На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Предмет педагогики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                          Содержание
1.Введение
2.Предмет педагогики
3.Цели образования  и воспитания
4.Средства и  методы психического воздействия  на личность
5.Нравственно-психологические  взаимоотношения поколений
6.Рациональные  условия отношений родителей  и детей
7.Межличностные  отношения в коллективе
8.Заключение
9.Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              
 

                                                        Введение 

      Передача опыта старшими поколениями  людей младшим существует с  древнейших времен.Накопление человечеством  знаний,развитие орудий и способов  труда,их усложнение исторически  привели к необходимости специально  заниматься обучением и воспитанием  детей.
    Каждое  поколение людей решает три важнейшие  задачи.Во-первых,освоить опыт предыдущих поколений,во-вторых,обогатить и  приумножить этот опыт,и,в-третьих,-передать его следующему поколению.Общественный прогресс стал возможен лишь потому,что  каждое новое поколение овладевало опытом предков,обогащало его и  передавало своим потомкам.
    Новое время,третье тысячелетие,важные события,происходящие в нашей стране,задачи утверждения  в жизни российского общества гуанистических и демократических  идей,прав и свобод,рыночных отношений,норм жизни правового государства  и гражданского общества по- новому,расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой.Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь  общества и каждого человека.Прошедшие 90-е годы убедительно показали,что  люди должны уметь жить,вести себя надлежащим образом в условиях предоставленных  свобод.Чтобы жить в условиях демократии,надо,чтобы  демократия жила в нас;чтобы жить в условиях морали и справедливости ,надо,чтобы мораль и справедливость жили в нас;чтобы жить в условиях права,надо,чтобы право жило в  нас.Это ставит серьезные проблемы перед педагогикой. 
 
 

                                       
 
 

                                          Предмет педагогики 

    В Древней Греции педагогом назывался  раб,приставленный к ученику,сопровождавший его в школу,прислуживающий ему  на занятияхи вне их.Греческое  слово «пейдагогос» можно перевести  как «детоводитель».Таким образом  «педагогика»в буквальном переводе с греческого «детовождение».
    Предмет педагогики-процесс направленного  развития и формирования человеческой личности в условиях е ее обучения,образования,воспитания,или,более кратко,-это воспитание человека ,как особая функция общества.
    Основными категориями педагогики являются:развитие ,воспитание,образование,обучение.
    Развитие  человека – это процесс становления  его личности под влиянием внешних  и внутренних,управляемых и неуправляемых  социальных и природных факторов.
    Воспитание  в широком смысле представляет собой  целенапрвленный процесс формирования интеллекта , физических и духовных сил личности,подготовки ее к жизни,активному  участию в трудовой деятельности.Воспитание в узком смысле слова – систематическое  и целенаправленное воздействие  воспитателя на воспитуемых с  целью формирования у них желаемого  отношения к людям и явлениям окружающего мира.
    Образование  процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение  на этой основе соответствующего уровня развития личности.Образование получают,в  основном,в процессе воспитания и  обучения в учебных заведениях под  руководством педагогов.Однако всю  возрастающцю роль играет и самообразование ,т.е. приобритение системы знаний самостоятельно.
    Обучение  – это целенаправленный процесс  двусторонней деятельности педагога и  учащихся по передаче и усвоению знаний.Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием,а деятельность учащихся-учением.Поэтому обучение можно определить и так: обучение-это преподавание и учение,взяые в единстве.Всвете вышеизложенногопедагогика представлена как наука о воспитании;это наука, изучающая закономерности воспитания , образования и обучения.
    В результате развития науки,техники  и культуры происходят дифференциация знаний и специализация наук.В  педагогической науке процесс специализации  и дифференциации проявляется особенно заметно.Педагогика, зародившаяся в  недрах философии,как ее часть,имеет  в настоящее время большое  число ответвлений,которые развиваются  как ее отрасли.Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания:возрастом,профессией,психофизиологическими  данными.
    Основные  «ветви»педагогической науки следующие:
    Общая педагогика – изучает и формирует принципы,формы и методы обучения и воспитания,являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений.Составными частями общей педагогики являются:теория воспитания,теория обучения,и теория организации и управления в системе образования.
    Дошкольная  педагогика изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.
    Педагогика  общеобразовательной школы –исследует содержание,формы и методы обучения и воспитания школьников.
    Специальная педагогика (дефектология)- наука об особенностях развития и закономерностях  обучения и воспитания аномальных детей,имеющих  физические и психические недостатки.
    Педагогика  профессионально-технического и среденого  профессионального образования  – изучает и разрабатывает  вопросы обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных  заведений.
    Исправительно-трудовая педагогика – занимается вопросами  перевоспитания правонарушителей всех возрастов.
    Военная педагогика изучает особенности  воспитания воинов.Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы  обучения и воспитания студентов  вузов.
    Педагогика ,являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной ,не может развиваться  обособленно от других наук. Важную метадологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Особено большое значение для решения конкретных впросов обучения и воспитания ,разработки режимов труда  и отдыха имеет психология , и в первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания. Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Цели образования и воспитания 

