На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основы коммуникации при работе с семьей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Казахстанско- Российский Медицинский Университет
Курс пропедевтики внутренних болезней и сестринского дела 
 
 
 
 

 

  
 
 

              
 
 

 Тема: «Основы коммуникации при работе с семьей.»
 
Выполнила: Андрейченко И.
группа 108 Б                       
Общая медицина                                   
Проверила: Аманжолова Т.К.  

                                
 
 
 

             Алматы 2010 г.
              
Содержание:
              
Введение
Семья как социальный институт, ее характеристика
1. Понятие семья
2. Социальные  проблемы семьи
3. Типы семей, семейных взаимоотношений.
Семейный социум как приоритетная сфера социальной работы
Социальная работа с семьей.
Заключение.
 Литература
 
 

Введение 

Социальная   работа   может   быть   рассмотрена   как разновидность  человеческой деятельности,  цель  которой   –  оптимизировать  осуществление объективной  роли  людей  во  всех  сферах   жизни   общества   в   процессе жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи,  социальных  и других групп и слоев  в обществе.
Профессия социального  работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года,  хотя  и не  называлось  так.  Функции  социальных   работников   выполняли   земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных  и бездомных людей пожилого возраста.  Успех  этой  деятельности  как  и  любой другой, зависел  от  уровня  развития  мастерства  этих  людей.  Современный специалист социальной работы – это профессионал,  глубоко  разбирающийся   в вопросах  социальных  отношений,  в  правовых   гарантиях   граждан,   точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей  и способный  грамотно  оказать  им  соответствующую   ситуации   помощь.   Его профессиональная деятельность, будучи связанной  с  регуляцией  человеческих отношений,  призвана  органично  реализовывать  целый  ряд   взаимосвязанных специфических  и  достаточно  сложных  функций,   а   именно:   нравственно-гуманистическую,        организационно-управленческую,        информационно-коммуникативную  (в   том   числе   рекламно-пропагандистскую), аналитикопрогностическую, организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и др.
Как специалист в области  социальных  отношений,  социальный  работник должен   знать   теоретические   и   методологические   основы   социального управления,   специфику   организации   социальной   работы   с   различными категориями населения, ее историю, отечественные  традиции  и  мировой  опыт организации  социальной  защиты  населения.  Кроме   теоретических   знаний, социальная   работа   требует   и   глубокой   психологической   подготовки, выражающейся  в  наличии  навыков  в  области  социально-психологического  и ситуационного   анализа,   социально-организационной   диагностики   условия жизнедеятельности   различных   групп   населения,   проведения   конкретно-социологических  исследований,   прогнозирования   и   выявления   тенденций развития   социальных   процессов,   оптимального   выбора   инструментария, регулирующего   их   протекание.   Важными    критериями    профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая  и правовая культура, психолого-педагогический такт.
Свою деятельность социальный работник начинает со  сбора  сведений  об объекте.  Выясняет  пол,  возраст,  состояние   здоровья,   условия   жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя  всем  необходимым  для  жизни, материальный   достаток,   имеющееся   положение,    соседское    окружение, особенности   психики,   характера   и   т.д.   Одним   словом    занимается информационной  работой.  На  основе  собранных  сведений  о  своих  будущих подопечных социальный  работник  ставит  «диагноз»,  оценивает  объем,  виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы,  методы,  составляет  для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты  и прочее. Параллельно с «диагнозом» социальный  работник  выстраивает  диагноз своей деятельности: трудно или легко будет  ему  работать,  сможет  ли  или  нет оказать  действенную  помощь,  с  какими   официальными   и   неофициальными организациями ему придется вступать в деловые  контакты,  насколько  быстро долго придется заниматься «пациентом».
Когда заходит  речь  о  психологии  социальной  работы,  нередко  можно
встретить  и  скептическое  отношение  к  возможности  и  необходимости   ее технологизации. Эти сомнения исходят, прежде всего, от тех, кто полагает,  что соц.  работа  носит  исключительно  творческий  характер,  и  ее  результаты
зависят  от  индивидуального  мастерства,  искусства,  интуиции  и   личного
обаяния социальных работников. Без сомнения, не всякие действия  специалиста
даже  в  достаточно  сложной  социальной  сфере  поддаются   технологизации.
Сторонники  такой   позиции   недооценивают   роль   теоретических   знаний,
теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том,  что
соц. Работа –  это синтез теории и  практики,  науки  и  искусства  работы  с
людьми.
Социальная работа как специфическая профессиональная  деятельность  и
как  самостоятельная  система  получения  знаний  с  собственным   предметом
исследования  по  всем  параметрам  отвечает  указанным  основным   условиям
технологизации.   Следовательно,   проблема   заключается   не   столько   в
возможности психологического подхода к соц. Работе, сколько  в  разработке  и
совершенствовании ее технологии,  методологии,  инструментария,  в  усвоении
опыта их применения  на практике. 
 

