Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основы научных исследований

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                 Министерство образования и науки Украины
                              Международный гуманитарный университет 
 
 
 
 
 

                       Реферат на тему : Основы научных исследований  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                      Студент(ки) 3 курсу
                                                                                                                                                         МБ
                                                                                                                                                         Логиновой Алины
                                                                       2010г.
                                                            План
    Введение
    1. Наука и научное исследование ………………………………………………….
      1.1. Наука ……………………………………………………………………
      1.2. Научное исследование …………………………………………………
      1.3. Научно-техническая информация …………………………………….
    2. Формулирование темы научного исследования ……………………………….
    3. Формулирование цели и задач исследования …………………………………..
    4. Методология теоретических исследований …………………………………….
      5.Эффективность научных исследований ……………………………….
      6. Общие требования к научно-исследовательской работе ………………
      7. Правила оформления научно-исследовательской работы …………….
    Литература …………………………………………………………………………….
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                            
 
 

Ведение
Начало нашего века совпало с развертыванием цепи событий, приведших к явлению, которое  мы сейчас называем научно-технической  революцией (НТР).
Ныне проблемам  НТР уделяется много внимания, о них охотно пишут и спорят. Правда, споры больше идут о хронологии и относительной важности различных  достижений. Этот отнюдь не главный  аспект проблемы. Мы гордимся полетами в космос, придаем очень серьезное  значение достижениям в области  атомной энергетики, на нашу жизнь  оказывает большое влияние процесс  автоматизации производства и управления. Все это так. Но великие открытия были всегда, в любую эпоху развития науки. И каждый раз не менее значительные для своего времени. То, что наиболее типично именно для эпохи современной НТР, неразрывно связано с превращением науки в производительную силу общества.
Сейчас каждое государство в структуру своей  стратегической доктрины — основных принципов развития общества — включает вопросы научно-технического прогресса (НТП).
В настоящее  время не только сам процесс открытий и не только процесс доведения  этих открытий до приемлемой практически  реализуемой формы, но и процесс  передачи и освоения результатов  НТП требует участия науки. И  многие другие проблемы жизни общества, которые ранее решались на базе интуиции или здравого смысла, на опыте поколений, сейчас требуют активного и целенаправленного  вмешательства, участия науки. Ни один серьезный вопрос в современных  условиях нельзя эффективно решить, не опираясь на науку.
Общество не может способствовать НТП, не создав научную теорию, научные основы управления. На пути решения этой проблемы стоят  не только технические трудности, но и трудности психологического характера. Еще не каждый ученый, не каждый участник НТП осознал закономерность перехода к управлению творческим трудом исследователей. Дело в том, что при жизни буквально  одного-двух поколений ученых произошло  коренное изменение такого характерного соотношения: в XVII—XIX вв. продолжительность  творческой жизни ученого (35—37 лет) была в 2—3 раза меньше периода существования  общепринятых теорий и методов исследований. То есть человек мог родиться, сформироваться как ученый, прожить всю жизнь, вырастить учеников, эти ученики  — своих учеников, и все в  пределах, например, гипотезы флогистона. Учитель мог высказать идею, а  реализация ее, доведение до практики, доставалась, как правило, ученикам. Это было естественно. Сейчас это  соотношение уменьшилось на порядок. Период обновления науки стал меньше продолжительности индивидуальной творческой жизни исследователей и  составляет по отношению к ней  величину 0,3—0,4. Это означает, что  за одну индивидуальную жизнь творца НТП ему приходится в три раза или даже три-четыре раза (в быстроразвающихся областях) существенно переучиваться, овладевать новыми концепциями, методами и принципиально новыми техническими средствами создания научной роботы. При этом возросла и индивидуальная ответственность творца за судьбу того, что он открыл.
1.1. Наука
Наука — это  непрерывно развивающаяся система  знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и  превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной  деятельности людей.
Науку можно  рассматривать в различных измерениях:
1) как специфическую  форму общественного сознания, основу  которой составляет система знаний;
2) как процесс  познания закономерностей объективного  мира;
3) как определенный  вид общественного разделения  труда;
4) как один  из важных факторов общественного  развития и как процесс производства  знаний и их использование.
Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые  получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в  жизни людей важную роль, но они  не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи  между ними, которая позволила  бы объяснить, почему данное явление  протекает так или иначе, и  предсказать дальнейшее его развитие.
Правильность  научного знания определяется не только логикой, но прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные  знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания  истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.
Основным признаком  и главной функцией науки является познание объективного мира. Наука  создана для непосредственного  выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления.
