Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственное валютное регулирование

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию.
Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования.
Российский  Государственный  Гуманитарный Университет
Филиал  г. Казани 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
по предмету: экономическая политика.
Студентки 4 курса ФК(06)
Кочубей Т.М.
На тему: «Государственное валютное регулирование». 
 
 
 
 

       
 
 
 
 

Архипова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Казань 2010 г.
Содержание 
 

Введение ……………………………………………………………………………………4.
1.  Валютное регулирование - основные функции, задачи, механизмы………………5-6.
2. Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования и их принципы…………………………………………………………………………….......6-10.
3. Отдельные вопросы осуществления валютного контроля………………………...10-16.
       3.1. Валютный контроль за экспортными поставками……………………….10-12.
            3.2. Некоторые вопросы таможенного оформления экспорта товаров в связи с осуществлением валютного контроля………………………………………………....12-14.
       3.3. Валютный контроль за импортными поставками………………………..14-16.
Заключение:
Перспективы развития таможенно-банковского контроля России…………………16-17.
Список  литературы…………………………………………………………………….…...18. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Валютное  регулирование в современной  экономической политике России C середины 2001 г. в России началась либерализация системы регулирования валютных отношений. Принятие в 2003 г. нового закона `О валютном регулировании и валютном контроле` [1] (далее - Закон) означало установление конкретного срока отмены большинства ограничений на валютные операции движения капитала (1 января 2007 г.), причем ряд ограничений был отменен досрочно в середине 2006 г.  
Основными факторами, позволившими осуществлять форсированную либерализацию в сфере валютных отношений, стали относительная стабильность социально-экономического развития России в последние годы, значительные по объему и достаточные для обеспечения экономической безопасности золотовалютные резервы страны. К основным побудительным причинам указанных мер следует отнести фактор низкой эффективности применяемых мер валютного контроля, большое количество валютных ограничений, отрицательно влияющих на инвестиционную привлекательность экономики нашего государства, а также ведущиеся страной переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. Реформирование затронуло практически всю систему валютного регулирования: понятийный аппарат, принципы, инструменты и методы правового регулирования валютных операций, их организационную структуру. Вступление в силу нового закона потребовало кардинального обновления нормативно-правовой базы валютного регулирования. Перераспределение функций и полномочий между действовавшими ранее и вновь уполномоченными органами валютного регулирования и валютного контроля привело в ряде случаев к дублированию функций, разрыву устоявшихся схем обмена информацией (прежде всего, это касается созданного в 90-е г. XX века автоматизированного информационного взаимодействия Банка России, уполномоченных банков и таможенных органов). В законе были уточнены и конкретизированы многие принципиально важные для регулирования сферы валютных отношений понятия, такие как валюта Российской Федерации, иностранная валюта, валютные операции и др. Тем не менее, закон не раскрывает содержание понятий `единая государственная валютная политика`, `внутренняя и внешняя валютная политика`, `экономические меры валютного регулирования`, хотя и оперирует ими. Это затрудняет понимание общей стратегии государства в области регулирования валютных отношений и тех целей, на достижение которых направлено осуществление валютной политики и валютного регулирования. В научной литературе валютную политику определяют как составную часть экономической политики государства, представляющую собой совокупность экономических, правовых и организационных мероприятий, осуществляемых государством в сфере международных валютных отношений, а также как совокупность всех мероприятий, проводимых государством и центральным банком в сфере валютных отношений и денежного обращения с конечной целью воздействия на экономику страны и покупательную силу национальной денежной единицы.. 
Основные цели валютной политики непосредственно определяются целями экономической политики государства и могут включать достижение и поддержание устойчивого экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса. Задачи валютной политики конкретизируются на каждом историческом этапе развития страны и зависят от сложившейся конъюнктуры и стоящих перед государством проблем.  
Инструментом реализации валютной политики является валютное регулирование. В условиях рыночной экономики помимо государственного валютного регулирования существует и `стихийное` рыночное регулирование валютных отношений, обеспечивающее `относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов` . Однако, рыночное `саморегулирование` валютной сферы является по своей сути весьма нестабильным. Его реализация предполагает нацеленность разрозненных участников валютного рынка на максимизацию своей прибыли, без учета национальных интересов и требований экономической безопасности государства. При этом, на характер действий субъектов валютных отношений влияет множество факторов, в том числе, психологические ожидания и `эффект толпы`, способные при неблагоприятных обстоятельствах нанести непоправимый урон социально-экономическому положению страны. Государственное валютное регулирование позволяет нивелировать или, по крайней мере, ограничить негативные последствия рыночного регулирования валютных отношений. Таким образом, необходимо