Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья Общая оценка эффективности управления финансовыми ресурсами предприятия

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Общая оценка эффективности  управления финансовыми  ресурсами предприятия.
Обобщенным показателем  эффективности управления финансовыми  ресурсами предприятия служит рентабельность собственного капитала:

Выбор этого показателя связан с тем, что его величина зависит от решений руководителя принятых в трех сферах деятельности предприятия (финансовой, инвестиционной и основной).
Другими словами, имея первоначальный собственный капитал, руководитель может увеличить размеры  прибыли, привлекая дополнительные источники финансирования, осуществляя оптимальную инвестиционную политику, эффективно управляя затратами, ценами и объемами производства.
Изменение этого показателя говорит об общей тенденции повышения  или снижения эффективности бизнеса.
Далее проводится анализ основных составляющих бизнеса с целью определения, что в большей степени повлияло на обнаруженные изменения.
Рассчитаем для  нашего примера все показатели, участвующие  в модели, по приведенным исходным данным с учетом всех необходимых  поправок:
Таблица 4. Показатели модели Дюпон для предприятия "BBC"
Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
         
Рентабельность собственного капитала 5,1% 1,6% 3,8% 3,8%
         
Рентабельность  активов 3,4% 1,1% 2,4% 2,4%
         
Рентабельность  продаж 24,9% 10,6% 26,4% 24,8%
         
Оборачиваемость активов 0,14 0,10 0,09 0,10
         
Финансовый  рычаг 1,48 1,54 1,56 1,54
Мы видим, что рентабельность собственного капитала резко снизилась  во втором квартале, после чего несколько  выровнялась, но оставалась на уровне более низком, чем в первом квартале. Чтобы понять причину этих изменений, нужно проанализировать динамику факторов, влияющих на рентабельность собственного капитала. Эти факторы представлены на рисунке.
Рисунок 4. Формирование показателя рентабельности собственного капитала.

Итак, на рентабельность собственного капитала прямо влияют рентабельность активов и финансовый рычаг. Необходимо проанализировать эти  факторы, чтобы оценить их влияние  на результативный показатель.
Сначала рассмотрим показатель рентабельности активов. Этот показатель, как мы уже говорили, отражает эффективность использования инвестированного капитала, и связывает основную и инвестиционную деятельность предприятия, которые характеризуются соответственно рентабельностью продаж и ресурсоотдачей (см. рисунок ).
Рисунок 5. Формирование показателя рентабельности активов.

Рентабельность активов  в нашем примере (см. таблицу 4) в  течение года изменялась так же, как и рентабельность собственного капитала. Чтобы понять, чем обусловлена  такая динамика показателя, нужно рассмотреть отдельно основную и инвестиционную деятельность.
Оценка  эффективности управления основной деятельностью.
Эффективность основной деятельности предприятия связана  с оптимальным управлением затратами  производства, объемами продаж и ценами реализации и в модели Дюпон характеризуется показателем рентабельности продаж:
      ,

Изменение данного  показателя может быть вызвано как  внешними факторами (инфляция, конкуренция, законодательство и пр.) так и  внутренними (контроль качества, структура затрат, управленческий учет и пр.).
Рисунок 6. Формирование показателя рентабельности продаж.

