На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Возрастная психология

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

1. Возрастная  психология и ее предмет. Современное  состояние и задачи возрастной  психологии.
2. Связь  возрастной психологии с другими  науками и отраслями психологии.
3. Методы  возрастной психологии.
4. Биогенетический  подход к развитию психики ребенка. Понятие рекапитуляции (С.Холл, Э.Клапаред).
5. Теория трех ступеней развития (К.Бюллер).
6. Нормативный  подход к исследованию детского  развития (А.Гезелл, Л.Термен).
7. Механистическое  понимание процесса психического  развития. Бихевиористический подход (Дж.Уотсон).
8. Социологический  подход к развитию психики  ребенка (Г.Тард, Ш.Блондель, Э.Дюркгейм, Болдуин, П.Жане).
9. Психоаналитическая  теория детского развития З.Фрейда.
10. Женевская  школа психологии о психическом  развитии (Ж.Пиаже). Теория Ж.Пиаже о развитии детского интеллекта.
11. Диалектический  подход к развитию психики  ребенка в концепциях А.Валлона и Дж.Брунера.
12. Ортогенетическая  концепция Х.Вернера.
13. Стадии  развития моральных суждений  по Л.Колбергу.
14. Развитие  возрастной психологии в дореволюционной России и в 20-е годы ХХ века.
15. Вклад  Л.С.Выготского в развитие возрастной  психологии. Периодизация психического  развития Л.С.Выготского.
16. Вопросы  возрастной психологии в трудах  С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.
17. Основные  понятия и общие вопросы развития (возраст, социальная ситуация развития, движущие силы и факторы психического развития ребенка).
18. Периодизация  психического развития Д.Б.Эльконина.
19. Периодизация  развития личности в онтогенезе  по Петровскому А.В.
20. Полный  жизненный цикл Э.Эриксона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Возрастная психология  и ее предмет.  Современное состояние  и задачи возрастной  психологии.
      Возрастная  психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
      Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.
      Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины, механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
      Теоретические задачи возрастной психологии:
- изучение  движущих сил, источников и  механизмов психического развития  на всем протяжении жизненного  пути человека;
- периодизация психического развития в онтогенезе;
- изучение  возрастных особенностей и закономерностей  протекания (возникновения, становления,  изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов  (восприятия, памяти, внимания);
- установление  возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления  различных видов деятельности, усвоения  знаний;
- исследование  возрастного развития личности, в том числе в конкретных  исторических условиях.
      Практические  задачи возрастной психологии:
- определение  возрастных норм психических  функций, выявление психологических  ресурсов и творческого потенциала  человека;
- создание  службы систематического контроля  за ходом психического здоровья  детей, оказания помощи родителям  в проблемных ситуациях;
- возрастная  и клиническая диагностика;
- выполнение  функции психологического сопровождения,  помощи в кризисные периоды  жизни человека;
- наиболее  оптимальная организация учебно-образовательного  процесса, непрерывного образования  (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).
2. Связь возрастной  психологии с другими  науками и отраслями  психологии.
      Возрастная  психология тесно связана с  другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов. Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического – генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии – развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек.
      Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения – развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане – обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях.
      Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии.
      Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и  аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии.
      Возрастная  психология имеет многообразные  связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологи, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.
3. Методы возрастной  психологии.
Стратегии исследования в психологии развития и
возрастной психологии 

- Констатирующая - Формирующая  (генетическая) 
 
 

 
 
 
Методы исследования
- Наблюдение, констатирующий  эксперимент, интервьюирование, анкетирование,  тестирование, проективные, анализ  продуктов деятельности, сравнительные  (близнецовый, нормы и патологии, кросс-культурный) и др. 
 
