На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовая культура, соотношение правовой культуры и правосознания, правовая культура и правовое воспитание

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.12.2013. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Курсовая  работа 

по общей теории права на тему
“Правовая культура: общая характеристика” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      
 
 
 

   Содержание 

Введение 3
1.Правовая  культура                              4
1.1.Право  и правовая культура 4
1.2.Понятие  и общая характеристика правовой  культуры 6
1.3.Структура  и функции правовой культуры 8
2.Соотношение  правовой культуры и правосознания 10
3.Современная  правовая культура 11
3.1.Правовой нигилизм 12
3.2.Правовой идеализм 15
4.Правовая  культура и правовое воспитание 17
Заключение 20
Список  литературы 21
Приложение 1 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Правовая культура представляет собой важную составную часть общей культуры. Сегодня налицо низкая правовая культура, как должностных лиц, так и граждан, их негативное отношение к Конституции как некому фасаду, необходимому в обществе, провозгласившем себя демократическим и правовым.
      Актуальность данной темы вызвана  тем, что правовая культура  составляет внутреннюю, ментально-духовную  сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведения людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности.
      Общество с высоким уровнем  правовой культуры отличается  совершенным законодательством, лишенным пробелов и противоречий, нечетких и неясных правовых предписаний, норм, закрепляющих произвол государства, его органов или должностных лиц. В таком обществе действующие нормы права в полной мере соответствуют общественным отношением и способствуют их прогрессивному развитию.
      До тех пор, пока правовая  культура наших граждан не вырастет до необходимого уровня, пока идея прав и свобод человека не станет нравственной потребностью, национальной идеей, способной объединить все общество, подвинуть его на новое правовое, политическое, социальное, экономическое и культурное созидание, не будут реализованы на практике процедуры и институты обеспечения прав и свобод человека.
     

 

1.Правовая  культура 

1.1.Право и  правовая культура 

         Право относится к числу фундаментальных  ценностей мировой культуры выработанных  человечеством в ходе его развития. “Ценностные свойства права, обусловлены его значением как особой формы общественных отношений, его местом и задачами в социальной системе общества”, – говорил М.Б. Смоленский [15,с.73].
        Концептуальный подход к праву  как элементу культуры и цивилизации позволяет характеризовать истоки, значимость и социальную ценность права в широком, общесоциологическом плане.
        Алексеев С.С. говорил: “Право есть явление культуры как сферы творчества, его аккумуляции, самовозрастания” [1,с. 66].
        Что он имел в виду? В чем это выражается?
        Прежде всего, в том, что право в специфическом виде отражает жизнь во всех ее сложных проявлениях, причем в проявлениях чрезвычайно широко диапазона – от главных и глубинных пластов жизни (экономической организации общества, структуры политической власти и др.) до самых что ни на есть прозаических, житейских, семейных, бытовых вопросов.
        При этом юридические нормы  ориентируются на основы качественного  состояния общества, говорят о  том, каковы должны быть поступки людей. Они призваны наперед регламентировать поведения людей, определять, что можно, а что нельзя плюс к тому с таким расчетом, чтобы разрешались всевозможные конфликты, столкновения интересов. В этом и состоит удивительное своеобразие законодательных положений как явления культуры.
        Недаром законы прошлых эпох, скажем, Закон XII таблицу, законы Ману, Русская Правда, Кодекс Наполеона, является своего рода окошками в прошедшие времена, позволяют увидеть существовавшие тогда отношения, нравы, конфликты – словом, наглядно и зримо увидеть прошлое.
        Именно потому, что в юридических  нормах отражается жизнь людей,  да притом под углом зрения возможных конфликтов, юридическая наука – юриспруденция всегда была тесно связана с искусством, с литературой, с театром. В Древней Греции Юридические проблемы, конфликты между свободой и деспотизмом прямо воплощались в трагедиях  Эсхила и Софокла  и выносились на сцену древнегреческого театра, столь авторитетного и широко посещаемого в то время.
        Таким образом, поскольку реализация права юридическая  практика выявляет и концентрирует острые жизненные конфликты и проблемы, она, как и право, имеет культурную ценность.
        Но дело не только в этом.
        “Быть может, именно через право воплощается главное, в чем выражается предназначение культуры, - потенциал накопленных духовных богатств творчества, призванных и способных оградить и защитить человека от непреклонных демонических сил природы и общества”, – писал Алексеев С.С. [1, с. 67].
        Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что история общечеловеческой правовой культуры – это прогрессирующее развитие права от первоначальных примитивных форм до современных форм утверждения и господства. 
 

