского персонала, повышает и качество лечебного процесса, т.е. улучшает его результаты, и - главное - способствует реанимации психологического контакта между больным и врачом.
    Средства массовой информации. В последние годы, в связи с развитием рыночных отношений и коммерциализацией медицинских услуг, этот фактор оказывает все большее влияние на пациентов. Через телевидение, радио и газеты, в условиях высокой конкуренции, идет усиленная борьба не за пациента, а за его кошелек. Используется реклама "кто лучше", с привлечением не только медицинских работников, но и популярных артистов. Раздаются обещания о быстром и качественном избавлении от болезней. Часто они не соответствуют действительности. Создается ситуация конфликта интересов, в которой с одной стороны пациент, желающий получить качественное лечение, с другой стороны ЛПУ, вводящие в заблуждение пациента, но желающие получить его деньги. Такая ситуация сложилась из-за отсутствия законодательной базы.
 
Применение  медицинской деонтологии  в практике врача
      Общепризнанным  считается, что ответственность врача в его деле огромна. По мере становления специалиста профессиональные обязанности становятся частью его «Я» и ответственность, которую человек возлагает на себя добровольно, поступая в медицинский институт и получая звание врача, превращается в его право, а право, в свою очередь, в долг, поэтому у врачей так высоко чувство моральной ответственности при выполнении своих обязанностей. Понятие профессиональной ответственности имеет не только моральный, но и юридический смысл. Моральная ответственность конечно выше, но юридическая часто ставится врачами на первое место из-за возможных серьезных последствий для них. Поэтому наряду с этико-деонтологическими вопросами врач обязан изучать и правовые вопросы.
      Тот, кто получает право на врачебную  деятельность, должен работать так, как того требует закон и традиции медицины, а если врач начинает спускаться ниже должного профессионального уровня, прежде всего ему об этом напомнит чувство профессиональной чести, а если он переступает через свою честь, то тогда ему об этом напомнит закон.
      Врач  должен дорожить своей профессиональной репутацией, потому что это имеет  двойную цену. Во-первых, врачу, как каждому человеку, дорого уважение людей. Во-вторых, хорошая репутация создает врачебный авторитет, что не маловажно при формировании доверия пациента к врачу. Но каким бы авторитетным врач не был, пациент оценивает его сам, только одному ему известными критериями. Это и внешний вид врача, и доброжелательность, и участие. Но самое главное - профессиональное достоинство. Оно напрямую связано с профессиональной подготовкой, мастерством и с нравственным самосознанием. Нравственное самосознание движет всем поведением врача. Исполняя свой профессиональный долг, возлагая на себя ответственность, врач переводит требования пациента в мотивы своего поведения.
      По  данным исследований, 61% врачей нарушают нравственные нормы взаимоотношений  с больными и коллегами, 30% не соблюдают  врачебную тайну, постоянно ведут, не считаясь с обстановкой, разговоры  о больных в частных беседах, называя фамилии пациентов. Среди причин нравственного характера, вызывающих неудовлетворенность медицинской помощью, 37% опрошенных жаловались на невнимательность врачей, 6% — на грубость.
Осваивать деонтологию врач обязан всю жизнь. Этот процесс самовоспитания, включает получение знаний, умений, достижение мастерства, освоение общей культуры и культуры своей специальности, творческие искания, а также воспитание уважения к природе, такта и мудрости.
      Для того, чтобы избежать возможных многочисленных ошибок в правилах поведения врача, медицинской сестры независимо от их специальности, целесообразно пользоваться «Кодексом врачебной этики РФ (Одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.), «Этическим Кодексом медицинской сестры России» (принят Российской Ассоциацией медицинских сестер, 1997 г.) 

Врач  и общество
    Предметом особой заботы государства и общества являются обеспечение, сохранение жизни и здоровья граждан. Полноценная охрана здоровья народа и обеспечение условий, позволяющих ему достойно существовать и развиваться, являются критериями нравственной политики государства. В осуществлении этой социальной задачи большая роль принадлежит врачу, его профессиональной деятельности и нравственной позиции.
    Главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) - сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях. Свои обязанности врач выполняет, следуя голосу совести, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, ст. 41 Конституции России и законодательством РФ "О праве граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь".
