На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Кадровый менеджмент и его роль в управлении современным предприятием

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
Курсовая  работа
Тема:   кадровый менеджмент и его роль в управлении современным предприятием 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты кадрового менеджмента на современном предприятии…………………………………………………………………..6
1.1. Сущность  кадрового менеджмента современного  предприятия……..6
1.2. Основные  элементы кадрового менеджмента…….10
1.3. Инструменты  и технологии кадрового менеджмента…..24
Глава 2.     Кадровая политика предприятия как составная часть кадрового менеджмента……..35
2.1.  Кадровая  политика, ее содержание и основные  принципы…..35
2.2.  Виды кадровой  политики…..42
2. 3. Внешние и  внутренние факторы, влияющие  на кадровую политику
2.4. Этапы построения  кадровой политики
2.5.  Современные требования к кадровой  политике предприятия
2.6. Роль  прогнозирования и планирования  кадрового резерва в кадровой  политике предприятия
3. Направления совершенствования работы кадровых служб предприятий в современных условиях
Заключение
Список  использованной литературы 
 
 
 
 

     Введение
     В последнее время все большее  количество руководителей осознают важную роль персонала в хозяйствующих  субъектах и приходят к выводу о том, что только целенаправленная и постоянная работа с персоналом может принести успех. Главной задачей  руководства становиться нахождение таких принципов и механизмов, которые позволят создавать эффективную  систему управления персоналом, ориентированную  на взаимовыгодное стратегическое сотрудничество самой организации с ее работников.
     Для построения эффективной системы  управления персоналом необходимо учитывать  большое количество информации о  самом объекте управления - персонале. Особым инструментом получения такого рода информации является оценка персонала, позволяющая определять индивидуальные особенности работников, их сильные  и слабые стороны, мотивационные  потребности и потенциальные  возможности. В свою очередь, полученная информация позволяет обеспечивать индивидуальный, более эффективный  подход к принятию управленческих решений, касающихся работников.
     В отличие от управления персоналом кадровый менеджмент переориентирован с нужд работников на потребности самой  организации в рабочей силе, и  приоритеты кадрового менеджмента  определяются в первую очередь результатами функционального анализа имеющихся  и проектируемых рабочих мест, а не существующим кадровым потенциалом  организации.
     В то же время кадровый менеджмент базируется на том, что происходит переориентация системы кадрового менеджмента  на индивидуальную работу с персоналом, то есть, с доминировавших в управлении персоналом коллективистских ценностей  на индивидуалистические. Иначе говоря, доминирующими являются все-таки человеческие ресурсы.
     Внимание  к человеческим ресурсам возрастает, когда исчерпаны ресурсы технические  или возникают новые факторы  производства и общественного развития. Всплеск интереса к проблемам  кадрового менеджмента в нашей  стране совпал с началом деградации человеческих ресурсов и началом  демонтажа государственной системы  профориентации и занятости.
     Ученые  все чаще говорят о деградации человеческих ресурсов. Этот социальный феномен включает в себя как количественные, так и качественные параметры.
     В течение последних пятнадцати лет  государство пыталось решить проблемы качества человеческих ресурсов с помощью  системы профориентации, однако ее постигла участь всех социальных сфер, финансируемых по остаточному принципу - образования, здравоохранения, науки, культуры.
     Все это и обусловило актуальность изучения проблемы кадрового менеджмента  на современном предприятии.
     Цель  данного исследования – на основе анализа эффективности организации  кадрового менеджмента предприятия  определить пути его совершенствования  и дать экономическое обоснование  внедрения мероприятий в кадровую практику.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
     - рассмотреть теоретические основы  построения системы кадрового  менеджмента предприятия, выявить  основные функции кадрового менеджмента;
     - изучить взгляды специалистов  на сущность и содержание кадрового  менеджмента с точки зрения  отличия его от управления  персоналом;
     - выявить и рассмотреть основные  элементы кадрового менеджмента,  характерного для современного  предприятия; 
     - дать характеристику основных  технологий кадрового менеджмента,  специфических для данного направления  менеджмента;
     Объектом  исследования является кадровый менеджмент на современном предприятии. В качестве предмета исследования выступает комплекс взаимосвязанных методов, инструментов и управленческих подразделений, включаемых в систему кадрового менеджмента предприятия.
     Теоретическую базу исследования данной курсовой работы составляют работы отечественных и зарубежных исследователей в области менеджмента, управления персоналом, экономики, рекрутмента и других. Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты РФ и ее субъектов.
     Практическая  значимость исследования заключается в том, что на предприятиях не только несистемно организована деятельность по управлению кадрами, но данный процесс не имеет под собой и научно обоснованной методики управления.
 

      Глава 1. Теоретические аспекты кадрового менеджмента на современном предприятии
     1.1. Сущность кадрового менеджмента современного предприятия
     В современной литературе нет четкого  определения кадрового менеджмента. Одни авторы полагают, что кадровый менеджмент – это новая парадигма  управления персоналом современной  организации с точки зрения ценности человеческих ресурсов, подменяя понятие  «управление персоналом» понятием «управление потенциалом персонала»1.
