На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Неолиберализм

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством  в 30-е гг. как самостоятельная  система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция и в теоретических  разработках и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.
Если кейнсианство изначальным считает осуществление  мер активного государственного вмешательства в экономику, то неолиберализм — относительно пассивного государственного регулирования. По кейнсианским моделям предпочтение отдается совокупности государственных мер по инвестированию различных сфер экономики, расширению объемов правительственных заказов, закупок, ужесточению налоговой политики. Их крайнее проявление приводит, как очевидно из экономической истории, к дефициту государственного бюджета и инфляции.
Неолибералы выступают  за либерализацию экономики, использование  принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур, видя роль регулирования экономики государством в его функциях «ночного сторожа» либо «спортивного судьи». Представители неолиберальной концепции государственного регулирования экономики, памятуя напутствие Л. Эрхарда — «конкуренция везде, где возможно, регулирование — там, где необходимо», — доказали правомерность ограниченного государственного участия в экономических процессах и большего его содействия свободному и стабильному функционированию предпринимателей как условие устранения неравновесия в экономике.
Уже в 30-е гг. для противодействия кейнсианским идеям государственного регулирования  экономики, ограничивающим систему  свободной конкуренции, в ряде стран  были созданы неолиберальные центры по выработке альтернативных мер государственного вмешательства в экономику, которые (меры) способствовали бы возрождению и практическому воплощению идей экономического либерализма. Наиболее крупные центры неолиберализма в Германии, США и Англии получили название соответственно Фрайбургской школы (ее лидеры — В.Ойкен, В.Репке, А.Рюстов, Л.Эрхард и др.), Чикагской школы, которую также называют «монетарной школой» (ее лидеры — Л.Мизес, М.Фридмен, А.Шварц и др.), Лондонской школы (ее лидеры — Ф.Хайек, Л.Роббинс и др.). Видными представителями неолиберальных идей во Франции явились экономисты Ж.Рюэфф, М.Алле и другие.
Предваряя краткую  характеристику особенностей школ неолиберальных идей различных стран, следует отметить, что представители неолиберального движения еще в начале 30-х гг. пытались выработать единую научно-практическую платформу. Общие в данной связи принципы неолиберализма были продекларированы в международном масштабе в 1938 г. на конференции в Париже. Этот форум неолибералов ныне называют также «коллоквиумом Липпмана» из-за созвучности одобренных на конференции принципов неолиберализма с положениями изданной в том же году американским экономистом А.Уолтером Липпманом книги под названием «Свободный город». Суть одобренных в Париже общих принципов неолиберального движения сводилась к провозглашению необходимости государственного содействия в возвращении правил свободной конкуренции и обеспечении их выполнения всеми хозяйствующими субъектами. Условие приоритета частной собственности, свободы сделки и свободных рынков могло быть пересмотрено действиями государства лишь в экстремальных случаях (война, стихийное бедствие, катастрофа и т.п.). 
 