 

      1.2.Понятие и общая характеристика правовой культуры 

        Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой категории “правовая культура”, так и ее структурных компонентов, содержание, функции, в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно. Насчитывается более 250 определений.
        Например, под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой должности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также, в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека [2, с.213]. Нерсесянц В.С. определил правовую культуру просто, как “достигнутый уровень развития в правовой (и государственно-правовой) организации жизни людей” [14, с. 272].
        Комаров С.А. считает, что правовую  культуру можно рассматривать  в широком и узком смысле  слова [9, с. 332].
        Правовая  культура (в широком  смысле слова) – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представляющий той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.
        Правовая культура (в узком смысле  слова) – это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.
        Общепризнано, что правовая культура  отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и материализацию идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности. В самом общем виде правовая культура предстает как система различных отношений, а также как процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в сменяющих друг друга поколениях людей.
        Правовая культура во многом  выступает связующим звеном между  социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, различных социальных групп, отраженных в правовых нормах, и их правовым поведением. Иными словами, она способствует формированию определенных типов правового поведения в целом, однако данная реальность зависит от множества иных факторов (иллюзий, уклада жизни, стереотипа поведения, сложившихся обстоятельств и условий и т.п.).
        Многие авторы, как и Масюкевич  О.П., выделяют следующие признаки  правовой культуры [11, с.264]:
        - определяется как творческая  деятельность, с одной стороны,  и как образ мышления, знания, идеалы, с другой;
        - отражает позитивную сторону правовой жизни;
        - связана с человеческой деятельностью;
        - определяется лишь социально  полезными действиями;
        - имеет определенные цели и  задачи, выполняет свойственные  ей функции;
        - выступает гарантией свободы  личности, ее прав и свобод;
        - обеспечивает правовую активность  личности, социальной группы, общества в целом;
        - характеризует уровень правосознания,  законности и правопорядка;
        - непосредственно связана с совершенствованием правотворческой и правоприменительной практики.
        Признаки правовой культуры дают  возможность определить, насколько  высоко оценивается в общества  ее уровень, уровень ее цивилизованности.  
 

 

      1.3.Структура и функции правовой культуры 

        Вопрос о структуре правовой культуры в юридической литературе является дискуссионным. Некоторые считают, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами поведения. Другие авторы включают в число структурных элементов правовой культуры еще и правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права, а также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую науку. В качестве элемента правовой культуры выделяют также уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов).
        Масюкевич О.П. предлагает следующую  структуру правовой культуры  [11, с.265]:
        - правосознание;
        - правовая деятельность (образовательная,  научная, профессиональная);
        - правовые отношения;
        - правомерное поведение субъектов правовой жизни;
        - законность и правопорядок;
        - правотворчество и правоприменение;
        - юридическая техника.
        Правовую культуру, по субъектам,  можно подразделить на: 
        - индивидуальную, т.е. правовую культуру  отдельной личности;
        - групповую, т.е. правовую культуру, присущую отдельной социальной  группе;
        - общественную, т.е. правовую культуру  общества в целом. 
        Применительно к оценке уровня  правовой культуры личности можно  выделить ее обыденный уровень [5, с.403], который характеризуется неглубоким знанием и пониманием права, но в итоге проявляется в правопослушании, активном поддержании правопорядка.
        Профессиональный уровень правовой  культуры складывается у профессиональных юристов, которые обладают глубокими правовыми знаниями и правильно реализуют эти знания в повседневной практической деятельности [5, с.404].
        Можно выделить и научно-теоретический  уровень правовой культуры, который  предполагает комплекс многогранных  научных знаний о праве, его  сущности, принципах и особенностях функционирования, направлениях развития, взаимодействия с другими явлениями общества [5, с.404]. 
         Обыденный уровень, профессиональный уровень, научно-теоретический уровень – это классификация правовой культуры по уровню восприятия.
        Многие авторы согласны с Масюкевичем  О.П., который выделяет следующие функции правовой культуры [11, с.265]:
        - познавательно-преобразовательную, направленную на создание правовых гарантий соблюдения нравственных ценностей, общечеловеческих идеалов и способствующая формированию гражданского общества;
     - праворегулятивную, обеспечивающую эффективность функционирования механизма правового регулирования, всех элементов правовой жизни общества;
        - ценностно-нормативную, проявляющуюся  в оценке субъектами права правовой действительности в соответствии с их представлениями, идеалами и т.д.;
        - правосоциализаторскую, выражающуюся  в повышении уровня правосознания личности, степени его социально-правовой активности;
        - коммуникативную, направленную  на создание различных правовых связей между субъектами правовой жизни;
        - прогностическую, предполагающую  разработку основных направлений  совершенствований правотворческого  и правоприменительного процесса, обеспечивающую реализацию права,  и правомерное поведение участников правовой жизни. 

