На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Дворянская политика российских монархов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Дворянская политика российских монархов 

Петр I
     В XIII веке в России оформился сословный строй. В 1714 г. Указ о единонаследии оформил объединение двух форм феодального землевладения – поместья и вотчины. Поместье, как и вотчина, становилось наследственной собственностью. Оно передавалось одному из сыновей, а остальные сыновья должны были служить на военной или гражданской государственной службе. Указ о единонаследии стал шагом к объединению различных групп феодалов в единое сословие - дворянство.
     В годы правления Петра проводилась политика усиления дворянства, консолидации его рядов. Согласно указу о единонаследии государство обязало дворян учиться и запрещало дворянским недорослям жениться, не овладев грамотой и азами математики. Государство мобилизовывало дворян на службу, вследствие чего законом было запрещено покупать имения неслужилым дворянам и производить в офицеры дворян, не прошедших службу рядовыми в гвардейских полках. Таким образом, дворянское землевладение было напрямую связано со службой государству, что впоследствии не могло не отразиться на военной мощи страны.
     Немалую  роль в консолидации дворянства, в организации и регулировании  государственной службы сыграла  введенная в 1722 г. Табель о  рангах. Она являла собой закон, определявший порядок прохождения службы и иерархию служебных чинов. Табель состояла из 14 рангов, 14й ранг на военной службе предоставлял потомственное дворянство, а на гражданской – личное. Потомственное дворянство на гражданской службе давалось при достижении 8ого ранга (чина коллежского асессора).
     Табель  о рангах давала возможность  получения дворянства другим  сословиям, что вело к притоку  в дворянство умных, хорошо  образованных и талантливых людей.  Такая система способствовала  объективному укреплению данного сословия.
     На протяжении всего века росли права и привилегии дворянства. После Петра I до Екатерины II на русском престоле побывали шесть императоров и императриц. Оказавшись на троне, они использовали монаршую власть лишь для удовлетворения собственных прихотей и капризов своих многочисленных фаворитов, лично государственными делами они занимались мало. Но нельзя не остановить свое внимание на продворянской политике Анны Иоанновны, которая хоть и вызывала недовольство со стороны дворян, но была направлена на расширение привилегий этого сословия.
Анна  Иоанновна
     При  Анне Иоанновне в 1731 г. был  отменен указ Петра I  о единонаследии, в том же году помещики получили право приносить присягу на верность императору за своих крестьян и право самим устанавливать наказание крестьян за бегство. Дворянам был передан сбор подушных денег со своих крестьян. В это же время был создан Сухопутный шляхетский корпус для обучения дворянских детей. В 1736 г. срок службы дворян был сокращен до 25 лет. Но даже эти меры не могли остановить рост негативной реакции дворянства на политику Анны, полностью находившуюся под влиянием ее фаворита, полуграмотного конюха Эрнста Бирона. 

Елизавета Петровна
    После очередного дворцового переворота на престол вступает Елизавета Петровна. Время «Бироновщины» прошло. Ее социальная политика была направлена на превращение дворянства из служилого в привилегированное сословие с исключительным правом владения землей и крестьянами.
    Был отменен указ Петра I о недорослях. Теперь дворяне могли записывать своих детей при рождении в полк. Указами 1730, 1740, 1758 гг. потомственные дворяне были отделены от личных, которым запрещалось владеть землями и крестьянами. В 1761 г. начали с особым старанием составлять родословную книгу.
     Дворянин по отношению к своему крестьянину становился всемогущим господином. Крестьянам было запрещено без разрешения помещика поступать на военную службу. Помещики могли продавать своих крестьян для сдачи их в рекруты. А в 1760 г. дворяне получили право ссылать крестьян в Сибирь, при этом сосланные зачитывались как сданные в рекруты. Такая политика развязала руки потомственным дворянам, но чрезмерно ограничила возможности, как личных дворян, так и крестьян, что, конечно же, вызывало их недовольство.
     Вслед за Елизаветой Петровной к власти приходит ее племянник Карл Петер Ульрих, после крещения получивший имя Петра Федоровича. 

