На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный долг РФ: состояние, проблемы и пути их решения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕРМСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ  ИМ. АКАДЕМИКА Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА 
 
 
 

                                             Кафедра финансов кредита и экономического анализа 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине: Финансы 

На тему: Государственный долг РФ: состояние, проблемы и пути их решения 
 
 
 
 

                                                            Выполнила: студентка факультета
                                                            заочного обучения по специальности                        
                                                            «Финансы и кредит»
                                                            Иваненко Ирина Рутеновна
                                                            Шифр Фкс -09-115
                                                          
                                                            Руководитель: к.э.н., доцент  кафедры финансов
                                                            кредита и экономического анализа
                                                            Кузнецова Эльвира Рудольфовна 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь – 2010 г.
Содержание 
 

                                                                                                                                 Стр.
Введение 3
1. Сущность государственного  долга как экономической категории
    1.1 Экономическая  сущность и нормативно-правовое регулирование государственного долга России                                                                                   5
    1.2 История  возникновения государственного  долга РФ                                         11
2. Характеристика  современного состояния государственного долга России
    2.1 Современное  состояние внешнего и внутреннего  долга РФ                              15
    2.2 Взаимосвязь  внутреннего и внешнего долга                                                        22
    2.3 Проблемы  влияния государственного долга на экономику России                   24
3. Модель инновационного  механизма решения проблемы государственного       долга 27
Заключение 35
Список использованной литературы 39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Весь  мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних подпиток будет укрепляться и дальше по ходу либерализации и глобализации финансовых рынков.
    В последние годы внимание к проблематике государственного долга, которое проявляют  экономическая общественность, органы власти, участники рынка государственных  долговых обязательств, позволяет с полным основанием говорить об актуальности вопросов, связанных с управлением государственным долгом.
    Финансовые  отношения, возникающие в связи  с существованием государственного долга, затрагивают интересы государства  во всех областях и сферах, так как они влияют на состояние государственного бюджета, денежно-кредитную политику, инвестиционный климат. Роль государственного долга в развитии государства, таким образом, чрезвычайно велика. При умелом использовании такой финансовой категории как государственный долг можно добиться серьезных успехов от экономических реформ и обойтись без глобальных финансовых потрясений.
    Исторически процесс государственных внутренних и внешних заимствований всегда связывался с дефицитом государственного бюджета. Как правило, он возникал при чрезвычайных экономических ситуациях (неурожаи, стихийные бедствия, войны, революции, экономические кризисы, неудачные реформы). В нашей истории все это бывало в настоящее время государственные заимствования и их непогашенная часть в виде государственного долга, формирование умеренного
дефицита  бюджетов и покрытие его за счет внутренних и внешних займов являются  

3
реальностью любой экономики, в том числе  и российской, и в нормальных условиях. [4,с.13].
    В прессе можно встретить очень много публикаций на тему государственного внешнего и внутреннего долга и соответственно истории его возникновения. Толпы политиков сражаются за право называться первооткрывателями в области урегулирования государственного внешнего долга. Кто-то как коммунисты  в каждом выступлении буквально кричат о том, что государство должно отказаться платить по долгам, совершенно не задумываясь о том, к каким последствиям для России это может привести. Проблема долга важна и для нас простых граждан, потому что пока государство не выплатит государственный долг, оно не сможет вкладывать больше денег в социальную сферу: в образование, в здравоохранение, в увеличение оплаты социальных нужд и т.д. Таким образом, проблема государственного долга очень важна.
    Объектом  исследования данной работы является Российская Федерация.
    Предмет исследования: государственный долг России как внутренний, так и внешний.
    Задачи  работы: проанализировать и выяснить историю возникновения долга  России; выяснить, как в настоящее время правительство решает данную проблему; показать основные составляющие государственной долговой политики; и, конечно же, выявить, проработать, проанализировать методы решения этой немаловажной проблемы.  
 
