На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роман А Толстого "Петр 1"

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Исторический роман "Петр 1" - это неисчерпаемый  источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о  социальных конфликтах, государственных  и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И  что важнее всего- это источник образных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом. Печать неповторимого таланта писателя лежит на всем повествовании эпохи Петра, поэтому вместе с историческими знаниями и непосредственно художественными впечатлениями от романа у нас складывается яркое представление о самом писателе, его творческой личности, об особенностях его подхода к жизни. Продолжая традиции великой реалистической литературы, Алексей Толстой создает исторический роман, в котором органически сочетаются историческая правда /факты, события, подлинные герои историй/ с художественным вымыслом. В судьбе вымышленного героя, рядового человека изображаемой эпохи выражаются ее основные конфликты, дух общественной борьбы, содержание идейной жизни. Изображая жизненное поведение и внутренний мир этого героя, писатель наиболее полно и достоверно передает дух времени. Историческая правда и могучая фантазия писателя, соединившись, создают иллюзию полной жизни давно минувшего времени. Личность Петра оказалась чрезвычайной и сама по себе стала воздействовать на эпоху. Петр становится центром приложения действующих сил, оказывается во главе классовой борьбы между поместным дворянством и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен такой человек, как Петр, и он сам искал- применения своим силам. Здесь было взаимодействие. Конечно, он один ничего сделать не мог, вокруг него накапливались силы. Действие романа развертывается на огромном пространстве: это Россия от Архангельска до Черного моря, от западных рубежей до Урала, это и европейские города, где побывал Петр. Повествование охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главного героя романа - Петра. Писатель показывает Петра на протяжении 25 лет. В романе изображены основные события того времени: восстание в Москве 1682 года, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице-Сергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со шведами, основание Петербурга. Историческая судьба главного героя определила построение романа. Однако еще до появления Петра мы вглядываемся в картины жизни допетровской Руси. Историческая неизбежность преобразований очевидна. Все в ожидании коренных изменений .в жизни. Это-ощущается прежде всего в глухом недовольстве крестьян, мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких отрядов. Возникает вопрос о том, кто же сможет сдвинуть с места вековые устои русской старины. Ни Софья, ни царевич Иван, ни Василий Голицын не способны на это. Особенно значительно, с точки зрения художественного раскрытия роли личности в истории, противопоставление Василия Голицина Петру. Просвещенный мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном государственном и общественном устройстве предвосхитил многие идеи Петра. В постоянном противопоставлении Голицыну и Софье писатель рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в глухом уголке загородного Преображенского дворца. Писатель показывает, как история "выбирает" Петра, как исторические обстоятельства формируют те качества его личности, которые необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий. Писатель воспроизводит жизненные связи и противоречия всех классов общества. Крестьяне, бояре, купцы, оппозиционные стрельцы, раскольники и солдаты, духовенство и придворные петровского времени доживают под пером замечательного художника. Центром своеобразного притяжения является Петр и его ближайшие соратники: князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгулин, адмирал Головнин, Александр Меньшиков, Лефорт и другие. Но из поля зрения писателя не выпадает и рядовой человек, человек труда. Писатель показывает творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны никакие преобразования. Воспроизводя живой, облик петровской эпохи, писатель не ограничивается обобщающими картинами жизни труда и страданий народа. Роль народа в петровских преобразованиях раскрыта в романе значительно глубже и многостороннее. В тесноте многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из народа, умельцев, тружеников. Их золотые руки, смекалка, тонкое художественное чутье создали чудеса техники и искусства, вбивали первые сваи для будущей российской столицы. Алексей Толстой показывает вольнолюбие русского человека, который чтит память Степана Разина, не склоняет головы перед угнетателями. На Петра роптали угнетенные крестьяне, собирались в разбойничьи шайки и уходили в леса, при соединялись к раскольникам, в поисках воли уходили на Дон. Но в отношении народа к царю есть и другое: ропща и осуждая царя - "мироеда", "антихриста", простые люди видят в нем необыкновенного царя-реформатора, не по-царски трудолюбивого, пытливого, простого в обращении, отважного в бою. Не случайно писатель сводит своих героев из народа с Петром. Эти встречи и разговоры царя с людьми труда приоткрывают его отношение к своему собственному народу. Голос народа, его суд над историей звучат в авторской речи. В широком эпическом размахе повествования о России эпохи Петра 1 ощущается позиция писателя-рассказчика, который говорит от лица народа, оценивает прошлое с точки зрения народа. Именно эта позиция красноречиво свидетельствует о том, что рассказ о Петре и его времени в романе - эта справедливый и объективный суд народа над историей. Правдивое изображение роли народа в коренных преобразованиях русской жизни при Петре 1 и запоминающиеся портреты героев, многочисленные эпизоды и массовые сцены создают неповторимую картину петровской эпохи. Художественным мастерством писателя, самобытностью его таланта роман завоевал самое широкое признание в нашей стране.
