На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Распад Французской колониальной империи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 
 
 
 

    Создание  французской колониальной империи
 
    Управление французскими колониями
 
    Война во Вьетнаме
 
    Война в Алжире
 
    Итог

1. Создание французской колониальной империи

 
 
Победоносное  окончание Столетней войны с  Англией в 1453 г. стало исходным пунктом экономического возрождения Франции и ее политического возвышения в Европе. Быстрыми темпами восстанавливались прерванные войной хозяйственные связи между отдельными провинциями Франции. Ускоренно шло формирование единого внутреннего рынка. Создавался единый французский язык. Длительная борьба Людовика XI с бургундским герцогом Карлом Смелым завершилась в 1477 г. победой короля и присоединением к Франции Бургундии, Пикардии и Прованса (с Марселем), что явилось решающим шагом к преодолению феодальной раздробленности.
Встав на пути гегемонистских притязаний Испании в Вероне, Франция проявляет растущий интерес и к колониальным приобретениям. Когда в 1515 г. французский престол унаследовал Франциск I, экспедиционная горячка в Западной Европе была в самом разгаре. По всем причинам, географическим, экономическим и политическим, Франция не могла остаться в стороне от борьбы за обладание новыми землями.
Еще Страбон  в своей «Географии» указывал на выгодное положение Галлии, имеющей  широкие выходы в океан и Средиземное  море. И действительно, самой географией Франции предначертано было вести активную политику морской и колониальной экспансии. Тем не менее Франция долгое время отставала в этом отношении от Испании и Португалии. Главная причина такого положения заключалась в непрерывных длительных войнах на континенте, в которые Франция была вовлечена в XIV—XV вв., а затем в ожесточенных религиозных распрях XVI в., целиком поглощавших внимание центральной власти. И всё же именно в начале XVI в. Франция приступает к открытию и освоению новых земель; с этого времени и можно по-настоящему датировать начало французской колониальной истории.
Первый период истории колониальных захватов приходится на эпоху первоначального накопления. Если важнейшим условием интенсивного развития процесса первоначального  накопления было освобождение крестьянства от личной крепостной зависимости, то мощным фактором ускорения этого процесса, безусловно, являлись колониальные захваты и хищническая эксплуатация населения колоний. «Колонии, — писал К. Маркс, — обеспечивали рынок сбыта для быстро возникающих мануфактур, а монопольное обладание этим рынком обеспечивало усиленное накопление. Сокровища, добытые за пределами Европы посредством прямого грабежа, порабощения туземцев, убийств, притекали в метрополию и тут же превращались в капитал».
В захваченных колониях создавались крупные плантационные хозяйства с использованием рабского труда негров, которых усиленно стали вывозить из Африки в Америку. Работорговля приобрела колоссальные масштабы. Одним из ее последствий, как указывал К. Маркс, было развитие мирового рынка. «Рабство придало ценность колониям, колонии создали мировую торговлю, мировая торговля есть необходимое условие крупной промышленности».
Таким образом, явившись одним из основных источников первоначального накопления, колониальная экспансия XVI—XVII вв. содействовала ускорению процесса разложения феодализма и возникновению капиталистических отношений в Западной Европе. 
 

    2. Управление французскими колониями 

 
В 1894 было создано министерство колоний, управлявшее всеми французскими владениями. Юридических статут колониальных владений был различным: Алжир включен в состав метрополии, Тунис, Марокко, Камбоджа, Лаос, Аннам считались самостоятельными государствами под французским протекторатом. Формально власть в протекторатах принадлежала местным монархам и племенным вождям, но фактически они управлялись французской администрацией. Во главе колониальной администрации стояли генерал-губернаторы, военные или гражданские губернаторы, генеральные резиденты (в протекторатах), вице-губернаторы (в т. н. территориях). Местный административный аппарат комплектовался из французских чиновников. Границы между колониями устанавливались произвольно, они неоднократно изменялись без учёта этнической принадлежности местного населения. В 1895—1904 западно-африканские владения — Сенегал, Франц. Гвинея, Кости, Дагомея, Франц. Судан и др. — были объединены в генерал-губернаторство Французская Западная Африка; обширные территории Экваториальной Африки — Габон, Среднее Конго, Убанги-Шари, Чад — в 1910 включены в состав генерал-губернаторства Французская Экваториальная Африка. 
 
Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции начался кризис всей колониальной системы империализма, в том числе и Французской. В 20—30-х гг. национально-освободительная борьба приобрела более организованный характер, охватив в первую очередь наиболее развитые в социально-экономическом отношении французские владения в Индокитае и на Арабском Востоке, в частности Сирию. В 1921—26 в Марокко велась освободительная война под руководством Абд аль-Керима. 
Поражение Франции в 1940 привело к значительному падению ее авторитета в колониях. В этих условиях руководство «Свободной Франции» во главе с Шарлем де Голлем решило проводить более гибкий курс по отношению к заморским территориям. 
2ая мировая война — послевоенный период. Французский союз 
В период 2-й мировой войны 1939—45 и, особенно в послевоенный период, после военно-политического поражения фашизма, развернулся новый этап кризиса колониальной системы империализма, приведший к распаду. Крушение французской колониальной империи — важная составная часть этого процесса. в ноябре 1943 Ливан, а в январе 1944 Сирия, не дожидаясь окончания войны, объявили об отмене французского мандата. В результате победы Августовской революции 1945 во Вьетнаме было свергнуто французское колониальное господство на территории бывших французских владений в Индокитае, установлена народно-демократическая власть и образована Демократическая Республика Вьетнам. Так же в 1954 на Женевской конференции ей пришлось признать политическую самостоятельность Камбоджи и Лаоса. 
Правящие круги анции вынуждены были искать новые формы управления колониями на основе их самостоятельности в решении внутренних вопросов. Этой новой формой по французской конституции 1946 стал т. н. Французский Союз. Осуждая колониализм, конституция 1946 вместе с тем сохраняла политические основы колониальной системы и французский суверенитет над заморскими владениями.  
Попытка восстановить свою власть в Индокитае в ходе кровопролитной Индокитайской войны 1946–1954 потерпела полный крах, и летом 1954 на Женевской конференции ей пришлось признать политическую самостоятельность Камбоджи, Лаоса и Вьетнама. 
Первая послевоенная конституция, принятая в октябре 1946, провозгласила создание равноправного сообщества метрополии и ее заморских владений – Французского союза; он включал заморские департаменты (Алжир, Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), заморские территории (Французская Западная Африка, Французская Экваториальная Африка, Французское Сомали, Мадагаскар, почти все владения в Океании, пять городов в Индии, о-ва Сен-Пьер и Микелон), присоединившиеся государства (Марокко, Тунис, Индокитай) и подопечные территории (Того, Камерун, Новые Гебриды).Французский Союз занимал площадь около 12 млн. км2 с населением более 70 млн. чел. Формально он был разделён на три части: 1) «заморские департаменты» — 3 департамента Алжира, Реюньон, Мартиника, Гваделупа, Франц. Гвиана; 2) «заморские территории», которые номинально становились особой составной частью Французской Республики — Французская Западная Африка (Сенегал, Мавритания, Франц. Судан, Гвинея, Берег Слоновой Кости, Верхняя Вольта, Дагомея, Нигер), Французская Экваториальная Африка (Габон, Средний Конго, Убанги-Шари, Чад), а также Мадагаскар, Франц. Сомали, Новая Каледония, Коморские острова, Французская Полинезия, острова Сен-Пьер и Микелон, Франц. владения в Индии; 3) присоединившиеся территории и государства — Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Марокко, Тунис, англо-французский кондоминиум Новые Гебриды, подопечные территории (с декабря 1946) Того и Камерун. 
Во главе Союза стояли президент Франции, Верховный совет с консультативными функциями, состоящий из представителей метрополии и зависимых территорий, и Ассамблея (парламент), половина членов которой избиралась от Франции, а другая половина – от ее владений; было расширено представительство последних и в Национальном собрании. Франция обязывалась содействовать зависимым народам в достижении политической самостоятельности. Тем не менее на местах практически вся власть продолжала оставаться в руках губернаторов. Реформа не смогла остановить распада колониальной империи. 
В «заморских департаментах» предусматривались те же органы местной власти, что и во Франции. В «заморских территориях» были созданы местные выборные органы — территориальные ассамблеи (с ограниченными правами). На базе министерства колоний в 1946 было создано министерство по делам «заморских территорий». Руководящими органами Союза были парламент Франции и Ассамблея Французского Союза — консультативный орган с ограниченными правами. Президентом Союза являлся президент Французской Республики. 
