На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальный менеджмент

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ивановский государственный энергетический университет
им. В.И. Ленина» 

Факультет экономики и управления
Кафедра менеджмента и маркетинга 
 

КУРСОВАЯ    РАБОТА
по дисциплине «Основы менеджмента»
на тему: «Социальный менеджмент» 
 

Выполнила:
Студентка 3 курса группы 53
Воробьева Анна Александровна
(подпись,  ФИО)
«____»_____________ 20__г. 

                                                                       Научный руководитель:
Лапшина Ольга Ивановна
(подпись,  ФИО)
Оценка ___________________
«____»_____________ 20__г. 
 
 

Иваново 2010г. 
Оглавление
 

Введение

       Все мы живем в системе управленческих и организующих отношений, которые становятся со временем все более сложными, и нельзя полагаться все время на прежний опыт отдельных руководителей или организации в целом. Ведь с каждым днём появляются новые задачи, которые требуют единственно правильного решения.
         В настоящее время перед бизнес-сообществом  стоит крупная проблема, которую  пытаются решить уже многие  годы — создать инновационную  теорию и практику управления, сформировать управленцев нового уровня, способных думать и действовать в условиях сложившегося кризисного состояния общества, правильно использовать имеющиеся ресурсы и принимать сложные решения.
       Основа успешного руководства при наличии власти заключается в управлении общественными делами, привлечении к этому общества в целом и отдельных граждан, делегируя им властные функции и вместе с ними развивая самостоятельность, самоуправление людей, направляя работу всего общества на путь социального прогресса. А огромная ошибка современной российского мировоззрения заключается в том, что всё сводится к захвату власти.
       Необходимо  создать такую систему управления, в которой сочетались бы как человеческий, так и управленческий ресурс. При  их неэффективном использовании  может возникнуть затормаживание общественного  развития, прогресса в целом, дезорганизация и неисчислимые беды личной и национальной безопасности граждан. Раскрыть их — задача первостепенной значимости.
       В современных условиях процессы формирования управленческой культуры, управленческих знаний должны быть направлены на социальное обустройство граждан, на повышение качества их жизни и удовлетворение социальных потребностей.
       Многие  российские и западные предприниматели считают, что успешна та фирма, в которой отсутствуют иерархические перегородки, создан сплоченный коллектив, где все в равной степени заинтересованы в общем успехе, так как от этого зависит их материальное благополучие. Фирма развивается быстрее, если коллектив имеет развитую организационную культуру.
       Чтобы разобраться в сущности социального менеджмента, были проанализированы многие учебники, учебные пособия, периодические издания и статьи, посвященные данной теме. Многие авторы по-разному трактуют отдельные понятия. Поэтому, возникает потребность разобраться в особенностях социального менеджмента в социальной сфере, оценить его эффективность.
       Предмет исследования – сущность и специфика  управления в социальной сфере. Объект исследования представляет собой саму социальную сферу.
       Главные задачи, которые нужно решить при  написании курсовой работы:
    изучить сущность и содержание социального менеджмента;
    познакомиться с историей развития социального менеджмента;
    рассмотреть некоторые особенности управления в социальной сфере на примере образования РФ;
    оценить эффективность социального менеджмента в социальной сфере. 
    Глава 1. Теоретические аспекты социального менеджмента

