На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социологический анализ религиозных процессов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

гуманитарный  факультет

кафедра социологии

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

«Социологический  анализ религиозных  процессов»

Выполнил  студент 2 курса 

специальности «Социология» (поставить свою подпись)Глина Д.В.

Научный руководитель:

(здесь  написать должность, ученую степень и звание)  фамилия, инициалы

 
 
 
 
 
 
 
Минск, 2006  
СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение …………………………………………………………………………………………………………… 3 

1. Религия как  объект социологии                    6
  §1. Предметная определенность социологии религии  6
  §2. Возникновение и развитие социологии религии   3
  §3. Социология религии и другие науки о религии   4
  
2. Методы социологического  исследования религии    12
§1. Методы опроса в социологических 
исследованиях религиозных процессов                 12
§2. Наблюдение и анализ документов, как методы
изучения  религиозных процессов                      13 

3. Религия как  социальный институт                  16
  §1 Возникновение  религии                          
  §2 Функции  религии                               
  §3 Влияние  религии на общество                   
  §4 Типология  современных религий                   

Заключение                                           

Литература                                         
 

Введение 

      Социология  религии является одной из специальных социологических теорий, одной из социологических дисциплин, которая использует разработанный социологией категориальный аппарат, средства и методы познания для изучения, анализа отдельных социальных сторон различных социальных явлений и, в частности, такого социального феномена как религия, для представления религии как социального института. Здесь социолог имеет дело с религией как особым социальным феноменом, представляющим собой уникальное и наиболее древнее социальное образование. 
      В социологии религии изучается комплекс социальных проблем, связанных с  религиозными действиями, одна из которых: социологический анализ религиозных процессов, является предметом нашего изучения в рамках данной курсовой работы.
      Всякие  социальные действия есть действия осмысленные, т.е. в их основе лежат определенные социальные регуляторы – нормы, ценности, верования, ожидания и предпочтения индивидов и групп. Поэтому религиозные  процессы, являясь следствием религиозного действия представляют собой совокупность субъективных и объективных религиозных  действий, опирающихся на деятельность религиозных организаций, групп, а также протекающие в обществе социальные процессы в целом.
      Именно  они и будут представлять здесь  предмет социологического анализа  как совокупность религиозных структур и элементов, феноменов и подсистем, подсистем регуляторов отношений, подсистем социальных связей, образцов и норм поведения и т.д. Из специфики предмета вытекает постановка цели работы: выявить и изучить те социальные процессы, которые связаны с функционированием религии в обществе на разных этапах и уровнях, представить религию как целостную систему социальных связей и отношений, возникающих на основе разнообразных религиозных процессов.
      Постановка  таких целей требует выполнения ряда конкретных задач. Нам следует  выяснить, что представляет собой  религия как социальный институт, какими социальными атрибутами она  выделяется среди других социальных институтов, каковы ее функции и  влияние в обществе. В конечном счете необходимо будет установить типологию религий, ее структурированность, проанализировать важнейшие элементы религии, их динамику.
      Являясь специальной социологической теорией, социология религии использует разработанные  ею категории, инструментарий и методы, без которых невозможно познание социальной действительности как целостной  социальной системы и  отдельных  ее социальных феноменов. Применение социологического инструментария и социологических  методов в изучении религии оказывается закономерным и эффективным прежде всего для объяснения этой специфической социальной подсистемы, для обнаружения закономерностей протекания религиозных процессов, что в свою очередь позволяет выявить многие общесоциальные тенденции, определить подходы к пониманию социальных процессов и разработать обобщающие социальные модели, в конечном счете, обосновать парадигмы социологического познания религиозных процессов .
      Соответственно, это изучение предполагает использование  ряда социологических методов как  применяемых для изучения других сфер жизни общества, так и имеющих свою специфику, способных представить как социальное поведение и мотивацию религиозного человека, так и функционирование религиозных групп, организаций, отношения между религиозными конфессиями и выявить закономерности протекания тех или иных религиозных процессов в обществе. На основании этих методов, она добывает эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает конкретную социальную модель ее функционирования и существования в будущем.
      Методы  социологии религии разнообразны, но среди этих методов нам следует  обратить внимание на наиболее распространенные в исследовании социальных явлений  вообще и религиозных процессов  в частности: методы анализа письменных источников и исторических документов, континент-анализ и кросс-культурный сравнительный анализ; методы опроса и статистические методы; методы включенного  и невключенного наблюдения и  т.д. 
      Нам необходимо осознать, что не только социологи, но и другие ученые, культурологи, религиоведы, имеющие дело с изучением  общества и человека, в своих исследованиях  изучают религию. В связи с  этим нам следует понять, какова специфика социологического представления религии, чем это изучение отличается от чисто исторического, психологического познания или других наук о религии. Следствием такого изучения религии должны быть особенные аспекты социологического знания о религиозных процессах в современном обществе, а значит и обнаружение их развития в будущем.
 

