На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Отношения между понятиями

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………..………………………………………………………….3
    Общая характеристика понятия……………………………………………4
      Понятие. Содержание и объем понятия……………………………..........4
      Виды понятий по объему и содержанию…………………………………6
    1.3. Определенные  и неопределенные понятия……………………………….7
1.4. Отношения  между объемами понятий……………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....14
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….………..………...…15
 


ВВЕДЕНИЕ
     Понятие - форма мышления, отражающая предметы в их общих существенных признаках. Чтобы осмысленно оперировать понятиями, правильно их использовать в решении  теоретических и практических задач  необходимо уметь выявлять две основные логические характеристики: объем и  содержание понятия. Объем понятия - это совокупность (класс) предметов, которые мыслятся в данном понятии.
     Содержание - совокупность признаков предмета (предметов), мыслимых в данном понятии. Операции над понятиями - это такие  логические действия, вследствие которых  создаются новые понятия.
     Обобщить  понятие - значит перейти от понятия  с меньшим объемом, но с большим  содержанием к понятию с большим  объемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие «студенты, изучающие логику» мы переходим  к понятию «студенты».
Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия, первое относится  ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате обобщения уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки. Для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание исходного понятия, т.е. исключить его видовые (индивидуальные) признаки. Обобщение понятий не может быть безгранично. Наиболее общими являются понятия с предельно широкими объемами - категории, например, «материя», «свойство», «движение» «любовь» и так далее. Ограничение понятий представляет собой операцию, противоположную операции обобщения. Ограничить понятие - значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию меньшим объемом, но с большим содержанием. Иначе говоря, чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода к виду: увеличить его содержание путем прибавления видовых признаков. По аналогии с предыдущим примером «Студенты - заочники». Например, ограничивая понятие «студент», мы переходим к понятию «заочник», которое в свою очередь можем ограничить, образовав понятие «заочник института ВСК». Пределом ограничения понятия является единичное понятие, например, «заочник института ВСК Шнейдер Борис Владимирович». Обобщение и ограничение не следует смешивать с мысленным переходом от части к целому и выделением части из целого, как, например час из суток. 

    Общая характеристика понятия
      1.1. Понятие. Содержание и объем понятия
     Первая  и наиболее простая форма мышления - это понятие. В качестве составной части оно входит в другие, более сложные формы мышления - суждение и умозаключение. Понятием называется форма мышления, которая обозначает собой какой-либо объект или его свойство.
      Понятия не существуют в объективном мире. Они возникают в нашем сознании  и заменяют предметы, процессы действительности логическими образами, делая естественный язык общения и языки наук информационно более емкими, более насыщенными, давая возможность зафиксировать и передать знания с помощью наименьшего количества знаковых средств.
     В окружающем нас мире существует бесконечное  множество различных объектов и  свойств, а в нашем сознании они  отражаются в виде понятий. Так, например, мы называем один предмет «горой», другой - «небесным телом», третий - «растением»; одно свойство или признак мы называем «мужеством», другое - «хитростью» и т.д. и т.п. Поэтому можно сказать, что понятия это мысленные названия объектов или, говоря условно, «имена вещей».
      Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в  них изучаемые ею предметы, явления, процессы.
     Любое понятие выражается в слове или  словосочетании, например: «дом», «осенний лист», «первый президент Америки» и т.п. Каждое понятие имеет содержание и объем. Содержание понятия - это наиболее важный признак (или признаки) того объекта, который обозначен (выражен) этим понятием. Например, чтобы установить содержание понятия «человек», надо указать такой признак, который является наиболее важным, главным, основным для человека, признак, который отличает его от всех других существ, объектов, предметов и вещей. Таким признаком является наличие у человека разума. Следовательно, в содержание понятия «человек» входит только один важный признак - наличие разума. А в содержание понятия «мужчина» входит уже два важных признака:
     1) наличие разума (этот признак  мы автоматически повторяем, потому  что любой мужчина - это человек);
     2) принадлежность к определенному  полу или - к одному из полов  (к одной из половин человечества, слово «пол» происходит как раз от слова «половина»).
А если надо установить содержание понятия  «русский мужчина», то следует указать  три важных признака:
     1) наличие разума;
     2) принадлежность к определенному  полу;
     3) принадлежность к определенной  национальности.
     Таким образом, содержание понятия может  включать в себя как один признак  какого-либо объекта (или объектов), так и два, и множество признаков, причем их количество, как мы увидели, зависит от того объекта, который выражается или обозначается данным понятием. Но почему в одном случае содержание понятия состоит из единственного признака, а в другом - из множества признаков? На этот вопрос ответить несложно, если знать, что такое объем понятия.
     Объем понятия - это количество объектов, охватываемых этим понятием. Например, объем понятия «человек» гораздо шире, чем объем понятия «мужчина», потому что людей существует больше, чем мужчин. А объем понятия «русский мужчина» гораздо меньше, чем объем понятия «мужчина», потому что русских мужчин на свете намного меньше, чем вообще всех мужчин. И, наконец, объем понятия «первый президент России» равен единице, потому что включает в себя только одного человека. Точно так же объем понятия «город» является очень широким в силу того, что это понятие охватывает собой все множество городов, какие только существуют на свете, а объем понятия «столица» меньше объема понятия «город», так как это понятие охватывает собой только столицы (которых намного меньше, чем городов). Объем же понятия «столица России» равен единице, потому что включает в себя один единственный город.
     Содержание  и объем понятии, приведенные выше примеры: какое понятие - «человек» или «мужчина» - больше или шире по содержанию? Конечно же, понятие «мужчина», потому что его содержание включает в себя два признака (наличие разума и принадлежность к определенному полу), а в содержание понятия «человек» входит только один признак (наличие разума). А теперь ответим на вопрос: какое понятие - «человек» или «мужчина» - больше или шире по объему? Конечно же, понятие «человек», потому что оно охватывает собой гораздо больше объектов, чем понятие «мужчина». Таким образом, между объемом и содержанием понятия существует обратное отношение: чем больше содержание понятия, тем меньше его объем, и наоборот. 
 

