На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Экономическая сущность бюджета

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Бюджет  государства 
 

      Введение…………………………………………………………………..2
      1. Содержание и значение бюджета государства……………………3
      2. Сущность и специфические черты бюджета……………………...6
      3. Место и роль бюджета в финансовой системе страны………….11
      4. Взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы………..16
      Заключение………………………………………………………………19
      Список  использованной литературы………………………………...21. 

 

Введение

 
        Ведущую, определяющую роль в  формировании и развитии экономической  структуры любого современного  общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
      Бюджетная система является одним из важнейших  институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
      По  материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.
      Политическое  значение бюджета многогранное, и  в частности, оно состоит в  том, как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.
      Целью данной работы является исследование экономической сущности бюджета.
 

        1. Содержание и значение бюджета государства. 

      Бюджет как ведущее звено финансовой системы и фактор, определяющий роль в социально-экономическом развитии, требует строго аргументированной характеристики его сущности.
      Если  содержание термина "финансы" включает в себя такие понятия, как "финансы" - "финансовый план" - "финансовые ресурсы", тогда по аналогии термин "бюджет" будет иметь следующее содержание: "бюджет" - "бюджетный план" - "бюджетный фонд"1.
      Экономические и финансовые категории являются научной абстракцией, но служат важным инструментом углубленного познания финансовых явлений. Бюджет как финансовая категория по своей природе имеет объективный характер и отражает реально существующие в обществе отношения. Это предопределено тем, что для осуществления государством его функций необходима материально-финансовая база. В руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения задач обороны, покрытия издержек государственного управления.
      Бюджет  является категорией сложной и многообразной, отражающей движение других категорий, например доходов и расходов бюджета. Доходы бюджета отражают экономические  отношения, возникающие у государства  с хозяйствующими субъектами и населением по поводу изъятия у них части денежных средств в целях формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с расходованием бюджетного фонда на определенные цели.
      Аргументируя свою позицию, автор утверждает, что бюджет является абстрактной экономической категорией, т.е. обобщенным представлением таких реально существующих явлений и процессов, в результате которых происходит распределение общественного продукта по фондам целевого назначения. В буквальном смысле это выражается в том, что сначала появляются документально оформленные абстрактные отношения, которые потом материализуются в бюджетный план, в процессе исполнения последнего образуется и используется бюджетный фонд.
      Сущность бюджета одинакова во всех странах мира независимо от различий в общественно-политическом, государственном устройстве.
      Каждое  государство имеет бюджетный  фонд, и если финансы представляют собой совокупность денежных отношений  по поводу образования и использования многих видов денежных фондов (предприятий и организаций различных форм собственности, государства, кредитной системы), то бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется один фонд - бюджетный. Таким образом, в результате организуемых государством экономических отношений формируется государственный централизованный денежный фонд - бюджетный2.
      В процессе финансово-экономических  отношений формируется денежный фонд Правительства (Федеральный бюджетный фонд), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (бюджетные фонды субъектов РФ) и органов местного самоуправления (муниципальные бюджетные фонды).
      Бюджетные фонды имеют сложную организационную  структуру. Конкретная величина фонда зависит от множества факторов и более всего от уровня развития экономики, масштабов намечаемых структурных сдвигов в экономике и народном хозяйстве, эффективного управления собственностью, финансовыми и материальными ресурсами на предприятиях, в учреждениях и организациях непроизводственной сферы, а также предоставляющих услуги населению (например, жилищно-коммунального хозяйства) и т.д., поэтому государственный бюджет также объективно представляет собой совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда. Однако само по себе множество фондов не представляет системы.
      Исследование  сущности бюджета как центрального звена финансовой системы позволяет  сделать вывод, что существуют различные  мнения о количестве функций, присущих бюджету.
      Большинство экономистов выделяет распределительную (перераспределительную) и контрольную  функции бюджета. Сущностной характеристикой  бюджета является распределение  общественного продукта и национального  дохода в целях мобилизации его части в бюджетном фонде с последующим распределением бюджетных средств на определенные цели. Следовательно, государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная.
      Функции бюджета объективны, как объективна сама эта категория. Однако использование бюджета в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, при этом использование конкретных форм и методов проведения бюджетной политики отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач: построение бюджета, планирование, прогнозирование, программирование, аккумулирование доходов в централизованный фонд и их распределение, финансирование средств предприятий, бюджетный анализ, информационное обеспечение и др. (так называемые оказываемые функции субъекта управления). Поэтому нельзя согласиться с авторами многих изданий, которые относят к функциям финансов, а, следовательно, и бюджета прогнозирование, планирование, стимулирование, организацию, инвестирование, регулирование и др.
 

       2. Сущность и специфические черты бюджета. 