Глава 1. Религия как объект социологии 

§1. Предметная определенность социологии религии 

      Понимая общественную значимость религии, сложность  и а порой и остроту религиозной проблематики, которая периодически возникает в обществе и касается состояния религии и религиозных конфессий, начать изучение этой проблематики необходимо с ответа на вопрос о том, как возможно сделать религию предметом специального научного изучения, не является ли социологический  анализ религии дублированием изучения религии такими дисциплинами как религиоведение, культурология и пр.
      Социолог  исследует религиозные процессы, религию как социальный феномен  с позиций специального социологического анализа, применяя социологические  методы и акцентируя внимание на том, каковы причины образования и  функционирования религиозных конфессий  и групп, что собой представляют религиозные институты, благодаря  чему они сохраняются или перестают  существовать, какие складываются отношения  между религиозными группами, почему возможны конфликты, что лежит в  основе религиозно-культовых действий, как религиозные процессы влияют на общественное развитие и т.д. Это  – важнейшие проблемы, обязательные для изучения социологией, в рамках которых религия становится объектом социологии религии.
      В социологической литературе принято  определять социологию религии как  специальную социологическую дисциплину, изучающую структуру, принципы и  закономерности функционирования религии  и религиозных институтов в обществе. [1],[ [2],[8]
      Для социолога религиозные процессы интересны и важны не сами по себе, имеют ли они смысл или нет, истинны они или ложны, а потому, что они наряду с религиозными организациями, учреждениями, группами, верованиями и другими элементами религиозной системы влияют на поведение  людей, на развитие общества в целом.
      Таким образом, религия как предмет  социологического анализа есть социальная подсистема, представляющая совокупность структур и процессов, связанных  в первую очередь с отправлением религиозного культа и комплексом социально-религиозных  действий направленных на воздействие в функционировании общества.
      Безусловно, одна из изначальных проблем социологии религии выступает проблема определения  того, что относится к понятию  «религия». Сам термин «религия» [от латинского:religio – благочестие, святыня] обозначает форму отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. [3, 427], В философском энциклопедическом словаре находим следующее определение религии: «Мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного». [4, 547] Усвоив смысл понятия «религия», необходимо перейди к более детальному анализу начал и принципов научного изучения самого феномена, именуемого религией.
      В этой связи существенным оказывается  представление о том, как возникла и развивалась социология религии, как она связана с основными теориями общественного развития последних столетий и каково ее социально-культурное значение. 

