На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние развития зрительного восприятия и анализа ребенка на формирование у него письма

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
Воронежский Государственный Педагогический Университет
Кафедра коррекционной психологии и педагогики
Курсовая  работа на тему:
«Влияние  развития зрительного восприятия и  анализа ребенка на формирование у него письма» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 3 курса,
1 группы  очной формы обучения
Отделения педагогики и методики начального образования
Психолого-педагогического  факультета
Олейникова  Анжела Николаевна
Научный руководитель
Кандидат  психологических наук
Доцент  кафедры коррекционной психологии и педагогики
Дуванова  Светлана Петровна. 
 

Воронеж 2009
Содержание
Введение………………………………….3
Глава 1  Основные проблемы развития зрительного восприятия у младших школьников
1.1.Развитие зрительного восприятия у детей ………………5
1.2.Влияние ранней  сенсорной депривации на формирования механизмов  восприятия…………..6
1.3.Дисграфия.  Виды нарушения письма……….9
Глава 2. Проблемы влияния  зрительного восприятия                                                      2.1. Основные проблемы в обучении……………13                                                                2.2.Эстетичекое и нравственное воспитание учащихся в период       становления почерка……………14      
2.3.Профилактика  оптической дисграфии у детей со зрительной патологией………..15
Вывод…………………23
Литература…………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Исследователи утверждают, что до 90% информации воспринимается  человеком посредством зрения. Если сравнить два из возможных способов познания мира- с помощью осязания и зрения, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, который способен к тому, чтобы сразу, одномоментно (симультанно) воспринимать простые и хорошо знакомые из предыдущего опыта предметы. При восприятии же сложных, малознакомых предметов или целостных ситуаций процесс предварительной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному (сукцессивному) опознанию, который характерен для осязания.                                                                                             Вот почему важным для ребенка, поступающего в школу и тут же сталкивающегося с огромным количеством новых, незнакомых прежде предметов и явлений, оказывается высокое развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процессы служат непременным условием деятельности наблюдения, сопоставления и сравнения объектов окружающего мира, формирования о них полных и правильных представления и понятий.           Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа                                                                          свойственны далеко не всем первоклассникам. Нередко учитель сталкивается с фрагментарностью, поверхностью этого процесса, неумением подчинить восприятие  поставленной задаче, отсутствием планомерности, низким уровнем осмысления наглядно воспринимаемого материала, несформированностью навыков  выделения деталей, признаков объекта и т.д. Одним из следствий этого может быть, например, забывания начертания редко встречающихся букв и смешения их между собой (Ч и Ц, Ф и Щ) или смешение близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет начальное обучение и требует оказания соответствующей помощи.                                                                                                                     Особое внимание педагогу необходимо обратить на выработку у учеников навыков точной и четкой координации в системе «глаз-рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематичного обучения. Эти задачи можно решить путем использования специальных заданий, в ходе которых вырабатывается и закрепляется комплекс умений внимательно рассматривать объект (предмет, его изображение, знак, символ, схему и т.д.), выделять составляющие его детали и как можно точнее копировать воспринятое (переносить на плоскость листа, воспроизводить в конструктивной поделке).                                                           Умение «вести» руку с помощью  глаза с одновременной корректировкой движений вырабатывается успешнее в том случае, если сначала учитель предлагает задания на копирование образцов, расположенных близко и непосредственно в поле зрения детей, а затем постепенно удаляет и располагает их, например, на классной доске. Находящийся на столе (парте) перед глазами ребенка образец облегчает действие зрительного контроля, но со временем становится возможным включение в такую деятельность и механизмов, позволяющих анализировать, запечатлевать зрительную информацию и достаточно продолжительное время удерживать ее в памяти, все реже обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большой опорой на кинестетический контроль.                                 Актуальность данной темы заключается в том  что, несмотря на многолетнее решение данной проблемы, однозначное ее решение так и найдено. В настоящее время, все больше и больше детей страдают с такой проблемой, как неправильное формирование письма и зачастую родители не  в силах справится с этим, поэтому, все это возлагается на педагога.                                                                                   Объекты исследования: зрительное восприятие, формирование письма.                 Предмет исследования: влияние развития зрительного восприятия и анализа ребенка на формирование у него письма.                                                                        В ходе работы была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, игры и упражнения с пальцами рук, способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук.                                                                                                             Цель исследования: изучить развитие зрительного восприятия и ребенка на формирование у него письма.                                                                                        Задачи:                                                                                                                                                     
