Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкуренция, как фактор эффективности хозяйственного механизма

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  образования и культуры Кыргызской Республики 

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кыргызско-Российский Славянский университет 

Экономический факультет 

Кафедра «Менеджмент» 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

На тему: «Конкуренция, как фактор эффективности хозяйственного механизма» 
 
 
 
 
 
 

                                                                Выполнена студенткой Пак Натальи 

                             группы М-2-06 

                                           Научный руководитель: Павлова Н. П. 
 
 
 
 
 
 

Бишкек 2009
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конкуренция и  ее содержание……………………………………….5
          1.1 Сущность и виды конкуренции………………………………………………5
1.2 Формы конкуренции………………………………………………………...10
Глава 2. Влияние конкуренции  на эффективность  хозяйственного механизма………………………………………………………………………..16
2.1.  Общее влияние конкуренции на  развитие рынка………………………...16
2.2. Воздействие  несовершенной конкуренции на  рынок…………………….18
2.3. Государственное  регулирование рынка…………………………………...20
Глава 3. Конкурентоспособность  компании ЗАО «Saima-Telecom»……..24
3.1 Описание  деятельности предприятия ЗАО  «Saima-Telecom»…………….24
3.2 Анализ  конъюнктуры рынка Интернет услуги  в КР и анализ конкурентоспособность…………………………………………………………28
3.3 Рекомендации  по совершенствованию организации……………………...45
Заключение……………………………………………………………………...47
Список  литературы………………………………………………………….....50
                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
  
         Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
          Ключевым  понятием, выражающим сущность  рыночных отношений, является  понятие конкуренции (лат. conсurrere – сталкиваться, состязаться).
           Конкуренция – это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. В экономической практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров.
Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.
Примерено до середины 19 века для экономики  развитых стран была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий  и многочисленностью производителей. Однако со второй половины века крупные предприятия захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной конкуренции, а позже – к появлению монополий. 
 

       XXI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.
          Актуальность данной темы состоит  в том, что в настоящее время  конкуренция играет основополагающую  роль в экономике любой страны.
          Целью курсовой работы является  рассмотрение понятия конкуренции,  ее видов, функций в экономике,  а также особенности этого понятия применительно к нашей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Конкуренция и ее содержание
1.1 Сущность и виды конкуренции 

         Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли1.
         Существуют и другие определения  конкуренции. В литературе, посвященной  данной проблеме, присутствует три  подхода к определению конкуренции.
             Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.
            Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.
             Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.
              Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов.
             В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные условия продажи и покупки соответственно. Он отождествлял конкуренцию с “невидимой рукой” рынка - автоматически равновесным механизмом рынка. Он доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала, регулятору частных и общественных интересов. “…При полной свободе предпринимательства, когда каждый производитель преследует свои интересы, и стремиться к собственной выгоде вовсе не возникает хаос и неразбериха, …ведомые невидимой рукой Проведения, преследуя свои интересы, люди создают блага и выгоды для общества в целом” 2.
         Конкуренция выступает в качестве  силы, обеспечивающей взаимодействие  спроса и предложения, уравновешивающей  рыночные цены. В результате соперничества  продавцов и покупателей устанавливается  общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.
       Конкуренция – механизм регулирования пропорций  общественного производства. Через  механизм межотраслевой конкуренции  происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
       В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое  свойство рынка. Такое понимание  возникло в связи с развитием  теории морфологии рынка. В зависимости  от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. 

  Виды конкуренции 

       Конкуренция в экономическом аспекте представляется явлением многообразным.
        По методам  осуществления конкуренцию можно  подразделить на ценовую и неценовую.
       Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
       Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
       По  отраслевой принадлежности различают  внутри- и межотраслевую конкуренцию.
       Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
       Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.
       Конкуренцию также подразделяют на совершенную  и несовершенную.
       Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.
       Здесь цена определяется свободной игрой  спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют "рынок свободной конкуренции".
       Существование огромного количества покупателей  и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией  о рынке, чем остальные Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся  уровень цен, изменить который вне его власти,  ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка Свобода "рыночного" перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменении количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
       Теперь  сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
       - большое количество мелких продавцов и покупателей;
       - продаваемый продукт однороден  у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;
       - невозможность контроля над ценой  и объемом купли-продажи создает  условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;
       - полная свобода "входа" на  рынок и "ухода".
       В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую "идеальную" структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно "малы" что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке.
       Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей»3.
       Большинство случаев несовершенной конкуренции  можно объяснить двумя основными  причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.
       Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной  конкуренции, когда существуют трудности  для вступления новых конкурентов  в отрасль. Так называемые "барьеры  входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль. 