§2. Возникновение и развитие социологии религии 

      Своим возникновением социология религии  всецело обязана общеевропейским процессам XVIII – XIX вв., начиная с эпохи Просвещения и европейских буржуазных революций. Одним из первых и важнейших источников социологии религии стали социально-философские учения французских просветителей-энциклопедистов (Гольбах, Дидро, Руссо, Гельвеций), в которых открыто зазвучала критика не только феодальных общественных отношений, но и церкви как социального института. [5, 689-709] Более радикального продолжения в изучении религия у них не получила, но в контексте работ изучение религии, церковного института способствовало актуализации вопросов о социальной детерминации религиозного сознания, о роли религии в жизни общества. И хотя идеология Просвещения рассматривали человека прежде всего как «человека разумного», способного полагаться на собственный разум, и идти по пути социального прогресса в «царство разума»,однако проблемы религии не приобрели у них научно обоснованного рассмотрения.
      Одним из первых мыслителей Нового времени, стремившимся показать возможность  рассматривать религию  с  позиций  естественнонаучного и философского мышления являлся И. Кант (1724—1804). С  его точки зрения, разум обладает более сильными аргументами, чем  те, которыми располагает церковная  доктрина и Священное писание. Современный  человек должен жить собственным  умом, освободившись от тлетворных догм, неразумных запретов и раболепия  перед авторитетами от религии. Философское  рассмотрение религии «в пределах только разума» обязано не просто опровергнуть религию, а обнаружить рациональное состояние религиозных представлений  и предложить, таким образом, человеку «разумную религию», выводящую его  из тупика «трансценденций».
      С самыми первыми шагами в направлении  возникновения и социологии как  науки, и «позитивной критики  общества» и его элементов  связано имя французского философа, ученого О.Конта (1798—1857).
      В учении Конта об обществе очень важными в понимании особенностей религии оказываются несколько важных положений. Во-первых, поступательно-прогрессивное развитие общества прошло несколько стадий своего развития. Во-вторых, религия, на первой «метафизической» стадии оказавшая значительный вклад в «очеловечивание человека», на «позитивной» (современной автору) стадии оказывается не просто уже не нужной, но и активно преодолеваемой и вытесняемой наукой. В-третьих, господству теологических деятелей приходит конец, их сменяют ученые-инженеры, которые способны генерировать позитивной синтезу научного и социального позитивного знания, которое представляет новая наука социология, чтобы осуществить на практике слияние идей высшего порядка и социального прогресса.
      В продолжение идей О.Конта Г.Спенсер, развивая мысли об эволюционном прогрессе  общества, указывает на второстепенность и периферийность религиозных процессов  в Европе в период буржуазных преобразований. Они уступают место рынку и экономике, либерализму и индивидуализму как регуляторам общественной жизни.
      Однако  подлинно социологическое рассмотрение религии как социального феномена было сформировано только ко второй половине XIX в. и представлено именами, К. Маркса, М. Вебера Э. Дюркгейма. Именно их и принято считать родоначальниками социологии религии.
      Так, Э.Дюркгейм (1858-1917) в работе «Элементарные  формы религиозной жизни» на примере  первобытных аборигенов объясняет  способ, при помощи которого религия  в обществе способна выступить социальным гарантом защищенности людей. Впервые  Дюркгейм в рамках социологии рассматривает  религию как интегрирующую общество силу.
      Существенный  вклад в становление социологии  религии  внес немецкий философ, экономист  и политолог К.Маркс (1818—1883). Он  представил религию как социальный феномен, вытекающий из системы  общественных (базисных) отношений, которая порождается  ими вследствие неразвитости этих отношений  и отсталости «надстроечных»элементов: право, политика, наука, мораль.
      Это означало, с его точки зрения, что религия является важнейшим  социальным фактором, стоящим на службе определенных классов и сословий, защищающим их интересы и потребности, реализуя при этом свою социальную функцию и функцию идеологическую. Религия — разновидность «отчужденного сознания», порождение общественного процесса, развивающегося в отчужденных формах, что в конце концов приводит к наделению естественных вещей «сверхъестественными» свойствами (товарный фетишизм): продукты человеческой деятельности как внешняя, чуждая сила начинают господствовать над людьми. Маркс на этой основе выводит закон господства общественного бытия над общественным сознанием.[6, 535-537]
      Откровенную оппозицию К.Марксу составил М.Вебер (1864—1920), отрицающий классовую роль религии и наделивший ее функцией смыслополагания, организующей «целерациональные человеческие действия». В своей знаменитой книге «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер исследует вклад христианства в историю становления европейского капитализма, показывая, что протестантская лютеранская этика привела в конечном счете к пробуждению индивидуалистического духа, интересу к земной жизни, победе предпринимательства над средневековым аскетическим стилем жизнедеятельности.
      Именно  религия, по Веберу, стимулировала становление  и расцвет современной капиталистической  экономики, в рамках которого состоялся  переход от феодальной Европы к промышленно  развитому обществу. Вот почему, указывает он, религия обладает мощным социокультурным потенциалом, который нельзя не учитывать в развитии общества, а значит, нельзя не изучать. .[7, 207-208]
      Когда в XIX - начале XX вв. кризис религии многие мыслители трактовали как победу человеческого разума над его неразумной тенью, как всеобщее освобождение для социального действия, М.Вебер обнаруживает в этом кризисе  серьезные симптомы  духовной и социальной болезни людей. Последствия непременно не заставят себя ждать: произойдет кризис культуры и социальных институтов, отвечающих за порядок в обществе.[8, 561-566]
      Таким образом, работы К.Маркса, Э.Дюркгейма  и М.Вебера стали отправными точками  в создании специальной социологической  теории – социологии религии. 
      В ХХ в. их идеи были развиты и обогащены в трудах  многих зарубежных и отечественных социологов, посвятивших себя изучению социологических проблем религии. 

