На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование системы государственного финансового контроля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
      ГЛАВА 1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ   КАТЕГРИЯ…………………………………………………………….5
      Понятие финансового контроля его сущность……………………………….5
      Виды, формы и методы проведения финансового контроля………………..8
      ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………………….16
    2.1 Организация  деятельности счетной палаты  и специализированных органов  Российской Федерации при осуществлении  финансового контроля……….16
    2.2 Осуществление  финансового контроля со стороны Президента и Правительства Российской Федерации……………………………………..23
      ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………………………29
    3.1 Направления  развития системы внутреннего  контроля и аудита в Федеральном  казначействе в 2009-2011 годах…………………………….29
    3.2 Проблемы и пути совершенствования действующей системы   государственного финансового контроля…………………………………...33
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..39 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики  кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении  основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления – создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом разных  задач.
     Актуальность  темы обусловлена тем, что финансовый контроль играет большую роль в процессе формирования и распределения централизованных финансовых ресурсов. Поэтому можно сказать, что данная тема широко освещена в учебной литературе. Современное состояние финансового контроля в России, его развитие и изменения в сфере финансового контроля в достаточной мере отражаются в периодических изданиях.
     Объектом  изучения работы является финансовый контроль.
     Предмет изучения – организация финансового контроля и основы его функционирование.
     Цель  данной курсовой работы – выявление направлений совершенствования системы финансового контроля.
     В соответствии с поставленной целью  можно выделить следующие задачи работы:
    Рассмотреть понятие финансового контроля и его сущность.
    Изучить виды формы и методы проведения финансового контроля.
    Проанализировать деятельность финансового контроля со стороны правительства, Президента и счетной палаты.
    Выяснить направления развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2009 – 2011 годах.
    Выявить проблемы и пути усовершенствования системы государственного финансового контроля. 
     Теоретической  и методологической базой при написании курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, издания периодической печати и материалы интерне т сайтов.
     В процессе работы применялись различные  методы и приемы экономических исследований: сравнительный, расчетно-аналитический  с применением персональных компьютеров, экономико-статистический метод и др.
     Научная новизна работы заключается в  изыскании путей повышения эффективности деятельности органов финансового контроля.
     Практическая  значимость проведенного исследования заключается в определении направлений повышения результативности работы органов финансового контроля.
     Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключение и списка использованной литературы.
     В первой главе рассматриваются теоретические аспекты финансового контроля. Вторая глава посвящена всестороннему анализу деятельности органов государственного финансового контроля. В третьей главе выявляются проблемы осуществления финансового контроля и предлагаются пути их решения.  
 
 
 

ГЛАВА 1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 
 

     1.1. Понятие финансового контроля, его сущность 
 

     Контроль  за состоянием экономики, развитием  социально-экономических процессов  в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы  контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
     Финансовый  контроль можно представить в двух аспектах:
Строго  регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов  за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических  субъектов;
     Неотъемлемый  элемент управления финансами и денежными потоками на макроуровне и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций [13, С.70].
     Финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении фондов финансовых ресурсов.
     Финансовая  система - это совокупность финансовых институтов, финансовых рынков и инструментов, используемых государством, предприятиями и домашними хозяйствами для обслуживания денежных потоков. Центральное звено финансовой системы составляют государственные финансы, а ее основу - финансы предприятий. Финансы домашних хозяйств отражают общий уровень социально-экономического развития общества. Составной частью финансовой системы является страхование. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода к рыночной экономике.
     Финансовый  контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов [12, С.55].
     Финансовый  контроль - стоимостный контроль, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.
     Конкретные  формы и методы организации финансового  контроля есть практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.
     Финансовый  контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и  его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции я штрафы.
     Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
     Финансовый  контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов - собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.
     Финансовый  менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый «постудит», который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.
Финансовый  контроль - важный элемент системы управления финансами.
Система финансового контроля в странах  с развитой экономикой, как правило, включает следующие элементы [12, С.57]:
- ведомство главного - аудитора (счетная палата) с подчинением не непосредственно парламенту или президенту страны, главная цель этого ведомства - общий контроль за расходованием государственных средств;
- налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;
- контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
- негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;
- службы внутреннего контроля, основная задача которых - поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли.
Таким образом, на основании рассмотренных теоретических положений можно сделать вывод, что финансовый контроль в современной экономической системе играет большую роль, так как осуществляет общий контроль над всеми субъектами за расходованием средств. 
 