     Другие  авторы полагают, что кадровый менеджмент – это один из элементов комплексной  деятельности по управлению персоналом организации в части формирования кадрового потенциала предприятия. И те и другие позиции схожи  в том, что оценивают работников как главный актив предприятия, его основную ценность и предполагают использование связанных с этим методов управления.
     Второй  подход представляется более правильным, так как кадровый менеджмент предполагает наличие такой категории, как  «кадры» и соответственно не отражает всей полноты содержания деятельности по управлению персоналом.
     Выделяются  три основные модели кадрового менеджмента2.
     1) менеджер по персоналу как  попечитель своих работников, заботящийся  о здоровых условиях труда  и благоприятной морально-психологической  атмосфере на предприятии. Эта  патерналистская модель восходит  к социал-реформистским идеям  конца ХIХ — начала ХХ вв. и нашла свое органическое  воплощение в многочисленных  вариациях доктрины человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк, имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников;
     2) менеджер по персоналу как  специалист по трудовым договорам  (контрактам), включая коллективные  договоры. В больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный  труд, у него двоякая роль: осуществление  административного контроля над  соблюдением наемными работниками  условий трудового договора, учет  должностных перемещений; регулирование  трудовых отношений в процессе  переговоров с профсоюзами. Выполнение  этих функций требует, как правило,  юридической подготовки, которая  обеспечивает менеджеру по персоналу  довольно высокий статус в  организации; 
     3) менеджер по персоналу как  архитектор кадрового потенциала  организации, играющий ведущую  роль в разработке и реализации  долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационную  и профессиональную когерентность  составляющих кадрового потенциала  корпорации. Он входит в состав  ее высшего руководства и имеет  подготовку в такой новой области  управленческого знания, как управление  человеческими ресурсами. 
     Существенное  отличие последней модели от двух предыдущих явное. Однако для отечественных  кадровых служб, пока еще только овладевающих технологиями кадрового менеджмента, различие между традиционными методами управления персоналом и методологией управления человеческими ресурсами  в известной степени носит  умозрительный характер
     На  фоне радикальных изменений в  корпоративном менеджменте за последние 15—20 лет удивительным выглядит сам  факт, что управление персоналом, представлявшее собой довольно заурядную и маргинальную управленческую деятельность, не исчезло  вовсе, а, напротив, переживает подлинный  расцвет. Основная причина — в  практике кадрового менеджмента  с 80-х гг. начинает доминировать третья, “архитектурная” модель.
     Эта трансформация кадрового менеджмента  нашла свое выражение в следующих  основных тенденциях:
     - в последние годы в развитых  странах наблюдается относительный  и абсолютный рост числа работников  кадровых служб; 
     - повысился статус этой профессии:  руководители кадровых служб  в большинстве корпораций стали  входить в состав правления  и даже в состав советов  директоров;
     - резко возросло внимание к  уровню профессиональной подготовки  менеджеров по персоналу; 
     - в условиях растущей конкуренции  изоляция кадровой политики от  общей бизнес-стратегии пагубно  влияла на успешность деятельности  корпорации в целом.
     Речь  идет о консолидации вокруг управленческой “вертикали” всех функций кадрового  менеджмента, выразившейся в появлении  стратегического уровня в управлении человеческими ресурсами. Вместо довольно фрагментизированной структуры  кадрового менеджмента, бытовавшей в эпоху доминирования первой и второй моделей управления персоналом, складывается система менеджмента, ориентированная в первую очередь  на развитие человеческого капитала. Миссия этой системы — в числе других приоритетных стратегических целей корпорации реализовать и ключевые цели ее кадровой политики.
     Британский  специалист в области кадрового  менеджмента Д. Гест считает, что  кадровая политика корпорации должна обеспечить3:
     - организационную интеграцию, когда  высшее руководство организации  и линейные руководители принимают  разработанную и хорошо скоординированную  стратегию управления человеческими  ресурсами как “свою собственную”  и реализуют ее в своей оперативной  деятельности, тесно взаимодействуя  со штабными структурами; 
     - высокий уровень ответственности  всех работников корпорации, который  подразумевает как идентификацию  с базовыми ценностями организации,  так и настойчивую, инициативную  реализацию стоящих перед ними  целей в повседневной практической  работе;
     - функционализацию, предполагающую  отказ от традиционного, жесткого  разграничения между различными  видами работ, а также расширение  разнообразных форм трудовых  контрактов (полная, частичная и  повременная занятость, субподряд  и т.п.).
     - адаптацию к непрерывным организационным  изменениям, социальным и культурным  нововведениям (гибкость организационно-кадрового  потенциала);
     - высокое качество работы и  ее результатов, условий труда  (рабочая обстановка, содержательность  работы, удовлетворенность трудом, а также самой рабочей силы).
     Указанные целевые установки можно рассматривать  как конкретизацию императивов  совместно-творческой деятельности в  практике современного кадрового менеджмента. Действительно, практически в каждой из установок обнаруживаются импульсы не только социального, но и культурного, индивидуального и морального творчества. Если императивы совместно-творческой деятельности воплощаются в жизнь современных (точнее, постсовременных) организаций, то организационные системы обретают совершенно уникальные черты. В идеологии менеджмента 90-х гг. у открытых к постоянным новациям организационных систем появились, пока еще во многом метафорические названия - “глобальные организации”, “организации без границ”, “научающиеся организации”, организации - “открытая книга”.  