    Воспитательный  процесс в значительной степени  носит целенаправленный характер.Он предполагает определенное направление  воспитательных усилий,осознание их конечных целей,а также включает в себя содержательную сторону и  средства достижения этих целей.Цели же воспитания определяются идейными и  ценностными установками,которые  провозглашает то или ное сообщество.
      Кардинальные изменения,которые  произошли в жизни российского  общества в последние годы,вызвали  определенные затруднения  в  идейной и ценностной ориентации  населения.Прежние идеалы для  многих людей утратили свою  привлекательность,новые ориентации  не сложились.
    Вправящих кругах , в публицистике заговорили о выработке новой государственной  идеологии .Но всякая идеология –  это односторонний ,социально-заинтересованный подход тех или иных классов и  социальных групп к решению общественных проблем,которые они стремятся навязать другим в качестве господствующих идейных и ценностных ориентаций.
    В мировой педагогической теории и  практики уже давно сложилосьмнение,что  воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюктурных ситуаций,находиться в зависимости от того ,какие взгляды  и убеждения исповедуют люди,стоящие  ныне у власти.Воспитание ныне молодого поколения –это слишком серьезное дело.Оно должно базироваться на постоянных ,непереходящих  идеях и ценностях.АПоэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработаны и проверены многовековой практикой принципы гуманизма.
    Гуманизм,прежде всего,ознасает человечность человека:любовь к людям,высокий уровень психологической  терпимости,мягкость в человеческих отношениях ,уважение личности и достоинству.Вконечном  счете,понятие гуманизм оформляется  как система ценностных ориентаций ,в центре которых лежит признание  человека в качестве высшей ценности.
    При такой трактовке гуманизм получает получение общественного идеала.Человек  рассматривается как высшая цель общественного развития , в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций,достижение гармонии в социально – экономической и духовной сфере жизни,наивысшего расцвета конкретной человеческой личности.Таким образом ,с позиции гуманизма,конечная цель воспитания состоит в том  ,чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности,познание и общение,то есть свободным ,самодеятельным существом,ответственным за все происходящее в этом мире.
    Содержательной  стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей. Общечеловеческие ценности - это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей, а то, что имеет значение для всего человечества. .Они в- той или иной, форме присущи всем.социальным  
общностям, Социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом.  
Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации.

    Также общечеловеческие ценности - это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности, то есть ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. для неверующих людей за общечеловеческими ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и устремлений.
    При разных подходах к источнику и  гаранту общечеловеческих ценностей верующие и неверующие осознают; что общечеловеческие ценности носят постоянный, непреходящий  
характер. И именно поэтому общечеловеческие ценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей.

    Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вписывается в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческие установки не следует трактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа эти ценности выражены особым образом. Это выражение зависит от особенностей культурно-исторического развития той или иной  
страны. Поэтому общечеловеческое всегда реализуется через конкретно человеческое. А каждый конкретный человек является гражданином конкретного государства, принадлежит к определенной народности, нации. И общечеловеческое начало реализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих  
позиций не противоречит, а предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитание гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны.

    Гуманизм  предполагает признание данной личностью  в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним и служение им. Не случайно под термином «гуманизм»  
изначально понималось «человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку. В общественной психологии нашего народа это нравственное качество получило сильный импульс для своего развития. Не случайно в русской философии идея соборности является одной из ведущих идей русского национального самосознания .