Схемы организации исследования
- Лонгитюд, продольное исследование (продольные срезы) - Поперечные  срезы 

 
 
 
4. Биогенетический  подход к развитию  психики ребенка.  Понятие рекапитуляции  (С.Холл, Э.Клапаред).
      Биогенетический закон, сформулированный в 19 веке биологами Э.Геккелем и Ф.Мюллером, основан на принципе рекапитуляции (повторяемости). Он гласит, что историческое развитие вида отражается в индивидуальном развитии организма, принадлежащего к данному виду. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким и быстрым повторением истории развития ряда предков данного вида (филогенез).
      В свое время принцип рекапитуляции оказал значительное влияние на идею развития в психологии. Под ее влиянием американский ученый С.Холл (1844-1924) создал первую цельную теорию психического развития в детстве.
      По  мнению Холла, последовательность стадий психического развития заложена генетически (преформирована); биологический фактор, созревание инстинктов – основной в детерминации смены форм поведения. Отсюда был сделан закономерный вывод  для педагогической практики: поскольку отменить врожденные предрасположения невозможно, нужно создать условия, чтобы ребенок без задержек прошел от анимистической стадии до стадии, соответствующей развитию современного человечества, и «изжил» все пережитки прошлого. Этот переход от одной стадии детства к другой помогают осуществить игры характерного, заданного рекапитуляцией, содержания.
      С.Холлу  принадлежит идея создания педологии – специальной науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ребенка из других научных областей (педагогики, медицины, биологии, социологии и т.д.). Педология активно развивалась в течение нескольких десятилетий, ориентируясь на практические нужды системы образования.
      Собственно  концептуальные положения Холла  вызвали критику многих психологов, которые подчеркивали, что сам его метод сбора данных был субъективен, аналогии между эволюцией общества и индивидуальным развитием поверхностны и несостоятельны; отношения ребенка с окружающей действительностью принципиально отличаются от борьбы за существование взрослого первобытного человека.
      Швейцарский психолог Э.Клапаред выступил с критикой рекапитуляционных представлений Холла, отмечая, что филогенез и онтогенез психики имеют общую логику и это приводит к определенному сходству рядов развития, но не означает их тождества. Клапаред считал, что стадии развития детской психики не предопределены инстинктивно; он развивал идею саморазвертывания задатков при помощи механизмов подражания и игры. Внешние факторы (например, обучение) влияют на развитие, определяя его направление и ускоряя темп.
      Однако  теория С.Холла стала первой широко известной концепцией детского развития, пробудившей интерес и у других исследователей. Значение работ Холла  состоит в том, что это был  поиск закона, логики развития; была сделана попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человека существует определенная взаимосвязь, установление точных параметров которой до сих пор остается задачей для ученых.
5. Теория трех ступеней развития К.Бюллера.
      Видный  австрийский психолог К.Бюллер (1879-1973), работавший некоторое время в рамках вюрцбургской школы, создал свою концепцию психического развития ребенка. Он намеревался представить весь путь развития от обезьяны до взрослого культурного человека как восхождение по единой биологической лестнице, проанализировать процесс превращения ребенка (существа, по его мнению, пассивного, беспомощного, лишенного всяких душевных движений) – в человека.
      Задача  исследования, по Бюллеру, заключалась в том, чтобы найти вечные, основные, независимые от внешних влияний законы развития в чистом виде. По замыслу Бюллера, подходящая форма эксперимента для исследования детского развития в первые годы жизни может быть заимствована из области зоопсихологии. Это «эксперименты над деятельностью», «планомерное использование искусственных ситуаций», по сути, решение детьми задач такого типа, которые предлагал обезьянам В.Келер.
      К.Бюллер известен как автор преформистской теории трех ступеней в развитии ребенка.
 
Основной  предмет исследования
Закономерности  психического развития; выделение стадий развития детской психики (инстинкт, дрессура, интеллект)
Методы  исследования Зоопсихологический  эксперимент
 
Основные  понятия
Инстинкт, дрессура, навык, интеллект, функциональное удовольствие, предвосхищающее удовольствие
 
 
Основные  идеи
Перенос закономерностей  эволюции психики животных на психическое  развитие ребенка. Рассмотрение психики ребенка как связующего эволюционного звена между животной психикой и психикой взрослого культурного человека. Роль эмоций в развитии.
Факторы развития Преформизм, наследственность
 
Ценное
Применение  эксперимента в изучении детского развития, идея развития
 
Направления критики 
Биологизаторский  подход – невидение, игнорирование  специфики развития человека, принижение возможностей ребенка
 
