На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработка системных основ менеджмента организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
    Введение…………………………………………………………………………...3
    Глава 1. Теоретические основы системного подхода
    1.1 Зарождение теории систем………………………………………………….4
    1.2. Становление системного мышления  и развитие системной парадигмы  в ХХ веке…………………………………………………………………………………6
    Глава 2.Системный подход к управлению организацией
    2.1 Основные положения системного  подхода……………………………….11
    2.2 Системный подход в экономике…………………………………………..13
    2.3 Этапы развития системных идей  в менеджменте…………………………15
    Глава 3. Применение системного подхода в  практике управления организацией
    3.1 Разновидности системного подхода………………………………………..18
    3.2. Рекомендации по разработке системных основ на организации……...20
    Заключение……………………………………………………………………….23
    Список  использованныхисточников………………………………………….24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Системный подход своими корнями уходит в глубокую древность. С самого начала он, может  быть неосознанно и в неявных  формах, применялся при решениях и  в исследованиях различного характера. Да и сегодня системный подход используется повсеместно. при Системное  управлении организацией особенно важно, так как для разработки верной успешной стратегии развития, для  успешного функционирования компании необходимо проанализировать множество  факторов, как внутренних, так и  внешних, влияющих на нее. Следовательно, анализ тематики «Разработка системных основ менеджмента организации» достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
    Разработанность темы «системный подход» достаточно велика: понятием системности занимались многие ученые, исследователи, философы.
    Объектом  исследования работы является системный  подход, а предметом - анализ эволюции системного подхода в теории и  непосредственно практической деятельности управляющего.
    Целью курсовой работы является выявление  основных этапов развития и становления  системного подхода, а также анализ его теоретико-методологических аспектов в теории и практике управления.
    Данная  цель обусловливает необходимость  решения следующих основных задач:
    - изучить историю развития и  изменение системного подхода  в сфере управления;
    - рассмотреть методологию системного  подхода;
    - проанализировать основные положения  ситуационного подхода;
    - исследовать эволюцию системных идей в экономике в целом, и менеджменте, в частности.
    - изучить и проанализировать возможности  реализации системного подхода  в управлении организацией. 

Глава 1. Теоретические основы системного подхода
    1.1 Зарождение теории систем
    В неявной простейшей форме системный  подход применялся в науке с самого начала ее возникновения. Даже тогда, когда  отдельные науки занимались накоплением  и обобщением первоначального фактического материала, идея систематизации и единства лежала в основе всех поисков новых  фактов и приведения их в единую систему научного знания.
    Само  слово «система» появилось в  Древней Греции 2000 - 2500 лет назад  и означало сочетание, организм, устройство, организация; союз, упорядоченность  и целостность естественных объектов. Первоначально оно было связано  с формами социально-исторического  бытия, позднее принцип порядка  был перенесен на Вселенную. Существовал  и еще один термин - «синтагма» - характеризовал упорядоченность и целостность  искусственных объектов.
    Становление системного подхода связано с  техникой. В стихийном виде идея системности выражена еще в работах  античных авторов, которые имели  дело с относительно простыми механизмами. Доказательством служит трактат Марка Витрувия «Об архитектуре».1 В описании конструкций механизмов достаточно полно раскрывается системный характер. Витрувий рассматривает упорядоченное расположение элементов, а так же взаимодействие их функций.
    Истоки  теории систем можно обнаружить и  в философии Древнего Китая. Из концепции  порядка исходят религии - даосизм  и конфуцианство.
    В Средневековье появились новые  термины: сумма, дисциплина, доктрина. Трактовка бытия как космоса  сменяется рассмотрением его  как системы мира, обладающей своим  типом организации, иерархией, законами и структурой. Возникают науки, каждая из которых анализирует свою область  своими специфическими методами. Знания расчленяются по отдельным областям, группам явлений. Это способствует тщательному и доскональному  изучению предмета, но ограничивает возможности  исследователей узкими рамками дисциплины, препятствуя установлению междунаучных связей.2 В эпоху Возрождения важнейшими категории стали - вещь и свойства, целое и часть. При этом «вещь» трактовалась как сумма отдельных свойств.