Петр  III
     18 февраля 1762 г. Петр III подписал Манифест о вольности дворянства. Манифест освободил дворянство от государственной службы, расширил его привилегии, закрепил господствующее положение в обществе. Но, несмотря на продворянскую политику    Петра III, его жестокость по отношению к бюрократии и гвардии, странное поведение, русофобия и пьянство вызывали у русских дворян боязнь новой «бироновщины» и опасение за судьбу страны, так как даже во внешней политике он придерживался чуждых России интересов. В результате всего этого произошел очередной дворцовый переворот 28 июня 1762 г., Петр III был смещен, а на его место встала энергичная, деловая, обладающая умом государственного деятеля женщина, Екатерина II. 

Екатерина II
      Екатерина II понимала, что никак нельзя обойтись без расширения привилегий дворянства, являющегося главной социальной опорой самодержавной власти. Слабое развитие буржуазных отношений в стране, отсутствие социальных сил, носителей этих отношений, обусловило  в период формирования и развития абсолютизма значительную зависимость монарха от интересов дворянства. В связи с этим во внутренней политике Екатерины II вопросы дворянства, его прав и привилегий стояли на первом месте.
     В  1765 г. был издан устав о винокурении,  предоставивший дворянам монопольное право на деятельность в этой области. В том же году были наконец решены вековые проблемы с границами имений благодаря генеральному межеванию земель. Помимо всего прочего это позволило отдельным представителям дворянства легализовать свои  не вполне законные земельные приобретения.
     Ряд  указов увеличивал средства, выделяемые  на закрытые дворянские учебные  заведения (если всего на учебные заведения и науку выделялось около 1 млн. рублей в год, то на дворянские сословные учебные заведения из этой суммы приходилось 800 тыс. рублей). Дворяне в 1762 г. получили монопольное право на пользование крепостным трудом. Указами 60-х гг. были увеличены права помещиков в отношении личности и имущества крепостных крестьян. Крепостное право в период правления Екатерины II достигло апогея. Помещик превратился в полного господина своих крестьян. Укрепление крепостного права императрица проводила, руководствуясь интересами дворянства и государства. Екатерина не предпринимала никаких освободительных мер и все усилия направляла для подавления крестьянских волнений.
     Сочетание  «экономического либерализма» с  усилением крепостного права было одним из проявлений политики, которая получила название «просвещенного абсолютизма».
     Одним  из самых крупных мероприятий  этой политики был созыв Уложенной  комиссии 30 июля 1767 г. Императрица решила созвать выборных от различных сословий для выработки общего, удовлетворяющего всех подданных закона. Внешне представительство выглядело всесословным, но это было не так. В работе Комиссии не участвовали помещичьи, дворцовые, экономические крестьяне, крестьянство Прибалтики, Дона и Украины. От дворянства и городов  было избрано 424 депутата, представляющие 4% от населения страны, а 93% населения России составляли крестьяне. 45% депутатов были потомственными или личными дворянами (только 12% от всех депутатских мест было у черносошных крестьян и однодворцев), что и определило дворянский характер работы Уложенной комиссии.
    