1.2. Основные элементы кадрового менеджмента
     Современный кадровый менеджмент включает в себя следующие этапы:
     1. Планирование ресурсов: разработка  плана будущих потребностей в  людских ресурсах.
     2. Набор персонала: создание резерва  потенциальных кандидатов по  всем должностям;
     3. Отбор: оценка кандидатов на  рабочие места и отбор лучших  из резерва, созданного в ходе  набора;
     4. Определение зарплаты и льгот:  разработка структуры заработной  платы и льгот в целях привлечения,  найма и сохранения служащих.
     5. Профориентация и адаптация: введение  нанятых работников в организацию  и ее подразделения, развитие  у работников понимания того, что ожидает от него организация  и какой труд в ней получает  заслуженную оценку;
     6. Обучение: разработка программ для  обучения трудовым навыкам, требующимся  для эффективного выполнения  работы;
     7. Оценка трудовой деятельности: разработка  методик оценки трудовой деятельности  и доведения ее до работника. 
     8. Повышение, понижение, перевод,  увольнение: разработка методов  перемещения работников на должности  с большой или меньшей ответственности,  развития их профессионального  опыта путем перемещения на  другие должности или участки  работы, а также процедур прекращения  договоры найма; 
     9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных  на развитие способностей и  повышение эффективности труда  руководящих кадров.
     Можно распределить этапы по отдельным  управленческим функциям.
     Так первый этап (планирование трудовых ресурсов) является ни чем иным как функцией планирования.
     Потребность в персонале, его численности  на различных предприятиях или фирмах определяется величиной спроса на изготовляемую  ими продукцию, производимые работы или услуги. Процесс планирования включает в себя три этапа: оценка наличных трудовых ресурсов, оценка будущих  потребностей, разработка программы  развития трудовых ресурсов4.
     Одна  из главных задач кадрового планирования – обеспечение рабочих мест на длительную перспективу с учетом постоянного технического и технологического обновления производства.
     Планирование  численности кадров предполагает ее расчет на основе полной трудоемкости, т.е. подсчета численности необходимого количества рабочих различных специальностей, способных выполнить весь объем работ производственной программы. Далее определяется необходимое число специалистов, служащих и управленцев по видам трудоемкости и нормам обслуживания и управляемости.
     Численность основных рабочих определяется исходя из плановой или фактической трудоемкости. Исходя из норм обслуживания и числа  рабочих мест, определяется численность  вспомогательных рабочих.
     На  нормируемых работах применяется  метод расчета трудоемкости. Численность  определяется делением установленного объема работ в нормо-часах на полезный фонд времени одного работающего (в часах) и на процент выполнения норм.
     При планировании, среднесписочной численности  рабочих-сдельщиков (Чсд) используется формула:
     Чсд = Тт.пл.сд / (Фвр.пл ? Квн.пл) (человек), (1)5
     где Тт.пл.сд – плановая технологическая  трудоемкость сдельных работ, нормо-час;
     Фвр.пл – плановое число часов работы одного среднесписочного рабочего в  год (по балансу рабочего времени);
     Квн.пл – планируемый коэффициент выполнения норм.
     Численность рабочих-повременщиков планируют  по рабочим местам и по нормам обслуживания. Расчет численности по нормам обслуживания определяется по формуле 
Чрп = [(А  ? Чсм) / Но] ? Кпн (человек), в том  числе Кпн = Фф / Фпл,         (2)6
     где. А – число объектов обслуживания (станков, рабочих мест);
     Чсм – число смен;
     Но  – норма обслуживания одним рабочим-повременщиком;
     Кпн – коэффициент, учитывающий плановые невыходы на работу;
     Фф  – фактический фонд рабочего времени;
     Фпл – плановый фонд рабочего времени.
     На  основе норм обслуживания, трудоемкости, запланированного объема работ и  нормативов численности планируется  численность непромышленного персонала. Численность дополнительных рабочих  кадров определяют так же, как и  потребность в основных кадрах.
     Численность специалистов и служащих определяется на основе целей, стратегий деятельности предприятия, структуры и схемы  управления им, нормативов, разработанных  самим предприятием.
     Численность административно-управленческого персонала  предприятия (АУП) может быть рассчитана с применением формулы Розенкранца
                        (3)7

     где Ч – численность административно-управленческого  персонала определенной профессии, специальности, подразделения и  т.п.;
     n – количество видов организационно-управленческих  работ, определяющих загрузку  данной категории специалистов;
     mi – среднее количество определенных  действий (расчетов, обработки заказов,  переговоров и т.п.) в рамках i-го  организационно-управленческого вида  работ за установленный промежуток  времени (например, за год);
     ti – время, необходимое для выполнения  единицы m в рамках i-го организационно-управленческого  вида работ;
     Т – рабочее время специалиста  согласно трудовому договору (контракту) за соответствующий промежуток календарного времени, принятый в расчетах;
     Kнрв  – коэффициент необходимого распределения  времени;
     Кфрв  – коэффициент фактического распределения  времени;
     tр  – время на различные работы, которые невозможно учесть в  предварительных (плановых) расчетах.
