На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сбалансированность бюджетов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Тема     Сбалансированность бюджетов 

 Вопрос. Дефицит бюджета 

Понятие дефицита бюджета, его  классификация 

Одной из главных  целей государственной финансовой политики является мaкроэкономическая стабилизация. Она может достигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, гос расходы, бюджетный дефицит.  Степень воздействия этих   инструм-тов на эк. рост и стабильность является предметом дискуссии много лет. Теоретически можно выделить три состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. В посл. годы практ-ки во всех развитых странах имеет место б-й дефицит. 
Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета  над его доходами. В СССР  отнош-е к б.деф. было однозначно отрицательным: считалось, что это хар-но  для капстран.  На практике также проводилась политика сбаланс-ти б-тов, ктр не являлась рез-том ф-й политики гос-ва, а носила чисто политич-й хар-р. Вместе с тем состояние госфинансов было неидеальным, о чем свидетельствовали  попытки реформирования бюджетной сферы, начиная с 60-х годов, которые не приносили желаемых результатов.
В мировой практике для финансирования бюджетного дефицита используются займы, налоги и денежная эмиссия. (  финансир-е дефицита при помощи правительственных займов приводит  к росту процентных ставок, в рез-те чего  сокращаются частные(внутренние) инвестиции, а также займы влияют на величину госдолга.  Рост налогов также сокращает спрос и инвестиции, но в периоды эк-го подъема этот инструмент м.б. использован. Денежная эмиссия как способ фин-я бюджетного дефицита приводит к инфляционным процессам в стране)
Возможна следующая  классификация дефицитов бюджетов.  

1) По отношению к  плану выделяют  плановый и фактический дефициты бюджета.
2)   По степени учета  конъюнктурных доходов  бывают скрытый (латентный) и реальный дефициты бюджета. Скрытый дефицит представляет собой разность между расходами и доходами за вычетом конъюнктурных доходов бюджета, т. е. доходов, полученных в связи с ростом цен на нефть, газ, и других факторов, влияющих на показатели доходов бюджета.
3)  По отношению к  уровню бюджета  могут быть дефициты федерального, региональных, местных бюджетов.
4) По характеру возникновения  разделяют случайный (чрезвычайный) и действительный дефициты.
5) В зависимости  от периодичности  возникновения различают постоянный, циклический и временный дефициты. Циклические деф-ты возникают или   в отдельные пер-ды эк. цикла в рез-те провед-я антициклической политики гос-ва, или в периоды эк. спада принимают бюджет с деф-том для стимул-я эк. роста. Временные  деф-ты возникают в теч. года в рез-те кассовых разрывов м/д поступлением доходов  и текущими расходами.
6) По степени переложения  на будущие поколения  может быть переложимый и и непереложимый бюджетный дефицит. Последствием  долгового финанс-я   деф-та б-та является его переложение на будущее поколение.
7)  По степени учета  процентных выплат  по обслуживанию  государственного(м) долга различают первичный (рабочий или структурный) и вторичный дефициты. Дефицит бюджета без учета процентных выплат по обслуживанию долга называют первичным, с учетом - вторичным.
8) По способу воздействия  на социально-экономические  процессы различают активный и пассивный дефициты бюджетов.
Активный дефицит  бюджета связан с дефицитом бюджета  развития, пассивный - с бюджетом текущих расходов.  

В экономической  литературе в последнее время  используется понятие ненефтегазового баланса, в соответствии с которым возникают понятия ненефтяного бюджетного дефицита или профицита.
9)   По степени учета  нефтегазовых доходов  в ф. б-те  различают нефтегазовый и ненефтегазовый дефицит ф. б.
Ненефтяной бюджетный  дефицит - превышение расходов бюджета  над ненефтяными доходами (за вычетом ассигнований, связанных, нефтегазовой отраслью).  Нефтегазовый деф-т- это превыш-е расх-в над доходами бюджета, включая нефтегазовые.
 В БК РФ внесена  новая ст.96.7 «Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета», который пр. собой разницу м/д объемом доходов фед. бюджета без учета нефтегазовых доходов  ф. б. и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов ф.б. в соответствующем финансовом году. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета. БК РФ устанавливает также ограничения на ненефтегазовый дефицит федерального бюджета, которое предполагалось ввести с 1.01.11г.: размер ненефтегазового дефицита ф. б-а не может превышать 4.7% прогнозируемого в соотв-щем ф-м году ВВП, указанного в ФЗ о ф.б. 