    Изучить литературу по данной теме;
    Определить актуальный уровень развития зрительного восприятия и анализа ребенка на формирование у него письма;
    Выявить особенности зрительного восприятия и формирования письма у ребенка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Основные проблемы зрительного восприятия
1.1.Развитие  зрительного восприятия  у детей
Психологическое содержание процесса письма, которое  так необходимо знать для правильной организации первоночального обучения грамоте, представляет собой  раздел психологии, еще недостаточно известный  учителям и методистам.   Методисты  знают, что для того, чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки  речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкое по начертанию, и выроботать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения.                              Опытным педагогам известно, что  учащийся, овладевающий всеми этими  навыками, должен некоторое  время  упражняться в слушании и различении звуков речи, в чем учащемуся очень  помогает проговаривание им  диктуемого слога или слова (начинающий ученик часто вообще не может правильно  написать слово, если он его не проговаривает).                                                                                                      Учителя многие годы наблюдают те трудности, которые возникают у учащихся  при усвоении ими грамоты, знают также, как часто ученики смешивают близкие по начертанию буквы, заменяют правильные буквы на зеркальные и с каким  трудом удается иногда выработать  у них умение правильно писать слово, не пропуская буквы, плавно переходя от одной буквы к другой, и умение уверенно владеть пером.   Все эти наблюдения показывают, что в процессе овладения письмом участвует множество психологических операций и что педагог должен учесть ту роль, которую в этом процессе играют слуховой анализ, артикуляция, зрительное восприятие. Однако, еще недостаточно ясно, какую именно  роль в процессе письма играет каждый из этих компонентов. Психология еще не дает четкого ответа на вопрос о том, какое значение  имеет вслушивание в диктуемые звуки, проговаривание их вслух, сопровождение письма артикуляцией и разглядывание образцов букв для возможно быстрой выработки навыка письма и его четких форм. Наконец, еще недостаточно точно полно объяснены те  психологические условия, от которых зависят часто встречающиеся при первоначальном обучении грамоте трудности , и те типичные ошибки, которые  учитель нередко наблюдает, но которым он не может дать нужного истолкования. Настоящая работа ставит своей задачей помочь разобраться в этих вопросах, глубже изучить психофизиологическое  содержание первоначальных навыков письма, ответить, какие именно психофизиологические процессы входят в процесс письма и какие именно трудности может встретить учащийся, впервые приступающий к овладению грамотой.
                                                                                                                                          
 

1.2. Влияние ранней  сенсорной депривации на формирование механизмов зрительного восприятия.
Зрительное восприятие - сложный психофизиологический процесс, который включает поиск и обнаружение  объекта, различение его отдельных  признаков, эталонное сравнение  и опознание. Начальный этап восприятия - выделение и первичный анализ сенсорного стимула - осуществляется зрительной проекционной системой В реализации последующих этапов зрительного  восприятия важнейшая роль принадлежит  ассоциативным областям коры и ряду других отделов мозга. Распознавание  объектов внешнего мира является основным назначением зрительной перцептивной системы. В работе представлены результаты исследования формирования зрительной перцептивной системы детей в возрасте от 1 до 12 месяцев в норме и при ранней депривации предметного зрения. В качестве метода исследования использовали объективный метод зрительных вызванных потенциалов (ЗВП) на реверсию изображений шахматных полей. ЗВП регистрировали от зрительной проекционной области коры мозга, позволяющие исследовать механизмы, лежащие в основе начального этапа зрительного восприятия.                                                                                                                                                     Зрительная перцептивная система формируется в течение длительного периода онтогенеза. Наиболее быстро созревает проекционная зрительная система. В возрасте от 2 до 6 месяцев интенсивно формируются периферические и центральные механизмы сенсорного анализа. В результате этого улучшаются зрительные функции, лежащие в основе зрительного восприятия ребенка.                              