Наряду с некоторым расширением прав колоний французские империалисты встали на путь вооруженного подавления национально-освободительных движений. В 1946 была развязана в широких масштабах колониальная война во Вьетнаме, а также восстановлено французское господство в Лаосе и Камбодже. Однако в результате длительной борьбы национально-освободительное движение, поддерживаемое Советским Союзом и др. прогрессивными силами, одержало победу над французским колониализмом: Франция была вынуждена подписать Женевские соглашения 1954 о прекращении военных действий в Индокитае, об уважении суверенитета и независимости трёх государств Индокитая. По договору 1954 с Индией Франция отказалась от своих владений на Индостанском полуострове.  
Сильнейший удар Франции был нанесён в Алжире.Французское правительство всеми силами пыталось удержать Алжир, но в 1954 там вспыхнула война за независимость (1954–1962). Подъем освободительного движения в Тунисе и Марокко заставил метрополию в марте-апреле 1956 отказаться от протектората над этими странами. В июне 1956 Национальное собрание предоставило заморским территориям широкое внутреннее самоуправление, однако кризис французской колониальной системы продолжал углубляться.  
В условиях начавшегося распада французской империи правящие круги Франции пытались маневрировать. В 1956 был издан закон о реформе управления в колониях, получивший известность как «закон — рамка»; в «заморских территориях» вводилось всеобщее избирательное право, расширялись права территориальных ассамблей. Однако последующими декретами (1956—57) французское правительство фактически свело на нет «закон — рамку». Глубокий кризис Французского Союза и затянувшаяся колониальная война в Алжире способствовали падению французской Четвертой республики. колониальная политика показала невозможность сохранения прежних форм и методов колониального господства, Французский Союз потерпел крах. 
В 1958 была принята новая конституция Франции (Пятой Республики), означавшая формально-правовое упразднение Французского Союза. На смену ему пришло Сообщество, в котором государства — его члены — официально имели право на «свободное и демократическое управление своими делами». Однако такие основные сферы государственной деятельности, как внешняя политика, оборона, денежная система, юстиция, транспорт и связь, по существу оставались в руках метрополии. 
В ходе референдума 1958 по поводу конституции, проводившегося в метрополии и в колониях, народ Гвинеи отказался одобрить конституцию и высказался за независимость. 2 октября 1958 Национальное собрание Гвинеи провозгласило образование Гвинейской Республики — первого независимого государства среди владений Франции в Тропической Африке. 
В состав Сообщества вошли: Французская Республика, Сенегал, Мавритания, Берег Слоновой Кости, Суданская Республика (до октября 1958 — Французский Судан), Дагомея, Верхняя Вольта, Нигер, Габон, Чад, Центральноафриканская республика (до декабря 1958 — Убанги-Шари), Средний Конго, Мадагаскар. В октябре — декабре 1958 все африканские государства — члены Сообщества были провозглашены республиками. Остальные владения сохранили прежний статут. Прогрессивные силы африканских стран использовали внутреннюю автономию для дальнейшего развёртывания антиколониальной борьбы. Французский империализм пытался приспособиться к изменившимся условиям и сохранить колониальную империю. В 1960 в французскую конституцию было внесено дополнение, предусматривавшее возможность вхождения в Сообщество государств, провозгласивших независимость. В 1960 добились независимости Республики Камерун и Того, а затем Федерация Мали, образованная в 1959 Республикой Сенегал и Суданской Республикой (в том же 1960 эта Федерация распалась на Республику Сенегал и Республику Мали), Малагасийская Республика (с декабря 1975 Республика Мадагаскар), республики Дагомея (с ноября 1975 — Народная Республика Бенин), Нигер, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Чад, Центральноафриканская (с декабря 1976 — империя), Конго (Браззавиль) (с 1970 — Народная Республика Конго), Габон, Исламская Республика Мавритания. Т. о., Франция утратила прямое политическое господство над этими странами.ёё 
19 сентября 1958 революционные силы алжирского народа провозгласили образование Алжирской Республики и создали Временное правительство. Бесперспективность длительной колониальной войны заставила Францию пойти на признание права Алжира на самоопределение (1959).
 