§3. Социология религии и другие науки о религии  

      Религия — социальное явление, отличающееся сложностью, многоаспектностью отношений  и действий. Они проявляется в  различных сферах жизни, в различных социальных обстоятельствах. Поэтому интерес к религии имеется у многих общественных науках. 
      Так, в психологии религии изучаются  психические феномены, настроения, чувства, эмоции человека, возникающие  под воздействием религиозной веры.
      Социологию  же интересуют те религиозные процессы, которые происходят в жизни человека и общества и имеющие не психологическую, а социальную значимость, предопределяющие социальные изменения под воздействием религиозных чувств и направляемые действия людей в социальное русло. Поэтому главной темой социологии религии выступает проблема не внутреннего, а внешнего взаимодействие религии и общества. Это значит, что социология концентрирует свой исследовательский взгляд на социальном «измерении» религии и ее влиянии на социальное поведение.
      В отличие от историка социолога интересуют общие правила, образцы поведения, способы религиозной мотивации, а не то, что составляет историко-генетическую канву развития религии, неповторимость исторического пути той либо иной религии.
      Теология, как и философия религии, в отличие от социологии религии и научного подхода к изучению религии, основывается на признании действительного существования религиозного объекта. Предмет теологии — Бог и самообнаружение Бога в мире и себе самом, его «откровение». Предметом социологии религии как науки выступают действия и процессы, направленные не к Богу, а к явлениям, в которых он, согласно религиозным догматам, верованиям и взглядам, обнаруживает и транслирует в общественную жизнь.
      Иными словами, социолог не сможет объяснить существование веры в Бога существованием Бога, «иманацией Бога в мир». Социология в этом смысле будет использовать подход, сформулированным Э.Дюркгеймом. Суть его состоит в следующем: социальные феномены должны получить объяснение в социальных категориях.
      В заключении главы следует подвести некоторые итоги.
      Для социолога религия — совокупность внешних социально окрашенных поведенческих актов индивидов, организаций и групп, их вербальных и социальных действий и продуктов их взаимодействия.
      Это значит, что областью, в которой реализуется предмет социологии религии, выступает доступное научному анализу, социологическим методам социальное поведение человека в самом широком смысле этого слова.
      Особое  место во взаимоотношениях социологии религии с другими науками  отводится использованию ею всех возможных знаний. От этого зависит  наукоемкость, плодотворность и результативность социологического анализа религиозных  процессов. С другой стороны, социологические  разработки являются общетеоретическим  фундаментом, на котором строится конкретное знание религиоведения, психологии религии, культурологии, других научных дисциплинах. 
     

 

Глава 2. Методы социологических  исследований религиозных процессов 

      Социология  использует для изучения религии  методы, выработанные и применяемые  ею в исследовании всех социальных явлений. Среди них наиболее распространенные: анкетный опрос и интервьюирование; статистический анализ и анализ документов (сравнительный анализ, контент-анализ, анализ письменных источников, исторических документов); эмпирические методы (наблюдение и эксперимент) и др. 

§1. Методы опроса в социологических исследованиях религиозных процессов 

      Одним из важнейших является метод опроса, который проводится либо в виде стандартизированного интервью, когда вопросы задает интервьюер, либо в форме письменного заполнения анкеты респондентами. Возможно проведение опросов с применением современных средств коммуникации (почтовый, телефонный и пр.).
      Помимо  общих требований к организации  и проведению опроса, в изучении религиозной проблематики следует  быть более внимательными и корректными  в составлении вопросников, чтобы  не оскорбить религиозные чувства  респондентов, или не получить отторжения в время общения. Респондентам, как правило, задаются вопросы об их религиозной принадлежности, о том, как часто они посещают церковь (костел, молитвенный дом и пр.), в какой степени знают вероучение, как относятся к отдельным его фрагментам, например, верят ли в жизнь после смерти, в существование дьявола и т.д.
      Таким образом, составляется наиболее распространенный блок вопросов, касающийся религиозного сознания и поведения респондентов, т.е.  вопросы,  которые  позволяют  судить  о  характере  и интенсивности религиозности. В зависимости от цели исследования, в опрос включаются и специфические вопросы, нетрадиционные проблемы, подлежащие обсуждению. Так, к примеру, возможно изучение мнения религиозных респондентов на стыке религии и политики, религии и этики, религии и науки.
      Опросный  метод особенно оказывается полезным в установлении корреляций между теми или иными специфическими чертами религиозности и конкретными, интересующими социолога социальными установками и характеристиками. Для установления более глубоких причинных связей он нуждается в дополнении такими данными, которые получены из анализа документов, либо с помощью статистического анализа, наблюдения, эксперимента.
      Одно из очевидных затруднений, с которым сопряжено применение этого метода в работе с верующими, связано с несовпадением понятий (научной терминологии) и мыслей респондентов и социолога. Следует, учитывая это максимально точно интерпретировать интересующие аспекты исследования не только в инструментарии, но и при обработке эмпирических данных.
      Общение социолога с религиозными респондентами  посредством интервью также имеет  свои показания и противопоказания. Ни в коем случае нельзя настаивать на ответе на вопрос, который респондент не желает освещать: «наступление на свободу  совести» окажется губительным для  всей последующей беседы. Особое внимание следует обратить на место интервьюирования. С одной стороны, это не должно быть религиозно-культовое помещение, но с другой, выбор светских мест общения должен обязательно быть согласован с самим респондентом. Как и в других случаях интервью будет имеет определенные преимущества перед анкетированием, поскольку  будет собрана дополнительная «незапланированная»  информация, отражающая мнение респондента  о «побочных вещах». 