К 2-месячному возрасту появляется бинокулярная фиксация, являющаяся основой бинокулярного зрения. Острота зрения, определенная по пороговому ЗВП, имеет низкие значения и составляет в среднем 0,05±0,01. Кривая контрастной чувствительности ограничивается областью низких пространственных частот, вследствие чего младенцы воспринимают окружающий мир, лишенным многих деталей. К 6-месячному возрасту происходит расширение диапазона воспринимаемых частот. Острота зрения, установленная по пороговому ЗВП, увеличивается более чем в 3 раза, не достигая значений взрослого нормальновидящего человека.                                                                                                В возрастном периоде от 2 до 6 месяцев происходит интенсивное созревание ЗВП: усложняется конфигурация, увеличивается амплитуда и существенно сокращается латентность основных компонентов, появляется реакция на шахматные поля с малым размером ячеек.                                                      Значительные изменения ЗВП в этот возрастной период являются результатом бурного морфологического созревания всех уровней зрительного анализатора Быстрое созревание ЗВП и зрительных функций в возрасте от 2 до 6 месяцев позволяет рассматривать этот возрастной период как сензитивный период формирования зрительной проекционной системы, являющийся наиболее чувствительным к ограничению зрительного опыта. Вследствие повышенной чувствительности к средовым воздействиям он одновременно может быть оптимальным для проведения лечебно-коррекционных мероприятий, направленных на компенсацию нарушенных зрительных функций и восприятия в целом.                                                                                                                       Формирование зрительного образа в значительной степени зависит от целостности восприятия. Целостность восприятия изображения обеспечивается двумя подсистемами зрения, относительный вклад которых зависит от стадии формирования зрительного образа.                                                                                    На первой стадии грубое целостное восприятие изображения осуществляется в результате вовлечения в деятельность быстропроводящей (магноцеллюлярной) подсистемы; стадия детального восприятия изображения обеспечивается медленнопроводящей (парвоцеллюлярной) подсистемой зрительного анализатора. Общая грубая оценка зрительного стимула и его детальный анализ - две стороны единого процесса формирования образа.                                                                                                     Магно- и парвоцеллюлярная подсистемы зрения формируются в онтогенезе гетерохронно. Первая, имеющая низкую разрешающую способность, созревает, в основном, к 6-месячному возрасту. Формирование подсистемы, связанной с высоким пространственным разрешением, продолжается в течение длительного периода онтогенеза, достигая значительной степени зрелости к 7 годам, и завершается к 15- летнему возрасту.                                                          Постнатальное формирование зрительных перцептивных процессов определяется врожденными механизмами и факторами внешней среды. Ранняя зрительная депривация, обусловленная врожденной катарактой, косоглазием и (или) нарушением рефракции приводит к морфофункциональным изменениям в зрительной перцептивной системе ребенка и отрицательно влияет на формирование зрительного восприятия. При высокой степени депривации нарушаются механизмы обеих подсистем зрения, осуществляющих целостное восприятие изображения. При этом в зрительной перцептивной системе происходит как недоразвитие, так и повреждение нервных связей, имеющихся к моменту рождения и ответственных за зрительное восприятие ребенка.              При слабой степени депривации преимущественно нарушаются механизмы подсистемы, обеспечивающей детальное восприятие зрительного стимула, и изменения, происходящие в зрительной системе, в большей мере носят функциональный характер.                                                                                          Основой восприятия сложных изображений являются первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительной проекционной системе. Заболевания периферического отдела зрительного анализатора (патология зрительного нерва, врожденная глаукома), вызывающие ограничение зрительной афферентации, оказывают отрицательное влияние на созревание межнейронных связей в ассоциативных областях коры и на формирование интегративных процессов мозга, лежащих в основе зрительного восприятия ребенка. При этом, подсистемы зрения, обеспечивающие целостное восприятие изображения, могут поражаться как вместе, так и раздельно в зависимости от этиологии и стадии заболевания.     Нарушение целостности восприятия приводит к фрагментарности и неточности отражения окружающего мира, создает трудности в формировании зрительного образа.                                                                                             Для предотвращения последствий зрительной депривации и улучшения сенсорно-перцептивных возможностей ребенка необходима ранняя диагностика заболеваний органа зрения. Выявленные в исследовании особенности электрофизиологических показателей у детей с патологией периферического отдела зрительного анализатора свидетельствуют о том, что ЗВП являются надежным объективным методом ранней диагностики нарушений зрения, оценки и прогноза результатов лечебно-коррекционных мероприятий.                                                                                   Раннее выявление зрительных нарушений позволяет своевременно назначить адекватное лечение и психолого-педагогическую коррекцию и, таким образом, предотвратить вторичные отклонения в когнитивном развитии ребенка.
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3  Дисграфия. Виды нарушения письма.
