Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии региона

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
 

Введение.

 
      Новый этап формирования рыночной экономики России определен Конституцией РФ, выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – федеральный, региональные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.
    Практика  формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.
    Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные  бюджеты осуществляют важную роль в  процессе социально-экономического развития региона, обеспечивая финансирование основной сети дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.
    За  понятием местные бюджеты скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем выдвигаемых самой жизнью. Прежде всего, необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, осуществлением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.
Роль местных  бюджетов в экономическом и социальном развитии регионов состоит в следующем:
    - сосредоточение финансовых ресурсов в местных бюджетах позволяет органам местного самоуправления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией;
    - формирование местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходах средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, жилищного фонда и коммуникаций местного значения;
    - с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивания уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализовываются региональные программы экономического и социального развития регионов;
    - имея в распоряжении бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы затрат на предоставление государственных и местных услуг в учреждениях непроизводственной сферы;
    - концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, местные органы власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных областей промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы и т.п.
Местные бюджеты через финансовые ресурсы  осуществляют влияние на оптимальные пропорции финансирования текущих и капитальных затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, которые позволяет создавать новые рабочие места и вносить определенный вклад у решения проблем снижения безработицы в регионе.
 

Глава 1. Местные бюджеты.

1.1. Экономическое содержание и значение местного бюджета.

 
    Местное самоуправление – обязательный компонент  демократического строя. Оно осуществляется самим населением  через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами.
    Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты.
    Бюджет - центральное звено финансово-кредитной  системы, охватывающее более половины валового внутреннего продукта.
    Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования. Один из главных каналов  доведения до населения конечных результатов производства. Через  них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами  населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
      Понятие  "бюджет" употребляется  как экономическая и правовая  категории. 
    Как правовая категория бюджет - закрепленная законом форма образования и  расходования денежных средств для  обеспечения функций органов государственной власти (статья 1 Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР").
         Местный бюджет можно рассматривать  как самостоятельную экономическую  категорию. Он имеет свои особенности:
    местный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода  в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;
    с помощью местного бюджета  происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;
    пропорции местного бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями воспроизводства, задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе.
 
    Сущность  местного бюджета как экономической  категории реализуется через  распределительную и контрольную  функции.
          Распределительная функция заключается в том, что  благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на подведомственной им территории.  Кроме того, с помощью этой функции можно определить на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в расположение органов местного самоуправления и каким образом фактически складываются пропорции в распределении местного бюджетного фонда. Содержание функции определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансовой системы не осуществляет такого разнообразия перераспределения финансовых ресурсов (межотраслевое, межтерриториальное, многоуровневое перераспределение финансовых ресурсов, т.е. между различными уровнями бюджетной системы).
    Сфера деятельности этой функции определяется тем, что в отношение с местным  бюджетом вступают все участники  общественного производства, как  юридические, так и физические лица (на подведомственной территории).
          Контрольная функция  заключается в том, что через  формирование и использование  фонда  денежных средств органов местного самоуправления отображает экономические  процессы, характеризующие экономику  муниципального образования. Благодаря  этой функции можно судить о том, как поступают в распоряжение органов местного самоуправления финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям муниципального образования.  Основу этой функции составляет движение местных бюджетных ресурсов, которое находит отражение в соответствующих показателях местных бюджетных поступлений и расходных назначений.
    Функции местного бюджета также объективны, как и сама эта категория. Местный  бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты  хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.
    Органы  местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых закреплено законодательно.
    С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы.
    Формирование  большего числа местных бюджетов, наделение органов власти местного самоуправления широкой самостоятельностью потребует решения вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.
      Каждое муниципальное образование  имеет собственное право на  получение в процессе осуществления   бюджетного  регулирования  средств  из  федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии  с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.
      Формирование   и    исполнение    местного    бюджета    осуществляются
органами  местного самоуправления самостоятельно в  соответствии  с  уставом муниципального образования.
      Органы государственной власти  гарантируют:
      1)   право   представительных   органов     местного    самоуправления
самостоятельно  определять   направления   использования   средств   местных бюджетов;
      2)   право   представительных    органов    местного    самоуправления
самостоятельно  распоряжаться свободными остатками  средств местных  бюджетов, образовавшимися  в  конце   финансового   года   в   результате   увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
      3) компенсацию увеличения  расходов  или  уменьшения  доходов   местных бюджетов,  возникших   вследствие  принятия  федеральных   законов  и  законов субъектов   Российской   Федерации,   а   также   иных    решений    органов государственной власти.
      Формирование местного бюджета  осуществляется путем  применения  единой методологии, государственных  минимальных социальных стандартов,  социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.
      Органы  государственной  власти  субъектов  Российской   Федерации   в
процессе  осуществления   бюджетного   регулирования   и   органы   местного самоуправления в  процессе  формирования  местных  бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.
      В качестве составной части  местных бюджетов могут  быть  предусмотрены сметы  доходов   и  расходов  отдельных  населенных  пунктов,  не  являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения  и  исполнения этих смет определяется органами  местного  самоуправления  самостоятельно  в соответствии с уставом муниципального образования.
     Глава муниципального образования и иные  лица  местного
самоуправления  несут  ответственность  за  исполнение  местных  бюджетов  в соответствии  с  федеральными  законами,   законами   субъектов   Российской Федерации, уставами муниципальных  образований.
     