 
 
 
 

4
    Сущность государственного долга как экономической категории
 
      Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование государственного долга России
 
    В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство привлекает к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и населения. Главным способом их получения является государственный кредит. Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта [7,с. 306].
    Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны  со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастание затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.
    При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно заемщиком средств, а население, предприятия и организации  – кредиторами. В сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.
    Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Возрастающее влияние на государственный долг оказывает и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в налоги. Поэтому, государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство осуществляет все большие займы. Критическим моментом, угрожающем стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП [6,с.101-104].                                                                                                                         
    5
    Государственный кредит, как и любой другой вид кредита, характеризуется
возвратностью, срочностью и платностью предоставляемых  взаймы средств. Однако государственный  кредит отличает ряд особенностей: привлекаемые кредитные ресурсы  направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита; источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают текущие бюджетные поступления; источниками средств для кредитования являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, предназначенные для текущего потребления.
    Целесообразность  использования государственного кредита  для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно  меньшими негативными последствиями  для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении [8,с.333].
    Основная  доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный  кредит. Но широкое международное  разделение труда, обмен технологиями и научно техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам – все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему госкредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставленным иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п. [8,с.336].
      Государственный кредит может  быть внутренним и внешним.  Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде выпущенных и непогашенных долговых обязательств (облигаций, займов краткосрочных и долгосрочных, региональных займов и т. д.). 

          6
    Внешний долг  - задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано  рядом целевых обязательств, с одной стороны.                                                                                                                                                                                                                 А с другой стороны, при его погашении приходиться рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от  внешнеэкономической деятельности.
    В целом же последствия государственного долга приводят к существенному 
сокращению  возможностей роста потребления  для населения данной страны, а  также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.
    При наличии значительного долга  происходит перераспределение доходов  различных слоев населения, а  также утечка национального капитала за рубеж          [6, с.101-104].
    Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. К первому относится вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства; ко второму – расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил [8,с. 422].
    Согласно  ст. 6 Бюджетного кодекса России, «государственный или муниципальный долг – обязательства, возникающие из государственных  или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации  или муниципальным образованием гарантией (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц»  [1].
    Под государственным или муниципальным займом (заимствованием)
понимается  «передача в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации  или муниципального образования  денежных средств, которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации  или муниципальное                                

7
образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа»  [1].
    Согласно  статье 89 государственные заимствования  Российской Федерации определяются как «займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или
гаранта погашения займов другими заемщиками».
    Таким образом, следует различать государственный долг и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства. Так, различают государственный долг субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, и муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования. Они обеспечиваются всем имуществом, находящимся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Основной при анализе государственного долга является разбивка его на внутренний и внешний. Однако в настоящее время вопросы четкие критерии такого деления отсутствуют. Большинство монографий по теории финансов содержит определения внешнего государственного долга как долга перед нерезидентами и внутреннего государственного долга как долга перед резидентами.
    В соответствии со ст.1 Закона РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», «государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации» [1].
    К долговым обязательствам федерального правительства относятся кредиты, полученные Правительством РФ, государственные  займы в форме ценных бумаг, выпущенных от имени Правительства РФ, другие обязательства в денежной форме,   
                                                                         8                                                         гарантированные Правительством  РФ. Долговые обязательства бывшего  СССР включаются в государственный  внутренний долг Российской Федерации только в части, принятой на себя Российской Федерацией [1].
    В соответствии с законом от 26 декабря 1994 г. «О государственных внешних  заимствованиях Российской Федерации  и государственных кредитах, предоставляемых  Российской Федерацией» государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются «привлекаемые из иностранных
источников (иностранных государств, их юридических  лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают  государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг Российской Федерации». 
    Согласно п.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ «государственным долгом 
Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права»     

[1, ст. 97].
    Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну. 
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
- государственных  ценных бумаг, выпускаемых от  имени Российской Федерации;
- договоров  о предоставлении государственных  гарантий Российской Федерации,  договоров поручительства Российской  Федерации по обеспечению исполнения  обязательств третьими лицами;
- переоформления  долговых обязательств третьих  лиц в государственный долг  