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие  формирования успешной личности. Эта  важная задача стоит как перед  родителями, так и перед учителями  и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка  имеются нарушения устной и письменной речи. В настоящее время имеется  достаточное количество литературы по преодолению нарушений звукопроизношения. К сожалению, нарушение одной  структурной составляющей речевой  системы влечет за собой вторичные  и третичные нарушения. Среди  них, как правило, общее недоразвитие речи, нарушения процессов чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т.д. Научить детей читать и  писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников -и делать самые невероятные, с  точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; Писать все слова или предлоги со словами  слитно; из одного слова сделать  два: ок и но – окно и т.п. К сожалению, многие родители, а иногда и учителя  относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует  родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает  трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает  негативное отношение к письму, к  предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие "нелепые" ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку  необходимо обратиться за консультацией  к логопеду. Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма – дисграфия.                                                                                        Что такое дисграфия?  Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо:                                                                определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;                                                                                                                                 соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;                             воспроизвести с помощью движений руки букву.                                                    Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова. Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференкциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греческого "графо" - письмо). Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию. Как в этой ситуации помочь ребенку? Для начала необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.                                                                                                 Классификация дисграфических ошибок.                                                                 Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового воприятия: пропуски гласных букв; всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;                                                                                                                 пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;                                        пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;                                                     замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;                                   замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает;                                                                                                              перестановки букв и слогов: онко-окно;                                                           недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант;     наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-снег, диктанат-диктант;                                                                                                      искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;                                                слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой часов, в ся-вся;                                                                                                                   неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.                                                                                                                           нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.                                                                                                      Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:                                                                                                             нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки;                                 нарушения управления: в ветка-с ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле;                                                                                                              замена слов по звуковому сходству;                                                                         слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в роще, настене-на стене, на бухли-набухли;                                                          пропуски слов в предложении.                                                                                  Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:                                                                замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;             замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;                                                                                                                                  замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;       зеркальное написание букв: с, э, ю;                                                                       пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.          Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:                                                                                              безударная гласная в корне слова: вада-вода, чисы-часы;                      правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп-зуб, дорошка-дорожка;                                                                                                обозначение смягчения согласных;                                                                        прописная буква в начале предложения, в именах собственных.                                  В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают нужным отнести к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: "Как слышат, так и пишут". Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.
Виды  нарушений письма
В специальной  литературе имеются различные классификации дисграфии, но все они основываются на причинах возникновения нарушений. Выделим следующие виды нарушений процесса письма: артикуляторно-аккустическая дисграфия. Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает сове дефектное произношение на письме. Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциация фонем). Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и).Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки: пропуски согласных; пропуски гласных перестановки букв; добавления букв; пропуски, добавления, перестановки слогов; слитное написание слов; раздельное написание слов; слитное написание предлогов с другими словами; раздельное написание приставки и корня. Аграмматическая дисграфия. Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями. Оптическая дисграфия. Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.). Определив вид нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком.  
 
 
 
 
 

 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 

Глава 2 Проблемы влияния  зрительного восприятия
2.1.Основные  проблемы при обучении.
В педагогической деятельности каждого учителя возникают  проблемы при обучении  слабоуспевающих  учеников, которые испытывают психологические  трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей невозможна эффективная  работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной  взаимосвязи. Необходимо учитывать, что  в основе одной и той же трудности  в учебной работе могут лежать  различные психологические причины, а в основе  разных трудностей может быть одна и та же психологическая  причина. Отсутствие достаточно разработанных  и удобных для практического  пользования педагогом способов анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делают его психокоррекционную работу малоэффективной, так как в большинстве случаев учитель выбирает  традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися – дополнительные разъяснения учебного материала. Как показывает опыт многих учителей, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, не всегда дает желаемый результат.
Разработка различных  способов выявления психологических  причин трудностей в обучении может  способствовать принципиальному изменению  содержания работы учителя с отстающими в учении школьниками. На занятиях детям  нужно предлагать специальные  задания, имеющие на первом этапе диагностический  характер, с целью выявления конкретных психологических причин, обуславливающих  низкие результаты учебной деятельности школьников, а на втором этапе эти же задания можно использовать в качестве средства коррекции выявления недостатков. Для осуществления такой психологической деятельности учителю необходимо иметь достаточно развернутое, систематическое описание тех трудностей, которые возникают у учащихся в процессе обучения. С указанием на возможные психологические причины, лежащие в основе этих трудностей, и способы коррекции выявления недостатков.
Задача данного  раздела, помочь учителю начальных  классов в проведении эффективной  диагностической и коррекционной  и работы с учащимися, испытывающие психологические трудности в  обучении. Данный раздел содержит психологические  задания и методики, с помощью  которых можно определить, какая  из перечисленных причин лежит в  основе данной трудности у конкретного  учащегося. Эти же задания и методики при активном руководстве со стороны  учителя могут быть использованы для  коррекции выявленных трудностей. 
 
 
 
 

2.2.Эстетическое и нравственное воспитание учащихся в период становления почерка.
Видеть красивее.
Что такое письмо? Письмо - это способ передавать мысли, а красивое письмо- это еще и  искусство, графика. Отсюда и название: писать картину, т.е. творить красоту.
Учитель знакомит детей с историей славянской письменности, русской «Азбуки», показывает, как  писали раньше. И всегда старается  сравнивать письмо с чем-то очень  красивым. Иногда говорит: красивое, каллиграфическое письмо напоминает кружева наших  замечательных кружевниц.
Не следует  сразу «бросаться» учить детей писать, при этом требуя, чтобы они все это делали так, как в прописях.
