На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие бизнеса и предпринимательства в современной России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Министерство  образования и науки Российской  Федерации   
 

                     
 
 

                                               Реферат 
 

 По  экономике   на  тему:
«Развитие  бизнеса  и  предпринимательства  в  современной  России» 
 
 
 

                                                                                                 Выполнил:
                                                                                                 Ученик 10-го класса
                                                                                                 Закиров И.Р
                                                                                                 Проверил:
                                                                                                 Бадредтинов И.И 
 
 

                                                     Иванаево – 2010 г
                              Содержание   
Введение                                                                            3
1.Сущность  предпринимательства                                         4
2.Этапы развития предпринимательства в России                 5
3.Аграрная реформа                                                            8
4.Приватизация в России                                                    10 
5.Экономические и соц. теории предпринимательства          13 
6.Виды и формы предпринимательства                                16 
7.Основные проблемы развития предпринимательства          18
8.Государственная политика по отношению к                      18  предпринимательству                                                      
9. Общественная поддержка предпринимательства               21
10. Повышение уровня самоорганизации и культур             22 предпринимательства
11. Заключение                                                                   23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Введение
Переход к рыночным отношениям в отечественной  экономике определяет необходимость организационно-экономических  новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших  направлений экономических  реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка  товарами и услугами, созданию новых рабочих  мест, формирование широкого круга собственников  является развитие малых  форм производства.
Опыт  ведущих стран  современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия  в любой национальной экономике высокоразвитого  и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому  возрождение России невозможно осуществить  без соответствующего этому развитию данного  сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально  тащит за собой  экономическое и  социальное развитие.
Предпринимательство занимает свое особое место в экономических  отношениях, внедряя  в них прежде всего  нестандартные и  инновационные подходы  и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи  и направления  взаимодействия предпринимательства  и властных структур. Несомненно воздействие  предпринимательской  деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.
Таким образом, предпринимательство  выполняет не только экономические функции, оно теснейшим  образом связано  со всеми сферами  жизнедеятельности  общества. Знание состояния  и тенденций развития предпринимательства, выявление его  связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более  четко и конкретно  видеть основные проблемы и пути становления  гражданского общества в России.
Основная  цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство  в России на современном  этапе его развития, выявить его специфические  особенности и  обозначить наиболее острые проблемы стоящие  перед отечественным  малым бизнесом.                        
                  Сущность предпринимательства.
Предпринимательство - одна из важнейших  составляющих экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство  получило широкое  распространение  и составляет подавляющую  часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились  миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией  за государством осталась лишь часть организаций  и предприятий, а  остальные перешли  в частное владение. Основную часть российского  предпринимательства  составляет малый  и средний бизнес.
Главной задачей предпринимателя  является управление предприятием, которое  включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной  основе и хозяйственном  риске, а также  ответственность  за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства  означает не только деятельность участвующих  в нем агентов, но и наличие в  общественном хозяйстве  определённых условий  позволяющие реализовать  присущие предпринимательству  функциональные признаки. Совокупность таких  условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода  и личная заинтересованность. Экономическая свобода  является определяющим признаком предпринимательской  среды. Для предпринимателя  наличие экономической  свободы - это не только возможность заниматься тем или иным видом  деятельности и иметь  равный доступ к ресурсам и рынкам, но и  морально-этическая  санкционированность  предпринимательской  деятельности.
Личная  заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение  условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской  среды. 

