На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Концепции современного естествознания

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 

     По  дисциплине _Концепции современного естествознания_____________________
     Вариант (тема) Роль естественнонаучных знаний в гармонии природы и человека_ 
 

     Выполнил(а) студент(ка)
     Заочной формы обучения
     специальности________________________
     специализации________________________
     ______курса_______ группы_____________
     № студенческого билета
     (зачетной  книжки)____________________ ____________ _______________________
                                                                               (подпись)             (инициалы, фамилия) 

     Проверил  преподаватель
     __________________         ________________      ______________________________
     (ученая  степень, звание)     (подпись)                          (инициалы, фамилия)
 


Оглавление 
 

Данная  работа посвящена проблеме роли естественнонаучных знаний в гармонии природы и человека. В ней будет раскрыто понятие  естественнонаучных знаний, рассмотрены  этапы его становления, произведен анализ современных достижений естественных наук и сделан вывод о том, каким же образом необходимо добиваться согласия в деятельности человека и функционирования природы.

 

Введение

 
          В нашем динамично  развивающемся мире роль естественных наук в обществе является едва ли не определяющей. Весь мир в целом и наша страна в частности стоит на пути инновационного развития. Усложняется техника, совершенствуются технологии, углубляются и расширяются фундаментальные знания, что, несомненно, оказывает влияние на все сферы жизни общества. Страна, не ставящая себе первоочередной задачей развитие указанных областей знаний, становится аутсайдером в мировом сообществе. 
          Развитие фундаментальной  и прикладной науки позволяет  глубже понять природу, вникнуть в ее закономерности, и обратить ее явления на пользу человеку. Не преувеличением будет отметить, что к этому человечество стремилось с зари своего существования.
          Так, передовые страны осваивают космическое пространство, занимаются разработкой новых месторождений  полезных ископаемых и способов наиболее эффективной их добычи, развивают технологии связи, медицинские технологии и др., осуществляют исследования ранее малодоступных мест Земного шара (например, Марианского желоба в Тихом океане) и за его пределами. Это далеко не полный перечень применения естественнонаучных знаний.
          Между тем необходимо не забывать, что нередко человек, стараясь извлечь максимальную выгоду из окружающего его мира, забывает про его сохранность. Портится экология, загрязняются реки, моря, океаны, воздух, вырубаются леса – «легкие планеты», даже космос подвержен риску загрязнения. Человек является частью природы и ее гибель неминуемо приведет к гибели человечества.
       Таким образом, в данной работе будут рассмотрены  такие вопросы, как история возникновения  и развития естественных наук, область их исследования, роль их в развитии человечества и в сохранении окружающего мира.    
 