В романе "Петр I" продолжены традиции русской классической литературы, крупнейших представителей которой — Ломоносова, Пушкина, Льва Толстого — неизменно волновал образ  великого реформатора.
    Писатель  воссоздает политическую и культурную  жизнь, бытовой и национальный  колорит, нравы, обычаи, социальные  и религиозные конфликты переломного  времени. Картины народной жизни  представлены и в конкретных  образах. Это — Федька Умойся Грязью, один из первых строителей Петербурга; братья Воробьевы, отменные мастера, для которых что "колокол лить", что "шпагу калить", что "пистолет делать" — все играет в их талантливых руках. Это и кузнец Жемов — "редкой умелости человек", мечтающий о воздушном полете. Не обходит автор и толпы нищих и "ярыжек" (беспутных людей, пьяниц), бунтующих и смирившихся, простых людей разных сословий и состояний.
    Над этой  пестрой и многоликой, со скрежетом  и стоном сдвинувшей-я с насиженного места Русью возвышается фигура императора Петра. Изображая характер царя, его деяния, автор нигде не нарушает исторического масштаба событий. Лагерь противников петровских реформ представлен в романе с пышностью и внешней монументальностью: величественная осанка и "поступь" Софьи, недоступность князя Голицына. Застойность и неподвижность в их среде подчеркнуты автором в неспешности развития сюжета, особенно первых глав романа.
    Образ  Петра Великого характеризуется  стремительностью, динамичностью, непоказной простотой. У Алексея Толстого как бы сама история России, подхлестнутая волей Петра, убыстряет свое течение.
    Военные  походы, кампании были неотъемлемой  частью политики Петра. И хотя  они очень изнуряли государство,  вести их приходилось вслед ствие исторической необходимости. Исконные русские земли на юге были захвачены татарами и турками, преградившими путь России к Черному морю. Выход к Балтике закрыт шведскими гарнизонами. Первоначально проигранные сражения только закалили молодого царя. "От беды и позора под Азо-вом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали — другой человек: зол, упрям, деловит".
    В Воронеже  возводятся верфи, поспешно строится  флот. На следующий год Петр  берет Азов: "... в первую голову  это была победа над своими: Кукуй одолел Москву". Писатель показывает Петра, овладевшего 14-ю ремеслами, на приеме послов и у кузнечного горна, крепящим снасти на паруснике и в пороховом дыму баталий, в царских покоях и в сцене трактирной пирушки. Во время войны со шведами Петр "не умывался, ел на ходу". С лицом, обожженным солнцем, с ладонями в кровавых мозолях, в пыльном, пропахшем табаком и потом кафтане — таким предстает царь Петр на страницах романа. Мы видим императора на верфи, за столом военного совета, в пыточном застенке, на ассамблеях и у прелестной Анхен.
    Третья  книга романа не была окончена  из-за смерти писателя. Здесь Петр  изображен несколько иным, чем  в первых двух книгах. Главный  герой становится опытным, зрелым  властителем. Ощущением уверенности  дышит его крупная фигура, лишенная  резких, порывистых движений, которые  подмечались прежде. Но выпуклые  глаза царя по-прежнему "строгие,  страшноватые", у него еще случаются  вспышки необузданного гнева,  однако во всем облике уже  больше сдержанности, характерной для государственного мужа — дальновидного, проницательного, властного, даже жестокого.
    На страницах  романа, запечатлевших победный  штурм Нарвы, Петр олицетворяет "грозное величие" монарха,  вдохновленного высокой государственной  целью: "Дело было европейское:  шутка ли — штурмом взять  одну из неприступнейших крепостей в свете". Свежий ветер с Балтики рвет паруса петровских фрегатов и бригантин, идущих кильватерным строем после победы под Юрьевом. Так молодая Россия, напрягая свои силы в битвах с внешними и внутренними врагами, неудержимо устремилась в будущее.
