На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджет: понятие, структура. Доходы и расходы. Государственный бюджет Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 20 И. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
Введение……………………………………………………………………………3
    Сущность бюджета, понятие государственного бюджета………………..…..4-6
    Формирование госбюджета РБ…………………………………………………...7
      2.1. Формирование доходной части госбюджета в РБ…….……………...7-9
          2.2. Налоговая политика РБ……………………………………………...10-11            2.3. Госрасходы и их классификация……………………………………12-13
      2.4. Политика госрасходов……………………………..………………...14-15
    Процедура принятия госбюджета РБ……………………………………….16-17
 Заключение……………………………………………………………….......18-19
 Список литературы……………………………………………………………...20
 Приложения………………………………………………………………......21-23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Экономика, наряду с политикой, относится к  тем областям знаний, о которых  каждый из нас размышляет и, как правило, имеет свои суждения. В известной мере это объясняется самим характером экономики, как науки эмпирической, связанной с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями.
   Тема, рассматриваемая в данной курсовой работе, в современных условиях является довольно актуальной т.к. ведущим звеном финансовой системы любой страны является госбюджет. Так же важность и актуальность данной темы раскрывают принципы и функции госбюджета. В основе построения бюджета лежит ряд принципов. Важнейшим из них является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все доходы и расходы государства. Этот принцип обусловлен единой экономической и политической основой государства, что предопределяет проведение единой государственной финансовой политики. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете всех расходов, доходов, финансовых операций, соответствие утверждаемых в бюджетах сумм их использованию. Принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать об его исполнении.
    Так же в данной работе раскрывается целесообразность выбора темы, которая выражается в понимании и усвоении студентами таких важных понятий, как бюджет, его структура, доходы и расходы, а так же госбюджет Республики Беларусь.
    Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов. Задачей же – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Сущность  бюджета, понятие  государственного бюджета
 
    Прежде  чем говорить о бюджетном устройстве РБ, выявлять его достоинства и  недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства.
    Бюджет вообще – это роспись денежных доходов и расходов субъекта (государства, домохозяйства и т.п.). В Республике Беларусь в современных условиях бюджет является инструментом государственного регулирования экономики, а так же и бюджетов административно-территориальных единиц (областей и т.п.). В целом же эти бюджеты составляют консолидированный бюджет страны. В основе построения бюджета лежит ряд принципов, важнейшим из которых является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, объединяющий все доходы и расходы государства. Этот принцип обусловлен неделимой экономической и политической основой государства, что предопределяет проведение единой государственной финансовой политики. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете всех расходов, доходов, финансовых операций, соответствие утверждаемых в бюджетах сумм их использованию. Принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении. [8,с.24]
    Также бюджет исполняет ряд функций:
    - Контрольная функция бюджета состоит в проведении контролирующих мер за процессом  использования и формирования денежных средств в структурных звеньях экономики. 
    - Распределительная функция бюджета состоит в том, что государство осуществляет распределение денежных поступлений через различные каналы.
    - С помощью бюджетной системы государство осуществляет сочетание государственных, местных и коллективных интересов через систему налогов, бюджетных выплат и трансфертов.
    Бюджет  Республики Беларусь - многоплановый  инструмент, отражающий сложный компромисс необходимости разнопланового развития экономики и социальной поддержки  всех слоев населения. Кроме государственного бюджета в Республике Беларусь формируются местные бюджеты. Местные бюджеты - это бюджеты городов, районов, областей. В современных условиях развития экономики Республики Беларусь их значение повышается.
    К бюджетным средствам также относятся  внебюджетные фонды, которые количественно  не всегда включаются в состав бюджета, однако по принципу распределения и использования равнозначны бюджетным расходам государства. Внебюджетные фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти, группируясь по определенному целевому назначению. По мере усложнения хозяйственных связей их число увеличивается. Внебюджетные фонды расширяют возможности государственного регулирования экономики.
    Ведущим звеном финансовой системы любой  страны является государственный бюджет. По своей экономической сущности государственный бюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда финансовых средств. Его определяют также как ежегодную смету (роспись) доходов и расходов государства. Государственный бюджет является главным финансовым планом страны, в котором отражается движение, централизованных финансовых ресурсов и является основной составляющей финансовой системы любой страны.
      Государственный бюджет - это денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Бюджетная система того или иного государства образуется в зависимости от социально-экономических, правовых и других особенностей развития государства. В некоторых странах (Республика Беларусь, Китай) бюджет имеет двухуровневое строение - государственный и бюджет местных органов власти. В других же странах (Российская Федерация, ФРГ) в строении бюджетной системы имеются промежуточные звенья (бюджеты субъектов федерации, земель). [5,с.142]
    Структура государственного бюджета Республики Беларусь имеет свои особенности. Расходная  часть бюджета Республики Беларусь, как и во всех странах мира, характеризует  направление и цели бюджетных  ассигнований для развития и государственного регулирования экономики. Бюджетные ассигнования носят целевой характер и, как правило, невозвратные. Так, предоставление бюджетных средств называется бюджетным финансированием, поскольку данное расходование средств отличается от банковского предоставления кредитных ресурсов. Одна из особенностей нашего бюджета в переходный период - бюджетные субсидии аграрному сектору Республики Беларусь. Они имеют социальную, политическую и экономическую направленность, поскольку государство весьма заинтересовано в стабилизации этого сектора экономики. К расходным статьям бюджета Республики Беларусь относятся статьи по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, кредитование экспорта и т. д.
    Доходная  часть бюджета Республики Беларусь почти на 80% формируется за счет налоговых поступлений, поступлений от приватизации государственной собственности и т. п. Согласно экономической теории, доходная часть бюджета должна покрывать расходные статьи бюджета. Однако в условиях переходного периода, когда объективно необходима структурная перестройка экономики, расходная часть бюджета превышает доходную часть и данная разница образует бюджетный дефицит (в Республике Беларусь он в пределах 3% в ВВП). Один из источников покрытия бюджетного дефицита - эмиссия денег. В некоторых государствах СНГ и других странах мира для покрытия бюджетного дефицита широко используются внутренние и внешние займы, сокращение бюджетных расходов.
    Основной  источник формирования государственного бюджета – налоги. В Республике Беларусь на долю налогов приходится более 80% всех поступлений. Налог — это обязательный взнос в бюджет или внебюджетный фонд, который осуществляется плательщиком в установленном законом порядке.
    Налоги  выполняют три основные функции:
      фискальную;
      регулирующую;
      социальную.
               Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев доходов, Наиболее распространенным прямым налогом является подоходный налог, который уплачивается юридическими и физическими лицами в зависимости от их доходов.
    Косвенные налоги, в отличие от прямых, представляют собой все разновидности (акцизы, таможенные пошлины и т. д.) надбавок к цене готового продукта. Плательщиком косвенных налогов являются потребители готовой продукции.
    Норма налогов определяется налоговой  ставкой. Налоговая ставка – это единица размера налогообложения. Юридические лица уплачивают разнообразные виды прямых налогов, к основным из которых относятся налог на прибыль, а так же все налоговые выплаты субъектов хозяйствования, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью.[2,с.54] 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Формирование госбюджета  Республики Беларусь
   2.1. Формирование доходной  части госбюджета  в Республики Беларусь 