Главное - заставить  их полюбить сам процесс, заронить в  их душе  понятие красота и  научить применять его к своей  работе тоже.
Многие возразят: почерк зависит от характера, темперамента, генетических возможностей человека и  даже от настроения.
Но я хочу сказать, что, может быть, это все  и так, но мы, учителя начальных  классов, должны приложить все силы, чтобы обучение письму стало частью эстетического воспитания, способом достижения прекрасного. Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Уверена, что  такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимательность, чувство гармонии, можно с успехом  формировать  в процессе обучения письму.
Учить творчеству.
Одна из главнейших причин равнодушия детей к учебе  – отсутствие или убогость творческого  начала в их духовной  жизни. Не в  каждой семье родители заботятся  об этом. В лучшем случае пытаются (часто  вопреки желанию и способностям) обучать своего ребенка музыке, рисованию. Учителю в школе надо уметь  увидеть творческие ростки в детях  и развивать их.
Детскому рисунку  придается большее значение. Это  творчество, духовная жизнь ребенка.
Трудности и  их преодоление.
Многие учителя, набирая класс, уже предчувствовали: опять будут слезы над прописями, огорчения из-за некрасивых, кривых букв, залетающих за строчки. Учат, учат все эти хитрые соединения, значки (а их триста – элементов букв и их соединений), вдруг ученик заболел, пропустил уроки – и хоть снова начинай: верхнее соединение, нижнее соединение, палочка, точка, крючок…
Учителя, работающие в школе больше 25 лет, говорят  о том, что их не покидало чувство  неудовлетворенности всякий раз, когда  некоторые воспитанники уходили  в среднее звено школы, так  и не овладев навыком каллиграфического  письма. Как правило, многие дети к  пятому, шестому классу и вовсе  забывают, как буквы соединяются. Будто и не было минуток чистописания, на которых учитель и ученики  старательно выводили строчки, обращая  особое внимание на элементы букв и  их соединения. 

2.3.Профилактика  оптической дисграфии  у детей со зрительной патологией. 

Какие основные задачи решаем мы в процессе этой работы? Чем они обусловлены?
1. Развитие зрительного  внимания, зрительной памяти, мыслительных  процессов как основных компонентов  зрительного восприятия Формирование  зрительного внимания обуславливает  развитие у ребенка активных  форм восприятия и способности  выделять из окружающей среды  значимые и существенные свойства. От уровня сформированности внимания  зависят точность и полнота  зрительного восприятия.
2. Формирование  зрительно-пространственных представлений.  Актуальность этой задачи состоит  в том, что правильно сформированные  зрительно-пространственные представления  являются основой для специальной  работы по формированию зрительного  образа букв алфавита.
3. Формирование  зрительных представлений о графическом  образе буквы. Все буквы русского  алфавита состоят из одинаковых  элементов («палочки» длинные  и короткие, «крючочки», овалы, полуовалы и т.д.). Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Имеется несколько групп оптически сходных букв . Это вызывает у детей большие трудности при восприятии, запоминании и воспроизведении букв.
Коротко остановимся  на каждом направлении этой работы. Развитие зрительного внимания, зрительной памяти начинаем формировать с предъявления детям ярких, красочных, вызывающих интерес и эмоциональную реакцию парных персонажей-игрушек (куклы Маша и Даша, Незнайка в разных одеждах, матрешки), чтобы они увидели их отличительные признаки. Далее рассматриваем парные предметные картинки, парные сюжетные картинки для выявления в них сходства и различия. В процессе выделения внешних признаков предметов (цвет, форма, размер, пространственное расположение и .т д. .) знакомим детей с условными обозначениями этих признаков и учим использовать их при описании и сравнении предметов Для развития зрительной памяти проводим игры «Запомни слово», «Найди заданную фигуру среди множества», «Найди сходство и различием •«Что изменилось9» (цвет, размер, пространственное расположение). С детьми старшего возраста проводим игры и упражнения, в которых необходимо:
• определить закономерность в изображении и дорисовать следующий  или пропущенный предмет;
• запомнить  фигуры или предметы, изображенные на одной карточке, затем найти  новые предметы на другой;
• подобрать  к изображениям предметов парные, но с противоположным значением;
• подобрать  карточки, пользуясь приемом аналогии и др;                      Постепенно в процессе таких игр  зрительное внимание детей становится активным, целенаправленным, устойчивым, то есть более качественным Развиваются процессы запоминания и воспроизведения, совершенствуются операции сличения, анализа, синтеза, что обуславливает развитие у ребенка активных форм восприятия. Уровень развития пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития ребенка и его готовности к школьному обучению. Исследования показывают, что недоразвитие пространственного анализа и синтеза вызывает у детей затруднения при овладении навыками чтения, письма, счета. К 7 годам у ребенка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:
• пространственные признаки предметов (форма, величина);
• пространственные отношения между предметами (справа, слева, сверху, снизу, над, под, между, около и т.д.);