9
Российской  Федерации на основе принятых федеральных  законов;
- соглашений  и договоров, в том числе  международных, заключенных от  имени Российской Федерации, о  пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Российской  Федерации прошлых лет [1, ст. 98].
    Государственные долговые обязательства классифицируются по различным основаниям. Так, Дробозина  Л.А. предлагает следующую классификацию:
1. По  субъектам заемных отношений  – займы, размещаемые центральными  и территориальными органами  управления;
2. По  месту размещения – внутренние  и внешние;
3. По  обращению на рынке – рыночные  и нерыночные. Рыночные займы  свободно покупаются и продаются.  При финансировании бюджетного  дефицита они основные. Нерыночные  – не могут свободно менять  своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.
4. В  зависимости от срока привлечения  средств – краткосрочные (со  сроком погашения до 1 года), среднесрочные  (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Краткосрочные займы используются  для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов (обычно векселя, казначейские или муниципальные). Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций [7, 320].
5. По  обеспеченности долговых обязательств – закладные и беззакладные.
Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом. Центральные органы управления обычно выпускают высоконадежные беззакладные облигации.
6. По  характеру выплачиваемого дохода  долговые обязательства делятся  на 
выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства, продающиеся со скидкой, а выкупающиеся по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.
Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые  не могут превышать 30 лет. Изменение  условий выпущенного в обращение 
10
государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
    Погашение государственного долга и процентов  по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для  того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, ибо путем конверсии и консолидации.
    Конверсия  – изменение условий займа  и размеров выплачиваемых процентов  по нему или превращение его в  долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном движении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кедитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
    Последствием  такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в  страну финансовых ресурсов.
    Консолидация  – изменение условий займа, связанное  с изменение срока погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в  долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства-заемщика и правительства-кредитора.
    Обременительность государственного долга навязывание  условий при его формировании приводят к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика прежде всего находит выражение в изменениях доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности
структуры национальной экономики  [6, с.104]. 

    1.2 История возникновения  государственного  дога РФ
    Кредитная история  России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская  

11 

империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств 
накануне  революции была погашена.  К этому  моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.
    На  протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.
    Стремясь  сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно  разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно
заемные средства шли на финансирование строительства  железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
    Выпуск  новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной  Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и  условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.
    По  большей части государственных  долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма  всех бумаг с такой доходностью  составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.
     Все ценности, размещаемые в то время  на рынке, разделялись на 3 категории:
    краткосрочные;
    долгосрочные;
    бессрочные;
    Срок  обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и  

12 

колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска  не должны были превышать 500 руб. Право  эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично
министру  финансов с условием, что общая  сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права  министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных  обязательств, в том числе и  на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.
    Основу  государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.
    Также существовало формальное определение  внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.
    В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:
    “При  обсуждении государственной росписи  не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным  долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам”. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.
    Российское  правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать  репутацию надежного заемщика, который  действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.
    Заимствование финансовых ресурсов использовалось с  разными целями, и далеко не всегда целью для реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы
    13
финансовой  стабильности, пусть даже в краткосрочном  периоде, имели
первостепенное  значение. Это позволяло следовать  выработанной экономической политике, не меняя ее курса.
    Отказавшись платить долги своим и иностранным  гражданам, правительство Советской  России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались ценными бумагами, не имеющими обеспечения [2, с.220-235]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  14 