Ограничения размера бюджетного дефицита 

В БК РФ( ст.92, 92.1)  установлены  ограничения размера  бюджетного дефицита ф.б., бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов.  

В соответствии с ФЗ от 26.04.07 N 63 дефицит федерального бюджета, утвержденный ФЗ-м о федеральном бюджете на очередной фин-й год и пл. период, не может превышать размера нефтегазового дефицита ф.б.  

Дефицит бюджета субъекта РФ, дефицит местного бюджета на оч. ф-й  год( оч. ф-й год  и каждый год планового  пер-да) устанавливается  законом(решением) о  соотв-щем бюджете с соблюдением след-щих ограничений:
Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 10-15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
В случае утверждения законом субъекта РФ о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ, в том числе средств Резервного фонда субъекта РФ, дефицит бюджета субъекта РФ может превысить эти ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ, в т.ч.  средств Резервного фонда субъекта РФ.
Дефицит местного бюджета не должен превышать 5-10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В случае утверждения  муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить установленные ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Превышение  установленных БК РФ ограничений по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Кредиты ЦБ РФ, а также  приобретение ЦБ-м  РФ государственных  ценных бумаг РФ, субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.  
 
 
 
 

Источники финансирования дефицита  бюджета
В Федеральном  законе от 26.04. 2007 г. №63-ФЗ определены источники  фин-ния дефицита для б-в каждого  уровня.
БК  РФ установил источники  фин-ния дефицита бюджета всех уровней. 

Источники финансирования дефицита федерального бюджета 

Источники ф.б. разделяются  на внутренние и внешние.
Реально ист-ками фин-я деф-тов  б-тов, связанных  с заимствованиями,  является разница м/д суммой привлеченных и погашенных займов. 

В состав источников внутреннего  фин-ния дефицита ф.б. включаются:  

- разница между  средствами, поступившими  от размещения  гос.ценных бумаг  РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;
- разница между  полученными и  погашенными РФ  в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными ф.б-ту другими б-ми б.с. РФ;
- разница между  полученными и  погашенными РФ-й  в валюте РФ  кредитами кредитных  организаций; международных  фин-х организаций;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
- иные источники внутреннего фин-ния дефицита ф.б. (поступл-я от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собств-ти РФ;
от реализации гос запасов драг металлов и драг камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение; курсовая разница по средствам ф.б.;
разница между  средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета  юридическим лицам, другим бюджетам  бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам, другим бюджетам  бюджетных кредитов в валюте РФ;
разница между  суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств  целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов; прочие).  

В состав источников внешнего финанс- ния дефицита ф.б. включаются:
 
- разница между  средствами, поступившими  от размещения  гос займов, которые осуществляются путем выпуска гос ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
- разница между  полученными и  погашенными РФ  в иностранной  валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из ф. б.  российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения гос. внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
- разница между  полученными и  погашенными РФ  в иностранной  валюте кредитами  кредитных организаций.
- иные.  (В состав иных источников включаются:
* разница между  средствами, поступившими в ф.б. в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;    прочие источники)
Установлено, что  общий объем источников финансирования дефицита ф.б.( утвержденный ФЗ-м о ф.б. на очеред…), не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 процент прогнозируемого ВВП, указанного в ФЗ о ф.б. (ограничение может быть превышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, не использованных в отчетном ф-м году).
Остатки средств ф.б. на начало текущего финансового  года  могут быть использованы на:
- финансовое обеспечение  нефтегазового трансферта текущего финансового года.( в объеме поступлений нефтегазовых доходов ф.б.  в декабре отчетного года)
реализацию в текущем финансовом году проектов за счет средств  Инвестиц-го  фонда (в объеме неполного использования бюджетных ассигнований отчетного финансового года этого фонда РФ);
покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения ф.б. в текущем финансовом году. (в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов ф.б. текущего финансового года);
осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства;
-  сокращение заимствований. 