  Семья как социальный  институт, ее характеристика 

Понятие семьи 

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа,  члены
которой объединены совместным проживанием и  ведением  домашнего  хозяйства,
эмоциональной связью и взаимными обязанностями  друг к другу.  Так  же  семей
называют социальный  институт,  то  есть  устойчивая  форма  взаимоотношений
между людьми, в  рамках которой осуществляется  основная  часть  повседневной
жизни людей: сексуальные  отношения, деторождение  и  первичная  социализация
детей, значительная часть бытового ухода,  образовательного  и  медицинского
обслуживания. По данным переписи 1989 года в России  насчитывается  40  млн.
256 тыс. Семей,  т.е. 88.4 % людей живут в семьях.
Семья осуществляет следующие функции:
1. воспитательная;
2. хозяйственно-бытовая – для удовлетворения материальных потребностей и
для сохранения здоровья;
3. эмоциональная:  культурное и духовное общение;
4. первичный  социальный контроль – это  контроль за выполнением норм,
усвоенных в  процессе социализации и воспитания;
5. репродуктивная и сексуальная – это воспроизводство потомства и
супружеские взаимоотношения. 

Социальные  проблемы семьи 

Семья  является  одним  из   главных   объектов   социальной   работы.
Современная  семья  переживает  сложный  этап  в  эволюции   -  переход   от
традиционной  модели к новой, и многие ученые характеризуют  нынешние  условия
семьи как кризисные, что повлекло за собой падение  рождаемости,  рост  числа
разводов  и  увеличение  числа  одиноких  людей.  Средняя   величина   семьи
составляет 3,2 человека – в городе и 3,  3  –  в  селе.  Факторы  сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа  молодых семей вследствие снижения возраста вступления в  брак;  тенденция  отделения молодых семей от родителей;  увеличение  доли  семей  с  одним  родителем  в результате разводов, смерти одного из супругов  и  рождения  детей  одинокой матерью.
Основные социальные проблемы семьи:
1. трудное материальное  положение семьи;
2. ухудшение  состояния  здоровья  населения   вследствие  недоедания,  плохой
экологии, от качества продуктов питания;
3. злоупотребление  алкоголем и наркотиками;
4. жестокое обращение  с детьми и другими членами  семьи;
5. антиобщественный  образ жизни, правонарушения и  скандалы;
6. социальное  сиротство – это явления устранения или неучастия в  выполнении
родительских  обязанностей – искажение родительского  поведения.
Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть  сироты  при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в  дом  ребенка  по  социальным
причинам:  лишение  родительских  прав,  плохие  материальные   и   жилищные
условия,  внебрачное  положение  женщины,  нахождение  родителей  в   местах
лишения свободы, алкоголизм родителей.
Отказные дети –  это  те,  от  которых  мать  отказалась  письменно  в
родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:
1. тяжелая болезнь  или уродства (около 60 %);
2. сложные материальные  и бытовые условия (около 20 %). 