1. Условия возникновения  и сущность неолиберализма
1.1. Теория экономического  либерализма и возникновение неолиберализма
Экономический либерализм прошел длительный путь развития. Теория экономического либерализма  отражала интересы общества в период зарождения и раннего развития капитализма. В них содержалось требование ликвидировать феодальные регламентации, привилегии класса феодалов, ограничить монархию, обеспечить свободу предпринимательства и свободную конкуренцию. Идеи экономического либерализма нашли широкое отражение в трудах физиократов и английских классиков политической экономии и их последователей.
Либералы считали  свободную конкуренцию силой, которая  непосредственно приводит к автоматическому  установлению равновесия в развитии экономики и обеспечивает не только справедливость в распределении  доходов, но также максимум возможного благосостояния и прогресса. Они поддерживали идею о том, что режим "laissez faire…" создает в капиталистическом обществе условия для "гармонии интересов". Государству они отводили роль "ночного сторожа", который стоит на страже свободы предпринимательства, не вмешивается в сам хозяйственный процесс, но готов это сделать, если частная собственность окажется под угрозой. Такие взгляды господствовали до образования монополистического капитализма в ХХ в., когда выявилась неспособность рыночной экономики к саморегулированию.
В 30-х гг. ХХ в. в экономической науке и в  практике хозяйствования возобладала  идеология государственничества (этатизма). К этому привели общество тяжелые  экономические кризисы, "горячие" и "холодные" войны. Широкое использование  государственного регулирования в послевоенное время способствовало более или менее гладкому развитию. Спады были слабее, темпы развития выше. Идеи расширения функций и исключительных прав государства насчитывали массу сторонников. В таких условиях возникла опасность постепенной подмены функций рынка функциями государства, снижения конкуренции и инициативы хозяйствующих субъектов, а вместе с тем и падения импульсов к развитию.
Неолиберализм стал реакцией на идеологию этатизма. Сторонники неолиберализма уже в  самом названии направления подчеркивали свою приверженность принципам экономической свободы и конкуренции.
Неолиберализм - направление в экономической  науке и практике хозяйственной  деятельности, имеющее в основе соединение принципа саморегулирования экономики  с ограниченным государственным регулированием. Следовательно, неолиберализм решает две задачи: с одной стороны, разрабатывать стратегию и тактику государственного воздействия на экономическую жизнь, а с другой - активно защищать основы рыночной экономики от силового, разрушительного вмешательства в нее. Это значит, что неолиберализм сохраняет приверженность принципам экономической свободы и конкуренции, берущим начало от А. Смита, но допускает помощь со стороны государства в регулировании рыночной экономики, что идет от Дж. Кейнса. Однако в неолиберализме в большей мере, чем в кейнсианстве, государственное регулирование сочетается с естественным рыночным механизмом.
Мировая современная  экономика представляет собой сложное  сочетание многих взаимозависимых  рынков, различных денежных систем и экономик различных государств, в которых цены и курсы национальных валют могут устанавливаться и государственной властью, и рыночными механизмами. И в результате чего экономический анализ современной экономики оказывается достаточно сложным, как и теории современной экономики. Это не могло не отразиться и на либеральных экономических теориях. Классический либерализм, возникший несколько веков назад, постепенно модернизировался. И в результате появился неолиберализм, являющийся современной версией либерализма. Неолиберальная концепция базируется на принципе саморегулирования рыночной экономики, свободного от излишней регламентации государства. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют.
Неолиберальная  экономическая концепция начала формироваться в 30-е годы одновременно с кейнсианством. В рамках неолиберального  экономического направления существовало несколько центров в Германии, США, Англии: Фрейбурская школа, ярким представителем которой является Л. Эрхард; Чикагская школа (или монетарная школа) - М. Фридман; Лондонская школа - Ф. Хайек. [10, с.293]
Во все времена  не существовало единого рецепта  успешного функционирования экономики  и единого мнения среди различных представителей различных направлений экономической мысли. Истоки неолиберальной экономической концепции нужно искать в классическом либерализме, имеющем многовековую историю. С точки зрения традиционного либерализма 18-19 веков его идеология во многом основывалась на смешанной экономике с весомым государственным участием. Либеральная экономическая политика второй половины 20 века исходит из необходимости минимизировать государственное участие, ориентироваться не на смешанную экономику, а на экономику, основанную на частной собственности.
Либерализм –  это, прежде всего экономическая  свобода. Экономическая свобода  означает свободу предпринимательства, освобождение от любых феодальных, корпоративно-цеховых и административно-командных  ограничений. Это свобода, прежде всего от государственного диктата. Государственный диктат может осуществляться по-разному, и фискальная его форма (повышение налогового бремени и бюджетного перераспределения для финансирования государственных обязательств) наиболее безобидная. Но есть формы государственного диктата гораздо более опасные для экономической свободы. Это различные формы государственной монополии (на внешнюю торговлю, валютные операции, собственность и др.). Также на лицензирование и регламентацию различных видов деятельности, искажение основных рыночных критериев и параметров (цены, курс валюты, критерии эффективности и др.).