          Этапы развития  предпринимательства  в России 
Современный этап российского  предпринимательского движения начинается с перестройки  нашего общества, провозглашенной  в середине 80-х  годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют  поистине судьбоносный характер для российского  предпринимательства.
В рассматриваемый  период, особенно в  первые 90-е годы, в  обществе происходят радикальные изменения  по отношению к  частной собственности  и предпринимательской  деятельности. После 70 лет запрета частной  собственности государство  впервые признает ее равноправие со всеми другими  формами собственности  и декларирует  свободу предпринимательской  деятельности. Принимается  ряд важных законодательных  актов, закладывающих  основы новой смешанной  экономики, для которой  характерен плюрализм  форм собственности  и организационных  структур. Начинается бурный процесс их развития.
Верховный Совет СССР и Российской Федерации в начале 90-х  годов принял десятки  новых законов  и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим  принятие в декабре  1990 г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).
В течение 1991 года были приняты и ряд  других важных законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые  механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся  закон "О приватизации государственных  и муниципальных  предприятий в  РСФСР" установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности  на средства производства в целях создания эффективной, социальной ориентированной  рыночной экономики.
Приняты также законы "Об иностранных инвестициях  в РСФСР", "Об ограничении монополистической  деятельности", "О  предприятиях и предпринимательской  деятельности" и  многие другие.
Таким образом, была сформирована юридическая Среда  для проявления собственной  инициативы и развития предпринимательской  деятельности. Изменения  в правовой сфере  повысили активность в деле создания акционерных  обществ и других видов предприятий. К маю 1991 года в  Государственный  реестр стран внесено 700 акционерных обществ  и обществ с  ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с  ограниченной ответственностью). Число частных  коммерческих банков в конце 1991 года превысило 1300 . Следует более  подробно рассказать о товарных и фондовых биржах. Еще недавно  вопрос о биржах вызывал  в страхе ожесточенные споры. Значительная часть общества категорически  отрицала их надобность, не допускала самой  мысли о возможностях создания бирж.
1990 год принес революционные  изменения в этой  области. Вопрос  о биржах вышел  за рамки теоретических  дискуссий и приобрел  практическую значимость.
19 мая 1990 г. была  зарегистрирована  первая в стране  Московская товарная  биржа (МТБ) - рынок,  на котором осуществляется  оптовая торговля  товарами по образцам  и стандартам. Сделки  на товарных биржах  осуществляются только  массово - однородные  товары, как зерно,  хлопок, металл, сахар  и т.п. Это объясняется  тем, что на  бирже продавец  может вступать  без реального  товара, а покупатель - без наличных денег.
Через несколько месяцев  возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено о  создании в Москве двух фондовых бирж - Московской центральной  фондовой биржи (МЦФБ) и Московской международной  фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа - это  рынок ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи  по ценам ( курсам), регистрируемым на фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. общее  число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только в одной Москве о своем существовании  заявили 80 бирж.
Однако  надо отметить, что  создаваемые биржи  еще далеко не являются биржами в их классическом виде. Предстояла большая  работа по совершенствованию  деятельности и организации  бирж.
В январе 1992 года был  сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике - освобождение цен на большинство  товаров и услуг, упразднена в основном централизованно-фондовая система распределения  ресурсов. Решение  этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией  государственной  собственности в  промышленности, торговле, сфере услуг и  др.
Освобождение  цен в условиях сохранявшейся предельной монополизации производства сразу же привело  к резкому взлету всех без исключения цен. Поскольку либерализация  цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство  граждан, чьи и  без того скудные  сбережения оказались  фактически конфискованными  государством, устранялись  из процесса приватизации. В качестве компенсации  они бесплатно  получили приватизационные чеки (ваучеры), которые  с весны 1993 года разрешалось  вкладывать в акции  некоторых предприятий. В стране сразу  же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам  в 2 и более раз  ниже официальной  стоимости в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частными банками, мафиозными группами, иностранцами.                             
  
 