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ 

Источники финансирования дефицита территориальных  бюджетов также подразделяются на внутренние и внешние.  

В состав ист-ов внутрен-го фин-ния деф-а б-а субъекта РФ включаются:  

- разница между  средствами, поступившими  от размещения  государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;
- разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций, бюджетными кредитами, кредитами международных финансовых организаций;
- разница между  полученными и погашенными субъектом  РФ в иностранной валюте бюджетными  кредитами, предоставленными РФ в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
- изменение остатков  средств на счетах  по учету средств  бюджета субъекта РФ в течение соответствующего финансового года;
- иные источники (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ; курсовая разница по средствам бюджета субъекта РФ; разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета субъекта РФ юридическим лицам, другим бюджетам б.с. РФ бюджетных кредитов, и суммой предоставленных им из бюджета субъекта РФ бюджетных кредитов в валюте РФ; прочие). 

  

В состав источников внешнего фин-ния деф-а б-а  субъекта РФ вкл-ются: 

- разница между  средствами, поступившими  от размещения  государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная ст-ть которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
- разница между  полученными и  погашенными субъектом  РФ кредитами иностранных  банков в иностранной валюте;
- иные источники внешнего фин-ния дефицита бюджета субъекта РФ( объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта РФ в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу; объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта РФ в иностранной валюте).
Остатки средств бюджета  субъекта РФ на начало текущего финансового года (объем определяется законом субъекта РФ) могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.  

Источники финансирования дефицита местного бюджета
(могут быть  только внутренними) или записать кратко
Для местных бюджетов БК-м определены только источники внутреннего фин-ния дефицита соот-щего бюджета. 

В состав ист-ков внутреннего  фин-ния дефицита местного б-а вкл-ются:
- разница между  средствами, поступившими  от размещения  муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;
- разница между  полученными и  погашенными муниц-ным  образованием кредитами кредитных организаций,  б- ми кредитами в валюте РФ;
- разница между  полученными в ин валюте от РФ и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
- изменение остатков  средств на счетах  по учету средств  местного бюджета  в течение соответствующего финансового года;
иные  источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.
(поступления  от продажи акций и иных  форм участия в капитале, находящихся  в собственности муниципального образования; курсовая разница по средствам местного бюджета;
разница между  средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета  юрид лицам, другим бюджетам б.с. РФ бюджетных  кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юрид лицам, другим бюджетам б.с. РФ бюджетных кредитов в валюте РФ; прочие). 

Остатки средств бюджета  субъекта РФ, местного бюджета на начало текущего финансового  года (объем определяется законом субъекта РФ, правовым актом представительного органа муниципального образования) могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.  

Исполнение бюджета  по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляются главными администраторами, администраторами источников финанс-ния  деф-та бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью ( порядок устанавливается финансовым органом в соотв. с БК РФ). 

Вопрос. Профицит бюджета, основы его регулирования
Профицит  означает превышение доходов над расходами  бюджета.  

В БК РФ  отсутствует  статья, регламентирующая профицит бюджета.  В то же время в БК РФ есть норма (ст. 232), касающаяся использования доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх доходов, утвержденных законом (решением) о бюджете. В соответствии с этой нормой доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденного ФЗ-м  объема доходов (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), могут направляться Министерством финансов РФ без внесения изменений в ФЗ о федеральном бюджете на:
замещение государственных  заимствований;
погашение государственного долга РФ;
исполнение публичных  нормативных обязательств РФ в случае недостаточности предусмотренных  на их исполнение бюджетных ассигнований в предусмотренном БК РФ размере.
Аналогичный порядок  использования сверхплановых доходов  предусмотрен для региональных и местных бюджетов.
При этом субсидии и субвенции, фактически полученные при исполнении бюджета субъекта РФ и местного бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий и субвенций с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период). 