1.1. Сущность и содержание  социального менеджмента

       Теория  и практика современного менеджмента  формируется в быстроменяющемся социальном пространстве. Социальное обустройство граждан, постоянное повышение качества жизни, удовлетворение их социальных потребностей давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений, взаимоотношений различных классов и социальных групп.
       В социальном менеджменте осознан тот факт, что высокое качество жизни населения — это не только цель общественного развития, но так же и механизм получения высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экономических проблем. В сегодняшней управленческой практике задаются социальные приоритеты, разрабатываются социальные технологии (информационная, организационная, административная, нормативно-правовая). Социальная сфера менеджмента становится все более самостоятельной, многоструктурной. Появляется новый тип управленца-менеджера — специалиста в этой области. В структуре отраслей научных знаний важное место принадлежит социальному менеджменту.
       В общей теории социального менеджмента  исследуются основные понятия, принципы, законы и методы взаимодействия различных социальных систем, сохранения их целостности и создания новых социальных образований на основе ценностно-нормативных представлений, целесообразности совокупного интеллекта, присущего обществу на данном историческом этапе развития.
       Попробуем определить, что же такое социальный менеджмент. Существует много определений данного понятия, согласно источникам разных авторов. Социальный менеджмент — это область управления, формирующая у будущих специалистов теоретические и практические навыки, позволяющие эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной для человека социальной среды, проектировать социальные организации, что в свою очередь обеспечивает рациональное использование самого богатого и неограниченного из всех ресурсов — человеческого.1
       Социальный  менеджмент изучает систему социальных отношений, социальные процессы, социальную сферу, социальные ресурсы и складывающиеся в них управленческие и организационные отношения, их закономерности и принципы. Задача социального менеджмента – получить наибольший социальный эффект при наименьших управленческих издержках.
       Понятие «менеджмент» первоначально обозначало умение объезжать лошадей и править  ими. В основе этого слова лежит  английский глагол «to manage» (управлять), который происходит от латинского «manus» (рука). Отсюда термин «менеджмент» буквально обозначает «руководство людьми». В современной теории и практике социально управления под менеджментом понимается процесс руководства (управление) отдельным работником, социальной группой, социальной общностью и обществом в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения цели социальной организации за счет руководства людьми.2
       Согласно  другому автору социальный менеджмент – это раздел менеджмента, предметом которого являются процессы, отражающие мотивации человеческого поведения, социальные отношения и их закономерности, анализ социальных последствий экономических и других решений, принимаемых на различных уровнях управления персоналом и другими областями, связанными с деятельностью организации.3
       Основным  компонентом социального менеджмента, по мнению С.Г. Попова, является процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта управления, выражающийся в обмене управленческой информации (коммуникации).4
       Основная  задача, которую решает социальный менеджмент, — это координация, согласование, направление деятельности членов общества к единой цели.
       Объектами управления в социальном менеджменте  являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.
       Субъектами  управления в социальном менеджменте  являются руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.
       Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управления5. По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления передается информация о результатах деятельности и состоянии объекта управления. Субъект, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.
       Управление  как воздействие на коллективы людей, классы или социальные процессы относят к социальному управлению, которое изучается социальными науками.
       К людям, работающим в сфере социального управления, относятся научные работники, занимающиеся исследованиями в данной сфере и даже преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.
       Большое значение социального управления обусловлено, прежде всего, фактом разделения труда в группах и коллективах людей, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Ключевым понятием управления является воздействие. Оно осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние6.
       В зависимости от содержания, направленности и силы власти воздействия в социальных системах меняется содержание самого понятия управления.
       В государственном управлении управленческая деятельность связана с государственной властью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической и т. п.). И все же первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это — процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения эффективного функционирования и развития этой системы.
       Таким образом, важным элементом управления является целеполагание.
       Цель  управления — желаемое, возможное  и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления — главный и начальный этап управления.
       Целеполагание - это начальный момент управления, в который устанавливаются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этих целей.
       Конкретные  цели управления социальной работой  формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Причем процесс управления социальной работой будет полным, непрерывным и эффективным лишь тогда, когда он будет объединять ближайшие и долгосрочные, тактические и стратегические цели. Стратегической целью может выступать наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите с помощь достижений мировой науки и научно-технического прогресса. Тактическая цель  представляет собой удовлетворение потребностей нуждающихся слоев населения в социальной защите с учетом возможностей экономики.
       Несмотря  на известное противоречие между  ближайшими и долгосрочными интересами людей, социальный закон взаимодействия конкретных целей управления состоит в том, что стратегическая цель не может быть достигнута в ущерб тактической цели. С другой стороны, если на первый план выдвигаются тактические, сиюминутные цели в ущерб стратегическим, это тормозит развитие социальной работы7.
       Феномен управления тесно связан с понятием социальная организация. В самом деле, в течение многих веков управление из бессознательной деятельности превращалось в обычай, традицию, общественный институт с помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения в поколение передавала навыки управления.
       Таким образом, социальное управление — это  во многом продукт социальных организаций.
       В настоящее время без признания  разумности социальной организации, включая  общество, невозможно дальше продвинуться к пониманию принципов ее функционирования.
       Предположение о разумности организации не означает, что у нее действительно есть разум, который имеет определенное местонахождение. Речь идет лишь о том, что для того, чтобы лучше понять социальную организацию и социальное управление, следует воспользоваться аналогией с живым организмом. 
     Разумность человека проявляется в том, что он способен распознавать и удовлетворять свои потребности. Этой способностью он обязан нервной системе, головному и спинному мозгу. Без этой способности он не был бы  человеком. То же самое относится и к социальным организациям. Если бы социальная организация не обладала способностью выявлять и решать свои проблемы, она не была бы организацией. Этим она обязана своему механизму управлению.