    Врач несет всю полноту ответственности за свои решения и действия. Для этого он обязан систематически профессионально совершенствоваться, памятуя, что качество оказываемой больным помощи никогда не может быть выше его знаний и умений. В своей деятельности врач должен использовать последние достижения медицинской науки, известные ему и разрешенные к применению МЗ РФ.
    Мотивы материальной, личной выгоды не должны оказывать влияния на принятие врачом профессионального решения.
    Врач не должен принимать поощрений от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов за назначение предлагаемых ими лекарств.
    Врач должен при назначении лекарств строго руководствоваться медицинскими показаниями и исключительно интересами больного.
    Как в мирное, так и в военное время врач должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других немедицинских факторов, включая материальное положение.
    Врач должен добросовестно выполнять взятые на себя обязательства по отношению к учреждению, в котором он работает.
    Врачи, обучающие студентов и молодых специалистов, своим поведением и отношением к исполнению своих обязанностей должны быть примером, достойным подражания.
    Врач обязан доступными ему средствами (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.) пропагандировать здоровый образ жизни, быть примером в соблюдении общественных и профессиональных этических норм.
    Врач может заниматься какой-либо иной деятельностью, если она совместима с профессиональной независимостью, не унижает достоинства врача и не наносит ущерба пациентам и его врачебной деятельности.
    В соответствии со ст. 41 Конституции РФ в условиях государственных лечебно-профилактических учреждений врач оказывает пациентам помощь бесплатно.
    Право на частную практику врача регулируется законом.
    Бесплатное лечение других врачей и их ближайших родственников, а также вдов и сирот является долгом российского врача и элементом профессиональной нравственности.
    Гуманные цели, которым служит врач, дают ему основание требовать законной зашиты его личного достоинства, достаточного материального обеспечения, создания условий для осуществления профессиональной деятельности, как в мирное, так и в военное время.
    Участвуя в организационных (предусмотренных законодательством РФ) формах протеста, врач не освобождается от обязанности обеспечивать необходимую медицинскую помощь пациентам, находящимся под его наблюдением.
    Врач обязан содействовать врачебным объединениям и ассоциациям, активно участвуя в их работе, а также выполняя их поручения.
    За свою врачебную деятельность врач, прежде всего, несет моральную ответственность перед больным и медицинским сообществом, а за нарушение законов Российской Федерации - перед судом. Но врач, прежде всего, должен помнить, что главный судья на его врачебном пути - это его собственная совесть.
    Контроль за соблюдением врачебной этики осуществляют профессиональные ассоциации и созданные при них этические комитеты (комиссии).
    Российская медицинская ассоциация и ее этический комитет (ЭК) отстаивают и защищают в СМИ, обществе (государстве) и в суде честь и достоинство врача, если коллегиально принято такое решение.
 
Врач  и пациент
    Врач отвечает за качество оказываемой пациентам медицинской помощи. В своей работе он обязан руководствоваться законами Российской Федерации, действующими нормативными документами для врачебной практики (медицинскими стандартами), но в рамках этих предписаний, учитывая особенности заболевания, выбирать те методы профилактики, диагностики и лечения, которые сочтет наиболее эффективными в каждом конкретном случае, руководствуясь интересами больного. При необходимости врач обязан воспользоваться помощью своих коллег.
    Врач не должен подвергать пациента неоправданному риску, а тем более использовать свои знания в негуманных целях. При выборе любого метода лечения врач прежде всего должен руководствоваться заповедью "Non nocere!".
    За исключением случаев неотложной помощи, когда он обязан предпринимать меры, не усугубляющие состояние больного, врач имеет право отказаться от лечения больного, если уверен, что между ним и пациентом нет необходимого взаимного доверия, если чувствует себя недостаточно компетентным или не располагает необходимыми для проведения лечения возможностями. В этих и подобных случаях врач должен принять все меры к информированию об этом соответствующего органа здравоохранения и порекомендовать больному компетентного специалиста.
    Врач должен уважать право пациента на выбор врача и участие в принятии решений о проведении лечебно-профилактических мер. Добровольное согласие пациента на лечение врач обычно получает при личном разговоре с больным. Это согласие должно быть осознанным, больной должен быть непременно информирован о методах лечения, о последствиях их применения, в частности, о возможных осложнениях, других альтернативных методах лечения. Проведение лечебно-диагностических мероприятий без согласия пациента разрешено только в случаях угрозы для жизни и здоровья пациента и неспособности его адекватно оценивать ситуацию. Желательно решение в подобных случаях принимать коллегиально. При лечении лиц, страдающих психическими заболеваниями, врач должен руководствоваться Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". При лечении ребенка врач обязан предоставлять полную информацию его родителям или опекунам, получить их согласие на применение того или иного метода лечения или лекарственного средства.