    2. Характеристика современного  состояния государственного  долга России 

    2.1   Современное состояние внешнего и внутреннего долга Российской Федерации 

    В последние годы благодаря благоприятной  конъюнктуре мировых сырьевых рынков, а также грамотной политике правительства  в монетарной и фискальной сферах, добившегося также существенного  улучшения отношений с Западом, долговое бремя России значительно сократилось. Долговое бремя России снижается, как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов. При этом если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь, благодаря гибкой фискальной политике, они не являются столь обременительными, федеральный бюджет сводится с профицитом, а правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие сектора экономики.
    В 1992 г. внешний долг правительства  РФ более чем в два раза превышал номинальный объем ВВП. В 1999 г. отношение  внешнего долга к ВВП составляло 57%, в 2001 г. - уже 42%, а к концу 2005 г. общий объём государственного долга (включая внутренний) сократится до 29- 30 % ВВП.
    31 октября 2008г. был принят Госдумой  и одобрен Советом Федерации  12 ноября этого года федеральный  закон  «О федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Документом предусматривается, что правительство по результатам исполнения бюджета в 2008 году вправе направить в 2009 году 175 млрд. рублей на поддержку финансового рынка РФ.  Вот основные параметры трехлетнего бюджета, которые определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 51 475,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 8,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года):
    1) Доходы федерального бюджета  РФ в 2009 году планируются на уровне 10 трлн. 927,1 млрд. рублей (21,2% ВВП), в 2010 году - 11 трлн. 733,6 млрд. рублей (19,8% ВВП), в 2011 году - 12 трлн. 839 млрд. рублей (19% ВВП).
    15
    В целом за 2009-2011 годы доходы федерального бюджета в реальном выражении  возрастут на 4,6% или на 1,5% в среднем за год. По отношению к ВВП доходы федерального сократятся с 22,5% в 2008 году до 21,2% в 2009 году и 19% в 2011 году;
    2) Расходы федерального бюджета  РФ запланированы в 2009 году  в объеме 9 трлн. 24,7 млрд. рублей (17,5% ВВП), в 2010 году - 10 трлн. 320,3 млрд. рублей (17,4% ВВП), в 2011 году - 11 трлн. 317,7 млрд. рублей (16,7% ВВП);
    3) Профицит федерального бюджета РФ в 2009 году запланирован на уровне 1 трлн. 902,5 млрд. рублей (3,7% ВВП). В 2010 году объем профицита бюджета составит 1 трлн. 413,3 млрд. рублей (2,4% ВВП), в 2011 году - 1 трлн. 521,3 млрд.рублей (2,3% ВВП). Это существенно больше показателей, заложенных в законе о бюджете на 2008 год и на период 2009- 2010 годов, согласно которым в 2009 году он должен был составить 771,7 млрд.рублей, в 2010 году - 735 млрд. рублей;
    4) Верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2010 года в  сумме 2 119 739 195,3 тыс. рублей; верхний  предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 2 836 689 331,3 тыс. рублей и на 1 января 2012 года в сумме 3 703 224 731,2 тыс. рублей;
    5) Верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2010 года в сумме 41,4 млрд. долларов США, или 27,8 млрд. евро; ) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 41,7 млрд. долларов США, или 29,2 млрд. евро, и на 1 января 2012 года в сумме 40,9 млрд. долларов США, или 29,2 млрд. евро;
    6) Прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 1 902 482 734,7 тыс. рублей. Прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2010 год в сумме 1 413 297 652,6 тыс. рублей и на 2011 год в сумме 1 521 279 337,7 тыс. рублей. 
    В послевоенный период на протяжении ряда десятилетий многие страны прибегали к расширению масштабов  внутренних и внешних заимствований в надежде на решение накопившихся социальных проблем и на создание условий
16
экономического  роста путем активизации инвестиционного  процесса. Однако займы редко использовались в целях крупномасштабного инвестирования. Поэтому и нет впечатляющих примеров социально-экономических проблем на базе роста государственного долга.