    
     Наказы крестьян и однодворцев содержали в себе жалобы на произвол и бесправие властей, тяжесть налогов и повинностей, малоземелье, ограничение крестьянской торговли, захваты крестьянских земель дворянами. А дворяне, в свою очередь, жаловались на побеги крестьян, воровство и разбой. Они требовали дворянского самоуправления, выборного дворянского суда, усиления власти над крестьянами, увеличения роли дворянства в органах местного самоуправления.
     Дворяне незыблемо стояли на страже своих прав и привилегий. Поэтому попытки облегчения положения крепостных крестьян были бы чреваты недовольством дворянства, борьба с которым могла окончиться потерей короны, чего Екатерина допустить не могла. Вследствие чего дворянские привилегии только усиливались.
     Губернская  реформа 1775 г. предоставила дворянам  более широкое участие  в  органах губернского и уездного  управления. Окончательно права и привилегии дворянства были обобщены и закреплены в Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Следует отметить, что в области сословной политики Екатерина II проводила линию укрепления сословной структуры с определением прав и обязанностей каждого сословия. За дворянством был закреплен статус привилегированного сословия, в то время как статус других сословий был подчинен интересам государства и сохранению господства дворян.
     Дворяне  получили право создавать свои  губернские и уездные собрания во главе с предводителями. Дворянские собрания имели право сообщать о своих нуждах губернатору и правящим центральным органам.
     Городовое  положение 1785 г. рассматривало  городское население как группу  феодальных сословий, обеспечивающих  потребности государства. Организация  городского общества не выходила  за рамки феодальных общественных отношений, не выходило за эти рамки и дворянское сословие. Хотя у дворянства и были огромные права и привилегии, но они не получили всего, что хотели. Государство оставило для дворян право выслуги, дворянское самоуправление поставило под свой контроль и оградило независимость и прерогативы самодержавной власти.
     После  принятия Жалованной грамоты  дворянство стало называться  «благородным дворянством». К концу  XIII в. Дворянство составляло 1% от всего населения страны. Оно подразделялось на титулованное, древнее (занесенное в первую Бархатную книгу 1687 г.), пожалованное государем, выслуженное на военной или гражданской службе и иностранное, перешедшее в русское подданство дворянство. По душевладению дворянство подразделялось на низшее (до 20 душ крепостных мужского пола), среднее (от 21 до 100 душ) и высшее (более 100). Но были дворяне и безземельные и не имевшие крепостных, для них основным источником средств на жизнь было жалование, получаемое ими на военной или гражданской службе.
     Дворянскую  политику Екатерины II никак нельзя назвать абсолютно согласующейся с условиями того времени. Оформленный в России сословный строй мешал образованию гражданского общества, поскольку сословные разграничения и привилегии были главным препятствием в формировании единых гражданских прав. Кроме того, права сословий в России не всегда трактовались как продолжение принципов всего государственного порядка, а это подчиняло статус личности интересам государства.
     Империя  росла, усиливалась, а жизнь не становилась лучше, казна пустела. В то время как столичное дворянство блистало европейской культурой, простому народу выпала участь жалкого существования под жестким попечением помещиков.
     Начало  Великой французской революции  в 1789 г. положило конец политике «просвещенного абсолютизма».
Павел I
     Продворянскую,  прокрепостническую политику продолжал  Павел I. Это была открытая диктатура дворянства, напуганного французской революцией.
     В  своей политике Павел I исходил из того, что только усиление самодержавных начал позволит монарху удержать власть. Император отрицал незыблемость прав дворянства, в них он видел источник вольнодумства, и поэтому стремился их ограничить. Он по своей прихоти менял чиновников на военной и гражданской службе, ссылал одних и возвращал других, руководствуясь в этом только тем, что считал политику Екатерины совершенно неправильной, он старался в корни поменять сложившийся при ней в стране порядок. Павел запретил дворянские собрания в губерниях, отменил право дворян избирать должностных лиц уездных учреждений, отменил жалованные грамоты дворянству и городам. Его режим противоречил интересам дворянской аристократии, высшей бюрократии и активной части дворянства и вызывал рост их недовольства. Последней каплей, переполнившей чашу терпения дворян, стал разрыв отношений с Англией, куда шла преобладающая часть экспортной сельскохозяйственной продукции, основными поставщиками которой были дворяне. Итогом его политики стал дворянский заговор.     11 марта 1801 г. заговорщики совершили дворцовый переворот, убив Павла I и возведя на престол его сына Александра.
Александр I
     Александр  I в изданном в день его вступления на престол манифесте объявил о своей приверженности к курсу Екатерины II. Первым шагом в его политике было восстановление действия приостановленной Павлом I «Жалованной грамоты дворянству», он освободил дворян от телесных наказаний, применявшихся при Павле. Была упразднена наводившая ужас Тайная экспедиция и освобождены содержавшиеся в Петропавловской крепости узники, возвращены из ссылки 12 тыс. опальных и репрессированных Павлом чиновников и военных. Были отменены и другие раздражавшие дворянство Павловские указы и распоряжения.
     Попытка решения крестьянского вопроса Александром не могла не отразиться и на правах дворян. По указу 1801 г. покупка земли разрешалась не только дворянам, но и купцам, мещанам и казенным крестьянам. Указ о вольных хлебопашцах 1803 г. дал возможность крепостным крестьянам с землей выкупать свободу по обоюдной договоренности с помещиком. Был принят ряд мер по ограничению произвола помещиков. Указами 1808-1809 гг. было запрещено продавать крестьян на ярмарках, давать объявления в газетах о продаже дворовых, отменялось право помещиков ссылать по своей прихоти крепостных в Сибирь.
     Но все эти преобразования не умалили влияния дворянства на политику. Из-за мощной дворянской консервативной оппозиции не был воплощен в жизнь план государственного преобразования России М.М.Сперанского. Единственное, что было осуществлено из этого плана, это утверждение Государственного совета как законосовещательного органа           1 января 1810 г.
     В  1818 г. нескольким царским сановникам было поручено разработать проекты отмены крепостного права. Один из таких проектов подготовил А.А.Аракчеев, который предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян в казну. Но Александр, встретив сопротивление реакционного дворянства, не решился пойти на выработанные авторами весьма умеренные и даже выгодные для помещиков условия освобождения крестьян.
    Указами 1822-1824 гг. крестьянам запрещалось жаловаться на жестокость помещиков, восстанавливалось право последних ссылать крестьян в Сибирь. Таким образом, при Александре дворяне сохранили наибольшее количество прав и привилегий, приобретенных до Павла I.
