На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа анализ политической системы общества

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие и структура политической системы общества…………....4
2. Функции политической системы общества………………………....10
3. Виды политических систем…………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………18
Список  используемой литературы……………………………………...19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Целью данной контрольной работы является анализ политической системы общества.
    Задачи: провести отбор литературы по данной тематики, рассмотреть понятие, структуру  и функции политической системы  общества
    Всякое  классовое общество политически  оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в  качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
    Понятие политической системы является одним  из основных в политологии. Его использование  позволяет выделить политическую жизнь  из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
    Политическая  система общества - целостная, упорядоченная  совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации  общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям  и установкам политического режима конкретного общества.
    Политическая  система включает организацию политической власти, отношения между обществом  и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию  власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического  участия.
    Глубокое  обоснование и широкое распространение  понятие "политическая система" получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.
Понятие и структура политической системы общества
    Политическая  система представляет собой конкретно-историческую форму взаимодействия субъектов  политики, которая организует в определенную совокупность политические отношения  между ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы политическую деятельность. Политическая система представляет собой сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, особую сферу, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством осуществления власти или борьбы за ее завоевание и использование.
    Политическая  система общества – это целостная, властно-упорядоченная совокупность политических институтов, ролей, отношений  и процессов, функционирующих на основе соответствующих норм, ценностей  и традиций общества.
    Обращая внимание именно на управленческие потенции политической науки и политики, известные  российские политологи В.С. Комаровский и В.В. Смирнов отмечали, что «к сожалению, в русском языке английские термины «politics» - собственно политика (искусство и наука политического властвования, правления) – и «policy» - разумный, целесообразный курс (принцип, план, стратегия) действий правительства, организации или отдельного лица (обычно официального) переводятся одним термином «политика». 1
    Это как бы снижает собственно управленческий потенциал политологии, затушевывает роль системного рассмотрения составляющих политику институтов и социальных субъектов, функций управления. 