      Бюджет  — центральное звено системы  финансов, выражающее все ее основные качественные признаки. Поскольку государственные финансы — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) — отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.
      Следует обратить особое внимание на применение термина «бюджет» в законах и  экономической литературе: монографиях, учебниках, научных статьях. Он одновременно используется для обозначения различных  по своей природе объектов: «форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти»; «основной централизованный фонд денежных средств»; «...совокупность ...денежных отношений ...как основной финансовый план... как важнейший финансовый регулятор...». Как видно, авторы часто не соблюдают правило формальной логики: каждому определяемому объекту (отношению, предмету, документу) свое собственное, только ему присущее определение и соответственно, — «термин». При этом никто не называет «финансами» одновременно и финансовый документ, и финансовые ресурсы.
      Если  следовать сформулированному выше правилу, то «бюджетом» не следует называть документ, так как для последнего уже с давних пор использовали термины «роспись государственных  доходов и расходов», «государственная роспись», «смета доходов и расходов государства», «баланс доходов и расходов». Правильнее было бы называть документ «бюджетным планом», в котором бюджет как система денежных отношений выражен количественно (суммарно). Иными словами, составляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план — основной финансовый документ страны. В процессе исполнения «бюджетного плана» образуется и используется «бюджетный фонд» — основной государственный централизованный денежный фонд.
      Сущность  любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется  в ее функциях. Под функциями финансов следует понимать форму проявления их общественного назначения. Поскольку  бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:
      образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
      использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);
      контрольная.
      Первую  функцию выполняют бюджетные  доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов — полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; доходы лиц, работающих не по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента; процент (прибыль банков и вкладчиков).
      Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических  условий развития страны. Динамика структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменении соотношения между потреблением и накоплением.
      Вторая  функция бюджета принадлежит  конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает  экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи, с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений социальной сферы, различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Структура бюджетных доходов и расходов, в которой проявляется сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.
      Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для проведения контроля, осуществляется одновременно и с  первой функцией, и со второй. Контрольная  функция обусловливает возможность  эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе — присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.
      Бюджет  играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном  процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями (субъектами РФ).
      Как экономической категории бюджету присущи признаки, свойственные всем понятиям, которые объединяет более общая категория - финансы. Однако бюджетные отношения обладают специфическими чертами, которыми являются объект бюджетного перераспределения, специфика общественного предназначения бюджета и степень проявления у бюджетных отношений признака императивности.
      Бюджет  как экономическая категория  выражает систему императивных денежных отношений между государством и  другими субъектами воспроизводства  по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.
      Бюджетными  называются отношения по поводу перераспределения  национального дохода.
      При этом не исключена возможность перераспределения  через бюджет и части фонда  возмещения, а иногда и национального  богатства. Бюджетные отношения  складываются в процессе образования и использования основного централизованного государственного фонда денежных средств, необходимого для удовлетворения наиболее важных совокупных потребностей общественного воспроизводства - развития ключевых сфер экономики, образования, науки, культуры, осуществления социальной политики, обеспечения обороны страны и управления обществом. Следовательно, пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем в других сферах финансовых отношений, определяются потребностями воспроизводства и общества в целом. Наконец, бюджет в отличие от других финансовых категорий выражает целостную систему императивных денежных отношений. Именно в бюджете признак императивности находит свое наибольшее проявление. 

      Бюджет  как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.
      Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный  документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций. 
 
 

 

       3. Место и роль бюджета в финансовой системе страны 

      Бюджет  является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
      В бюджете ежегодно централизуется часть  денежных доходов предприятий и  населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.
      Государственный бюджет активно воздействует на экономику  в целом, так как он выступает  в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности3.
      Бюджетные ассигнования в производственной сфере  являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании.
      Расходы государства на просвещение и  здравоохранение, социальное страхование  и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы.
      Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать окончательные размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в его использовании.
      Бюджетная политика является ядром экономической  политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости.
      Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные  фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических  задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный дефицит (профицит). Это сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). Она является также результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком4.
      Главными  требованиями, предъявляемыми к бюджетной  политике можно назвать:
      1. Реалистичность.
      2. Федеральный бюджет должен олицетворять  ответственность государства за  безусловное выполнение взятых  на себя бюджетных обязательств.
      3. Федеральный бюджет должен быть действенным инструментом политики финансового оздоровления экономики, не допустить роста инфляционных ожиданий.
      4. Необходимо акцентировать внимание  на увеличении доходов, причем  не за счет роста налогового  бремени, а за счет более  решительного осуществления мер по легализации частнопредпринимательской инициативы.
      5. Цели бюджетной политики должны  быть максимально детализированы.
      Долгое  время бюджет России имел дефицитный характер. В докризисный период бюджет не только не дефицитен, но и формируется и исполняется с довольно большим профицитом. После мирового финансового кризиса 2008 года бюджет опять стал дефицитным.
      Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Его  характер и роль должны оцениваться  с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования.
      Снижение  налогов при неизменных государственных  расходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем, означает, что правительство финансирует данное снижение за счет роста государственного долга. В свою очередь, рост государственного долга подразумевает, что в будущем для его покрытия необходимо будет увеличивать налоги. Таким образом, фактически налоги не изменяются, а просто перераспределяются во времени.
      Ожидания  налогоплательщиков относительно будущего роста налогов и снижения доходов  приведут к тому, что сегодняшнее  потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителей как защищающая мера по поддержанию в будущем "привычного" уровня жизни. Прирост частных сбережений позволит реализовать государственные ценные бумага, предназначенные для покрытия бюджетного дефицита без увеличения нормы процента.
      Основные  параметры бюджетной политики на современном этапе состоят в следующем: удержать экономику от падения производства и обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо, прежде всего, принять неотложные меры к укреплению денежного обращения, национальной валюты как основы преодоления экономического кризиса. Только в условиях устойчиво функционирующего денежного обращения можно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма.
      Для укрепления денежного обращения  и финансового положения страны необходимо совершенствовать бюджетный механизм, обеспечить государственное регулирование денежной массы, дедолларизацию, приоритетное финансирование развития реального сектора экономики, совершенствование деятельности банковской системы; стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе; укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов; усилить контроль за величиной государственного долга. Основными задачами бюджетной политики в России являются: обеспечение полноценного финансирования социальной сферы, стимулирования инвестиционной активности, безусловного выполнения государством своих финансовых обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      4. Взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы 

      Финансовая  система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.
      Все вышеперечисленные финансовые отношения  можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
      Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
      Важная  роль, которую выполняет государство  в области экономического и социального  развития, приводит к необходимости  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
      Несмотря  на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования  денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.
      Основой единой финансовой системы служат финансы  предприятий, поскольку они непосредственно  участвуют в процессе материального  производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
      Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
      Общегосударственные финансы органически связаны  с фина
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.