     В общем виде формула Розенкранца  служит для проверки соответствия фактической  численности (например, какого-либо подразделения) необходимой численности, которая  задается загрузкой данного подразделения.
     Качественная  потребность, т. е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается на основе:
     - профессионально-квалификационного  деления работ, зафиксированных  в производственно-технологической  документации на рабочий процесс; 
     - требований к должностям и  рабочим местам, закрепленным в  должностных и рабочих инструкциях,  описаниях рабочих мест;
     - штатного расписания организации  и ее подразделений, где фиксируется  состав должностей и рабочих  мест;
     - документации, регламентирующей различные  организационно-управленческие процессы  с выделением требований по  профессионально-квалификационному  составу исполнителей.
     Для определения общей потребности  в персонале суммируется количественная потребность по отдельным качественным критериям. Расчет качественной потребности  по профессиям и специальностям сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности.
     Следует отметить, что принципиальных различий в подходах к определению численности  персонала, принятых в отечественной  и зарубежной практике, не выявлено.
     Функция организации реализуется на этапах набора, отбора адаптации и частично при формировании системы оплаты труда (организация условий работы, к которым относится и разработка основы системы оплаты труда).
     Рассмотрим  элементы второго этапа кадрового  менеджмента - набор персонала.
     Осуществляя набор, служба персонала должна исходить из определения оптимальной численности  персонала. Не должно быть как недостатка в работниках, последствиями которого могут быть срывы производственных программ, производственный травматизм, конфликтные ситуации в коллективе, так и избытка, который может  повлечь увеличение денежных затрат по фонду заработной платы, снижение заинтересованности в качественном и высококвалифицированном труде, отток квалифицированных работников.
     Различают внутренние и внешние источники  комплектования организации кадрами8.
     Источники кадровых ресурсов предприятия бывают внутренними и внешними. Рассмотрим достоинства и недостатки различных  источников комплектования организации  кадрами.
     Внутренние  источники - это люди, работающие в  организации. В ряде зарубежных стран, например Японии, при появлении вакансий в аппарате управления принято вначале  объявлять внутренний конкурс на замещение должности из своих  сотрудников и только затем, в  случае отрицательных результатов, приглашать к участию в конкурсе специалистов со стороны. Считается, что  это улучшает моральный климат в  коллективе, укрепляет веру сотрудников  в свою организацию. При работе с  резервом во всех крупных фирмах существуют так называемые матрицы перемещений, в которых находит отражение  настоящее положение каждого  руководителя, его возможные перемещения  и степень готовности к занятию  следующей должности (готов занять немедленно через год, через два  года, но для этого необходимо повышение  квалификации в определенных областях и т. д.)9.
     Использование внутренних источников позволяет использовать нематериальные методы стимулирования работников. Возможность самореализации внутри организации и дальнейший профессиональный рост воспринимается работниками как поощрение успешной работы. Также для организации  при использовании внутренних источников обеспечения кадрами важно то, что продолжается работа с сотрудниками, которые уже известны, а также  сокращаются финансовые затраты  на подбор персонала.
     К внешним источникам подбора персонала  относится все то неопределенное количество людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент. Среди них могут быть как люди, с которыми руководители организации и работники службы персонала раньше встречались по вопросу трудоустройства (из так называемого списка ожидания), так и специалисты, с которыми подобные встречи еще предстоят10
     Выделим основные источники внешнего набора: Центры занятости; Агентства по найму (кадровые агентства); Самостоятельный  поиск через средства массовой информации.
     Использование внешних источников также имеет  свою плюсы и минусы. Преимущества заключаются в возможности выбора из большого числа кандидатов. Также  новые люди способствуют возникновению  новых идей и приемов работы. Сложности  заключаются в том, что требуется  некоторое время для адаптации  нового сотрудника (что связано с  временным снижением производительности), а также может возникнуть ухудшение  морально-психологического климата  среди давно работающих11.
     Рассмотрим  третий этап кадрового менеджмента - отбор персонала.
     Цель  профессионального отбора кадров заключается  в том. чтобы обеспечить организацию  таким персоналами, который по своим  индивидуальным качествам может  достигнуть высокой эффективности  в определенном виде трудовой деятельности при условии получения удовлетворения от избранного ее вида (деятельности).
     Для обеспечения эффективного отбора необходимо использовать методы оценки: тестирование; рабочие задания для отбора персонала; метод краткосрочного обучения с  последующей оценкой; исследование биографии и проверка рекомендаций; графология12; отбор по физическим данным и проверка на использование наркотиков; интервью.
     По  данным ряда исследователей можно говорить о различиях в экономической  эффективности используемых сегодня  методов поиска и подбора персонала. В качестве оснований для сравнения  этих методов можно остановиться на общих затратах организации, соотнесенных с числом принятых работников.
     Определение зарплаты и льгот: разработка структуры  заработной платы и льгот в  целях привлечения, найма и сохранения служащих.
     Организация заработной платы на современном  предприятии осуществляется в целях  формирования адекватного материального  стимулирования работников и поддержки  трудовой мотивации. Говоря о системах оплаты труда или видах заработной платы, следует рассмотреть деление  ее по двум основаниям.