 

3. Война во Вьетнаме 

На Дальнем  Востоке основным объектом французских  устремлений являлся Китай, а  необходимым этапом на этом пути было окончательное подчинение Индокитая. Завоеванием Индокитая Франция пыталась создать барьер между британской Индией и Китаем. Разумеется, Индокитай представлял для Франции и самостоятельное значение. Уже первые миссионеры сообщали французскому правительству о «сказочных» богатствах Аннама и Тонкина (Центральный и Северный Вьетнам). Так, миссионер Паве доносил из Тонкина, где он проживал в 1790—1797 гг.: «Эта страна орошается многочисленными реками... покрыта лесами, богата зерном и фруктами, а также золотом, серебром, медью, свинцом, оловом и другими ископаемыми». Хотя миссионеры во многом и преувеличивали реальные богатства Индокитая, этого было вполне достаточно, чтобы возбудить аппетиты французской буржуазии. Там имелся богатый ассортимент сельскохозяйственного сырья, среди которого на первом месте стоял известный своим высоким качеством индокитайский рис, а также кукуруза, просо, кунжут, различные клубневые культуры. Богато представлены тропические продукты — чай разных сортов, ароматические масла, корица, сахарный тростник, хлопок, конопля, индиго, опиум, а из фруктов — бананы, апельсины, лимоны, ананасы, манго. Богат Индокитай и полезными ископаемыми, особенно его северная часть — Тонкин, к завоеванию которого Франция и приступила в начале 80-х годов XIX в. В Тонкине имелся каменный уголь, цинк, олово, свинец, вольфрам, золото, платина, медь, марганцевые руды.
В овладении Северным Вьетнамом были особо заинтересованы французские торговые и банкирские дома, занятые коммерческими и кредитными операциями в Китае и Индокитае. За захват Тонкина ратовали французские колониальные власти в Кохинхине, министерства флота, колоний и иностранных дел. Для кредитования французской торговли и поощрения колониальной экспансии в Индокитае в 1875 г. крупнейшие банкирские дома Франции основали Индокитайский банк, просуществовавший до наших дней, с главной конторой в Сайгоне. К концу 1878 г. банк имел в обороте на 7 млн. фр. банковых билетов.
Перед экспедицией  в Тонкин французы решили закрепить  свои позиции в Аннаме, где военные  действия велись с 1873 г. 23 августа 1883 г. генеральный комиссар Франции в Индокитае Арман предъявил императору и правительству Аннама ультиматум, в котором говорилось: «Вы в нашей власти. Мы можем взять вашу столицу и разрушить ее... Мы не имеем намерения поработить вас. Но вы должны согласиться на наш протекторат. Это необходимо в качестве гарантии спокойствия, мира и процветания вашего народа. Это также единственный шанс, который остается вашему правительству...». Под дулами французских пушек аннамское правительство 25 августа 1883 г. было вынуждено подписать договор о протекторате Франции над Аннамом и находившимся от него в вассальной зависимости Тонкином.
Намерение Франции  подчинить Тонкин встревожило китайское  правительство, которое имело на него собственные виды. Китай поспешил объявить войну Франции и ввел свои войска на территорию Тонкина. Однако техническое превосходство французской армии предрешило быстрый исход конфликта. Военные действия не продолжались и года. 11 мая 1884 г. в Тяньцзине китайские дипломаты подписали конвенцию «о дружбе и добрососедстве» с Францией, по которой Китай обязался вывести свои войска из Тонкина и «уважать» договоры Франции с Аннамом. Воспользовавшись выгодной ситуацией, Франция 6 июня 1884 г. навязала Аннаму новый кабальный договор о протекторате.
Однако мир  в Тонкине был недолгим. Вскоре франко-китайская война разгорелась  с новой силой. Китайские войска сумели нанести ряд серьезных  поражений французам, а одно из них (при Лангшоне 27—28 марта 1885 г.) даже решило участь кабинета Ж. Ферри, прозванного за это поражение «тонкинцем». Тем не менее отдельные успехи китайской армии не могли изменить хода войны. Феодальный Китай явно был не в силах долго противостоять нажиму капиталистической Франции. Уже 4 апреля 1885 г. были подписаны прелиминарные соглашения, а 9 июня 1885 г. заключен Тяньцзинский договор, в котором подтверждались условия предыдущего соглашения от 11 мая 1884 г. и определялась граница Тонкина с Китаем. Тонкин окончательно переходил под французский протекторат. 

