На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Спрос, предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА  И УПРАВЛЕНИЯ
       ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

       КАФЕДРА  ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 
 

       Специальность «Менеджмент организации» 
 
 

       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По  дисциплине: Экономическая теория.
       На  тему: Спрос, предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. 
 
 
 
 

                                                                 Выполнил:
             студентка группы М208-5,5
       Карцева Е.М.  

                                                                 Проверил: Меркулов А.А. 
 
 
 
 

       Дата  сдачи: 

       Дата проверки: 

       Оценка: 
 
 
 
 
 

       Самара 2009г.
       Содержание 

       Введение…………………………………………………………………………3 
       1. Спрос и его изменение. График спроса.…………………..…………….5
       1.1. Спрос………………………………………………………………………...5
       1.2. Изменение кривой спроса………………………………………………..5
       2. Предложение товара на рынке. График предложения………………..8
       2.1. Цена и объем предложения товаров…………………………………..8
       2.2. Особенности рыночного предложения………………………………...9
       3. Рыночное равновесие цен спроса и предложения……………………11
       3.1. Равновесная цена………………………………………………………...11
       3.2. Установление равновесной цены………………………………………12
       3.3. Пример расчета равновесной цены  на московском 
       автомобильном рынке…………………………………………………………12
       4. Эластичность спроса и предложения……………………………………14
       4.1. Эластичность, показатель ценовой  эластичности…………………..14
       4.2. Варианты эластичности спроса………………………………………...14
       4.3. Эластичность предложения……………………………………………..15
       5. Нарушения рыночного равновесия цен………………………………….17
       5.1. Налог и равновесная рыночная цена…………………………………..17
       5.2. Контроль над ценами……………………………………………………..18
       Заключение…………………………………………………………………..….20 
       Список  использованной литературы …………………………………..…...22
 

   Введение. 

   Рыночная  экономика – это бесконечное  взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.
   В данной работе я попытаюсь объединить все существующие знания о двух взаимосвязанных категориях – «спрос» и «предложение», рыночное равновесие цен спроса и предложения, а также их эластичность, к чему приводят нарушения рыночного равновесия цен.
   Рассмотрим  кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.
   Эластичность  – одна из самых важных категорий  экономической науки.
   Впервые она была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах  изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
   Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
   Изучение  спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
   В контрольной работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
   Для фирмы при планировании объема и  структуры производства чрезвычайно  важно знать, от чего зависит спрос  на ее продукцию. Величина спроса зависит  от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.
   С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.
   Поэтому для фирмы важно определить, какое  в количественном отношении воздействие  на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.
   1. Спрос и его  изменение. График  спроса. 

   1.1. Спрос.
Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для него причинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво действующих экономических законов. В частности, закон спроса выражает:
    обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
    постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.
   Спрос на какой-либо товар  или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
   Различают два вида спроса:
индивидуальный  спрос - это спрос конкретного  субъекта;
рыночный  спрос - это спрос всех покупателей  на данный товар.
   Согласно  закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или  услуг зависит от уровня их цен. При  этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньшее количество товаров или услуг будет куплено потребителями. Если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если цена снижается, то падение объем продаж данного товара или услуги возрастает. Зависимости подобного характера возникают, например, в следующих ситуациях: когда рынки дефицитны, т.е. очевидна нехватка каких-либо товаров и услуг, то цены на эти товары и услуги неизбежно будут расти. Напротив, когда на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их реализация, т.е. продажа, возможна лишь при условии снижения цен.
   Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение количества продаж данного товара или  услуги происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую пользу, выгоду, удовлетворение. 

   1.2. Изменение кривой  спроса.
   Кривая  спроса - это геометрическое место точек, фиксирующих цены, которые обеспечивают сбыт без очередей и без затоваривания (полный сбыт) различных объемов данного товара.
В данном случае закон сопряжен с действием закона убывающей предельной полезности экономических благ. На рынках это проявляется в том, что продажа каждой дополнительной единицы товара становится возможной лишь при снижающейся цене. Потребители осуществят дополнительную покупку данного товара или услуги лишь при условии, что цены на них снизятся.
   Особый  характер зависимости между ценой  товара и количеством его продаж, а также постепенное убывание спроса показаны на рис. 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
     Р   D 

