На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Действие уголовного закона во времени

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………….……… 2
1. Действие уголовного закона во времени.
Обратная сила уголовного закона.……………………………………………………………...… 3
     1.1 Действие уголовного закона во времени: основные положения …………………... 3
     1.2 Понятие и содержание обратной силы уголовного закона ………………………… 4
     1.3 Обратная сила  уголовного закона……………………................................................. 5
2. Действие уголовного закона в пространстве………………………………………………... 10
     2.1 Территориальный принцип………………………………………………………….. 10
     2.2 Принцип гражданства……………………………………………...………………… 15
     2.3 Универсальный принцип…………………………………………………………….. 16
     2.4 Реальный принцип………………………………………………………………….… 16
Заключение…………………………………………………………………………....................... 18
Список литературы……………………………………………………………………………...... 19
3. Задача. …………………………………………………………………………………...……... 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
      В своей работе я расскажу о действии уголовного закона в пространстве и во времени.
      Прежде всего, следует отметить, что правовое решение вопроса о пределах действия закона является необходимым условием его правильного понимания и применения. Установленные на этот счет правовые нормы служат важной гарантией обеспечения свободы поведения человека в обществе, предоставляют ему возможность согласовывать свои действия и поступки с предписаниями закона.
      Термин «действие уголовного закона во времени» предполагает следующие варианты его воплощения: перспективное действие закона; и ретроспективное действие закона - обратная сила.
      Обратная сила уголовного закона - это распространение его действия на деяния и порожденные ими уголовно-правовые последствия, совершенные или возникшие до его вступления в силу.
      Что касается действия уголовного закона в пространстве, то можно сказать, что осуществление уголовной юрисдикции внутригосударственными органами покоится на некоторых принципах, главенствующими из которых являются:
     - Территориальный принцип
     - Принцип гражданства
     - Универсальный принцип
      - Реальный принцип
Нормы о действии закона во времени и в пространстве базируются на общепризнанных принципах гуманизма и справедливости, закрепленных в нормах международного права, что повышает их значимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона. 

      1.1 Действие уголовного закона во времени: основные положения
      В вопросе исследования института обратной силы уголовного закона первостепенное значение имеет определение времени совершения преступления, т.к. по общему правилу п.1 ст.9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Таким образом, для определения, какой же закон подлежит применению в конкретном случае, необходимо выяснить два вопроса: во-первых, время действия соответствующего уголовного закона; во-вторых, время совершения преступления.
      В юридической литературе до принятия действующего УК РФ высказывались различные мнения по этому вопросу: одни авторы считали временем совершения преступления момент наступления последствий, другие - время совершения общественно опасных действий.
      Действующий уголовный закон закрепляет: «Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий» (ч. 2 ст. 9).
      Под «совершением преступления» следует понимать как оконченное, так и неоконченное преступление, то есть покушение на преступление и приготовление к нему.
      Важно акцентировать внимание на том, что уголовный закон считается действующим с момента вступления его в силу.
      Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»1.
      В соответствии со ст.6 названного Закона, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
      Уголовный закон прекращает действовать после его отмены или замены новым законом. Прекращение действия закона может быть также вызвано решением Конституционного Суда РФ, признавшего данный закон противоречащим Конституции (ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).2
      В заключение подчеркнем, что согласно Конституции РФ уголовное законодательство находится в ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71). Следовательно, ни один субъект Российской Федерации не вправе принимать закон, устанавливающий или исключающий уголовную ответственность за деяние или вносящий какие-либо изменения в регламентацию уголовной ответственности, предусмотренную федеральным законодательством. 

      1.2 Понятие и содержание обратной силы уголовного закона
      Словосочетания «обратная сила» предполагает действие силы (силы закона) назад во времени, то есть на отношения (действия), которые возникли до вступления закона в юридическую силу.
      Обратная сила - это ревизионная сила нормы. Такая норма «предполагает пересмотр (ревизию) уже урегулированных в соответствии с ранее действовавшим законодательством прав и обязанностей».3
      Прежде всего, подчеркнем, что обратная сила уголовного закона - принцип уголовного права России, то есть фундаментальная основа осуществления правосудия. «Обратная сила уголовного закона - распространение нового уголовного закона на деяния, совершенные до его введения в действие».4
      Обратимся к содержанию ст.10 УК РФ направленной на регулирования института обратной силы уголовного закона. Законодатель в ч.1 названный статьи закрепляет:«1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет».
      Итак, закон, улучшающий положение лица, совершившего преступления, а также, исключающий наказуемость имеет обратную силу, и наоборот, закон, ухудшающий положение такого лица, а также устанавливающий наказуемость не имеет обратной силы. Это правило не предусматривающее каких-либо исключений.