 

1.2. Основы  правового регулирования  бюджетного процесса.

 
    Построение  бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная  система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны.
          Под бюджетным устройством  понимается организация бюджетной  системы, принципы ее построения, взаимосвязь  между отдельными бюджетами и  порядок распределения доходов  и расходов между ними. Как правило, рассматриваются две формы бюджетного устройства: бюджетное устройство федеративных и унитарных государств. В соответствии с Конституцией РФ и бюджетным законодательством в бюджетную систему как самостоятельные части включаются:
      федеральный бюджет,
      бюджеты субъектов Федерации, к которым относятся бюджеты Республик в составе Федерации, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, городские бюджеты г. Москвы и Санкт-Петербурга;
      местные бюджеты административно-территориальных образований.
          Бюджетное устройство основывается на таких принципах, как  единство, полнота, реальность, гласность  и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
           Единство бюджетной системы обеспечивается:
             - единой правовой базой;
             - использованием единых бюджетных  классификаций;
             - единством формы бюджетной документации;
             - общими принципами бюджетного  процесса;
             - единством денежной системы;
             - взаимодействием бюджетов всех уровней;
             - единством социально-экономической,  в том числе налоговой политики.
          Принцип полноты  бюджетного устройства означает, что  в каждом бюджете в каждой статье учитываются все затраты и  поступления.
          Реальность бюджетной  системы означает правдивое отражение в бюджете характера доходов и расходов.
           Самостоятельность бюджетов заключается  в том, что:
            - их утверждают соответствующие  представительные органы власти;
            - исполнение бюджетов   осуществляется    соответствующими исполнительными органами власти;
            - каждый бюджет имеет собственные  источники доходов, расходуемые  в соответствии с целями конкретного  региона.
          Принцип гласности состоит в том, что рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производится гласно. 
    В современной литературе можно выделить три основных подхода к определению  бюджетного процесса. Они основаны на его трактовке в различных  федеральных, региональных и местных  законах. Во-первых, бюджетный процесс  понимается как регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению, утверждению и исполнению бюджетов (см. Закон РСФСР от 10.10.91 №1734-1 «Об основах бюджетного устройства…», «О межбюджетных отношениях...» и т. д.). Во-вторых, в Бюджетном кодексе Российской Федерации бюджетный процесс определяется как регламентируемая нормами права деятельность органов власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. В третьих, определения бюджетного процесса даются в региональных законах и на местных уровнях.
    Сравнение содержания вышеприведенных определений  бюджетного процесса свидетельствует о том, что его внутренняя структура законодателями и исследователями понимается по-разному. Прежде всего, это касается различных комбинаций участников бюджетного процесса. Если в первом определении речь идет только о деятельности органов власти, во втором – органов государственной власти, местного самоуправления и широкого круга других участников бюджетного процесса, то в третьем – о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Расхождения в определении перечня участников бюджетного процесса представляется как содержательный дискуссионный момент, так как речь идет не о простом перечислении, а о степени реализации участниками своих бюджетных полномочий и выполнение ими своих функций. Вышеуказанное расхождение также позволяет говорить о различных классификациях определений бюджетного процесса. Определения первого варианта следует признать определением в узком смысле слова; определения второго варианта относятся к разряду расширенных; определения третьего варианта относятся к разряду промежуточных, включающих в себя тенденции, как ограничения, так и расширения в понимании бюджетного процесса.
    Анализ  определений бюджетного процесса позволяет  сформировать ряд общих моментов. Во-первых, это относится к констатации  факта, что бюджетный процесс, как совокупность экономических отношений и процедур полностью регламентируется нормами права. Не допускается саморегуляция бюджетного процесса, использование других норм институционального поведения, а также заключения индивидуальных соглашений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Во-вторых, в определениях бюджетного процесса указывается одинаковый перечень его стадий: составление, рассмотрение бюджетов, их утверждение, исполнение. Такая структура бюджетного процесса позволяет говорить о его воспроизводственной замкнутости и непрерывности. Подобно циклу воспроизводства, состоящего из производства, распределения, обмена и потребления бюджетный процесс также должен обладать всеми признаками целостности и пропорциональности. Степень соответствия этим требованиям показывает анализ институциональной структуры бюджетного процесса.
    В содержании бюджетного законодательства на федеральном, региональном и местном  уровнях можно выделить следующие  основные составляющие бюджетного процесса: стадии бюджетного процесса; участники бюджетного процесса; инфраструктурное обеспечение бюджетного процесса; межбюджетные отношения. Под стадиями бюджетного процесса понимается последовательность и взаимосвязь прохождения бюджета. К ним относятся: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов.
    Различия  в подходах к проблеме определения  стадийности бюджетного процесса заключается  в следующем. Во-первых, если в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» говорится о «составлении бюджета», то в Бюджетном кодексе РФ – о «составлении проектов бюджетов». Во-вторых, наблюдается различные комбинации фаз бюджетного процесса по отдельным статьям законов. Как правило, наиболее детализированы стадии в тексте Бюджетный кодекс РФ, наименее – в региональных законах об основах бюджетного устройства субъектов Федерации.  
    Представительные  органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положения о бюджетном  процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
    Составление проектов местных бюджетов, утверждения  и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией.
    Представительный  орган местного самоуправления принимает  решения о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в порядке, установленном уставом муниципального образования.
    Если  местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
    Полномочия  органов государственной власти и местного самоуправления определены Конституцией, Бюджетным кодексом, законами «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» и «О финансовых основах местного самоуправления в РФ». Перечисленные законодательные акты предусматривают процедуру передачи финансовых ресурсов органам местного самоуправления для выполнения государственных полномочий как на стадии формирования бюджетов, так и в ходе исполнения их.
 