Николай I
     Во время царствования Николая I дворянство продолжало занимать привилегированное положение по отношению к другим сословиям. Перед Николаем предстала острая необходимость решения крестьянского вопроса, но до тех пор, пока у дворян была сила на то, чтобы оказывать влияние на политику, проводимую императором, решить этот вопрос было невозможно. В связи с этим Николай I мог только в некоторой степени смягчить крепостное право, слегка ограничив власть помещиков над крестьянами. С этой целью было издано свыше 100 указов (например, запрет продавать крестьян без земли, разъединять крестьянские семьи при продаже их с публичного торга, переводить их в дворовые и т.п.), но из-за незаинтересованности в них помещиков они находили весьма малое применение. Наибольшее применение получили указ 1842 г. об «обязанных крестьянах» и так называемая инвентарная реформа. По указу 1842 г. крестьянин мог получить с согласия помещика личную свободу и свой надел в пользование, за которые должен был отбывать те же повинности, что и прежде, но помещик уже не мог их увеличивать, а также не мог отобрать надел. Инвентарная реформа же сводилась к составлению описаний помещичьих имений («инвентарей»), с точной фиксацией крестьянских наделов и повинностей, которые впредь нельзя было изменять. Никаких  особых мер, которые бы кардинально изменили положение дворянства в обществе, при Николае I предпринято не было.
Александр II
     Перед вступившим на престол Александром II встала задача проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, в первую очередь крестьянской. Впервые о необходимости проведения реформы крепостного права было официально заявлено в речи Александра перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 г. Указав на опасность дальнейшего сохранения крепостного права, император призывал помещиков к проявлению инициативы в этом деле. Началась подготовка реформы. 3 января 1857 г. был образован секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Составленный из ярых крепостников, он действовал нерешительно.
     В  1858 г. секретный комитет был  переименован в «Главный комитет  о помещичьих крестьянах, выходящих  из крепостной зависимости». В  1859 г. при Главном комитете  были учреждены Редакционные  комиссии для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитетами, и составления закона об освобождении крестьян.
     Отношение  помещиков к готовящейся реформе было различным. Большинство выступало за сохранение крепостных порядков, остальные соглашались, выдвигая разные условия, такие как барщина и оброк или выкуп с крестьян за их личную свободу и небольшой земельный надел в пользование.
     28 января 1861 г. проект «Положений  о крестьянах», подготовленный  Редакционной комиссией, поступил  на рассмотрение Государственного  совета. Александр II потребовал скорейшего принятия проекта, сказав, что все, что можно было сделать для сохранения выгод помещиков, было сделано. Но члены Государственного совета внесли еще один пункт в проект о праве помещика предоставить крестьянам в собственность немедленно и бесплатно четверть высшей нормы надела (такой надел назывался «четвертной» или «дарственный»).
     19 февраля 1861 г. были подписаны  царем и получили силу закона  «Положения о крестьянах, выходящих  из крепостной зависимости» и манифест, возвещавший об освобождении крестьян. Это положение распространилось на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось112 тыс. помещичьих имений с 22,6 млн. крестьян обоего пола.
     Если крепостное право было отменено сразу, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулась на 20 лет.
     Определенные  экономические условия освобождения  крестьян фиксировались в уставных  грамотах, которые должны были  составить помещики при содействии  проводящих на местах реформу  в жизнь мировых посредников  (назначаемых из местных помещиков), а крестьяне – удостоверить их своими подписями. Однако более половины этих грамот вводились в действие без их согласия.
     Важное  место в реформе 1861 г. отводилось  аграрному вопросу. Ставилась  задача предоставить крестьянам  землю в таком количестве, чтобы они были привязаны к своему наделу, а вследствие недостаточности последнего – к помещичьему хозяйству. Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Чтобы стать собственником своей земли крестьянин должен был выкупить ее у помещика. Дело выкупа взяло на себя государство, что решало важные социальные и экономические проблемы. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами.
     Но  даже такие меры со стороны  государства не могли покрыть  помещикам ущерб, принесенный  реформой. Личное освобождение крестьян  ликвидировало монополию помещиков  на эксплуатацию дарового крестьянского труда; реформа заставила помещиков отдать крестьянам в собственность их надельную землю. Подавляющее большинство помещиков встретило реформу с раздражением, надеясь, что изданный закон скоро будет изменен в желаемом для них духе. На дворянских собраниях вносились предложения изменить в пользу дворянства изданный закон.
     Крестьянская  реформа, несмотря на ее противоречивость, имела огромное прогрессивное  значение.  Конечно же, дворянство  потеряло множество своих привилегий, связанных с крепостным правом, но рабский труд уже изжил себя и не мог больше положительно влиять на развитие страны, а, напротив, крепостничество являлось главной причиной отсталости страны на международной арене.
Александр III
      Большое влияние на политику Александра III оказало убийство прежнего императора. Боясь за свою жизнь и стараясь нормализовать обострившуюся обстановку в стране, Александр решил восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную в результате реформы 1861 г. С этой целью было издано «Положение о земских участковых начальниках». В 40 губерниях России создавалось 2200 «земских участков», во главе которых были поставлены земские начальники – исключительно из местных потомственных дворян. Прерогативы земского начальника были очень широки, он осуществлял административные и полицейские функции в деревне. Его решения считались окончательными и не подлежащими обжалованию, что обеспечивало ему полную бесконтрольность действий.
     Затем  последовали контрреформы местного  самоуправления. 12 июня 1890 г. было издано новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Оно было направлено на усиление в земствах дворянского элемента и резкое сокращение представительства от крестьян. Помимо дворянской политики Александр III проводил и реформы в пользу крестьян. Итогом его деятельности стали успехи в экономическом развитии страны. Его курсу намеревался следовать и вступивший в 1894 г. на престол его сын Николай II. Но в противоположность своим намерениям стал проводить политику в пользу простого населения страны. На этом и завершилась дворянская политика российских монархов.
                                                                                   