С 2000 г. наблюдалась  тенденция формирования федерального бюджета с профицитом, который  связан, прежде всего, с высокими ценами на нефть, газ и другие углеводороды. Рост мировых цен на энергоресурсы  привел к тому, что экономика России стала в значительной степени зависимой от нефтегазового сектора. В результате в структуре доходов федерального бюджета значительный удельный вес стали составлять конъюнктурные доходы. Возникла необходимость сглаживания эффекта от колебаний экспортных доходов. Опыт других стран- экспортеров нефти показывает, что они использовали Стаб фонд как инструмент, позволяющий снизить завис-ть нац экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
Одной из таких  стран была Норвегия, создавшая в 1990 году государственный Стаб фонд, ктр непрерывно увеличивается и составляет свыше 70% ВВП.
 По опыту  зарубежных стран- экспортеров природных  ресурсов - в РФ 01.01. 2004 г. также был  создан Стабилизационный фонд, существование которого было ограничено ФЗ-м от 26.04.2007 г. №63-ФЗ до 1 января 2008 г.
Средства этого  фонда находились в составе федерального бюджета, но подлежали обособленному  управлению, включая их учет и использование.
Цель создания фонда - обеспечение сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Поскольку поступления в Стаб фонд прямо зависели от конъюнктурных доходов нефтяного сектора, многими экономистами он рассматривался как автоматический стабилизатор.  

Нефтегазовые  доходы и нефтегазовый трансферт 

В 2007 г. финансовая политика Правительства РФ в отношении  использования нефтегазовых доходов стала корректироваться.
       Во-первых, 26.04.2007 г. Федеральным законом  №63-ФЗ были внесены поправки в БК РФ и введена новая гл. 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета».
       Во-вторых, впервые за много лет  ФЗ о федеральном бюджете был  принят не в декабре, а в  июле 2007 г. с учетом этих поправок.
       В-третьих, впервые принят на 3-летний  период ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.» ( от 24.07.2007 г. №198-ФЗ).  

Начиная с 2008 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета РФ используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда нац благосостояния.  

Нефтегазовый  трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита ф.б.  за счет нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда.  
 

Резервный фонд и Фонд национального  благосостояния 
 

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета.Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. 

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.  

Максимальный  размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации. 

Резервный фонд формируется  за счет:  

1) нефтегазовых доходов  федерального бюджета  в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
2) доходов от управления  средствами этого  фонда.  
 
 

Фонд  национального благосостояния (Фонд будущих поколений) 

Фонд  национального благосостояния  представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ ( объем средств ф.б., направляемых на  эти цели, устанавливается ФЗ-м  о федеральном бюджете на очер…) Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются  обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. 

Этот  Фонд  формируется  за счет:
 
1) нефтегазовых доходов  федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) своей нормативной величины;
2) доходов от управления  средствами этого  Фонда. 
 
 

Управление  средствами Рез-го фонда  и Фонда нац благосостояния 

Управление средствами Резервного фонда и Фонда нац благосостояния осуществляется Минфином РФ ( порядке установлен Правит-вом РФ).
Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться  ЦБ РФ, Фонда национального благосостояния – ЦБ РФ и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Минфином РФ.( порядке установлен Правит-вом РФ)
Целями  управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств этих фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.
Поэтому управление средствами этих фондов (для обеспечения  стабильного уровня доходов от их  размещения в долгосрочной перспективе) допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. 

      Средства Резервного фонда  могут размещаться в ино валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в ино валюте: 

1) долговые обязательства  иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
2) долговые обязательства  международных финансовых  организаций, в  том числе оформленные ценными бумагами;
3) депозиты и остатки  на банковских  счетах в иностранных  банках и кредитных организациях;
4) депозиты и остатки  на банковских  счетах в ЦБ  РФ.  

Средства  Фонда национального  благосостояния могут  размещаться в  иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:
1) то же ( т.е. долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков);
2) то же (т.е долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами);
3) то же  ( т.е. депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях), а также в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";
4) то же ( т.е. депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ);
5) долговые обязательства  и акции юридических  лиц;
6) паи (доли участия) инвестиционных фондов. 