      Необходимо подчеркнуть, что действующий УК РФ впервые на законодательному уровне разрешил спор о том, имеет ли уголовный закон обратную силу в отношении лиц, отбывающих наказание или имеющих судимость (так называемая «ревизионная» обратная сила уголовного закона).
      Обратимся к ч. 2 ст. 10 УК РФ, в ней указано: «Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом».
      Как отмечают эксперты, это положение практически неприменимо. «При приведении вынесенных ранее приговоров в соответствие с новым уголовным законом суд должен руководствоваться жесткими, конкретными критериями, а не определять наказание по своему усмотрению "в пределах, предусмотренных новым уголовным законом". …более справедливым, отвечающим требованиям индивидуализации наказания с учетом роли каждого осужденного в совершенном преступлении, было бы указание в законе о сокращении наказания всем лицам, отбывающим наказание по приговорам, вынесенным до введения в действие нового УК, пропорционально смягчению новым законом верхнего предела наиболее строгого вида наказания. Уголовные кодексы некоторых бывших союзных республик пошли именно по такому пути».5 

      1.3 Обратная сила уголовного закона
     Современный уголовный закон имеет обратную силу, если он:
      а) устраняет преступность деяния;
      б) смягчает наказание;
      в) иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление.
      Рассмотрим каждое из трех оснований подробнее, но прежде ответим на вопрос: Может ли законодатель сделать оговорку, что конкретная норма уголовного закона не имеет обратной силы, даже если улучшает положения лица совершившего преступление? Такой вопрос возник неспроста, т.к. иногда суды постановляют: «Закон имеет обратную силу, если он не усугубляет положение лица или если иное не указано в законе». Разберемся в ситуации.
      Чтобы ответить на поставленный вопрос, прежде всего, обратимся к Конституции РФ. Основной закон (ст.54) закрепляет, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Таким образом, даже если законодатель примет закон с оговоркой об ограничении его обратной силы, когда закон будет улучшать положение лиц совершивших преступление, такая норма будет противоречить Основному закону РФ, а значит, не должна применяться.
      Перейдем к рассмотрению основания действия обратной силы уголовного закона.
      Обратная сила уголовного закона исключающего преступность
      Закон имеет обратную силу как исключающий преступность соответствующих деяний, если он:
      - полностью декриминализирует деяние, исключает его из числа уголовно наказуемых;
      - повышает возраст ответственности или сужает перечень преступлений, за совершение которых уголовной ответственности подлежат лица, достигшие определенного возраста;
      - сужает круг адресатов нормы, т.е. круг субъектов преступления, в том числе специальных;
      - шире трактует невменяемость;
      - сужает пространственные границы места совершения преступления;
      - уменьшает круг предметов посягательства;
      - сужает (ограничивает) ответственность путем конкретизации способа совершения преступления, его мотивов, причиняемых последствий. Например, в состав деяния, ранее признававшегося преступным независимо от мотивов его совершения, вводится при сохранении признаков объективной стороны мотив - из корыстной заинтересованности;
      - исключает одну из альтернативных форм преступной деятельности или один из способов совершения преступления;
      - исключает из материальных составов какие-либо из альтернативных общественно опасных последствий;
      - исключает из альтернативы одну из форм вины;
      - исключает один из альтернативных мотивов или одну из альтернативных целей преступления и др.
      Обратная сила уголовного закона смягчающего уголовное наказание
      Законом, смягчающим наказание, признается такой уголовный закон, где максимальный и минимальный пределы основного наказания снижены или предусмотрен более мягкий вид наказания.
      Закон имеет обратную силу как смягчающий наказание, если он:
      - исключает из системы наказаний какой-либо вид наказания;
      - расширяет перечень лиц, к которым не может быть применено пожизненное лишение свободы, либо сужает основания для применения этого наказания;
      - уменьшает (ослабляет) элемент кары, содержащийся в соответствующих видах наказания; снижает минимальные или максимальные размеры наказаний, уменьшает размеры удержания из заработной платы лиц, осужденных к исправительным работам, и т.п.;
      - расширяет перечень обстоятельств, смягчающих наказание, или сужает круг обстоятельств, отягчающих его;
      - изменяет правила назначения наказания в более благоприятную для осуждаемого сторону;
      - исключает квалифицирующие и, следовательно, повышающие ответственность признаки;
      - заменяет ранее известный квалифицирующий признак на более узкий;
      - сдвигает границы общественно опасных последствий, усиливающих наказуемость деяния, в сторону увеличения их тяжести;
      - заменяет в санкции один вид наказания на другой, более мягкий;
      - заменяет аналогичным образом все или хотя бы один из образующих санкцию видов наказаний, входящих в альтернативу, при неизменности другого (других);
      - снижает максимальный и минимальный пределы наказания или хотя бы один из них при неизменности другого;
      - снижает аналогичным образом пределы всех или хотя бы одного из образующих санкцию наказаний, входящих в альтернативу, при неизменности пределов другого (других);
      - снижает максимальный размер наказания за преступление при одновременном повышении минимального предела наказания за это же преступление;
      - исключает из альтернативы наиболее строгий вид (виды) наказаний при неизменности другого (других) его элемента;
      - устанавливает альтернативно менее строгий вид (виды) наказания, сохраняя в неизменности другие виды;
      - не изменяя пределов основного (основных) наказания, отказывается от одного или нескольких дополнительных;
      - переводит дополнительное наказание из обязательного в разряд факультативного и др.