  Типы семей 

Среднестатистическая  семья:
- семья  нуждается   в  политике  стабилизации  семьи  и,  прежде  всего,  в
эмоциональной  разрядке,  проблемы  такой  семьи  –  это  взаимоотношения
супругов, воспитание детей, особенно подростков.
Молодая семья:
- здесь  приоритетной  сферой  внимания  социальной  работы  могут  быть  –
межличностная  адаптация  супругов,  распределение   ролей   и   функций,
трудности начального воспитания детей.
Вторичная семья:
- это семья,  созданная повторно обоими или  одним  из  супругов  –   для  нее
характерны  выше  перечисленные  проблемы,  а  также  типичны  построение
взаимоотношений со  старой  и  новой  семьей,  адаптация  детей  к  новым
родителям или  уходу одного из них из семьи.
Неполная семья:
- это семья,  где отсутствует один из родителей;  ее проблемы – это изменение
статуса в обществе – низкий  материальный  уровень,  наличие развития  у
детей девиантности.
Многодетная семья:
- где три и  более детей; ее проблемы –  бедность, нестабильность  статуса   в
обществе, иждивенческие  установки,  условия  для  развития  у  подростков
девиантности  и психологических отношений. 

Типы семейных взаимоотношений 

Брак – это  гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины,
ведущий к образованию  семьи. По силе власти в семье кого-либо  из  супругов,
можно выделить четыре типа брака:
1. доминирующий  муж и пассивная жена;
2. доминирующая жена и пассивный муж;
3. открытая борьба  или соперничество;
4. изоляция или  эмоциональное отчуждение;
5. псевдо-кооперация, когда  внешне  соглашаются,  но  внутри  остаются  при
своем времени. 

В  зависимости  от   типа   семейных   взаимоотношений   семьи   можно
подразделить  на гармоничные,  где  адекватное  исполнение  ролей  мужчины  и
женщины,  и  дисгармоничные  семьи,  в  которых  супруги   имеют   различные
проблемы, такие, как:
- обвинение,  когда  один  из  супругов  утверждает,  что  дефект  в  другом
супруге;
- успокоение, когда  супруг пассивно согласен с  утверждением, что  дефект  в
нем;
-  отвлечение,  когда  поведение  одного  из  супругов  отвлекает  его   от
напряженной ситуации в семье;
- чувство обиды,  возникает в  том  случае,  когда  один  из  супругов  дает
больше, чем получает;
- чувство вины, когда один из супругов получает  больше, чем дает;
- паралояльные  отношения (ревность, озлобленность,  подозрительность).
Примеры: мужчина  рано женится на женщине, проявляющей  заботу  о  нем,
видит в ней  свою мать, или, когда жена уделяет  большое  внимание  детям,  а
муж ищет  заботу  на  стороне.  К  дисгармоничным  семьям  относятся  семьи,
находящиеся на грани развода.
Развод –  это одна из форм прекращения  брака  путем  его  юридического
расторжения. Стадии распада брака:
- эмоциональный  распад, т.е. когда проходит любовь;
- физический  распад, прекращение интимных отношений;
-  фактический   распад,  это  прекращение   совместного  ведения  хозяйства,
единого  бюджета,  иногда  совместного  воспитания   детей,   разъезд   и
раздельное проживание. 