     По  первому основанию заработная плата  делится на два вида: основная и  дополнительная. Основная заработная плата начисляется за фактически проработанное время и выполненные  на предприятии работы. Дополнительная заработная плата - это установленные  законом выплаты за непроработанное  время. К дополнительной заработной плате относится13: оплата отпусков; выходных пособий; льготных часов для подростков.
     По  второму основанию заработная плата  бывает компенсационной и стимулирующей.
     Компенсационный характер заработной платы должен ориентировать  работника на достижение нужного  предприятию результата, поэтому  заработная плата связывается с  показателями эффективности работы организации (оборот компании, прибыль, объем продаж, выполнение плана, улучшение качества и т.д.), рабочей группы, самого работника. Такая зарплата должна сочетать в себе жесткость правил определения денежного вознаграждения и гибкость в реагировании на изменения внутренней и внешней ситуации в организации, т.е. компенсации должны выступать не только мотиватором трудовой деятельности, но и средством управления, рычагом для руководителя. Руководство организации должно иметь возможности как поощрения, так и наказания в системе компенсации.
     Создание  условий труда тесно переплетается  с функцией мотивации, которую в  рамках кадрового менеджмента затруднительно выделить четко, однако обзор литературных источников позволяет говорить о  том, что выделение в структуре  заработной платы стимулирующей  составляющей как раз и представляет собой выполнение мотивирующей функции  кадрового менеджера.
     К функции мотивации следует отнести  и организацию работ по профессиональной ориентации и адаптации работников.
     Одной из необходимых, но редко учитываемых  как самостоятельный этап управления персоналом элементов кадрового  менеджмента можно считать профессионализацию (вхождение человека в профессию), которая направлена на решение проблем, связанных с формированием отношения  к своей профессии, профессиональным совершенствованием, а также сменой вида труда14.
     Профессиональная  пригодность к различным видам  трудовой деятельности должна рассматриваться  как основа профессионального мастерства с возможностью его формирования и развития в дальнейшем.
     Профориентация  позволяет выявить и развить  интерес и способности человека к определенным профессиям или группам  профессий, а также определить степень  его пригодности к ним еще  до этапа включения в общественное производство. Она помогает человеку сделать обоснованный выбор профессии, сократить сроки ее освоения, повысить производительность труда. Все более  активное вовлечение различных групп  трудящихся в процессы высвобождения  и перераспределения рабочей  силы увеличило их потребность в  такой помощи. Во многих странах  это привело к расширению сферы  применения профориентации, которая  начала охватывать не только учащуюся молодежь, но и другие группы населения. Расширение связей профориентационных служб с учебными заведениями, предприятиями, органами по труду и увеличение объема выполняемой работы способствовали как дифференциации этих служб и  предоставляемых ими услуг, так  и их интеграции с другими службами. Это объясняется не только повышением требований со стороны производства к уровню знаний, способностей, квалификации работников, т.е. к их профессиональной пригодности, но и потребностью самих  работников в освоении новых профессий (например, в связи с внедрением новой техники и технологии, по состоянию здоровья или с целью  трудоустройства)15.
     Управленческий  цикл заканчивается функцией контроля. В кадровом менеджменте эту роль выполняет этап оценки трудовой деятельности. Эффективное выполнение управленческого  воздействия требует создания критериальной  базы, которая позволит проводить  оценку эффективности и планомерности  кадрового менеджмента и выявлять слабые места для дальнейшего  совершенствования. На этом этапе осуществляется разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.
     Проблема  эффективности кадрового менеджмента  в организации включает рассмотрение:
     • управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления кадрами. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;
     • затрат и расходов на управление кадрами, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом  работ по реализации соответствующих  функций кадрового управления;
     • характера управленческого труда;
     • эффективности управления, т. е. эффективности  действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей кадрового менеджмента, то есть определенных кадровой стратегией и кадровой политикой организации16.
     Эффективность - это результативность функционирования системы и процесса кадрового  управления как взаимодействия управляемой  и управляющей систем, т. е. интегрированный  результат взаимодействия компонентов  управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган  реализует цели, достигает запланированных  результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности  производства, составляет часть эффективности  производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, - это и  есть содержание эффективности как  управленческой категории.
     На  эффективность деятельности менеджера  в рамках кадрового менеджмента  влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.
     Таким образом, эффективность кадрового  управления - один из основных показателей  совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление.
     Количественные  показатели кадрового управления включают: комплекс трудовых показателей - экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности объектов кадрового  управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения  информационных технологий, организационных  процедур).
     Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов  управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость  системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности  организации; экологические последствия17.
     В кадровом менеджменте (что было выявлено при изучении обширной базы литературных источников) можно выделить и специфические  этапы, которые включаются в себя сразу несколько управленческих функций и которые не представляется возможным четко разделить.
     Особым  элементом современного кадрового  менеджмента можно считать и  выделение в самостоятельную  управленческую сферу организация  деятельности по подготовке руководящих  кадров, управлению продвижением по службе, разработке программ, направленных на развитие способностей и повышение  эффективности труда руководящих  кадров.
     Особое  внимание должно уделяться подготовке резерва руководителей и молодых  сотрудников с лидерским потенциалом. В зависимости от того, насколько  эффективно работает система подготовки резерва, включающая раннее выявление, определение и развитие потенциала, продвижение по служебной лестнице, во многом зависит успех всей компании, поэтому управление подготовкой  кадрового резерва является одним  из приоритетов высшего руководства.