       Таким образом, «разумность» социальных организаций  обеспечивается социальным менеджментом. Другими словами, социальный менеджмент – это то, что обеспечивает разумное поведение социальной организации. 8
       Управленческая  деятельность призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как набор выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных действий человека в сфере управления.
       Управленческая  деятельность отличается интеллектуальным характером, поскольку всегда есть процесс выработки, принятия и практической реализации управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества, а опосредованно — сознание и поведение людей. Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.
       Во  многом управленческая деятельность является информационной, потому что связана  с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной и, прежде всего, управленческой информации. Существуют большие трудности в получении того, что олицетворяет собой информацию, пригодную для управления. Хаос фактов, событий, данных при их субъективном истолковании, не является информацией. Информацией может быть только то, что характеризует тот или иной общественный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определяющих его состояние и динамику. Поэтому управленческая деятельность в основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке и анализу социальной информации, которая и лежит в основе целесообразной управленческой деятельности.
       Анализируя  дальше систему управления, необходимо выделить следующие ее компоненты. Помимо объекта и субъекта управления, организационных и управленческих отношений и соответствующих видов деятельности, в нее входят функции управления, под которыми понимают конкретные направления деятельности. Функции управления можно классифицировать по их общим значениям, разделяя их на функции целевые и организационные. Назначение целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются не только необходимым, но и определяющим элементом, как управленческой деятельности, так и всей системы управления, ее становления и развития.
       Становление и развитие социального менеджмента  связано с тем, что в современных условиях нарастают тревожные тенденции, угрожающие разрушению человека как личности, его связей с обществом, оскудению его духовности и культуры.
       К их числу следует отнести:
       а) нарастающую социальную дифференциацию, как между странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы может привести к текущим локальным конфликтам и повлечь за собой высокую угрозу глобального потрясения;
       б) происходящие планетарные изменения в природной среде (нарастание «парникового эффекта» и грядущее за ним изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, нарастающее загрязнение почвы, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);
       в) стремительный рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты;
       В результате возрастает противоречие между личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности мира, таящая в себе возможности нарастающих социальных взрывов и катастроф. Углубление этого противоречия ведет к деградации личности, укреплению ложных ценностей в духовном мире, что и является, в конечном счете, причиной антисоциального поведения, нарастающей агрессивности, возникающих военных конфликтов.9
       Под влиянием социального менеджмента формируется новая культура управления. В ней особое значение приобретают рациональное начало, знания, современные концепции, научное проектирование и программирование, математическое и социальное моделирование. Эти методы научного управления направляются на более полное использование социальных ресурсов, «человеческого фактора». Формирование управленческих знаний, управленческих концепций, проектов и программ перестает быть привилегией руководящего центра и становится достоянием местных сообществ, быстро развивается муниципальный менеджмент. Последний затронул, прежде всего, органы местного самоуправления, муниципальные образования, где коренным образом изменил качество взаимоотношений между жителями территорий, промышленными финансовыми группами и органами местного самоуправления. В кризисных ситуациях, в период моделирования общества и его переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на плавных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактических задач, поступательность их достижения.
       Социальный  проект представляет собой такую  разновидность программы, в которой отражены не только актуальные ориентиры, общие задачи, но и уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного развития объекта и использования социальных нормативов. Словом, проект характеризуется глубокой проработкой социальных задач и включает меры не только социально-диагностического, но и организационно-управленческого (технологического) обеспечения.
       Таким образом, чтобы достойно ответить на вызовы ХХ1-го века, необходимы инновационный метод освоения социального пространства, поиск средств, которые способны не только изучать и предсказывать различные социальные перемены, но так же активно воздействовать на практическую жизнь, оказывать воздействие на развитие сложных социальных систем и получать прогнозируемый социальный результат.