Понятие естественных наук. История их возникновения и  развития

 
      Для раскрытия вопроса роли естественных наук в гармонии природы и человека необходимо определиться с понятийным аппаратом.
    Итак, естественные науки – это разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку, природных явлений.1 Таким образом, к естествознанию относятся дисциплины, предметом исследования которых являются закономерности природы. В их числе можно назвать физику, астрономию, механику, биологию, химию.  Необходимо, однако, помнить, что каждую из приведенных наук невозможно рассматривать в отдельности. Так, изучать химию не возможно без знания физических закономерностей и т.п.
  В настоящее время естествознание представляет собой сотни дисциплин, решающих множество сложнейших проблем, усложненную научную терминологию, практически не поддающееся исчислению число концепций, теорий и гипотез, довольно сложных для понимания основной массе людей, постоянная дифференциация уже имеющихся отраслей знаний и возникновение новых.
  В основе естествознания с древнейших времен лежит физика. Между тем, не представляется возможным охарактеризовать современное знание только как естественнонаучное или даже как только научное. К началу XXI века вследствие интеграционных процессов, возникших в науке благодаря развитию кибернетики, общей теории систем, синергетики, вследствие глобализации информационных процессов, прежде очевидные и чётко определяемые границы естествознания были размыты.2
      Помимо  этого, базисом естественных наук можно  считать математику. Это связано  с тем, что все естественные науки  на современном этапе, так или  иначе, используют математику для описания рассматриваемых явлений, что позволяет точно сформулировать закономерности природных явлений и выразить их в письменном виде, в частности, в виде гипотез и теорий. Современные технологии позволяют также, имея точные математические выкладки, проверить практически любую гипотезу и произвести, в случае необходимости, ее корректировку.
      Подводя итог вышесказанному, можно сделать  вывод, что естествознание, естественные науки, ставят себе целью всестороннее изучение природы.
      Представляется  целесообразным рассмотреть развитие, генезис естественных наук.
      Итак, естествознание не всегда было научным. Выделение и оформление элементов науки происходит только в конце первого тысячелетия до н. э. Родиной европейской науки традиционно считается Древняя Греция.3
      Из многих исторических источников известно, что древние восточные царства обладали существенными познаниями в астрономии, арифметике, геометрии, физике, медицине и других областях естественного знания. Однако нетрудно сделать вывод, что изучение природы человеком началось задолго до возникновения цивилизации в рамках бытовой, хозяйственной деятельности человека. Это касается изучения свойств предметов и материалов, закономерностей природных явлений, первичных медицинских знаний и многого другого.
      Таким образом, данный этап развития естествознания можно назвать донаучным.  
      Развитие  естественных знаний приводит к возникновению  цивилизаций и определяет их развитие. В качестве аргументации можно привести переход от кочевого образа жизни  к оседлому (развитие сельского хозяйства), появление орошения, усовершенствованных орудий труда. Примерно в этот период начинают развиваться элементы науки, однако до конца научными эти знания назвать все-таки нельзя. В данный период времени мировоззрение людей определялось религией. Таким образом, этот этап можно назвать преднаучным этапом развития естествознания. От науки ее отличают такие черты, как:
      1. Жёсткая идеологическая зависимость;
      2. Недостаточная инновационность исследований;
      3. Неприемлемые для науки цели и способы их достижения, например, в алхимии и астрологии;
      4. Пренебрежение опытными доказательствами выдвигаемых положений;
      5. Отсутствие чётко разработанных и общепринятых процедур познания;
      6. Методологическая неразработанность познавательной активности.
      Хочется отметить, что на данном этапе можно различать античную преднауку, превратившуюся в научные знания и восточную преднауку, так наукой и не ставшей. В этом прослеживается определенная закономерность, связанная с историческими особенностями развития Древней Греции.
      В своё время восточная преднаука не смогла преодолеть рубеж, отделяющий её от науки. Не смогла она этого сделать во многом из-за отсутствия относящихся к преднауке предпосылок психологического, экономического, социального, культурного характера. Ретроспективный взгляд на историю даёт возможность определить, почему соответствующие предпосылки не возникли на Востоке.
      Древние восточные царства представляли собой централизованные государства, в которых религиозная и светская власть были сосредоточены, иногда формально, в руках царя, фараона и т. д. Экономика чаще всего представляла собой орошаемое земледелие и скотоводство. По сути дела, экономика этих государств была одним большим хозяйством номинально принадлежащим одному человеку. Контроль и учёт в нём требовал содержания огромной армии чиновников. Подчинение этой огромной массы людей единоначалию требовало как содержание мощного репрессивного аппарата, так и многочисленных жрецов, обеспечивающих идеологическую монолитность общества.
      Изначально развитие естествознания ставилось под полный контроль государства. Этот тотальный контроль был крайне необходим, так как власть, основанная в виде пирамиды, устойчива, когда она монолитна. В таких условиях могли развиваться только те научные элементы в астрономии, геометрии, арифметике, которые можно было вписать в нормы существующих мировоззренческих и социокультурных отношений. Можно констатировать, что в таких обществах отсутствовали такие важные для выхода за пределы преднауки социокультурные импульсы, как разнообразие и свобода.
      Одним из наиболее существенных процессов преднауки является замещение вещей, их свойств и отношений идеальными объектами. Появление языка - это первый и определяющий шаг в идеализации. Однако языки донаучного, преднаучного и научного естествознания отличаются кардинальным образом. Современные исследователи ещё сохранившихся в нашем мире первобытных коллективов констатируют «словопредметность», то есть предельную слитность слова и предмета, который им обозначается.4
      Между тем, одного языка не достаточно для  превращения преднауки в науку. На данном этапе происходит сопоставление  слов и понятий. 
      На  следующем этапе происходит систематизация полученных знаний и их дифференциация, вырисовываются отдельные науки – физика, химия, биология и др. Таким образом, появление научного естествознания в современном смысле этого слова можно датировать Новым временем, то есть XVII веком.5
      Процесс дифференциации наук, безусловно, основывался на количественном и качественном росте знания, а также на постепенном отказе от теистического, то есть религиозного, мировоззрения. Теоцентризм уступил место антропоцентризму.6 В нём единство структур знания заменяется их разобщённостью, значимость системы знания замещается значимостью человеческих потребностей, адекватность отношений с природой - асимметрией этих отношений.  
 