• направления  в пространстве (налево, направо, вперед, назад, вверх, вниз).                                                                                                                 На основе этих представлений и понятий  идет формирование ориентировки в двухмерном пространстве, то есть на плоскости. Игры и упражнения по развитию навыков  ориентировки в пространстве и формированию пространственных представлений можно  и нужно проводить с детьми в 2—3-летнем возрасте. Педагогами составлено перспективное планирование по содержанию этой работы, где отражено постепенное усложнение материала с учетом возраста детей. Представления о пространственных признаках предметов (форма, величина) мы начинаем формировать в играх с геометрическими блоками Дьенеша, в которых в игровых заданиях дети знакомятся с признаками формы, размера Учатся их выделять, оперировать двумя, тремя свойствами одновременно, учатся их зашифровывать условными обозначениями, развивая элементы словесно-логического мышления. Также разработана система игр с блоками Дьенеша для детей от 2 до 7 лет («Учимся, играя»). Много игр и упражнений проводим с целью научения детей определять местоположение предметов в пространстве. Эта работа начинается с накопления ребенком практического опыта определять у себя правую и левую руку. Далее учим детей этот навык ориентировки «на себе» использовать в играх при определении местоположения игрушек в пространстве.                                                                   В начале любого занятия на ориентировку проводим «зрительную разминку» перед детьми выставляются в ряд разные игрушки, их местоположение меняется. Ребенок должен, вспомнив главный ориентир — правую руку сказать, что слева, справа, между. Постепенно накапливая действенный опыт ориентировки «на себе», «от себя», ребенок учится определять правую и левую сторону у своего друга, у Незнайки, у куклы, мысленно перенося «схему своего тела» на другой объект.                                                                                                      Одновременно проводится работа по развитию ориентировки на плоскости (вертикальной и горизонтальной). Используем плоскостные изображения предметов, геометрические фигуры, буквы, цифры. Нужно определить, что находится посередине, справа наверху, слева наверху, справа внизу, слева внизу. В игре «Опиши узор» дети должны рассказать о местоположении фигур, используя стрелку указывающую на последовательность описания. В игре «Разложи фигуры» ребенку предлагается комплект разноцветных геометрических фигур и две карточки-символа с условным обозначением, по какому принципу нужно разложить фигуры в пустующие клетки:
• по признаку цвета  в направлении сверху вниз;
• по признаку формы  в направлении справа налево.
Выполнение таких  заданий требует от ребенка концентрации внимания, быстроты реакции, так как  часто такие игры проводим на скорость, на соревнование . Нравятся детям и полезны для них занимательные игры на 9 квадратах. «Путешествуют» по квадратам разные игрушки, лягушка, уточки, матрешки. На первом этапе педагог, передвигая лягушку в разные квадраты, учит детей видеть и запоминать направление движения лягушки (вверх вправо — вниз влево), в конце «путешествия» ребенок должен определить, в каком квадрате оказалась лягушка. Названия квадратов дети запоминают постепенно по мере развития навыков ориентировки: центральный, верхний центральный, нижний центральный, правый центральный, левый центральный, правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний. В следующем варианте игры дети на своих индивидуальных квадратах перемещают игрушки по словесной инструкции педагога, упражняясь в различении пространственных направлений. На завершающем этапе игры детям предлагается не передвигать рукой игрушку по квадратам, а визуально представлять ее перемещения. По окончании команд ребенок должен назвать квадрат, в котором оказалась игрушка. Способствуют развитию пространственного зрения и мышления игры на составление целого из частей: кубики — 4, 6, 9, 12 частей, разрезные картинки, танграм, конструкторы.  Работа по формированию зрительного образа буквы проводится по нетрадиционной методике, суть которой заключается в следующем:
• все буквы  алфавита разделены на группы в зависимости  от пространственного расположения элементов;
• буквы детям  предъявляются по мере увеличения количества элементов в них и усложнения их конфигурации;
• для упрощения  составления (конструирования) букв количество элементов и их форма сведены  к минимуму(длинные и короткие палочки и кружочки). Начинается работа с подготовительного этапа. Детям предлагается «зрительная  разминка» нужно рассмотреть  различные сказочные персонажи, изображения животных, рыб, человечков в движении. Ребенок должен определить, куда (вправо, влево) бежит ежик, летит  Карлсон, плывет рыбка. Этой же задаче посвящены занятия с мозаикой-конструктором. Педагог рассказывает детям короткую сказку про утенка, одновременно конструируя  его из мозаики. По мере происходящих с утенком событий (идет гулять, улетает  от кошки, сидит, идет назад к дому) педагог изменяет положение туловища, лапок, головы, клюва, активизируя на этом внимание детей. При повторном рассказывании сказки дети самостоятельно воспроизводят ту или иную позу утенка, что требует концентрации внимания на пространственном расположении всех частей тела игрушки. Нами придумана целая серия таких игр. Далее начинается непосредственная работа по ознакомлению детей с буквой. Для решения этой задачи мы используем придуманные нами короткие сказочные сюжеты про