понимать, что валютное регулирование государством не может быть отменено, исключительно рыночного валютного регулирования в реальной экономической жизни не существует, как не существует и чисто рыночной экономики. В рыночной экономике государство оставляет за собой право регулирования отдельных сфер экономической деятельности, включая сферу валютных отношений. Рыночное и государственное регулирование валютных отношений дополняют друг друга. Валютное регулирование становится, с одной стороны, своеобразным `фильтром`, сдерживающим действие нежелательных для страны процессов, происходящих в мировой экономике, а с другой стороны, координатором, определяющим правила взаимодействия между странами в сфере валютных отношений. Чем более прозрачны эти правила, тем сильнее проявляется стимулирующая роль валютных отношений. Будучи связующим звеном между национальной экономикой и мировой, валютное регулирование позволяет более эффективно использовать преимущества от участия в мирохозяйственных связях. Кроме того, оно призвано сдерживать и ограничивать действие негативных факторов, возникающих в мировой экономике и вызывающих резкие колебания курсов национальных валют, масштабный легальный и нелегальный вывоз национальных и зарубежных инвестиционных капиталов, снижение конкурентоспособности национальных производителей, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Поскольку глобализация сферы валютных отношений привела к тому, что валютно-финансовые инструменты перестали являться исключительно внутренними регуляторами развития экономики и превратились в мощное средство экономического и политического воздействия одних стран на другие, роль государства в регулировании валютных отношений не должна недооцениваться. Сущность валютного регулирования в экономической литературе может быть определена по критерию его целей, таких как формирование и совершенствование национальной валютной системы, обеспечение валютной стабильности и устойчивого международного валютно-финансового положения и др. Другой, комплексный подход к определению валютного регулирования, для которого характерен четкий акцент на его регулирующей функции, регламентации государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций, упорядочения движения валютных потоков, представлен в трудах В.М.Крашенинникова, Л.Н.Красавина, И.Н.Платонова. При применении структурного подхода к определению валютного регулирования оно трактуется как комплекс мер (законодательных, административных, экономических и организационных), часть валютной политики государства (Н.М.Артемов, Ю.Ф.Симионов).  
Необходимо заметить, что выделенные выше комплексный и структурный подходы к определению сущности валютного регулирования являются разновидностями системного исследования наряду с целостным подходом, не нашедшим своего отражения в классификации. Целостный подход позволяет проанализировать не только состав и структуру исследуемого явления, но и взаимосвязи между частями и целым в статике и динамике, т.е. предполагает изучение объекта как системы в целом.  
Для характеристики валютного регулирования на основе целостного подхода можно использовать метод тертабазисов, впервые примененный А.Д.Ершовым к описанию таможенного дела. Тетрабазис представляет собой плоскую матрицу, включающую в себя объект исследования с `четырьмя рядоположенными понятиями - познавательно-регулирующими компонентами: экономика, право, организация и психология`.  
Подобное системное описание объекта исследования является многоуровневым, детализация одного уровня производится путем проведения аналогичных операций (построения тетрабазиса) со всеми четырьмя ее компонентами, с каждым по отдельности. Построение многоуровневых матриц позволяет более полно раскрыть сущность и содержание объекта исследования, поскольку последний является одновременно и `отправной точкой` анализа (неким `целым`, разбиваемым на части), и компонентом (частью другого `целого`, более высокого уровня).  
На схеме 1 отображена системная описательная матрица валютного регулирования, раскрывающая четыре базисных компонента объекта исследования:  
§ экономика - инструменты и методы валютного регулирования, используемые государством для достижения поставленных целей валютной политики в рамках общей стратегии проводимой экономической политики;  
§ право - совокупность нормативно-правовых документов, регламентирующих принципы и порядок осуществления валютных операций в стране, межгосударственные и международные соглашения в сфере валютных отношений, подписанные государством.  
§ организация - структура органов государственной власти, уполномоченных осуществлять в стране валютное регулирование и валютный контроль, их функции и полномочия. В большинстве стран валютное регулирование осуществляется министерствами финансов, в Великобритании и Дании - центральными эмиссионными банками, во Франции и Италии - специальными правительственными учреждениями, ведающими вопросами регулирования валютных операций. В России органами валютного регулирования являются Центральный банк РФ и Правительство РФ;  
§ психология - цели и задачи валютного регулирования, определяемые исходя из общих текущих и долгосрочных целей проводимой государством валютной политики. Психологический компонент включает также реакцию населения и хозяйствующих субъектов на вводимые меры, ее соответствие ожиданиям и прогнозам органов государственной власти.  
Схема 1. Системная матрица `Валютное регулирование`Постановка целей и задач валютного регулирования на конкретном этапе развития экономики страны предполагает как элиминирование действия возникших негативных факторов (например, избыточные отток или приток капитала в экономику страны), так и достижение определенных показателей экономического развития. 
 