    С каждым годом дифференциация науки  продолжала расти, число отдельных  научных дисциплин все увеличивалось, и, соответственно, ослабевали связи  и взаимопонимание ученых. Но, со временем, возникают интегративные, междисциплинарные методы и теории. Так, в конце XIX - начале XX в. возникли биофизика и биохимия, химическая физика и другие. К тому времени понятием «система» привлекло к себе внимание многих выдающихся философов и ученых. Большой вклад внесла в это немецкая классическая философия (И. Кант, И.Г. Фихте, Г. Гегель). Философия Гегеля практически целиком основывается на системном подходе к самым различным явлениям в природе и обществе. Он предлагает историческую трактовку становления системы в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному. Заслуга Канта состоит не только в четком системном характере научно-теоретического знания, но и в выявлении определенных процедур и средств системного конструирования теорий. Ограниченность Кантовского понимания системности знания состоит в том, что конструктивно-методологические принципы образования научных систем являются у него характеристиками лишь формы, а не содержания знания.3 Исходный тезис И.Г. Фихте - научное знание есть системное целое. Это направление сосредоточивает свое внимание не на научном исследовании, а на систематическом представлении теоретического знания.
    Таким образом, можно увидеть, что систематизация в простейшем виде применялась еще  задолго до нашей эры. Соответствующий  термин появляется позже. Со временем постепенно изменяется значение слова  «система». Особо вырос интерес  к нему в XVIII в., теперь системный  подход переходит и в область  философии. 

1.2 Становление  системного мышления и развитие  системной парадигмы в ХХ веке
    В первой половине ХХ века наука вынуждена  была переосмыслить многие фундаментальные  понятия и выработать ряд новых, адекватных, появившимся научным  данным. Осуществляется переход к  изучению сложных систем практически  во всех областях знаний. Изучение квантово-механических систем в физике (Бор, Резерфорд, Зоммерфельд  и др.); появление теоретической  биологии (Дарвин, Геккель, Мендель, Мечников, и др.); развитие социологии как реакция  на усложняющийся социум (Парето, Сорокин, Вебер, Дюркгейм и др.), экономики (Кондратьев, Кейнс и др.), и многих других отраслей знания привели к переосмыслению понятий «система», «организация», «изменчивость», «устойчивость», «причинность», «взаимодействие».
    Формирование  «системности» как научно-прикладной дисциплины относится к середине 40-х годов ХХ века. Некоторые исследователи  считают, что движущей силой ее возникновения  и развития стал конфликт новых мощных технологий и невозможность управления ими при помощи накопленного ранее  управленческого опыта. Разработка, широкое применение и популяризация  методов дисциплины считается заслугой знаменитой RAND Corporation, ставшей первой в мире «фабрикой мысли», теоретики  и специалисты которой выполнили  ряд основополагающих работ в  этой области, а также практически  применили системную методологию  в Министерстве обороны и других ведомствах и компаниях США. Именно среди ее работ нужно искать первоисточники по таким методам, как моделирование  систем, нелинейное и динамическое программирование, использование методов  «Дельфи», «Монте-Карло», и т.д.4
    С позиции управления производственными  коллективами особое значение приобретает  «школа социальных систем» (конец XIX-60-e годы ХХ в.), которая рассматривает  как комплексную систему любую  социальную организацию. Основными  задачами анализа социальных систем являются мотивы поведения человека в обществе, выявление его целевой  ориентации, система стимулов, личная власть, чувство своего соответствия занимаемому месту в социуме. В основе анализа социальных процессов лежат экономико-математические методы, теория игр, теория информации и т.д.
    Однако  возникновение системного метода как  особого способа исследования многие относят ко времени Второй мировой  войны и наступившему мирному периоду.5 Тогда ученые столкнулись с проблемами комплексного характера, которые требовали учета взаимосвязи и взаимодействия многих факторов в рамках целого. Согласно новому подходу, мир предстал в виде огромного множества систем самого разнообразного конкретного содержания и общности, объединенных в единое целое - Вселенную.
    Можно выделить четыре основных источника  современного системного мышления. К  ним относят следующие:
    - тектология, или «Всеобщая организационная  наука» Александра Александровича  Богданова (1913 - 1928 годы);
    -  праксеология Тадеуша Котарбиньского (30 - 40-е годы)
    -  общая теория систем Людвига  фон Берталанфи (1945);
    -  кибернетика Норберта Винера (1948);
    В первую очередь теория систем связана  с именем А.А. Богданова. Он разработал основы теории строения систем и обосновал  общие закономерности их развития. Так же он является автором труда «Всеобщая организационная наука тектология».