 

Принципы  и методы естественнонаучного  познания

 
      Рассмотрев  вопрос понятия, возникновения и  развития естественных наук, представляется целесообразным рассмотреть принципы и методы естественнонаучного познания.
      Итак, естественнонаучное познание – это  творческий процесс. Творчество предполагает сотворение чего-то принципиально нового, открытие чего-либо, ранее неизвестного. История естественнонаучных открытий показывает, насколько велика в них роль творчества и эпизод случайности.
      Тем не менее, что касается естественнонаучных знаний, то в них можно выделить как общие рациональные нормы, так  и нормы рационального научного познания для каждой естественной науки  в отдельности.
      Представляется  целесообразным выделить ряд общих  принципов естественнонаучного познания:
      1.  Причинно-следственная связь между возникающими явлениями.
      2.    Критерий истины. Под критерием истины следует понимать возможность проверки пи помощи опытов, наблюдений, экспериментов.
      3. Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории...) относительно и ограничено. Главное - установить границы соответствия знания действительности.
      Для получения естественнонаучных знаний используются такие методы, как эмпирический метод, метод индукции, дедукции, синтеза и анализа полученных знаний. 
    Эмпирический  метод – это метод опытных исследований. Он заключается в проведении исследований и регистрации фактов, проведении как можно большего количества экспериментов и включение их результатов в таблицы.
    С эмпирическим методом тесно связан индуктивный метод. Его разработка традиционно связывается с именем английского мыслителя Фрэнсиса Бэкона. Итак, Ф. Бэкон следующим образом сформулировал суть индуктивного метода: извлекать правила и законы методом индукции из проведенных экспериментов.
    Современную интерпретацию индуктивного метода можно представить следующим  образом:
    1. Производить наблюдения и эксперименты для извлечения из них правил и законов
    2. Формулировать гипотезы.
    3. Выводить следствия из гипотезы и уже известных законов.
    4. Производить эксперименты для проверки этих следствий.
    Следующий метод получения естественнонаучных знаний - дедуктивный. Суть его заключается в следовании от общего к частному, от каких-то общих правил или представлений, путём логических преобразований, к частным следствиям или предсказаниям. Если эксперимент подтверждает предсказания, то развитие схемы продолжается. Если же результаты эксперимента расходятся с выводами, то первоначальные предположения подвергаются сомнению и следует попытаться их видоизменить.
    Хороший пример использования дедуктивного метода в науке даёт исследовательская  деятельность И. Ньютона. Он начинал  исследование с того, что обращался к какой-то идее, но сразу же отбрасывал её, если её положения приходили в противоречие с наблюдаемыми фактами.
    Метод синтеза предполагает соединение нескольких опытов, предположений в один, в  результате чего возникает новое  знание.
    Метод анализа, напротив, предполагает выделение из целого объекта его части и его исследование.   
    Не  следует отдавать предпочтения какому-то одному методу. Каждый вид поиска по своему полезен и лучшим исследователем является тот, кто сочетает оба метода, руководствуясь своей идеей для проверки гипотез и, одновременно, будучи готов к появлению новых фактов.
    Выдающийся  американский физик П. Бриджмен так выразил общую для многих исследователей точку зрения по вопросу использования правил исследования: «Я бы сказал, что не существует научного метода как такового, и самая существенная особенность методики научной работы состоит просто в том, что учёный должен действовать во всю силу своего ума, не гнушаясь ничем, за что можно было бы ухватиться».7
    Следует отметить, что в естествознании существующее знание имеет смысл только в том случае, если оно воспроизводит не только самое себя, но и все возможные следствия собственного существования. Такой способ существования естественнонаучного знания реализуется в теории. Теория - это конечный результат процесса познания.  
    Иными словами теорию можно определить так: это мысленные схемы с допущениями, которые подбираются так, чтобы получалось согласие с экспериментальными данными; они содержат умозрительные идеи и общий подход к решению различных проблем.
    Познание начинается с фактов, которые являются эмпирической базой естествознания.
    Для достижения полной ясности каждый из этих фактов нуждается в некоторых комментариях: определение терминов, степень точности, пределы применимости. Факты, чтобы быть надёжными, должны быть независимы от того, когда в каких лабораториях и какими наблюдателями они получены. «Можете ли вы повторить ваши результаты?» один из главных вопросов, задаваемых исследователю.
    Факты собираются в отдельные группы и определяются свойства, характеризующие их. Например, все металлы хорошо проводят электрический ток; натяжение пружины меняется при изменении веса растягивающего её груза. В итоге проводимых обобщений фактов, получаются определённые соотношения, которые именуются правилами, принципами или законом.
    Закон - это конструирование явлений природы, а не приказ, который она получает. Закон никаким образом не зависит от воли человека, он уже существует.
    Концепции. В обычном смысле слова концепция - это идея или же общее понятие. В естествознании концепции обобщают универсальные свойства и отношения. Это научные идеи общего характера, вокруг которых концентрируется научная мысль, например:
    1. Теплота как форма молекулярного движения;
    2. Теплота как форма энергии;
    3. Законы движения Ньютона;
    4. Сохранение энергии;
    5. Сохранение количества движения.
    Математические  концепции - полезные понятия, характеризующие предельно общие соотношения, например: понятие о прямой пропорциональности; понятие о пределе и т. д.
    Научные концепции - полезные понятия, получаемые из экспери-мента, например:
    1. Векторы складываются;
    2. Теплота - причина повышения температуры тел;
    3. Молекула как основная частица.
    Большинство научных концепций рождается  из эксперимента или до некоторой  степени связано с экспериментом.
      Другие области научного мышления - чисто умозрительные. Однако  в естествознании они полезны  и необходимы в получении нового  знания. Гипотезы - это отдельные предположения или догадки, к которым прибегают при построении теории или при постановке эксперимента, имеющего целью непосредственную проверку какой-либо теории в том случае, когда это представляется возможным.8
    Между тем, сформулированная теория развивается и доказывает своё право на существование. Далеко не все теории выдерживают испытание временем. Лишь по мере того как теория постепенно превращается в некую общую форму знания, которая может удовлетворительно объяснить многие наблюдаемые явления, мы начинаем всё больше и больше ей доверять. Правота теории определяется последовательностью своих положений, простотой оснований, малочисленностью принятых аксиом, полезностью, способностью предсказывать, наконец, той глубиной чувства уверенности, которую она даёт.
      