    Врач должен уважать честь и достоинство пациента, относиться к нему доброжелательно, уважать его права на личную тайну, с пониманием воспринимать озабоченность родных и близких состоянием больного, но в то же время он не должен без достаточных на то профессиональных причин вмешиваться в частные дела пациента и членов его семьи.
    Если пациент не способен осознанно выразить свое согласие, его должен выразить законный представитель или лицо, постоянно опекающее пациента.
    Пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, но он может от нее отказаться или указать лицо, которому следует сообщать о состоянии его здоровья. Информация может быть скрыта от пациента в тех случаях, если имеются веские основания полагать, что она может нанести ему серьезный вред. Однако по четко выраженному пациентом требованию врач обязан предоставить ему полную информацию. В случае неблагоприятного прогноза для больного необходимо проинформировать его предельно деликатно и осторожно, оставив надежду на продление жизни, на возможный благоприятный исход.
    По желанию пациента, врач не должен препятствовать реализации его права на консультацию другим врачом.
    Самореклама при общении врача с больным недопустима.
    При совершении ошибки или развитии в процессе лечения непредвиденных осложнений врач обязан проинформировать об этом больного, в необходимых случаях - орган здравоохранения, старшего коллегу и немедленно приступить к действиям, направленным на исправление вредных последствий, не дожидаясь указаний на это.
    При отборе больных, требующих проведения сложных профилактических, диагностических и особенно лечебных (например, трансплантация органов и др.) мероприятий, врачи, вынужденно устанавливающие очередность в оказании помощи, должны исходить из строгих медицинских показаний и принимать решения самостоятельно, а лучше коллегиально, с участием членов этического комитета (комиссии).
    Врачебную практику врач может осуществлять только под собственной фамилией, не используя псевдоним и не указывая не присвоенных официально титулов, степеней, званий.
 
Коллегиальность врачей
    В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение и чувство благодарности к тому, кто научил его искусству врачевания.
    Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества. Врачи должны относиться друг к другу с уважением и доброжелательностью.
    Врач не вправе публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию другого врача или каким-либо иным образом его дискредитировать. Профессиональные замечания в адрес коллеги должны быть аргументированными, сделаны в неоскорбительной форме, желательно в личной беседе, прежде чем о них будет проинформировано медицинское сообщество или вопрос будет вынесен на обсуждение этического комитета (комиссии). Медицинское сообщество обязано оказывать помощь врачу в восстановлении его профессиональной репутации.
    В трудных клинических случаях опытные врачи должны давать советы и оказывать помощь менее опытным коллегам в корректной форме. Но за процесс лечения всю полноту ответственности несет только лечащий врач, который вправе принять рекомендации коллег или от них отказаться, руководствуясь при этом исключительно интересами больного.
    Врачи-руководители научных и лечебных учреждений обязаны заботиться о повышении профессиональной квалификации своих коллег-подчиненных.
    Врачи обязаны с уважением относиться к другому медицинскому и вспомогательному персоналу учреждения, постоянно заботясь о повышении его квалификации.
 
Врачебная тайна
    Каждый пациент имеет право на сохранение личной тайны, и врач, равно как и другие лица, участвующие в оказании медицинской помощи, обязан сохранять врачебную тайну даже после смерти пациента, как и сам факт обращения за медицинской помощью, если больной не распорядился иначе.
    Тайна распространяется на все сведения, полученные в процессе обращения и лечения больного (диагноз, методы лечения, прогноз и др.).
    Медицинская информация о пациенте может быть раскрыта:
      по ясно выраженному письменному согласию самого пациента;
      по мотивированному требованию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда;
      если сохранение тайны существенным образом угрожает здоровью и жизни пациента и (или) других лиц (опасные инфекционные заболевания);
      в случае привлечения к лечению других специалистов, для которых эта информация является профессионально необходимой.
    Врач должен следить за тем, чтобы лица, принимающие участие в лечении больного, также соблюдали профессиональную тайну.
    Лица, пользующиеся правом доступа к медицинской информации, обязаны сохранять в тайне все полученные о пациенте сведения.