    Предложение Богданова заключается в объединении  всех человеческих, биологических и  физических наук, рассмотрение их как  системы взаимоотношений, и поиск  организационных принципов, лежащих  в основе всех типов систем. Оно  также заключается в единстве строения и развития самых различных  систем («комплексов» по его терминологии), независимо от того конкретного материала, из которого они состоят. Тектология - всеобъемлющая наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем, общая теория организации и дезорганизации.
    Когда при исследовании управленческих проблем  стал применяться системный подход, сформировалось направление «эргология», изучающее организацию человеческой деятельности. К группе эргологических дисциплин относится праксеология. Она была задумана как теория совершенствования  практической деятельности и представляет собой наиболее общую практическую науку, рассматривающую любую сферу  деятельности человека и общества с  точки зрения ее целесообразности и  рациональности.6 Иногда практически отождествляется с тектологией, поскольку, согласно концепции Богданова, тектология должна руководить действием, а всякое действие, заключается в каком-либо организационном акте, в организации или разъединении предметов, находящихся в сфере действия.
    В конце 40х годов большую популярность приобретает общая теория систем, Людвига фон Берталанфи. Он применял системный подход к изучению биологических организмов. Он описывает происхождение общей теории систем (ОТС) как результат конфликта между механицизмом (мир как физический механизм) и витализмом (наличие в организмах души)
    ОТС у Л. Берталанфи выступает в двух смыслах. В широком - как основополагающая, фундаментальная наука, охватывающая всю совокупность проблем, связанных с исследованием и конструированием систем. В узком смысле - ОТС, стремящаяся вывести из общего определения системы как комплекса взаимодействующих элементов понятия, относящиеся к организованным целым (взаимодействие, сумма, централизация, и т.д.), и применяющая их к анализу конкретных явлений. Прикладная область общей теории систем включает, согласно Берталанфи: системотехнику; исследование операций.
    Пожалуй, самым значительным шагом в формировании идей системного метода было появление  кибернетики как науки об общих  закономерностях процессов управления и передачи информации в технических  системах, живых организмах и обществе. В ней наиболее отчетливо виден  новый подход к исследованию различных по конкретному содержанию систем управления. Впервые было ясно показано, что процесс управления с самой общей точки зрения можно рассматривать как процесс накопления, передачи и преобразования информации. Само же управление можно отобразить с помощью определенной последовательности алгоритмов, или точных предписаний, посредством которых осуществляется достижение поставленной цели. Позже алгоритмы стали применяться в других различных областях.
    Известна  также теория функциональных систем, разработанная П.К. Анохиным, рассматривающая  деятельность организма в целом, как единую систему. Согласно теории функциональных систем центральным  системообразующим фактором каждой функциональной системы является результат  ее деятельности. Анализ истинных закономерностей функционирования раскрывает скорее механизм «содействия» компонентов целого, чем их «взаимодействие», т.е. система обладает эмерджентностью.7
    Базируясь на названных четырех относительно независимых исторических источниках, системные исследования в XX веке прошли определенный путь своего становления. Анализируя этот путь, большинство  авторов определяют смену двух парадигм системного мышления. Первая парадигма  системного мышления - исследование равновесных  систем. Вторая - исследование неравновесных систем.8
    Подводя итоги, можно заметить, что большинство  исследователей в своих аналитических  обзорах, прежде всего, отмечают, что, несмотря на историческую последовательность данных научных событий, ни тектология А.А. Богданова, ни ОТС Л. Фон Берталанфи не оказали - в историческом контексте - практически никакого влияния на формирование системного мышления второй половины ХХ в., несмотря на глубоко  системное содержание этих учений. Данный факт, прежде всего, говорит  об исторической независимости системных  программ тектологии, кибернетики, общей теории систем и праксеологии. Вместе с тем утверждается мысль о глубокой теоретической общности этих концепций.