1.2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля 
 

     В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные формы: государственный и негосударственный финансовый контроль.
     Государственный финансовый контроль - комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.
     Государственный финансовый контроль призван отслеживать  стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.
     Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
     Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля - максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) - напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов [15, С.81].
     Мировое сообщество на основе многолетнего опыта  разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа,  более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
     Из  этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе:
    Результативность;
    Четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
    Неподкупность субъектов контроля;
    обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);
    презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
    согласованность действий различных контролирующих органов и др.
        Принимая законы, прямо или косвенно  затрагивающие систему организации  финансового контроля, государство  ориентируется на вышеназванные  принципы. В то же время в  каждом государстве существует  свой регламент (порядок и последовательность) контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на результатах.
     Финансовый  контроль славится своим разнообразием  видов, каждый вид финансового контроля важен.
     Виды  финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим  критериям:
    Регламент осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
    Время проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий;
    Субъекты контроля - президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский [13, С.121];
     Объекты контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой
     Обязательный  контроль за финансовой деятельностью  физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.
     Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового  законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.
     Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс  составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д [15, С.66].                                
     Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и  субсидий и т. д. Он предупреждает  возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.
     Последующий финансовый контроль, проводимый путем  анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.
     Так же для проведения финансового контроля очень важны методы.
     Под методами финансового контроля понимают приемы, или способы, средства его  осуществления. Применение конкретного  метода зависит от ряда факторов: правового  положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольных правоотношений и др.
     Различают следующие методы проведения контроля:
    Проверки;
    Обследования;
    Надзор;
    Анализ финансового состояния;
    Наблюдение (мониторинг);
    Ревизии.

     Проверки  производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных  документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и  намечаются мероприятия по их устранению[14, С.83].

     Обследование  в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических  показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
     Надзор  производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими  лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России - за страховыми фирмами.
     Анализ  финансового состояния как разновидность  финансового контроля предполагает детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
     Наблюдение  (мониторинг) постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды [16, С.33].
     Ревизия наиболее глубокий и всеобъемлющий  метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки  соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
     По  полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:
    Полные - предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;
    Частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
    комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов [16, С.36];
    Тематические - проводятся на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.
     В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:
    Сплошные - предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;
    Выборочные - это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;
     комбинированные - предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других - выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.
     Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.
     Проведение  всех проверок, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.
     Каким бы не был финансовый контроль ( Государственный, не государственный, внутриний, внешний ) любой вид существуют для того чтобы предприятия эффективно развивались [16, С.26]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ 
 

    2.1 Организация  деятельности счетной палаты  и специализированных органов  Российской Федерации при осуществлении  финансового контроля 
     

     Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.
     Контрольно-ревизионная  деятельность Счетной палаты Российской Федерации реализуется в следующих сферах контроля (рис. 1). 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Сферы  контрольно ревизионной деятельности счетной палаты
     Система контроля за исполнением бюджета  предполагает непрерывный трехлетний цикл контроля за исполнением бюджета  каждого финансового года, состоящий  из нескольких последовательных стадий: предварительного контроля проекта бюджета будущего года, оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджета года текущего и документальной ревизии уже исполненного бюджета. Применительно к 2008 г. это реализовалось так, что Счетная палата готовила заключение на проект федерального бюджета-2009, оперативно контролировала исполнение бюджета-2008 и осуществляла комплексную документальную ревизию исполнения бюджета-2007. Таким образом, в течение каждого календарного года Палата одновременно работает с бюджетами трех лет, а бюджет каждого финансового года находится в одной из фаз трехлетнего контрольного цикла [16, С.41].
     Предварительный контроль, осуществляемый Счетной палатой, представляет собой комплекс экспертно-аналитических  и контрольных мероприятий, связанных с оценкой и анализом важнейших макроэкономических и бюджетообразующих показателей, доходных и расходных статей федерального бюджета; обобщающим результатом здесь является заключение Счетной палаты на представляемый Правительством РФ проект федерального бюджета. Палата постоянно отслеживает исполнение основных доходных и расходных статей бюджета в разрезе как функциональной, так и ведомственной структуры. В ходе анализа проекта бюджета его параметры сопоставляются с имеющейся по каждому из направлений деятельности Счетной палаты информацией об экономическом положении страны в целом, отдельных регионов и отраслей. Учитывается фактическое состояние, прежде всего финансирования субъектов ведомственной структуры, разделов и подразделов функциональной классификации расходов, доходной части бюджета, внешних и внутренних заимствований, межбюджетных отношений. Такое сопоставление позволяет подготовить заключение на проект федерального бюджета, дать оценку обоснованности и достоверности его основных параметров. В ходе работы над заключением и в дальнейшем - в ходе обсуждения проекта федерального бюджета в Государственной Думе - Счетная палата вносит предложения по корректировке тех бюджетных показателей, которые явно не соответствуют социально-экономическим реальностям [16, С.50]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.