 
 
 
 
 

Природа и человек

 
      Итак, человек издревле изучал природу  и старался подчинить ее себе. Безусловно, прогресс, увеличение естественнонаучных знаний и вместе с этим их применение на практике, привнесли массу положительного – это и упрощение, и улучшение жизни людей, и снижение смертности, и приближение к открытию тайн мироздания, и многие и многие другие положительные открытия. 
      Между тем, то положительное, о чем идет речь, к сожалению, является таковым  именно для человека, а не для  природы. Своей деятельностью человек  изменяет ее, она подвергается опасности. Вырубаются леса, происходит опустынивание больших районов, изменяется климат. Изменения природы влекут крайне негативные последствия для человека – в последнее время увеличилось количество цунами, ураганов, бурь, итогом которых стали большое количество человеческих жертв. 
      Таким образом, следует помнить, что естественнонаучные знания необходимо использовать не только на благо человечества, но и на достижение гармонии человека с природой.
      Но  не только экологический императив, но и личная ответственность за свою судьбу ставят безусловное требование перед современным человеком — познать самого себя, познать социальную и природную среду, в которой он живет, чтобы уяснить для себя наилучшие возможности реализации своих природных данных, своего единственного и неповторимого сочетания врожденных качеств со средой жизни.9
      Человек, природа и общество – это единая триада. Сейчас есть еще на Земле прекрасные места, где сохранилась первозданная природа. Но с каждым годом их становится все меньше. Тогда человек пользовался ресурсами, которые давала ему Природа. Источники энергии он находил в естественных явлениях Природы или с помощью прирученных им животных.
      Однако  невежество может причинить больше вреда, чем осведомленность. Поэтому, чем больше человек будет обладать знаниями, тем больше появится возможности для сохранения природы.
      С развитием знаний появляются новые  возможности для познания человеком  самого себя, для защиты и восстановления окружающей среды.
      Между тем, как отмечает Н.А. Козырев, все меры по охране природы могут только отсрочить, но не остановить надвигающуюся катастрофу. Как отмечает автор, согласно второму началу термодинамики всякая деятельность ведет к увеличению энтропии, т. е. к увеличению хаоса и беспорядка. Создать для себя комфорт и нужную для этого организацию, т. е. уменьшить энтропию, можно только за счет увеличения энтропии где-нибудь в стороне, и, конечно, это надо делать это возможно дальше от нас. Но когда людей становится много, то далекое сейчас от нас оказывается вскорости близким для других и отодвинуть от себя неприятности становится все труднее и труднее.10 Между тем, это представляется возможным.
      Козырев отмечает, что древний человек  таинственным для нас путем сумел  найти с общий язык с природными явлениями и приручить их; что тогда у человека была несомненная, но непонятная для нас и нашей науки власть над природой. В качестве подтверждений указанных доводов он указывает, что к таким убеждениям приходят этнографы, прожившие много лет среди аборигенов Австралии и среди других примитивных народов. «Обряды и другие магические приемы, - пишет автор, - не могли быть простым суеверием, ведь в трудных условиях простой жизни требуется особо рациональное отношение к действительности, и заблуждения и обман не могли бы сохраняться столетиями».
      Действительно, медицина существовала без знания физиологии и анатомии внутренних органов, но эмпирическим путем была найдена связь между ними и воздействующие на них лекарственные растения.
      И в наше время известны случаи, когда простой и неученый знахарь спасал человека, вылечить которого научная медицина считала категорически невозможным.