1. Валютное регулирование - основные функции, задачи, механизмы. 

     В области валютного законодательства за последние десять лет произошли  радикальные изменения, вызванные  основным событием в этой сфере - отменой  государственной валютной монополии.
     Государственная валютная монополия была главным  принципом валютной политики на протяжении всей истории СССР. Она означала, что государство выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в  одних руках и распределялась из центра с помощью валютного  плана. Государство имело тогда  исключительное право  на совершение операций с валютными ценностями, на управление принадлежавшими ему  золотовалютными резервами. Действовали принципы концентрации валютных резервов и единства валютной кассы.
     С упразднением государственной монополии  на внешнюю торговлю и началом  либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось количество физических и юридических лиц, сталкивающихся в своих повседневных нуждах с  валютным законодательством. Создание же внутреннего валютного рынка  в России придало валютно-правовому  регулированию постоянный характер.
     Допуская  в известных пределах обращение  иностранной валюты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет  собственной, национальной валюты. Так, денежные обязательства возникающие  при совершении сделок с золотом  и серебром, должны быть выражены и  оплачены в валюте РФ. В соответствии с решением Совета Безопасности РФ «Об итогах работы Государственной  комиссии по рассмотрению причин резкой дестабилизации финансового рынка» от 2 ноября 1994 года в расчетах между конечными потребителями запрещено применять валюту иностранных государств. В связи с этим на предприятиях розничной торговли и других предприятиях, обслуживающих население, запрещается объявлять цены на товары и услуги в иностранной валюте. Оценка  вкладов в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями может осуществляться как в национальной, так и в иностранной валюте - по соглашению между участниками предприятия.
     Таким образом мы можем определить валютное регулирование  как, деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.
     Валютное  правовое регулирование осуществляется на двух уровнях : нормативном и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование  состоит в создании (разработке и  утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращении валютных правоотношений.
     Основы  организации и осуществление  валютного регулирования определены Законом РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле». Более детальное  регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется  в других законодательных  иных нормативных актах, в том  числе и ведомственных (однако имеющих  общее значение).
     Правовые  нормы, определяющие порядок совершения  валютных операций, выполняют две  основные функции - регулирующую и контрольную.
     Регулирующая  функция валютного законодательства сводится. В первую очередь, к определению  объема прав и обязанностей лиц, участвующих  в совершении валютных операций, под  которыми понимаются :
    операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте
    ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей
    осуществление международных денежных переводов
Основной  же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций1.
     Особым  направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного  законодательства при осуществлении  внешнеторговой деятельности - предпринимательской  деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности,  в том числе исключительными  правами на них2.
     В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»  валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется  по следующим основным направлениям :
    определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий
    проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации
    проверка обоснованности платежей в валюте
    проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям
Для реализации поставленных задач было начато формирование механизмы валютного контроля за внешнеторговой деятельностью. Под которыми понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая),  а так же набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая). 
 