    С большим  художественным мастерством воссозданы  и другие исторические деятели:  Меньшиков, Лефорт, Ромодановский,  царевна Наталья. Но центром  романа, к которому стягиваются  все нити повествования, является  образ Петра, вылепленный Алексеем  Толстым крупно, выпукло, мощно.  В его натуре воплощены основные  противоречия того времени. Петр Первый — национальный деятель большого масштаба. После "Полтавы" Пушкина роман Алексея Толстого — это самая большая удача в создании образа Петра в русской литературе.
    Писатель  не идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимается за ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству над людьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он с издевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикие шутовские шествия по улицам Москвы.
    Но по  отношению к родовитым боярам, недовольным реформами и тяготеющим  к старому укладу жизни, деспотизм  царя вполне оправдан. Толстой  рисует в романе запоминающиеся  типы спесивых, чванливых бояр родовитых фамилий, способных только сокрушаться по поводу старых порядков, ушедших теперь из жизни. Таков старый боярин Буйносов, медлительный и вялый тугодум, который олицетворяет вырождение этого привилегированного сословия в петровскую эпоху. На смену ему приходят энергичные, деятельные представители служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. Такие герои, как Александр Меньшиков, Андрей Голиков, семья Бровкиных, сделали головокружительную карьеру, став близкими сподвижниками царя.
    Высоко  оценив значение петровских реформ  для развития и процветания  России, Толстой указал на негативные  явления эпохи правления Петра.  Через весь роман проходят  картины нищеты, забитости, угнетения  и бесправия народа. Мы видим  крестьян, холопов, солдат, беглых  людишек, тех, кто невыносимо страдает от поборов и притеснений.
    В роман  Алексея Толстого отражено все  многообразие проблематики петровской  эпохи. И тем не менее это не историческая хроника, а широкое социально-психологическое и драматическое полотно, вместившее в себя бури и страсти переходного периода жизни России.
    Замечательно, что не только Россия, но и  европейский театр военных действий  захвачен автором. Европейская  дипломатия, интриги королей и  куртизанок, жизнь купцов и ремесленников  также отражены в романе со  всей полнотой. Работая над большим  эпическим полотном, Алексей Толстой  использовал большое количество  исторических документов: "пыточные" записи, старинные судебные акты, так называемые материалы "Слова  и дела", фольклорные источники.  Все это помогало передать  колорит далекой эпохи, воссоздать  язык русского народа XVIII века.
    Роман  Алексея Николаевича Толстого  дает яркое и обширное представление  о личности великого преобразователя  России и самом российском  государстве той поры. Это художественный  памятник великому императору  Петру 1 и его эпохе. 

  «Чтобы понять  тайну русского народа, -  писал   Л.Н.  Толстой,  -  нужно
хорошо и глубоко  узнать его  прошлое:  нашу  историю,  коренные  узлы  её…».
Отсюда становиться  понятным,  почему,  именно  эпоха  Петра  Первого,  время
бурных и решительных  преобразований и перемен в России,  могла  так  надолго
приковать  к  себе  творческое  внимание  А.Н.  Толстого.  Над  историческим
романом «Пётр Первый», над подготовкой его отдельных томов Алексей  толстой,
как известно, работал  на протяжении примерно двух десятилетий.[4]
    Следует  обратить внимание на то, что  художник  стремится  нарисовать  в
романе целостную  картину жизни России конца XVII века, обращая  внимание  на
жизнь всех слоёв  населения: от царя до  крестьянина.  Роман  охватывает  все
классы  и  группы  общества,  в  нём  представлены   крестьяне,   землекопы,
ремесленники, стрельцы, солдаты, духовенство, раскольники,  бояре,  дворяне,
придворные, царская  семья. Привлекает также широкий  размах действия,  обилие
нарисованных в  романе событий, которые передают колорит  эпохи.
    В центре  повествования романа  –  Пётр,  становление  его  личности  от
испуганного стрельцами мальчишки до победителя  грозных  шведов,  мудрого  и
умелого государственного деятеля.