1.2. История развития  социального менеджмента

       В настоящее время сложно сказать, когда и как зародились наука и искусство управления. Управление всегда существовало там, где люди работали группами. Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп. К примеру, египетские пирамиды — это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.
       При всем многообразии различных взглядов на развитие и становление управления можно выделить главные положения, лежащие в основе тех или иных этапов становления социального менеджмента.
       Началом научного изучения социального управление можно считать сочинение древнегреческого философа Платона (V-IV вв. до н.э.) «Государство»10, где он отмечал, что управление (правление) – это не просто искусство, но деятельность, которая во многом может и должна быть упорядочена. Он давал правила, советы для управления человеческими коллективами. Вслед за Платоном, его ученик Аристотель считал, что с помощью разумного управления государство может обеспечить социальное благополучие людей. В качестве основных функций управления он рассматривал законодательную, исполнительную и судебную.
       В конце XIX и начале XX века основное внимание экономической науки было приковано к фирме и к вопросам ее управления. Появился менеджмент как наука и искусство управления фирмами. Основатели менеджмента совсем иначе отнеслись к управлению, чем их предшественники.
       Возникновение современной науки управления связывается с именем Ф. Тейлора (1856—1915), представителем классической школы.
       В основе системы Тейлора лежали методы рационализации труда отдельных рабочих, обусловившие перестройку процесса производства и соответственно организацию процесса управления. Именно эта сторона тейлоровского учения нашла широкое применение в работе промышленных предприятий.
       Наряду  с вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и производственных подразделений, которые составляли основу системы Ф. Тейлора, началась разработка более общих принципов организации труда и управления. Родоначальником этого направления в классической школе считается А. Файоль, впервые предложивший классификацию функций управления. Согласно ему, существует 5 функций управления:
    предвидение;
    планирование;
    организацию;
    координирование;
    контроль.
       Они отличаются от функций управления, выделяемых античными философами. Это  отличие объясняется различием объектов управления (общество и фирма). В таком случае получается, что различные организации имеют различные функции и принципы управления и должны изучаться независимо друг от друга. Именно это и наблюдается при изучении вопросов управления обществом и фирмой: общество изучает социология, политология, государствоведение и правоведение, социальная философия, история; фирму – менеджмент, экономика и организация производства.11
       Совершенствованием  организации производства промышленного предприятия занимался Г. Форд (1863—1947), сделавший дальнейший шаг в использовании системы Ф. Тейлора и применивший ее в массовом производстве, что потребовало соответствующей организации системы управления. С этой целью Форд применял следующие принципы организации управления:
    точный расчет и планирование всего процесса производства, его ступеней и связей;
    учет и планирование условий работы;
    подготовка сырья, материалов, механизмов, рабочей силы;
    осуществление производства по стандартной технологии; постоянный поиск путей совершенствования производства.
       Родоначальником другого направления в теории управления является Э. Мэйо (1880—1949), представитель школы «человеческих отношений». В результате экспериментов с группами рабочих на заводах фирмы «Уэстерн электрик» в городе Хоторне, продолжавшихся 13 лет, Мэйо пришел к выводу,
       что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а психологические и социальные факторы.12
       Основные  положения этого направления сводятся к выявлению роли отношений в малых неформальных группах и утверждению того, что в практике управления необходимо выявлять и использовать социально-психологические особенности группы.
       Школа «социальных систем» использует выводы школы «человеческих отношений», рассматривая человека в организации как социально ориентированное и направляемое существо, обладающее различными потребностями, влияющими на среду в организации. В то же время среда оказывает влияние на формирование потребностей.
       В модели «Человеческие ресурсы» сотрудники рассматриваются как источник неиспользованных резервов и как важнейшая возможность наладить более рациональное планирование и принятие решений в общей структуре предприятия. Удовлетворение сотрудников уже не является важнейшей целью, а становится результатом личной заинтересованности работающего.
       Наиболее  часто употребляемое толкование термина «менеджмент человеческих ресурсов» — мобилизация сотрудников посредством активной работы менеджеров. На самом деле можно привести очень много толкований и, хотя они различаются по некоторым пунктам, выделить несколько общих черт. Три основные из них:
    отношение к человеческому фактору как источнику доходов;
    создание простора деятельности для каждого сотрудника, чтобы он мог внести свой личный вклад в общее дело;
    интеграция кадровой политики в общую политику предприятия общества.
       Целью этого вида менеджмента является принятие на работу, умение удержать, совершенствование и профессиональная подготовка компетентных и заинтересованных сотрудников, которые эффективно и результативно помогут реализовать цели организации. 13
       В становлении и развитии социального  менеджмента большую роль сыграли исследования Макса Вебера(1864–1920) – немецкого социолога и историка. Он исследовал взаимоотношения экономики с другими сферами человеческой деятельности (политикой, правом и т.д.). Основное внимание в его исследованиях обращено на социологию экономического поведения людей. Главной идеей М. Вебера является идея экономической рациональности, которая нашла последовательное воплощение в современном менеджменте. Идея рациональности получила развитие в концепции рациональной бюрократии. М. Вебер считал развитие бюрократии перспективной стороной исторического процесса. По его мнению, бюрократия обладает точностью, быстротой, компетентностью, постоянством управленческого процесса; она обеспечивает служебную тайну, единоначалие, субординацию, сведение до минимума конфликтов и экономичность.
       Краткое изложение основных направлений  развития теории социального менеджмента указывает на постоянный поиск новых форм и методов его рационализации. При этом теория и практика менеджмента как любого социального явления имеет свои закономерности. Часть из них проявляется в смене лидирующих позиций профессиональных групп в постановке и разработке основных проблем теории управления на определенном историческом этапе развития менеджмента.
       Развитие  мирового менеджмента проходило ряд взаимосвязанных стадий. Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры, стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; им на смену пришли экономисты и финансисты, видевшие главную задачу в получении максимально возможной прибыли за счет эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало «рекрутировать» юристов, считая, что главное в бизнесе и менеджменте — соблюдение формальных предписаний, различных инструкций, нормативных актов и законности в целом. В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, ставящие в центр современной концепции управления человека.

