На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы развития и оценки экономического потенциала муниципальных образований в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


тема "Проблемы развития и оценки экономического потенциала муниципальных образований в  России" 
 

     Курсовая  работа должна состоять из введения, в  котором обосновывается актуальность избранной темы, основного раздела, где раскрывается данная тема в теоретическом и практическом вариантах, и заключения с выводами и предложениями.
     Теоретические  и практические предложения в работе должны основываться и подкрепляться анализом различных источников информации, а также схемами, графиками, таблицами, диаграммами и пр., с тем, чтобы были выявлены тенденции, проблемы, обоснованы рекомендации по выбранной теме.
     Курсовая  работа должна быть соответствующим  образом оформлена, т.е. иметь титульный  лист, план работы, список использованной литературы, пронумерованные страницы, сноски по тексту на источники информации, правильно оформленные таблицы, схемы, диаграммы, а также иметь подпись исполнителя.
     Изложение материала должно быть грамотным, логичным, текст должен быть отредактирован. Не допускается сокращение слов, кроме  общепринятой аббревиатуры.
     Объем работы не должен превышать 40 страниц  машинописного текста.
     Список  литературы должен быть составлен в  соответствии с принятым стандартом и включать в себя, по возможности, не менее 10 литературных источников. Законченная  курсовая работа к установленному сроку должна быть представлена на кафедру для проверки. Работы, выполненные на низком уровне и не соответствующие настоящим требованиям, возвращаются студенту с письменным заключением руководителя на доработку и исправ 
 
 

