На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Гражданская лирика Анны Ахматовой

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА А. АХМАТОВОЙ 

    Я была тогда с моим народом,
    Там, где мой народ, к несчастью, был...
    А. Ахматова 

    А. Ахматова, поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую литературу прежде всего как певец любви. Однако с течением времени — времени бурь и потрясений в судьбе России — ее лирика, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обретает высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в ее творчество вошли мотивы гражданственности, самопожертвования, любви к Родине. Ахматова сразу определила для себя главное: быть вместе с Россией на всех ее путях и перепутьях.
    Программным в этом отношении следует считать  строки: 

    Мне голос был. Он звал утешно,
    Он  говорил: «Иди сюда,
    Оставь  свой край, глухой и  грешный,
    Оставь  Россию навсегда...»
    Но  равнодушно и спокойно
    Руками  я замкнула слух,
    Чтоб  этой речью недостойной
    Не  осквернился скорбный дух. 

    Блок  сказал об этом стихотворении: «Ахматова  права. Это недостойная речь». «Глухой и грешный» край, Россия всегда остается для поэтессы единственной обителью. Хранить верность Родине — вот главный гражданский долг.
    В одном из стихотворений 1922 года Ахматова пишет: «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам». Участь изгнанника представляется ей не только недостойной, но и жалкой. Она предпочитает, оставаясь на Родине, принять вместе с ней удары судьбы и отказывается от сомнительной чести петь отступникам: 

    Им  песен я своих  не дам. 

    Вместе  со своей страной она переживает все бедствия, выпавшие на долго России В стихотворении, написанном к годовщине первой мировой войны, Ахматова пишет: 

    Мы  на сто лет состарились, и это
    Тогда случилось в час  один. 

    Отныне  она видит свою задачу в ином: страсть и песни должны уйти из ее поэзии, так как — 

    Ей, опустевшей, приказал Всевышний
    Стать книгой грозовых вестей. 

    О том, насколько близко воспринимает поэтесса судьбу своей Родины, о  силе ее любви и самопожертвования ярче всего говорят строки стихотворения «Молитва», написанного в 1915 году: 

    Дай мне горькие годы, недуга,
    Задыханъе, бессонницу, жар,
    Отыми и ребенка, и друга,
    И таинственный песенный дар...
    Чтобы туча над темной Россией
    Стала облаком в славе  лучей. 

    «В  года мытарств, во времена немыслимого  быта», когда «все расхищено, предано, продано», Ахматова хранит веру в свет и тепло грядущих дней России.
    На  протяжении всего своего творчества Ахматова освещает «страшный путь»  своего поколения — поколения, вкусившего «мало меду», но много горестей. Современники ее — люди, «бесслезнее, надменнее и проще» которых в мире нет. Для них родная земля не храм, не талисман, не рай, а — «грязь на калошах» и «хруст на зубах», однако: 

    ..ложимся  в нее и становимся  ею,
    Оттого  и зовем так  свободно своею. 

    В одной из «Северных элегий» Ахматова размышляет о своей судьбе, на которую наложило свой отпечаток беспощадное время: 

    Меня, как реку,
    Суровая эпоха повернула. 

    Ее  путь отныне иной. Но она не жалеет об этом: Но если бы оттуда посмотрела Я на свою теперешнюю жизнь, Узнала бы я зависть наконец.
    Да, в ее жизни многое было пропущено, вспоминает героиня элегии, многие зрелища прошли стороной: «И занавес вздымался без меня и также падал». Но — она разделила своей поэзией, своей судьбой участь миллионов современников. И их жизнь оказалась запечатленной в ее стихах.
    В 30-е годы Ахматова пишет свою знаменитую поэму «Реквием». Реквием, по определению, есть произведение траурного характера, заупокойная служба. Это выдающееся творение ахматовского гения — молитва за упокой душ тысяч невинно убиенных. Их судьбы должны избежать забвения: вечная память жертвам террора — чтобы трагедия не могла повториться.
    Ахматова, разделившая судьбу многих матерей  — таким было ее приобщение к  бедствиям страны, — стоявших вместе с ней у тюремной стены, создает памятник великому народному горю который 

    Для них соткала я
    Из  бедных, у них же подслушанных слов. 

    Она, эта, по словам Жданова, «барынька, мечущаяся между будуаром и молельней», пишет о том, как 

    безвинная корчилась Русь
    Под колесами черных «марусъ». 

    Стихи Ахматовой в период второй мировой  войны — своеобразная формула гневного, воинственного патриотизма. Цикл стихов о ленинградской блокаде, которую поэтесса пережила вместе с тысячами других жителей города, нельзя читать равнодушно. Боль пронизывает каждую строчку: 

    Принеси же мне горсточку  чистой,
    Нашей невской студеной воды,
    И с головки твоей  золотистой
    Я кровавые смою следы. 

    Однако  за этой болью — неистребимая вера в победу, бесконечное мужество: 

    Не  страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не  горько остаться без  крова... 