Цель науки  — познание законов развития природы  и общества и воздействие на природу  на основе использования знаний для  получения полезных обществу результатов. Пока соответствующие законы не открыты, человек может лишь описывать  явления, собирать, систематизировать  факты, но он ничего не может объяснить  и предсказать.
Развитие науки  идет от сбора факторов, их изучения и систематизации, обобщения и  раскрытия отдельных закономерностей  к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая  позволяет объяснить уже известные  факты и предсказать новые.
Путь познания определяется от живого созерцания к  абстрактному мышлению и от последнего к практике.
Важнейшим составным  звеном в системе научных знаний являются научные законы, отражающие наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся  объективные внутренние связи в  природе, обществе и мышлении. Обычно законы выступают в форме 
Наука включает в себя также методы исследования. Под методом понимают способ теоретического исследования или практического  осуществления какого-либо явления  или процесса. Метод — это инструмент для решения главной задачи науки  — открытия объективных законов  действительности. ^ Метод определяет необходимость и место применения индукции и дедукции, анализа и  синтеза, сравнения теоретических  и экспериментальных исследований.
Существует три  группы основных возможностей повысить эффективность науки и научно-технического прогресса.
Возможности одной  группы находятся в сфере непосредственной творческой деятельности исследователей и состоят в повышении методологического  уровня научной работы, в выдвижении новых, более глубоких идей, в освоении перспективных методов исследований.
Возможности второй — в сфере управления научным  процессом и состоят в создании наиболее благоприятных условий  для плодотворного труда всех категорий работников науки и  по всему спектру современного научного процесса.
Возможности третьей  заключаются в совершенствовании  социального, прежде всего экономического, механизма, способствующего быстрейшему  освоению научных результатов производством  и общественной практики в целом.
1.2. Научное исследование
Формой осуществления  и развития науки является научное  исследование, т. е. изучение с помощью  научных методов явлений и  процессов, анализ влияния на них  различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями  с целью получить убедительно  доказанные и полезные для науки  и практики решения с максимальным эффектом.
Цель научного исследования — определение конкретного  объекта и всестороннее, достоверное  изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в  науке принципов и методов  познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.
Основой разработки каждого научного исследования является методология, т. е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. В конечном счете методология — это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи
Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном  развитии, базироваться на увязке теории с практикой.
Важную роль в научном исследовании играют возникающие  при решении научных проблем  познавательные задачи, наибольший интерес  из которых представляют эмпирические и теоретические.
Эмпирические  задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных  факторов рассматриваемых явлений  и процессов. В научных исследованиях  они решаются с помощью различных  методов познания -^/наблюдением  и экспериментом.
Наблюдение —  это метод познания, при котором  объект изучают без вмешательства  в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения.
Эксперимент —  это наиболее общий эмпирический метод познания, в котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения  объекта исследования и т. д. -В этом методе можно выявить влияние одного фактора на другой. Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования. Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания. В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты и др. Теоретические познавательные задачи формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически.
Одним из важнейших  требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость  и связь между изучаемыми явлениями  и процессами и сделать научные  выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.
По целевому назначению научные исследования бывают теоретические и прикладные.
Теоретические исследования направлены на создание новых принципов. Это обычно фундаментальные  исследования. Цель их — расширить  знания общества и помочь более глубоко  понять законы природы. Такие разработки используют в основном для дальнейшего  развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др.
Прикладные исследования направлены на создание новых методов, на основе которых разрабатывав ют новое оборудование, новые машины и материалы, способы производства и организации работ и др. Они должны удовлетворять потребность общества в развитии конкретной отрасли производства. Прикладные разработки могут быть долгосрочными и краткосрочными, бюджетными или хоздоговорными.
Цель разработки — преобразовать прикладные
(или теоретические)  исследования в технические
приложения. Они  не требуют проведения новых науч
ных исследований. ___
Конечная цель разработок, которые проводятся в  опытно-конструкторских бюро (ОКБ), проектных, опытных производствах, — подготовить материал для внедрения.
Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя шесть этапов:
1) формулирование  темы;
2) формулирование  цели и задач исследования;
3) теоретические  исследования;
4) экспериментальные  исследования;
5) анализ и  оформление научных исследований;
6) внедрение  и эффективность научных исследований.
Каждое научное  исследование имеет тему. Темой могут  быть различные вопросы науки  и техники. Обоснование темы —  это важный этап в разработке научного исследования.