      Обратная сила уголовного закона, иным образом улучшающего положения лица
      Закон имеет обратную силу как иным образом улучшающий положение лица, если он:
      - смягчает вид основного или дополнительного наказания, либо устраняет какое-нибудь основное или дополнительное наказание при наличии равных остальных основных и дополнительных наказаний;
      - при квалификации по соответствующей статье УК РФ создает возможность скорейшего по сравнению с УК РСФСР условно-досрочного освобождения либо снижает сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности и погашения судимости, если при этом не изменились санкции за соответствующее преступление в сторону ужесточения;
      - предусматривает специальные виды освобождения от уголовной ответственности, содержащиеся в примечании к статьям Особенной части УК РФ (ст.ст.126, 204-206, 208, 222, 223, 228, 275, 291, 307), если при этом не изменились санкции за соответствующее преступление в сторону ужесточения;
      - устраняет квалифицирующие признаки конкретных составов преступлений, если при этом не изменились санкции за соответствующее преступление в сторону ужесточения;
      - относит преступление к иной категории, снижающей согласно ст.15 УК РФ степень его общественной опасности, если при этом не изменились санкции за соответствующее преступление в сторону ужесточения.
      - смягчает режим отбывания лишения свободы;
      - сокращает сроки давности привлечения к уголовной ответственности и давности исполнения обвинительного приговора;
      - расширяет основания для применения освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также предусматривает новые виды оснований для такого освобождения.
      Казалось бы, что в применении положений об обратной силе уголовного закона улучшающего положение лица не должно возникнуть сложностей, и теоретических и практических проблем, однако это не так.
      Значительные сложности возникают тогда, когда новый закон усиливает наказание в одном из пределов и смягчает наказание в другом. Дискуссия о том, какой закон в таких случаях следует признать более мягким, продолжается долгое время.
      Отдельные зарубежные ученые в ХIХ в. предлагали дать возможность самому подсудимому избрать более благоприятное для него наказание, установленное новым или старым законом. Подобным образом решался вопрос о применении нового или старого закона законодательством ряда государств. Например, мексиканский УК 1871 г. применение нового более мягкого закона ставил в зависимость от ходатайства самого обвиняемого. Законодательство некоторых штатов США (в частности Калифорнии) разрешало подсудимому выбрать между старым и новым законом, если возникнет сомнение в том, какой из законов более мягкий.6
      Данный вопрос решали и русские ученые-юристы. Н. А. Неклюдов в 1875г. писал, что «ежели старый закон будет частью строже, частью мягче нового, следует применять всегда ту часть закона, которая снисходительна к подсудимому»7. Подобное мнение разделял и М. Д. Шаргородский.
      Однако данная точка зрения не нашла подтверждения, так как основана на субъективном критерии, а не объективном, как этого требует наука уголовного права.
      Представляется рациональным решение данного вопрос в законодательном порядке (в рамках ст.10 УК РФ). Между тем, действующим УК РФ, данный вопрос не урегулирован, а значит необходимы или руководящие разъяснения Пленума ВС РФ, либо внести такие дополнения в ст.10 УК РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Действие уголовного закона в пространстве 

      2.1 Территориальный принцип
      Действие уголовного закона в пространстве -- это вопрос определения территории, на которой применяется уголовный закон (определения места совершения преступления). Данный вопрос решается уголовным законом на основании четырех принципов, которые и определяют пределы его действия в пространстве: территориальный (ст. 11 УК), гражданства, реальный и универсальный (ст. 12 УК).8
      В соответствии с территориальным принципом, основанным на незыблемости суверенитета Российской федерации, все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ (ч. 1 ст. 11 УК).9
      Действие УК РФ 1996 г. распространяется на всю территорию Российской Федерации. Эта территория, согласно Закону РФ "О Государственной границе Российской федерации" от 1 апреля 1993 г., определяется как сухопутное, водное и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ. Следовательно, территорией Российской Федерации являются находящиеся в пределах их государственных границ суша, воды, недра, воздушное пространство над сушей и водами. Государственной границей Российской Федерации, согласно этому закону, является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР (граница Российской Федерации).
      Сухопутная государственная территория включает в себя материковую часть государства и островов в пределах Государственной границы.
