На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Возрастные особенности физического развития школьников 8-16 лет, их физическая работоспособность. Возрастные особенности показателей системы кровообращения. Типологические особенности реакции сердечнососудистой системы у детей на физическую нагрузку.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Медицина. Добавлен: 29.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Министерство образования РФ
Южно-Уральский Государственный Университет
Кафедра Теории и методики ФК и С
Реферат
По дисциплине: Основа медицинских знаний
На тему: Типологические особенности кровообращения у детей 8-16 лет
Челябинск 2008
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Возрастные особенности физического развития школьников 8-16 лет

2. Физическая работоспособность школьников 8-16 лет

3. Возрастные особенности показателей системы кровообращения

4. Типологические особенности реакции сердечнососудистой системы у детей на физическую нагрузку

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В ряде исследований последних лет было установлено, что дети с разными типами кровообращения различаются по показателям физического развития. Несмотря на несомненные успехи, достигнутые в последние годы в области изучения типов кровообращения, многие вопросы, касающиеся определения типологических особенностей гемодинамики при физической нагрузке, требуют уточнения. Исследователи расходятся в оценке типов кровообращения у подростков и взрослых при срочной адаптации сердечнососудистой системы к различным нагрузкам, отмечая преимущества того или иного типа кровообращения (Ю.Г. Малюга, 1988; Ю.Н. Зияев с соавт., 1991; А.А. Бова с соавт., 1993). Недостаточная разработанность данного вопроса обусловила необходимость изучения типологических особенностей системной гемодинамики во время физической нагрузки у детей 8-16 лет с учетом возрастно-половых отличий.

Цель исследования: Изучить типологические особенности центральной гемодинамики в условиях относительного покоя и во время ступенчато возрастающей непрерывной физической нагрузки с учетом возрастно-половых различий у школьников 8-16 лет. Для детей 8-16 лет с гипокинетическим типом кровообращения (ГТК) характерны высокие значения физического развития и физической работоспособности. Впервые замечено, что для школьников с ГТК свойственна относительная брахиморфность и избыточная масса тела, обуславливающие наибольшие значения артериального давления и общего периферического сопротивления сосудов в условиях покоя. Дети с ГТК обладают наибольшей физической работоспособностью по сравнению с другими типами гемодинамики. У школьников с ГТК в условиях покоя наблюдается пониженная, относительно других типов гемодинамики, мощность сердечного сокращения, скорость опорожнения желудочков и показатель напряжения миокарда, что в совокупности с более низкими значениями частоты сердечных сокращений приводит к уменьшению минутного объема крови и сердечного индекса. В состоянии покоя для школьников 8-16 лет с ГТК характерны более высокие значения индекса эффективности работы сердца.