    В первой  книге романа Пётр как преобразователь  показан тесно  связанным
со своим временем и средой. Роман, отражающий  жизнь  России  конца  XVII  –
начала XVIII веков, содержит  значительное  количество  устаревшеё  лексики,
передающей реалии и понятия своей эпохи.  В  основном  это  историзмы,  т.е.
слова, вышедшие из употребления в наше время.
    Они   делятся  на  несколько  семантических   групп:  слова  обозначающие
должности, военную  лексику, одежду, помещения и их части, предметы быта.
         1.   Первую   лексико-семантическую   группу   составляют    слова,
            обозначающие должности и звания.  В  эту  группу  входят  слова,
            обозначающие высокое общественное положение лиц:  царь,  боярин,
            князь, помещик, воинские звания:  мушкетёр,  оружейник,  ратник,
            рында,  стольник,  стрелец,  слова,  обозначающие  род  занятий:
            челядь, холоп, ярышки.
    Царь –  1. Единовластный государь, монарх,  а  также  официальный   титул
монарха. 2. Тот, кто  безраздельно обладает чем-нибудь, властитель (с.  303).
Пример: - Встретил в  лесу человека: царь, говорит, помирает (с. 7).
    Боярин  – в России до XVIII века: крупный  землевладелец, принадлежащий к
высшему слою господского  класса (с.56). Пример: А в Москве бояре  в  золотых
возках стали ездить (с.6).
    Князь  – имеет два значения: 1. В феодальной  Руси: предводитель войска и
правитель области. 2. Наследственный  титул  потомков  таких  лиц  или  лиц,
получивших его при царизме в награду,  а также лицо,  имеющее этот  титул
(с.285). Пример: Волков  с места вскачь, и за ним   холопы,  колотя  лошадёнок
лаптями, побежали к  Никольским воротам, где у стола, в горностаевой шапке  и
в двух шубах –  бархатной на соболях и  поверх  бараньей,  -  сидел  страшный
человек, князь Фёдор  Юрьевич Ромодановский (с.12).
    Помещик  –  землевладелец,  относящийся   к  привилегированному  сословию
(с.576). Пример: Но вышел  указ: вернуть помещикам всех  беглых (с.7).
    Воинские  звания:
    Мушкетёр  – солдат вооружённый мушкетом (с. 380). Пример: Повсюду ходили
мушкетёры – немцы, - в Кремле суровые и молчаливые, здесь –  в  расстёгнутых
кафтанах, без оружия, под руку друг с другом,  распевая  песни,  хохотали  –
без злобы, мирно (с. 41).
    Оружейник – оружейный мастер, специалист  по  изготовлению  оружия  (с.
472). Пример: Был недавно  в Москве, искал оружейника, послали  меня на Кукуй-
слободу к немцам…(с. 9).
    Ратник  – 1.  То  же,  что  и   военный.  2.  В  царской   России:  солдат
государственного  ополчения  (с.  692).  Пример:  -  в  Москву  ратных  людей
повезёте (с. 8).
    Рында  – на Руси в XV –  XVII  веках   воин  придворной  охраны  (с.713).
Пример: У двух дверей стояли по двое белые рынды  с  топориками  на  плечах,
неслышно переминаясь (с. 172).
    Стольник –  на  Руси  до  XVII  века:  придворный  воин  (первоначально
прислуживающий за княжеским или царским столом) (с. 794).
    Бомбардир  –  в  царской  армии:  звание  артелериста,  соответствующие
ефрейтору, а также  солдат, имеющий это звание  (с.  54).  Пример:  Бомбардир
Пётр Алексеев плыл во главе каравана на  Лефортовой  многовёсельной  каторге.
    Стрелец  – в  Русском  государстве  XVI  –  XVII  веках:  военнослужащий
особого постоянного  войска (с. 800). Пример: Ох, стрельцы злы…(с. 9).
    Род занятий:
    Бирючи  – это царские  служители,  объявляющие  царские  указы.  Пример:
Софья уехала в село  Коломенское  и  послала  бирючей  по  уездам  создавать
дворянское ополчение (с. 36).
    Холоп  – в Древней Руси: человек,  находящийся в  зависимости,  близок  к
рабству; в крепостной Руси: крепостной крестьянин, слуга (с.  898).  Пример:
Дворовых холопей у Волкова было всего пятнадцать душ, да и те  перебивались
с хлеба на квас (с.8).