                                            Содержание 

Введение  ……………………………………………………………………….3
1.Теоретические аспекты развития и оценки экономического
    потенциала муниципальных образований ………………………………..6
1.1 Понятие  муниципальные образования……………………….…………..6
1.2 Экономический  потенциал муниципальных образований 
      и его составляющие ……………………………………………………….8
1.3 Развитие  и оценка экономического потенциала  региона……………....12
2. Анализ развития и оценки экономического потенциала
     Калининградской области……………………………………….……….19
2.1 Проблемы  развития и оценки природно-ресурсного  потенциала….....21
2.2 Проблемы  развития и оценки производственного   потенциала……....25 
2.3 Проблемы  развития и оценки населения  и трудового  потенциала…..32
Заключение  …………………………………………………………………..35
Список  использованной литературы …………………………………..…..37 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Введение
            Муниципальные образования (МО) являются  составной частью экономики региона  и страны в целом. Совершенствование механизма регулирования их социально-экономического развития и эффективная оценка реального положения в муниципальных образованиях являются одним из ключевых факторов экономического и политического развития России.
             Актуальность темы исследования обусловлена повышением роли муниципальных образований в развитии экономики регионов, увеличением их самостоятельности. Особенно значимой указанная проблематика является для муниципальных образований Калининградской области в силу ее геополитических особенностей и перспективном расширении влияния Европейского Союза на экономику государств Балтийского региона.
                 Вышеуказанное подтверждает необходимость исследования регулирования экономического потенциала муниципальных образований.
               В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 12,5 тыс. муниципальных образований. Лишь 400 из них являются самообеспеченными.
             Как известно, обострившийся после августа 2008 года экономический кризис особенно тяжело сказался на тех регионах России, финансовое положение которых существенно зависит от трансфертов из федерального бюджета. К числу таких регионов относится и Калининградская область. Очевидно, что в ближайшие годы ресурсы федерального бюджета, который с учетом внешних и внутренних долгов России будет оставаться напряженным, не позволят удовлетворять финансовые запросы и реальные потребности дотируемых областей в недостающих финансовых ресурсах.
              Несмотря на всю сложность экономической ситуации, вполне реально улучшить положение регионов и составляющих их муниципальных образований за счет более полного и рационального использования собственного ресурсного потенциала. Это позволит предотвратить не только ухудшение финансовой и экономической ситуации, но и обеспечить рост экономики региона в целом.
                 Решить эти проблемы можно в рамках совершенствования механизма регулирования социально-экономического развития муниципальных образований, возможности которого заключаются не столько в изыскании способов «перекачки» денежных средств в региональные и местные бюджеты, сколько в росте доходов предприятий и населения, образующих налогооблагаемую базу.
               Чем выше будут эти доходы, тем больше налоговых поступлений в бюджет может быть собрано при том же уровне ставок налогообложения. Поэтому рост налогооблагаемых доходов юридических и физических лиц, при условии обеспечения собираемости налогов, приводит к увеличению поступлений, как в федеральный, так и в региональные и местные бюджеты. Это, с одной стороны, уменьшает зависимость бюджетов нижестоящего уровня, а с другой стороны, - создает дополнительную возможность бюджетам вышестоящего уровня увеличить трансферты, которые на сегодняшний день являются важными источниками финансирования развития дотационных территорий.
              В связи с этим в настоящее время остро встает проблема оценки социально- экономического положения муниципальных образований, так как от этого зависит планирование объема финансовой помощи, которая осуществляется из областного бюджета. На государственном уровне основным экономическим индикатором в зарубежной и отечественной статистике является валовой внутренний продукт, на региональном - валовой региональный продукт. На муниципальном уровне такой показатель отсутствует. Актуальность вышеуказанных проблем определила постановку целей и задач работы.
            Целью исследования являются проблемы развития и оценки экономического потенциала муниципальных образований.
            Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи:
  1. Изучить и обобщить теоретические основы экономического потенциала муниципальных образований.
2. Исследовать проблемы оценки экономического потенциала территориальных образований.
            Объектом исследования выступают муниципальные образования Калининградской области.
               Теоретической и методологической основой исследования послужили концептуальные положения и выводы, представленные в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, которые посвящены вопросам функционирования экономики региона, развития муниципальных образований и местного самоуправления. Наиболее существенный вклад в исследование теории и практики развития муниципальных образований внесли такие ученые как Васильев В.И., Велихов Л.А., Волков Л.А., Вон Р., Воронин А.Г., Глазырин М., Лапин В.А., Маршалова А.С., Новоселов А.С., Романовский М.В., Суспицын С.А., Чернышов Л.Н., Широков А.Н. и др.
              Вопросы функционирования экономики Калининградского региона исследуются в работах таких известных специалистов как Бильчак B.C., Ивченко В.В., Жданов В.П., Корнеевец B.C., Маточкин Ю.С., Сергеев Л.И, Федоров Г.М. и др
1. Теоретические аспекты развития и оценки экономического потенциала муниципальных образований
       1.1 Понятие муниципальные образования
       В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:
    - сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и волостям досоветского периода и в ряде современных регионов, например, в районах Псковской области.
    - городское поселение — город или посёлок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
    - муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
    - городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
    - внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[1]
          В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).
             Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.
            В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.
  1.2 Экономический потенциал муниципальных образований и его составляющие