     В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса вылвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с  
наибольшей эффективностью работать на npоизводствена благо нашего государства. Гуманистический подход требуег
ггобы в качестве главной-цели учебно-воспитагельного процесса должно рассматриваться сознание предпосылокдля самореалиэацни личности.
      :) ',' ...  ;-,\
    .
       Средства и методы психического воздействия на личность  

   Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего, педагог убеждает воспитуемого в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, добиться усвоения им определенной суммы знаний. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
   Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
    убеждение;
    упражнения и приучения;
    обучение;
    стимулирование;
    контроль и оценка
    Методы  воздействия на личность оказывают  комплексное воздействие на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом.
    Убеждение - это разностороннее воздействие  на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-либо научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Важнейшую роль  
в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.

    Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.Или,говоря по-другому :приучение- это упражнение с целью  выработки хороших привычек.
    Упражнение  занимает большое место в обучении , т.к. лежит в основе формирования умений и выработки навыков на всех его практических и практикоученических  этапах.
    Упражнение  как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского,' нравственного, физического и эстетического восприятия и развития.Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы. Впрактике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений.
    упражнения в полезной деятельности;
    режимные упражнения;
    специальные упражнения.
    Номенклатура' и классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием в зависимости-от того, какое основание избирается для их разработки. Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на:
    методы приобретения новых знаний;
    методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
    методы проверки и оценки знаний, умений и навыков
    Наиболее  оптимальной представляется классификация  методов обучения, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:
    объяснительно-иллюстративный метод;
    репродуктивный метод;
    метод проблемного изложения;
    частично-поисковый метод;
    исследовательский метод.
    Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых - оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными.
    К методам стимулирования относятся: соревнование и поощрение.
    Стремление  к первенству, приоритету, самоутверждение  свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога - не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.
    Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учашимся: Чувство - удовлетворения, которое испытывает лтоощренный воспитанник, вызывает у него прилив -сил, -подъем .энергии, уверенность -в- своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. В то же время поощрение не должно быть слишком частым' чтобы не  
привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.

    Важнейшее условие педагогической эффективности  поощрения - принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.
    Наказание - один из самых старейших методов  воспитания. Наказание корректирует поведения воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности - чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального  
унижения, ни физического страдания. Главное чувство наказанного воспитанника - чувство переживания, отчужденности, отстраненности от других воспитанников, от коллектива.
 
 
 

 

    
    Нравственно-психологические  отношения поколений
      Отношения родителей и детей  как психолого- педагогическая проблема в отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема.
    Сложность ее - в скрытом, интимном характере  человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой  
психолого-педагогической информации.

    Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре - последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу, психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера»,  
«неделю назад» тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.

    Конфликт  в отношениях родителей и детей  крайне редко возникает случайно и внезапно .. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром -спроблема их-общения и отношений. Конфликт - жестокое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме,  
как известно, - сигнал бедствия, физиологический крик о помощи. Она возникает в ходе развития заболевания.

    В здоровых семьях родители и дети связаны  с естественными повседневными  контактами. Слово «контакт» в  педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение,  
согласованность основных, жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

    Изучение  множества разнообразных документов позволило выявить некоторые основные тенденции отношений родителей и детей в семье. В основу анализа положено видоизменение потребности в общении - одна из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Под конфликтом понимается возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в которой родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт и пытаются решить возникшую проблему односторонне,  
бескомпромиссными путями и методами.

    Существуют  следующие стадии отношений родителей  и детей:
-   родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
-   родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними;
-  чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети испытывают
-  желание делиться с родителями;
-  поведение детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители;  
поведение детей вызьmает в семье конфликты, и при этом правы дети;  
конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты;

-  полное взаимное отчуждение и враждебность.
    Рациональные  условия отношений  родителей и детей  

    Духовные  контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических  пожеланий и стремлений родителей. для этого должны быть созданы  психолого-педагогические предпосылки.
    Первая  и главная из них - разумная организация  семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, . традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания и-развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.
    В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно' создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам.
    Дети  ожидают от родителей глубинного, пристально го интереса к их внугреннему миру, учета их возрастных ииндивидуальных особенностей. Возрастные особенности - это характерные для того пли иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности. А под индивидуальностью человека имеется в виду ущественное своеобразие его основных свойств и качеств.
    Учет  возрастных особенностей детей требует  постепенного изменения  
воспитательных влияний на различных ступенях становления личности.

    Подход  к детям требует от родителей  педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.
    Важная  сторона обоюдных контактов - участие  в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.
    Следование  по следам интересов и увлечения детей предполагает также и привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: вещи необходимые человеку для жизни, он должен уметь делать сам. В каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.