Семейный  социум как приоритетная сфера социальной работы 

Общеизвестно,  что  семья  является  уникальным  социальным  созданием
человечества. Фактически, это явление – первый вид общения  людей.  В то  же
время как социальная система  семья  имеет  черты  социального  института  и
одновременно  малой социальной группы.
Черты семьи  как социального института заключены  в  социальных  нормах,
санкциях  и  образцах  поведения,  регламентирующих  взаимоотношения   между
супругами, родителями, детьми и другими родственниками.  Как  малую  группу,
основанную на браке или кровном  родстве,  ее  характеризуют  общность  быта
всех членов семьи, взаимная моральная ответственность  и взаимопомощь.
Семья является той формой общности  людей,  в  которой  –  соединенные
браком мужчина  и женщина, их дети и родственники  связаны  кровнородственной
связью.
Являясь социальным образованием, семья имеет  определенные  социальные
функции, которые  являются отражением  как  общественных  потребностей  в ее
жизнедеятельности,  так  и  индивидуальных  потребностей   членов   семейной
группы.
В научно-педагогической литературе  по  проблемам  семьи  к  важнейшим
функциям семьи  относят генеративную (воспроизводство  людей,  поскольку,  как
правило,  здоровые  дети  рождаются  в  семье),  рекреативную   (физическая,
материальная, моральная, психологическая взаимопомощь, организация  досуга),
коммуникативную,  регулятивную,  фелицитологическую  (ощущение   счастья   в
семье),  экономическую  и  хозяйственно-бытовую.  Главной   функцией   семьи
называется  функция  первичной  (или  базисной)  социализации  ребенка,  его
формирования.
Принимая семью  в качестве  объекта  воздействия  социальной  работы  и
сложной социальной системы специалисты предпочитают учитывать  следующие  ее
составные части: структуру,  окружение  семьи,  функционирование  и  историю
развития.
Под структурой семьи  понимают  систему  отношений  родства,  а  также
совокупность    духовных,    нравственных,    психологических     отношений,
внутрисемейной  установки и отношения власти и авторитета.
В структуре  семьи учитываются: количество членов семьи (что определяет
тип семьи  –  нуклеарная  или  большая),  их  родственные  связи  (родители,
родители и  дети, братья и сестры), характер взаимоотношений  в  подсистемах,
границы взаимоотношений (проблемы  близости  и  отдаленности  между  членами
семьи,  специфика   семейных   правил   и   норм,   эмоциональный   климат);
взаимоотношения между членами семьи и семьей как системой с другими  членами
«большой»  семьи  (бабушки,  дедушки,  двоюродные  родственники   и   т.д.),
взаимоотношения между семьей как системой и ближайшими друзьями.
Вторым компонентом  семьи  как  системы  является  окружение.  Под  ним
понимают ситуацию  проживания,  социоэкологический  статус,  взаимоотношения
семьи с соседями и вообще в социуме, влияние  референтной  группы  «большой»
семьи (бабушки, дедушки, ближайшие родственники), сильные  и  слабые  стороны
этого влияния  на семью.
Функционирование семьи является ее третьим компонентом. Оно включает в
себя ролевую  деятельность  ее  членов  –  совокупность  установок,  норм  и
образцов поведения, характеризующих одних членов семьи  в  их  отношениях  к
другим ее членам (в  нуклеарной модели  семьи основными семейными ролями
являются роли мужа и жены, матери и отца, детей, братьев, сестер;  в  модели
большой семьи  – добавляются роли  дедушек  и  бабушек,  свекра  и  свекрови,
тестя и тещи, зятя и невестки, и т.п.).
Ролевая значительность членов семьи (ведение хозяйства – кто?,  забота
о детях –  кто?) сравнивается со  стандартами  и  учитывается  при  работе  с
семьей как  объектом воздействия.
Четвертым компонентом  семьи-системы является история  ее развития.  Она
включает в  себя генеалогическое древо семьи («корни» семьи и влияние  их  на
сегодняшнее положения  дел  в  семье),  обычаи  и  традиции  семьи  и  стадии
развития семейной жизни.
Американский  исследователь семьи Соня Роудс  выделяет в развитии  семьи
семь основных стадий.
- Интимность, близость. Взаимоотношения мужа  и  жены  находятся  в  стадии