1.3. Законы, принципы  и методы социального  менеджмента

       Далее рассмотрим подробнее законы, принципы и методы социального управления.
       К законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.
       К основным законам социального менеджмента относятся:
    единство систем социального управления, обусловленного культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов административно-государственного управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов менеджмента;
    пропорциональность управляющей и управляемой подсистем социальной системы, предполагающей рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;
    оптимальное соотношение централизации и децентрализации функций социального управления. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого уровня общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации;
    участие различных слоев населения  в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.14
       Существуют  и другие основополагающие законы социального управления.
       Закон приоритетности социальных целей, определяющих при целеполагании. Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное совершенствование образа жизни.
       Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально-ориентированного рынка, к социальному партнёрству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. 15
       Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношений является то, что, отношения людей, складывающиеся в процессе управления, в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная — объективно-субъективная16.
       Принципы  управления представляют собой основные правила, положения и нормы поведения, которыми должны руководствоваться органы управления в определенных социальных условиях. С их помощью определяются требования к процессу, системе, структуре и механизму социального управления. Под принципами социального управления следует понимать результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, общих черт присущих им, характерных признаков и фактов, которые становятся единым началом их деятельности.17 Таким образом, можно сделать вывод, что принципы социального управления являются руководящими идеями, исходными положениями, которые отражают законы развития отношений управления. При этом нужно подчеркнуть важное отличие принципов от методов социального управления, которое состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют.
       К основным принципам социального  управления относят принципы:
    гуманизма, предполагающий признание человека высшей ценностью, защиту его прав, создание условий для социально-экономического благополучия человека;
    общественной целесообразности – основываясь на этом принципе, государство должно оказывать поддержку гражданам, которые в силу объективных причин не могут себя обеспечить;
    приоритета государственных начал в социальной защите населения заключается в том, что государство гарантирует гражданам экономическое обеспечение на минимальном уровне;
    экономической эффективности – соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование, отчисления на социальную сферу должны соотноситься с макроэкономическими показателями (валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др.) – оптимальное соотношение между социальными выплатами и заработной платой;
    экономической самостоятельности; 18
    единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
    приоритетности в достижении стратегических целей;
    сочетания территориального и отраслевого управления;
    мотивации (стимулирования) труда; 19
    системности (объект или субъект управления рассматривается как система, состоящая из различных звеньев);
    необходимого разнообразия (предполагает, что управляющая система обладает не меньшим разнообразием и сложностью, чем управляемая система);
    иерархичности (системы управления рассматриваются как многоступенчатые, многоуровневые, которые требуют деления на элементы; причем каждый уровень управляет нижестоящим уровнем и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
    обязательности обратной связи (информация о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему образуется в результате сравнения фактического состояния с заданным);
    рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
    сочетания единоначалия и коллегиальности;
    делегирования полномочий;
    гласности в принятии решения;
    ситуационного управления по прогнозированию возмущений.20
       Принципы  управления позволяют формировать  систему методов и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.
       Системы принципов управления изменяются в  процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.
       Реализация  рассмотренных ранее законов  и принципов управления осуществляется путем применения различных методов социального менеджмента.
       Методы  управления - способы и средства непосредственного воздействия  на людей и социальные субъекты, входящие в состав объекта управления, заставляющие их действовать или  вести себя определенным образом.  
     Наиболее распространенными в наше время методами управления являются административные, законодательные, экономические, мотивации и социально-психологические. 
     Административные (директивные) методы основаны на дисциплине, четкой субординации и строгой регламентации деятельности, характерных для формальных организаций. Формами выражения этих методов являются приказы, распоряжения, директивные указания вышестоящих органов управления, которые имеют обязательный характер для нижестоящих. Методы предполагают четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого руководителя и подчиненного, которые отражены в их должностных инструкциях.21 В целом объективной основой использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации, задача директивных методов состоит в координации действий подчиненных.22

       Законодательные методы, в отличие от административных, основаны 
не на директивном, а на законодательном воздействии на людей и социальные субъекты с помощью норм права. При этом если административные методы имеют локальный характер, то законодательные методы могут распространяться на всю территорию страны.