     2.Соотношение  правовой культуры и правосознания
         
        Понятие “правовая культура” во многом сходно с понятием “правосознание”: имеет общие корни, происхождение, подобную структуру и функционирование, виды, уровни. Правосознание и правовая культура, в отличие от права, не содержат принуждения, наказания, но могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия (например, эффективное развитие, или, наоборот, потерю перспективы и т.п.).
        Вместе с тем существуют и отличия.
        Правовая культура – многозначная  характеристика одной из важнейших  сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания.
        Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и “материальные” придатки права - юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуры их работы, отношений с гражданами, знание, соблюдение и защиту их законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так и формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и т.п. [4, с.572].
        Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.
        Темнов Е.И. приводит отличия правосознания и правовой культуры
     [17, с.77], которые более наглядно показаны в таблице (см. Приложения 1).  
 
 
 
 

     3. Современная правовая культура 

        Современная правовая культура  – это правовая культура развитого  и эффективно функционирующего  гражданского общества и правового государства. По своей сути и основной идее она представляет собой культуру признания, защиты и осуществления прав и свобод человека и гражданина в качестве высших ценностей [14, с.274].
        Современной правовой культуре присущи такие качественные характеристики, как: определяющее значение прав и свобод человека в правовой организации общественной и государственной жизни; утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку, идей и ценностей господства права; практическая реализация принципов конституционализма и верховенства правового закона; согласованное и эффективное функционирование всех источников позитивного права и всех ветвей государственной власти; правовая активность граждан и их общественных объединений в осуществлении своих прав и надлежащем исполнении своих юридических обязанностей; активная законотворческая, правозащитная и правоприменительная деятельность (в рамках своих правомочий) всех звеньев государственного механизма; разветвленная система легализованных форм, средств и процедур воздействия гражданского общества на государство и контроль за его деятельностью.  
 

 

      3.1.Правовой нигилизм 

        Антиподом правовой культуры  является правовой нигилизм в  его многообразных проявлениях и формах.
        Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, практике его применения со стороны отдельной личности, социальной группы, общества в целом [11, с.268].
        О феномене правового  нигилизма сейчас много говорят и пишут. Действительно, в настоящее время нигилистическое отношение к праву стало наиболее показательной и неотъемлемой чертой сложившейся в ситуации культурно-правового кризиса. И тем не менее правовой нигилизм и нигилизм вообще – достаточно длительно существующее и распространенное в мире явление, которое можно рассматривать как характерное для определенного этапа развития европейской цивилизации.
        Можно отметить, что слово “нигилист” использовалось еще в середине XIX века. Обозначало оно тех, кто критически относился к крепостному праву, уродливым самодержавным властям и порядкам. Но со временем – спустя сто с лишним лет – нигилизм, нигилисты исчезли из словарного фонда политического языка и были заменены на диссиденты, шестидесятники [4, с.571].
         И только применительно к правовой сфере сохранилось понятие правового нигилизма.
        Нигилистическое отношение, т.е.  абсолютное отрицание, формируются  в правовой психологии определенных  социальных групп, индивидов,  когда, например, все стражи порядка – это “менты”, когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои – “воры в законе”, авторитеты преступного мира.
        “Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционером, вместо того чтобы внушать ему мысль, что милиционер – это его защитник, помощник”, – говорил Венгеров А.Б. [4, с.569].
        Поэтому так важно формировать,  используя и искусство, и средства  массовой информации и иные  способы, положительный  образ  защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.
        Правовой нигилизм может достигать  таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов. Причины правового нигилизма самые разные.
     Масюкевич О.П. выделил причины объективного и субъективного характера [11, с.268].
        Он считает, что правовой нигилизм  может возникнуть в силу таких  субъективных причин, как юридическое невежество, отсталость, правовая невоспитанность, и т.д.
        К объективным причинам он  относит:
        - несовершенство законодательства, порождающие проблемы в праве;
        - несправедливость законов, нарушающих  права личности, ее свободу и  достоинство; 
        - нарушение права со стороны  самого государства, выражающееся в беззаконии, произволе государственной власти;
        - неэффективность организации и  функционирование механизма государства, которое влечет противоборство различных ветвей власти, бессилие государственной власти, ее неспособность обеспечить реализацию правовых норм.
        Опираясь на право как часть  правовой культуры и в целом  на культурные традиции, можно  преодолеть правовые нигилистические  тенденции в обществе.
        Считается, что каждый гражданин  должен владеть минимумом правовых  знаний, который необходим для работы, поведения в обществе, быту, семье. О необходимости доступности всех видов информации может свидетельствовать и тот факт, что, с созданием в Беларуси, в соответствии с решением Президента, Национального центра правовой информации (НЦПИ), был утрачен ореол “заповедности” и “закрытости” правовой информации, и она стала по-настоящему демократичной составляющей политической и правовой культуры нашего общества.
 