1.2. Формы конкуренции
Монополия
       Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант.
       Рассмотрим  характерные черты  монополии:
       1. Монополия есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль – синонимы.
       2. Из первого признака следует,  что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.
       3.Отдельная фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Это так, потому что она дает только незначительную долю совокупного предложения. Ярким контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта.
       4. Существование монополии зависит  от существования барьеров для  вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или  другими, определенные препятствия  должны существовать, чтобы удерживать  новых конкурентов от вступления  в отрасль, если монополия собирается продолжать свое существование.   

Монополистическая конкуренция 

         Теория монополистической конкуренции  разработана в трудах английского  экономиста Дж. Робинсон и американского  ученого Э. Чемберлина. Монополистическая  конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход. Однако (и это черта, присущая монополии) все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку каждая фирма продает товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Казалось бы, что все фирмы готового платья выпускают один и тот же товар – мужские костюмы. Но это не так – отдельная фирма производит свой товар (мужской костюм), который отличается от товара других фирм фасоном, качеством отделки, примененной тканью, фурнитурой и т. п. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, безусловно, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Все это приводит к тому, что кривая спроса отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Дифференциация товара, таким образом, означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром (мужской костюм), но и достаточно несхожие (фрак, тройка и т. п.), чтобы производитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара.
       Суммируя вышесказанное, можно отметить, что теория монополистической конкуренции основывается на трех принципиальных положениях:
       1. Кривая спроса отдельной фирмы  имеет падающий характер; ее эластичность  выше, чем эластичность кривой  спроса отрасли, поскольку на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет фирме возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде.
       2. Имеется свобода входа в отрасль  и выхода из нее.
       3. В отрасль входит достаточное количество конкурирующих друг с другом фирм, так что каждая отдельная фирма проводит собственную ценовую политику, не взирая на реакцию конкурентов.
       В условиях монополистической конкуренции  экономическое соперничество сосредоточивается  не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты дифференциации продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов. 

Олигополия 

       До 30-х годов ХХ века предполагалось, что рынки обслуживаются множеством фирм, каждая из которых производит незначительную долю совокупного продукта. Все подчинялись рыночной цене, которую  не контролировал никто. Монополии  тоже существовали, но они считались крайним исключением. Однако оказалось, что на многих рынках могут господствовать несколько фирм, коллективно осуществляющих власть, которая прежде ассоциировалась с монополией. Это была олигополия.
       Олигополия  является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.
       Характерные черты олигополии.
       Первая  характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти.
       Второй  характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства, которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур.
       Эффект  масштаба – важная, но не единственная причина, так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально эффективный уровень. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией, как это происходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа "Ксерокс", "Кодак", IBM и др. На протяжении всего срока действия патента фирма надежно защищена от внутренней конкуренции.
Среди других причин – монополия контроля над редкими источниками сырья, запредельно высокие расходы  на рекламу (сигареты, прохладительные  напитки, шоу-бизнес). Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные. Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых барьеров нет, они возникают вновь и вновь.
       Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно тому, как шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуаций на рынке в результате различного поведения конкурентов.
       Всеобщая  взаимозависимость проявляется  и в условия обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами, и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Влияние конкуренции  на эффективность  хозяйственного механизма
2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка 

Конкуренция является движущей силой рынка, она  является его главным механизмом и ведет к наилучшему использованию  способностей и знаний. Большая часть  достигнутых человеческих благ достигнута именно путем состязания, путем конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность.
Конкуренция не может функционировать среди  людей, лишенных предпринимательского духа. Более того, конкуренция –  это особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей. Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому. Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях.
Экономисты  сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию  редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения ресурсов, ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим способом.
Вполне  очевидно, что эти два условия  полностью выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль.
Говоря  об эффективности распределения  ресурсов, стоит заметить, что в  условиях чистой конкуренции руководящиеся  мотивом прибыли предприниматели  будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:
1. отсутствие  причины, по которой конкурентная  рыночная система приведет к  оптимальному распределению доходов;
2. распределяя  ресурсы, конкурентная модель  не допускает побочных издержек  и выгод или производства общественных благ;
3. отрасль  с чистой конкуренцией может  мешать применению лучшей из  известных производственной техники  и благоприятствовать медленному  темпу технического прогресса;
4. конкурентная  система не обеспечивает ни  широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов. 
 