букву О, про букву Г, про букву А, в которых раскрываем перед детьми мотивацию и процесс построения буквы из элементов. Прием использования на первых этапах сказочной мотивации позволяет построить довольно сложный процесс ознакомления ребенка с буквой так интересно и плодотворно, что создает у детей постоянную «ситуацию успеха». Различные упражнения на конструирование букв и элементов, восстановление буквы по заданному элементу реконструирование букв приносят детям удовольствие. По мере ознакомления детей с буквами 1 и 2 блоков внимание детей становится активным, развивается память, и при изучении остальных букв сказочная мотивация отпадает. У детей появляется стойкий интерес к процессу знакомства с буквами. Закрепление и уточнение сформированных представлений проводится с использованием разработанных нами игровых пособий «Куда смотрит буква», «Домики для букв», «Расставь буквы правильно», «Укажи стрелочкой, куда смотрит буква» и др. Таким образом, в ходе выполнения игровых упражнений, практических заданий у ребенка формируются четкие, устойчивые представления об образе букв алфавита, что поможет ему в дальнейшем различать письменные буквы. Это и будет наилучшим способом профилактики оптической дисграфии, Суть которой состоит именно в неустойчивом представлении об образе букв алфавита. Одновременно с этими тремя направлениями работы проводятся целенаправленные упражнения по формированию у детей зрительно-моторной координации, без развития которой невозможно сформировать правильные графические навыки. Основные направления работы по развитию зрительно-моторной координации в аспекте подготовки дошкольников к обучению письму.                                                 Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе. Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, одной из которых является зрительно-моторная координация . Совершенствование зрительно-моторной координации предполагает обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий. Но это не механическое объединение работы двух анализаторов — зрительного и двигательного. В процессе развития координации «глаз — рука» создается сложная психологическая система межфункциональных связей. Дефект зрения значительно осложняет ребенку в ранний период жизни формирование мануальных обследовательских действий (нарушена функция контроля), что отрицательно влияет на дальнейший ход развития зрительного восприятия. Поэтому как можно раньше следует проводить коррекционно-развивающую работу в этом направлении Хорошо развитая зрительно-моторная координация способствует формированию правильных графических навыков письма Исследования показали, что 70% детей, поступивших в школу с 7 лет, предметом, вызвавшим наибольшие затруднения, назвали письмо. Среди детей, пришедших в школу с 6 лет, таких оказалось 87,5 %. Письмо — сложный координационный навык, требующий сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти. При недостатках зрительно-моторной координации отмечаются:                                                                                                 • неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);                                                                                                • трудность формирования траектории движения при выполнении графического элемента (буквы, цифры геометрической фигуры);                                                      • неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разно наклонные буквы);                                                                                                    • очень медленный темп письма .                                                                         Изменение неправильно сформированного навыка письма требует много сил и времени. Это не только осложняет обучение письму, но и создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Современные исследователи обнаружили тесную взаимосвязь между тонкой двигательной координацией и уровнем умственной работоспособности между степенью овладения графическими навыками и школьной зрелостью между качеством письма и успешностью всей учебной деятельности. Чтобы сформировать правильные графические навыки, работу по подготовке ребенка к обучению письму нужно  начинать задолго до поступления ребенка в школу. Начинается эта работа с детьми двух-трехлетнего возраста и ведется по следующим направлениям:                                                                             1. Общее физическое развитие детей, формирование двигательных навыков, развитие координации движений, чувства ритма, «ручной умелости» — на физкультурных и музыкальных занятиях, в подвижных играх. Исследования сотрудников факультета физической культуры показали, что хорошо организованная физкультурно-оздоровительная работа физические упражнения, направленные на развитие пространственных представлений, координации движений, чувства ритма, «ручной умелости», являются важным фактором при овладении ребенком графикой письма. Графические действия письма носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть — выполнение движения и осуществление контроля за ним. Процесс формирования двигательного навыка письма подчиняется закономерностям формирования любого другого двигательного навыка. Следовательно, двигательный опыт ребенка может влиять на успешность его обучения письму.                                                                                          