После захвата  Индокитая французская экспансия  на Дальнем Востоке развивается  в направлении Срединной империи, и прежде всего ее южных провинций, граничащих с Тонкином. В стремлении «занять место» в Китае Франция столкнулась не только со ставшим уже традиционным английским соперничеством, но и с захватническими устремлениями Японии. К франко-английским противоречиям в Китае прибавляются и франко-японские. Франция всерьез опасалась захвата Японией ведущих позиций в Китае и ее утверждения на морских коммуникациях близ южного побережья Китая и Индокитая. Не случайно поэтому Франция вмешалась в японо-китайскую войну 1894—1895 гг. Французское правительство не только не желало допустить монопольного утверждения Японии в Китае, но и под прикрытием лозунга защиты Китая от Японии намеревалось включить Южный Китай в сферу своего влияния.
Формы подчинения Китая, практиковавшиеся в тот период капиталистическими державами, были своеобразны. Это были так называемые «аренды» территорий, получение концессий  на разработку природных богатств и «разрешений» на строительство железных дорог. В 1896 г. «железнодорожная лихорадка» обострилась до предела. Европейские державы ведут ожесточенную борьбу за захват концессий на постройку железных дорог в Китае. В Южном Китае борьба развернулась между Англией и Францией. 20 июня 1895 г. по франко-китайской конвенции о демаркации границы в Тонкине и торговой конвенции Франция добилась значительных льгот для своих подданных в южных провинциях Китая (Юньнань, Гуанси и Гуандун), получила «разрешение» на строительство железной дороги из Тонкина в Юньнань и Гуанси, а также приобрела исключительное право на разработку копей в этих провинциях.
Франция активно  участвует и в борьбе за аренду территорий. 22 апреля 1898 г. по соглашению с Китаем Франция получила в концессию сроком на 99 лет территорию и бухту Гуанчжоувань. Французы получили право возводить здесь военные укрепления, держать войска, строить железные дороги из Гуанчжоуваня в другие районы Китая. Франция вынудила цинское правительство дать обязательство не уступать никакой другой иностранной державе провинций Юньнань, Гуанси, Гуандун и о-в Хайнань.
Таковы были результаты дальневосточной экспансии  Франции к началу XX в. 
 

4. Война в Алжире 
 

Обладание Алжиром  имело для капиталистической  Франции первостепенное политическое, экономическое и военно-стратегическое значение, несравнимое со значением любой другой ее колонии. Алжир был крупнейшим французским колониальным рынком. На его долю в середине 50-х годов приходилось более половины французского экспорта в «зону франка» и треть импорта оттуда. Особую ценность для французских монополий и всей экономики Франции представляли обнаруженные в 50-х годах в Сахаре нефть и газ. Сахарская нефть и газ считались в экономических кругах Парижа действенным средством ликвидации хронического дефицита платежного баланса Франции. В Париже уже лелеяли мечты о превращении Франции в великую нефтяную державу.
Не менее важным для правящих кругов Франции Алжир  считался и в военно-стратегическом отношении. Его географическое положение и наличие на его территории многочисленных военных и военно-морских баз Франции, в частности крупнейшей базы Мерс-эль-Кэбир, превращало Алжир в важнейший бастион французского колониализма в Африке и ключевой плацдарм в Средиземноморье.
Почти полтора века французской колонизации Алжира не могли не отразиться на сознании, психологии и настроениях французов, как алжирских, так и проживающих в метрополии. Многие десятилетия нескольким поколениям французов с детских лет внушалось, что Алжир столь же неотъемлемая часть Франции, как Бретань или Корсика, Нормандия или Прованс. Всё это в сочетании с миллионным французским населением Алжира, пустившим там глубокие корни и кровно заинтересованным в сохранении существующего положения вещей, обеспечивавшего ему полный контроль над страной и ее богатствами, крайне осложняло алжирскую проблему. Алжирские «ультра», покровительствуемые крупными земельными магнатами и другими «сеньорами», постоянно оказывали сильное влияние на правительство, которое, в свою очередь, ориентировалось на них в своей алжирской политике.
Война в Алжире, вспыхнувшая в ноябре 1954 г., привела к оживлению реакционных, правоэкстремистских сил, которые попытались перейти в открытое наступление против демократии и республики во Франции. За период алжирской войны (1954—1962 гг.) Франция пережила более десяти открытых схваток с реакцией. В ходе одной из них, в мае 1958 г., погибла Четвертая республика. Для французских ультраколониалистов удержание Алжира — последней крупной колонии Франции — стало своего рода «делом чести». Всё это, вместе взятое, и определило ту глубину и остроту алжирской проблемы, которая на протяжении семи с лишним лет была не только важной международной, но и центральной внутриполитической проблемой Франции. 
 

