На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности экономических процессов в странах Центральной и Восточной Европы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
ГУМАНИТАРНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ
                                                                  Кафедра общенаучных  дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 

КСР по курсу «Международные экономические  отношения»
на тему: «Особенности экономических процессов в странах Центральной и Восточной Европы». 
 
 
 
 
 

                                                                    Мащенко Марии  Юрьевны
                                                                    студентки 4-го  курса, гр. №6
                                                                    специальности
                                                                     международные отношения 

                                                                    Преподаватель:
                                                                    Ярошевич В. И.
Минск 2010
 

    Центральная и Восточная  Европа (ЦВЕ) как историко-географический регион включает Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Албанию  и страны, образовавшиеся в результате распада бывшей Югославии. Страны данного региона относятся к ареалам различных цивилизаций, что накладывает отпечаток на характер экономического развития, и в частности на темпы и методы проведения рыночных преобразований. Так, в сферу западноевропейской цивилизации входят Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Хорватия и Словения. К славяно-византийской цивилизационной зоне относятся Болгария, Румыния, Сербия и Черногория, Македония. Наконец, к исламскому миру тяготеют Албания, Босния и Герцеговина. Наиболее последовательно и с относительно меньшими трудностями происходил процесс рыночных преобразований в странах первой групы.
    Несмотря  на цивилизационные различия, страны этого региона имеют немало общего в путях исторического и социально-экономического развития. Развитие рыночных отношений в данном регионе началось лишь во второй половине XIX века, и Центральная и Восточная Европа стала «вторым эшелоном» европейского капитализма, являясь (за исключением Чехии) резервуаром сырья и рабочей силы, а также рынком сбыта для Западной Европы. После Второй мировой войны, когда ЦВЕ вошла в сферу влияния Советского Союза, в этих странах был осуществлен переход к директивной плановой системе.
    Социально-экономические  реформы являются определяющими  в развитии бывших социалистических стран с начала 1990-х гг. В большинстве случаев они предполагают скорейшее усиление роли рынка через радикальную либерализацию, приватизацию и реструктуризацию в экономике и сокращение издержек в социальной сфере через снижение в ней роли государства в пользу рыночных механизмов.
    Постепенно  в 50-60-х годах исходную советскую  модель административно-командной системы сменили (но в общих рамках этой системы) модели национальные – югославская, венгерская, польская. Эти модели, в отличие от более ортодоксальной советской, допускали определенное развитие элементов рыночной экономики: сохранение единоличных крестьянских хозяйств, сохранение частного сектора в мелком производстве и розничной торговле, сравнительно большую ориентацию производства на потребительский спрос, активное развитие внешнеэкономических связей со странами рыночной экономики, вплоть до привлечения иностранных инвестиций и сотрудничества с МВФ и МБРР. В целом к концу социалистического периода эти страны (кроме Албании) можно было охарактеризовать как среднеразвитые индустриальные.
    Исчерпание  еще в 60-70-х годах потенциала АКС  побудило коммунистическое руководство  некоторых стран к проведению экономических реформ с элементами рыночных отношений. Такие реформы  осуществлялись в Венгрии, Польше, Чехословакии, не говоря уже о Югославии, где раньше утвердилась система «рыночного социализма».
    С точки зрения исходных условий, страны ЦВЕ можно разделить на две  группы. В первую - входят более развитые в социально-экономическом отношении  страны, где продвижение к рыночной экономике происходило последовательно и довольно высокими темпами (Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Чехия). Сравнительно быстрое и успешное продвижение этих стран к рыночной экономике было обусловлено рядом факторов. В указанных странах были заложены основы рыночной экономики еще до поворота к административно-командной системе. Структура народного хозяйства в них была более сбалансированной: имелась развитая легкая промышленность, а доля тяжелой промышленности была ниже, чем в России. Предприятия ВПК не играли такой большой роли в экономике, а в некоторых из рассматриваемых стран (Венгрия) их практически не было. Жизненный уровень населения и система социальной защиты находились на довольно высоком уровне, что создавало определенный «запас прочности» в связи с неизбежным ухудшением социальных условий. Сложился консенсус всех слоев населения и основных политических сил в отношении необходимости перехода к рыночной системе. Сохранились тесные экономические и исторические связи с Западной Европой, составной частью которой привыкла считать себя интеллектуальная элита и подавляющее большинство населения рассматриваемых стран.
    Вторая  группа включает менее развитые в  социально-экономическом отношении  страны Балканского региона, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется медленнее, чем в странах Центральной Европы. В эту группу входят Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Румыния, Сербия и Черногория. Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Более низкий, чем в странах первой группы, жизненный уровень населения, еще снизившийся в период реформ, порождал антирыночные настроения и довольно сильные уравнительные тенденции, что вело к отсутствию в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований. Менее развитыми были и связи балканских стран с Западной Европой. Общество в этих странах оказалось психологически менее подготовлено к радикальной трансформации.
    На  результаты рыночных преобразований, наряду с исходными условиями, определенное влияние оказывает проводимая реформаторами  политика. То, что странам Центральной  Европы удалось сократить продолжительность первого этапа системной трансформации и снизить социальные издержки крушения АКС, объясняется не только лучшими исходными условиями, но и более тщательно разработанной стратегией осуществления преобразований. 

