На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Политическое участие

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ВВЕДЕНИЕ 

Данная курсовая работа затрагивает вопросы, связанные  с таким процессом, как политическое участие граждан, раскрывает сущность как феномена в целом, так и  некоторых конкретных его форм, а  также характеризует этот процесс  относительно молодежи.
Актуальность проблемы участия, которое подразумевает не только политическое участие граждан в жизни страны, но и другие деятельностные аспекты, рассматривается как одна из важнейших характеристик современного общества. В основе этого понятия лежит представление, согласно которому без широкого участия граждан в принятии решений невозможно достижение общественного согласия и развитие гражданского общества.
В истории политической науки еще Платон и Аристотель специально рассматривали участие  и неучастие граждан в делах полиса для выявления причин смен форм государственного устройства. Их интересовала роль участия в становлении идеального государства. Затем интерес к данному вопросу возродился в Новое время. Однако в начале политическое участие рассматривали лишь как субсидиарное средство описания и создания идеальной политической стратегии для правителя (Н. Макиавелли), носителей суверенитета и различных образцов правления (Ж. Боден), форм и принципов правления (Ш. Монтескье), природы общественного договора и «народного суверенитета». Только в XX веке политическое участие стало не просто индикатором развития демократических процессов, но еще и мерилом развитости уровня политической сомоорганизации личности.
На сегодняшний  день наиболее широкую теоретическую  базу для изучения проблемы политического участия представляют работы западных, в частности американских, политологов и социологов. В зарубежной литературе разработаны и обобщены способы и методы изучения, высказаны прогнозы о характере проявления политического участия в различных политических условиях. Так, к примеру, категории политического участия как деятельности группы лиц, руководствующихся политическими интересами, посвящены работы С.Вербы, М.Гоэла, Г.Алмонда, Р.Даля, К.Кловарда, М.Конвей, Л.Милбрайта, Р.Миллса, С.Липсета, Ф.Гринстайна, Н.Ний, Ф.Пивена и др. Данные исследования включают в себя анализ широкого спектра различных способов участия или неучастия субъекта в политике и опираются на мощную эмпирическую базу. В целом феномен политического участия получил в современной мировой литературе всестороннюю разработку с точки зрения структуры, форм, методов, уровней, идеологических и социальных аспектов, законообеспеченности, эффективности, т.е. как формальных, так и сущностных сторон явления.
В истории изучения проблематики политического участия в нашей стране можно выделить два основных этапа- до и после 1991 года. В работах первого периода, написанных в традиционном для советской общественной науки ключе, данная проблематика получила некоторое косвенное освещение- в рамках исследований политической активности трудящихся и личности в социалистическом обществе. Политическое участие как элемент политического поведения нашло толкование в работах А.И.Ковлера, И.А.Маркеловой, В.В.Смирнова, посвященных критическому анализу исторических, политологических, социально-философских теорий Западной Европы и Америки. Эти работы написаны главным образом в философском аспекте, хотя порой опираются и на социологические разработки. Проявления политического участия рассматривались в указанный период преимущественно через социальные группы и почти всегда- как позитивное явление, нарастающее по мере развития социалистического общества. Принципиальный недостаток работ на данную тему заключался в концептуальной заданности научных результатов, базировавшихся во многом на статистике, оторванной от реального политического процесса.
В постсоветской  России, в условиях демократизации политической сферы, появились работы, в которых нашли отражение  взгляды западных, в первую очередь, американских политологов на рассматриваемую тему. В отечественной науке стало утверждаться понятие «политическое участие» в его современной трактовке. Была начата разработка таких аспектов участия, как политическое поведение отдельных социальных групп, характер, формы, механизм, эффективность участия граждан в общественном управлении на различных уровнях, процесс политической социализации, партийно-организационного структурирования общества и т.п.