 

2. Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования и их принципы. 
 

     Внешнеторговые  отношения являются наиболее распространенными   отношениями. Основными целями государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются :
    защита экономического суверенитета
    обеспечение экономической безопасности
    стимулирование развития  национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности
    обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику
     Принципы  государственного регулирования внешнеторговой деятельности представляют собой исходные нормативно-руководящие основы механизма  государственного регулирования. Они  обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового  законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности играют в формировании судебной и  административной практики, содействуют отмене устаревших и принятии новых юридических норм, в толковании правовых актов и устранения пробелов в законодательстве, в организации контроля за деятельностью государственных чиновников, осуществляемой в порядке дискреционных полномочий т.е. полномочий, реализуемых по собственному усмотрению. Итак, рассмотрим непосредственно сами принципы государственного регулирования внешнеторговых отношений :
    Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики . Внешнеторговая политики является частью внешней политики - общего курса государства в международных делах. Это предполагает необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими установками внешней политики. Так, например, присоединение России к международным санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное прекращение или приостановление внешнеторговых операций с данной страной, какими выгодными они не являлись
    Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением. Контроль - обязательный этап любой управленческой деятельности, включающей в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в целях обеспечения положения Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, а также в целях защиты экономических и политических интересов РФ, муниципальных образований и российских лиц3 
    Единство политики экспортного контроля. Система экспортного контроля представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами власти установленного российским законодательством порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а так же отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
    Единство таможенной территории Российской Федерации. Таможенная территория - это территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела4  . Таможенная территория РФ также определяется как сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды. Воздушное пространство над ними. Таможенная территория включает в себя также в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела5 . Принцип единства таможенной территории нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ.
    Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Тот или иной метод регулирования предполагает использование конкретных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые условно могут быть объединены в следующие группы :
таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы)
паратарифные  инструменты. Использование которых  формально не связано с регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи не налогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые налоговыми органами)
валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.)
антидемпинговые и компенсационные полшины, с  помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижение цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий
государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами
установление  технических барьеров, позволяющих  контролировать импортные поставки на предмет соответствия национальным стандартам безопасности и качества
контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и (или) импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной  стоимостью на установленный период времени
лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными  на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и (или) импортных операций
    Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип тесным образом связан с конституционным принципом юридического равенства6, признания защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности7. Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, по сравнению с предоставленными другим субъектам.
    Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Если интересы участников внешнеторговых операций пострадали из-за участия Российской Федерации в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета8. Для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Российская Федерация может вводить ответные меры.
    Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономики РФ в целом. Очевидно, что данным принципом не исключается возможность государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. В целом ряде ситуаций государство не только может, но и обязано вмешаться  во внешнеторговую деятельность, осуществляя тем самым защиту основ конституционного строя, нравственности, законности, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства9 . Исключением являются лишь случаи неоправданного вмешательства.
     Рассматривая  внешнеторговую деятельность, как одну из сфер валютного регулирования  в РФ, нельзя не обратиться к рассмотрению субъективной и объективной сторон указанных правоотношений .
     Итак, все участники правоотношений по валютному контролю могут быть разделены  на контролирующих субъектов и лиц, внешнеторговая деятельность которых  является объектом контроля.
     Первые (контролирующие субъекты представлены органами и агентами валютного контроля.
    Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами Российской Федерации. Они определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. В соответствии со ст.11 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк РФ, а так же Правительство РФ в соответствии с российским  законодательством. Так  Центральный банк РФ:
    определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте
    издает нормативные акты
    проводит все виды валютных операций
    устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения  нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ
    устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также  случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ
    устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии
    устанавливает единые формы учета, отчетности, документации, статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок  и сроки их предоставления
    готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам
    выполняет другие функции, предусмотренные законами РФ
     Агентами  валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции  валютного контроля. Агенты валютного  контроля подотчетны соответствующим  органам валютного контроля (так, например, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ, причем под  уполномоченными банками понимаются банки получившие лицензии от ЦБ РФ на проведение валютных операций).
     В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»  агенты, так же как и органы проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.
     Лица, осуществляющие в Российской Федерации  валютные операции, в целях валютно-правового  регулирования делятся на резидентов и нерезидентов.
     К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся:
    физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ
    юридические лица, созданные в соответствии с законодательством с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в РФ
    организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ
    дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами РФ
    находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов - юридических лиц и организаций не являющихся юридическими лицами
     В число нерезидентов входят
    физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ
    юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ
    организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ
    находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства
    находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами
     Все юридические и физические лица стран-участников СНГ рассматриваются в качестве нерезидентов, если иное не установлено  специальными соглашениями Российской Федерации с этими государствами10 
 