На ранней стадии развития либерализма считалось, что  самым главным условием процветания  государства является невмешательство  его в экономику. Суть идеологии либеральной экономической политики сформулировал в свое время Адам Смит: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей». . Но следует ли из этого, что Вьетнам – более либеральная страна, чем Норвегия, а в Туркмении и Азербайджане проводились более либеральные реформы, чем в Польше и Чехии? Важно обратить внимание на терпимость в управлении. То есть государство должно быть нейтрально относительно бизнеса и иных форм частной жизни, если только одна форма частной жизни не начинает подавлять другую. В этом случае государство должно вмешиваться для обеспечения равенства правил игры для всех. Смит в своих работах показал, что во главу угла надо поставить индивидуальные интересы, т.е. «естественное стремление каждого человека к улучшению своего положения». Рост общественного богатства и приоритет общественных ценностей установится тогда сам собой (рыночная саморегуляция экономики).
Однако после  депрессии 30-х годов в США и  Западной Европе такие взгляды находят  все меньшее количество сторонников. В эти годы и возникают новые  концепции - неолиберализм и кейнсианство. Теоретически обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики английский экономист Джон Кейнс. Он считает экономику и рынок несаморегулирующимися системами. Поэтому его теории опираются на вмешательство государства, которое регулирует возникающие во время деловых циклов спады и подъемы, прежде всего с помощью фискальной политики Теория Кейнса «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном представлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами». Либералам взгляды Кейнса не близки, но со временем и взгляды либералов тоже изменялись. От первоначального отрицания государственного регулирования и вмешательства в экономику либералы, а затем и неолибералы начали переходить к признанию допустимости, даже необходимости вмешательства государства в социально-экономическую сферу. Но неолибералы в отличие от кейнсианцев признают государственное регулирование не в форме госзаказов, регулирования цен, государственного инвестирования и т.д., а в форме мягкого регулирования экономических процессов. Они поддерживают вмешательство правительства в экономику в целях содействия экономической стабильности, сдерживания инфляции, уменьшения безработицы, поддержки национального курса валюты, но они отдают предпочтение избирательному и прагматичному вмешательству. Неолибералы пришли к выводу, что стихийные рыночные силы не всегда в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства, и наступает необходимость стабилизирующего вмешательства извне.
Неолиберализм занял ведущую позицию в либерализме 80-90 гг. Это течение требует рационализации государственного социально-экономического регулирования, в частности объявляет целью прагматической социальной политики оптимальное воспроизводство «человеческого капитала», а не утверждение всеобщего благоденствия (это предполагает использование социальных расходов преимущественно для развития систем переподготовки рабочей силы, а не увеличение пособий бедным и безработным). Это новейшая тенденция в либерализме не отрицает того, что его главной функцией в новейшее время являлось поддержание баланса между экономической свободой и социально-экономическом равенством. [9, с.321]
Разброс мнений по этим вопросам очень велик. Существует почти противоположное понимание  либерализма в европейской и  американской традиции. В Америке  слово «либерал» – почти синоним слова «социалист». Либерализм в этой традиции – это поддержка государственных социальных программ и соответственно увеличение налогообложения, поддержка национальных, религиозных, и социальных меньшинств. Американский либерализм более политического толка, чем европейский. В Европе слово «либерал», наоборот, является антонимом слова «социалист». Европейский либерал выступает за маленькое правительство и ограничение его вмешательства в экономику. Европейский либерализм более экономического толка (хотя очень важна и его политическая составляющая – конституционный либерализм, верховенство закона и защита прав и свобод). [7]
Либерализм –  это не только свобода предпринимательства, свободные цены и открытые рынки, это, прежде всего совокупность интеллектуальных, культурно-нравственных, политических и экономических установок, ориентированных на признание личности, ее свободы, выделение человека в качестве смыслового центра, подчеркивание ценности человека в противовес ценности коллектива. Ранний либерализм защищал индивидуальные права и свободы исключительно как средство для максимальной пользы: «наибольшего благополучия для наибольшего количества людей», т.е. считалось, что права и свободы выгодны в конечном итоге для достижения экономического благополучия государства, но, начиная с Канта, они стали обретать самостоятельную ценность. Один из главных постулатов, сформулированных неолибералом Ф. Хайеком – забота о создании условий для свободного развития личности: «Преследуя эту цель, либералу следует относиться к обществу подобно садовнику, которому надо знать как можно больше о жизни растений, за которыми он ухаживает». [5]
В своей экономической  политике неолибералы выдвигают  требования уменьшить неравенство  по богатству, используя программу  социального обеспечения и другие формы перераспределения. Один из основных принципов неолиберализма, предложенный общепринятым идеологом либерализма Дж. Ролзом формулируется так: «социальные и экономические неравенства должны быть сглажены таким образом, чтобы они вели к наибольшей выгоде наименее преуспевающих». Статистические данные показывают, что в промышленно развитых странах, реализующих либеральную концепцию, происходит постоянное уменьшение разницы между доходами самых обеспеченных и низкооплачиваемых граждан. [4]
В состав неолиберализма входит несколько школ: лондонская (Ф. Хайек), фрайбургская (В. Ойкен, Л. Эрхард), чикагская (М. Фридмен).
Современных либералов  объединяет общность методологии, а  не концептуальные положения. Одни из них придерживаются правых взглядов (проповедники абсолютной свободы, противники государства), другие - левых (признание необходимости участия государства в экономике). Однако все неолибералы уделяют первостепенное внимание поведению отдельного человека, фирмы, решениям, принимаемым на микроуровне. В понимании общественного развития неолибералы стоят на позициях эволюционизма. 