 

    1.2. Виды понятий по объему и содержанию
     Все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов. По объему они бывают единичными (в объем понятия входит только один объект, например: «Солнце», «город Москва», «первый президент России», «писатель Лев Толстой»), общими (в объем понятия входит много объектов, например: «небесное тело», «город», «президент», «писатель») и нулевыми (в объем понятия не входит ни одного объекта, например: «Баба Яга», «Кащей Бессмертный», «Дед Мороз», «вечный двигатель», «марсианский житель», т.е. понятие существует, а объект, который оно обозначает, не существует). По объему понятия также бывают собирательными (понятие обозначает объект, который состоит, собирается из какого-то ограниченного набора элементов, делится, распадается на какие-то составные части, например: «10 класс А», «рота солдат», «музыкальный коллектив», «волчья стая», «созвездие») и несобирательными (понятие обозначает объект, который не состоит, не собирается из какого-то ограниченного набора элементов, не делится, не распадается на какие-то составные части, являясь чем-то единым, целым, например: «человек», «растение», «звезда», «океан», «карандаш»).
     По  содержанию понятия бывают конкретными (понятие обозначает какой-либо объект, например: «стол», «гора», «дерево», «планета») и абстрактными (понятие обозначает не объект, а признак, свойство, например: «мужество», «глупость», «неряшливость», «темнота»). Также по содержанию понятия бывают положительными (понятие обозначает наличие чего-либо, например: «животное», «школа», «небоскреб», «комета») и отрицательными (понятие обозначает отсутствие чего-либо, например: «не животное», «не школа», «неправда», «бестактность»). Легко заметить, что понятие является отрицательным, когда слово, которым оно выражено, употребляется с частицей не или без, однако, если эта частица входит в состав слова, которое без нее не употребляется («неряха», «неряшливость», «ненастье», «нерадивость», «невежество»), то понятие, выраженное таким словом, является положительным.
     Любому  понятию можно дать логическую характеристику. Это значит - разобрать его по объему и содержанию. Сначала надо определить единичным, общим или  нулевым оно является, потом установить собирательное оно или несобирательное, затем выяснить конкретное оно или абстрактное и, наконец, ответить на вопрос - положительное оно или отрицательное. Например, понятие «Солнце» - единичное (потому что в его объем входит только один объект, одно небесное тело), несобирательное (так как Солнце не состоит ни из каких частей, не делится на них), конкретное (ведь Солнце это объект, а не признак или свойство), положительное (потому что этим понятием обозначается наличие, а не отсутствие объекта). Точно так же «растение» - это понятие общее, несобирательное, конкретное, положительное, а понятие «созвездие Ориона» - единичное, собирательное, конкретное, положительное. 
 