                          Аграрная реформа
В январе 1991 года началось осуществление аграрной реформы. Реформой предусматривалось: полное признание  частной собственности  на землю, включая  право на ее куплю  и продажу; реорганизация  колхозно-совхозной  системы с обязательной ликвидацией убыточных  хозяйств; изменение  системы закупок  сельскохозяйственной продукции; меры по государственной  поддержке крестьянских хозяйств (фермеров), созданию системы  агросервиса, переработки  аграрной продукции. Планировалось увеличение в ближайшие годы крестьянских хозяйств более чем в 15 раз, т.е. довести их количество до полумиллиона.
Таковы  были планы, замыслы  по проведению аграрной реформы. А в действительности реформы в сельском хозяйстве были провалены. К 1996 году в России насчитывалось около 300 тысяч фермерских хозяйств ( планировалось 500 тысяч) одни из них  создаются вновь, другие прекращают существовать ( в 1995, например, из 36 тыс. созданных хозяйств распалось 26,8 тысяч). Занимая в 1994 году свыше 5% земли, фермерские хозяйства производили  лишь 5,1% зерна, 3,5% сахарной свеклы, 1,5 % мяса, 1,5 % молока. Более того, тысячи и тысячи фермерских хозяйств вообще не обрабатывались, зарастали  сорняками и чертополохом. Не оправдался и окончательно скомпрометирован лозунг "Фермер накормит страну".
Россия, обладая огромными  потенциальными возможностями  по производству продуктов  питания, в результате реформ превратилась в «Международную побирушку». Душевое  потребление продуктов  питания в России сократилось за последние  годы почти на треть  и находится на уровне потребления  голодающих стран  мира. В период застоя наша страна по данному  показателю была на 7-м  месте в мире, а  теперь скатилась  на 39-е.
И дух, и буква правительственных  актов побуждала  к созданию мелких фермерских хозяйств, к выходу крестьян из колхозов т совхозов для организации  производства в иных организационно-правовых структурах.
Безусловно, фермерское движение имеет право на полноправное существование  в АПК. Однако правительство, приступая к проведению аграрной реформы, не могло не учитывать  тот факт, что организация  фермерских хозяйств - дело весьма дорогое  и практически  непосильное для  ослабленного государства. Для того, чтобы  фермерское движение развивалось успешно  необходимо было осуществить  большую и дорого стоящую подготовительную работу: создать для  будущих фермерских хозяйств специальный  парк сельхозмашин, а также службы, обеспечивающие фермеров горючим, семенами, удобрениями, химикатами по доступным  ценам. Не были решены и такие проблемы , как подготовка фермеров на специальных курсах и школах и организациях сбыта продукции  фермерских хозяйств. Ни к государства, ни тем более у  владельцев созданных  фермерских хозяйств не было необходимых  капиталов для  успешного хозяйствования в новых экономических  условиях.
Все это и явилось  основной причиной провала  фермеризации АПК. Весьма отрицательное влияние  оказал недемократический, принудительно-административный характер преобразований, проводимых правительством без учета мнения самих работников агропромышленного  комплекса. Ведь колхозам и совхозам " сверху" предписывалось, независимо от их желания, в течение  года (до 1 января 1993года) обрести новую  организационно правовую форму.
А за нарушение сроков реорганизации виновные лица могли быть привлечены к ответственности. Подобные действия властей  в отношении тружеников села уж очень сильно схоже с печально известной компанией  по проведению сплошной коллективизации  в 30-е годы. Отличие. разве только в  том, что тогда  сплошная коллективизация  осуществлялась под  лозунгом ликвидации кулачества как класса, а в наши дни - фермеризация под лозунгом ликвидации колхозов и совхозов " " изобретенных" в  свое время большевистской властью. Следует, однако, заметить, что если 60 лет назад мелкие крестьянские хозяйства  объединялись в крупные  коллективы, то сейчас происходит обратное явление - колхозы  и совхозы, как  крупные хозяйства , должны прекратить свое существование, а  на их базе планируется  образование сотни  тысяч мелких крестьянских фермерских хозяйств.
 