    Из  вышесказанного можно сделать вывод, что системные представления  не являются открытием прошлого века, наблюдается постепенное развитие системного подхода, совершенствование  и расширения области его приложения. Можно заметить особое усиление внимание на эту проблему с началом нового времени и в середине ХХ века. ХХ век породил множество теорий системности, независимых по происхождению, но общих, по сути. Хотя сначала отдельные  теории анализа предмета существовали и в технике, и в биологии, и  в социальных науках, тем не менее, единый, междисциплинарный и системный  подход дал возможность раскрыть более глубокие и общие закономерности, которые заслонялись массой второстепенных деталей при конкретном исследовании частных систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.Системный подход к управлению организацией
    2.1 Основные положения системного  подхода 

    Единого определения «системы» нет. Одно из наиболее емких и кратких можно  встретить у В. Н. Садовского: «система» - упорядоченное определенным образом  множество элементов, взаимосвязанных  между собой и образующих целостное единство».
    Можно выделить следующие составляющие системы:
    - Внешнее окружение - вход, выход  системы, связь с внешней средой  и обратная связь
    - Внутренняя структура - совокупность  взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих  процесс влияния субъекта управления  на объект, переработку входа  системы в её выход и достижения целей системы.9 Схематическое изображение системы представлено на рис. 1.
    
    Рис. 1. Система в общем виде
    Серьезной методологической проблемой является установление границ каждой системы. «Чтобы учесть все факторы, границу системы  пришлось бы отодвинуть едва ли не в бесконечность».10 На деле, границы определяются видением объекта исследования.
    Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.11
    Основные  принципы системного подхода: целостность (система - единое целое); структуризация (наличие структуры взаимосвязанных  элементов); иерархичность (подчинение в структуре); множественность (для  анализа могут быть использованы различные модели).
    Наиболее  последовательной реализацией системного подхода является системный анализ - всесторонний подход к принятию решений  по различным проблемам в различных  сферах человеческой деятельности.
    Системный подход к управлению может применяться  на разных уровнях научной абстракции, методологического знания.12
    Таким образом, теория систем сама по себе еще  не говорит, какие же именно элементы системы особенно важны. Она только показывает, что целое состоит  из многочисленных взаимосвязанных  подсистем и взаимодействует  с внешней средой. Говоря о системном  подходе, можно говорить о некотором  способе организации наших действий, таком, который охватывает любой  род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более  эффективного использования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Системный подход в экономике
    Зарождение  системной парадигмы в экономики  связывают с именем К. Маркса. Он рассматривал капитализм с различных  сторон, в разных областях, во взаимосвязи  составляющих компонентов, изучал не отдельные  институты капитализма, а их совокупность как систему в целом. Марксистская гносеология выдвинула определенные принципы анализа системности научного знания: историзм; единство содержательной и формальной сторон научного знания; объективность; рассмотрение предметов  в динамике и развитии; трактовка  системности не как замкнутой  системы, а как развивающейся  последовательности понятий и теорий.13 Важный вклад в ее развитие внесла школа «Наука управления» - применение теории систем в точных науках, в технике и управлении. Но еще до количественной школы понимание системного характера менеджмента произошло в ходе формирования теории надежности. В сложных системах возрастает значения надежности подсистем, выход из стоя одной может привести к краху всей в целом Обеспечение надежной работы человека в системе (и в системе управления) является предметом рассмотрения теории надежности. Повышение надежности человека в системе управления также были предметом исследования поведенческой школы.14
    Одним из первых выделил ряд особенностей системного подхода С. Оптнер, которые  позволяют обосновать и эффективно применять системные методы управления предприятием: возможность устанавливать  как общие, так и частные проявления проблем; получать решения, описывающие  конечный результат безотносительно  промежуточных параметров (решения  для системы) и решения, построенные  для процесса, позволяющие оценить  всю глубину проблемы; предложить формализованную методику решения  для наиболее сложных, и слабоструктурированных проблем.15
    Системная парадигма является объединительной  концепцией. Ее сущность попытался  выявить Я. Корнаи.16
    Объект  изучения рассматривается как целое, постоянно взаимодействующее с  разнообразными внешними факторами:
    1. Предпочтения, характерные для относительно самостоятельных частей и элементов системы (например, индивидов), присущи системе в целом. Если система меняется, меняются и предпочтения.
    2. Система может развиваться как по законам собственной эволюции, так и под влиянием административных решений.
    3. Любая система имеет характерные только для неё недостатки.
    4. Количественные, иногда и качественные свойства одной системы сравниваются с соответствующими свойствами других.