   Центральным показателем государственного бюджета  является величина его доходов. Сумма  доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.
   Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня.
   Анализ  формирования доходов бюджетов различных  стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений  в бюджет:
    Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.
    Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.
    Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.
     В свою очередь, доходы бюджета  подразделяются на такие виды  как: налоговые, неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов.
   К налоговым платежам относятся такие  виды налогов, как:
    Налог на добавленную стоимость;
    Акцизы;
    Налог на прибыль и доходы;
    Экологический налог;
    Налог на недвижимость;
    Таможенные экспортные и импортные пошлины;
    Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и другие.
     К неналоговым доходам относятся  доходы:
    от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;
    от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями;
    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
    финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.
    Совокупность  взимаемых государством налогов, а  так же форм и методов их построения образует налоговую систему государства. На рисунке представлена налоговая система государства.[5,с.112]
    Как свидетельствует мировой опыт, налоговая  система в современных условиях призвана стимулировать научно-технический  прогресс, структурную перестройку основного производства, развитие предпринимательства и т.п. В то же время она не должна способствовать развитию таких негативных явлений в экономике, как монополизм, рост издержек непосредственного производства, спекулятивная активность и т. д.
    Политика  государства, которая воздействует на макроэкономику посредством величины и структуры государственных  расходов, а также системы налогообложения, называется фискальной политикой. 
 
 


 
 
 
 

     В таблице № 1 приведена структура  доходов Государственного бюджета.  См. приложение А. 

  Анализируя  структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что  на протяжении длительного времени  продолжает снижаться удельный вес  прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С 2005 года по настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений. Удельный вес подоходного налога также сокращается ощутимыми темпами. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по международным стандартам является действительно низким.
  Доля  косвенных же налогов в доходах  государственного бюджета увеличивалась.
  Ниже, на рисунке представлена композиционная структура доходов госбюджета.
    См. приложение Б.
   Доходная  часть бюджета РБ, как и в  странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности.           Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
   Итак, главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет. Именно поэтому, следующим важным шагом является анализ налоговой политики Республики Беларусь.  
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Налоговая  политика Республики  Беларусь 