      3.2.Правовой идеализм 

         В одном ряду с правовым  нигилизмом находится прямо противоположное явление – правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных  возможностей правовой формы. Это явление сопровождают человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества.
        Но на право нельзя возлагать  несбыточные надежды – оно не всесильно, хотя внешне правовой идеализм менее заметен, явление это причиняет такой же вред государству, обществу, как и правовой нигилизм. Он крайне деструктивен по своим последствиям.
        Оба эти явления питаются одними  корнями – юридической косностью,  отсталостью, неразвитым и деформированным  правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность в конечном итоге смыкаются и образуют как бы “удвоенное” общее зло и угрозу юридической безопасности в обществе. Иными словами, перед нами две стороны “одной медали” [12, с.5].
        Правовой идеализм имеет те  же субъективные причины, которые  характерны и правовому нигилизму: правовая безграмотность, низкий уровень правосознания и правовой культуры, и т.д.
        Объективные причины правового идеализма могут состоять в следующем:
        - преодоление правового нигилизма  может привести к преувеличенно  роли права;
        - принятие скороспешных законов  осуществляется без всестороннего  анализа сложившейся ситуации, в  результате правовые установления не соответствуют политическому и социально-экономическому строю; 
        - сопровождение принятия закона  программными обещаниями и последующее отражение их в нем при отсутствии реальных возможностей реализации.
        Существует также ряд и других  причин, порождающих правовой идеализм. Эта проблема характерна и для нашей правовой системы. Однако при всех негативных последствиях правового идеализма отсутствует детальная разработка вопроса о способах его преодоления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Правовая культура и правовое воспитание 

        Уровень правовой культуры характеризуется  степенью совершенства всех правовых  явлений.
        Общество с высоким уровнем  правовой культуры отличается  современным законодательством,  лишенным пробелов и противоречий, нечетких и неясных правовых предписаний, норм, закрепляющих произвол государства, его органов или должностных лиц. В таком обществе действующие нормы права в полной мере соответствуют общественным отношениям и способствуют их прогрессивному развитию.
        Высокий уровень правовой культуры предполагает высокий уровень законности в деятельности государственных органов и должностных лиц. Исполнительная власть принимает надлежащие меры по реализации законов и иных нормативно-правовых актов в конкретных правоотношениях, исключает какие-либо факты проявления волокиты, бюрократизмы, злоупотребления властью или служебным положением. Вся деятельность государственных органов и должностных лиц осуществляется под действенным контролем общественных объединений и СМИ. Гласность и отсутствие цензуры создают условия для того, чтобы любые отступления исполнительной власти от закона становились бы достоянием широкой общественности и были бы незамедлительно устроены компетентными государствами органами. Кроме того, каждый гражданин наделяется правом обращения в судебные органы за защитой своего нарушенного законного интереса неправомерными действиями государственных органов или должностных лиц.
        Уровень правовой культуры общества  напрямую связан и с наличием  в обществе напрямую связан  условий для развития правовой науки, научных юридических учреждений, способных осуществлять творческий, объективный анализ права и его закономерностей.
        Если конкретное состояние правовой культуры общества не соответствует названным критериям, то приходится говорить о недостаточно высокой правовой культуре. О недостаточной правовой культуре свидетельствует так же большое число правонарушений и недостаточно эффективная борьба государства с преступлениями и иными противоправными деяниями. При этом в обществе создается атмосфера недоверия, подозрительности и страха.
        Одной из действенных мер по  обеспечению государством законности  и правопорядка цивилизованным  демократическим путем является  его деятельность по повышению правовой культуры общества, государственных органов и каждого гражданина. Особое значение придается при этом правовому воспитанию населения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.