К трудам, интерпретирующем и популяризирующим различные аспекты  политического участия, можно отнести работы отечественных политологов, социологов, философов С.Андреева, Г.Котанджяна, Ю.Левады, Р.Матвеева и других. Это, в основном, монографии и статьи, излагающие концепции западных авторов, а также учебные пособия, объясняющие суть современного понимания политического участия. Данным работам в той или иной степени присущи компилятивность, вторичность. В исследованиях, основанных на анализе различных аспектов политической жизни в современной России, выявляются новые условия и возможности политического участия, содержание формирующихся политических интересов, характер участия в политическом процессе некоторых социальных групп населения, делаются попытки оценить масштабность и эффективность форм политического участия.
Затрагивая анализ структуры данной курсовой работы, необходимо подчеркнуть, что она состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Первая глава  раскрывает сущность исследуемого процесса, дает его классификации, разработанные  различными учеными, показывает многообразие форм политического участия, характеризуя подробнее такие из них как пикетирование, «прорывная акция», театрализованная акция и уличный PR-маневр.
Во второй главе  рассматриваются основные исследовательские  подходы к изучению феномена политического участия и характеризуются теория рационального выбора, мотивационные теории и теории социальных факторов.
В третьей главе  затрагивается, на мой взгляд, самый  актуальный аспект данной темы, политическое участие молодежи в современной  России. Процесс иллюстрируется статистическими данными, указываются основные факторы политического участия, характеризуется протестный потенциал молодежи и выделяются причины абсентеизма в молодежной среде. 
 
 

Глава 1. Сущность политического участия, его  типы и формы 
 

Политическое  участие-действие, предпринимаемое  членами социально-политической общности на индивидуальной или групповой  основе с целью оказать влияние  на процесс формулировки или принятия политических решений, осуществление  государственной политики или выбор политических деятелей на каком-либо уровне власти. Вплоть до середины XX века политическое участие трактовалось преимущественно как участие в выборах и государственном управлении. Впоследствии это понятие стало применяться к действиям любого человека, будь то политический деятель, государственное должностное лицо или обычный гражданин, активно участвующий тем или иным способом в осуществлении политики в рамках политической системы любого типа. Под политическим участием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением. Основанием для подобного понимания политического участия как наличие отношений власти и подчинения, так и тот факт, что посредством этого участия управляемые массы в рамках данных отношений могут заставить власти считаться со своими интересами. К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий; активистскую деятельность, направленную на поддержание кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.
По мнению М.Каазе, «…под политическим участием понимается всякая деятельность, добровольно осуществляемая гражданами с целью оказать влияние на принятие решений на различных уровнях политической системы; участие в политике понимается, прежде всего, как осознанная целенаправленная деятельность».
Американский  социолог Х. Макклоски, например, определяет политическое участие как «… ту добровольную деятельность, посредством которой члены общества участвуюу в выборе правителей и, прямо или косвенно, в формировании государственной политики».
Политическое  участи это влияние граждан на функционирование политической системы, на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С.Верба и Н.Ни подчеркивают, что «политическое участие- это прежде всего инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия».
Известный американский политолог Дж.Нагель определяет политическое участие как действие, посредством  которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности. В этом смысле участие в политике понимается в качестве одного из средств, используемых человеком для достижения своих собственных, индивидуально осознанных целей. Причем данная форма реализации личных потребностей формируется в процессе взаимодействия индивида с правительством, органами власти, другими политическими институтами и силами.
Благодаря такому инструментальному отношению к  политике, индивидуальное участие характеризует  только конкретные формы практических действий человека, независимо от их мотивации или условий осуществления. Иными словами, к участию относятся только реально совершаемые в политике действия индивида. Осуществляя такие действия индивид переступает через порог того умозрительного отношения к политическим событиям, которое выражается в эмоциях, оценках, суждениях и иных сугубо идеальных реакциях. В этом смысле политическое участие предстает как качественно иной, практический уровень включенности индивида в политическую жизнь, заставляющий его совершать там конкретные поступки.