1.3. Определенные и  неопределенные понятия
     Одним из существенных аспектов интеллектуально-речевой  практики является различение определенных и неопределенных понятий. Понятие считается определенным в том случае, когда у него ясное содержание и четкий объем. Как мы уже знаем, содержание понятия - это наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает, а объем - это количество охватываемых им объектов. Таким образом, понятие имеет ясное содержание в том случае, если можно точно указать набор важных признаков выражаемого им объекта, а также - точно установить границу между теми объектами, которые это понятие охватывает и теми, которые не принадлежат к его объему. Например, понятие «мастер спорта» является определенным. Оно имеет ясное содержание, т.к. можно точно указать наиболее важный отличительный признак мастера спорта - официально обладать этим спортивным разрядом. Также понятие «мастер спорта» имеет четкий объем - относительно любого человека можно точно сказать, является он мастером спорта или нет, т.е. попадает или не попадает в объем этого понятия; говоря иначе, возможно провести четкую границу между всеми мастерами спорта и всеми, кто ими не является, точно отделить одних от других.
     Понятие является неопределенным тогда, когда оно имеет неясное содержание и нечеткий объем. Если понятие характеризуется неясным содержанием, то это значит, что невозможно точно указать наиболее важные отличительные признаки того объекта, который оно выражает; а нечеткий объем понятия свидетельствует о невозможности провести точную границу между теми объектами, которые входят в объем этого понятия и теми, которые не входят в него. Например, понятие «хороший спортсмен» является неопределенным. Оно имеет неясное содержание, т.к. невозможно с точностью указать существенные признаки хорошего спортсмена: нельзя однозначно ответить на вопрос - кто это такой, кого следует считать хорошим спортсменом? То ли это тот, кто имеет разряд не ниже мастера спорта, то ли тот, кто установил не менее одного мирового рекорда, то ли - многократный олимпийский чемпион, то ли хороший спортсмен - это тот, кто сам себя таковым считает. Понятно, что и мнения различных людей по поводу того, кого надо относить к хорошим спортсменам, будут значительно различаться: одни будут утверждать одно, другие - другое. Также понятие «хороший спортсмен» имеет нечеткий объем - относительно любого человека невозможно точно сказать, является он хорошим спортсменом или нет, т.е. попадает или не попадает в объем этого понятия, говоря иначе, нельзя провести четкую границу между множеством хороших спортсменов и всеми, кто ими не является, точно отделить одних от других.
     Несмотря  на неясность содержания и нечеткость объема неопределенных понятий, мы обычно пользуемся ими без особенных  затруднений, как правило, интуитивно понимая, о чем идет речь, когда  говорят о скучной книге, неинтересном фильме, умном человеке, бессовестной выходке, удобном кресле, высокой зарплате и т.п. Конечно же, если бы в мышлении и языке существовали только определенные понятия, то они (мышление и язык) были бы более точными. В этом случае исчезли бы разночтения, двусмысленность, неясность, и в человеческом общении было бы намного меньше трудностей и барьеров в виде взаимного непонимания и разногласий. Однако, большая точность языка и мышления сделала бы их более бедными и менее выразительными.
     Кроме того, неопределенные понятия являются источником неточности и разногласий не сами по себе, а в зависимости от той ситуации, в которой они употребляются. К различного рода трудностям неопределенные понятия могут привести, если они употребляются, например, в официальных документах. Неопределенные понятия, попавшие в тексты законов, могут создать основу для разночтений и неверных решений. Так, например, понятие «нарушение общественного порядка» является неопределенным и, присутствуя в тексте какого-либо законодательства без поясняющих комментариев, может стать причиной оправдания виновного и наказания невиновного.
     Для того, чтобы предотвратить возможные негативные последствия употребления неопределенных понятий, в их содержание вводятся дополнительные признаки, благодаря чему оно (содержание) становится ясным, а объем понятия - четким. Например, желая преодолеть неопределенность понятия «молодая семья», можно ввести в его содержание признак - «супругам не более 30 лет». Так же неопределенное понятие «опытный специалист» возможно превратить в определенное, добавляя к его содержанию признак - «стаж работы в данной области не менее 10 лет». 
 

1.4. Отношения между  объемами понятий
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.