       Экономические методы воздействуют на материальные интересы людей и социальных субъектов. К многообразным экономическим методам управления, прежде всего, следует отнести экономическое стимулирование. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, нацеленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли.23 При этом существует несколько уровней управления, на которых используются свои средства воздействия. Так, на индивидуальном уровне используются различные системы оплаты труда, премирования, возможности использования общественных фондов и т.п. На уровне подразделений и предприятий используются различные формы хозрасчета, цены на изделия и ресурсы, штрафы, нормы отчислений, нормы образования фондов (зарплаты, материального поощрения), налоги, кредитные ставки и т.п. На государственном уровне используются различные формы регулирования предпринимательской деятельности путем владения контрольным пакетом акций, контроль за качеством продукции, выдача лицензий, контроль за ценами, налоги и налоговые льготы, финансовая помощь и многое другое.24
       Методы  мотивации действуют на индивидуальном уровне. Они основаны на использовании разнообразных стимулирующих средств и создании материальной и моральной заинтересованности, побуждающей людей добиваться высоких результатов в своей работе.
       Мотивация предполагает вознаграждение работников в соответствии с их индивидуальными потребностями. Они делятся, согласно А.Маслоу, на:
    физиологические потребности, необходимые для выживания, включающие потребности в еде, воде, жилье, отдыхе и сексуальные потребности;
    потребности в безопасности, включающие потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира;
    социальные потребности, т.е. потребности принадлежать к определенной социальной группе, чувствовать взаимность и поддержку;
    потребности в уважении, включающие уважение личных достижений, компетентности, общественном признании;
    потребности самовыражения, т.е. потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
       Указанные потребности образуют иерархическую  структуру, показывающую, что для удовлетворения потребностей более высокого уровня (например, потребности в уважении) необходимо сначала удовлетворить потребности более низких уровней (физиологические, потребности в безопасности, социальные).
       Если  руководитель знает потребности своих подчиненных, то, используя иерархию потребностей, он может мотивировать их строго индивидуально, ориентируясь на их потребности более высокого уровня.
       Социально-психологические  методы основаны на моральном воздействии коллектива на своих членов. Каждый человек испытывает на себе воздействие не только со стороны своего начальства и официальных законов, но также со стороны неформальных лидеров, друзей и врагов, неформальных законов, незримо действующих в любых коллективах. Методы направлены на формирование новых духовных ценностей или укрепление старых. Они включают меры воспитания, средства морального поощрения и взыскания, учет психологических особенностей характера и индивидуальных потребностей человека. Руководители должны  не только хорошо знать индивидуальные потребности своих подчиненных, мотивируя их соответствующим образом, но и уметь формировать и искусно поддерживать в них соответствующий образ организации с ее целями и задачами, с которыми коллектив организации должен успешно справиться.25
       По  мнению других авторов, выделяются также  личностно-психологические методы образования, самообразования, самоорганизации и самоконтроля управленца, где субъект является одновременно и объектом управления. К психологическим методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные законы социального развития и законы психологии.
       Сила  таких научных методов, как моделирование, прогнозирование состоит в том, что они позволяют получить достоверную информацию об объекте анализа, обеспечивают надежную проверку знаний, дают возможность прогнозировать будущее состояние объекта, указывают необходимые средства воздействия, обеспечивающие желанное изменение его. Они могут рационализировать процесс принятия решений в социальной сфере.26
       Итак, все методы управления, которые субъектом управления используются целостно, системно как средства объяснения и изменения окружающей действительности, основаны на выражении закономерностей движения человеческого мышления.
 