Средства  данного  Фонда  могут передаваться в доверительное  управление специализированным финансовым организациям в соответствии с законодательством РФ. (Учредителем доверительного управления средствами Фонда является РФ, от имени которой выступает Минфин РФ).
 
Требования  к финансовым активам  ( указанным выше), перечень операций с ними и их предельные доли в общем объеме размещенных средств отдельно для Резервного фонда и Фонда национального благосостояния устанавливаются Правительством РФ. 

Средства  нефтегазовых доходов  ф.б., Резервного фонда  и Фонда нац  благосостояния учитываются  на отдельных счетах по учету средств  федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в ЦБ РФ.  
 

    С 1 января 2010 г. до 1 января 2013 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2012 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются  в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. 

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации. 

С 1 января 2010 г. до 1 января 2013 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется. 

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием  и использованием нефтегазовых доходов  федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 

С 1 января 2010 г. до 1 января 2013 г. учет операций с нефтегазовыми  доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.  
 
 

Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга. 

Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта осуществляется без внесения изменений в федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и плановый период в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год.  

Предельный объем  использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения  нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Использование средств Резервного фонда на финансирование нефтегазового трансферта в периоды неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители позволяет проводить сбалансированную бюджетную политику, обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие страны, снижая его зависимость от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках. 

С 1 января 2010 г. до 1 января 2013 г. средства Фонда не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а могут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. 

Использование средств Резервного фонда на досрочное  погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации. 

Правительство Российской Федерации  вправе до 1 января 2013 г. без внесения изменений  в федеральный  закон о федеральном  бюджете направлять средства фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и  обеспечение сбалансированности федерального бюджета (включая финансовое обеспечение нефтегазового трансферта), в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации  
 

  
 
 
 
 

Тема.  Межбюджетные отношения  в РФ
Вопрос. Бюджетный федерализм - основа построения б.с. РФ 

В б.с. РФ взаимодействуют различные субъекты межб-х отноше-й.
        Специфический характер этих  межбюджетных связей выражается  понятием бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм чрезвычайно сложное и многогранное явление, охватывающее различные аспекты общественной жизни: политический, правовой, экономический, финансовый.
       Бюджетный федерализм предполагает  формирование и развитие системы  бюджетного устройства, соответствующей  федеративному государству и позволяющей органам власти субъектов федерации и ОМС проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между орг. власти разных уровней.
В федеративном государстве выделяют три уровня власти: федер-й, рег-й и местный, каждый из которых располагает собственным б-м и действует в пределах закрепленных за ним бюдж-х полномочий.
    Итак, под бюджетным федерализмом понимается форма бюджетного устройства в федеративном государстве, определяющая бюджетные взаимоотношения федерального центра и регионов РФ.
      Система бюджетного  устройства должна  обеспечивать:
- экономическую эффективность, 
- бюджетную ответственность,  социальную справедливость,
- политическую консолидацию  и территориальную  интеграцию.
           Бюджетный федерализм опирается на ряд базовых принципов, среди которых наиболее значимыми являются:
1) сосуществование  нескольких уровней  бюджетно - налоговой  системы, соответствующих  уровням территориально-политического  и территориально-административного устройства страны;
2) законодательное  или договорное  распределение полномочий  и ответственности  каждого из указанных  уровней власти  за конкретные  направления и виды деятельности на соответствующей территории;
3) единство общегосударственных  интересов и интересов населения;
4) сочетание принципов централизма и децентрализма;
5) активное участие  субъектов Федерации  в формировании  и реализации налогово-бюджетной политики государства.
Федеративные  страны решают задачу реализации модели бюджетного федерализма по-своему. Модель бюдж-х отношений в условиях бюджетного федерализма формируется с учетом конкретных экон-ких и политич-х условий.
        Тем не менее принято выделять два типа моделей бюджетного федерализма - децентрализованную (конкурентную) и кооперативную.
А) Конкурентная модель характеризуется более высокой степенью децентрализации управления налогово-бюджетными процессами по вертикали власти и бюджетной системы в сочетании с приоритетностью федерального законодательства, гарантирующего соблюдение общегосударственных интересов и возможность федерального центра оказывать в основном целевую фин- ю поддержку территориальным образованиям.
Б) Кооперативная модель ориентирована в большей степени на партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территориальных образований, что ведет к усилению контроля со стороны центра и некоторому ограничению самостоятельности региональных властей.      Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма.
Вопрос. Общая характеристика межбюджетных отношений 