Если предприятие  имеет несколько видов основной деятельности, то анализ лучше проводить  по каждому виду.
При проведении анализа  динамики изменения затрат и выручки можно сделать предварительные предположения (гипотезы), - что явилось причиной таких изменений. При дальнейшем углубленном анализе эти гипотезы должны быть проверены.
Рассмотрим возможные  варианты изменения рентабельности продаж под влиянием различных факторов.
1. Увеличение рентабельности  продаж.
а) Темпы роста выручки  опережают темпы роста затрат.
Возможные причины:
    рост объемов продаж
    изменение ассортимента продаж
При увеличении количества проданной продукции (в натуральном  выражении) выручка возрастает быстрее затрат в результате действия так называемого производственного левериджа (рычага).
Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может  быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов непросто. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень которого определяет также и величину производственного риска предприятия.
Производственный  леверидж количественно выражается соотношением между постоянными  и переменными расходами в  общей их сумме и вариабельностью  прибыли от продаж.
Если доля постоянных расходов велика, говорят, что предприятие имеет высокий уровень производственного левериджа. Для такого предприятия иногда даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы предприятие вынуждено нести в любом случае, производится продукция или нет. Таким образом, изменчивость прибыли от продаж, обусловленная влиянием операционного левериджа, количественно выражает производственный риск. Это обусловлено тем, что от структуры расходов зависит величина критического объема продаж (точка безубыточности), и чем выше постоянные расходы компании, тем больше риск понести убыток в случае недополучения планируемого объема выручки. Таким образом, чем выше уровень производственного левериджа, тем выше производственный риск компании. Задача руководства компании - найти оптимальную структуру расходов, дающую возможность эффективно использовать вложенный капитал при разумном риске.
При дальнейшем анализе  необходимо выяснить, чем вызвано  увеличение выручки от реализации - ростом объема продаж в натуральном выражении или ростом цен на продукцию (рост цен может быть вызван инфляцией). В свою очередь, кроме простого повышения цен на уже существующие товары, предприятие может добиться роста выручки за счет изменения ассортимента продаваемой продукции.
Данная тенденция  развития предприятия является благоприятной.
б) Темпы снижения затрат опережают темпы снижения выручки.
Такая ситуация может  сложиться в следующих случаях:
    рост цен на продукцию (работы, услуги).
    изменение структуры ассортимента реализации.
В данном случае происходит формальное улучшение показателя рентабельности, но, так как при этом снижается  объем выручки, тенденцию нельзя назвать однозначно благоприятной. Чтобы сделать верные выводы, необходимо проанализировать политику ценообразования и ассортиментную политику предприятия.
в) Выручка увеличивается, затраты уменьшаются.
Возможные причины:
    повышение цен
    изменение ассортимента продаж
    изменение норм затрат.
Данная тенденция  является благоприятной. Дальнейший анализ следует проводить с целью оценки устойчивости такого положения предприятия.
2. Снижение рентабельности  продаж.
а) Темпы роста затрат опережают темпы роста выручки
Возможные причины  такой ситуации:
    инфляционный рост затрат опережает выручку
    снижение цен (например, в результате конкурентной борьбы)
    изменение структуры ассортимента продаж
    увеличение норм затрат
Очевидно, что такая  тенденция является неблагоприятной. Для исправления положения необходимо проанализировать вопросы ценообразования на предприятии, ассортиментную политику, существующую систему контроля затрат.
б) Темпы снижения выручки опережают темпы снижения затрат.
Возможные причины:
    сокращение объемов продаж
Такая ситуация является обычной, когда предприятие сокращает по каким-либо причинам свою деятельность на данном рынке. Выручка снижается быстрее затрат в результате действия производственного левериджа (см. выше). Нужно проанализировать маркетинговую политику предприятия.
в) Выручка уменьшается, затраты увеличиваются.
Возможные причины:
    снижение цен
    увеличение норм затрат
    изменение структуры ассортимента продаж
В данном случае необходим  анализ ценообразования, системы контроля затрат, ассортиментной политики.
В нормальных (стабильных) условиях рынка динамика изменения выручки и затрат соответствует ситуациям, когда выручка изменяется быстрее затрат только под действием производственного левериджа. Остальные случаи связаны или с изменением внешних и внутренних условий функционирования предприятия (инфляция, конкуренция, спрос, структура затрат), или с плохой системой учета и контроля на производстве. Кроме того, на рентабельность продаж при использовании данной формулы расчета влияют финансовые результаты от операционной и внереализационной деятельности. Как правило, их воздействие на этот показатель кратковременно, поэтому при формулировании выводов об эффективности основной деятельности предприятие эти факторы следует исключать или рассматривать их отдельно.
Проанализируем динамику рентабельности продаж в нашем примере.
Во втором квартале отчетного года произошло резкое снижение этого показателя до 10,6% (снижение более чем в 2 раза по сравнению  с первым кварталом), в 3-м и 4-м  кварталах показатель повышался  и достиг концу года того же уровня, что был в начале. Для дальнейшего анализа рассмотрим динамику некоторых абсолютных показателей деятельности предприятия, приведенную в таблице 5.
Таблица 5. Изменение  абсолютных показателей ОАО "BBC".
Показатель 1-2 квартал 2-3 квартал 3-4 квартал 1-4 квартал
  руб раз руб раз руб раз руб раз
                 