     Челядь  – при крепостном  праве:  дворовые  помещика  (с.912).  Пример:
Сощуренные глаза  его быстро посматривали, - не видел  ли эти  деньги  кто  из
челяди? (с. 88).
    Ярышки – в XVI  – XVII  веках:  беднейшая группа  населения,  которая
занималась наёмным  трудом (гребцы, бурлаки, грузчики).
2.Следующую  лексико-семантическую   группу  составляют  слова,  обозначающие
военную лексику. Сюда относятся такие слова, как  бердыш,  кольчуга,  копьё,
латы, мушкет, потешные войска, фашина.
    Бердыш  – старинное оружие – широкий  длинный топор на высоком   древке  с
лезвием в виде полумесяца (с. 42). Пример: Иван Андреевич в  исподнем  белье
выскочил из шатра, размахивая бердышом (с.37).
    Кольчуга  – старинный военный доспех  в  виде  рубашки  из  металлических
колец (с.292). Пример: На кольчуги денег не  хватило,  одел  их  в  тигелеи,
хотя и робел, - как бы на смотру не стали его  срамить и ругать (с. 10).
    Копьё  – колющие или метательное оружие  на  древке  (с.  302).  Пример:
Стрельцы, уставя копья, кинулись за ним (с. 34).
    Латы в   старину:  металлические  доспехи,  броня  (с.302).  Пример:  Их
обгоняло, крича и  хлеща  по  лошадям,  много  дворян  и  детей  боярских,  в
дедовских кольчугах и латах, в новопошитых ферязях, в терликах,  в турских
кафтанах,  -  весь  уезд  съезжался  на  Лубянскую  площадь,  на  смотр,  на
земельную вёрстку  и перевёрстку (с. 10).
    Мушкет  – старинное тяжёлое ружьё  XVI века. Из него стреляли, ставя   для
устойчивости на рогатую палку. Пример: То он катался  карликовой  лошадке,  и
позади скакали верхом толстые дядьки; то шагом с барабаном впереди ребят,
одетых в немецкие кафтаны,  с деревянными мушкетами,  и опять же  дядьки
суетились около, размахивая руками (с. 40).
    Фашина  – связка  прутьев,  хвороста,  камыша  для  укрепления  откосов,
насыпей, дорог по болоту, для вязки плотов (с. 880). Пример:  Скинув  кафтан
и парик, копая землю, плёл фашины, здесь же ел с солдатами (с. 193).
3.Третью  лексико-семантическую   группу   составляют   слова,   обозначающие
одежду. В эту группу входят такие слова, как кафтан, лапти, терлик, ферязь.
    Кафтан  – старинная мужская долгополая  одежда (с. 275).
    Лапоть  – в  старое  время:  крестьянская  обувь,  сплетённая  из  лыка,
охватывающая только стопу (с. 327).
    Терлик  – длинный кафтан с перехватом  и короткими рукавами.
    Ферязь  – верхняя длинная одежда с  суживающимися  к  запястью  рукавами;
застёгивалась  на  пуговицы   или   схватывалась   завязками.   Пример:   …в
новопошитых ферязях, в терликах, в турских кафтанах, - весь  уезд  съезжался
на Лубянскую площадь, на смотр… (с.10).
4. Четвёртую лексико-семантическую   группу  составляют  слова,  обозначающие
строения и их части. Это  такие  слова,  как  келья,  опочивальня,  поварня,
палата, паперть, посад, слобода, хоромы.
    Келья  – уединённое и скромное жилище, комната (с. 278). Пример: В келье
у неё на лавках и  сундуках, шевелясь от жары, в выходных шубах сидели  бояри
    Опочивальня  – то же, что и спальня (с.468).  Пример:  Пётр  ткнулся  на
табурет, с досадой  оглядывая матушкину опочивальню (с. 84).
    Поварня  – кухня.
    Палата  – большое богатое здание, помещение  (с. 503).  Пример:  По  всем
палатам бояре по лавкам дремлют…
    Паперть  – крыльцо, площадка перед  входом в церковь  (с.  505).  Пример:
Говорили, будто Василий  посылает одного в Москву юродствовать на паперти,  -
тот денег приносит (с. 8).