    В процессе научных исследований, обучения студентов и усовершенствования врачей должна соблюдаться врачебная тайна. Демонстрация больного возможна только с его согласия.
 
Взаимоотношения в медицинском  коллективе
      Всем  известно, что больничная среда очень отрицательно влияет на больного человека. Это влияние зависит, прежде всего, от тех отношений, которые формируются в медицинском коллективе. Прежде всего, речь идет о едином духе коллектива, духе доброжелательности по отношению к больному. Это и единый стиль поведения членов коллектива от младшего медперсонала до руководителей, включающий в себя сотрудничество с пациентом и высокий профессионализм.
      Но  не менее важную роль играет и психологический  климат в коллективе. Практика показывает, насколько важным являются хорошие отношения между врачами и сестрами, врачами между собой. Между врачом и сестрой должны быть отношения товарищей по работе, специалистов, работающих над одной проблемой. В отношениях не должно быть места заносчивости, презрения, подчеркивания своего превосходства в положении, приказного типа поведения. Но не менее вредны фамильярность и чрезмерная непосредственность отношений.
      Споры между сотрудниками в присутствии  больных, громкие замечания, презрительность  тона, нотации недопустимы.
      Ни  в коем случае нельзя принижать роль медсестры. Нужно помнить, что проводником  идей врача больному, исполнителем лечебного процесса - является медсестра. Да и времени у постели больного она проводит больше. В таком ключе и надо воспитывать медсестер, помогать им, как можно полнее, раскрывать свои способности. Это относится и к врачам, особенно молодым.
      Трудовой  коллектив лечебного учреждения - это особый коллектив, где сплоченность, дружеское взаимопонимание всех членов коллектива, оказывает влияние на психологическое состояние больных и на всю организацию лечебно - диагностического процесса в целом. Это и коллектив интеллигентов, что выражается в известной субординации, уважении труда каждого человека, в честной, откровенной критике, в коллегиальности. Все это и создает тот благоприятный климат, который благотворно влияет на качество работы и на больного.
      И наоборот, интриги разлагают коллектив. Он распадается на враждебные группы, что становится зачастую известно больным, Такой коллектив становится трудноуправляемым и его уже нельзя назвать коллективом в точном смысле этого слова.
      Часто внутренней причиной интриг, является карьеризм или какие либо узкокорыстные  устремления отдельных работников, что противоречит медицинской деонтологии.
      В тех случаях, когда руководители избегают делать замечания и попросту закрывают глаза на назревающий конфликт или на «вопиющие факты», чтобы не испортить взаимоотношений, могут тем самым, своей беспринципностью усложнить взаимоотношения в коллективе и способствовать ухудшению обстановки.
      Таким образом, можно сказать, что атмосфера  в лечебном учреждении создается деятельностью руководителя, средой и тем эмоциональным тоном, который выработан сотрудниками данного учреждения. Лечебный коллектив должен быть командой единомышленников. В благоприятном случае результатом всего этого является дружеская, располагающая обстановка, которой окружены больные.
   Значительную  роль в системе взаимоотношений  медицинского работника и пациента играют личностные данные врача, медсестры, пациента, особенности его заболевания.  

Характеристика  деятельности медицинской  сестры
1. Сестра-рутинер. Этот тип оставлен нам в наследие от прошлого, представлен пока относительно самым большим числом сестер. Наиболее характерной чертой является механическое выполнение своих обязанностей. Порученные задачи такие сестры выполняют с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя часто невиданную ловкость и умение. Выполняется все, что нужно для ухода за больным, но самого-то ухода и нет. Такие сестры работают автоматически, подобно машинам, безлично, не переживая с больными, не сочувствуя им. Они делают все, упуская из виду одно — самого больного.
2. Тип сестры, «играющей заученную роль». Этот тип заслуживает особого внимания. Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Если же такое поведение переходит допустимые границы, исчезает непосредственность, появляется неискренность. Следуя идеалу человечности, такая сестра вдруг начинает играть роль благодетельницы, часто проявляя незаурядные “артистические” способности в исполнении этой роли. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между сестрой и больным. Именно от таких сестер нередко можно слышать: «...напрасно я ему внушала...», «часами его воспитывала...» и пр.