2. Развитие мануальных и зрительных действий ребенка, совершенствование зрительно-моторной координации — на специальных занятиях и в коррекционных играх. Развитие мануальных действий у детей раннего возраста проводится в играх с пирамидками, матрешками, вкладышами, пазлами, мозаикой и т. д. По мере развития мышц рук начинаем включать специальные упражнения для совершенствования моторики рук.                                                                                          Обучение плавным движениям рук в заданном направлении. Используем упражнение «Погладим кошечку, собачку» — плавные движения правой рукой слева направо, затем левой рукой. Упражнения:  «Покрасим домик» — движения рук сверху вниз, снизу вверх, «Дельфин» — волнообразное движение правой рукой вперед, то же левой рукой то же двумя руками, «Фонарики» — руки согнуты в локтях, кисти в кулачки, дети поочередно сжимают и разжимают кисти, имитируя мигание фонариков.                                                             Тренировка активных движений кистей рук. В этот период проводим упражнения с разными атрибутами: с мячом «Подбрось и поймай», «Мяч в корзину», «Прокати мяч ракеткой», «Мяч друг другу», «Попади в обруч» и др. Когда дети хорошо научатся владеть мячом, включаем в игру речь, то есть развиваем слухо-рече-двигательную координацию под зрительным контролем. Игры проходят следующим образом: дети стоят по кругу. Педагог бросает мяч ребенку и задает одновременно какой-либо вопрос, например «Как тебя зовут?», «Кто стоит справа, слева», «Назови предыдущее число, последующее число» и т. д., и ребенок должен ответить с одновременным броском мяча педагогу, с обручем дети попарно катают обручи друг другу и ловят их, сопровождая действия словом «лови». Вращательные движения обруча правой, левой рукой, со словами «вправо», «влево», «Дружные ладошки» дети стоят попарно напротив друг друга, произносят текст и выполняют соответствующие движения. Развитие изолированных движений пальцев рук. Все упражнения для пальчиковой гимнастики проводим с одновременным проговариванием текстов. Давно установлена закономерность уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени тонких движений пальцев рук. Дети, которым удаются изолированные, а затем более сложные пальчиковые движения, — это говорящие дети. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе, не могут двигаться изолированно — у этих детей отмечаются нарушения речи. Но нужно не просто развивать мелкую моторику а сопровождать движения словом. Это стимулирует речь, развивает ритм движений, вносит элемент игры, развивает эмоциональную выразительность. Для детей интересны и полезны следующие упражнения для пальчиков. «Пальчики здороваются» — кончика большого пальца правой руки поочередно касаются кончики указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. То же левой рукой то же двумя руками. Действия сопровождаются словами «здравствуй» или «поздравляю». «Оса» — ритмичные вращательные движения прямым указательным пальцем правой, левой, двумя руками с одновременным произношением звука «з-з-з».                                                                                                            Развитие координации в системе «глаза — рука». Этот вид работы предполагает совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации, то есть развитие синхронных движений глаз и ведущей руки, а также укрепление межфункциональных связей. Поэтому в свою ежедневную работу с детьми включаем специальные упражнения для развития глазодвигательных функций и развития мышц глаз. Упражнения проводятся с разными атрибутами (кукла Даша часики, лазерный зайчик) для слежения глазами при неподвижном положении головы. Упражнения эти общеизвестны это перевод взора слева направо и назад, сверху вниз, по диагонали круговые движения и т. д. Затем проводим различные игры и упражнения для совершенствования движений ведущей руки под контролем зрения. «Обводки» — тематические, геометрические, линейные, «Штриховка»— вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, а также штриховка с помощью отрывистых движений руки (галочки, точки, кружочки, плюсы, штрихи). Такой вид штриховки вносит в движение руки определенный ритм что поможет ребенку при формировании навыка письма, «Лабиринты» разного рода, где одновременно решаются задачи развития зрительно-моторной координации и дидактические задачи, «Перфокарты», «Игровизоры», упражнение «Узнай по контуру» и другие способствуют развитию синхронных движений глаз и руки.                    Формирование базовых графических навыков.  Этот вид работы с детьми предполагает в первую очередь создание гигиенических условий и знание основных гигиенических требований для формирования данных навыков: правильный подбор мебели; высокий уровень общей освещенности и освещенности рабочего места; свет должен падать слева (если ребенок не левша); длительность непрерывных графических упражнений у пяти-шестилетних дошкольников не должна превышать 5 минут. При большом объеме и продолжительности работы у детей развивается утомление под влиянием комплексного воздействия зрительной и статической нагрузки;
• обязательное проведение физкультурных минуток  для снятия статического напряжения;
• обязательное проведение упражнений для глаз с  целью снятия зрительного утомления;
• знание особенностей неправвильно сформированного навыка письма.
ребенок держит пищущий предмет «щепотью», «горстсткой» пальцев, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.