________________________________1 Комаровский В.С., Смирнов В.В. Политика и политическое управление// Политическое управление: курс лекций. – М., 1996. – С.11.
    Политическая  система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование  его как единого, централизованно  управляемого политической властью  организма, сердцевину которого составляет государство.
Она взаимосвязывает  политические институты (государство, политические партии, организации и  движения) через систему законов, традиций и политической коммуникации с классами, социальными группами.
    Национально-этническими  и другими образованиями, контролирует основные направления политической деятельности людей, развитие политических процессов.
    Политическая  система общества – это особым образом организованная его политическая жизнедеятельность. Она представляет собой конкретно-историческую форму, в которой осуществляется политическая деятельность. Содержание политической деятельности не исчерпывается лишь властной деятельностью государства. Оно включает также разнообразные формы политического участия субъектов, преследующих совпадающие либо расходящиеся и противоречивые цели; политическую деятельность, которую составляют процессы целенаправленного политического властвования и политического участия, различные виды действий людей во имя тех иных интересов и ценностей, направленных на обеспечение, преобразование и защиту системы осуществления власти в обществе или противодействия ей. Известный западный политолог Д. Истон рассматривал политику, а именно «жизнедеятельность политических систем», как систему взаимодействий в любом обществе, посредством которого осуществляется и закрепляется авторитетное или связывающее распределение ценностей в обществе.
    Политическая  система характеризуется рядом  специфических особенностей. Наиболее важны следующие.
    1) верховенство политической системы по отношению к другим общественным сферам. Именно с ее помощью осуществляется политическая власть в обществе. Принимаемые в ее рамках решения обязательны для всего общества и каждой его подсистемы. Основная функция политической системы – мобилизация ресурсов для достижения целей, которые выдвигают пред обществом его руководящие социально-классовые силы.
    2) обусловленность или зависимость политической системы от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества.
    3) политическая система относительно самостоятельна. Она также в определенной степени формализована, т.к. отношения в ее рамках обычно регулируется правовыми и политическими нормами.
    Российские (М.Г. Анохин, Ф.М. Бурлацкий, М.Н. Грачев, Р.А. Матвеев, О.Ф. Шабров) и зарубежные (Г. Алмонд, Д. Истон, Т. Цурутани) исследователи используют разные подходы к изучению политической системы общества.
    При структурно-функциональном подходе  акцентируется внимание на раскрытие  основных функций политических систем, анализируется взаимодействие их элементов  и подсистем. При институциональном – политическая система рассматривается, прежде всего, как совокупность политических институтов и учреждений, организующих политические процессы, учитывается ее социодинамика.
    При «элитарном» подходе обращается внимание на раскрытие роли элит, концентрирующих  власть над экономическими ресурсами, управлением и правовой системой.
    При ценностном (аксиологическом) подходе анализируется характер ценностей политической системы, полезность ее функционирования для общества.
    Наиболее  плодотворен системный подход к  исследованию политической системы  общества, предполагающий всесторонний анализ этого феномена.
Политическая  система общества состоит из ряда структурных элементов или, точнее, основных подсистем: институциональная  подсистема; нормативно-регулятивная подсистема: коммуникативная подсистема; идеологическая подсистема (политической сознание); политико-культурная подсистема; подсистема политического участия.
Структура политической системы:
    Набор функций политической системы прямо  связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:
    1) политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы – несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.
    2) совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).
    3) нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.
    4)  функциональная подсистема: методы политической деятельности.
     5) политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).
    К числу элементов политической системы  относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых  реализуется политическая власть и  осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе  системы – политические структуры  и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни  стилем политической деятельности.
    Политические  институты – один из основных элементов  политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место  в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены  свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И, тем не менее, каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроль над изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.
    Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими  им функциями, ролями и нормами, то они  приобретают относительную самостоятельность  в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том  числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над  государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую  силу. Преждевременно говорить, что  такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические  вывески над новыми аппаратами еще  не означают коренного изменения  содержания их деятельности, а взаимоотношения  с государством и обществом.
    Функции политических институтов выявляются и  реализуются в их взаимосвязях. Последние  подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных  органов власти центральному правительству  страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются  взаимодействием институтов как  равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация  власти и управления.
    Ядро  политической системы – государство. Государство выступает орудием  политического господства определенного  класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции  современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как  известно, подчеркивал, "что государство  в обществе с классово-антагонистической  структурой решает задачи двоякого рода: "выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами"1.
    Государство – многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная  подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих  институтов, структур. В их числе: институты  законодательной, исполнительной и  судебной властей, правовая система, государственная  администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.
    Политическая  система, являясь организованной совокупностью  взаимодействующих политических субъектов, вся состоит из политических действий и отношений. Поэтому ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в  качестве каких-то отдельных элементов  системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. Социальные институты  – это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют  образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Таким образом, какой бы структурный элемент  системы мы ни взяли, во всех случаях  сталкиваемся с одной и той  же материей – политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает  власть, борьба за власть или участие  в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного  функционирования.
 

Функции политической системы общества 

    Являясь самостоятельным организмом, политическая система обладает своими возможностями, или условно говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:
    1) регулирующая, касающаяся управления  поведением групп и индивидов  (ведение норм, действие администрации  и т.д.);
    2) экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;
    3) дистрибутивная – способность  распределять и перераспределять  ресурсы, блага, услуги, знаки  отличия и прочее;
    4) реагирующая, связанная с необходимостью  постоянно отвечать на требования  социальной среды, адаптироваться  к ее изменениям1. П. Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.
    Способности реализуются в функциях политической системы, или иначе, в главных  ее видах деятельности. Последние же определяются той ролью, которую объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать существование данного общества как единого самоуправляемого социального организма.
    Функциональный  подход в анализе политической системы  включает три уровня: рассмотрение взаимодействия системы с обществом  в целом" в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адаптации2. Разумеется, они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее представляют аспекты (стороны) различных видов деятельности политических институтов.  