3. Тип «нервной» сестры . Как об особом типе, о ней можно говорить, если нервозность эта проявляется в работе. Эмоционально лабильная личность сестры, склонной к невротическим реакциям, может явиться серьезной помехой в успешной работе с больными. Результатом этой напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющие на больных. Не раз можно видеть хмурую, с обидой на лице сестру среди ни в чем не повинных больных. Тревожность у таких сестер может принять и форму ипохондрии. Часто в подобных случаях мы встречаемся с боязнью инфекции, рака. В других случаях невроз сестер может проявиться во время занятий с больными или в отказе от выполнения различных заданий: «подъем тяжестей», «больничная суета» тяжелы для нее. (Не раз можно слышать такие заявления, как «ноги-то у меня не казенные».) Часто такие сестры не выходят на работу по причине различных соматических жалоб – «желчной колики», «засорения желудка», «простуды», «безлихорадочного гриппа» и пр.
     Более серьезную проблему означает психопатия. Значительная импульсивность, выраженная агрессивность уже требуют вмешательства и помощи психиатра, психотерапевтического перевоспитания или - в более серьезных случаях - даже отстранения от работы. Именно этому типу сестер чаще всего угрожает и опасность наркомании.
4. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Довольно хорошо известен в медицинской практике. Больные уже издали по походке узнают таких сестер, отмечая их появление словами: «Идет гренадер!» Этот тип сестры знаком нам и по широко известной фигуре старшей сестры из популярных английских кинокомедий, рассказывающих о больничной жизни: там эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестра с такой решительной личностью может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. О таких сестрах их воспитанницы нередко говорят: «Строга, но справедлива...». При недостатке же культуры, образованности, более низком уровне развития сестра слишком негибка, часто груба и даже агрессивна с больными.
5. Довольно  часто встречаемся мы и с  сестрами материнского типа, выполняющих свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Часто это милые толстушки, бесшумно «перекатывающиеся» по палатам. Они успевают повсюду, и несмотря на свою седину, часто в живости и подвижности не уступают двадцатилетним. Работа для них — неотъемлемое условие жизни. Забота о больных для них жизненное призвание. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «милая сестрица». Часто заботой о других, любовью к людями пронизана и их личная жизнь.
6. Тип  сестер, которых можно назвать  типом специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые благодаря какому-то особому свойству личности, особому интересу получают специальное назначение. Такие сестры обычно бывают прекрасными секретарями, часто посвящают свою жизнь выполнению сложных технических задач, например, работе в специальных лабораториях. Иногда это очень странные люди, чудаки, фанатики своей узкой деятельности, неспособные ни на что, кроме выполнения этой работы, ничем кроме нее не интересующиеся.
     Необходимо  остановиться и на этапах установления отношений между сестрой и  больным в период пребывания его  в лечебном учреждении.
Можно различать:
а) начальный,
б) развернутый 
в) и  конечный этапы.
     На  начальном этапе происходит ориентация, больной и сестра знакомятся друг с другом. И хотя больной захвачен своими проблемами, но в интересах  приспособления к новой среде  он вынужден вступать в контакт с  окружающими его лицами, принимать во внимание местные обычаи, особенности. Сестра и врач в ходе работы получают представление о поведении больного. Возникает связь между ними и больным. Познают они и отношение больного к своей болезни. Важны не только свойства личности больного. Очень полезно изучение и тех реакций, которые вызывает больной у врача, сестры.
     На  развернутом этапе лечащий и  лечащийся познакомились друг с  другом. Дальнейшая работа уже зависит от сформировавшегося контакта между ними. Изменяющаяся картина болезни, все происходящее с больным могут вызвать появления страха, неуверенности, связанных с этим болезненных фантазий, иронию, горькую насмешливость, придирчивость; все это можно уменьшить или вообще устранить, проявляя внимание к больному, беседуя с ним, выслушивая его.
     На  конечном этапе трудности обычно возникают при выписке из больницы. Больной обеспокоен, он боится покинуть стены, где был надежно защищен  от опасности. Не раз приходится слышать: «Больной не хочет выписываться...» Больного в таких случаях мучают сомнения: «Что будет со мной дома?» «Как смогу я выдерживать диету?» «Что будет, если...?» и пр. Больной должен быть соответствующим образом подготовлен к выписке. Неоднократные занятия, беседы обо всем том, что беспокоит его, что вызывает опасения и страхи в связи с выпиской, все это способствует устранению тех затруднений, которые часто связаны с выпиской больных из больницы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.