    Посад  – 1. В Древне и средневековой   Руси:  торгово-промышленная  часть
города, обычно вне городской стены. 2.  Пригород,  предместье  (устар.)
    Слобода  – 1. В России до отмены крепостного  права: большое  село  с  не
крепостным населением, а также торговый или  ремесленный  посёлок  (до  XVII
века – поселение, освобождённое от княжеских повинностей). 2. Посёлок  около
города, пригорода (устар.) (с. 755). Пример: Наложить бы  ещё  какую подать
на посады и слободы…
    Хоромы – в старину на Руси: большой жилой дом  богатого  владельца  (с.
899). Пример: Туда в  хоромы, вело крыльцо, с высокой   крутой  лестницей  
5.  Пятую  лексико-семантическую   группу  составляют   слова,   обозначающие
бытовые понятия: бадья, взвар, возок, кадка, карета,  короб,  лучина,  лыко,
рундук, чепрак.
    Бадья  – широкое низкое ведро (с. 31). Пример: Иван Артемьевич запряг  и
стал поить коня из бадьи (с.6).
    Взвар  – отвар с варившимися в  нём сухими  фруктами,  ягодами  (с.  78).
Пример: Как отобедали  –  изволили  вы  почивать  и,  встав,  полдничали,  -
подавали вам ягоды  с усливками, грушевый взвар и мёд монастырский (с. 45).
    Возок – в старину: крытая зимняя повозка, а также сани со  спинкой  (с.
92). Пример: А в  Москве бояре в золотых возках  стали ездить (с. 6).
    Кадка  – цилиндрической  формы  вместилище  со  стенками  из  деревянных
клёпок, обтянутые обручами (с.  272).  Пример:  Обледенела  кадка с водой,
обледенел деревянный ковшик (с. 5).
    Карета  – большой закрытый четырёхколёсный  экипаж на рессорах (с.  272).
Пример: В это время  из проулка на  Разгуляй,  где  стоял  кабак,  вывернула,
покачиваясь, высокая  карета (с. 40).
    Короб – лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего-либо (с.
303). Пример: Да вдвое  ходят с коробами, продают ложки,  лапти,  свистульки…
 Лучина –  тонкая  длинная  щепка  от  сухого  полена  (в  старину:  для
освещения избы) (с. 343). Пример: На шестке ярко загорелись лучины (с. 5).
    Лыко –  луб молодой липы, ивы и некоторых  других  деревьев,  разделённый
на слои и узкие  полосы  (с.  343).  Пример:  Рукавицы  торчали  за  пазухой
сермяжного  кафтана,  подпоясанного  низко  лыком,  лапти  зло  визжали   по
навозному снегу: у  бати со сбруей не ладилось (с.5).
    Рундук  – большой ларь с поднимающейся  крышкой (с. 711). Пример: Сел  на
рундук, упёрся в  колени, закрыл лицо.
    Чепрак  – лёгкая подстилка под седло  поверх потника  (с.  912).  Пример:
Позади холопы вели коней: Васильева – в богатом  чепраке и  персидском  седле
и Михайлова –  разбитного мерина, оседланного худо, плохо (с. 10).
  Таким образом,  наблюдение показали, что в романе  Алексея Толстого «Пётр
Первый» употребляется  значительное количество устаревших слов,  воссоздающих
колорит эпохи.
    В основном  они встречаются в первой части  романа, где  описывается  быт
русского общества в начале  петровских  преобразований.  Во  второй,  третей
частях романа они встречаются значительно реже. 

Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым в нашей литературе настоящим  историческим романом ", " книгой - надолго ".
Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России - эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый" всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно- венной свежестью и высоким художественным мастерством.
Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII - начала XVII века, рисует борьбу новой  молодой России, стремя- щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском характере.
Личность Петра  и его эпоха волновали воображение  писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц  художественной литературы. К ней  обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.
Свыше двадцати лет  волновала тема Петра и Алексея  Толстого: рассказ " День Петра " был  написан в 1917 году, последние главы  его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет- ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.
" На Петра я  нацеливался давно, еще с начала  февральской революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его  кам- золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".
Об этом свидетельствуют  и его рассказ " День Петра ", и тра- гедия " На дыбе " (1928).
Характерно, что к  Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился  в  1917 году; в далеком прошлом  пытался он найти ответы на му- чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре- образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос- принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.