6. Нормативный подход  к исследованию  детского развития (А.Гезелл, Л.Термен).
      А.Гезелл, как и многие другие крупные психологи, получил педагогическое и медицинское образование и затем более тридцати лет работал в Йельской психоклинике, на основе которой позже был создан теперь хорошо известный Гезелловский институт детского развития. Значителен вклад Гезелла в детскую психологию. Он разработал  практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (нормы и разных форм патологии) с применением кино- и фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое «зеркало Гезелла»).
      Гезелл  ввел в психологию метод лонгитюдного, продольного изучения психического развития одних и тех же детей  от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни Гезелл использовал сравнительно-генетический метод, он исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития.
      Однако  в своих исследованиях Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения». Не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, он подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем младше ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но что скрывается за изменением темпа развития? В работах Гезелла трудно найти ответ на этот вопрос, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста.
      Критикуя  позицию Гезелла, Л.С.Выготский назвал ее «ультрабиологизмом» и «эмпирическим  эволюционизмом», когда социальное полностью растворяется в биологическом, когда весь ход детского развития подчиняется вечным законам природы.
      Л.Термен в 1916 году стандартизировал на американских детях тесты А.Бине и, расширив шкалу, создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей. Он ввел понятие коэффициента интеллектуальности (IQ) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что IQ остается постоянным на протяжении жизни. С помощью тестов им была получена кривая нормального распределения способностей в популяции и начаты многочисленные корреляционные исследования, которые ставили своей задачей выявить зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, порядка рождения, расы, социоэкономического статуса семьи, образования родителей. Термен осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдных исследований, которое продолжалось в течение пятидесяти лет. В 1921 году он отобрал 1500 одаренных детей, коэффициент интеллекта которых был 140 и выше, и проследил их развитие. Исследование закончилось в середине 1970-х годов уже после смерти Термена. Вопреки ожиданиям, ни к чему существенному, кроме самых тривиальных выводов, оно не привело. По мнению Термена, «гений» ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной работоспособностью и более высокими достижениями в области образования, чем в остальной популяции. Термен считал одаренным ребенка с высоким коэффициентом интеллекта.
7. Механистическое  понимание процесса  психического развития. Бихевиористический  подход (Дж.Уотсон).
      Разочарование в интроспективной теории сознания, успехи эволюционной биологии, попытки использовать объективный метод при изучении поведения животных и человека привели к созданию на рубеже 19-20 веков так называемой поведенческой психологии, бихевиоризма – науки о поведении человека, которое (в противовес сознанию) единственно доступно объективному наблюдению и исследованию.
      Дж.Б.Уотсон (1878-1958), автор манифеста нового направления «Психология с точки зрения бихевиориста», считал, что психология должна стать точной и достоверной наукой, поэтому необходимо изучать поведение человека, открытое и доступное наблюдению и измерению. В классическом бихевиоризме схема «стимул-реакция» рассматривается как механизм образования новых форм поведения и считается достаточной для описания процесса образования поведенческого акта любой сложности. Главная детерминанта, определяющая направление психического развития ребенка, - это воздействия окружающей среды.
      Чтобы доказать это положение, Уотсон обратился  к изучению поведения младенцев  и пришел к выводу, что ребенок  может быть рассмотрен как «живой кусочек мяса, способный давать небольшое число простых реакций». Он исходил из того, что у человеческих детенышей всего три врожденные формы поведения (реакции): гнев (в ситуации ограничения движений новорожденного), страх (при потере опоры или при резком звуке удара молотка по стальному бруску), любовь (проявление удовольствия у ребенка вызываются поглаживаниями, похлопываниями). Постепенно над этими инстинктивными реакциями надстраиваются условные реакции, и возникает расширяющийся поток поведения. Из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют наилучшей адаптации к условиям жизни.
      Уотсон  категорически заявлял о приоритетной силе воздействия окружения на формирование определенной, строго заданной модели поведения у всех людей. Он говорил, что из дюжины нормальных, здоровых младенцев при направленной организации среды можно вырастить кого угодно: или абсолютно одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и поведением, или каждого сделать специалистом в отдельной области – врачом, торговцем или вором.
      Центральный вывод классического бихевиоризма состоит в следующем: развитие психики  происходит при жизни ребенка  и зависит в основном от социального  окружения. Главное внимание в исследованиях  детского развития уделялось изучению условий, способствующих или препятствующих научению, т.е. образованию связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями. Среда рассматривалась как непосредственное физическое окружение ребенка, как обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций; ситуации состоят из наборов различных стимулов, которые, в свою очередь, могут и должны быть разложены на цепочки раздражителей. Внешние, средовые воздействия (наборы стимулов), таким образом, определяют содержание поведения ребенка и характер его развития.