    Автор не мыслит себя вне страданий своего народа; дети блокадного Ленинграда — это и ее дети: 

    Щели  в саду вырыты,
    Не  горят огни.
    Пи-терские  сироты,
    Детонъки  мои! 

    Высокую задачу своей поэзии Ахматова видит  в том, чтобы оплакивать погибших, хранить память о них: «Чтоб вас  оплакивать, мне жизнь сохранена». В 1950 году она пишет: 

    Прошло  пять лет и залечила раны,
    Жестокой  нанесенные войной, Страна моя… 

    Автор рисует картины мирной жизни, пришедшей  на смену «ужасам войны», и вместе со всеми радуется силе и свободе  своей страны.
    Судьба не была милостива к поэтессе. Она пережила немало бед, видела смерть самых близких людей, испытала на себе силу террора: 

    Так много камней брошено в меня... 

    Долгие  годы после революции она находилась на положении не то изгоя, не то заключенного: 

    Одна  на скамье подсудимых
    Я скоро полвека  сижу. 

      Но  стих Ахматовой всегда был честен и мужествен. «В тот час, как рушатся  миры», она не осталась спокойным созерцателем. Испытания придали мощь и силу ее стихам, помогли осознать свой гражданский долг — быть со своим народом, быть его голосом.  

      Когда я ночью жду ее прихода.
      Жизнь, кажется, висит на волоске.
      Что почести, что юность, что свобода 
      Пред  милой гостьей с дудочкой в  руке...
      А. Ахматова  

      Имя Анны Ахматовой — одно из немногих имен русской поэзии XX века, отмеченных в десятилетиях неизменностью читательских симпатий, хотя революционные потрясения и социально-исторические перемены этих годов, казалось бы, способны были безвозвратно предать забвению этот негромко и с большими перерывами звучащий лирический голос.  

      Сжала руки под темной вуалью...
      “Отчего ты сегодня бледна?” 
      — Оттого, что я терпкой печалью 
      Напоила его допьяна...
      Задыхаясь, я крикнула: “Шутка
      Все, что было. Уйдешь, я умру”.
      Улыбнулся спокойно и жутко 
      И сказал мне: “Не стой на ветру”  

      Поэзия  Ахматовой никогда не была на гребне общественно-политических событий, и  в этом смысле ее нельзя сравнить не только с голосом Маяковского, но и с куда более близким ей А. Блоком, посвятившим революции последний  высокий порыв своей поэтической  жизни. Однако круг читателей и почитателей Анны Андреевны Ахматовой, которая смолоду не была обойдена признанием, в последние годы неизмеримо расширился.  

      Не  должен быть очень несчастным
      И, главное, скрытным. О нет! — 
      Чтоб  быть современнику ясным,
      Весь  настежь распахнут поэт...
      Наш век на земле быстротечен,
      И тесен назначенный круг.
      А он неизменен и вечен — 
      Поэта неведомый друг.  

      Так просто, открыто и страстно признавалась в любви читателям Ахматова. Литературная и жизненная судьба Анны Андреевны  была на редкость нелегкой, и через все испытания она прошла с выдержкой и достоинством, которые не могут не вызывать уважения.  

      Мне голос был. Он звал утешно,
      Он  говорил: “Иди сюда.
      Оставь  свой край глухой и грешный,
      Оставь  Россию навсегда...” 
      Но  равнодушно и спокойно
      Руками  я замкнула слух,
      Чтоб  этой речью недостойной 
      Не  осквернился скорбный дух.  

      Поэтическое имя Ахматовой в читательском представлении ассоциируется с  любовной лирикой. Действительно, большинство  ее стихотворений одухотворено этим прекрасным и высоким чувством. Перед нами любящая, страдающая, реже счастливая и никогда — успокоенная женщина.  

      Так беспомощно грудь холодела.
      Но  шаги мои были легки.
      Я на правую руку надела
      Перчатку  с левой руки.
      Показалось, что много ступеней,
      А я знала — их только три!
      Между кленов шепот осенний 
      Попросил: “Со мною умри!”  

      Ее  лирическая героиня плачет и страдает, замирает от предчувствия любви или  от ее потери. Глубокие и искренние  переживания поэтессы нашли отклик в сердцах читателей. Ее поэзии чужда  ложь, игра в чувство, жеманство. Только искренние и глубокие чувства отражает Ахматова в своих стихах, поэтому они открыты миру людей, лишены даже намека на пошлость.  

      Должен  на этой земле испытать
      Каждый  любовную пытку.
      Жгу до зари на оконце свечу 
      И ни о ком не тоскую,
      Но  не хочу, не хочу, не хочу
      Знать, как целуешь другую...  

      Ее  поэзию нельзя назвать “женской, дамской”, с их ограниченностью мысли и  чувства, представленной, например, в  прошлом веке Ростопчиной.
      Поэзия  Анны Ахматовой — это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала. Это своеобразный дневник сложного и вдумчивого современника величественной эпохи, но отраженной не непосредственно, как в зеркале, а пропущенной через сердце поэта. 

      Хорошо  здесь: и шелест и хруст;
      С каждым утром сильнее мороз,
      В белом пламени клонится куст
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.