    В странах, где отраслевая структура  производства включает низкорентабельные  отрасли и для поддержания бюджетных расходов предпринимаются государственные займы, растет как внутренний так и внешний долг со всеми отрицательными социально-экономическими и политическими последствиями. Поскольку любой значительный долг требует немалых расходов по его обслуживанию, накопление его чрезвычайно опасно для экономики. Именно поэтому в экономической науке сформировались определенные представления о рисках, связанных  с ростом долгового бремени. Такие риски характерны и для долговой политики России. Особенно значительными они были в 1990-е гг., когда внешний государственный долг достигал 159 млрд. долл., а внутренний был формой функционирования «финансовой» пирамиды. Она привела к дефолту 1998г. Краткосрочных займов (ГКО) было недостаточно для погашения и обслуживания долга, поскольку высокая инфляция диктовала займы под высокий процент.
    Постепенно  ситуацию удалось изменить. К началу 2008г. Внешний государственный долг России был снижен до 46,7 млрд. долл. Сегодня эта величина и того меньше. При нынешней инфляции внутренние займы размещаются под невысокий процент. Однако в целом и государственный  внутренний долг и совокупный внешний (государственный и корпоративный) быстро растут. Внутренний государственный долг еще на 01 января 2005г. составлял 757 млрд. руб.,  на начало 2006г. – 851 млрд. руб., на начало 2007г. – 1028 млрд. руб. В 2007г. он превысил 1 трлн. руб. и к 2010г. будет не менее 1,5 трлн. руб. Совокупный внешний российский  долг на 1 января 2008г. составлял 459.6 млрд. долл. и неконтролируемо растет. Ситуация становится тревожной. Следовательно, необходима более взвешенная долговая политика.
    В настоящее время действует немало факторов, определяющих содержание этой политики, а, следовательно, и соотношение  как государственных внутренних и 
17
внешних заимствований, так и накопленных объемов внутреннего и внешнего долга. Реально проявляются следующие, наиболее значимые факторы:
     1. Благоприятная конъюнктура на  мировом рынке энергоносителей  (цены на нефть еженедельно  перекрывают исторический максимум  и сначала 2008 г. по июль выросли от 100 до 130 долл. за баррель) стала фактором роста с начала текущего
десятилетия нефтегазовых доходов намного более  быстрыми темпами по сравнению с  темпами роста расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. В  этих  условиях федеральный бюджет перестал быть дефицитным, в связи с чем отпала необходимость в крупномасштабных государственных внешних заимствованиях – в отличие от всего периода 1990-х гг. Бюджет с 2000г. профицитный, причем профицит быстро рос, и лишь к 2009г. рост прекратился в связи с мировым финансовым кризисом.
    2. Накопление профицита стало фактором  формирования стабилизационного  фонда, преобразованного в феврале  2008 г. в два самостоятельных  – резервный и в фонд национального  благосостояния. Реальная возможность поддерживать за счет растущих доходов определенный рост расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы была сопряжена с использованием финансового резерва для досрочного погашения внешнего государственного долг перед кредиторами Парижского куба. По итогам 2007 г. при объеме ВВП России свыше 31 трлн. руб. (это эквивалентно примерно 1,3 трлн. долл.) внешний государственный долг составляет около 4% ВВП. Государственная часть его приблизилась к историческому минимуму за последние 18 лет. Это можно считать достижением, если исключить то, что рассчитываться приходилось нефтью, что закрепило положение страны как сырьевого придатка развитых стран.
    3. Резкое сокращение внешнего государственного  долга стимулировало рост внутренних  заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного внутреннего долга.
    Инвестиционная  политика государства, в рамках которой  оно не оказывает серьезной финансовой поддержки наукоемкой составляющей государственного сектора в экономике и социальной сфере связанная с этим низкая доходность
18
предприятий обрабатывающей промышленности, выведение  временно свободных средств за границу, ослабляющее ресурсную базу банковского  сектора России, делают невозможным  интенсивный приток средств в банковский сектор и крупномасштабное банковское инвестиционное кредитование и государственных, и частных корпораций, а также крупномасштабное межбанковское кредитование. В этих случаях частным и государственным корпорациям приходится обращаться за
внешними  кредитами. В результате к началу 2008г. внешний корпоративный долг превысил 413,3 млрд. долл., что почти  в 15 раз больше объема корпоративного внешнего лога, который Россия имела  в конце 1990-х гг. Внешний корпоративный  долг достиг исторического максимума, данные представлены в таблице 1:
       