2.2. Воздействие несовершенной конкуренции на рынок 

Совершенной конкуренции отводится ведущая  роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических  лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. От совершенной конкуренции требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Если же перейти к несовершенной конкуренции, то в скором времени монополии путем повышением цен сведут платежеспособный спрос на рынке до критического уровня.
Рассматривая  проблему отрицательного воздействия  несовершенной конкуренции на рынок, заметим, что несовершенная конкуренция  ведет к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным  ценам (путем сговора) и так далее. Более того, несовершенная конкуренция не способствует повышению эффективности использования ресурсов. Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего к государственному монополизму, отрицательное воздействие которого проявляется в таких негативных чертах, как:
- единая  общенародная зависимость;
- централизованная  плановая система;
- малосубъектная  система хозяйствования;
- централизованное  распределение всех ресурсов;
- регламентированные  связи по отраслевому признаку;
- централизованная  система установления фиксированных  цен;
- единство  номенклатуры продукции во внешней торговле.
Эффективно  развивать внешнюю торговлю в  условиях несовершенной конкуренции практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях несовершенной конкуренции выше, чем в условиях конкуренции. Цена на продукт фирмы, функционирующей в условиях несовершенной конкуренции выше, так как фирма не стремиться к минимизации своих издержек, ее продукт все равно будет реализован, так как других альтернатив нет.
Потери  от несовершенной конкуренции можно  проиллюстрировать графически (рис. 2.1).
Если  бы цена устанавливалась на уровне точки E (точки пересечения кривой MC и кривой спроса D), т. е. цена P соответствовала бы условиям совершенной конкуренции MC = P, то потребительский излишек был бы равен площади треугольника Р P E .
В условиях несовершенной конкуренции цена устанавливается на уровне точки  E (эта точка лежит на одной вертикале с точкой E – пересечением MC и MR). При такой же цене – на уровне P - объем предложения фирмы равен Q , следовательно, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции: Q < Q . Потребительский излишек теперь уменьшился до площади треугольника P E P . Но самое важное – отчетливо видны графически чистые потери, или «мертвый убыток», для общества: это треугольник EE E . Таким образом, монополия как бы «рвет на части» излишек потребителя и излишек производителя: часть достается (затененный прямоугольник) самой монополии, а другая часть этого излишка потребителя в виде площади СE E вообще теряется обществом, не достается никому. Так же не достается никому часть излишка производителя (треугольник ECE ), это недополученное, а точнее, разрушенное богатство общества. По некоторым подсчетам, «мертвый убыток», возникающий в силу монополистического распределения ресурсов, составляет 0,5-2%  валового национального продукта Кыргызстана.
 P 

 MC 
 P   E
                           E
     P     C  
      E MR D  
  Q
 Q  Q
Рис. 2.1.   Потери от несовершенной конкуренции
 
Практика  показывает, что в условиях конкуренции  рынок развивается гораздо быстрее. Фирмы вынуждены осуществлять научно-технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая проведя модернизацию и обновление сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка. 