На начальном  этапе алжирской войны французское командование избрало тактику неотступного преследования отрядов только что созданной Армии национального освобождения Алжира (АНО) с целью их выявления и уничтожения. Однако эта тактика не увенчалась успехом. Хорошее знание местности, тесный контакт с населением и всевозможная помощь с его стороны позволили АНО не только выстоять, но и взять инициативу в свои руки. Всенародный характер алжирской революции проявился и в том, что численность АНО с ноября 1954 г. по август 1955 г. возросла с 3 до 20 тыс. человек. Численность французских войск на всем протяжении войны всегда значительно превышала силы АНО. Уже в первые дни восстания 3 тыс. алжирских патриотов противостояла 50-тысячная французская армия. К маю 1955 г. ее численность возросла до 100 тыс. человек, а летом того же года превысила 150 тыс. человек. Вооружение французской армии и ее оснащение также находились на несравненно более высоком уровне. Необходимо добавить к этому богатый (хотя и печальный) опыт многолетних боевых действий в Индокитае. Тем не менее широкое использование артиллерии, танков, авиации и военно-морского флота не принесло успеха. В Алжире, как до этого в Индокитае, французское военное командование столкнулось с принципиально новым типом войны — партизанской, всенародной войны. Широкая поддержка населения позволила Армии национального освобождения уже к апрелю 1956 г. взять под свой контроль треть всей территории Алжира. Французские войска никогда не чувствовали себя хозяевами положения в сельской местности. До определенного времени им удавалось контролировать лишь города и прилегающие к ним районы.
Уже в 1956 г. французское военное командование было вынуждено признать провал тактики «прочесывания» и перейти к тактике «шахматного расположения» на территории Алжира стратегических постов. Эта тактика призвана была, по мысли ее авторов, сковать активность АНО. Однако на практике она привела к рассеиванию огромной французской армии по обширной территории и ограничению ее мобильности. Отряды АНО без особого труда проходили сквозь слабые французские заслоны, базируясь в лесных горных районах.
12 ноября 1954 г., в день, когда были осуществлены первые воздушные бомбардировки в районе Ореса, в Бурбонском дворце начались парламентские дебаты по алжирскому вопросу. Представители правительства твердо и недвусмысленно заявили о решимости подавить вооруженное восстание в Алжире. Одновременно было подчеркнуто, что речь идет исключительно о «внутреннем конфликте», что означало недопущение какого-либо международного вмешательства или посредничества в алжирском вопросе. «Не может быть колебаний, — заявил П. Мендес-Франс, — когда речь идет о защите внутреннего мира нации, единства и целостности республики. Алжирские департаменты являются частью Французской республики. Они уже давно самым бесспорным образом французские... Отторжение их от метрополии немыслимо. Это должно быть ясно раз и навсегда как в метрополии, так и за границей... Некоторые депутаты сравнивают французскую политику в Алжире и Тунисе. Я утверждаю, что нет ничего более ошибочного и более угрожающего, чем это сравнение». Ему вторил министр внутренних дел: «Единственные возможные переговоры — это война... Алжир — это Франция».
В те первые дни войны, в период шовинистического угара, охватившего большинство политических партий и деятелей, лишь Французская коммунистическая партия открыто выступила с осуждением колониалистской политики правительства и потребовала «положить конец колониальному режиму в Алжире»; 8 ноября 1954 г. было опубликовано заявление Политбюро ФКП, в котором давалась оценка событиям в Алжире. «Отрицая существование в Алжире политических проблем национального характера, — говорилось в заявлении, — упорно отстаивая под прикрытием термина „три французских департамента“ сохранение колониального режима, правительство поворачивается спиной к алжирской реальности, и прежде всего к всенародному желанию жить свободно и демократически управлять своими собственными делами». ФКП осудила репрессивные меры, принятые правительством в Алжире, и призвала трудящихся Франции проявить действенную солидарность с народом Алжира. Депутат-коммунист Р. Балланже 12 ноября предложил начать немедленные переговоры с подлинными представителями алжирского народа с целью мирного и справедливого решения алжирской проблемы. Однако предложения ФКП были отвергнуты, а правительство получило от парламента свободу рук для «восстановления порядка» в Алжире.
В ноябре 1954 г. французскими властями были закрыты все печатные органы Компартии Алжира, было распущено Движение за триумф демократических свобод, руководители которого 22 декабря были арестованы. В январе 1955 г. было осуществлено поддержанное танками и авиацией прочесывание горного массива Орес, в котором приняло участие 5 тыс. солдат и офицеров.