Таблица 1. -  Динамика внешнего российского долга перед  нерезидентами, в млрд. долл. 

Показатели 1 января 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.
Внешний долг всего 214,5 258,5 310,6 459,6
Органы  государственного управления 97,4 71,4 44,7 37,4
Банки (без участия в капитале) 32,5 50,2 101,2 163,7
Нефинансовые  предприятия (без участия в капитале) 76,4 126,0 160,7 249,6
Всего долг корпораций 108,9 176,2 261,9 413,3
Рост,% 100 161,8 240,5 379,6
 
 
    В сложившейся ситуации характерной является «замена»досрочно погашенного внешнего государственного долга перед кредиторами Парижского клуба
19
внутренними займами. Ежегодно возрастают объемы эмиссии  среднесрочных и долгосрочных (до 30 лет) облигаций федерального займа. В 2008-2010 гг.
заимствования на рынке государственного внутреннего  долга  в основном будет носить  средне- и долгосрочный характер, доля которых будет составлять около 98% запланированного объема заимствований. В 2008-2010 гг. выпуски ГКО не предполагаются.
    Государством  в лице правительства и Министерства  финансов сделано практически все  возможное для того, чтобы исключить  ситуацию, в которой хотя бы часть  расходов по обслуживанию долга покрывалась  притоком средств в форме погашения  государственного долга странами, задолжавшими в свое время России. Такие долги перед Россией составляли на начало 2008 г. порядка 68 млрд. долл. плюс более 3 млрд. долл. – долг перед Россией стран СНГ.
    Наиболее  крупными должниками России по состоянию  на 1 января 2006 г. были: Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Республика Ирак, Алжир, Афганистан, Куба. Погашение незначительной части этой задолженности осуществлялось нерегулярно и в основном товарными поставками, а погашение её основной части представляется вообще проблематичным по экономическим и политическим причинам.
    В феврале 2008г. практически был решен  вопрос о списании Ираку задолженности  перед Россией на сумму 12 млрд. долл. (93%  общей суммы иракского долга, равной 12,9 млрд. долл.).
    В марте 2006 г. проводилось урегулирование и списание части алжирского долга.
    В 2008 г. обсуждался вопрос о ливийском  долге перед Россией как правопреемницей  СССР.
    Присоединение России к Парижскому клубу кредиторов обусловило также 
списание  большей части задолженности с беднейших стран, с государств – дебиторов Российской  Федерации.
    Добиться  реальных успехов в экономике  можно только при качественном улучшении  механизмов управления государственными активами и 
20
государственными  резервами. Однако внешние активы государства практически перестали быть таковыми. Это затрудняет обслуживание долговых обязательств России без очередных внутренних заимствований
    Рост  государственных внутренних заимствований  и общей величины внутреннего  государственного долга является реальностью бюджетного процесса, в котором отчетливо прослеживается крайне низкое качество бюджетного планирования и прогнозирования. Достаточно указать на то. Что по сравнению с проектировками на 2008 г.  в течение января-июня  2008г. в закон о бюджете  были внесены изменения, в результате чего доходы бюджета увеличились с 6,67 трлн. руб. до 8,96 трлн. руб. – в 1,34 раза. Дополнительные доходы составляют 2,29 трлн. руб. Это больше ВВП за 2007 г.
    На  протяжении последних лет происходит постепенное снижение как относительных, так и абсолютных показателей государственного долга. Снижается значение процентного соотношения величины государственного долга Правительства РФ по номинальной стоимости к ВВП, данные представлены в таблице 2: 

Таблица 2. - Относительные индикаторы изменения государственного долга РФ 

Показатели 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Государственный долг – всего (млрд. руб.) 4430,2 4562,2 4190,2 3944,8 3076,8 2435,3
В том  числе: Внутренний, млрд. руб.
533,5 679,9 682,0 778,5 875,4 1064,8
Внешний     . 3896,7 3882,3 3508,2 3166,3 2201,4 1370,5
Внешний       млрд. долл. 129,3 122,1 119,1 114,1 76,5 52,0
Весь  долг, в % к ВВП 49,5 42,1 31,6 23,3 14,2 9,1
Внутренний 6,0 6,3 5,1 4,6 4,1 4,0
Внешний 43,5 35,8 26,5 18,7 10,1 5,1
21
    Но  имеют место весьма тревожные тенденции: стремительный рост внешнего корпоративного долга; слабое использование государственного долга для инвестиций в реальный сектор экономики. 
 