     Резерв  руководителей - это группа сотрудников, обладающих потенциалом для занятия  в перспективе руководящих должностей, сформированная в результате формального  «селекционного» процесса. Компания должна постоянно осуществлять целенаправленную работу по развитию и подготовке этой группы к занятию новых должностей. Другое название этой группы - «резерв  на выдвижение». При подготовке сотрудника в руководящий резерв основное внимание уделяется его профессиональной компетенции. Успешность работы руководителя зависит не только от качества выполнения должностных функций, но и от стиля  ролевого поведения при выполнении этих обязанностей, психологической  готовности к деятельности18.
     Несомненно, стимулирующее действие на управленцев  и простых работников, находящихся  в резерве, оказывают фиксированные  сроки пребывания в качестве претендентов на руководящие должности, которых  должно хватать для повышения  уровня профессиональной компетентности и выполнения программ самоподготовки. 
 

     1.3 Инструменты и  технологии кадрового  менеджмента
     Кадровый  менеджмент охватывает настолько широкую  сферу хозяйственной деятельности организации и управления ею, что  рассмотреть все имеющиеся и  используемые в современных организациях технологии управления кадрами в  рамках настоящего исследования представляется затруднительным. Поэтому акцентируем  внимание на тех технологиях, которые  являются для современных организаций (не только российских) действительно  новыми и нетрадиционными.
     Технология  управления как экономическая категория  предполагает создание единой системы  методов и средств, которые позволяют  сформировать у работников того или  иного параметра. Условно говоря, при помощи технологии и применяя ее, организация производит некий  продукт, заключающийся во взаимосвязанных  характеристиках работников для  достижения целей организации.
     В связи с этим следует выделить те характеристики, которые должны быть ключевыми в параметрах персонала  современной организации:
     - обладание возможностями для  постоянного саморазвития;
     - наличие возможностей для развития  вместе с организацией.
     Это основные параметры, которые следует  выделять при разработке современных  технологий управления персоналом. Для  того, чтобы сформировать эти параметры  следует предусмотреть некоторые  направления технологии управления19:
    инструменты, используемые для развития персонала;
    инструменты, используемые для обеспечения организации персоналом с заданными параметрами
     3) инструменты для формирования  оптимального лидерского потенциала  в объеме и количестве. необходимых  для достижения целей менеджмента  организации;
     4) наличие не просто персонала,  а единой сплоченной команды,  которая будет работать максимально  эффективно;
     5) наличие синергического эффекта  при управлении персоналом, для  чего используется технология  формирования корпоративной культуры;
     6) рациональность использования заложенных  в персонале характеристик.
     Рассмотрим  основные характеристики, которые позволяют  эффективно управлять персоналом современной  организации.
     1. Технологии развития персонала:  адаптация, карьера, обучение, кадровый  резерв.
     В современных условиях быстрого устаревания  профессиональных навыков способность  организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников  является одним из важнейших факторов успеха. По мнению и данным экономистов  квалификация рабочих морально устаревает через каждые 10 лет, а потому каждая организация должна поддерживать соответствие между требованиями современного бизнеса и квалификацией кадров. Это позволит быстрее и эффективнее реагировать на изменения в стране и на денежном рынке, усилить в рыночной деятельности элементы стабильности, солидности, репрезентативности и трезвого расчета.
     Существуют  различные формы, методы и подходы  к профессиональному росту управленческого  персонала. К ним относятся деловые  игры, решение конкретных практических задач, анализ конкретных управленческих ситуаций, использование дискуссий, как инструмента получения новых  знаний и выработка оптимальных  вариантов управленческих решений, социально-психологический тренинг, программное обучение. Независимо от характера (практического или теоретического) повышения квалификации разработка методов переподготовки основывается на соблюдении ряда обязательных принципов.
     Организация работы по планированию и реализации карьеры работников включает: ознакомление работников с имеющимися в фирме  возможностями продвижения в  виде программ обучения и консультаций по индивидуальным планам повышения  квалификации; регулярное информирование и консультирование по открывающимся  в фирме возможностям обучения и  вакантным местам; разработку программ поддержки и психологического консультирования, противодействующих кризисам карьеры; перемещение работников по трем направлениям:
     1) продвижение вверх по ступеням  квалификационного или служебного  роста; 
     2) горизонтальное перемещение (ротация);
     3) понижение.
     Одним из важнейших элементов системы  служебно-профессионального продвижения  и управления им является формирование в организации кадрового резерва  для управленческого персонала.
     Формирование  резерва кадров является жизненно важной задачей для надежного функционирования предприятия, т.к. позволяет обеспечить замещение вакантных должностей в случае смерти, болезни, отпуска, командировки и увольнения работников. Резерв кадров - это часть персонала, проходящая планомерную подготовку для занятия  смежных рабочих мест более высокой  квалификации. Исходные данные для  формирования резерва: профессиональный отбор кадров; модели рабочих мест: результаты аттестации кадров; философия  предприятия; кадровые (личные) дела сотрудников; штатное расписание предприятия: планы  служебной карьеры.