В то же время  некоторые формы пассивного отношения  индивида к политическим процессам, в частности абсентеизм, неоднозначно расцениваются политологами. Одни из них, как, например, Р.Хиггенс, называя  «политическую инерцию» и пассивность граждан «основным врагом» человечества, исключая ее из политического участия. Другие ученые, например, С.Верба или Л.Пай, напротив, их как одну из форм деятельного отношения к политике, в силу массовости подобных фактов.
Среди практических действий людей политическим участие могут быть названы лишь их целенаправленные поступки, то есть, деятельность, специально и сознательно проектируемая и осуществляемая ими в политическом пространстве. Иначе говоря, к политическому участию можно отнести только собственно политические действия, а не поступки, которые способны вызвать политические последствия. Например, сознательный приход индивида на митинг может быть расценен как его политическое участие, а его случайное появление там- не может; или если гражданин специально сообщает управленческую информацию должностному лицу, то это может классифицироваться, как форма политического участия данного индивида, но если же эти сведения он передаст в центр принятия решений косвенным образом, например, в ходе случайного разговора с ответственными лицами, то в таком случае их беседа не будет отнесена к формам политического участия данного гражданина.
Практические  и целенаправленные формы политического  участия характеризуются с точки  зрения масштабности и интенсивности. Например, индивид может участвовать в решении местных или общефедеральных вопросов, заниматься постоянной активной деятельностью, связанной с организацией избирательных кампаний, а может также изредка принимать участие в выборах- и все это будут разные по значимости и интенсивности формы его политического участия.
Характеризуя  непосредственно поступки индивида, политическое участие дает косвенную  аттестацию и самой политической системе, той внешне среде, которая  сопутствует или препятствует политическим действиям граждан. Так, в одних политических системах индивид имеет возможность практически реагировать на затрагивающие его поступки властей, предпринимать те или иные действия в качестве реакции на политическую ситуацию в его стране или регионе, а в других подобное стремление действовать встречается жесткостью и неприспособленностью политических структур к такого рода желания индивида. Например, во многих демократических странах широко распространены судебные процессы, в которых рядовые граждане оспаривают действия правящих структур, в то время как в тоталитарных и деспотических странах не только индивидуальные, но и групповые формы политического участия граждан, как то деятельность политических партий, групп интересов, общественно-политических движений и т.д. Таким образом, разнообразие форм политического участия определяется в той или иной степени наличием структур, способных воспринимать индивидуальные запросы граждан к власти.
Кроме того, многообразие форм и разновидностей политического  участие во многом зависит от таких характеристик индивида, как пол, возраст, род занятий, конфессиональная принадлежность, образование, уровень материального достатка и т.д.; а также от конкретной политической ситуации.
К политическому  участию относятся действия по делегированию полномочий, такие как электоральное поведение, активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.
Одну из самых  распространенных классификаций типов  политического участия предложил  английский ученый А. Марш. Он выделяет три основных типа политического  участия:
- ортодоксальное;
- неортодоксальное;
- политическое  преступление.
К ортодоксальному  относится участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней, выраженные в законных формах, как, например, петиции, лозунги или законные демонстрации.
К неортодоксальному  отнесены несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направлений, как то бойкоты, неофициальные забастовки.
В отдельный  тип выделяются политические преступление, то есть, политическая деятельность с  использованием насилия, то есть незаконные демонстрации, захват помещений, захват заложников, саботаж, революции, войны.
Американские  политологи С.Верба и Л.Пай выделяют следующие разновидности политического  участия:
- пассивные формы  политического поведения граждан;
- участие людей  только в выборах представительных органов власти или только в решении местных проблем;
- политические  действия активных участников  предвыборных кампаний;
- деятельность  политических активистов, распространяющих  свою активность на всю сферу  политики;
- профессиональные  действия политиков.
Другой американский ученый Милбэрт разделяет формы  политического участия на:
- «активные», к  которым относится руководство  государственными и партийными  учреждениями, деятельность депутатов  в представительных органах власти, организация предвыборных кампаний и т.п.;
- «промежуточные»,  например, участие в политических  собраниях, поддержка партий денежными  пожертвованиями, контакты с официальными  лицами и политическими лидерами;
- «наблюдательные», среди которых можно отметить  ношение на демонстрациях транспарантов, попытки граждан вовлечь кого-либо в дисскусии;
- «апатичные».