    Дифференциация  стран ЦВЕ по методам  проведения системных реформ.
    Практика  начального этапа системной трансформации  продемонстрировала два основных варианта перехода к рыночной экономике: эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Венгрия) и радикальный  путь ускоренного слома прежней системы и создания рыночных отношений «сверху» государством (классический пример - Польша).
    Радикальный путь («шоковая терапия») применялся с  различной степенью интенсивности  в большинстве стран ЦВЕ ввиду  того, что необходимые экономические  преобразования в этих странах «перезрели», оптимальные сроки их проведения были упущены в силу политических факторов (неспособность и нежелание коммунистической элиты последовательно проводить реформы, подрывающие ее монополию на власть). Программа «шоковой терапии» была разработана специалистами МВФ и МБРР.
    Более благоприятные условия для системных  реформ существовали в Венгрии, Польше, Словении и Чехии, что предопределило сравнительно быстрое и успешное проведение системной трансформации  в этих странах.
    Провести  периодизацию трансформационного процесса в странах ЦВЕ Довольно сложно, так как при общей направленности этого процесса он проходил в различные сроки в отдельных странах. Все же можно сказать, что в странах Центральной Европы начальный этап пришелся на 1990- 1993 годы, когда прошла либерализация экономики и была в основном достигнута макроэкономическая стабилизация, а к концу этого периода завершился трансформационный спад.
    Несмотря  на принимавшиеся центральноевропейскими реформаторами меры, жизненный уровень  населения снизился, что привело в 1993-1994  годах к поражению на выборах праволиберальных сил и приходу к власти партий социал-демократической ориентации. Левоцентристские правительства Венгрии, Польши и Словакии хотя и продолжили реформаторский курс, однако темп преобразований с целью обеспечения адаптации широких слоев населения к рыночным условиям замедлился.
    Период 1994-1998 годов можно оценить как этап закрепления достигнутых позитивных результатов, попыток скорректировать последствия допущенных прежде ошибок. На второй период в Венгрии, Польше Словакии и Чехии приходится массовая приватизация. На этом этапе в странах Центральной Европы завершается спад и возобновляется экономический рост, так что в 1998 году уровень ВВП в целом по региону Центральной Европы составлял 99% к уровню 1990 года, а в Польше -119%. Несмотря на неоднократно проводившиеся в этот период модификации экономической политики, ее стратегические направления и принципы, заложенные первыми реформаторскими правительствами, сохранялись неизменными, что обеспечивало преемственность и непрерывность политики системной трансформации.
    На  рубеже веков в Центральной Европе начался новый этап системных  преобразований. Содержанием третьего этапа рыночных реформ является продолжение либерализации экономики, но уже на новом уровне, а именно в условиях изменения роли и функций государства. Углубление реформ в государственном секторе предполагает, во-первых, приватизацию в наиболее капиталоемких отраслях производства и инфраструктуры; во-вторых, реформирование естественных монополий; в-третьих, расширение экономической либерализации и устранение бюрократических «наслоений», появившихся в годы «передышки» (1994-1998 гг.); и, наконец, всемерную поддержку развивающейся рыночной инфраструктуры (формирование рынка ценных бумаг, развитие системы биржевой торговли, современных форм кредитования и страхования и т.д.).
    В странах Балканского региона (Болгария, Румыния) на первом этапе (1990-1994 гг.) начатые  в условиях глубокого социально-экономического кризиса реформы «шокового» типа натолкнулись на широкое социальное недовольство (вплоть до свержения в результате похода румынских шахтеров первого реформаторского правительства П. Романа в сентябре 1991 г.). Радикальные реформаторы продержались здесь у власти не более полутора-двух лет, а сменившие их «беспартийные» кабинеты затормозили проведение реформ.
    Отказ от радикальных преобразований не мог  предотвратить углубления системного кризиса унаследованной от АКС экономики. Более того, вследствие серьезных  просчетов в экономической политике социалистического правительства Болгария в 1996-1997 годах была ввергнута в жесткий финансовый кризис. В Румынии в 1992-1996 годах продолжалось углубление экономического кризиса, сопровождавшееся ростом цен и безработицы.
    На  втором этапе (1996-2000 гг.), когда у власти в Болгарии и Румынии находились праволиберальные силы, была предпринята попытка радикализации рыночных преобразований, и взят курс на ускорение приватизации,  максимальное привлечение иностранного капитала, формирование рыночной инфраструктуры. Однако ускорение рыночных реформ обернулось, особенно в Румынии, резким падением уровня и качества жизни, глубоким социальным расслоением. Возможности активной социальной политики были блокированы затяжным экономическим спадом, бюджетам кризисом и отсутствием финансовых средств у государства.
    Ускорение реформ привело во второй половине 90-х годов к углублению трансформационного спада, остановить который удалось лишь в 2000-2001 годах. Объем ВВП в Болгарии в 2000 году составлял 82% от уровня 1990 года, а в Румынии в 1999 году этот показатель снизился до 73%, составив 82% к 1989 году. На Балканах, как и в России, трансформационный кризис оказался столь сильным ввиду специфики отраслевой и организационной структуры экономики, а также схожего менталитета населения. 

