На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Выбор и обоснование инновационной стратегии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 2
Глава I. Основы инновационной стратегии.
1. Инновационный менеджмент – одно из направлений     
   стратегического планирования…………………………………………………..4
2. Нововведения  как объект инновационного менеджмента……………………..5
      2.1 Рынок новшеств (новаций)………………………………………….7
      2.2 Рынок чистой конкуренции нововведений………………………...7
      2.3 Рынок капитала (инвестиций)………………………………………8
Глава II. Выбор инновационной стратегии.
1. Значение выбора стратегии……………………………………………………..10
2. Инновационная  стратегия: сущность, виды, этапы  обоснования 
    и разработки……………………………………………………………………...14
3. Методы выбора  инновационной стратегии…………………………………....19
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….. 27
  
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Инновационная деятельность-это результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью данной деятельности является конкурентоспособность фирмы, товаров и услуг и увеличение за счет этого прибыли фирмы. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
     Поэтому данная тема курсового проекта является актуальной в настоящее время.
     Предмет исследования – Выбор и обоснование инновационной стратегии.
     Цель  курсового проекта  – Изучить методы выбора инновационной стратегии и обосновать её сущность.
    Задачи, решенные для достижения поставленной цели:
    - изучение  инновационного менеджмента;
    - изучение  понятий «нововведение», «новшество»,  «инновация»;
    - изучение  инновационной стратегии;
    - изучение  методов выбора инновационной  стратегии.
    Методы  решения задач  – обобщения, индукции, сравнения.
    Информационная база исследования представлена трудами отечественных специалистов в области управления, в частности инновационного менеджмента,  Веснина В.Р., Кохно П.А., Микрюкова В.А., Ермакова В.П., Петрова А.Н. 

    Данный  курсовой проект выполнен в объеме 41 листа машинописного текста, включая введение, три главы, заключения, список используемой литературы. Работа содержит 6 таблиц, 9 рисунков.
      В результате выполненных исследований дано обоснование инновационной стратегии и методы ее выбора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. Основы инновационной стратегии. 

    Инновационный менеджмент – одно из направлений      стратегического планирования.
       Инновационный менеджмент — это управление любыми нововведениями, которые могут касаться как производства, так и маркетинговой активности, как частных вопросов, так и общих принципов управления организацией. Однако обычно, говоря об инновационном менеджменте, имеют в виду управление нововведениями, касающимися коммерческой деятельности.
     Любой организации рано или поздно приходится сталкиваться с необходимостью изменений, которые могут затрагивать как производство, так и внутреннюю структуру организации. Вызывают же эту необходимость изменения во внешней среде. Чтобы продемонстрировать, насколько серьезными могут быть последствия изменений внешней среды, можно перечислить лишь некоторые факторы (и этот список далеко не полный):
    снижение спроса на какие-то конкретные виды продукции или услуг;
    монополизация и повышение цен в результате слияния компаний, занимающихся розничной торговлей;
    смена местной или государственной власти;
    изменение предпочтений потребителей, например, общественно значимое увеличение заботы о здоровье;
    появление новых технологий;
    создание новых видов товаров и услуг;
    стихийные бедствия и аварии, которые   могут повториться в будущем, и т. д.
     Изменения могут носить самый разный характер и осуществляться на самом разном общественном уровне. На основании общности можно выделить по меньшей мере пять уровней изменений: 1) изменения на индивидуальном уровне, 2) изменения на уровне группы (отдела, цеха, подразделения),             3) изменения на уровне организации, 4) изменения на уровне отрасли,               5) изменения на уровне региона или всего государства. При возрастании уровня изменения увеличиваются сроки и сложность его осуществления. [3].
     Изменения на индивидуальном уровне, а также  изменения на уровне отрасли, региона или государства нас интересовать не будут. Первые слишком узки (какое нам дело до того, что Иванов решил работать лучше?), вторые слишком обширны и к тому же касаются исключительно внешней среды. А вот на остальных изменениях необходимо остановиться подробнее.
    Изменения на уровне малой группы. Принципиально важно, что на этом уровне ситуация более сложная, чем на уровне отдельного человека, поскольку внутри группы может завязаться борьба за или против инновации. Справиться в данном случае сложнее, чем в случае с нежеланием меняться отдельного человека. Здесь приходится использовать либо приказ, либо убеждение, направленное на разъяснение пользы нововведения, либо дискуссию, которая ведет к компромиссу, хотя каждый из этих путей имеет свои недостатки.
    Изменения на уровне организации. Процесс изменения в этом случае еще более сложен, так как должно установиться согласие между высшим руководством и всеми малыми группами организации. Этому могут противостоять различные части организации. [3].
 