      Действительно, можно привести еще много примеров утерянных знаний. Так как сейчас их сущность нам неизвестна, они третируются как мистика. Нельзя исключать, что это признаки, позволяющие нам подозревать существование могучего потока возможностей еще не открытых свойств природы. Это поток творческих возможностей должен существовать, чтобы обеспечить гармонию мира.
      Физика, химия и другие точные науки могут  строго проследить и предсказать путь гибели подхваченного ветром упавшего с дерева листа и даже написать уравнение его движения, однако они бессильны объяснить, как он, например, принял свою форму и получил свои свойства. Всегда следует помнить, что живые организмы не могут создавать то, чего нет в природе, они могут только собирать и использовать то, что заложено в общих свойствах мира. Эти свойства должны быть, следовательно, и в неживой природе, и их надо искать именно здесь, где можно опереться на огромный опыт научного познания точных наук.
        Когда удастся обнаружить и  изучить причину жизни Вселенной,  тогда, уже не ощупью, а со  всей силой современных технических возможностей, не снижая того, что достигнуто, можно будет проложить путь иного прогресса, который ведет не к разрушению, а к усилению жизни природы. И попытки к этому сейчас предпринимаются. В качестве примера можно привести исследования в большом андронном коллайдере. Козырев полагает, что тогда восстановится гармония человека с Природой.
      Это и есть главная задача применения естественнонаучных знаний.
      Между тем, следует отметить и ряд проблем, стоящих на пути к достижению этой цели.
      При построении научной системы неизбежны  упрощения: отбрасываются малохарактерные частности и схематизируются явления. Так, законы Кеплера справедливы для движения планет под действием только одного центрального тела без учета возмущений со стороны других планет. Вместе с тем их открытие послужило фундаментом, на котором была основана система небесной механики.
      Однако  при упрощении можно потерять и нечто принципиальное. Так, например, в точных науках утеряно различие между причиной и следствием, существование которого подтверждает постоянный опыт нашей жизни и опыт всего естествознания.
      Схематизация не должна превращаться в догматизм, утверждающий, что все существующее в мире охвачено известными научными принципами. В этой связи нельзя настаивать на том, что есть только тот путь технического прогресса, которым наука ведет современную цивилизацию, что второе начало термодинамики доказало неизбежность возрастания энтропии и роста разрушения и что даже звезды в небе могут светить только за счет безвозвратного сжигания простейших элементов, из которых раньше был создан мир. На самом же деле звезды светятся иным образом - в противоречии с термодинамикой, не только с ее вторым, но и с первым началом. Поэтому наблюдательные данные о звездах являются тем ключом, который может дать нам возможность раскрыть загадку жизнеспособности мира и дополнить принципы точных наук.11
 

Заключение

 
      Итак, в данном реферате было рассмотрено понятие естественнонаучных знаний, прослежено его развитие с древнейших времен до наших дней.
      Человек с древнейших времен изучал природу  и пытался подчинить ее себе. Однако на современном этапе она находится  в опасности и долг человечества направить имеющиеся у него знания и стремиться к приобретению новых для ее сохранения.
      Гармония  человека и природы может быть достигнута путем отхода от догматизма, путем изучения тайн природы и  построения другого, не такого губительного прогресса, который имеет место быть в настоящее время.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.