       Экономический потенциал муниципальных образований характеризуется его основными составляющими: природно-ресурсным потенциалом, населением и трудовыми ресурсами, производственным потенциалом.
           Природно-ресурсный потенциал. Природно-ресурсный потенциал определяется совокупностью всех видов природных ресурсов, в настоящее время известных и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. Состав, величина потенциала, значимость отдельных видов ресурсов со временем меняются, поэтому их оценка всегда исторически относительна.
            Все природные ресурсы имеют два основных признака - происхождение (природный) и использование (экономический). В соответствии с ними сложилась их двойная классификация.
               По природной классификации выделяют ресурсы минеральные, водные, почвенно-земельные, биологические (растительные и животные), ресурсы теплоты (солнца, подземных вод и глубин океана), силы движения (ветра, приливов и отливов, текущей воды), новые, нетрадиционные ресурсы - ресурсы глубинного строения вещества, биоорганизмов и др.
         Признак происхождения дополняется признаком исчерпаемости и возобновимости ресурсов. По этим признакам выделяются:
    исчерпаемые, невозобновимые ресурсы - минеральное сырье и топливо, почвенный слой, подземные воды; возобновимые - запас воды в реках и озерах, годовой поверхностный и подземный стоки, запас питательных веществ в почве, растительный и животный мир;  
    неисчерпаемые ресурсы - теплота, свет, энергия солнца, энергия ветра, океана, приливов и отливов, внутриземная и океаническая тепловая энергия, запасы океанической воды, ресурсы глубинного строения материи, космические ресурсы.
           Своеобразным ресурсом выступает ныне и сама территория как с точки зрения наличия свободных площадей для размещения нового производства, так и для расселения людей.
          В основе экономической классификации природных богатств заложено их преимущественное использование в сферах и отраслях хозяйственной деятельности. По этим признакам выделяются ресурсы:
    промышленные - топливные, энергетические, металлические, агрохимические, строительные, водные, лесосырьевые и др.;
    сельскохозяйственные - почвенно-земельные, в том числе пашни и кормовые угодья, вода для орошения, суммы температур и осадков вегетационного периода, промысловые животные и др.;
    непроизводственной сферы - водоемы и их использование для нужд населения, леса в окружении городов и природоохранные, ресурсы для отдыха и оздоровления людей (рекреационные и бальнеологические), ресурсы спортивной охоты и рыболовства и др.
           Важным дополнительным признаком экономической (хозяйственной) классификации ресурсов выступает возможность их использования как одноцелевых или многоцелевых. К первым относятся минеральные ископаемые и источники энергии, служащие для производства промышленного сырья, топлива, тепловой и электрической энергии; ко вторым - площади лесных, сельскохозяйственных, рекреационных угодий, земли промышленного и другого несельскохозяйственного назначения, водоемы, сама вода, предполагающие многие способы и направления их использования. Ныне все больше внимания уделяется многоцелевым ресурсам в силу возрастающей конфликтности между природопользователями и поиском наилучшего варианта многостороннего использования. Задача выбора оптимального использования многоцелевых ресурсов или выделения наиболее эффективных источников одноцелевых ресурсов решается при помощи экономической оценки природных ресурсов.
           Население и трудовые ресурсы. Численность трудовых ресурсов оказывает благоприятное влияние на развитие региона. Чем выше обеспеченность трудовыми ресурсами, тем благоприятнее условия для размещения новых производств, особенно трудоемких. Основой формирования трудовых ресурсов является динамика населения, прежде трудоспособного возраста. На начало 2010 г. население России составило 145,6 млн чел. (шестое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии), из них 53% в трудоспособном возрасте.
          Главной качественной характеристикой трудовых ресурсов является квалификация рабочей силы. Сегодня на каждую 1000 работающих приходится 274 специалиста с высшим и средним специальным образованием. Однако по регионам этот показатель колеблется от 300 до 225.
           Главным фактором, определяющим размещение трудовых ресурсов, является локализация производства, а сложившееся расселение, в общем, соответствует его современному размещению. В европейских районах России, включая Урал, концентрируется 3/4 основных фондов промышленности и сельского хозяйства и производится около 80% промышленной и свыше 75% сельскохозяйственной продукции, сосредоточена и основная масса населения - 72%. Вместе с тем современное размещение трудовых ресурсов не отвечает требованию перспективного размещения производительных сил: большая часть энергетических, сырьевых и водных ресурсов, использование которых необходимо, концентрируется на Востоке. Их освоение требует привлечения сюда дополнительных кадров [4].
                Крайне сложное положение, в каком оказалась экономика к началу 2010 г., негативно сказывается на жизненном уровне населения, процессе его воспроизводства. Наиболее резко это проявляется в разбалансировании потребительского рынка, острой нехватке и дороговизне большинства товаров. Такая ситуация - результат обострения ряда взаимосвязанных проблем, часть которых является застарелым наследием прошлых лет, а другая возникла уже в процессе перехода к рыночным отношениям.
              Если судить по обобщающему показателю экономического развития - национальному доходу, то самая общая тенденция такова, что уровень жизни выше в тех регионах, где выше производительность общественного труда (произведенный национальный дохода в расчете на одного занятого) в материальном производстве и производстве национального дохода на душу населения.
             Производственный потенциал хозяйствующих субъектов проявляется в масштабах и в качестве их материально – технической базы - техническом уровне средств труда. Под техническим уровнем производства понимается степень технической прогрессивности оборудования и технологии, включая качество используемого сырья и материалов, уровень организации и управления, качество выпускаемой продукции, т. е. трактуется в широком смысле – как уровень развития производственных сил.      Определение технического уровня в узком смысле предполагает оценку технической оснащенности производства и труда (фондо- и машиновооруженность труда, энерго- и электровооруженность); технико–экономического уровня оборудования и технологии, уровня механизации и автоматизации производственных процессов и управления. Повышение технического уровня находит свое выражение в достижении большей эффективности производства.