2.Нововведения как объект инновационного менеджмента.
     Изучение  инновационного менеджмента невозможно представить без объяснения понятия “нововведение”. Принято считать, что “нововведение” является русским вариантом английского слова «innovation». Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.
     Таким образом, с момента принятия к  распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
     В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что  вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или  методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты  к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
     Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс  перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности (рис.1).
       
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок  1- Схема инновационной деятельности.
     Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. [1]. 

2.1 Рынок новшеств (новаций).
       Основным товаром рынка является  научный и научно-технический  результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.
     В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний.
     Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения  коммерческих организаций, самостоятельные  лаборатории и отделы, отечественные  и зарубежные  новаторы.  

2.2 Рынок чистой конкуренции нововведений.
     Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия “чистой” конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.
    Ранее отмечалось, что от новшества как  результата научной и научно - технической деятельности до нововведения как общественного признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п. осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает в этом процессе с двойственных позиций, которые представляют собой единство и борьбу противоположностей.
     При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшеств в нововведения. 

2.3 Рынок капитала (инвестиций).
       Трудно найти организацию, которая не хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести и/или обновить мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры, осветительную аппаратуру и т.п. Предприятию желательно приобрести новые технологии, конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги), найти новые рынки сбыта своей продукции, новых поставщиков и покупателей. Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии. Мировое сообщество осматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства полета на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако в качестве основного ограничения удовольствия потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.).
     В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные  инвестиции, так как инновационный  процесс длится в среднем 3 - 5 лет и более. В условиях глубокого экономического кризиса в Российской Федерации государственные источники финансирования резко сокращаются. Концепцией государственной промышленной политики России, разработанной Государственным комитетом РФ по промышленной политике, предусматривается закрепление в законодательном порядке следующих основных норм инвестиционной политики в промышленности:
    На безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;
    Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;
    Преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.
В самом  общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции – это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. Рынок капитала (инвестиций) необходим фирме, предприятию для осуществления инновационной стратегии. [1]. 

ГЛАВА II. Выбор инновационной стратегии.
Для того чтобы перейти к изучению инновационной  стратегии, рассмотрим значение стратегического  планирования предприятия.

1. Значение выбора стратегии

    Стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.
    Все большее число фирм признает необходимость  стратегического планирования и  активно внедряет его. Это обусловлено  растущей конкуренцией. Приходится жить не только сегодняшним днем, но предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе.
    С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.
    Стратегическое  планирование преследует две основные цели:
    Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий.
    Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).
    Стратегическое  планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе  и анализе данных. Это позволяет не потерять контроль над рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было ликвидировать.
    Разработка  стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Она должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.
    Общая цель организации должна учитывать:
    основное направление деятельности фирмы;
    рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей);
    культура организации, ее традиции, рабочий климат.
    При выборе цели нужно учитывать два  аспекта: кто является клиентами  фирмы, и какие потребности она может удовлетворить.
    После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования – конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели:
    1. Прибыльность – добиться в  текущем году уровня чистой  прибыли 5 млн. д. е.
    2. Рынки (объем продаж, доля рынка,  внедрение в новые линии). Например, довести долю рынка до 20% или  довести объем продаж до 40 тысяч штук.
    3. Производительность. Например, средняя  часовая выработка на одного рабочего 8 ед. продукции.
    4. Продукция (общий объем выпуска,  выпуск новых товаров или снятия  некоторых моделей с производства  и др.).
    5. Финансовые ресурсы (размер и  структура капитала; соотношение собственного и заемного капитала; размер оборотного капитала и др.).
    6. Производственные мощности, здания  и сооружения. Например, построить  новые складские помещения площадью 4000 кв. метров.
    7. НИОКР и внедрение новых технологий. Основные показатели, технологические характеристики, стоимость, сроки внедрения.
    8. Организация - изменения в организационной  структуре и деятельности. Например. Открыть представительство фирмы  в определенном регионе.
    9. Человеческие ресурсы (их использование, движение, обучение и т.п.).
      10. Социальная ответственность. Например, выделить определенные средства на оборудование больницы. [4].
    Чтобы цель могла быть достигнута, нужно исходить из следующих принципов:
    1. Четкая и конкретная формулировка  цели, выраженная в конкретных измерителях (денежных, натуральных, трудовых).
    2. Каждая цель должна быть ограничена  во времени, задан срок ее  достижения (например, наладить серийный  выпуск новой модели мясорубки  к концу 3-го квартала).
    Цели  могут быть долгосрочными (до 10 лет), среднесрочными (до 5 лет) и краткосрочными (до 1 года). Цели уточняются с учетом изменений обстановки и результатов контроля.
    3. Цели должны быть достижимыми. 
    4. Цели не должны отрицать друг  друга.
    Стратегическое  планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы:
    оцениваются изменения, происходящие или могущие произойти в планируемом периоде;
    выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы;
    исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы.
    Процессы  и изменения во внешней среде оказывают жизненно важное влияние на фирму. Основные проблемы, связанные с внешней средой – экономика, политика, рынок, технология, конкуренция.
    Особенно  важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.).
    Целесообразно провести исследования по следующим  направлениям:
    1. Оценить текущую стратегию конкурентов  (их поведение на рынке; приемы  продвижения товаров и т.п.).
    2. Исследовать влияние внешней среды на конкурентов.
    3. Попытаться собрать сведения о научно-технических разработках соперников и другую информацию и составить прогноз будущих действий конкурентов и наметить пути противодействия.
    Тщательное  изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволит лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.
    К серьезным факторам внешней среды  относятся социально-поведенческие  и экологические факторы. Фирма  должна учитывать изменения в демографической ситуации, образовательном уровне и др.
    Анализ  внутренней среды проводится с целью  выявления сильных и слабых сторон в деятельности фирмы.
    Стратегия является отправным пунктом теоретических  и эмпирических исследований. Организации  могут отличаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что новшество будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.
    Разработанная стратегия редко бывает чисто  формальной и базируется частично на оценках и интуиции нескольких сотрудников из высшего руководства. Разработка стратегии осуществляется по следующей схеме:
      