      2.2  Взаимосвязь  внутреннего и  внешнего долга 

    Взаимосвязь и взаимозависимость внешнего и  внутреннего долга предопределяется общностью назначения привлекаемых государством заимствований. Поэтому, как следует из опыта западных стран, все меньшую значимость имеет деление государственного долга на внутренний и внешний. 
Этому способствует устойчивая конвертируемость национальных валют, а также сближение базовых условий на рынках внутреннего долга с состоянием и

динамикой мировых финансовых рынков. Тем самым  обеспечиваются условия общего подхода  к управлению внутренним и внешним  долгом, что ускоряет также процесс оперативного принятия необходимых решений.
    Однако  отдельные страны придерживаются различных  подходов к регулированию соотношения  между внутренним и внешним долгом. Так, в Новой 
Зеландии, правительство стремится к полному погашению внешнего долга. Отказавшееся от внешних заимствований правительство становится крупнейшим заемщиком на внутреннем финансовом рынке. Считается, что при этом повышается ликвидность государственных облигаций и снижаются затраты по обслуживанию долга. В ряде же стран, например, Бразилии, наоборот, стремятся переместить государственные заимствования с внутреннего на международный финансовый рынок. В результате бразильские корпорации получают возможность размещать на внутреннем финансовом рынке свои облигации на более благоприятных условиях.

    Значение  взаимосвязи внешнего и внутреннего  долга для экономики в том, что приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, нередко сопровождающий налоговую  реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения и расширение налоговой базы. 

    22
    Эффект  вытеснения инвестиционного спроса предполагает, что при заданной кривой инвестиционного спроса частные  инвестиции сокращаются из-за повышения  процентных ставок, которое возникает в случае долгового финансирования бюджетного дефицита. Однако, если экономика первоначально находится в состоянии спада, то рост государственных расходов будет оказывать на нее стимулирующее воздействие через эффект мультипликатора.
    Элиминирование  эффекта вытеснения оказывается  тем более существенным, чем выше международная мобильность капитала и активнее его приток в данную страну под влиянием превышения внутренних рыночных ставок процента над их среднемировым  уровнем.
    При долговом финансировании бюджетного дефицита ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика сопровождается ограничением предложения денег в целях снижения уровня инфляции. Долговое финансирование дефицита госбюджета увеличивает спрос на деньги, а Центральный банк ограничивает их предложение. Это сочетание мер экономической политики стимулирует быстрый рост процентных ставок.
    Повышение процентных ставок на внутреннем рынке  увеличивает зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны, что вызывает приток капитала и увеличение суммы внешнего долга. Обслуживание внешнего долга требует передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, что может вызвать сокращение национального производства в будущем.
    Возросший зарубежный спрос на отечественные  ценные бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты повышается, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта. 
Сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на экономику: в экспортных и в конкурирующих с импортом отраслях снижается занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы. Поэтому первоначальное стимулирующее воздействие бюджетного дефицита может быть ослаблено не только за счет эффекта

23
вытеснения, но и за счет отрицательного эффекта  чистого экспорта, ухудшающего состояние  платежного баланса страны по счету  текущих операций. Но одновременно приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и способствует относительному снижению процентных ставок на внутреннем рынке. В итоге масштабы эффекта вытеснения относительно сокращаются.  
 