     Современные организации заинтересованы и способствуют профессиональному росту своих  сотрудников на всех уровнях иерархии. Однако существует группа должностей, которым организация уделяет  особое внимание. Это – должности  высших руководителей, оказывающие  исключительное влияние на развитие организации. Способность выявлять и успешно готовить к работе на высокой должности будущих руководителей  – наиважнейший фактор успеха в  конкурентной борьбе.
     Поэтому современные организации создают  специальные системы подбора, развития и перемещения будущих руководителей (резерва руководителей) и рассматривают  управление этой системой как стратегически  важную задачу. Не случайно высшие руководители принимают непосредственное участие  в этом процессе.
     2. Технологии формирования персонала:  анализ кадрового потенциала, подбор  персонала.
     Под кадровой политикой понимается общие  установки и целенаправленная деятельность органов управления по формированию требований к работникам, их подбору, подготовке и рациональному использованию.
     Сущность  кадровой политики на предприятии состоит  в привлечении, закреплении и  адекватном использовании высококвалифицированных  работников, в создании условий для  реализации ими своего профессионального  потенциала для эффективного функционирования предприятия.
     Главной целью кадровой политики является формирование такого кадрового потенциала, который  в профессиональном отношении позволял бы обеспечивать реализацию целей предприятия.
     Современное понимание кадровой политики рассматривается  как единство следующих мер: обеспечение  всех участков производства необходимой  рабочей силой; создание мотивации  работника на высокопроизводительный, эффективный труд.
     Кадровой  политикой занимаются все уровни управления предприятием: высшее руководство, начальники подразделений, кадровая служба.
     Принципы  кадровой политики – это правила, основные положения и нормы которыми должны следовать руководители и  специалисты в процессе работы с  персоналом.
     В отечественной теории управления выделяют следующие принципы работы с кадрами:
      - подбора кадров по деловым качествам. Обеспечение подбора кадров по деловым качествам предполагает определенные критерии, процедуры, правила закрепленные в нормах права, которые не только помогают руководителю принять верное решение, но и препятствуют проявлению в этом вопросе ошибок;
     - сочетания преемственности и сменяемости кадров. Он заключается в использовании навыков и знаний опытных кадров с выдвижением молодых, перспективных работников и постоянного обновления кадров;
     - подконтрольности и подотчетности кадров.
     - законности. Он достигается, прежде всего, наличием правового регулирования вопросов формирования кадров. В праве закреплены методы осуществления кадровой политики, особенно, связанные с подбором и расстановкой, продвижение кадров, контролем за их деятельностью;
     - плановости в кадровой политике;
     - научности.
     Ряд американских и японских корпораций широко используют следующие принципы работы с персоналом:
     - пожизненного найма;
     - контроля исполнения заданий, основанного на доверии;
     - консенсуального принятия решений, т.е. обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников.
     3. Технологии выявлении и использования  лидерского потенциала персонала.
     Как свойство лидерство представляет собой  набор характеристик или систему  качеств, принадлежащих тем, кто  осуществляет непринудительное влияние. Лидерство не связано с возможностью применения силы, принуждением, давлением, обусловленными положением в организации (должность, позиция) или официальными полномочиями. Оно предполагает взаимодействие людей и поддержку лидера членами группы, в которую он включен. Все перечисленное относится к неформальному лидерству. Руководители рассматриваются как формальные лидеры, которые одновременно могут быть неформальными лидерами или не быть таковыми.
     Ключевой  фигурой формальной организации  является лидер или администратор. Его роль и значение в современном  обществе трудно переоценить: в развитых странах тратятся огромные ресурсы  для подготовки профессиональных менеджеров-администраторов. Эта задача особенно остро стоит  перед Россией, имеющей весьма ограниченный опыт подготовки менеджеров, обладающих навыками руководства в условиях рыночной экономики. Решение ее во многом зависит от выработки правильных, адекватных представлений о том, какими качествами должен обладать менеджер, работающий в современных условиях. То, что менеджер, управляющий поведением других людей должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из исследователей и наиболее успешных практиков управления не вызывает сомнения. Другое дело, в  какой мере? Каков тот необходимый  уровень лидерских качеств, который  позволяет менеджеру быть эффективным?
     Успешность  лидера в значительной степени зависит  от согласованности индивидуального  стиля со средой.
     Использование лидерского потенциала работников (и  его развитие) заключается не только в том, что лидера можно использовать в качестве управляющего, а, прежде всего, в том, чтобы выявить в  коллективе лидеров и определить, характер и природу такого лидерства, а также возможностей его использования. Основной задачей рассматриваемой  технологии является формирование таких  условий труда персонала, которые  позволят максимально эффективно выявить  и использовать те лидерские качества, которые имеются у всех работников в той или иной мере. Кроме того, используя данную технологию, руководство может более качественно распределять функции и ответственность между работниками с учетом не только индивидуальной мотивации к труду, но и с учетом психологической природы формирования или отсутствия лидерских качеств в каждом работнике.
     4. Формирование команды.