       Характер взаимодействия бюджетов различных уровней между  собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации и децентрализации бюджетной системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.
      Межбюджетные отношения существуют  в любом государстве, имеющем  административно-территориальное деление,  но складываться они могут  на разных основах (принципах).
Напомню, что  различают  унитарные и федеративные бюджетные системы.       
    Унитарные бюджетные системы характеризуются высокой централизацией бюджетных средств, отсутствием или незначительным объемом бюджетных прав нижестоящих органов власти.
        Федеративным бюджетным системам присуща высокая степень самостоятельности территориальных органов власти при соблюдении единства общегосударственных интересов.
Принципы, на которых  строятся межбюджетные отношения, идентичны  принципам бюджетного федерализма и закреплены в бюджетном законодательстве данной страны.
Межбюджетные  отношения, как установлено в БК РФ, - это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
   Межбюджетные  отношения - это целый комплекс  финансово-правовых норм, в круг  которых включаются взаимоотношения  между различными уровнями власти по поводу:
- разграничения  расходных обязательств и ответственности  за их выполнение;
- разграничения  налоговых полномочий и доходных  источников;
- бюджетного  выравнивания и распределения  финансовой помощи.
Основные  принципы межбюджетных отношений:
1) разграничение и  закрепление на  постоянной основе  собственных доходов по уровням бюджетной системы РФ;
2) распределение и  закрепление расходов  бюджетов по определенным  уровням бюджетной  системы РФ;
3) распределение доходов  по уровням бюджетной  системы РФ согласно  нормативам закрепления;
4) равенство бюджетных  прав субъектов  РФ и муниципальных образ-й;
5) выравнивание уровней  минимальной бюджетной  обеспеченности;
6) равенство всех  бюджетов РФ во  взаимоотношениях  с ф. бюд-м; 
7) равенство местных  бюджетов и бюджетов  муниципальных образований во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
     Для  реализации на практике принципов  межбюджетных отношений применяют процедуру бюджетного регулирования в форме вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания.
  Модель межбюджетных  отношений в условиях  бюджетного федерализма формируется с учетом конкретных экон-ких и политических условий.
    Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении гарантированного каждому гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни.
Вопрос.  Бюджетное регулирование и бюджетное выравнивание.
( и инструменты  бюджетного выравнивания) 

Модель межбюджетных отношений включает бюджетное регулирование.
Для реализации на практике принципов межбюджетных отношений применяют  процедуру бюджетного регулирования (в форме вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания).
 Бюджетное регулирование выражает процесс, осуществляемый органом власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего уровня посредством распределения доходов по нормативам закрепления и перераспределения бюджетных средств из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня в форме вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания.
Т.о., взаимоотношения  трех уровней бюджетной системы  должны обеспечивать вертикальное и горизонтальное выравнивание с целью достижения социальной справедливости, экономического роста и целостности государства.
    В процессе вертикального выравнивания устраняются несоответствия между расходными функциями бюджетов разных уровней и их доходными возможностями, то есть достигается сбалансированность всех звеньев бюджетной системы по вертикали (чаще всего с помощью регулируемых налогов). Цель - обеспечение финансовой базы для реализации бюджетных полномочий различных уровней власти.
Одним из таких путей является использование законодательно установленных мер государственной поддержки, дополняющих и стимулирующих бюджеты в слабых регионах, которые осуществляются с помощью применения различных форм межбюджетных отношений, в том числе определения  разграничения и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ.
Разграничение доходов означает законодательное закрепление федеральными органами государственной власти соответствующих видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе за бюджетами б. с. РФ.
Распределение доходов представляет собой передачу доходов, закрепленных за бюджетами, в иные бюджеты б. с.  РФ по нормативам отчислений, устанавливаемым на постоянной основе или на очередной финансовый год.
Горизонтальное  выравнивание – предоставление региональным и муниципальным органам власти финансовой помощи в случае невозможности формировать необходимый бюджетный фонд (из-за отсталости социально-экономического, территориального развития и низкого уровня финансового и налогового потенциала территории). (выражается с помощью дотаций из вышестоящего бюджета). Цель - обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны с применением единых формализованных методов распределения финансовой помощи.
На  практике осуществляется определенное комбинирование вертикального и горизонтального выравнивания.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между Федерацией и ее субъектами, которое позволяет любому гражданину РФ получить определенный уровень государственных услуг независимо от того, на территории какого региона он проживает.
Бюджетное выравнивание осуществляется в форме межбюджетных трансфертов, а также бюджетных кредитов. 
 