    Не  смотря на то, что Я. Корнаи в качестве типового объекта своей парадигмы  имел в виду национальную экономику, она распространяется на мезо- и  микроуровни.
    В последнее время системный подход начинает занимать в экономических  исследованиях самостоятельное  место. Но это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению. Он позволяет при помощи абстрактных средств подойти к моделированию сложных, многоплановых процессов, значительно упрощая решение конкретной задачи, при этом, не теряя полноты свойств анализируемых явлений.
    Таким образом, в связи с постоянным развитием экономики, появлением новой  информации и появлением множества  экономических объектов неизбежно  возникает в объединительной  концепции. На ее роль и претендует системная парадигма. Большой вклад  в становление системного мышления внесли марксизм и теория надежности. 
 

2.3 Этапы  развития системных идей в  менеджменте
    В истории развития системных идей в менеджменте по философско-методологических принципам выделяют четыре этапа:
    1-й  этап. Становление и развитие  жесткого системного подхода  (середина 1950-х - середина 1970-х годов);
    2-й  этап. Становление и развитие  мягкого системного подхода (середина 1970-х годов - настоящее время);
    3-й  этап. Критический или эмансипационный  системный подход (конец 1970-х - настоящее время)
    4-й  этап. Комплементаризм в менеджменте  (вторая половина 1980-х - настоящее  время).
    Жесткий системный подход к управлению - это применение прежде всего технических методов и новшеств в прогнозировании и управлении ресурсами и структурой организации. Организация рассматривается как механическая система. Хотя, жесткий системный подход эффективен при планировании, координации и контроле организационной деятельности, но он органичен в сфере социальных отношений, ведь невозможно описывать поведение людей техническими способами.
    Существуют  три основных метода жесткого системного подхода: системный инжиниринг, системный  анализ и исследование операций.
    Системный инжиниринг - способ проектирования сложных  систем, при котором достигается  эффективная координация всех компонентов
    Под системным анализом понимается всесторонний подход к принятию решений, необходимый  для правильного выбора или разработки направления деятельности.
    Исследование  операций - это набор научных системных  моделей учета вероятностей, риска, с помощью которых возможно предотвратить  и сопоставить результаты альтернативных решений или стратегий.
    Исследованием жесткого системного подхода занимались В.Н. Садовский, М. Джексон, Р. Акофф, П. Чекланд, С. Черчман, Р. Кан и др.
    Отличие мягкого системного подхода от жесткого в том, что он имеет дело с человеком, его мировоззрением, ценностями, интересами. Уже создается не одна модель анализа, а несколько, обсуждаются различные  точки зрения, для того чтобы определить наиболее эффективный путь организационного развития. «Мягкие» концептуальные модели являются основой для дискуссий  по внедрению согласованных изменений. Однако, не всегда возможно достижение консенсуса. Если власть определяет исход  спора, тогда мягкий системный подход не будет эффективным. Попытка преодоления  этого ограничения реализуется  в критическом системном подходе.
    «Мягкий»  системный подход в организационной  теории разрабатывался П. Чекландом, Р. Акоффом, С. Черчманом, Д. Кацем, С. Биром  и др.
    Критический системный подход выделяет ценность собственно критики как таковой. Другая сторона критического знания состоит в понимании сильных  и слабых сторон организации как  системы, а также доступных методов  ее системного исследования.
    Критический системный подход предполагает, что  в организации существует общественное давление, которое ведет к появлению  и развитию определенных системных  теорий и методологий, которые являются приемлемыми для руководителей, соответствуют их представлениям, и  могут помочь принять правильное управленческое решение. При этом не происходит деления по типу, например, «устаревшее--прогрессивное», и т. п., ибо этот подход признает равенство  всех вариантов системных подходов. Такое разнообразие свидетельствует  о новых возможностях использования  более эффективного разрешения проблемных ситуаций в организациях.17
    Критический системный подход разрабатывался Г.В. Сориной, И.Н. Грифцовой, В. Ульрихом, Ю. Хабермасом, П. Чекландом, Дж. Олиги, и  др.
    Понятия «комплементаризм» в системных  исследованиях в менеджменте  имеет два смысла: во-первых, комплементаризм  объединяет нескольких подходов при  решении управленческих проблем  и планировании; во-вторых, он рассматривается как комбинирование последовательности использования системных методов при «расчленении» проблемы и исследования ее составляющих. В частности выявлено:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.