Выручка от реализации -609 676 0,73 -125 764 0,92 76 021 1,05 -659 419 0,71
                 
Прибыль от реализации -286 726 0,57 48 286 1,13 -79 304 0,81 -317 744 0,52
                 
Чистая  прибыль -388 510 0,31 227 061 2,29 -4 829 0,99 -166 278 0,71
                 
Активы 94 746 1,01 -197 116 0,99 -171 943 0,99 -274 313 0,98
                 
Собственный капитал -359 042 0,97 -271 991 0,97 7 470 1,00 -623 562 0,94
                 
Обязательства 453 787 1,08 74 875 1,01 -179 413 0,97 349 249 1,06
Из таблицы 5 видно, что выручка от реализации, прибыль  от реализации и чистая прибыль предприятия  в течение года снижались. При  этом темпы снижения прибыли от реализации превышали темпы снижения выручки, а следовательно, выручка снижалась быстрее затрат на производство. Эта тенденция сохранялась на протяжении всего года, кроме 3-го квартала. Динамика чистой прибыли аналогична динамике прибыли от продаж. В данном случае можно предположить, что предприятие, сокращая объем производства, подняло цены на свою продукцию, что вызвало кратковременный рост чистой прибыли.
Также необходимо учесть, что рентабельность продаж не снизилась  в конце года более значительно  благодаря прибыли от прочих видов  деятельности, которые нельзя рассматривать как постоянный источник дохода. Если же исключить из рассмотрения эти финансовые результаты, то будет видно, что в целом доходность предприятия снижалась. Таким образом, можно сделать вывод, что у предприятия есть проблемы в основной деятельности, связанные с управлением затратами и ценообразованием, и эти проблемы требуют проведения более глубокого анализа.

Оценка  эффективности управления активами предприятия (инвестиционная деятельность).

Инвестиции являются главной движущей силой любого бизнеса. Инвестиции должны обеспечивать бесперебойную  текущую работу (производство), также  обеспечить базу для дальнейшего  развития предприятия (увеличение рынка, диверсификация, повышение качества). Можно выделить три основные области инвестиций:
    Оборотный капитал (краткосрочные инвестиции, обеспечивающие текущую деятельность).
    Основные средства, капитальное строительство (долгосрочные инвестиции, связанные с перспективным развитием).
    Нематериальные активы (долгосрочные инвестиции, связанные с перспективным развитием).
Для количественной оценки эффективности управления активами используется показатель оборачиваемости  активов:
      .

Рисунок 7. Формирование показателя оборачиваемости активов.

Рост этого показателя говорит о повышении эффективности  использования активов предприятия  и рассматривается как положительная  тенденция, снижение говорит о наличии  проблем в управлении. Если оборачиваемость  активов снижается, то в процессе анализа необходимо более детально изучить показатели оборачиваемости капитала и установить, на каких стадиях кругооборота произошло замедление (или ускорение) движения средств.
Нужно учитывать, что  оборачиваемость активов также  зависит и от органического строения капитала: чем большую долю занимает основной капитал, который оборачивается медленно, тем ниже коэффициент оборачиваемости и выше продолжительность оборота всего совокупного капитала.
Пример.
Рассмотрим динамику оборачиваемости активов в нашем примере.
В течение года оборачиваемость  активов снизилась с 0,14 в первом квартале до 0,10 во втором квартале и  оставалась приблизительно на таком  уровне до конца года (см таблицу 4).
Выручка от реализации в отчетном году имела тенденцию к снижению, однако предприятие сокращало свои активы более медленными темпами. При сокращении масштабов производства менеджерам предприятия необходимо было избавиться от излишков запасов, а также провести комплекс работ по взысканию задолженности покупателей, но этого не было сделано, что привело к снижению оборачиваемости и замораживанию средств в активах. Таким образом, эффективность инвестиционной деятельности в целом снижалась.