1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ 8-16 ЛЕТ
Физическое развитие является одним из важных критериев контроля оздоровления детей и подростков (В.А. Доскин с соавт., 1997). Для определения физического развития применяют морфологические признаки (рост, масса тела, окружность грудной клетки), функциональные показатели (жизненная емкость легких, физическая работоспособность) (Е.П. Стромская, 1983; В.А. Доскин с соавт., 1997). В свете данных, представленных в таблице 4 можно констатировать, что в период 8-16 лет у школьников длина тела (Н) увеличивается с наибольшим темпом роста у девочек в 10 лет и 13 лет, а у мальчиков - в 10 и 15 лет. Масса тела (m) от 8 до 16 лет также увеличивается, причем у девочек прирост массы тела имеет высокие значения в возрасте 10, 13, 16 лет, а у мальчиков - в 16 лет (рис. 3, 4). Различия по полу в значениях массы тела обнаружены в 9 и 11 лет, причем в 9 лет девочки уступают мальчикам по массе, а в 11 лет - наоборот. Это подтверждается исследованиями, сообщающими, что мальчики растут интенсивнее, а девочки быстрее набирают массу тела (А.И. Клиорин, 1989; С.И. Русинова, 1989). Увеличение окружности грудной клетки (ОГК) наиболее интенсивно у девочек в 10 и 13 лет, у мальчиков же в 13 и 16 лет. Половые различия в окружности.
Таблица 1. Значения сердечного индекса в зависимости от пола, возраста и типа кровообращения у школьников 8-16 лет (л/мин*м2)
Возраст, лет
Пол
ГТК
ЭТК
ГрТК
8-11
мальчики
2,27-3,39
3,40-4,52
4,53-5,67
девочки
1,89-3,10
3,11-4,31
4,32-5,54
12
мальчики
1,64-2,33
2,34-3,02
3,03-3,72
девочки
2,60-3,39
3,40-4,19
4,20-5,00
13-14
мальчики
2,29-3,05
3,06-3,82
3,83-4,59
девочки
1,94-2,84
2,85-3,75
3,76-4,66
15
мальчики
1,89-2,78
2,79-3,69
3,70-4,60
девочки
2,57-3,40
3,41-4,24
4,25-5,09
16
мальчики
2,55-3,21
3,22-3,87
3,88-4,55
девочки
2,26-2,72
2,73-3,19
3,20-3,67
Примечание. ГрТК - гиперкинетический тип кровообращения; ГТК - гипокинетический тип кровообращения; ЭТК - эукинетический тип кровообращения грудной клетки обнаружены в 8-, 9-, 16-летнем возрасте, причем для лиц мужского пола характерны более высокие значения окружности грудной клетки. Возрастная прогрессия значений жизненной емкости легких (ЖЕЛ) в периоде 8-16 лет установлена в многочисленных исследованиях (А.Н. Бойко, 1970; И.И. Шмыков с соавт., 1989; А.И. Бурханов с соавт., 1991; А.И. Киеня с соавт., 1997) что связывают с общими ростовыми процессами и анатомическим увеличением размера легких (И.И. Шмыков с соавт., 1989). Половые различия обнаруживаются уже с 4-5 лет (А.Н. Бойко, 1970; И.И. Шмыков с соавт., 1989), когда жизненная емкость легких больше у мальчиков. На основании данных проведенного исследования мы можем констатировать, что ЖЕЛ увеличивается с возрастом и имеет большие значения у мальчиков, чем у девочек (табл.4). Замечено стирание различий по данному показателю в возрасте 12-15 лет, что объясняется перестройкой нервной и гуморальной регуляции дыхания в период полового созревания и более быстрым ростом девочек в этом возрасте (А.Н. Бойко, 1970; И.И. Шмыков с соавт., 1989). Площадь поверхности тела (Sт) увеличивается в период от 8 до 16 лет, при опережении мальчиков по данному показателю в 8-9 лет, а девочек - в возрасте 11, 14 лет.
На основании данных возрастной динамики прироста показателей физического развития (рис. 3, 4) обнаружены возрастные группы с наибольшей интенсивностью увеличения размеров тела: для девочек это 10, 13 и 16 лет, для мальчиков - 10, 13 и 15-16 лет. При этом наибольшие скачки у девочек наблюдаются в 10, 13 лет, а у мальчиков в 15-16 лет. Ранее в литературе было замечено, что максимальное удлинение тела у девочек наблюдалось в 10-12 лет, у мальчиков в 13-15 (Я.Г. Ковров с соавт., 1981; А.В. Крылова, 1990). Скачок роста в 10 лет обнаружен также у мальчиков и девочек в интервале 7-10 лет (С.И. Русинова, 1989). Известно, что в период полового созревания отмечается скачок эстрогенизации, причем эстроген тормозит соматотропную функцию, снижая содержание соматотропного гормона в гипофизе (М.А. Жуковский с соавт., 1974; Внутренние болезни …, 1993). В наших исследованиях у 11-12летних девочек наблюдалось снижение темпов роста таких показателей как m, Н, Sт, ЖЕЛ, ОГК. Выявленные различия соответствуют ранее опубликованным данным, где обнаружены резкие увеличения скорости роста в 10-12 лет и 13-16 лет. При этом задержка роста наблюдается у девочек в 8-9 лет, а у мальчиков в 8-10 лет, что сочетается со стабилизацией основного обмена (И.А. Корниенко, 1983). Половые различия четко выражены по всем показателям в 16-летнем возрасте и почти не проявляются в 10 и 13 лет. В 10 лет мальчики опережают девочек по показателю Sт (р 0,05), а в 16 лет - по Н, ОГК, ЖЕЛ. По данным, не подтвержденным критерием достоверности различий Стъюдента, в период 11-14 лет девочки обгоняют мальчиков по длине (кроме 12 лет), массе тела, Sт и ОГК, что согласуется с результатами других авторов (В.А. Доскин с соавт., 1997). Возможно данный факт объясняется более ранними сроками начала полового созревания у девочек и влиянием половых гормонов (В мире подростка, 1980; С.В. Хрущев, 1980).
Согласно сообщениям многих исследователей каждый из возрастных периодов характеризуется присущими только ему особенностями физиологической деятельности организма (С.В. Хрущев, 1980; И.А. Аршавский, 1982). Важной особенностью физического развития детей и подростков является неравномерность изменений скорости роста (В.А. Доскин с соавт., 1997). Согласно нашим исследованиям, для возрастных изменений показателей физического развития характерны увеличение абсолютных значений Н, m, ОГК, ЖЕЛ, Sт. При этом зафиксирована фазность в приросте показателей физического развития, зависимость его от возраста и пола. Такими периодами наибольшего темпа роста для девочек являются 10, 13, 16 лет, а для мальчиков - 10, 13, 15-16 лет. Причем, наибольший прирост показателей физического развития у лиц женского пола наблюдаются в 10, 13 лет, а у лиц мужского пола - в 15-16 лет.

2. ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 8-16 ЛЕТ

Физическая работоспособность может выступить в качестве критерия адаптационных возможностей организма, так как отражает функциональные возможности организма в условиях активной деятельности, требующей мобилизации резервов организма (Г.Л. Апанасенко с соавт., 1980; С.И. Русинова, 1989). Физическая работоспособность школьников определялась по результатам велоэргометрического теста до ЧСС 170 уд/мин (PWC170). Полученные данные представлены в таблице 5 и на рисунке 5.