 

3. Отдельные вопросы осуществления валютного контроля. 

     3.1. Валютный контроль за экспортными поставками. 
 

     Расширение  внешнеторговых  контактов и либерализация  внешнеэкономических связей привели  к такой ситуации, когда на внешний  рынок стали выходить предприятия  и организации, не обладающие достаточным  опытом в этой сфере деятельности. Одним из последствий упразднения  государственной монополии на внешнюю  торговлю стали серьезные валютно-финансовые проблемы, связанные с неполной репатриацией валютной выручки от экспорта товаров  из России.
     По  одной из оценок, 1992 году отток капитала составил 12-13 млрд. долларов США. Если сделать перерасчет по курсу того периода. То получиться сумма, эквивалентная 15-16% валового внутреннего продукта. Отток капитала из России в таких размерах стал мощным толчком для развития инфляционных процессов.
     Относительно  общего объема вывезенного из России капитала существует несколько оценок. По данным экспертов МВД России, за последние годы из страны ушло около 120 млрд долларов. На счетах зарубежных банков находиться 20 млрд. долларов, незаконно вывезенных из России. Более конкретна оценка ГУЭП МВД России : в общей сумме осевших за рубежом российских капиталов доля нелегальной утечки составляет 10%.
     Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение  полного и своевременного поступления  экспортной валютной выручки в РФ в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного  рынка и формирования государственных  валютных резервов.
     Система валютного контроля по экспорту уже  дала свои ощутимые результаты. Утечка валюты снизилась до 4 % от суммы сделок, что примерно соответствует мировым  показателям в этой области. По данным МВЭС России, только за один год с  момента введения таможенно-банковского  валютного контроля при увеличении экспорта стратегически важных сырьевых товаров на 8 % валютные поступления  в российские банки увеличились  на 60 %.
     При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров  работа таможенных органов осуществляется в несколько этапов :
    предварительный контроль
    информационно-аналитический контроль
    окончательный документальный контроль
     Предварительный контроль включает в себя определение  правильного оформления паспорта сделки, грузовой таможенной декларации и достоверности  содержащейся в них информации, а  также контроль соответствия условий  внешнеторговой деятельности действующему законодательству.
     Информационно-аналитический  контроль обеспечивает формирование учетной  карточки валютного контроля и направление  ее в уполномоченные банки для  проведения работы по идентификации  поступившей валютной выручки, получение  и обработку учетных карточек, заполненных банком, сопоставление  и анализ информации о фактически поступивших денежных средствах, а  также выявление нарушителей  валютного и таможенного законодательства.
     Информационно-аналитический  контроль предполагает формирование учетной  карточки на основании ГТД, в соответствии с которой было произведено таможенное оформление товара, и передачу этой карточки в уполномоченный банк. Учетная  карточка, поступившая в банк, содержит информацию о стоимости товара и  дате его вывоза за пределы РФ. После  зачисления соответствующих валютных средств уполномоченный банк вносит в учетную карточку информацию о  движении средств за данный товар .
     При поступлении учетных карточек от уполномоченных банков в Главном  научно-информационном вычислительном центре (ГНИВЦ) ГТК России по истечении 180 дней со дня экспорта товаров производят их анализ. При выявлении учетных  карточек, в которых содержится информация о не зачислении валютных средств  от экспорта товаров, такие учетные  карточки передаются в таможенный орган, в зоне деятельности которого зарегистрирован  участник внешнеэкономической деятельности предположительно не обеспечивший зачисление валютной выручки.
     При осуществлении окончательного документального  контроля таможенными органами проводятся целевые проверки экспортеров по возможным фактам не поступления  валютной выручки. В случае подтверждения  таких фактов применяются санкции, установленные .Таможенным кодексом РФ.