 

Крестьянская  политика российского  самодержавия  до 1861 год 

Иван  IV
     После становления Ивана IV самодержавным правителем и по окончании его опричной политики страна находилась в разоренном состоянии.
      В этих условиях государство  и феодалы увеличивают налоги  и повинности. Ответом на это  стало массовое бегство крестьян  на окраины страны, что вело к уменьшению тяглово-надельной пашни и количества тягловых дворов. Такая ситуация вынудила государство пойти по пути создания государственной системы крепостного права. В 1581 г. были введены «заповедные годы», когда запрещался переход крестьян в Юрьев день. Введение «заповедных лет» стало первым шагом на пути создания системы крепостного права. Запрет перехода распространялся не только на владельческих, но и на черносошных, дворцовых крестьян и на посадское население. В 1581 г. начинается валовое описание земель и составление писцовых книг. 
     К 1592 г. завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть, проведя перепись, могла организовать розыск и возвращение беглых. В 1597 г. был издан указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. По этому указу розыску подлежали крестьяне, бежавшие с 1592 по 1597 гг. Этих крестьян возвращали прежним владельцам в соответствии с записями в писцовых книгах. Если за 5 лет беглый не был найден, то он оставался у нового владельца. Это вызывало недовольство дворян центральных уездов, и было на руку помещикам южных уездов.