В самом общем  виде различают мобилизованное и  автономное политическое участие. Первое характеризует те формы вовлечения индивида в политику, которые исходят  от власти, государства, органов принуждения, создающих условия для втягивания личности в политические отношения помимо ее воли. Следовательно, политическое участие не является тем инструментом, посредством которого люди хотят повлиять «на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия». Итак, индивид включается в политическую жизнь, становясь заложником воли лидеров, властей, их искусства манипулировать людьми.
Разновидности автономного политического участия, напротив, демонстрируют действия, которые индивид предпринимает, во-первых, самостоятельно обращаясь к политическим формам защиты своих интересов, а во-вторых, столь же автономно выбирая формы и каналы проявления своей активности. В этом смысле политическое участие наиболее полно отвечает своей природе и сущности как инструменту разрешения индивидуальных проблем. Рассмотрим более подробно некоторые типы политического участия. К наиболее распространенному типу относится электоральное поведение.
На его направленность оказывает влияние прежде всего  идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой или партией. Психологическая близость к группе ограничивает спектр политических ориентаций и альтернатив, упрощая политический выбор.
Многочисленные  исследования показали, что на предпочтения избирателей влияет множество факторов в их совокупности: пол, возраст, конфессиональная принадлежность, особенности первичной социализации,- но существуют некоторые общие тенденции поведения отдельных электоральных групп, так, мужчины, в целом, гораздо более активнее женщин участвуют в выборах.
Образованные  граждане демонстрируют высокую  степень политического участия  в избирательном процессе. Лица в  возрасте от 35 до 55 лет более активны, нежели молодежь или лица пожилого возраста. Влияние на активность оказывают семейное положение и членство в каких-либо организациях. Взгляды и предпочтения женщин более консервативны, нежели у мужчин. Замужние неработающие женщины часто придерживаются политических установок своих мужей. Молодежь в определенной степени тяготеет к радикализму и охотно отдает свои голоса тем, кто обещает скорой перемены. Ее избирательные ориентации расходятся с ориентациями большинства общества, а уровень активности относительно невысок. Люди пожилого возраста тяготеют к левым партиям.
Безусловно вышеперечисленные  тенденции не абсолютны. Зачастую избиратель под влиянием сиюминутных настроений и впечатлений стремительно меняет свои ориентации и предпочтения.
Политическому участию противостоит такой тип  политического поведения как  абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни в целом, в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов, утрата интереса к политике и политическим нормам, то есть политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей.
К причинам, обуславливающим  абсентеизм, относится доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками «своей» субкультуры как чуждый и/или иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов также может привести к утрате интереса к политике. С точки зрения некоторых политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может пораждать ощущение ненужности политики и, наоборот, угроза собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает стремление обратиться к политике как средству отстаивания и защиты своих интересов. Политическая апатия может проистекать из чувства собственной беспомощности перед лицом сложившихся проблем, недоверие к политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений. Абсентеизм может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.
В современной  России доля политически апатичных  людей в составе населения  достаточно велика. Это обусловлено  кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства  населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в «чудесное» пришествие великого харизматического лидера. Абсентеизм определенной части российского общества в значительной мере результат крушения мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран и ожиданий «экономического чуда».
Роль абсентеизма  в современном российском обществе неоднозначна. С одной стороны, именно абсентеизм является чуть ли не единственным стабилизирующем фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные  механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С другой- существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения.
Именно по этому  в России актуальной остается проблема приобщения большей части населения к политике через институализированные формы участия.
Весьма распространенной формой политического участия выступает  политический протест. Политический протест  представляет собой разновидность  негативной реакции индивида или  группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов.