2.3. Государственное  регулирование рынка 

Действительно, можно согласиться с тем, что  государственное регулирование  необходимо. Причем необходимо оно по двум основным направлениям:
1. Защита  конкуренции и препятствие монополизму;
2. Регулирование  деятельности естественных монополий.
Реализация  задачи защиты конкуренции и препятствия  монополизму предусматривает:
- анализ  сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;
- формирование  необходимых организационно-экономических  предпосылок для эффективной  конкуренции на рынках Кыргызской Республики;
- установление  и поддержание единого экономического пространства на территории Кыргызской Республики;
- создание  системы государственного контроля  и регулирования деятельности  субъектов естественной и государственной  монополии;
- создание  правовых и организационно-экономических  условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;
- учет  структуры рынка при приватизации  предприятий в целях повышения  конкурентоспособности и эффективности их деятельности;
- развитие  предпринимательства.
Процесс защиты конкуренции и препятствия  монополизму на рынках Кыргызской Республики предусматривает учет следующих общих требований:
- ориентация  на создание конкурентного рынка,  защиту прав и интересов потребителей;
- комплексность  решения задач демонополизации,  приватизации и структурной перестройки  экономики;
- дифференцированный  подход к объектам демонополизации  с учетом социальных интересов,  отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;
- взаимосвязанность  решения проблем демонополизации  и развития конкуренции на  федеральном, отраслевом и региональном  уровнях;
- учет  факторов интеграции кыргызской экономики в мировую систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей;
- мониторинг  изменения структуры рынка и  соответствия программно-реализационного  механизма демонополизации и  развития конкуренции его структуре;
- обеспечение  гласности проводимых мероприятий и их результатов.
Регулирование деятельности естественных монополий  – это второе основное направление  в государственном регулировании  рынка. Органами регулирования естественных монополий могут применяться  следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
- ценовое  регулирование, осуществляемое посредством  определения (установления) цен (тарифов)  или их предельного уровня;
- определение  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
В целях  проведения эффективной государственной  политики в сферах деятельности субъектов  естественных монополий органы регулирования  естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Республиканским законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Органы  регулирования естественных монополий  осуществляют, контроль за:
- любыми  сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Республиканским законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
- инвестициями  субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Республиканским законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
- продажей, сдачей в аренду или иной  сделкой, в результате которой  хозяйствующий субъект приобретает  право собственности либо владения  и (или) пользования частью  основных средств субъекта естественной  монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Республиканским законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.
Такое государственное регулирование  рынка способствует развитию конкурентных отношений и препятствует установлению государственного монополизма. В тоже время стоит отметить, что сегодня  среди экономистов нет единого мнения о степени вмешательства государства в рыночное хозяйствование. 
 
 

Глава 3. Конкурентоспособность компании
ЗАО «Saima-Telecom» 

3.1 Описание деятельности  предприятия ЗАО  «Saima-Telecom» 

     Компания  «Saima-Telecom» работает на рынке телекоммуникационных услуг Кыргызстана 12 лет. За эти годы собрано высококвалифицированная и сплоченная  команда специалистов различных областей, создан собственный технический узел связи по предоставлению услуг цифровой телефонной связи и доступа в Интернет, построена телефонная сеть протяженностью более 500000 километров, организованы межсетевые стыки с ведущими операторами связи России и Средней Азии. Все это позволяет нам представлять действительно высококачественные телекоммуникационные услуги.
      В 1997 году Компания «Saima-Telecom» начала свою деятельность как дочернее предприятие «Телкард» холдинга «Ареопаг Бишкек». Основной деятельностью было предоставление телефонной связи посредством установки таксофонов. Начав установку таксофонов в городе Бишкеке, за два года работы Компания расширила таксофонную сеть в несколько раз.
В настоящее  время таксофонная сеть успешно  функционирует в городах Бишкек, Каракол, Талас, Ош, Джалал-Абад, а также  в курортной зоне озера Иссык-Куля.
           В 1999 году Компания изменила  сферу своей деятельности. Было принято решение разработать новый бизнес-проект по созданию полноценного оператора связи «Saima Net Telecommunications».
Начиная с ноября 2000 года, была организована деятельность в сфере предоставления услуг цифровой телефонной связи корпоративному сектору города Бишкек.
      С 2002 года наша Компания является Интернет-Сервис-Провайдером  и предоставляет услуги доступа  в Интернет, включающие услуги коммутируемого доступа в Интернет, ISDN и выделенной линии.
      В 2003 году Компания становится частью крупного российского холдинга «RTKom»; став крупным телекоммуникационным оператором с полным спектром предоставляемых услуг, Компания меняет свое название на «Saima-Telecom».
      В 2004 году Компания «Saima-Telecom» начинает предоставлять услугу IP-телефония. Самым большим достижением Компании являются абоненты, количество которых постоянно растет. В настоящее время услугами Компании «Saima-Telecom» пользуются как крупные компании и организации, так и рядовые жители города Бишкек и Чуйской области.
«Saima-Telecom» с уверенностью смотрит в будущее, развиваясь и постоянно совершенствуя предоставляемые услуги. «Saima-Telecom» стремится сделать доступными для всех самые современные услуги связи.

ЗАО «Saima-Telecom» владеет тремя успешными брендами:
Saima-Telecom фиксированная цифровая связь, междугородная, международная связь, полный пакет телекоммуникационных услуг;
Saima-Net – выделенный доступ в Интернет по технологиям ADSL, ADSL 2+, SDSL/SHDSL, Ethernet; коммутируемый доступ, дополнительные интернет-услуги;
Saima-Card – предоплаченные универсальные карты для доступа к услугам междугородной, международной связи, сети Интернет, информационной службы Saima-Info. 