      Слабость  позиции Уотсона в том, что  при классическом обуславливании происходит связывание уже имеющихся в репертуаре индивида реакций и новых стимулов. Научение сложным навыкам, требующим  активности самого человека (таким, как  речь, решение математических задач или игра на музыкальном инструменте), объяснить с точки зрения классического обусловливания весьма затруднительно.
 8. Социологический подход к развитию психики ребенка (Г.Тард, Ш.Блондель, Э.Дюркгейм, Болдуин, П.Жане).
      Дж.Болдуин призывал изучать не только познавательное, но и эмоциональное, личностное развитие. Социальная среда – важнейший фактор развития, поскольку формирование системы норм и ценностей, самооценки человека происходит внутри общества. Болдуин первый отметил социальную роль игры и рассмотрел ее как инструмент социализации.
      Концепция Болдуина – концепция познавательного  развития детей.
      Стадии:
      1. Развитие врожденных двигательных  рефлексов.
      2. Развитие речи.
      3. Стадия логического мышления.
9. Психоаналитическая теория детского развития З.Фрейда.
      Основы  психоаналитического подхода к  пониманию развития психики в  онтогенезе заложены З.Фрейдом (1856-1939). Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций.
      Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности  осознания психических процессов) – сознание, предсознание и бессознательное.
      Личность  человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента – Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают не одновременно.
      Оно (Ид) – примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влечения (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.
      Я (Эго) – рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго – объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать.
      Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе.
      Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как  правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ  Эго создает и использует ряд  защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др.
      Необходимо  отметить, что Фрейд не изучал детскую  психику специально, а пришел к  формулированию основных положений  своей теории развития личности, анализируя невротические нарушения взрослых пациентов.
      Подходы к пониманию детской сексуальности  изложены Фрейдом еще в начале ХХ века в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905). Он исходил из идеи, что человек рождается с неким  количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии).
      Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития З.Фрейда называют психосексуальной теорией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.
      Стадии  – это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность  «застрять» на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических симптомов последующей жизни.
      Таким образом, детство интересовало З.Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Фрейд был убежден, что все самое существенное в  развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функционирует», пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял. При этом само детство отдельного индивида преформировано событиями из истории развития человеческого рода (эта линия представлена возрождением Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии личности и каннибальской стадии в истории человеческого сообщества и т.п.).
      Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе – это биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы и фиксация либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.
      Ценность психоаналитической концепции в том, что это динамическая концепция развития, в ней показана сложная гамма переживаний, единство душевной жизни человека, ее несводимость к отдельным функциям и элементам. Хотя эти представления в большой степени мифологичны, тем не менее они обнаруживают значимость детства, важность и долговременность родительского влияния.
10. Женевская школа  психологии о психическом  развитии (Ж.Пиаже). Теория  Ж.Пиаже о развитии  детского интеллекта.
      Жан Пиаже (1896-1980) – швейцарский и французский психолог, автор 52 книг и 458 научных статей, виднейший представитель Женевской школы генетической психологии. Пиаже изучал механизмы познавательной деятельности ребенка. Становление интеллекта рассматривается Пиаже как стержневая линия психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы. Основные вопросы, поставленные в работах Пиаже: особенности детской логики; происхождение и развитие интеллекта у ребенка; способы и пути формирования фундаментальных физических и математических представлений и понятий; развитие восприятия, памяти, воображения, игры, подражания, речи и их функций в процессе познания.
      Самое существенное состоит в том, что Пиаже отказался от позиции, что ребенок «глупее» взрослого и мышление ребенка по сравнению с интеллектом взрослого имеет количественные «изъяны», и впервые поставил задачу исследовать качественное своеобразие детского мышления.
      Операциональная концепция интеллекта Ж.Пиаже
Основной  предмет исследования
Когнитивное развитие ребенка от рождения до зрелости
 