Глава 2. Особенности менеджмента  в социальной сфере

2.1 Особенности управления  в системе образования

       Социальный  менеджмент в обществе в определенной степени направлен на урегулирование процессов, происходящих в социальной сфере. Менеджмент в социальной сфере  уделяет большое внимание работе социальных организаций, обеспеченности социальных групп соответствующими благами, услугами, необходимыми для поддержания жизни людей и их развития, а также определению источников финансирования и экономической эффективности. Предметом социального менеджмента в этом случае будет образование, социальная защита различных слоев населения, здравоохранение, искусство, культура и др.
       Особое  внимание в данной курсовой будет  уделяться образованию как одной  из самых массовых сфер деятельности, поскольку более 2/3 жителей страны практически повседневно (прямо или косвенно) с ней соприкасаются. Так же инвестиции в образование относятся к наиболее эффективным с точки зрения как общества, так и отдельных индивидов. Образование – один из важнейших компонентов социальной сферы. Его можно рассматривать и как вид деятельности людей, и как процесс взаимодействия различных социальных общностей, вовлеченных в обучение и воспитание, и как социальную систему, и как социальный институт.
       Образование задает новые формы общественной жизни, обеспечивает становление общностей людей, адекватных своей истории и культуре, реализует функцию развития способностей человека.
       Так как образование стремиться к открытости в будущем, то сами образовательные системы выступают в качестве сложных открытых, способных к самоорганизации и самораскрытию систем.
       Управление  образованием включает в себя самые  различные аспекты. Это, прежде всего, управление процессами развития системы образования в целом, ее различными подсистемами, структурами и уровнями в особенности. Речь идёт о количественных параметрах, численности образовательных учреждений и обучающихся в них людей. Этот аспект стал актуальным в последние годы в связи с отсутствием необходимой внутренней связи и взаимозависимости между деятельностью образовательных учреждений подсистем начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования и изменениями, происходящими на рынке труда.
       Система образования иногда отстает от требований рынка труда, а иногда, ориентируясь на существующие профессии и специальности, создаёт избыток выпускников по некоторым из них, что не всегда сопровождается здоровой конкуренцией и более того, может способствовать социальной напряженности. Поэтому возникает потребность изменения социальной политики, направленной на развитие профессионального образования, что составляет прерогативу социального управления процессами его развития.27
       С другой стороны, управление образованием должно уделять внимание качеству образования. Эта проблема становится актуальной в связи с изменением системы российского образования, которой всё больше необходимы не столько дипломированные, сколько знающие и умеющие специалисты. Поскольку качество образования включает в себя как минимум три главные характеристики – качество содержания образования, качество его процесса и качество результата, вопрос заключается в том, как можно управлять качеством образования на федеральном, региональном и местном уровнях. Очевидно, здесь необходим системный подход, предполагающий всестороннее изучение данного вопроса.
       Рассмотрим  управление образованием на каждом из этих уровней.
       На  федеральном уровне реализуется  институционально-системное управление. Здесь разрабатываются основные направления социальной политики в сфере образования, федеральная программа его развития, законодательство об образовании, нормы и принципы функционирования образовательных учреждений в стране, создаются государственные образовательные стандарты, принимаются решения о совершенствовании оплаты труда и росте заработной платы преподавательского состава и стипендиального фонда студентов, аспирантов и докторантов. В настоящее время руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).28
       Второй  уровень управления образованием –  региональный – охватывает деятельность всех субъектов Федерации. Он включает в себя реализацию государственных образовательных стандартов и федеральных образовательных программ, создание и внедрение собственных региональных программ и концепций развития образования. Здесь же решаются вопросы финансирования образования. Центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области (государственным органом управления образованием), проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в сфере образования является Департамент образования Ивановской области.29
       На  уровне субъектов Федерации преобладает  системный подход к управлению образованием. Это означает:
    нацеленность на преодоление разобщенности между различными образовательными учреждениями дошкольного, школьного, дополнительного, профессионального образования и формирование единого образовательного пространства в субъекте Федерации;
    включение этих учреждений в систему связей с различными структурами производства, культуры, науки, государственными органами и установление между ними социального партнёрства;
    стимулирование инновационной деятельности образовательных учреждений, направленной на повышение их эффективности и рост престижа образования;
    подготовку управленческих кадров для учреждений образования;
    контроль за своевременным финансированием поддержку в финансовом и материально-техническом обеспечении образовательных учреждений.
       Местный уровень непосредственно реализуется  в конкретных образовательных учреждениях.
       Переход России от тоталитарной модели управления обществом к демократической, от централизованного ведения хозяйства  к рыночной экономике поставил перед обществом ряд проблем. Среди них находятся проблемы образования, в том числе и профессионального, и проблема управления им. За последние годы появились публикации об отставании России от мирового уровня в области образования.
       Существует  ряд серьёзных проблем управления образованием, одна из которых заключается  в обеспечении общедоступного бесплатного образования в соответствии с принятыми государственными образовательными стандартами на всех ступенях существующей в стране системы образования.
       Наблюдаются недостатки в деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием, к которым относятся:
       1. Сложившаяся отрицательная традиция «вмешательства» работников органов управления в самые разнообразные, но несвойственные им функции. Эта традиция складывалась десятилетиями. Она чудовищно перегружает как работников органов управления образованием, так и самих работников образования – руководителей образовательных учреждений, учителей и т.д. Стремление многих управленцев по традиции всё контролировать приводит к неэффективности самого управления и крайне ограничивает возможности развития управляемого объекта – самой системы образования. Примером могут послужить многочисленные тематические, комплексные и другие проверки, когда учитель или руководитель образовательного учреждения не успевают ничего предпринять по итогам предыдущей проверки, как уже прислали следующую.
       2. Неразграниченность основных и вспомогательных функций управления. В этом отношении интересны результаты социологического исследования, проведенного среди работников органов управления образованием. По результатам опроса задачи, стоящие перед системой управлением образованием, по степени актуальности сгруппировались плачевным образом. Более половины опрошенных на первое место поставили задачи эффективного управления финансовыми и материальными ресурсами системы. И лишь 40% сказали, что главные задачи органов управления образованием – это управление качеством обучения; нормативно-правовое регулирование; совершенствование механизмов распределения потоков учащихся по различным каналам обучения.