                       A
    
            B
                                      D 
 

    
    O        Q
      

    Рис. 1. Кривая спроса 

    Полого опускающаяся кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как описывает обратную линейную зависимость между двумя переменными – ценой и количеством продаж товара, а также снижающуюся предельную полезность каждой дополнительной покупки одноименного товара, что объясняется падением его цены.
   Если  цена товара возрастает от точки В до точки А, то объем продаж снижается. Это показано стрелками на осях графика. Направление стрелок на осях графика изменяется на противоположное, если цена снизится в направлении от точки А к точке В. Любой точке – А, В и т.д. -  на кривой спроса DD соответствует определенное значение двух переменных – цены и объема продаж. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной, т.е. цены, вызывает обратное движение другой, т.е. объема продаж. Кривая спроса DD не изменилась, ее смещения в ту или иную сторону не произошло. Это означает, что спрос не изменился, он остался прежним: изменение цен меняет лишь объем продаж товара, но не спрос.
   Рассмотрим другой случай. Изменяются не соотношения цен и объемы продаж, а так называемые неценовые факторы: доходы покупателей, их субъективные вкусы, мода, потребительские характеристики товаров и т.п. Что происходит в подобных случаях с кривой спроса? Ответ однозначен: изменение неценовых факторов спроса вызывает перемещение и изменение конфигурации, наклона кривой спроса, выражая изменение количества проданных товаров по той же, не изменяющейся, цене. Спрос не бывает, статичен, он постоянно меняется под воздействием неценовых факторов, о чем свидетельствует то или иное смещение кривой спроса. Еще раз подчеркнем, что к числу таких неценовых факторов, меняющих спрос покупателей, относятся следующие:
    уровень доходов в обществе;
    размеры рынка данного товара и наличие на потребительских рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;
    субъективное отношение покупателей к товарам;
    гарантийный и постгарантийный сервис продаваемых товаров и т.п.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       
     P   D       D1      P   D1       D
      

                       A         A1            A         A1
      

                                       D1              D1
                                  D              D
    
     O    Q   O            Q
                      Q        Q1            Q        Q1
         

       Рис. 2а. Рост спроса под  влиянием   Рис. 2б. Уменьшение спроса под

              Неценовых факторов    влиянием неценовых факторов

 
На рис. 2а  пунктирной кривой спроса показано его  увеличение под воздействием неценовых  факторов. Рост спроса - это смещение всей кривой вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж товара по той  же, не изменившейся, цене.
На рис. 2б  показано уменьшение спроса: пунктирная кривая спроса сместилась влево и  вниз. Это уменьшение спроса также  вызвано неценовыми факторами и  выражается в снижении объема продаж при не изменяющейся цене за единицу  товара. 
 

 

    2. Предложение товара на рынке. График предложения. 

   2.1. Цена и объем  предложения товаров.
   Изменение спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного  предложения этих товаров.
     Предложение какого-либо  товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.  

   Предложение товаров на рынке – это не менее существенная, сторона предпринимательства, выражающая прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Цены и объем продаж товаров изменяются однонаправлено: если цена повышается, то на рынок будет поступать к продаже больше товаров. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, его производство и предложение на рынках будут также сокращаться.
   Факторы, оказывающие влияние  на предложения:
    изменение цен на факторы производства;
    технический прогресс;
    сезонные изменения;
    налоги и субсидии;
    ожидания производителей;
    изменение цен на сопутствующие товары.
 
     Основным, ведущим фактором здесь выступает цена. По каждому из великого множества товаров цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска, если спрос снизился, либо наращивания его производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых товаров зависит выручка, доход, прибыль. Чем они выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле предложение товаров на рынке – это сложный процесс, требующий соответствующего вознаграждения организации, собственно выпуска или, при необходимости, переориентации производства товаров в соответствии с потребностями. Рыночное предложение товаров имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по переориентации ресурсов, изменению технологий, объемов выпуска и продаж товаров.
   Объем предложения - это количество товаров или услуг, которое может быть предложено для реализации в определенный промежуток времени по данной цене.
   Таким образом, закон предложения отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой и объемом предложения.
   Точка А на кривой предложения SS показывает более высокий уровень цены Р1 и возросший объем товаров Q1, предлагаемых к продаже на рынке; точка В на кривой предложения показывает изменившуюся ситуацию: снижение цены до уровня Р2, которому соответствует сокращение предлагаемых к продаже товаров Q2.
   Как видно из рис. 3, предложение товаров  имеет вид кривой с положительным наклоном, отражающей прямую зависимость между двумя переменными – ценой товара и его количеством, или объемом для продажи на рынке.
   Общий вид кривой предложения не содержит ничего случайного: она представляет собой моментальную «фотографию», иллюстрацию закона предложения, т.е. движения производства в строгом соответствии с экономической целесообразностью, подтверждающейся или опровергающейся рыночной ценой. Закон предложения (см. рис. 3) гласит, что, при прочих равных условиях, чем выше цена товаров, тем больше их количество может быть произведено и представлено к продаже на рынках. 
 
 

     Р    S 

    P1                  A
    
                             B
     P2 

                S        D 

    O       Q2    Q1     Q
      

    Рис. 3. Кривая предложения 

   Двигаясь  по кривой предложения (см. рис. 3) от точки В к точке А, мы отмечаем рост объема (количества) товаров под влиянием возросших цен на них; движение вниз по кривой от точки А к точке В означает снижение товарного объема на рынках под влиянием снижающихся цен на эти товары. 