формирования.  Задача  –  развитие  реалистической  оценки   каждому   из
партнеров.
- Наполнение  и пополнение. Стадия между рождением  первенца и тем  временем,
когда  последний  ребенок  отправляется  в  школу.  Задача   –   развитие
воспитательных  образцов у всех членов семьи.
- Индивидуализация, обособление членов семьи.  Стадия,  когда  семья  имеет
детей дошкольного  возраста. Задача – отделение своей  личности от личности
ребенка, оказание поддержки детям, индивидуализация, обособление  каждого
члена семьи.
- Товарищеские  отношения, общение.  Стадия  семьи   с  детьми  подросткового
возраста.  Задача  –   развитие   взаимоотношений   «Родитель-подросток»,
основанных  на  понимании  возрастающей  независимости   ребенка   и   на
супружеских отношениях, основанных на товариществе.
- Перегруппировки.  Стадия, когда повзрослевшие дети  покидают семью.  Задача
– изменение  взаимоотношений между поколениями, переход к взаимоотношениям
«взрослый-взрослый» между детьми и родителями.
- Восстановление. Стадия, когда в  семье  полностью   исчезают  родительские
заботы. Задача – восстановление отношений супружеской  пары без детей.
- Взаимопомощь. Родители-пенсионеры,  зачастую  имеющие  внуков.  Задача  –
развитие системы  взаимоотношений между поколениями.
Несомненный  интерес  представляет   понимание   семьи   как   системы
американского психолога В. Сатир. По ее мнению, семья  как  система  состоит
из следующих  составных частей: цели (воспитание  подрастающего  поколения  и
дальнейшее развитие всех ее членов),  основных элементов (взрослые  и  дети;
мужчины и женщины), порядка функционирования элементов  системы (правила,  по
которым  живет  семья  или  общения  между  ее  членами  и  особенности   их
самооценок), энергетики (ее дают пища, вода, воздух, активность и  жизненные
позиции членов семьи  в  их  сочетании  друг  с  другом),  взаимодействия  с
внешними миром (оно связано  с  отношением  к  изменениями,  происходящим  в
жизни). Как считает  В. Сатир, семья как система может  быть  закрытой  (т.е.
неблагополучная  семья)  и  открытой  (гармоничная  семья).  В   ее   работе
приводятся характеристики закрытой семьи-системы и  семьи-системы  открытой,
подчеркивается,  что  открытая  семья  работает  по  принципу  развития,   а
поскольку целью  сегодняшней семьи является развитие  каждого  ее  члена,  то
ставится  задача  по  использованию  всех   ее   структур   для   достижения
вышеуказанной цели. Чтобы  семейная  система  была  жизнестойкой,  указывает
Сатир, она должна предоставлять каждому ее  члену  возможность  занять  свое
место в семье  и испытывать от этого удовольствие.
Эмоциональный тон,  общность  семьи,  взаимосвязь  всех  ее  членов  –
важнейшие составляющие характеристики, на которые  обращается  внимание  при
восприятии семьи  как объекта социального воздействия.
Однако, являясь  объектом социального воздействия,  семья  одновременно
является  и  субъектом  социализации  личности  ребенка.   В   этом   случае
эффективность воздействия семьи на личность определяется  ее  воспитательным
потенциалом.
Общеизвестно,  что  воспитательный  потенциал  семьи  складывается  из
биологического, технологического, экономического и  социального  компонентов. 

Биологический  компонент   определяется   наследственностью,   которая
передается  из  поколения  в  поколение  генограммой,  чем  и   определяется
наследственное  состояние  психики  индивида.  Явление  это   пока   изучено
недостаточно.
Например, З. Фрейд, говоря о  трех  основных  структурных  компонентах
души (структуры  личности),  первым  показывает  ИД  (ОНО),  которое  по  его
мнению, содержит  все  унаследованное,  все,  что  есть  при  рождении,  что
заложено в  конституции. Это первоначальная, основная,  наиболее  центральная
структура личности.  Это  технический  резервуар  энергии,  передающейся  по
наследству. Из ИД формируется ЭГО (второй компонент),  который  обеспечивает
физическое и  душевное здоровье личности, а также  ее безопасность. А  уже  из
ЭГО развивается  суперЭГО, функции которого заключены в таких  понятиях,  как
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.