Война в Алжире вступила в свою активную стадию, затянувшуюся на семь долгих лет.
«Наша страна расколота  надвое. Алжирские события пробили  трагическую брешь в нашем  национальном сообществе» — эти слова, принадлежащие парижскому кардиналу Фельтэну, очень удачно определяют то значение, Которое война в Алжире имела для всей политической жизни Франции второй половины 50-х годов. Не было ни одной сферы социально-экономической жизни страны, которая не испытала бы губительного воздействия и последствий алжирской войны. Усиление политической нестабильности и общая деградация буржуазно-парламентского режима Четвертой республики, резкая активизация правых и ультраправых сил, крайнее обострение экономического положения и международно-политическая изоляция Франции — таковы лишь некоторые и самые общие итоги алжирской войны.
Глубокие разногласия  между политическими партиями по алжирской проблеме, обострявшиеся  по мере того, как желанное «умиротворение»  становилось всё более проблематичным, а экономическое и международное  положение Франции — всё более сложным, во многом стимулировали ставшую хронической правительственную нестабильность. С ноября 1954 г. по июнь 1958 г., т. е. менее чем за четыре года, в отеле Матиньон — резиденции главы французского правительства — сменилось шесть председателей совета министров.
Война в Алжире день ото дня становилась всё  более непопулярной во Франции. 11 сентября 1955 г. 400 солдат контингента (так во Франции называют армейские подразделения, укомплектованные призывниками, в отличие от кадровых профессиональных частей, например, парашютистов), направляемых в Алжир, отказались туда ехать. Это было начало принявшей впоследствии широкие масштабы практики «отказа» от участия в войне. 29 сентября того же года около 200 солдат, собравшись у церкви Сен-Северэн, распространили листовку, в которой подчеркивалось: «Наша совесть говорит нам, что эта война, которую мы ведем против наших братьев-мусульман, противоречит принципам французской конституции, праву народов на самоопределение, на все ценности цивилизации, которыми наша страна гордится». Из 60 тыс. призывников 40 тыс. высказались против войны в Алжире и отказались в ней участвовать.
Тем временем французские  войска в Алжире никак не могли  овладеть положением. Повстанцы, казалось, были всюду. В каждом феллахе французам виделся боец АНО. На вооружение была взята тактика тотального террора, достигшая апогея в 1957 г. В это время по инициативе нового французского главнокомандующего генерала Р. Салана началось так называемое «сражение за г. Алжир», Дело в том, что в алжирской столице активно и эффективно действовали отряды АНО общей численностью 5 тыс. человек, причинявшие французам немалое беспокойство.
Ответственность за «восстановление порядка» в г. Алжире была возложена на бригадного генерала Ж. Массю, командира 10-й парашютно-десантной дивизии, только что вернувшейся из Египта, где она участвовала в Суэцкой операции. В карательных акциях приняли участие пять парашютно-десантных полков, десять эскадронов полиции и жандармерии. Военное командование привлекло к участию в операции 7500 добровольцев из числа «черноногих» ультра *. Операции по «очистке» города проводились фактически против всего арабского населения.
* В конце 1955 г. для борьбы с «террором» ФНО власти создали военизированные подразделения милицейского типа — «отряды территориальной обороны», в которые набирались мужчины-европейцы до 45-летнего возраста, не мобилизованные по тем или иным причинам во французскую армию. В обязанность этих подразделений входило несение патрульной службы и оказание помощи полиции и органам безопасности. Общая численность «отрядов территориальной обороны» составляла к началу 60-х годов примерно 120 тыс. человек, в том числе в столице Алжира — 20 тыс., из которых 3 тыс. были постоянно вооружены.
Особую жестокость каратели проявили 27 января 1957 г., когда по призыву ФНО была объявлена 8-дневная забастовка. Генерал Салан приказал «всеми силами сорвать эту акцию». Тем не менее 27 января большинство торговых предприятий, принадлежащих арабам, были закрыты. «Я отдал приказ, — вспоминает бывший главнокомандующий в своих мемуарах, — заставить открыть их, даже если потребуется применить силу». Он лично присутствовал при том, как вооруженные парашютисты заставили хозяина бакалейной лавки начать работу, Одновременно со взрослыми бастовали и дети. Из 35 тыс. школьников-арабов лишь 70 пошли в этот день на занятия. По приказу Салана парашютисты с автоматами в руках врывались в дома и буквально силой отводили детей в школы. Это делалось под предлогом их «защиты от террористов ФНО». «Результат был блестящий, — с гордостью пишет в мемуарах генерал Салан. — Из 35 тыс. учеников 28 февраля школы приняли 30 тыс.». «Сражение за Алжир» продолжалось несколько месяцев. За это время в результате карательных акций погибли тысячи ни в чем повинных алжирцев из числа коренного населения. Ценой тотального террора и большой крови карателям удалось стабилизировать положение в городе. Именно в это время у алжирских ультра появляются новые кумиры — генерал Жак Массю и полковник Ив Годар, непосредственно руководившие карательными действиями.