Теория соц  рын хоз-ва 

Впервые термин «социальное рыночное хозяйство» появился в 1947 г. в работе госсекретаря Федерального министерства экономики профессора Альфреда Мюллера-Армака. Разработки в  этом направлении были продолжены В. Репке, Л. Эрхардом и др. О создании модели «социального рыночного хозяйства» как главной задачи экономической политики было заявлено канцлером К.Адэнауэром. 

«Социальное рыночное хозяйство», по характеристике В. Репке, — это путь к «экономическому  гуманизму». Это тип хозяйства, который  противопоставляет концентрации власти — свободу, централизму — децентрализм, организации — самоуправление и пр. 

Авторы концепции  приспособили идеи фрайбургской школы  к конкретным условиям социально-экономического развития послевоенной Западной Германии. В дополнение к положению об ответственности государства за длительную дееспособность конкурентной экономики они обосновали необходимость формирования и проведения активной социальной политики. С их точки зрения, цель деятельности национальной экономики должна состоять в том, чтобы на базе высокоэффективной и гибкой экономической системы, основанной на конкуренции, добиваться социального прогресса. 

Концепция социального  рыночного хозяйства — это  попытка синтезировать гарантированную  государством экономическую свободу  в рыночной экономике с идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу, которая заключается в свободе потребителя покупать товары, в свободе предпринимателя производить и продавать товары по собственному усмотрению. Благодаря этому рыночная система стимулирует экономический рост, технический прогресс, повышает производительность труда, снижает издержки производства и цены. 

Термин «социальный» понимается авторами концепции двояко. С одной стороны, они утверждают, что рыночное хозяйство носит социальный характер, так как, в силу своей эффективности, создает экономические предпосылки для повышения доходов в обществе, с другой стороны, считают, что рыночная деятельность, которая приводит к социально нежелательным результатам, должна ограничиваться, что результаты свободного экономического процесса, которые не являются достаточно гуманными, должны корректироваться. 

Так, А.Мюллер-Армак  предлагал сократить разрыв между высокими и низкими доходами посредством прогрессивного налогообложения, позволяющего перераспределить средства в пользу малоимущих в виде дотаций на содержание детей, расходов на квартплату, строительство жилья, социальных выплат. К другим формам социальной политики относились также разветвленные системы социального страхования (по болезни, безработицы и т.д.) и социальной инфраструктуры (просвещение, здравоохранение и т.д.). 

В связи с  этим в данной концепции социальные компоненты воспринимаются как необходимое дополнение к экономической системе рыночной экономики, которая до этого в качестве цели не ставила достижение социально справедливых результатов. 

Социальное рыночное хозяйство рассматривается как  «третий путь», пролегающий между  капитализмом (XIX — началом XX вв.) и тоталитарной административной экономикой, как путь, ведущий к свободному, экономически эффективному строю в экономике и обществе. По мнению ее авторов, модель социального рыночного хозяйства обладает огромным научным потенциалом, так как это не статичная, а динамичная теория, способная к адаптации по мере изменения экономической ситуации и соотношения между функциями рынка и государства. 
 

