На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Духовное производство

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
План
I. Введение
II. Основная часть
    а) понятие  духовного производства
    б) институциональная  структура духовного производства (учреждения науки, культуры, церкви)
    в) роль идеологии в духовном производстве
III. Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по философии
Тема (43): «Духовное производство»
    
     Социальная философия исходит из того, что духовную сферу общества составляют духовная жизнь, духовное производство, духовная культура и общественное сознание.
     Духовное производство отождествляется с производством сознания «в особой общественной форме, осуществляемое специальными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом». Продуктами духовного производства  являются:
    новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях;
    духовные общественные связи и отношения индивидов;
    и сам человек, поскольку он, кроме всего прочего, – существо духовное.1
     Наиболее удачное определение духовному производству дал Н.С. Савкин. По его мнению, духовное производство – это производство науки, искусства, идеологии, в конечном счете, – индивидуального и общественного сознания в его различных формах. В широком смысле оно включает не только непосредственное производство, но и распределение, обмен и потребление духовного продукта, а потому представляет собой как производство знаний, духовных ценностей, так и воспроизводство духовного мира личности, через систему воспитания, обучения и образования.
     Аналогичное определение духовного производства дано В.И. Толстых в «Новой философской энциклопедии»: «Духовное производство – это деятельность, обеспечивающая формирование сознания, как важнейшее условие человеческого общения и взаимодействия между индивидами».2
     Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что духовное производство – это производство новых духовных ценностей, которые материализуются в форме научных трудов, литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки, живописи, кинофильмов и телевизионных передач, несущие в себе образы, чувства, оценки, представления и взгляды, созданные их авторами.
     Кроме того, духовное производство, тесно связано с производством материальным. Однако при  наличии  ряда общих моментов  духовное производство  имеет свою специфику. 
     Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества,  но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов,  занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Их лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием (идеи Конфуция, Будды, Сократа, Платона, Христа, Леонардо да Винчи, Коперника, Шекспира, Маркса, Л. Толстого, Эйнштейна и др.). Потребляя данные духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Также для духовного формирования используется и система образования, воспитания, и средства коммуникативного воздействия и прочее. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.3
     Духовное производство в отличие от материального носит всеобщий, общественный характер, продукты духовного производства доступны всем. Пятью хлебами не накормишь тысячу, а пятью идеями или шедеврами искусств можно удовлетворить духовные потребности миллиона людей.  Однако следует заметить, что само производство духовных ценностей всегда индивидуально. Примером может послужить то, что нобелевские премии в науке коллективам авторов не присуждаются. В целом, большие открытия и творения делают одиночки, ведь творчество всегда уникально и индивидуально. Творчество – основная сила духовного производства, в то время как в материальном производстве таких производительных сил множество (сырье, машины, рабочие руки, дороги и пр.).4
     Иначе говоря, духовная деятельность самоценна, она обладает значимостью нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое почти не встречается. Материальное производство ради самого производства, план ради плана, конечно, – нелепость. А вот искусство для искусства – вовсе не такая глупость, как это может показаться на первый взгляд. Такого рода феномен самодостаточности деятельности встречается не так уж редко: различные игры, коллекционирование, спорт, любовь, наконец. Разумеется, относительная самодостаточность такой деятельности не отрицает ее результата.
     В области материальных благ на протяжении всей классовой истории человечества (да в значительной мере и в настоящее время) больше ценился не их создатель, а их обладатель. С духовными благами все обстоит наоборот. Просто обладатель духовных благ никого не интересует, накопление духовных богатств бессмысленно. В обществе ценится не владелец продуктов духовного труда, а их производитель или транслятор (не тот, кто знает больше стихов или песен, а тот, кто умеет их сочинять или исполнять).5
     Поэтому неудивительно, что и сами способы развития материального и духовного производств различны. Если в материальном производстве все исторические коллизии развертываются вокруг лишения производителей материальных благ возможности эти блага потреблять, то в производстве духовном все иначе: основная масса членов общества лишается возможности не столько потреблять, сколько производить духовные богатства. В материальной сфере подавляющему большинству членов общества навязывается сам труд, в то время как продукт труда изымается. В сфере духовной навязываются большинству как раз продукты труда – идеи, образы, догмы, сам же процесс их создания для этого большинства остается недоступным. То есть разделение производства и потребления налицо.
     Именно несоответствие частного (индивидуального) способа производства духовных ценностей и общественного характера их присвоения является движущей силой его развития.6
     Структурно духовное производство распадается на три основных вида освоения действительности: научное, эстетическое, религиозное. Такая классификация его видов не совпадает с принятой в нашей философской традиции схемой из шести форм общественного сознания (политика, право, мораль, искусство, наука, религия).