    2.3 Проблемы влияния  государственного  долга на экономику  России 

    Государственный долг является составной частью экономической системы, оказывая прямое и косвенное воздействие на такие ее элементы, как государственный бюджет, денежно-кредитная и валютная системы, уровень инфляции. Поэтому возможности его эффективного использования во многом
определяются  общим уровнем развития экономики  государства.
      Между государственным долгом, бюджетным  дефицитом и эмиссией дополнительного  количества денег не существует автоматической связи. 
Правительство может в течение длительного времени иметь дефицит государственного бюджета. Если бюджетный дефицит достаточно мал, то величина государственного долга относительно объема ВНП может даже уменьшаться, несмотря на факт наличия дефицита бюджета. Если в экономике страны существует устойчивый рост долгов, то государственный долг может также расти, не выходя за пределы допустимой границы. И только тогда, когда дефицит становится настолько велик, что рост государственного долга будет значительно опережать рост доходов, в экономике возможен определенный ряд проблем.

    К сожалению, в настоящее время в России кредитные ресурсы используются на потребление и обслуживание государственного долга.
    Анализируя  ошибки России в проведении политики внешнего заимствования, 
можно отметить отмечает, что главная из них состояла в несоответствии ежегодных объемов новых внешних кредитов и займов размерам ежегодных погашений основного долга.
 

    24
    Вторая  ошибка заключалась в неоптимальной  структуре заимствований, которая  и привела к образованию пиков  платежей, спровоцировавших долговой кризис.
    Третьей ошибкой явилась не продуманная  антикризисная политика. Меры, применяемые  в такой ситуации международным  финансовым сообществом, направлены, главным  образом, на сокращение внешней ресурсной  зависимости страны-должника, а также  предотвращение значительной девальвации национальной валюты и внутренней инфляции. Сводятся они к необходимости сокращения государственных расходов и дефицита госбюджета, поддержанию высоких процентных ставок, стимулированию национального экспорта, а также принятию экстренных и согласованных с кредиторами действий по реструктуризации краткосрочных долговых обязательств.
    Трудность состоит в том, что эти меры неоднозначны по общим последствиям для национальной экономики. Так, девальвация  национальной валюты ухудшает
бюджетно-финансовые условия обслуживания внешнего долга, но в кризисных условиях она становится неизбежной как средство увеличения экспорта, улучшения платежного баланса и снижения бремени внутреннего долга.
    Однако  искомой экономической стабилизации с девальвацией может и не наступить. В преддверии снижения курса национальной валюты из страны начинают уходить высокорисковые портфельные зарубежные инвестиции. Это приводит к избыточному давлению на курс национальной валюты, подогреваемому к тому же обычным для такой ситуации ажиотажным спросом на иностранную валюту.
    Рыночный  курс национальной валюты страны-должника в периоды долгового кризиса  способен снизиться по отношению  к паритету покупательной способности  в несколько раз, чем резко  ускоряется инфляция, еще более сокращается импорт, нарастают трудности с обслуживанием внешнего долга.
    В России в августе-сентябре 1998 года к  приведенным выше негативным явлениям добавилось то, что фактическая девальвация  рубля (в три раза к уровню его  паритета) не повлияла на увеличение российского экспорта из-за
25
преимущественно сырьевой его структуры. Он даже сократился из-за неблагоприятной конъюнктуры  на мировом рынке энергоносителей.
    Рост  государственного долга и расходов на его обслуживание влечет за собой  следующие негативные экономические последствия:
    Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство  в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной  части населения;
    Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе и подорвать экономический рост;
    В-третьих, выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального  продукта за рубеж;
    В-четвертых, государство переносит реальное экономическое бремя своего долга  на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколения меньшие по размерам основные производственные фонды;
    Кроме того, рост внешнего долга снижает  международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность населения  страны в завтрашнем дне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   26
   3.  Модель инновационного  механизма решения  проблемы государственного  долга 

  Чтобы охарактеризовать нынешнюю ситуацию и оценить размер долга и его влияние на финансовую устойчивость государства, обычно используют два базовых подхода: сравнивают внешний долг с ВВП и сопоставляют размер долговых платежей с экспортом. Именно от экспорта зависит поступление валюты в страну и, соответственно, возможность расплатиться с кредиторами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.