Известно, что физическая работоспособность зависит от возраста и пола (И.И. Алишин, 1989). Данные в таблице 5 позволяют сделать вывод о достоверном повышении с возрастом физической работоспособности. Половые различия абсолютных показателей PWC170 проявляются в каждой из возрастных групп и демонстрируют более высокую работоспособность у лиц мужского пола. На рисунке 5 вскрыты возрастно-половые группы, для которых характерен наиболее значительный прирост физической работоспособности. Прирост PWC170 у школьников наибольший в 10, 12 и 16 лет. Следовательно, наибольший прирост физической работоспособности соответствует таким выделенным периодам наибольшей интенсивности ростовых процессов как 10 и 16 лет. Лишь в 12-13 лет наблюдается гетерохронность роста работоспособности и массо-ростового скачка. Таким образом, не вызывает сомнений рост физической работоспособности у детей в период от 8 до 16 лет. При этом подтверждена ее зависимость от пола и физического развития. Наибольшие значения прироста

Таблица 2.Возрастные особенности физической работоспособности у школьников 8-16 лет (PWC170, кГм/мин)

Возраст,
лет
МАЛЬЧИКИ
ДЕВОЧКИ
8
334,53 9,00 п
244,09 15,42
9
336,58 19,16 п
280,41 15,15*
10
418,31 28,72 п *
360,77 21,39*
11
493,13 30,42 п*
346,43 17,17
12
595,96 29,01п*
435,47 39,51*
13
658,33 64,26 п
541,91 23,37*
14
672,67 43,44 п
528,00 30,74
15
746,32 48,95 п
509,97 42,06
16
906,72 62,72 п*
623,10 49,96*

Примечание. п - уровень достоверности различий между мальчиками и девочками < 0,05; * - уровень достоверности различий между текущей возрастно-половой группой и группой на год младше < 0,05.физической работоспособности зафиксированы в 10 и 16 лет, что соответствует периодам наиболее интенсивного роста, а также в 12 лет. У мальчиков различия в уровне физической работоспособности для разных типов системной гемодинамики не проявляются до 10 лет, а у девочек - до 12 лет. После указанных возрастных периодов и до 16 лет у лиц обоего пола наблюдаются более высокие значения физической работоспособности школьников, имеющих ГТК (рис. 8). В периоды интенсивного роста, рассмотренные выше, отмечается увеличение в возрастно-половых группах количества детей с ГТК, характеризующегося наибольшими значениями антропометрических показателей, или уменьшение количества детей с ГрТК. Следовательно, темпы физического развития и интенсивность ростовых процессов зависят от процентного соотношения детей с различными типами кровообращения внутри возрастно-половых групп. Таким образом, школьники 8-16 лет с ГТК, в отличие от ГрТК, обладают большими значениями не только массы и длины тела, тощей массы, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, площади поверхности тела, физической работоспособности, но и высоким содержанием липидов в организме, избыточностью массы и относительной брахиморфностью.

3. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ

Достоверное урежение ЧСС с возрастом обнаружены с 11 лет у мальчиков и с 13 лет у девочек (р 0,05) (таблица 13). Девочки имеют достоверно большую, по сравнению с мальчиками, ЧСС в 11-12, 15 лет (р 0,05). Возможным объяснением снижения частоты сокращения сердца с возрастом служит тот факт, что между адренергическими и холинергическими влияниями на ритм сердца в 11-13 лет достигается равновесие, а в возрасте 14-15 лет начинают преобладать холинергические механизмы (Э. Гринене с соавт., 1982; Е.А. Соболева, 1984; В.Ф. Ананин, 1996). Увеличение возможностей анаэробных механизмов энергообеспечения с началом полового созревания также обуславливает возрастную экономизацию деятельности сердца (И.А. Корниенко, 1983; И.А. Корниенко с соавт., 1996).

Отмечено возрастное увеличение УОК (рис. 9). Достоверно большие значения УОК у мальчиков по сравнению с девочками замечены в 9-10, 16 лет (р 0,05), обратная картина наблюдалась в 12 лет (р 0,05). В других возрастных группах достоверных половых различий по показателю УОК выявлено не было. Рост значений УОК также имеет особенности в исследуемых половых группах. Так, у мальчиков основной скачок прироста систолического выброса наблюдается в 9-10, 13, 16 летнем возрасте ( р 0,05), а у девочек - в 11, 14-15 лет (р 0,05), причем УОК у лиц женского пола достоверно не повышается после 15 лет, тогда как у мальчиков и в 16 лет показано его увеличение (р 0,05). Считают, что гормон роста стимулирует гипертрофию миокарда и увеличение сократимости миоцитов и регулирует гипертрофию желудочков (B.L. Silverman, J.R. Friedlander, 1997). Такие данные говорят в пользу существующей теории соответствия высоких значений УОК большому объему сердца мальчиков, имеющих, по сравнению с девочками, увеличенные тотальные размеры тел и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.