     Политика, право и мораль не являются «отраслями» духовного производства. Мораль – потому, что это не результат творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, занимаются изучением нравственной и моральной сферы жизни общества и человека. Но они не создали ни одной нравственной нормы или принципа: их создание – это результат многовекового развития человеческого общежития, превращение какой-либо рациональной нормы в требование, обращенное обществом к каждому своему члену, для того, чтобы ассоциация людей могла поддерживать свое существование. Даже заповеди Христа «не убий», «не укради» – это фиксация принципов.7
     Политика и право также не являются видами духовного производства, поскольку создаваемые в результате политической и правовой деятельности общественные связи индивидов не являются по преимуществу духовными. Они складываются в первую очередь по поводу реальной государственной власти, а не понятий о ней. Государство же с его аппаратом, чиновниками, армиями, судами и тюрьмами – явление самое что ни на есть материальное. Поэтому политические, равно как и правовые отношения, в основе своей материальны, а не духовны.
     Таким образом, собственно за духовным производством остается три вида освоения действительности: научное, эстетическое и религиозное. Отсюда три вида духовного производства: наука, искусство и религия. Каждый из этих трех видов освоения действительности создает свой, особый, неповторимый, и что самое, быть может, важное – целостный мир. В любом из этих трех идеальных миров действительность представлена (отражена) целиком, полностью, без изъятий.8
     Наука – это систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д.
     Как и другие виды духовного производства, наука создает как бы параллельный реальному идеальный мир, в котором отражены основные свойства и закономерности объективного мира. В идеальном мире науки реальность воспроизводится, естественно, не целиком, а лишь в самых существенных чертах. Это своего рода карта мироздания, по которой человечество ориентируется в своей жизнедеятельности. Как и на географической карте, на ней отмечено лишь самое главное, основное, масса же несущественных подробностей опущена ввиду их малой значимости для человека.9
     Для того чтобы возник мир науки (а произошло это около 2,5 тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий – экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о природе и пр. Появление в этих условиях науки означало радикальную перестройку всего накопленного человечеством знания, приведение его в единую систему. Потребовался выход за пределы непосредственного опыта человека, проникновение в сущность вещей.
     Справедливости ради надо отметить, что прорыв за пределы повседневного опыта по-своему обеспечивали и предшествующие научному способы освоения мира – мифологический и религиозный. Но эти способы духовного обустройства человека оказались со временем слишком тяжеловесными и малоэффективными.
     Миф, религия – это способы духовной защиты. Их задача – как-нибудь пристроить человека к огромному и враждебному ему миру, приютить это хрупкое создание природы под сенью каких-либо могущественных сил-покровителей. Наука – это уже средство нападения, орудие духовной экспансии поднимающего голову человека. Это попытка разговора с внешним миром на равных, а не униженным просителем.10
     Стоит отметить, что наука возникает не столько в противовес религии, а как бы рядом с ней. Это просто новый способ духовного освоения мира, у которого своя необходимость и свои задачи. Ведь не случайно настоящий атеизм встречается у мыслителей эпохи становления науки крайне редко. Наука может обойтись и вовсе без религии, но вытеснить ее из общественного сознания она до сих пор не может. Ибо, несмотря на все свои успехи, наука не в состоянии обеспечить человеку прочную духовную защиту.
     Обычно в заслугу науке ставят то, что она вроде бы спустила взор человека с небес на грешную землю, и обратила его к практике, принесла ощутимые материальные выгоды, существенно подняла комфортность человеческого существования (появились новые отрасли материального производства: химия, радиотехника, ракетостроение, электроника, атомная промышленность и т. д.).11
     Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Существует народное искусство – народные песни, танцы, музыка и т.д., и профессиональное искусство – творения специалистов (художников, поэтов, музыкантов) в области эстетического освоения мира.
     Эстетическое не является исключительной прерогативой искусства. Оно составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы «разлито» во всей социальной реальности. Эстетическим, т. е. вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и всевозможные проявления их активности – трудовые, спортивные, игровые и пр. То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической деятельности человека, которая порождает у него специфическое чувство и мысли.
     Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих в их основе отношений, способны возникать в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них (труде, науке, игре, спорте) эстетическая сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве эстетическое начало носит самодовлеющий характер, приобретает основное и самостоятельное значение.12
     Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть нечто иное, как обособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство «вырастает» из практики в длительном историческом процессе освоения мира человеком. Как специализированный вид деятельности оно появилось лишь в античности.
     В доклассовый же период истории то, что обычно называют «первобытным искусством», искусством в собственном смысле этого слова не являлось. Наскальные рисунки, скульптурные фигурки, ритуальные танцы имели в первую очередь религиозно-магическое значение, а отнюдь не эстетическое. Это были попытки практического воздействия на мир через материальные образы, символы, репетиции совместных действий и т. д.
     Лишь в классовом обществе, с появлением лиц, освобожденных от физического труда, искусство смогло приобрести совершенно самостоятельный характер, превратиться в род профессиональных занятий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.