 
 
 
 

Компания  «Saima-Telecom» ценит своих клиентов, знает, что время – это деньги, поэтому создаем максимально эффективные для развития бизнеса системы связи. Компания уверенно говорит о своих возможностях – за годы деятельности создан коллектив профессионалов, достигнуты договоренности о сотрудничестве и наработаны мощные технические ресурсы, имеющие огромные потенциалы:
    Новая кабельная сеть, построенная Компанией с целью достижения высокого качества предоставляемых услуг связи;
    Наличие трех независимых наземных каналов связи, гарантирующих стабильность и высокое качество в предоставлении международной связи и доступа в Интернет, общая задействованная на сегодняшний день емкость каналов более 44 Мб/с, возможность расширения наземных каналов до 311 Мб/с;
    Телекоммуникационное оборудование производства мировых лидеров в сфере связи:Cisco, Huawei, ZTE, D-link, Ceragon;
    Соглашения о сотрудничестве с национальными операторами других стран;
    Кольцевая структура оптоволоконной сети по г.Бишкек, что дает гарантии бесперебойной связи внутри столицы (если кабель повреждается на одном участке, сигнал абонента пройдет по другому резервному участку);
    Сеть нового поколения NGN (Next Generation Networks), ядром которой является программный коммутатор 4-го класса, позволяющий реализовать набор дополнительных услуг.
Имея  в распоряжении столь значительные ресурсы, Компания «Saima-Telecom» организовала многоступенчатую систему защиты внешних кагалов связи, которая позволяет абонентам не опасаться потери внешней связи с миром.
     Благодаря реализации всех проектов ЗАО «Saima-Telecom» обеспечивает своих абонентов цифровой связью и доступом в Интернет, соответствующим требованиям мировых стандартов.
      Компания «Saima-Telecom» имеет полный пакет лицензий на предоставление услуг связи.
       Местоположения: г. Бишкек, пр. Чуй 111 а. 

Структура работников



 









 

 

 

Основные  конкуренты ЗАО «Saima-Telecom»: Кыргызтелеком, Elcat, Sapatcom, Asiainfo, Megaline, Акнет, Fastnet, Homeline, FreeNet KyrNet, Transfer Ltd и т.д. 

3.2 Анализ конъюнктуры рынка Интернет услуги в КР и анализ конкурентоспособность 

     В республике с каждым годом увеличивается  количество операторов, предоставляющих  услуги доступа в Интернет. В настоящее  время 38 Интернет-провайдеров предоставляют услуги доступа в Интернет.
     Общее количество абонентов Интернет-провайдеров  в настоящее время оценивается  в 16 тыс. пользователей, причем около 10 тыс. из них являются корпоративными пользователями. Общее количество выделенных линий доступа в Интернет в Кыргызстане в 2008 г. составляло 733 линии. Количество абонентов доступа в Интернет по технологии ADSL составляет 1,1-1,5 тыс. абонентов.
     По  каналам кабельного телевидения  к сети Интернет подключены 140 пользователей, причем 30 из них являются корпоративными пользователями.
     Общая пропускная способность внешних  каналов доступа в Интернет составляет порядка 300 Мбит/сек.
Растет  также число пользователей Интернета. По результатам исследований, проведенных  Консалтинговым Агентством «Эксперт» в конце 2008 г., общее число пользователей Интернета в Кыргызстане в 2008 г. достигло 550 тыс. человек.
В последние  годы возрастает роль коммерческих и  некоммерческих центров общественного  доступа в Интернет в охвате населения  Интернет-услугами. В Кыргызстане  в данный момент, действуют более 150 общественных центров доступа в Интернет, включая Интернет-кафе и бесплатные центры общественного доступа. На рост числа Интернет - пользователей благоприятно влияет возможность доступа в сеть, предоставляемая высшими учебными заведениями и центрами бесплатного доступа, которые финансируются донорскими организациями. 