Однако, несмотря на ограниченный успех в алжирской  столице, положение французской  армии было далеко не блестящим. Несмотря на постоянное увеличение численности  войск (370 тыс. в январе, 382 тыс. в июле и 425 тыс. человек в октябре 1957 г.) и насыщение ее новыми видами вооружений, как отмечает французский историк И. Курьер, «Салан не имел средств вести наступательную войну, так как армия была слишком тяжелой». Деятельность отрядов АНО была столь широкой и активной по всей территории Алжира, что почти полумиллионной французской армии едва хватало на осуществление оккупационных функций.
В то время как война приняла хронически затяжной характер, экономическое положение Франции становилось всё более угрожающим. Дефицит платежного баланса составил в 1956 г. около 1 млрд. фр. Запасы иностранных девиз уменьшились только за один год на 175 млрд. фр. Война в Алжире ежедневно обходилась Франции в 1 млрд. фр. в 1956 г., а в 1957 г. — уже около 2 млрд. фр. в день. Общие расходы на войну только за три первых года (1955—1957) превысили 1400 млрд. фр. Для сравнения укажем, что индокитайская война, длившаяся восемь лет, обошлась казне в 3 тыс. млрд. фр. Доля государственных финансов в бюджете Алжира возросла с 53% в 1952 г. до 80% в 1956 г., что вызывалось резко возросшими расходами колониальной администрации.
Война заставляла Францию держать под ружьем армию  в 1 млн. 200 тыс. человек (6% самодеятельного населения). Именно это объясняло острую нехватку рабочей силы и рост военных расходов. В 1956 г. последние увеличились по сравнению с предыдущим годом на 30%. Закупка военных материалов за границей лишь в 1956 г. увеличила дефицит внешнеторгового баланса Франции на 20%.
Все эти обстоятельства определили высокий накал политической и межпартийной борьбы по алжирской  проблеме. Единственной партией, последовательно и недвусмысленно отстаивавшей независимость Алжира, была ФКП. На противоположном политическом полюсе находился крайне правый Союз защиты торговцев и ремесленников (ЮДКА), возглавлявшийся П. Пужадом. Пужадисты требовали «разгрома мятежа» и не допускали даже малейших уступок повстанцам.
В позициях других политических партий по алжирском проблеме уже в середине 1956 г. произошли определенные сдвиги в плане поисков ее мирного решения. Стоявшее в это время у власти правительство Ги Молле предприняло попытку установить контакты с руководством ФНО. Первая неофициальная встреча представителей двух сторон имела место 12 апреля 1956 г. в Каире. В июле и сентябре 1956 г. состоялись новые переговоры в Белграде и Риме. Однако после захвата французской разведкой 22 октября 1956 г. марокканского самолета, на борту которого находился Бен Белла и несколько других руководителей ФНО, они были прерваны. Срыву переговоров способствовала также непримиримая позиция французской стороны в отношении права алжирского народа на независимость.
Правительство Ги Молле попыталось было осуществить  ряд либеральных реформ в Алжире, но натолкнулось здесь на решительное  сопротивление «черноногих» экстремистов, объединенных в многочисленные шовинистические, нередко военизированные, организации. Характеризуя психологию среднего «черноногого», французский исследователь Р. де Монвалон отмечал: «У него доминирует привязанность к прошлому, постоянная необходимость утвердить свое превосходство, опасная неспособность понять „другого“. Всё это не что иное, как бегство от реальности. Для среднего колониалиста негр или араб — это козел отпущения, на котором он вымещает свои собственные невзгоды». Демократические настроения значительной части французов метрополии были несвойственны «черноногим», среди которых было немало вчерашних коллаборационистов, вишистов, лиц, открыто симпатизировавших профашистским идеям. Не случайно, что именно «черноногие» организовали серию антиправительственных вооруженных выступлений. Именно они в значительной мере несут ответственность за падение Четвертой республики в майские дни 1958 г.
1958 г. начался для Четвертой республики серией военных и дипломатических неудач, сопровождавшихся резким обострением внутри
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.