Вопрос.  Понятие (или сущность) межбюджетных трансфертов 

Межбюджетные  отношения предполагают движение бюджетных  средств внутри б.с. РФ посредством  межбюджетных трансфертов, когда средства одного бюджета б.с. РФ перечисляются  другому бюджету б.с. РФ.
Основным  инструментом механизма межбюджетного выравнивания между федеральным центром, регионами и муниципалитетами являются межбюджетные трансферты.
Согласно  БК РФ межбюджетные трансферты (МБТ) - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. (другими словами это финансовая помощь б-м)
     Не  только российский, но и зарубежный  опыт свидетельствует о том, что финансовая помощь – необходимый инструмент межбюджетных отношений, однако набор ее конкретных форм определяется как общим состоянием бюджетной системы, так и задачами, решаемыми на данном этапе развития.           
В РФ МБТ осуществляются в основном по вертикали сверху вниз. 
Основой нормативно-законодательной  базы, регулирующей межбюджетные отношения,  (а именно, процессы аккумуляции финансовых ресурсов в бюджетах, их распределение и перераспределение)  является Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) и БК РФ.
Действующая редакция главы 16 БК РФ посвящена непосредственно межбюджетным трансфертам, в которой определяются:
- формы межбюджетных  трансфертов, предоставляемых из  федерального, региональных и местных бюджетов;
- условия предоставления  межбюджетных трансфертов; 
- общие положения  о фондах, формируемых в составе  федерального, региональных и местных бюджетов, из которых предоставляются МБТ.
Межбюджетные  трансферты предоставляются в следующих формах:
- дотаций на выравнивание  бюджетной обеспеченности,
- субсидий,
- субвенций, 
- иных межбюджетных  трансфертов.    
Дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Под субсидиями понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств.
Под субвенциями понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении делегированных им полномочий.
Далее таблица 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Формы межбюджетных трансфертов
Из  фед. бюджета Из  бюджетов субъектов  РФ из  местных бюдж-в  
Дотации на выравнивание БО субъектов РФ Дотации на выравнивание БО поселений и дотации на выравнивание БО муниципальных районов( гор. округов) Дотации из бюджетов муниц. районов на выравнивание БО поселений  
Субсидии  бюджетам субъектов РФ Субсидии местным  бюджетам Субсидии, перечисляемые из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера
Субвенции бюджетам субъектов РФ Субвенции местным  бюджетам (и субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации  полномочий органов власти субъектов РФ, передаваемых на основании договоров между органами власти АО-а и соотв-но органами власти края или области); Субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов РФ
Субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (гор.округов);
Иные  МБТ-ы б-м субъектов РФ Иные МБТ-ы  бюджетам бюджетной системы РФ. Иные МБТ-ы
МБТ-ы  бюджетам государственных внебюджетных        фондов.    
 