Данная концепция  использовалась в качестве официальной  доктрины ФРГ, теоретической основы «немецкого экономического чуда». Главным архитектором хозяйственных реформ, базирующихся на концепции социального рыночного хозяйства, являлся профессор Людвиг Эрхард (1897-1977), сочетающий в себе теоретические знания и опыт крупного государственного деятеля, который являлся директором правления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министром экономики ФРГ (1949-1963), заместителем федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлером республики (1963-1966). Под руководством Эрхарда группой экономистов был разработан гамбургский план, реализация которого позволила в конце 40-х годов вывести Западную Германию из кризисного состояния. 

Послевоенное  состояние экономики Германии было удручающим. Две трети производственных мощностей бездействовали, цены непрерывно росли, в стране господствовал «черный рынок». Денежные средства на руках населения почти в десять раз превосходили размеры национального продукта. Многие товары распределялись по карточкам, процветал натуральный обмен. Наиболее надежной валютой считались сигареты. 

В соответствии с идеей о социальном рыночном хозяйстве, рычагами экономического возрождения  стали свободная частная инициатива и конкуренция в сочетании  с активной ролью государства. 

В 1948 г. была проведена  денежная реформа, которая стала важнейшей предпосылкой дальнейшей либерализации экономики. Новая марка обменивалась на десять старых рейхмарок, изымавшихся из обращения. Часть денег, оставшихся после обмена, была заморожена на спецсчетах, а затем обменивалась по курсу 1:20. Пенсии и зарплата подлежали выплате в новых дойчмарках в соотношении 1:1. В результате размеры денежной массы были сокращены более чем в 14 раз, что позволило значительно снизить инфляцию, сбалансировав товарную и денежную массы. 

Реформа цен  была реализована в законе о принципах хозяйственной структуры и политике цен, по которому отменялись предписания по регулированию экономической жизни, упразднялось административное распределение ресурсов и контроль над ценами. Дерегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно. Основные продукты питания, цены в аграрном секторе, квартплата, большинство видов сырья нормировались государством в условиях твердых цен. В отношении других важных предметов потребления (текстиль, обувь) были сняты ограничения на цены, но регулирование сохранялось до начала 1950 г. В 1951 г. было отпущено большинство цен. Этого оказалось достаточным, чтобы радикально изменить хозяйственный климат, стимулировать быстрый рост производства. 

Чтобы сохранить  стабильность денег и избежать гиперинфляции осуществлялись: закон против произвольного завышения цен; периодическая публикация каталогов местных цен, соответствующих средним условиям производств; «Программа широкого потребления», по которой товары реализовались по средним ценам. Наряду с этим, проводилась рестиктивная денежная политика. Эти мероприятия позволяли приспособить уровень цен к наличной покупательской способности потребителей и увеличить производство. 

Предпосылками для снижения издержек выступали  ограничения роста заработной платы  темпами прироста производительности труда и снижение налогов. Налоговая политика поощряла самофинансирование за счет высоких амортизационных норм и низких ставок налога на капитализируемую прибыль. 

Модернизация  производства во многом осуществлялось за счет плана Маршалла, что позволило в традиционных отраслях значительно повысить конкурентоспособность экономики. Из средств Фонда европейской программы восстановления на льготных условиях предоставлялись кредиты. 

В 1952 г. был принят Закон об инвестиционной помощи производству, обязывающий отрасли второго подразделения производить целевые инвестиционные отчисления в пользу горно-металлургического, энергетического секторов, водного хозяйства, федеральной железной дороги. Структурные инвестиции явились доказательством использования планирования и управления со стороны государства. 

Борьба с монополизацией экономики нашла выражение в  проведенной в 1945 г. принудительной декартелизации экономики; в принятии в 1957 г. Закона о защите ограничений  конкуренции, в соответствии с которым вводились запрет договоренностей, направленных на ограничение конкуренции; надзор за злоупотреблениями предприятий, господствующих на рынке; контроль за объединением предприятий. 

В 50-е годы Эрхард, развивая концепцию «социального рыночного хозяйства», выдвинул проекты «преобразования собственности» в виде участия рабочих в прибылях предпринимателей, «образования имущества» и пр. 