Оценка  эффективности управления финансовой деятельностью.

Для характеристики финансовой деятельности предприятия в модели Дюпон используется такой показатель, как финансовый леверидж (рычаг).
Он рассчитывается как отношение всего авансированного  капитала предприятия к собственному капиталу:
,

т. е. характеризует  соотношение между заемным и  собственным капиталом. Этот показатель - один из важнейших, поскольку с  ним связан выбор оптимальной  структуры источников средств.
Рисунок 8. Формирование финансового рычага.

Чем больше относительный  объем привлеченных предприятием заемных  средств, тем больше сумма уплаченных по ним процентов, и тем выше уровень финансового левериджа. Следовательно, этот показатель также позволяет оценить, во сколько раз валовой доход предприятия (из которого выплачиваются проценты за кредит) превышает налогооблагаемую прибыль.
Компания, имеющая  значительную долю заемного капитала, называется компанией с высоким уровнем финансового левериджа, или финансово зависимой компанией; компания, финансирующая свою деятельность только за счет собственных средств, называется финансово независимой.
Эффект финансового  левериджа состоит в следующем: чем выше его значение, тем более нелинейный характер приобретает связь между валовым доходом и чистой прибылью - незначительное изменение (как возрастание, так и убывание) валового дохода при высоком финансовом леверидже может привести к значительному относительному изменению чистой прибыли.
Для двух предприятий, имеющих одинаковый объем производства, но разный уровень финансового левериджа, относительное увеличение чистой прибыли  при увеличении объема производства будет неодинаковым - оно будет больше у предприятия, имеющего более высокий уровень финансового левериджа.
Однако эффект от финансирования деятельности предприятия за счет кредита  банка может быть положительным, отрицательным, либо отсутствовать  вообще. Основным критерием оценки эффективности финансового рычага является ставка банковского кредита. Если дополнительный доход, получаемый предприятием за счет использования кредита, превышает сумму процентов по этому кредиту, то такое финансирование выгодно и приводит к увеличению рентабельности собственного капитала. Но если фирма не получит ожидаемого дохода, то она все равно должна будет выплатить проценты по кредиту, а значит, понесет убыток.
Поэтому с категорией финансового левериджа связано  понятие финансового риска. Финансовый риск - это риск, связанный с возможной нехваткой средств для выплаты процентов по ссудам и займам. Возрастание финансового левериджа связано с возрастанием рискованности данного предприятия.
Какая величина финансового  рычага может считаться достаточной? Как показывают многочисленные исследования структуры капитала различных предприятий, значение финансового рычага должно быть примерно равно 2, т. е. соотношение заемных и собственных средств должно быть примерно равно 1 к 1. Такая структура капитала считается оптимальной потому, что всегда выгоднее финансировать бизнес за счет заемных средств, так как расходы на поддержание этого источника меньше его вклада в создание дополнительной прибыли, а значит, увеличивается доход собственников предприятия. Однако следует иметь в виду, что слишком высокое значение финансового рычага сопряжено с высоким риском. Риск заключается в том, что чем сильнее финансовый рычаг, тем выше для собственников предприятия опасность остаться без прибыли в случае даже незначительного недополучения компанией прогнозируемого объема продаж, вплоть до случаев резко отрицательных значений рентабельности собственного капитала. Кроме того, компании с высоким уровнем финансового левериджа более чувствительны к росту ставок по кредитам.
Не существует универсальных правил управления уровнем левериджа. Оптимальный уровень финансового рычага зависит от многих факторов: стабильности продаж, степени насыщенности рынка продукцией данной фирмы, темпа развития компании, текущей структуры активов и пассивов, налоговой политики государства в отношении инвестиционной деятельности и др.
Например, если компания имеет прочные позиции на рынке  товаров и услуг, т. е. получает прибыль  в достаточном объеме, а возможности  по продаже товаров на данном рынке  не исчерпаны, то она вполне может прибегнуть к привлечению дополнительного заемного капитала для расширения своей деятельности. Так же компания, которая быстро развивается, может более активно привлекать заемные средства по сравнению с компаниями, работающими не так успешно, т. е. некоторое повышение финансового риска в данном случае вполне оправданно.
Надо также сказать, что в некоторых случаях относительно небольшая доля заемных средств  вовсе не означает неумения руководства  использовать внешние источники. Такая  ситуация может встретиться в высокорентабельных производствах, где прибыли достаточно как для текущего, так и для долгосрочного финансирования.
Пример.
В нашем примере  финансовый рычаг в течение года практически не менялся и оставался  на уровне примерно 1,5 (см. таблицу 4). Заемные средства составляют около 30% пассивов предприятия, и все эти обязательства - краткосрочные. Из этих обязательств большую часть составляет кредиторская задолженность. Можно сделать вывод, что все перспективное финансирование предприятие осуществляет за счет собственных средств, а значит, является предприятием с низким уровнем финансового риска. Тем не менее присутствует тенденция к постепенному возрастанию финансовой зависимости, т. к. в течение года собственный капитал предприятия уменьшался, а объем заемных средств возрастал.
Теперь подведем итоги  и рассмотрим динамику всех показателей  в совокупности, а также оценим влияние каждого фактора на результативный показатель - рентабельность собственного капитала.
Относительные изменения  каждого показателя в течение года (поквартально) приведены в таблице 6.
Таблица 6. Изменение  показателей модели Дюпон (индексный  метод).
Показатели 1-2 квартал 2-3 квартал 3-4 квартал 1-4 квартал
         