Научные исследования классифицируют по различным признакам:
а) по видам связи  с общественным производством —  научные исследования, направленные на создание новых процессов, машин, конструкций и т. д., полностью  используемых для повышения эффективности  производства;
научные исследования, направленные на улучшение производственных отношений, повышение уровня организации  производства без создания новых  средств труда;
теоретические работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей и др.;
б) по степени  важности для народного хозяйства
— работы, выполняемые  по заданию министерств и ведомств;
исследования, выполняемые  по плану (по инициативе) научно-исследовательских  организаций;
в) в зависимости  от источников финансирования
— госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;
хоздоговорные, финансируемые в соответствии с  заключаемыми договорами между организациями-заказчиками, которые используют научные исследования в данной отрасли, и организациями, которые выполняют исследования;
г) по длительности разработки: долгосрочные, разрабатываемые  в течение нескольких лет;
краткосрочные, выполняемые обычно за один год.
1.3. Научно-техническая  информация
Характерной чертой развития современной науки является бурный поток новых научных данных, получаемых в результате исследований. Ежегодно в мире издается более 500 тысяч  книг по различным вопросам. Еще  больше издается журналов. Но, несмотря на это, огромное количество научно-технической  информации остается неопубликованной.
Информация имеет  свойство "стареть". Это объясняется  появлением новой печатной и неопубликованной информации или снижением потребности  в данной информации. По зарубежным данным интенсивность падения ценности информации ("старения") ориентировочно составляет 10% в день для газет, 10% в месяц для журналов и 10% в  год для книг.
Таким образом, отыскать новое, передовое, научное  в решении данной темы — сложная  задача не только для одного научного работника, но и для большого коллектива.
.
Носителями информации могут быть различные документы:
книги (учебники, учебные пособия, монографии);
периодические издания (журналы, бюллетени, труды  институтов, научные сборники);
нормативные документы (стандарты, СНИПы, ТУ, инструкции, временные указания, нормативные таблицы и др.);
каталоги и  прейскуранты;
патентная документация (патенты, изобретения);
отчеты о научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работах;
информационные  издания (сборники НТИ, аналитические  обзоры, информационные листки, экспресс-информация, выставочные проспекты и др.);
переводы иностранной  научно-технической литературы;
материалы научно-технических  и производственных совещаний;
диссертации, авторефераты;
производственно-техническая  документация организаций (отчеты, акты приемки работ и др.);
вторичные документы (реферативные обзоры, библиографические  каталоги, реферативные журналы и  др.).
Эти документы  создают огромные информационные потоки, темпы которых ежегодно возрастают.
Различают восходящий и нисходящий потоки информации.
Восходящий —  это поток информации от исполь-зователей в регистрирующие органы. Вся научно-техническая информация регистрируется в Республиканском институте НТИ.
Исполнитель научно-технической  работы (НИИ, вузы и др.) после утверждения  плана работ обязан в месячный срок представить информационную карту  в Республиканский институт НТИ. К восходящему потоку относят  также статьи, направленные в различные  журналы.
Нисходящий —  это поток информации в виде библиографических  обзорных реферативных и других данных, который направляется в низовые  организации по их запросам.
Сбор, хранение и выдачу информации осуществляют справочно-информационные фонды (СИФ). В стране имеются отраслевые, республиканские и местные (в  НИИ, вузах, ОКБ и т. д.) СИФ.
В СИФ установлен определенный порядок хранения информации. Имеется основной и справочный фонды.
Основной фонд (книги, журналы, переводы, отчеты и  пр.) размещается на полках в алфавитном порядке по видам информации. Диссертации, отчеты, проектные материалы и  другие громоздкие документы микрофильтруются с уменьшением в 200 и более раз. Отчет или диссертация объемом до 150 страниц помещается в контейнере диаметром 35 мм. Удобны также микрокарты (105x148 мм). На одной карте размещается более 80 страниц текста.
Справочный фонд — это вторичные информационные документы основного фонда. Он представлен  в основном библиографическими и  реферативными карточками (125x75 мм), хранимыми в каталожных выдвижных  ящиках.
Справочный фонд состоит из главной картотеки (содержащей все опубликованные и неопубликованные документы, хранимые в данном СИФ), каталогов и карточек.
2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ  ТЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В научно-исследовательских  разработках различают: научные  направления, проблемы и темы.
Под научным  направлением понимают сферу научных  исследований научного коллектива, посвященных  решению каких-либо крупных, фундаментальных  теоретических и экспериментальных  задач в определенной отрасли  науки. Структурными единицами направления  являются комплексные проблемы и  проблемы, темы и вопросы. Комплексная  проблема включает в себя несколько  проблем.
Под проблемой  понимают сложную научную задачу, которая охватывает значительную область  исследования и имеет перспективное  значение. Полезность таких задач  и их экономический эффект иногда можно определить только ориентировочно. Решение проблем ставит общую  задачу — сделать открытие; решить комплекс задач, обеспечивающих высокую  техническую готовность автомобильной  техники и т. д.