Эрхард предложил  соединить рыночный механизм с ориентацией  на «социальное партнерство», разработал модели «соучастия» представителей трудящихся в руководящих органах компаний. Основные положения этого периода были конкретизированы в лозунгах «Благосостояние для всех» и «Собственность для всех». 

К началу 60-х  годов ФРГ становится передовой  страной Западной Европы. Реформа, проведенная Эрхардом и его коллегами, создала предпосылки для экономического возрождения Германии. 

Успех экономической  реформы был обусловлен не только правильной экономической политикой, но и наличием ряда благоприятных  факторов, среди которых: сохранившаяся материальная база, сравнительно дешевая рабочая сила, активно воздействующий на производство неудовлетворительный спрос населения. В 1965 г. Эрхард на партийном съезде ХДС заявил о завершении создания в ФРГ программы «социального рыночного хозяйства», превратившей эту страну в «сформированное общество». 

В середине 60-х  годов данная идея была подхвачена сторонниками концепции «сформированного общества» (Т.Брифсом, Э.Фогелином, Р.Альтманом  и др.). «Сформированное общество»  рассматривалось как определенный этап, фаза в развитии общества. Авторы концепции отмечали, что западногерманское общество прошло уже в своем развитии два этапа: фазу «классового общества», которой была присуща борьба за изменение общественного строя; этап «плюралистического общества», для которого типичным было столкновение «организованных союзов» между собой и государством за установление различных привилегий и за присвоение более высокой доли общественного продукта. После этого оно вступило в третью фазу развития — этап «сформированного общества», где главным должны быть интересы «общего блага». Исходя из этого, они утверждали, что в «сформированном обществе» не может быть места для классовой борьбы, его основой должно стать классовое сотрудничество, кооперация всех социальных групп. Для этого в сформированном обществе предлагалось провести ряд соответствующих реформ в области финансовой и кредитно-денежной политики. 

В 70-е годы усилились  позиции неокейнсианского направления, специализирующегося на комплексном  исследовании проблем экономического роста. На базе «неоклассического синтеза» были объединены кейнсианские концепции производства и распределения. В этих условиях неолибералы подчеркивали, что частнопредпринимательская деятельность на микроуровне должна строиться на принципах саморегулирования, а на макроуровне — осуществлять «глобальное регулирование», включающее проведение активной антициклической политики, направленной на обеспечение устойчивого экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности денежного обращения. 

В рамках этой теории был разработан такой рычаг управления социальными отношениями, как «согласованная акция» («концентрированная акция»), в  рамках которого предполагалось добиться полного согласования интересов  профсоюзов, предпринимателей, государства по всем социально-экономическим вопросам для обеспечения устойчивого и сбалансированного роста. 

Новым в доктрине явилась попытка сочетать стимулирование экономического роста как на стороне  предложения, т.е. путем оптимального подбора производственных факторов и имеющихся ресурсов (микроуровень), так и за счет создания условий для расширения эффективного спроса (макроуровень). Этот этап в развитии социального рыночного хозяйства связан, прежде всего, с именами К.Шиллера (премьер-министра от СПГ) и Ф.Й.Штрауса (министра финансов от партии ХСС), которые основными целями развития экономики провозгласили сбалансированный рост и полную занятость. 

Однако стимулирование эффективного спроса создало ряд  новых проблем в немецкой экономике: инфляцию, дефицит госбюджета. Это привело к тому, что в середине 80-х годов широкое признание в рамках концепции «социального рыночного хозяйства» получает монетаризм. 

В этот же период под лозунгом укрепления рыночных сил, возвращения рынку былого значения, освобождения населения от бремени налогов, вызванного чрезвычайно активной социальной политикой в стране, был начат ввод новой стратегии фискальной политики, известной как концепция предложения и дерегулирования (ограничения экономической роли государства). 

Основными компонентами данной концепции, обновленной на основе неоконсервативных рецептов, являются: уменьшение издержек производства вследствие замораживания зарплаты, сокращение социальных выплат, снижение налогов на прибыль, приватизация общественного сектора производства. 

Одновременно  происходит возрождение идеи ордолиберализма  о необходимости институционального регулирования хозяйственных форм экономики, формирования «строя» системы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.