    
1 Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. I. С.149-150.
2 Шварценберг Р.-Ж. Указ. соч. С. 149.
    Функции политической системы, обращенные в  большей степени к другим подсистемам  общества:
    1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны. Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, – это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.
    Политической  системой устанавливаются и осуществляются определенные формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических институтов.
    Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию – свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.
    2) политическая система – управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем. Так, как сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации.
    Такая особенность объясняется двумя  обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать  важнейшим фактором исторического  прогресса, В действительности негативная роль политики и ее институтов в  странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной. Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.
    Действие  политической системы как управляющей  включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.
    3) политическая система обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения1.
    4) одна из важнейших функций политической системы – создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т.п.).  

    
1 Шаран П. Политическая система//Политология вчера и сегодня. Вып. 4. – М., 1992. С. 7.
    5) защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.
Таким образом, политическая система реализует  функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает порядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  политических систем 
 

    Многообразие  политических систем, существующих в  современном мире, указывают на то, что на процесс их формирования и  функционирования оказывает влияние  множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические  условия и т.д. Преобладание тех  или иных факторов обусловливает  их неповторимость. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности  условий, позволяющих политическим институтам успешно выполнять свои роли.
    Основное  различие между политическими системами  заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими  самостоятельными субъектами власти или  концентрируется в руках одного субъекта, будь то отдельный человек, законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как демократическая. Если же власть находится в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая. Также выделяются тоталитарные и  авторитарные политические системы. Демократическая  политическая система связана с  вещными отношениями и имеет  свой рынок. В сфере обменных связей частные собственники, покупая один товар и отвергая другой, тем самым  «голосуют» за их производство в соответствии со спросом. В результате выпуск товаров  увеличивается, снижается или прекращается в соответствии с покупательским спросом на них. В политических отношениях сохраняется структура того же рыночного  типа с тем, однако отличием, что  место товаров занимают конкурирующие  лидеры и политические партии с их программами и лозунгами, а голосование  осуществляется на избирательных участках. Стало быть, элементами политической системы демократического типа выступает  народ, партии, политические лидеры и  государство.
    Совсем  по-иному выглядит политическая система  тоталитарного типа. Решающую роль в ней играет единственная правящая партия, возглавляемая вождем. Она  не терпит конкуренции в лице других политических сил. Цели партии – мобилизация  населения на выполнение принятых ею политических решений.
    Элементами  политической системы тоталитарного  типа выступают партия (вождь), государство, подчиненные им общественные организации  и население, которое становится объектом манипуляций всех этих политических сил.
    В мире известна классификация политических систем, исходящая из взаимоотношения  с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на открытые и закрытые. Закрытые политические имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы  к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находятся внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешнем миром, успешно усваивают передовые ценности других систем, подвижны и динамичны.
      В отечественной философской  и политической литературе длительное  время считалось, что критерием,  в соответствии с которым следует  классифицировать типы политических  систем, является общественно-экономическая  формация, экономический базис общества. Подобная типология характерна  для марксизма, который рассматривал  политическую систему в качестве  инструмента в руках  экономически  господствующего класса. Соответственно  с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная  и социалистическая политические  системы.
    Американский  политолог Дж. Пауэлл предлагает классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это -примитивные, традиционные и современные системы.
    Примитивные системы обладают минимумом структурной  дифференциации, национальное целое  для них остается без внимания; преобладает «приходская культура».
    Традиционные  системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в отношении  политических позиций характеризуются  «культурой подчинения».
    Традиционные  структуры бывают патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя  инков, Англия при Тюдорах, Эфиопия  и др.) и феодальные.
    Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в  культурном плане. Они обладают и  политическими структурами (развитыми), и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой  системе функционирует уже не «культура подчинения», а «культура  участия». Современные  системы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень  дифференциации и секуляризации). К  ним относятся демократические (где  автономные подсистемы и «культура  участия») и авторитарные системы  – управление подсистемами и культура «подчинения-участия» (радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная система, консервативно-авторитарная, авторитарно-модернизирующаяся система).
    Если  обобщить принципиальные, коренные признаки основных групп политических систем, то можно говорить о трех главных  моделях (типах) политической системы: командной,  соревновательной и социопримирительной.
    Французский политолог Ж. Блондель различает  политические системы по содержанию и формам управления. Он определяет пять основных типов:
    либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.