    Налоговая политика, наряду с бюджетной политикой, является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики.
          Вообще, главное назначение налогов  – пополнять бюджет и обеспечивать выполнение функций государства. По своей форме их можно определить как обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет. Налоги неизменно связаны с государственным бюджетом, поскольку участвуют в его формировании. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая реализуется посредством изъятия части доходов населения, предприятий для выполнения доходов бюджета, вторая выражается через экономические рычаги, воздействуя на усиление мотивации к труду, экономное расходование ресурсов, расширение и техническое перевооружение производства.
    Налоги -  необходимое звено  экономических  отношений в обществе. Они являются основным источником  доходной части  бюджетов всех уровней и эффективным  инструментом государственного регулировании социально-экономических отношений.[4,c.36]
    Хозяйствующие субъекты  уплачивают в бюджет и  во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые  в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.
    Таким образом, действующая сегодня в  республике налоговая система требует  серьезных изменений, и прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых налогов и сборов и отработки механизмов взимания каждого из основных налогов. Ориентиром же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним опытом мировая практика налогообложения.
    Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых – обеспечение  достаточных поступлений в бюджет, а другая –  налоги должны взиматься  так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:
    Введение общепринятых норм и принципов налогообложения;
    Совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды;
    Существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как акцизы , НДС, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;
    Пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам в целях расширения их налоговой базы с тем, чтобы сделать возможным снижение ставок и дальнейшее уменьшение количества налогов и сборов;
    Поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.
      Итак, налоги – один из важнейших  инструментов рыночной экономики,  а поэтому их использование  в управлении хозяйством представляет  значительный интерес для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то  прежние налоги и сборы, повышая  или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и в этом смысле налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.
    Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение  приобретает принцип  разумного  сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов  меняющейся экономической ситуации и одновременно  создающий гарантию постоянства  налоговой нагрузки в течение длительного времени.
     Главные недостатки налоговой системы РБ  можно свести к следующим:
    практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы,
    налоговая система перегружена  большим количеством налогов и платежей,
    доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми,
    регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических  материалов, принимаемых органами исполнительной власти,
    роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.[4,с56]
     Вместе  с тем серьезным недостатком  отечественной налоговой системы  является рассредоточение элементов  ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм  налогового законодательства  и противоречивостью их интерпретации.
     Таким образом, анализ первого направления  бюджетной политики – выработка  и реализация подходов по формированию основных доходных источников – указывает  как на имеющиеся положительные  результаты, так и на ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего решения.
     Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления  достигла сравнимо лучших результатов  в уровне налоговой нагрузки и  организации всего процесса налогообложения. 
 
 
 

   2.3. Госрасходы и их классификация 

   Не  менее актуально второе направление  бюджетной политики – государственные  расходы. Вообще, расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
      В первую очередь, расходы бюджета  подразделяются по их влиянию  на процесс расширенного воспроизводства.  В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
   Текущие расходы  связаны с предоставлением  бюджетных средств юридическим  лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы  включают затраты на государственное  потребление (содержание экономической  и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы, в основном, соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
     Капитальные расходы  представляют  собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
   Важный  признак классификации расходов бюджета - предметный.
   При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как  правило, выделяются следующие группы расходов:
    Финансирование народного хозяйства;
    финансирование социально-культурных мероприятий;
    финансирование науки;
    финансирование обороны;
    содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
    расходы по внешнеэкономической деятельности;
    создание резервных фондов;
    расходы по обслуживанию государственного долга;
    прочие расходы и выплаты.[1,с.2]
      Здесь хорошо видна роль государства  в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. 
 

   2.4. Политика госрасходов 

  Как указывалось ранее, с помощью  бюджета государства пытаются воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Причем достигается это посредством:
    Налогов, влияющих на развитие производства, товаров, услуг, спроса и предложение на них;
    Бюджетного финансирования общегосударственных программ, обеспечивающих расширение, обновление производства, совершенствование его структуры, социальные гарантии;
    Финансовой поддержки некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их функционирования или более быстрого развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);
    Образование за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций и развития экономики;
    Социальных гарантий гражданам, поддержки нетрудоспособных и бедных слоев населения.
   Политика  государственных расходов, как составная  часть бюджетной политики, формируется  под воздействием следующих критериев:
    Приоритетное развитие реального сектора экономики, включая, прежде всего, наращивание экспортного потенциала, решение продовольственных и жилищных проблем;
    Сохранение социальной направленности бюджетных расходов;
    Финансирование целевых государственных программ;
    Выполнение заключенных международных договоров и соглашений.[2,с.13]
   Необходимо  заметить, что практика поддержки за счет бюджета предприятий, нередко осуществляющих производство низкоэффективной, неконкурентоспособной продукции и услуг, должна трансформироваться в оказание всемерной финансовой помощи предприятиям – экспортерам продукции при условии обеспечения ими своевременного возврата используемых средств.
   Необходимо  добиваться сокращения объемов льготного  кредитования субъектов хозяйствования за счет средств бюджета. Министерства, другие республиканские органы государственного управления должны разработать экономический механизм мобилизации собственных средств заемщиков на указанные цели.
   Вообще, смягчение напряженности в бюджетно-налоговой  сфере в долгосрочной перспективе  предполагает комплексную реформу  в области управления государственными расходами. На начальном этапе переходного периода значительное сокращение государственных субсидий на потребительские товары, а также сокращение капиталовложений и дотаций нерентабельным предприятиям позволяет сэкономить значительные бюджетные средства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.