Глава 2. Роль местных бюджетов в социально-экономическом  развитии региона.

2.1. Доходы местных  бюджетов, их состав и структура.

 
    Важное  значение имеют местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на социальное развитие и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших и материальных и финансовых ресурсов.
    В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
    Доходная  часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. 
      В доходы местных бюджетов  зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления из федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:
    доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
    не мене 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с Государственной программой приватизации;
    доходы от сдачи в аренду муниципальной имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;
    платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
    штрафы, подлежащие отчислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
    государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);
    подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
 
    К собственным доходам местных  бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. К ним относятся:
    часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации;
    часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
    часть акцизов на спирт, водку и лекеро-водочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
    часть акцизов на остальные подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по Российской Федерации.
 
    Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта  Российской Федерации устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанных налогов насчитываются по  фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года). 

    Доходную  часть местных бюджетов характеризуют данные табл. 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Доходы  местных бюджетов Российской Федерации за 2008 г. 

Наименование  показателя Млрд. руб. % к общей сумме
I. налоговые доходы в том  числе:
    налог на прибыль
    подоходный налог с физических лиц
    налог на добавленную стоимость
    акцизы
    налог на имущество предприятий
    налог на имущество физических лиц
    платежи за использование природных ресурсов
 
II. Неналоговые доходы
в том  числе:
    доходы от государственной собственности или от деятельности
    доходы от продажи принадлежащего государству имущества
 
III. Безвозмездные перечисления
в том  числе:
    от других уровней власти, из них:
дотации
субвенции
средства, перечисляемые по взаимным расчетам
трансферты
    от целевых бюджетных фондов
    итого доходов
164974 
26579
49586
21334
3137
24012
442
11969 
 

6122 

2132 

803 
 

85665 

78230
35896
12922
28869
543
383
256761
64,3 
10,3
19,3
8,3
1,2
0,2
9,3
4,6 
 

2,3 

0,8 

0,3 
 

33,3 

30,5
14,0
5,0
11,2
0,2
0,1
100
    Табл. 1 

    Из  приведенной таблицы 1 видно, что  по объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов (акцизы, налог на прибыль (доход) предприятий, подоходный налог с физических лиц). Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении эффективности производства на подведомственной им территории. 

    По  налогу на добавленную стоимость план поступления в краевой бюджет на 2009 год определен в сумме 92580 тыс. рублей. Фактическое поступление составило 103269 тыс. рублей, или 111.6 % к плану.
    Основной  причиной перевыполнения этого вида налога является рост производства и  уменьшение недоимки.
    За 2009 год план поступления налога на прибыль в краевой бюджет выполнен на 141.5 % (план 138800 тыс. рублей, исполнение составило 196420 тыс. рублей).
    В 2009 году план поступления налога на имущество в местный бюджет выполнен на 102.2% (план 110664 тыс. рублей, исполнение 113051 тыс. рублей).
    При установленном на 2009 год плане подоходного налога в сумме 313300 тыс. рублей фактически в краевой бюджет поступило 278206 тыс. рублей, что составляет 88.8 % к плану.
    Основной  причиной невыполнения прогнозных показателей  по подоходному налогу является задержка выплат заработной платы из-за неплатежеспособности большинства предприятий края и допущенная недоимка по начисленным платежам подоходного налога. Общая сумма невыплаченной заработной платы по состоянию на 1.01.09 года  составила в целом по городу 291 млн. рублей, в связи с чем недополучено подоходного налога на сумму 35 млн. рублей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.