Проблема состоит  из ряда тем. Тема — это научная  задача, охватывающая определенную область  научного исследования. Она базируется на многочисленных исследовательских  вопросах. Под научными вопросами  понимают более мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной области  научного исследования. Результаты решения  этих задач имеют не только теоретическое, но, главным образом, и практическое значение, поскольку можно сравнительно точно установить ожидаемый экономический  эффект.
При разработке темы или вопроса выдвигается  конкретная задача в исследовании —  разработать новую конструкцию, прогрессивную технологию, новую  методику и т. д.
Выбору тем  предшествует тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными  источниками данной и смежной  специальности.
Постановка (выбор) проблем или тем является трудной, ответственной задачей, включает в  себя ряд этапов.
Первый этап — формулирование проблем. На основе анализа противоречий исследуемого направления формулируют основной вопрос — проблему — и определяют в общих чертах ожидаемый результат.
Второй этап включает в себя разработку структуры  проблемы. Выделяют темы, подтемы, вопросы. Композиция этих компонентов должна составлять древо проблемы (или комплексной проблемы). По каждой теме выявляют ориентировочную область исследования.
На третьем  этапе устанавливают актуальность проблемы, т. е. ценность ее на данном этапе  для науки и техники. Для этого  по каждой теме выставляют несколько  возражений и на основе анализа, методом  исследовательского приближения, исключают  возражения в пользу реальности данной темы. После такой "чистки" окончательно составляют структуру проблемы и  обозначают условным кодом темы, под-темы, вопросы.
Тема должна быть актуальной, т. е. важной, требующей  разрешения в настоящее время. Это  требование одно из основных. Критерия для установления степени актуальности пока нет. Так, при сравнении двух тем теоретических исследований степень актуальности может оценить  крупный ученый данной отрасли или  научный коллектив. При оценке актуальности прикладных научных разработок ошибки не возникают, если более актуальной окажется та тема, которая обеспечит  большой экономический эффект.
Тема должна решать новую научную задачу. Это  значит, что тема в такой постановке никогда не разрабатывалась и  в настоящее время не разрабатывается, т. е. дублирование исключается. Дублирование возможно только в том случае, когда  по заданию руководящих организаций  одинаковые темы разрабатывают два  конкурирующих коллектива в целях  разрешения важнейших государственных  проблем в кратчайшие сроки. Таким  образом, оправданное дублирование тем (разработок) иногда может быть одним из требований.
Грань между  научными и инженерными исследованиями с каждым годом все более стирается. Однако при выборе тем новизна  должна быть не инженерной, а научной, т. е. принципиально новой. Если разрабатывается  пусть даже новая задача, но на основе уже открытого закона, то это область  инженерно-экономических, не научных  разработок. Поэтому необходимо отличать научную задачу от инженерно-экономической. Все то, что уже известно, не может быть предметом научного исследования.
Тема должна соответствовать профилю научного коллектива. Каждый научный коллектив  по сложившимся традициям имеет  свой профиль, квалификацию, компетентность. Такая специализация, способствующая накоплению опыта исследований, дает свои положительные результаты, повышается теоретический уровень разработок, качество и экономическая эффективность, сокращается срок выполнения исследования. Однако нельзя впадать в крайность, применяя этот принцип. Если допускать  монополию в науке, то исключается  соревнование идей. Это может снизить  эффективность научных исследований. Заказчику будет предоставляться  научная продукция, которая не всегда может отражать наилучшие показатели.
Важной характеристикой  темы является ее осуществимость или  внедряемость. При разработке темы следует оценить возможность  ее окончания в плановый срок и  внедрения в производственных условиях заказчика. Если это нельзя осуществить  вообще или осуществить в сроки, которые не устраивают заказчика, то заведомо планируют разработку бросовых, неэффективных тем.
Обосновывая тему, научный работник должен хорошо знать  производство и его запросы на данном этапе. Для этого необходимо организовывать командировки в крупные  производственные объединения, управления, предприятия, занимающиеся внедрением.
Эффективно на этом этапе подготовить 1—2 реферата, провести поисковый эксперимент, консультации с работниками НИИ и производства. Это позволит шире и глубже представить  научно-исследовательскую тему.
Большое значение для выбора тематики имеет четкая формулировка общих задач заказчиком (министерством, ведомством и пр.).
Важное значение при разработке общей программы исследования имеет выделение долгосрочных и краткосрочных исследований, фундаментальных и прикладных. Соотношение между ними зависит от многих факторов — требований заказчика, научного потенциала коллектива, наличия современного экспериментального оборудования, научного задела коллектива и его работоспособности и т. д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.