Рентабельность  собственного капитала 0,32 2,35 0,99 0,75
         
Рентабельность  активов 0,31 2,32 1,00 0,72
         
Рентабельность  продаж 0,43 2,48 0,94 1,00
         
Оборачиваемость активов 0,73 0,94 1,06 0,72
         
Финансовый  рычаг 1,04 1,01 0,99 1,04
Из таблицы 6 видно, что в течение года наибольшим колебаниям были подвержены рентабельность продаж и оборачиваемость активов, в то время как финансовый рычаг почти не менялся, и, значит, не влиял на динамику рентабельности собственного капитала. Изменения рентабельности собственного капитал на протяжении отчетного периода под влиянием каждого фактора приведены в таблице 7.
Таблица 7.
Факторный анализ динамики рентабельности собственного капитала
(метод цепных  подстановок)
Показатели 1-2 квартал 2-3 квартал 3-4 квартал 1-4 квартал
         
Рентабельность  собственного капитала (базовое значение) 5,05% 1,63% 3,82% 5,05%
         
Изменение под влиянием факторов:        
         
Рентабельность  активов -3,49% 2,15% -0,01% -1,43%
в том  числе:        
Рентабельность  продаж -2,90% 2,41% -0,22% -0,02%
         
Оборачиваемость активов -0,59% -0,26% 0,22% -1,40%
         
Финансовый  рычаг 0,06% 0,05% -0,04% 0,15%
         
Суммарное изменение -3,43% 2,20% -0,05% -1,28%
         
Рентабельность  собственного капитала (конечное значение) 1,63% 3,82% 3,78% 3,78%
Из этой таблицы  видно, что резкие изменения рентабельности собственного капитала большей частью обусловлены динамикой рентабельности продаж. Гораздо слабее на результативный показатель влияла оборачиваемость активов и практически не влияла структура пассивов (финансовый рычаг). Таким образом, можно сделать вывод, что основными для данного предприятия являются проблемы в основной деятельности, связанные с управлением затратами и ценообразованием.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.