В настоящее  время Интернет-провайдеры Кыргызстана  предоставляют широкий спектр услуг, включающий услуги доступа в Интернет по коммутируемым соединениям (dial-up), выделенным линиям и xDSL-технологиям (ADSL, VDSL, SDSL), услуги хостинга, создания и поддержки сайтов и услуги IP-телефонии.
     С усилением конкуренции на рынке  услуг доступа в Интернет, тарифы на услуги передачи данных в конце 90-х  гг. стали резко снижаться. В последние годы снижение тарифов на Интернет-услуги стало менее значительным. 
 

Таблица 3.1. Некоторые тенденции развития рынка услуг доступа в Интернет в 2003-2008
  2003 2004 2005 2006 2007 2008
Количество  провайдеров 20 25 28 30 33 38
Стоимость почасового доступа,USD/час 0,9 0,4 0,3 0,5 0,3 0,3
Среднемесячная  заработная плата,USD   50 60 70 80 90
Отношение средней зарплаты к стоимости  часа работы в Интернет (часов в  месяц) 118 125 200 150 310 400
 
Диаграмма 3.1.  

Диаграмма 3.2.  

     Вместе  с тем главными сдерживающими факторами роста пользователей Интернета являются проблемы социально-экономического характера.  

Кроме того, более 60% жителей республики живут  в горах, и этот фактор делает телефонизацию  и внедрение Интернета мероприятием, требующим значительных капиталовложений. В настоящее время доступ к Интернету имеют только 10-15% сельских жителей. 

     Сдерживающим  фактором также является низкое число  компьютеров у населения страны. По оценкам Консалтингового Агентства  «Эксперт», общее число компьютеров у населения Кыргызстана в 2008 г. составляло примерно 80 тыс.  
 

Информационная  инфраструктура (ИИ)
    Количество основных телефонных линий на 100  жителей.
    Количество абонентов беспроводной связи на 100 жителей.
    Количество компьютеров на 100 человек.
    Количество регулярных пользователей Интернета на 100 человек.
    Количество абонентов кабельного телевидения на 1000 жителей.
    Количество таксофонов  на  1000 человек.
Таблица 3.2. Значения индикаторов компонента «Информационная инфраструктура»
Индикатор Оценочные значения уровня Фактическое значение Индекс
Количество  основных телефонных линий на 100 жителей 2 уровень 6-10
8,3 0,25
Количество  абонентов беспроводной связи на 100 жителей 2 уровень 6-10
10,0 0,25
Количество  компьютеров на 100 человек 2 уровень 1-5
1,6 0,25
Количество  регулярных пользователей Интернета  на 100 человек 2 уровень 1-5
3,2 0,25
Количество  абонентов кабельного телевидения  на 100 жителей 2 уровень 0-1
0,4 0
Количество  таксофонов на 1000 жителей 2 уровень 0,1-0,5
0,3 0,25
 
Индекс компонента ИИ: ИИ = (и1+и2+и3+и4+и5+и6)/6 = (0,25+0,25+0,25+0,25+0+ 0,25)/6 = 0,21.
·     Количество общественных центров доступа к Интернет (включая коммерческие) на 100 000 жителей.
·     Количество доменов 2-го уровня в зоне KG на 100 000 жителей.
·     Регулярная аудитория Интернета в процентном соотношении к населению страны.
·     Количество веб - сайтов в зоне KG на 100 000 жителей.
·     Количество Интернет-провайдеров на 100 000 жителей. 
 

Таблица 3.3. Значения индикаторов компонента «Информационная инфраструктура»
Индикатор Оценочные значения уровня Фактическое значение Индекс
Количество  общественных центров доступа к Интернет (включая коммерческие) на 100000 жителей 2 уровень(0,25) 1-10
3,0 0,25
Количество  доменов 2-го уровня в зоне KG на 1000000 жителей 2 уровень 1-5(0,25)
22 0,25
Регулярная  аудитория Интернет в процентном соотношении к населению страны 1 уровень(0) 0-5%
0,3 0
Количество  веб - сайтов в зоне KG на 100000 жителей 2 уровень(0,25) 40-80
58 0,25
Количество  Интернет -провайдеров на 100000 жителей 3 уровень 0,4 -1
0,7 0,5
Индекс  компонента УИ: УИ = (и1+и2+и3+и4+и5)/5= (0,25+0,25+0+0,25+0,5)/5 = 0,25.
Доступность Интернета (ДИ)
·         Средние цены на доступ в Интернет.
·         Стоимость аренды выделенной линии доступа в Интернет
·         Количество пользователей Интернет - абонентов Интернет-провайдеров на 100 жителей
·         Стоимость местного телефонного разговора.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.