     1.3 Развитие и оценка экономического потенциала региона

             Сегодня для России одной из важнейших является проблема самодостаточности экономического потенциала регионов. Поэтому долгосрочная политика государственного регулирования должна быть направлена в первую очередь на обеспечение последовательного развития экономического потенциала регионов, стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности в них.

    Некоторые финансисты определяют экономический  потенциал как способность социально-экономической  системы региона за счет использования собственных региональных ресурсов обеспечить достижение в границах обособленной подсистемы государства и национальной экономики, каковой и является регион, долгосрочного, устойчивого экономического роста, позволяющего гарантировать населению региона уровень жизни, соответствующий стандартам развитых стран мира [6].
    Наряду  с этим определением в экономической  литературе потенциал региона рассматривается также как способность имеющихся ресурсов данного региона приносить доходы различным экономическим субъектам  в определенный период времени. Эта способность может быть и не реализована, поэтому финансовый потенциал – оценочная, вероятностная категория.
    Использование экономического потенциала региона  позволяет получать доходы различным субъектам хозяйствования – государству (в лице федеральных и региональных властей), муниципальным образованиям, различным организациям, населению.
    Для оценки объемов экономического потенциала целесообразно выделять такие понятия, как используемый и неиспользуемый экономический потенциал. Первый можно отождествлять с экономическими ресурсами региона и оценивать через их объем, отражаемый в финансовом балансе региона. Неиспользуемая часть экономического потенциала связана с оценкой той части ресурсов региона, которая только может быть вовлечена в оборот в течение определенного периода времени, т.е. это не используемая, не реализованная часть экономического потенциала. И здесь проблема состоит в том, когда и какие ресурсы региона можно и нужно использовать.
    Экономический потенциал региона зависит от наличия различных видов ресурсов, которыми он располагает, независимо от того, используются они или нет. И эти ресурсы, прежде всего, должны быть оценены. Ресурсы государства обычно определяются через стоимость национального богатства. Но экономический потенциал не следует отождествлять со стоимостью национального богатства, хотя стоимостная оценка ресурсов региона лежит в основе оценки экономического потенциала. Следует иметь в виду, что есть разные методики оценки национального богатства. Стоимостная оценка ресурсов региона может колебаться во времени, точно так же может изменяться и их способность приносить доходы. Причем все ресурсы имеют разную способность приносить доходы, и не только собственникам.
    С точки зрения способности приносить доход для оценки природных ресурсов может быть использован рентный подход, а для основных фондов – метод капитализации. При оценке природных ресурсов важно учитывать, что их рыночная оценка колеблется по времени и зависит от спроса и предложения на рынках.
    В настоящее время в России стоимостная  оценка национального богатства осуществляется только по таким элементам как: основные фонды, материальные оборотные средства и домашнее имущество. В эту оценку не входит стоимость земли, недр, лесов и т.д. Как отмечает Е. С. Строев, ссылаясь на статистические данные, в структуре национального богатства России 87 % приходится на природные ресурсы, около 10 % на производственные фонды, включая открытия, изобретения, патенты и лицензии. Отмечается, что реальной оценки национального богатства нет, соответственно, нет реального макроэкономического прогноза и адекватного национальному богатству бюджета [7]. Можно добавить, что нет и соответствующей оценки экономического потенциала государства.
    Региональный разрез оценки национального богатства также отсутствует, что соответственно затрудняет возможность оценки экономического потенциала региона. Каждый регион обладает совокупностью различных ресурсов – природных, трудовых, информационных и т.д. Причем, даже в публикациях перечень этих ресурсов различается. Авторы в числе региональных ресурсов называют и финансовые ресурсы [9]. Однако вряд ли финансовые ресурсы можно ставить в один ряд с другими ресурсами региона. Финансовые ресурсы, как нам представляется, это особый специфический вид ресурсов, который получают регионы в процессе распределения и перераспределения ВРП, полученного от используемых региональных ресурсов.
    Основу  фискального потенциала составляет налоговый потенциал, поскольку  до 80% доходов бюджетов регионов формируется за счет налоговых платежей.
         При формировании и оценке налогового потенциала целесообразно учитывать возможность трактовать это понятие в широком и узком смысле слова. В широком смысле «налоговый потенциал» – это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле «налоговый потенциал» представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.
    Выбор того или иного аспекта рассмотрения этого понятия во многом определяется характером поставленных задач. Так, например, планирование и оценку собираемости налогов в рамках административно-территориального образования целесообразно базировать на узкой трактовке налогового потенциала, а процесс совершенствования налоговой системы и реформирования межбюджетных отношений, определение перспектив регионального развития – на оценке налогового потенциала в широком смысле.
    Более широкая трактовка налогового потенциала во многом определяется качеством потенциала экономического. Причем его величина должна определяться не только с учетом макроэкономических показателей развития региона, собираемости налогов и сборов, но и с учетом средних трансакционных налоговых издержек [7].
          Точность оценок налогового потенциала во многом зависит от показателей, положенных в его основу. Существует несколько показателей оценки налогового потенциала, в частности, применяются показатели доходов, фактически собранных в регионе, среднедушевых доходов населения. Могут быть использованы и другие методы оценки с помощью показателя валового регионального продукта (ВРП).
           На величину налогового потенциала территории оказывают влияние множество факторов – как объективных, так и субъективных. К первым относятся действующее налоговое законодательство, уровень развития экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика действующих иен, объем и структура экспорта и импорта и т. д. К субъективным можно отнести состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот, отсрочек и др.
      Определение налогового потенциала территорий напрямую связано с их производственным потенциалом, т. е. с результатами производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Возможно проведение ранжирования предприятий по критериям социально-экономической значимости.
    Серьезное влияние на достоверность оценки налогового потенциала оказывает и  значительный объем «теневого» оборота, который, по данным из разных источников, достигает от 10 до 40 % легального оборота. Проблема легализации «теневых» средств является особо актуальной и требует отдельного обсуждения и решения.
    Кроме того, достоверность оценки налогового потенциала зависит и от экспорта налогового бремени в виде прямого  и косвенного налогообложения нерезидентов данного региона. Следует отметить, что ни один из методов оценки налогового потенциала не в состоянии полностью учесть экспорт налогового бремени.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.