§2. Наблюдение и анализ документов, как методы изучения религиозных  процессов 

      Очень распространенным методом эмпирических исследований в социологии религии является наблюдение. Это может быть стандартизированное наблюдение, когда социолог располагает определенной программой исследования и осуществляет по определенной процедуре фиксацию выделенных им показателей.
      Это может быть также включенное наблюдение, когда исследователь живет или работает в религиозной среде и одновременно ее исследует. Этот метод использовался, в частности, в последнее время социологами, изучавшими новые религиозные движения. Участвуя в жизни группы, социолог имеет возможность наблюдать поведение людей в религиозном контексте. При этом наблюдение может быть скрытым или же открытым, если наблюдаемые доверяют новому члену группы. Этот метод имеет очевидные преимущества хотя бы потому, что дает возможность выявить такие обстоятельства, которые доступны только при условии участия в наблюдаемых действиях.
      Можно сопоставить — что говорят  наблюдателю верующие о своих взглядах и что они делают. С помощью наблюдения можно получить более точные и глубокие, «качественные» данные. Но у этого метода есть и свои ограничения. Прежде всего он требует высокой квалификации наблюдателя, его умения обобщать, устанавливать по возможности объективно то, что имеет существенное значение, отсеивая второстепенную информацию. Включенное наблюдение почти исчерпывает возможность для социолога религии в какой-то мере контролировать исследуемые обстоятельства.
      Метод эксперимента, применяемый достаточно широко в других областях социологического исследования, в социологическом изучении религии почти не применяется. Дело в том, что религия затрагивает глубокие, сокровенные чувства личности, которые уже просто по этическим мотивам не должны становиться объектом манипулирования и экспериментирования в каких бы то ни было целях. Но, наверное, есть все же ситуации, когда по тем или иным причинам индивиды согласны с проведением эксперимента и его проведение не сопряжено с этическими  проблемами. Это может быть связано, например, с демонстрацией необычных особенностей (экстрасенс, целитель, шаман) или экспериментом по внедрению программ религиозного обучения с точки зрения эффективности предлагаемых моделей.
      Очень важным методом социологического исследования религиозных процессов считается анализ документов, в том числе исторических, письменных религиозных источников, религиозных документов. Эти источники информации, как мы покажем в следующей главе, с успехом используются в разработке типологии религиозных организаций, в исследовании этапов эволюции религии, в выявлении закономерностей истории развития религии и религиозных организаций. Кстати, именно анализ документов лёг в основу изучения М.Вебером влияния религии и морали протестантизма на развитие капитализма в Европе, что впоследствии было реализовано в указанной нами выше работе «Протестантская этика и дух капитализма».
      Достаточно  строгим методом анализа содержания разного рода документов является контент-анализ — выделение исследователем религиозных  тем, сюжетов или некоторых предположений в исследуемых материалах (газетах, журналах, телепередачах). Это может быть, например, анализ текстов проповедей, характерных для какого-то отдельного проповедника или религиозной организации, течения. Это может быть, анализ популярной религиозной литературы и т.п. Этот анализ дает возможность увидеть  реальное религиозное сознание данной группы, которое отличается от официального учения (как обыденное сознание отличается от идеологических концепций).
      Таким образом, социолог располагая разнообразными и взаимодополняющими методами, позволяющими на эмпирическом уровне исследовать религиозное поведение, накапливает необходимые данные для теоретических рассуждений и описаний, оказывается перед новой проблемой: их интерпретацией, обобщениями и концептульным построением социологии религии как теории.
      В данной работе мы осуществим такую  попытку в следующей главе  и, воспользовавшись социологической  методологией, представим обоснование  религии как специфического социального  института.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.