       3. Недостаточная управленческая компетентность подавляющего большинства работников органов управления образованием. Исследования в этой области показали, что большинство работников органов управления даже не различают функции, механизмы, задачи и виды управления. Что бы избежать такой ситуации, необходима специальная подготовка управленческих кадров, направленная на активное использование новых направлений в развитии функций управления, связанных с использованием методов стратегического анализа, прогнозирования и проектирования, разграничения компетенций и ответственности; активное включение общественности в разработку и принятие управленческих решений в области образования.30
         Эффективность деятельности любого  образовательного учреждения в  условиях рыночной экономики  во многом зависит от использования современных методов и принципов менеджмента.
       В качестве основных принципов модернизации российской системы образования  можно выделить следующие три, а именно, повышение:
    качества (образования);
    доступности (образования);
    эффективности (образовательной системы).
       Соответственно, главными направлениями модернизации системы управления образованием должны стать следующие: управление качеством; управление доступностью и управление эффективностью.
       Эти три ключевых момента и должны стать, очевидно, основными, главными функциями органов управления образованием всех уровней, которые по отношению к системе управления в целом будут выполнять интегрирующую, системообразующую роль.
       Эффективное управление будет иметь место  тогда, когда воздействие на все переменные параметры управляемого объекта в конечном счете обеспечивает главные результаты – новое качество, доступность и эффективность.
         Управление доступностью образования  требует решения многих проблем.  В частности, проблема школьного образования. Известно, что общеобразовательная школа с 1 по 11 класс теряет «по дороге» 4,7 млн. человек. Из них примерно 700 тыс. человек поступает в учреждения начального профессионального образования, 800 тыс. чел. – среднего профессионального. Но более 3 млн. человек уходят из школы «в никуда», пополняя ряды преступников, наркоманов и т.п. Отказ от школьного образования – это не только огромная социальная опасность, но и экономическая «яма», особенно в условиях напряженной демографической ситуации. За каждой школой может быть закреплена определенная территория – микрорайон, за которую она будет нести ответственность. Если какие-либо территории оказываются не охваченными, то вмешивается муниципальный уровень. Он должен будет либо построить новую школу, или обеспечить доставку учащихся в действующие школы, например, автобусами. Если же муниципальный уровень этого сделать не в состоянии, вмешивается региональный уровень – строит новые школы и т.д. Эта модель уже отрабатывается в ряде регионов РФ.
       Проблема  доступности распространяется также и на детей-инвалидов, сирот и т.д., а также на начальное и среднее профессиональное образование. Далеко не вся молодежь может попасть в соответствующие учреждения из-за ограниченности приема, транспортной недоступности и т.п. По данным ЮНЕСКО в России всего 69,5% молодежи в возрасте от 15 до 18 лет учится в стационарных учебных заведениях. Вопрос в том, где находятся остальные 30%.
       Управление  качеством. Следует иметь в виду, что в соответствии с международными стандартами ISO управление качеством подразумевает, в первую очередь, обеспечение качества процесса производства товара или услуги. Обеспечение качества продукции на основе процедур обеспечения качества на каждой стадии жизненного цикла ее производства в международном стандарте ISO 8402 получило название «петли качества».
       «Петля  качества» для производителей образовательных  услуг, и, соответственно, для управления состоит из следующих элементов:
    изучение потребностей рынков труда и образовательных услуг;
    набор абитуриентов;
    формирование программ, форм и методов обучения;
    обеспечение обучения ресурсами;
    организация процесса обучения;
    аттестация выпускников, присвоение квалификации выпускникам;
    мониторинг трудоустройства выпускников (для общеобразовательной школы – мониторинг дальнейшей «судьбы» выпускников, это касается продолжения образования в учреждениях профессионального образования, в том числе по профессиям, приоритетным для социально-экономического развития территории).
       Управление  эффективностью образования, включает в себя несколько элементов:
    Выделение бюджета развития, обеспечивающего реализацию в системе образования инвестиционных проектов, прежде всего, по модернизации учебного оборудования системы образования. Создание систем информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений, в том числе модернизация образовательной статистики.31 Например, В 2006 году закончилось выполнение ивановской областной целевой программы «Информатизация системы общего образования Ивановской области» на 2004–2006 годы, основной целью которой являлось создание единого информационно-образовательного пространства Ивановской области. Финансирование программы за 3 года составило 55,7 млн р., что позволило обеспечить все общеобразовательные учреждения современной компьютерной техникой (средний показатель по области – 29 учащихся на 1 компьютер) и начать внедрять информационно-коммуникационные технологии в систему управления образованием.32
    Создание системы управления человеческими ресурсами системы образования.
    Создание системы маркетинга образовательных услуг и служб по связям с общественностью для выработки и разъяснения образовательной политики.
    Создание специальных сервисных служб для осуществления закупок для системы образования (в этот блок входит и проведение, например, ремонтных работ школьных зданий на конкурсной основе).33
       Задача  образовательных учреждений заключается в удовлетворении потребности общества в экономических благах, получивших наименование образовательные услуги. Качество образовательных услуг можно определить не только тем, сколько и каких услуг предоставлено, а количеством и качеством собственного труда обучавшегося и степенью реализации его личных способностей.
       Поскольку корневое понятие «образование»  распространяется и на «образование»  как результат (образованность), и на «образование» как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, то и понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу.
       Оценка качества образования должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды, т.е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренние оценки качества в самой системе.
       Рассмотрим  несколько способов оценки качества образования.
       Самооценка  обучающихся и обучающих. До последнего времени этот вопрос в педагогике вообще не поднимался. А в условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Так что проблема требует решения в виде разработки соответствующего научно-методического аппарата самооценивания учащимися, студентами достижений в своей учебной деятельности, а также научно-методического аппарата самооценки педагогических кадров и руководителей образовательных учреждений.
       Внутренний  мониторинг качества. Во многих странах, в том числе и в России, в учебных заведениях распространен так называемый «внутренний мониторинг качества». Это регулярное, 2–3 раза в семестр, в полугодие проведение анкетирования среди учащихся, студентов, а также учителей, преподавателей. Анкеты содержат вопросы, касающихся всех сторон жизни учебного заведения: качества преподавания каждого учебного предмета, учебных материалов, объективности оценок, состояния учебных помещений, работы библиотеки и т.д. По каждому задаваемому вопросу учащийся, студент проставляет соответствующую оценку. Анализ таких анкет позволяет судить о деятельности каждого учителя, преподавателя, других работников и всех служб и своевременно принимать соответствующие меры.
       На  уровне образовательного учреждения оценка качества образования представлена двумя процедурами: государственной итоговой аттестацией выпускников и промежуточной, текущей аттестацией учащихся, студентов в рамках внутренней системы контроля качества образования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.