                         Приватизация в  России
Уже говорилось, что в 1991 году был принят закон " О приватизации государственных  и муниципальных  предприятий в  РСФСР".
В большинстве случаев  приватизация, осуществленная в России оказалась  фактически всего  лишь формой для создания акционерных обществ, скрывающих корпоративную  систему отношений  собственности, когда  госаппарат, банки  и администрация  предприятий фактически стали безраздельными хозяевами бывшей государственной  собственности.
Трудовой  коллектив если и  получал в свои руки определенную долю акций, то они либо являлись " безголосыми", либо прикрывали бесправие  трудового коллектива, ибо за фирмой коллективного  владения акциями  не скрывалось реального  экономического содержания коллективного присвоение к распоряжению средствами производства.
Если  говорить о формальной стороне дела, то провозгласив в Законе о приватизации (1991г.) образование предприятий  с различными формами  собственности, в  государственной  программе приватизации 1992 года правительством России предусматривалось  образование на базе государственных  предприятий только АО открытого типа.
Обосновывалось  такое решение  тем, что во-первых, создание АО закрытого  типа ведет к формированию коллективной собственности, каковая объявлялась  заведомо неэффективной, и, во-вторых, АО закрытого  типа не оставляют  никаких долей  государственной  собственности для "народной приватизации" при  помощи ваучеров. Такие  подходы к приватизации представляют собой  отход от широко декларировавшейся  приверженности экономическим  принципам "цивилизованных стран". Действительно, в ходе приватизации крупнейших государственных  корпораций в Англии и во Франции образовались именно АО открытого  типа. Но ведь эта  хозяйственная форма  как раз и предназначена  для такого рода сверхкрупных экономических структур. Что же касается основной массы предприятий, то они являются товариществами с ограниченной ответственностью, или АО закрытого  типа. В США, например, доля АО закрытого  типа среди американских корпораций достигает 99,6 - 99,7 %.
Приходится  констатировать, что  поспешно-принудительный характер акционирования обеспечивая лишь смену организационно-правовой формы предприятий, практически ничего не добавляя к стимулам предпринимательской  или трудовой активности.
Были  установлены три  варианта льгот трудовым коллективам при  акционировании государственных  предприятий. Не рассматривая в деталях содержание каждого варианта, отметим только главное: варианты были составлены таким образом, чтобы  предотвратить концентрацию контрольного пакета акций в руках  трудового коллектива. Ни по одному из вариантов  льгот при акционировании не создавались возможности  для передачи предприятий  в коллективную собственность.
Избранные формы и результаты приватизации позволяют  сказать, что программа  приватизации обеспечивала не столько благоприятные  условия для частного предпринимательства (не говоря уже об интересах  трудящихся, создавших  приватизируемое  имущество), сколько  быстрое и дешевое  перераспределение  государственного имущества  со сомнительными  критериями.
Сомнительность  партнеров проявляется  в следующем: капитал  государственных  предприятий не продается, а распределяется искусственным образом  по условным, крайне заниженным ценам; даже в тех случаях, когда предприятия  продаются с аукциона, их первоначальная оценка также крайне искусственна; заведомо не обеспечиваются ровные стандартные  условия для граждан, участвующих в  процессе перераспределения  негосударственного имущества; условия  формирования фондового  рынка таковы, что  обеспечивают сведения акций большинства  предприятий к  ничтожным величинам.
В качестве альтернативы "номенклатурной" приватизации о которой  говорилось выше, как  правило декларировались, так называемая "народная приватизация". На практике она была осуществлена в крайне незначительных масштабах  и предпочитала приобретение каждым гражданином  отдельной доли государственной  собственности при  помощи так называемого  ваучера, призванного, по замыслу правительства, создать равные стартовые  возможности в  разгосударствлении, приобретении государственной  собственности для  всех членов общества.
В действительности же в России в процессе "ваучеризации" присвоение бывших государственных  средств производства осуществлялось в  основном теми, у  кого на руках были реальные ликвидные  ресурсы, т.е. у тех, кто в любой  момент мог совершать  необходимые расходы. Такими силами могли  быть либо теневые  иностранные капиталы, либо новые коммерческие структуры, либо, наконец, бывшие государственные  структуры. Что же касается рядовых  граждан, создавших  своим трудом государственную  собственность в  прошлом, то они остались отчужденными от собственности.
К 1991г. в России было приватизировано  свыше трети предприятий, находящихся на самостоятельном  балансе и имеющих  права юридического лица. В сфере малой  приватизации - свыше  половины объектов.
Однако  это же переломило экономическую ситуацию к лучшему - страна продолжает пребывать  в глубоком экономическом  кризисе.
Таким образом, можно сделать  вывод. что приватизация государственной  собственности, во-первых, не привела к улучшению  состояния дел  в промышленности и особенно в сельском хозяйстве (более 5-ти лет продолжается спад производства); во-вторых, не смогла создать существенных альтернатив для  предотвращения спада  реальных доходов  граждан; в-третьих, вызвала падение  и без того не высокой  мотивизации труда  у подавляющего большинства  граждан (за исключением  занятых в узкой  сфере собственно коммерческой, преимущество посреднической деятельности), ибо большинство  работников так и  осталось отчуждено  от собственности; в-четвертых,приватизация резко усилила  социальную дифференциацию населения, усилила  угрозу массовой безработицы; способствовала люмпенизации широких масс населения, его обнищанию (в 1995г. в РФ 1/3 населения  находится на уровне ниже прожиточного минимума).
Некоторые специалисты утверждают, что для создания рыночной системы  в России не было необходимости в  скорейшей и массовой приватизации, достаточно было обеспечить коммерциализацию государственных  предприятий и  свободу предпринимательства, т.е. свободу создания новых частных  предприятий. Этого  было вполне достаточно для формирования полноценных субъектов  рыночного хозяйства - никак не менее  полноценных, чем  наспех приватизируемые  государственные  предприятия. Однако ни приватизация, ни коммерциализация не в состоянии обеспечить эффективную стратегию  рыночного поведения  в условиях одномоментной  либерализации цен.  