    Промежуточные итоги рыночных реформ в странах ЦВЕ
    Основные  меры по либерализации экономики  в странах ЦВЕ проводились  на протяжении весьма непродолжительного периода (1989-1991 гг.), когда были ликвидированы  органы директивного централизованного  планирования, отменена государственная  монополия внешнеэкономической деятельности, введена свобода предпринимательства. Либерализация цен, несмотря на первоначальные решительные шаги в духе «шоковой терапии», в большинстве стран ЦВЕ растянулась на все десятилетие 90-х годов. Доля свободных Цен составила: в Венгрии 92% (1992 г.), в Польше - 89,4% (1997 г.), в Чехии - 95% (1992 г.).
    Приоритетным  направлением рыночных реформ в странах  ЦВЕ выступала приватизация. Повсеместно  довольно быстро (1990-1993 гг.) и без  особых трудностей прошла «малая приватизация» - передача малых и средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение прежним владельцам собственности, изъятой у них коммунистическими режимами).
    Однако  приватизация крупных государственных  предприятий в странах ЦВЕ  проходила с гораздо большими трудностями: местные граждане и коммерческие структуры поначалу не располагали достаточными средствами для их приобретения, а сами предприятия не вызывали интереса у потенциальных покупателей.
    К концу 90-х годов доля частного сектора  в произведенном ВВП составляла: в Болгарии –  70% (2000 г.), в Польше - 60% (1998 г.), в Румынии – 62% (1999 г.), в Чехии - 80% (1999 г.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.