   2.2. Особенности рыночного предложения.
   Рыночному предложению товаров свойственны, по меньшей мере, две важные особенности. Во-первых, прямую зависимость между  ценой товаров и количеством  их продаж на рынке, описываемую кривой предложения, можно представить, как  своеобразную альтернативу ресурсовложения для предпринимателя. Площадь выше кривой предложения – это область альтернатив со знаком «плюс», а площадь под этой кривой – альтернативы со знаком «минус». Наилучшая альтернатива – это такое ресурсовложение в производство товаров, которое возмещает затраченные ресурсы денежной ценой товаров, пользующихся спросом и проданных на рынке. Во-вторых, понятие «объем товаров, их количество» не тождественно понятию «предложение товаров». Количество и объем товаров изменяются в соответствии с изменением их цены, не смещая кривую предложения товаров. Понятие «изменяющееся предложение товаров» подразумевает смещение всей кривой предложения в ту или иную сторону (рис. 4).
     Р  S1 S S2 

    P1                  A
          B       A        C
             
    P2
          
               S1   S       S2 

     O Q1      Q     Q2     Q
      

    Рис. 4. Изменения предложения товаров при неизменной цене:
           S1S1 – снижение предложения товаров,
           S2S2 – рост предложения товаров 

   При таких условиях возможно изменение  в ту или иную сторону предложения товаров на рынках, если цена товара остается неизменной? Смещение кривых, означающее изменение предложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий:
      наличие взаимозамещаемых и взаимодополняемых товаров производственного назначения и движение их цен;
      уровень технологий, применяемых при производстве одноименных товаров;
      налоги и субсидии;
      качество ресурсов и факторов производства;
      конкуренция на рынках одноименных товаров, условия продажи, такие, как реклама, маркетинг и т.п.
   Все перечисленные факторы влияют на издержки производства данного товара, что оказывает решающее влияние  на изменения в предложении этого  товара на рынке. 

 

    3. Рыночное равновесие  цен спроса и  предложения. 

   Рыночное  равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ. 

   Рыночным  процессом ценообразования управляют  законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке  под влиянием тенденций и специфических  особенностей, как спроса, так и предложения. Они проиллюстрированы выше с помощью кривых на соответствующих графиках. Однако рыночные силы намного богаче тех моделей, которые были представлены. 

    3.1. Равновесная цена.
   На  рис. 5 показаны в наиболее общем  виде те многообразные и динамичные процессы, которые происходят реальной действительности в сфере движения товаров и цен. Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.
     Р     D     S
    
    
                       E
     PE
    
    
           S                                  D 

    O  QE      Q
      

    Рис. 5. Рыночное равновесие цен спроса и предложения 

   Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды  рынка, вследствие чего о цене говорят  как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке  равновесная цена и соответствующее  ей количество  товара определяются рыночным спросом и предложением.
   При прочих равных условиях равновесная  рыночная цена устанавливается при  таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое  покупатели хотят приобрести, соответствует  тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.
   Точка пересечения кривых спроса и предложения  Е соответствует определенному уровню цены РЕ, отмеченной на оси ординат, и количеству, или объему товара QЕ, продаваемому по этой равновесной цене (отмечено на оси абсцисс).
   Как показано на рис. 5, любой избыток  товара, т.е. товарный излишек, толкает  цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать  цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке. 
 
 
 

   3.2. Установление равновесной  цены
   Рыночное  равновесие можно рассматривать  лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек товаров на рынке (QD < QS).
   Уравновешивающую  функцию выполняет цена, которая  стимулирует рост предложения при  дефиците товаров и разгружает рынок  от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем количества продаж товаров. И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая спроса смещается влево вниз  при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема товарных продаж (рис. 6а).
   При изменяющемся предложении и неизменном спросе  также будет устанавливаться  иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения, означающий смещение всей его кривой вправо, даст новую точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товара. Снижение предложения, т.е. смещение всей кривой влево, установит более высокую равновесную цену и меньшее количество продаж товара (рис. 6б).
       
     P     D1   D       D2             S     P       D           S2         S       S1
      

    P2          E2          P2        E2           
     PE                     E     P          E
     P1       P1       E1
           E1        D2                   
               S  D1 D          S2        S            S1           D        
    
    O      Q1 QE  Q2  Q   O   Q2   QE    Q1       Q
                   
 

       Рис. 6а. Уровень равновесия при   Рис. 6б. Уровень равновесия при
              изменяющемся  спросе и    изменяющемся предложении
              неизменном  предложении    товаров и неизменном спросе
              товаров 

   На  конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается равновесие экономической системы в целом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.