      Водную территорию Российской Федерации составляют территориальные и внутренние морские воды, а также части пограничных рек и озер.
      К территориальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих России (см. ст. 15 и 16 Водного кодекса Российской федерации 1995 г.). Международными договорами Российской Федерации, а при их отсутствии - согласно общим принципам и нормам международного права - ширина территориальных вод может быть установлена иной.
      К внутренним морским водам относятся воды: портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа и них не более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ.10
      Территориальное море РФ - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, определяемых от исходных линий - согласно Закону "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. В этом Законе устанавливаются правила захода в морские порты иностранных судов, порядок захода иностранных военных кораблей и других некоммерческих государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в морские порты и т.д.
      Уголовное законодательство действует и в случаях совершения преступления на континентальном шельфе Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 УК). В соответствии с международной Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Федеральным законом РФ "О континентальном шельфе Российской Федерации" 1995 г. континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за границей территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склоны и подъемы. Приведенное определение шельфа относится и к островам Российской Федерации. Закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" определяет пространственные пределы внутренней и внешней границ континентального шельфа.
      Иными словами, континентальный шельф Российской Федерации - это примыкающие к территориальному морю до определенной глубины поверхности и недра морского дна. Сооружения и установки, возведенные в целях разведки или разработки естественных богатств континентального шельфа Российской федерации, находятся под юрисдикцией России. Иностранные физические и юридические лица не имеют права проводить исследования, разведку и разработку естественных богатств и иные работы на континентальном шельфе, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено соглашениями Российской Федерации с иностранным государством или специально разрешено компетентным органом власти России. За нарушение Закона о континентальном шельфе предусмотрена уголовная ответственность (см. ст. 253 УК).
      В ч. 2 ст. 11 УК РФ определено, что его действие распространяется и на исключительную экономическую зону Российской Федерации. Ее правовой режим аналогичен континентальному шельфу. И ответственность за преступные нарушения такого режима также предусмотрена ст. 253 УК РФ.
      Исключительная экономическая зона устанавливается в морских регионах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) Российской Федерации и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих Российской Федерации островов.
      Российская граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальные моря) Российской Федерации. Разграничение особой экономической зоны между Россией и другими иностранными государствами, побережья которых противолежат с побережьем Российской Федерации, осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации путем соглашения на основе международного права с целью достижения справедливого решения. Создание исключительных экономических зон осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Российская Федерация в таких зонах имеет исключительное право на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, морском дне и в его недрах, на управление такими ресурсами, а также на любые виды деятельности по экономической разработке зоны. В такой зоне могут создаваться искусственные острова, установки и сооружения, осуществляться научные исследования мер по защите и сохранению морской среды.11
      Необходимо подчеркнуть, что в исключительной экономической зоне наказуемыми по УК РФ являются только деяния, сопряженные с незаконным созданием зон безопасности, исследованиями и разработкой естественных богатств зоны. Поэтому, например, если вне территориальных вод в исключительной экономической зоне на иностранном судне будет совершено убийство, то реакция на него не входит в юрисдикцию Российской Федерации. При совершении преступления на приписанных к порту воздушном, морском, речном судне, находящихся вне пределов России в нейтральном воздушном или водном пространстве, ответственность наступает по УК РФ. Имеются в виду гражданские самолеты, вертолеты, пароходы, яхты и т.д. В случае совершения преступления на судне в территориальных и внутренних водах или воздушном пространстве другой страны ответственность наступает по законодательству последней.12
      К территории Российской Федерации приравниваются военные воздушные, морские и речные суда РФ вне зависимости от той территории, на которой они находятся (ч. 3 ст. 11 УК).
      Территория посольств Российской Федерации в иностранных государствах и машины послов под флагом РФ территориями Российской Федерации не являются. Вместе с тем здания посольств, автомашины послов пользуются дипломатическим иммунитетом.
      Законом Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 г. определено, что они являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов. Они простираются до глубины, доступной для геологического изучения и освоения. К недрам относится пространство под сухопутной поверхностью и водной территорией, определенной Государственной границей Российской Федерации.
      Под воздушным пространством согласно ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ 1997 г. "понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем". Боковой границей воздушного пространства России является вертикальная поверхность, проходящая по сухопутной и водной государственной границе страны. Высотный предел, отделяющий воздушное пространство страны от космоса, не установлен. Международные обычаи и практика исходят из того, что космическое пространство, имеющее международный режим, начинается с высоты 100-110 км над уровнем моря.
      Договором о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства 1967 г. установлено, что юрисдикция государств распространяется на объекты и их экипажи, находящиеся в космическом пространстве.
      Преступление считается совершенным на территории России, если начинается оно за границей, а оканчивается в РФ.
      Также решается рассматриваемый вопрос и в том случае, если за границей осуществлялась организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество, а исполнитель действовал на территории РФ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.