Совокупность  межбюджетных трансфертов  одной формы образует определенный фонд.
Состав фондов, методическое обеспечение их функционирования находятся в процессе совершенствования. Так, в 2007 г. в главу 16 БК РФ были внесены очередные изменения.
Начиная с 2008 г.   межбюджетные трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и местных бюджетах специальных фондов:
- фондов финансовой  поддержки территорий,
- фондов компенсаций, 
- фондов софинансирования  расходов.
Межбюджетные  трансферты  (за исключением  субвенций) предоставляются при условии соблюдения соотв-щими  органами власти бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.
С 2008 г. введены  существенные ограничения и дополнительные условия на получение межбюджетных трансфертов. При этом установлен дифференцированный подход к регионам и муниципалитетам с различным уровнем дотационности. Уровень дотационности определяется исходя из расчетной  доли  МБТ-в (за исключением субвенций) из вышестоящего бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет в объеме собственных доходов консолидированного бюджета.
БК  РФ устанавливает  ограничения прав субъектов РФ и  муниципальных обр-й на получение МБТ-в в зависимости от уровня дотационности.
Это необходимо для того, чтобы заинтересовать регионы  и муниципалитеты в «зарабатывании» собственных доходов и переходе из одной категории   БО  в категорию с более высоким уровнем бюджетной обеспеченности.  

Вопрос. Фонды, формируемые  для осуществления  МБТ-в. 

Современное состояние  межбюджетных отношений в РФ  в значительной степени зависит от того, как они складываются между федеральным центром и регионами. Кроме разграничения и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ общий федеральный правовой режим функционирования межбюджетных отношений устанавливает основные формы финансовых потоков между бюджетами, условия предоставления денежных ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему …, который регулируется главой 16 «Межбюджетные трансферты» Бюджетного кодекса РФ. Мы отмечали, что МБТ предоставляются в следующих формах: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты. Совокупность межбюджетных трансфертов одной формы образует определенный фонд.
С 2001 г. в соответствии с бюджетным законодательством  основной объем безвозмездных бюджетных средств стал направляться субъектам РФ через фонды, формируемые в составе федерального бюджета, хотя первый опыт предоставления финансовой помощи через фонд относится к 1994 г., когда был образован Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Далее аналогичные по методологии с федеральным уровнем фонды стали формироваться в составе бюджетов субъектов РФ для оказания финансовой помощи местным бюджетам. Состав фондов, методическое обеспечение их функционирования находятся в процессе совершенствования. В 2007 г. в главу 16 БК РФ были внесены очередные изменения.
Начиная с 2008 г. межбюджетные трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и местных бюджетах специальных фондов.
Согласно БК РФ К фондам, формируемым для осуществления межбюджетных трансфертов, относятся:
Федеральный фонд финансовой поддержки  субъектов РФ;
Федеральный фонд софинансирования расходов;
Федеральный фонд компенсаций;
Региональный  фонд финансовой поддержки  поселений;
Региональный  фонд финансовой поддержки  муниципальных районов (городских округов);
Региональный  фонд софинансирования расходов;
Региональный  фонд компенсаций;
Районный  фонд финансовой поддержки  поселений.
Далее дадим  краткую характеристику фондам, формируемым  для предоставления межбюджетных трансфертов в составе федерального бюджета.
Краткая характеристика фондов, формируемых для  предоставления межбюджетных трансфертов в  составе федерального бюджета.  

Федеральный фонд финансовой поддержки  субъектов РФ 

Финансовые возможности  субъектов РФ по выполнению расходных  полномочий значительно дифференцированы в результате сложившейся структуры экономики регионов, степени развития их экономического потенциала, размера территории, количества проживающего населения, обеспеченности инфраструктурой и т.д. Обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг, относящихся к полномочиям субъектов РФ и муниципальных образований, является обязательством государства, которое осуществляет его путем выравнивания бюджетной обеспеченности  БО субъектов РФ из федерального бюджета в форме дотаций.
Дотации на выравнивание БО субъектов РФ образуют Федеральный фонд финансовой поддержки  субъектов РФ (регионов) – ФФФПР, который является старейшим фондом по времени образования(создан в                1994  году) и крупнейшим по объему средств, направляемых в регионы. Он представляет собой важный, но достаточно сложный по механизму действия инструмент межбюджетного регулирования.
Главная цель ФФФПР – повысить возможности субъектов  РФ с низкой бюджетной обеспеченностью в финансировании закрепленных за ними расходов и тем самым обеспечить   выравнивание доступа граждaн, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам.
В условиях роста  дифференциации социально-экономического развития субъектов РФ и доходной базы их бюджетов возрастает роль дотаций на выравнивание условий социально-экономического развития регионов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.