     Помимо  учетных карточек экспортируемых товаров  базовым документом таможенно-банковского  контроля является паспорт экспортной сделки. Он оформляется экспортером по каждому внешнеторговому контракту, попадающему под действие валютного контроля.
     Паспорт сделки оформляется на каждый заключенный  экспортером договор в двух экземплярах  уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в котором впоследствии должна поступить от импортера-нерезидента  вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Для  оформления паспорта сделки в уполномоченный банк экспортером предоставляется. Наряду с оформленным и подписанным  от его имени паспортом, оригинал и надлежащим образом заверенная копия внешнеторгового контракта. На основании которого был составлен  паспорт сделки.
     Паспорт сделки (Приложение 1) содержит следующую  обязательную информацию:
    реквизиты уполномоченного банка
    реквизиты экспортера
    реквизиты иностранного покупателя
    реквизиты и условия контракта
     Каждому паспорту сделки присваивается свой номер. Являющийся сложным кодом, в  котором присутствуют  четыре части:
    первая часть  кода состоит из одной арабской цифры «1», означающей, что паспорт используется для валютного контроля за экспортными поступлениями
    вторая часть кода - это восемь цифр, составляющих код (по ОКПО) уполномоченного банка, на счет которого будут зачислены валютные средства
    третья часть представлена тремя цифрами, составляющими номер, присвоенный филиалу уполномоченного банка ЦБ РФ. Филиал уполномоченного банка фигурирует в паспорте сделки в том случае, когда транзитный валютный счет экспортера, на который должна поступить валютная выручка по указанному в паспорте контракту, ведется в филиале уполномоченного банка. Если же этот счет ведется в головной конторе уполномоченного банка или у последнего вообще нет филиалов, в третьей части кода вообще указывается «000»
    четвертая часть кода представляет собой порядковый номер данного паспорта в журнале, который ведется уполномоченным банком для отдельного учета входящих и исходящих документов валютного контроля.
     Как уже отмечалось, паспорт сделки на каждый внешнеторговый контракт оформляется  и подписывается в двух экземплярах. Один экземпляр остается в уполномоченном банке и служит основанием для  открытия досье валютного контроля (досье формируется уполномоченным банком по каждому паспорту сделки и представляет собой специальную  подборку документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров) за поставкой, другой экземпляр возвращается экспортеру.
     Подписание  паспорта сделки экспортером означает, что он принял на себя ответственность :
    за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен
    за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен паспорт сделки, на валютный счет экспортера в уполномоченном банке в который он предоставляет паспорт сделки для оформления.
 
 
3.2. Некоторые вопросы таможенного оформления экспорта товаров в связи с осуществлением валютного контроля. 
 

     Таможенные  органы принимают экспортируемые товары к таможенному оформлению только в случае предъявления в дополнение к установленным документам паспорт  сделки.
     Оформление  товаров в таможенном режиме экспорта с расчетами в иностранной  валюте без предоставления паспорта сделки допускается лишь в случаях  предусмотренных нормативными актами ГТК России или с письменного  разрешения ГТК России.
     На  начальном этапе таможенные органы (таможенный пост или отдел таможенного  оформления и таможенного контроля при его наличии в структуре  таможенного поста. Отдел таможенного  оформления и таможенного контроля таможни) рассматривают представляемые им в рамках процедуры валютного  контроля следующие документы :
    внешнеторговый контракт
    оригинал грузовой таможенной декларации (ГТД)
    один экземпляр копии ГТД
    копию паспорта сделки
    лицензию ЦБ РФ (в случае осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, а так же зачисления валютных средств на счета в иностранных банках)
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.