 

      

Рисунок 2 - Фазы стратегического планирования
    Фаза  А является наиболее сложной. Механизм ее реализации наглядно представлен  на схеме:
      
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 3 - Формулировка стратегии
    Многие  стратегии возникают после идеи, связанной с новшеством. 

2. Инновационная стратегия:  сущность, виды, этапы  обоснования и  разработки.
     Инновационная стратегия предприятия должна повышать и/или поддерживать конкурентный статус выпускаемой предприятием продукции.
     Инновационное развитие предприятия представляет собой не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т. е. инновационного потенциала.
     Следовательно, можно сказать, что инновационная стратегия предприятия должна отражать содержание и основные направления процесса инновационного развития предприятия.
     Анализ  современной инновационной проблематики дает возможность выделить следующие основные виды инноваций:
    инновация продукции (услуг);
    инновация технологических процессов или технологическая ин новация;
    организационная инновация;
    социальная инновация.
    Инновация продукции (услуг) представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающего выживаемость предприятия, расширение его доли на рынке, сохранение клиентов, укрепление независимого положения предприятия и т. п.
    Инновация технологических процессов, или технологическая инновация — это процесс обновления производственного потенциала предприятия, который направлен на рост производительности труда и экономии ресурсов, что, в свою очередь, дает возможность увеличивать прибыль, усовершенствовать технику 
    безопасности, проводить экологические мероприятия, внедрять новые информационные технологии и т. д.

    Организационная инновация представляет собой процесс совершенствования организации производства и управления на предприятии.
    Социальная инновация — это процесс улучшения социальной сферы предприятия, который мобилизует персонал на реализацию стратегии предприятия; расширяет возможности предприятия на рынке рабочей силы; укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед работниками и обществом в целом. [2].
     Между названными видами инноваций существует тесная взаимосвязь. Так, например, инновации в сфере продукции и услуг могут потребовать изменений в процессе производства и организации сбыта, а также в подготовке персонала предприятия.
     Доля  средств, выделяемых на инновационную деятельность, в общем объеме финансирования деятельности предприятия определяется его руководством индивидуально и зависит от рядов факторов, основными из которых являются:
    отраслевая принадлежность предприятия;
    базовая стратегия предприятия;
    объем финансовых ресурсов предприятия.
     В процессе разработки бюджета инновационной  деятельности на предприятии для определения и оценки затрат по отдельным инновационным проектам и эффективности инновационной деятельности в целом могут использоваться экономические и технологические критерии, такие как объем продаж, достижение лидирующего положения на рынке, доход на единицу вложений и др. [4].
     Последовательность  обоснования и разработки инновационной  стратегии предприятия представлена на рис. 4:
     
Рисунок 4 - Принципиальная схема формирования инновационной стратегии предприятия. 

     Анализ  инновационной ситуации, сложившейся на предприятии, должен являться исходным моментом процесса формирования инновационной стратегии предприятия. Он должен начинаться с краткой характеристики основных целей и задач, стоящих перед предприятием в данной сфере деятельности. При этом особое внимание должно уделяться анализу и оценке рыночного положения предприятия. При этом целесообразно дать описание:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.