Борис Годунов
      Борис Годунов издал указ «об  урочных летах» 1597 г. - запрете переходов  крестьян в Юрьев день. Правитель  Годунов провел «посадское строение». Черные посадские тяглецы, заложившиеся в «белые слободы», насильственно возвращались в «государево тягло». Государство тем самым увеличивало поступление денег в казну и шло навстречу посадским людям. В 1597 г. был издан указ о кабальных холопах. Уплатив долг, холопы не получали свободу, а оставались ими до смерти своего владельца. 
     Политика Годунова была направлена на экономическую поддержку средних и мелких землевладельцев.

     В  1601 голодном году Годунов установил  предельные цены на хлеб. Но спекуляция им усиливалась. В 1601 году появился указ, разрешавший помещичьим крестьянам, спасаясь от голода, уходить в Юрьев день от своих владельцев. Эта мера не касалась вотчин знати и монастырей, но именно они начали переманивать крестьян и вывозить их из поместий служилых дворян, что вызывало их недовольство этой мерой Годунова. 
     В 1602 голодном году цены на хлеб возросли в 100 раз. К голоду прибавились эпидемии. Вновь был издан указ, разрешавший крестьянам выход в Юрьев день.
 

Лжедмитрий I
     В правление Лжедмитрия I была предпринята попытка создания нового Судебника, где бы разрешался переход крестьян, но довести дело до конца не удалось. Боярская дума, взяв царя под свою плотную опеку и жесткий контроль, гасила его реформаторский пыл. Крестьяне и посадские люди не получили того, что ожидали от царя-избавителя. Его законодательство не разрушало основ крепостничества, налоги стали еще больше, а не меньше, как хотелось и ожидалось. 

Василий Шуйский
     При  Василии Шуйском крестьяне и посадские люди не получили облегчения своего положения. Наоборот, увеличились налоги, повинности и барщина. В ответ на это усилилось бегство крестьян и холопов. А позже такая политика русских царей привела к началу крестьянских восстаний.
Лжедмитрий  II
     Меры, проводимые Лжедмитрием II, только усугубили положение крестьянства. Он раздавал своим приверженцам вотчины и поместья с крестьянами, т.е. его политика была направлена на привлечение на его сторону бояр и дворян. 

Алексей Михайлович
     Главной  задачей Алексея Михайловича было наведение порядка после Смуты. Для этого требовались средства, а получить их можно было только за счет увеличения государственных налогов и повинностей, результатом чего было дальнейшее обнищание тяглового населения страны.
      В 1646 г. были составлены переписные  книги (подворная перепись мужского  населения «тяглых» дворов с  указанием возраста и родственных  отношений). Они стали основой  при введении в 1679 г. подворной  системы налогообложения.
     Крайне тяжелое финансовое положение государства вынуждало его идти по пути увеличения прямых налогов.
     Помимо  поземельного налога, правительство  прибегало к чрезвычайным денежным  сборам – «пятинным деньгам», которые собирались с 1613 по 1644 г. семь раз. Сильно возрос  самый тяжелый прямой налог на содержание войска – «стрелецкие деньги».
     Увеличение  налогов вело к уменьшению  платежеспособности населения. Тогда  правительство боярина Морозова  пошло по пути введения косвенных  налогов, введя повышенный налог  на соль. Повышая цены на соль, правительство пошло на отмену наиболее тяжелых прямых налогов. Введение соляного налога еще более усилило недовольство тяглых людей. В 1647 г. этот налог был отменен.
     В  1649 г. было принято Соборное  уложение, которое юридически оформило  крепостное право. Был установлен бессрочный сыск всех категорий крестьян, которые закреплялись на землях, и посадских людей, закреплявшихся за своими посадами. Крепостное состояние становилось наследственным.
     Посадские  люди должны были платить тягло  и нести повинности. Указом 1658 г. за самовольный переход в другой посад или женитьбу на жительнице другого посада предусматривалось наказание в виде смертной казни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.