Как правило, политический протест возникает там, где действуют  неэффективные стратегии и технологии осуществления власти, например, подавление прав меньшинств, отсутствие прав индивида на предъявление претензий властям, действие системы ограничений в виде имущественных, образовательных или иных цензов на участие в голосовании. Его наиболее распространенным источником является слабая приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, низкая солидарность с провозглашенными политическими целями режима, психологическая неудовлетворенность сложившейся системой взаимоотношений гражданина и государства, страх за свое будущее.
В зависимости  от причин, которые вызывают протест, граждане могут пытаться добиться своих целей путем корректировки правительственного курса, не меняя при этом основ и принципов сложившейся в государстве формы правления и политической системы, либо путем борьбы за изменение базисных основ и способов существования власти. В этом смысле формы политического протеста бывают конвенциональными и неконвенциональными.
Под понятием «конвенциональные  формы политического протеста»  понимается политическое участие не противоречащее конституции и законам государства.
Ему противопоставляются  незаконные, неконвенциональные формы  политического участия, в качестве которых могут рассматриваться  запрещенные властями антиконституционные  демонстрации и шествия, деятельность подпольных политических партий, политический терроризм и революции. Стремясь предотвратить подобные действия, государства определяют процедуры совершенствования конституционных основ политического строя, предполагающие даже изменение фундаментальных, базисных черт действующей системы власти, то есть определяют условия и границы политического воздействия групп и граждан, но в то же время формируют структуры и механизмы, пересекающие несанкционированные формы политического участия населения.
Крайней формой неконвенционального политического протеста выступает политический терроризм, цель которого- физическое уничтожение политических деятелей, проведение силовых сиволический акций возмездия режиму, постоянное провоцирование взрывной ситуации в стране. Современной истории известны многочисленные факты убийств различных политических деятелей: президентов, депутатов парламента, кандидатов в представительные органы власти, чиновников различного уровня,- а кроме того, захваты заложников и взрывы в общественных местах, повлекшие за собой массовые жертвы граждан.
Помимо таких  террористических организаций как  палестинская, организация У. Бен  Ладена, итальянских «красных бригад», организации басков в Испании, ряда формирований чеченских боевиков, такого рода действия практиковали в годы «холодной войны» спецслужбы отдельных стран, организуя покушения на глав государств или отдельных политиков. В настоящее время на международной арене существуют отдельные политические режимы, например, в Ливии, Ираке или Иране, которые в определенные периоды своей истории открыто поддерживали террористические методы и приемы в политических отношениях с другими странами.
Проблема борьбы с терроризмом в настоящий  момент международным сообществом  признается как одно из приоритетных направлений политики. Однако сопротивление терроризму, как международному, так и внутреннему, требует громадных ресурсов, отлаженной законодательной базы, решимости властей и скоординированности действии силовых структур. Политический терроризм на сегодняшний день признается одним из тяжелейших политических преступлений.
Помимо политического  терроризма, я хотела бы охарактеризовать подробней следующие формы политического  протеста: пикетирование, театрализованная акция, «прорывная» акция и уличный  PR-маневр.
По определению  действующего Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» пикетирование- это форма публичного выражения мнений, осуществляемая без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Выделяют информационный или «говорящий» пикет и политический пикет.
Основная цель первого- распространение информации, например, о готовящимся массовом мероприятии, о встрече с кандидатом в депутаты и т.д. Пикеты выставляются, как правило, в точках сосредоточения больших масс людей- в «часы пик» в узловых станциях метро, на городских транспортных развязках, у железнодорожных станций и платформ, в выходные дни- на рынках, у входа в городские парки отдыха или в самих парках. Число участников обычно не более трех человек. Основными атрибутами пикетов выступают символика, в виде флага или накидки, и штендер с размещенным нм нем ярким, привлекающим плакатом. По действующему российскому законодательству подавать уведомление о проведении информацоииного пикета не требуется, так как Федеральный закон ««О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» дает гражданам право на распространение информации о проводимом в соответствии с данным законом массовом мероприятии. Пикет, на котором распространяются приглашения на массовые мероприятия, следует рассматривать именно как распространение информации.
Что касается политического  пикета, его основной целью является заявление политической позиции, публичное выражение про
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.