Методы  исследования        
Эгоцентризм, анимизм, артификализм, синкретизм, конкретные операции, формальные операции, схемы, стадии, символическое мышление, понимание сохранения, обратимость, ассимиляция, аккомодация, организация, уравновешивание
 
Основные  идеи
Интеллектуальное  развитие представляет собой последовательность качественно различных стадий, порядок  их прохождения неизменен, а скорость может быть разной. Интеллект –  иерархия 3 стадий; сенсомоторный интеллект; конкретные операции; формальные операции
 
Факторы развития
Имеет значение определенный уровень созревания нервной  системы; прослеживается влияние среды, которая стимулирует и испытывает ребенка, но когнитивные структуры  в конечном счете выстраивает  сам ребенок в процессе спонтанных изобретений и открытий (т.е. ребенок учится сам, самостоятельно)
 
 
Ценное
- постановка  проблемы детского мышления как  качественно своеобразного, имеющего  уникальные достоинства - выделение активности  самого ребенка
- прослеживание генеза «от действия к мысли»
- открытие феноменов  детского мышления («феномены Пиаже») и разработка методов его исследования («задачи Пиаже»)
- идеи Пиаже  послужили стимулом для множества  других теоретических и эмпирических  исследований интеллекта
 
 
Направления критики
- функции и  судьба эгоцентрической речи - существование  эгоцентризма ребенка
- сомнения относительно  репрезентативности выборки и  строгости используемых методов
- универсальность  стадий (выполнение различных заданий  во многих областях на одном и том же уровне, например на уровне конкретных операций), в том числе в разных культурах
- спонтанность  когнитивного развития ребенка,  неэффективность непосредственного  обучения когнитивным операциям  со стороны взрослых
- иные интерпретации  феноменов Пиаже
- возможность  достижения высших стадий формального  интеллекта
 
11. Диалектический подход к развитию психики ребенка в концепциях А.Валлона и Дж.Брунера.
      Современник Ж.Пиаже и его постоянный оппонент французский психолог А.Валлон высоко ценил его работы за то, что в них была сделана попытка преодолеть традиционный, чисто описательный подход к психическому развитию ребенка и предложено генетическое объяснение ярких феноменов детского развития. Недостатки теории Пиаже, по мнению Валлона, - недостатки любой психологии, которая ограничивается изучением отдельного индивида вне конкретных условий его жизни.
      Принципиальная  методологическая установка Валлона  – необходимость изучения конфликтов, противоречий, антиномий в ходе развития ребенка. Поэтому, с точки зрения Валлона, при изучении развития психики важно акцентировать внимание не столько на сходстве и подобии процессов, сколько на различиях между ними.
      Одно  из ключевых противоречий психического развития состоит в соотношении  души и тела, т.е. биологического, органического, телесного – и психического; и в том, как происходит переход от органического к психическому. Для того чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, Валлон рассматривает четыре понятия: эмоция, моторика, подражание, социум.
      Сравнивая концепции А.Валлона и З.Фрейда, известный французский психолог Р.Заззо подчеркивал сходство и  различие научных концепций Фрейда и Валлона. И для того и для другого психика на всех своих уровнях порождается биологическими процессами. Оба – и Валлон, и Фрейд – эволюционисты, которые описывают генезис психики; и тот и другой видят амбивалентность, конфликты, преодоление которых обеспечивает переход от органических структур к личности. Наконец, и тот и другой признают роль общества. Однако здесь же коренится и глубокое различие. Роль общества для Фрейда состоит в том, чтобы подавлять, обуздывать инстинктивные влечения. Для Валлона общество – это консубстанция организма; противопоставление индивида обществу невозможно. Нельзя понять психическую жизнь иначе, чем в форме реципрокных отношений биологического и социального. Иначе, чем Фрейд, Валлон понимает основу психической жизни: понятие сексуальности он заменяет понятием инфантильной эмоциональности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.