      
    Экономические и соц. теории предпринимательства.
Первым, кто стал изучать  предпринимателя  как ключевую фигуру социально-экономической  системы, является Р. Кантильон, который  фактически положил  начало научному исследованию предпринимательской  тематики и заложил  фундаментальные  основы для последующих  теоретических исследований в этом направлении.
Важное  место в создании теории предпринимательства  сыграл Адам Смит, который  полагал, что сбалансированная экономическая система  является самодостаточным  организмом, способным  к саморегуляции  и устойчивому  развитию. Регулирующим механизмом здесь  является свободная  конкуренция, а предприниматели  являются ключевыми  фигурами такой конкуренции.
Следующей крупной фигурой  в процессе изучения предпринимательства  является Ж.Б. Сей. По его мнению, предприниматель - промышленник, активный, образованный, талантливый  изобретатель, прогрессивный  земледелец или смелый деловой человек, ряды которых умножаются во всех странах по мере открытий и расширения рынка. Преимущественно  эти люди ведут  производство и господствуют в области распределения  богатств.
С точки зрения К. Маркса, необходимо противопоставлять  не предпринимателя  и инвестора, а  различные роли, в  которых капиталист выступает в производственном процессе. Предприниматель  одновременно является субъектом присвоения прибавочной стоимости, т.е. реализующим  функцию эксплуатации рабочих, и субъектом  организации и  управления предприятием.
Социологические подходы к пониманию  предпринимательства  берут свое начало от работ М.Вебера и В.Зомбарта. Вебер, как известно, разрабатывал проблемы предпринимательской  деятельности, в которой  он видел воплощение рациональности. В  основе представлений  Вебера о предпринимательстве, как и всей хозяйственной  деятельности субъектов, лежит его «идеальный тип».
По  мнению В. Зомбарта, предприниматель  оценивается по своему успеху. Иметь успех  значит опередить  других, стать больше, чем другие. Предпринимателя  характеризует постоянное стремление к новому и стремление показать свое превосходство  над другими. В  диссертации эти  положения подвергаются детальному анализу.
Одним из видных ученых, занимающихся проблемами предпринимательства, был австрийский  ученый Й. Шумпетер. Он полагал, что предприниматель - это «революционер  в экономике и  невольный зачинатель социальной и политической революции», «быть  предпринимателем - значит делать не то, что делают другие…  значит делать не так, как делают другие». По его мнению, для  предпринимателя  главную роль играет не столько интеллект, сколько воля и  способность выделить определенные моменты  действительности и  видеть их в реальном свете, а также  способность идти в одиночку и его  воздействие на других людей, которое Шумпетер определяет понятиями  «иметь вес», «обладать  авторитетом», «уметь заставлять повиноваться».
Еще один ученый, Р. Хизрич, сформулировал понятие  «предпринимательство»  как процесс создания чего-то нового, что  обладает стоимостью, а предприниматель - человек, который  затрачивает на это  все необходимое  время и силы, берет  на себя весь финансовый, психологический  и социальный риск, получая в награду  деньги и удовлетворение достигнутым.
Исследования  предпринимательства  в современной  России опираются  на основные достижения мировой экономической  и социологической  мысли. Акцент в изучении современного российского  предпринимательства  во многом переносится  в область социально-философских  и социологических  исследований. Особое место здесь принадлежит  экономической социологии, которая рассматривает  предпринимательскую  деятельность как  разновидность социального  действия, имеющего рациональный характер и вовлекающего других людей в сферу  экономических взаимоотношений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.