     Восприятие  коллектива со знаком «плюс» или со знаком «минус» зависит от множества  факторов, прежде всего - от стиля управления, принятого в компании. Так, например, в фирмах-системах, с жестким иерархичным  управлением, коллектив, скорее, напоминает армейское подразделение со всеми  его достоинствами и недостатками. В фирмах-семьях, где микроклимат  в значительной степени определяется традициями и личными взаимоотношениями, коллектив зачастую выступает в  роли «Большого брата», где сотрудники пристально наблюдают друг за другом. В такую «семью» трудно вписаться  новичку, в том числе и новичку-руководителю.
     Независимо  от сферы деятельности компании, пресловутые  «настроения в коллективе» служат своего рода лакмусовой бумажкой, индикатором  ее положения на рынке и финансовой устойчивости. Известно, что даже отдельные  нелояльные сотрудники могут сильно осложнить компании жизнь, а нелояльный коллектив - и вовсе стать серьезным  тормозом для решения поставленных задач. Вот почему в корпорациях  зачастую прямо противопоставляют  понятия коллектива и команды, причем команда воспринимается как панацея  от всех бед и обязательное условие  достижения быстрого успеха в бизнесе. Но такой подход не всегда оправдан.
     Главный отличительный признак команды  – существование общей цели, которая  разделяется всеми участниками  процесса и каждый несет ответственность  за ее достижение. На определенном этапе  наступает «момент истины», и успех всей команды становится для участников важнее их личных интересов. Но это не означает, что команда обезличивает людей – просто приоритеты расставляются по-другому (смещаются от частного к общему)20.
     5. Формирование корпоративной культуры.
     С течением времени, а также под  воздействием обстоятельств, культура может претерпевать изменения. Поэтому  следует знать, как проводить  изменения такого рода. Важно определение  факта изменения культуры. Когда  изменения происходят в поведении  организации, то определить это несложно, так как все как бы лежит  на поверхности. В случае с культурой  изменения происходят в умах людей  и трудно быть уверенным, произошли  изменения или нет. Хорошей проверкой  результативности изменения культуры является тот факт, что после ухода  из организации лидера - проводника новой культуры люди продолжают вести  себя по-новому. Если руководство организации  пытается выяснить, произошли ли изменения  в культуре, то это косвенно свидетельствует  о том, удалось ли на самом деле этого достичь или нет.
     Изменения в содержании культуры требуются  тогда, когда существующая в организации  культура не способствует изменению  поведения до состояния, необходимого для достижения желательного уровня организационной эффективности.
     Широко  известно, что многие творческие группы и организации в науке, образовании  и искусстве, функционирующие на свободной коммерческой основе, во многом добились успехов в силу именно вышеприведенных обстоятельств, поверив  в свои способности делать дело по-новому и достигнув для себя внутреннего согласия с этим через принятие новой культуры.
     Понимание роли и значения организационной  культуры для успеха в реализации не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических целей и умение "выстраивать", выращивать, формировать желательную  оргкультуру является важнейшим  условием успешных организационных  изменений. Российские компании только тогда смогут реально конкурировать  с западными компаниями, когда  смогут сравняться с ними не только по технической оснащенности, но и  по искусству управления социальной структурой, составляющей ядро организации.
     6. Технология рационального использования  персонала.
     Исходные  положения данной технологии заключаются  в следующем: обеспечение рациональной занятости работников; обеспечение  стабильной и равномерной загрузки работников в течение рабочего периода (дня, недели, месяца, года); обеспечение  соответствия трудового потенциала работника и его психофизиологических данных требованиям рабочих мест и производства в целом; периодический  переход работника с одного рабочего места на другое (в течение недели, месяца и т.д.), обеспечивающий разнообразие выполняемых работ и возможность  гибкого маневрирования в процессе производства; обеспечение максимальной возможности выполнения на рабочем  месте разнообразных операций, осуществление  которых позволяет чередовать нагрузки на различные части тела и органы чувств человека.
     Рациональное  использование персонала включает21: достижение количественной и качественной сбалансированности рабочих мест и работников; распространение гибких форм занятости; уточнение и конкретизацию границ использования персонала с учетом текущих и будущих потребностей организации; обеспечение условий и организации труда, способствующих полной реализации трудового потенциала работника; дифференцированный подход к занятости работников на различных стадиях их жизненного цикла: обучения, работы, предпенсионного и пенсионного возраста.
     Технологии  кадрового менеджмента предполагают создание определенной последовательности действий и этапов по организации  процесса управления работой персонала  на предприятии.
     В свою очередь управление персоналом - одна из ключевых функций, которая  обязательно реализуется в любой  отрасли с любым штатом. Не всегда для этого необходимо создание специальной  службы или привлечение свободных  финансовых средств. Но наличие четких технологий управления и действий менеджмента  компании для эффективной работы с персоналом обязательно.
Таким образом, в последнее время все большее  количество руководителей осознают важную роль персонала в хозяйствующих  субъектах и приходят к выводу о том, что только целенаправленная и постоянная работа с персоналом может принести успех. Главной задачей  руководства становиться нахождение таких принципов и механизмов, которые позволят создавать эффективную  систему управления персоналом, ориентированную  на взаимовыгодное стратегическое сотрудничество организации и ее сотрудников. Для  построения эффективной системы  управления персоналом необходимо наличие целенаправленного управленческого воздействия на персонал, которое обеспечивается в процессе кадрового менеджмента.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.